Холодность мужчины: безразличие или безэмоциональность? Эмоциональная холодность

1. Введение 3

2. Понятия и характеристики чувства безразличия 4

3. Научные исследования чувства безразличия 11

4. Выводы 12

5. Список литературы 13

Введение

Эмоции и чувства человека можно условно подразделить на положительные и отрицательные. Положительные – радость, счастье. Отрицательные – гнев, страх. Иногда невозможно определить «окраску» той или иной испытываемой эмоции. Но существуют также нейтральные чувства, одно из них - безразличие. Безразличие в различных источниках рассматривается как понятие «апатии», а также как сопутствующая или переходная эмоция.

Это отличительная особенность маскированной депрессии. Так как насчет мертвого парня на полу? Если он умер, вина не моя! Женщина с этой фотографии про нищего, которого ограбили и изнасиловали на полу. Безразличие населяет сердца и умы всех! Ребенок безразличен к благополучию матери, которая не спала более 15 дней, когда она каждую ночь открывает самый большой крик.

Во всяком случае, мы безразличны к этому. Неважно, если это происходит от мозга или сердца, равнодушие - это то, что привело человечество туда, где оно есть. Безразличие - это чувство, которое обитает в мозгу и живет рядом с ненавистью и любовью. Безразличие остается равнодушным к своим двум соседям, потому что в то время как борьба, а другая любит безразличие, устала пытаться разрешить все эти конфликты, которые происходят с их двумя соседями.

Увеличивающееся количество безразличных «апатичных» людей определяет, в настоящее время, актуальность выбранной темы. Обилие информации, пассивность физическая и интеллектуальная заставляет задуматься над практическими исследованиями в такой области, как изучение безразличия для помощи людям в преодолении периодически наступающей эмоциональной опустошенности. Считается, что ощущение безразличия зачастую может являться внешним признаком депрессивных состояний. Отчасти это правда, при депрессии мы можем отмечать в себе равнодушие к окружению. Но безразличие это не просто симптом, это самостоятельное чувство, относимое к высшим чувствам, ведь оно вряд ли применимо для животных. Поэтому, велика практическая значимость исследований данного чувста. Говоря о безразличии в быту, мы частенько добавляем к нему негативный оттенок (безразличие – худшее из зол), не задумываясь о том, что это чувство несет в себе и множество положительных значений, например, помогает нам обезопасить себя в ситуациях напряжения, стресса, страха. Конечно, постоянное чувство безразличия может пагубно повлиять на эмоциональный фон. Так, например, может «закостенеть» чувство радости. В данной работе внимание автора будет обращено к такому виду нейтральных чувств - как безразличие. В первой главе будут рассмотрены понятия, общие характеристики, причины возникновения безразличия, а так же особенности внешних и внутренних проявлений. Во второй главе приведем некоторые исследования чувства безразличия. В этой работе предпринята попытка рассмотреть чувство безразличия с разных сторон его проявления у человека.

Некоторые психологи демонстрируют безразличие в следующей ситуации. Вы, Аноним, ходите по улице, когда вдруг вы видите нищего, все оборванного на полу, просящего милостыню покупать хлеб. Когда безразличие говорит с мозгом, сострадание заканчивается тем, что мы должны делать добро другим. Эти последние две мысли заставляют вас ошибочно судить нищего и думать так.

Ваши мысли о нищем. Или может случиться, что здравый смысл занят, и только презрение может дать свое мнение. Если только презрение к мнению, его мысли таковы. Как только испытание закончено, мозг заставляет вас думать так и игнорировать нищего попрошайничество. Позже раскаяние, похоже, будет обрабатывать ненависть и неуважение к ложному суждению нищего, а поскольку раскаяние является хорошим адвокатом, убеждает мозг в том, что эти двое ошибались, и мозг заставляет вас чувствовать себя виноватым за то, что сделал это с нищим.

Понятия и характеристики чувства безразличия

Безразличие - состояние, обусловленное безучастным, отрешённым отношением к происходящему вокруг. Сопровождается отсутствием внешних эмоциональных проявлений, и, зачастую, снижением психической активности, отсутствием желаний и побуждений к деятельности.

В словаре Ушакова беразличие трактуется как состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Безразличие - это объединение различных чувств, и так со всеми остальными! На самом деле, если у нищего не было ни ног, ни оружия, а на коленях было двое детей, это было бы уродливо, и безразличие не подействовало бы на весь его потенциал, и, вероятно, раскаяние было бы еще больше для вас.

Можно ли контролировать безразличие? Тот, кто страдает от безразличия. Безразличие к векам поражает все человечество. Если заблуждение человека, не чувствуйте равнодушия, чтобы быть психопатом! Ибо в уме психопата мозг преследовал безразличие, раскаяние и сострадание и арестовал их. Если психопаты не могут быть безразличными, вы тоже не можете!

В большом энциклопедическом словаре приводится определение апатии в двух значениях (апатия от греч. арatheia - бесстрастие):

1) в обычном значении слова - безразличное, безучастное отношение к окружающему.

2) В медицине - болезненное состояние, выражающееся в безразличии, в безучастном отношении к происходящему, в отсутствии внешних проявлений эмоциональных реакций (паралич эмоций). Нередко апатия сопряжена с абулией (апатоабулический синдром) - общим снижением психической активности. Такие больные малоподвижны, неразговорчивы, безынициативны. Апатоабулический синдром наблюдается при некоторых душевных заболеваниях, а также при функциональных расстройствах нервной системы. Проводят лечение заболевания, вызвавшего апатию, а также применяют стимуляторы нервной деятельности.

Некоторые неврологические психологи и пиктограммы говорят, что есть способ контролировать или даже стереть безразличие вашего мозга! Вы будете самым крутым, самым одиноким, самым сильным человеком во всем городе, и вы можете издеваться над своими друзьями, которые испытывают такие глупые эмоции, как «Сострадание и раскаяние». Тот, кто хочет контролировать безразличие. Хайдеггер перевел и отредактировал: «О сущности истины», «Ла Скуола», «Брешиа».

Диалог с созданием активного нигилизма, Фельтринелли, Милан. Мать кладет ребенка в стиральную машину, которая родила семь месяцев назад, еще одна мать она атаковала с кухонным ножом на беззащитного тела ее семь-летней девочки, а затем совершить самоубийство: эти трагедии не могут быть уволены как психически случаях И оттеснен и удален здесь. Повторение таких историй, которые сейчас слишком часты, требует от нас всех более серьезного размышления. У нас все еще есть психика, способная обрабатывать конфликты и, благодаря этой разработке, может удерживать нас от жестов?

В словаре Мещерякова и Зинченко также приводится двоякое определение термина «апатия»:

1. Психическое состояние, характеризующееся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний; своего рода «эмоционально-мотивационный паралич».

2. В философской литературе апатия может пониматься в позитивном смысле - как выдвинутый древнегреческими философами-стоиками нравственный идеал личности, способной не стремиться к наслаждениям, не страшиться и спокойно переносить лишения и страдания (греч. pathos переводится как чувство, страсть), руководствоваться исключительно разумом. .

Существует ли психологическое образование в нашей культуре и жизненных практиках, которое позволяет нам вступать в контакт и таким образом знать наши чувства, наши импульсы, качество нашей сексуальности и мотивы нашей агрессии? Или эмоциональный мир живет в нас без нашего ведома, как неизвестный незнакомец, которого мы знаем, даже не даем имени? Если бы это было так похоже на Сондрио или Имолу, мы ожидаем многих, потому что трудно думать, что мы можем управлять нашей жизнью, не имея надлежащего знания о себе.

Неповторимые времена, которые уходят от внешнего наблюдения, но решающие для формирования у новорожденного этого теплого ядра или «основного доверия», как говорят психологи, который является первым условием существования в мире, не будучи ошеломленным тоской. Между гимназией и плаванием, потому что вы должны расти с красивым телом, между теперь отрывочным, теперь сформулированным объяснением, теперь немного обманутым, потому что вам нужно стать умным, поскольку он проходит между родителями и детьми того косвенного общения, которое вы чувствуете в живот, прежде чем в голове, можно доверять отцу и матери, почему мы чувствуем себя на нашей стороне в первых смущенных движениях жизни?

Похожее суждение дает С.Л. Рубинштейн: «В эмоциях отношение к окружающему, так же как выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания. Сначала эмоции полонят сознание: человек в состоянии понять в действиях других людей только то, что сам чувствует. Затем познание освобождается от чувства; человек может понять и то, что собственному его чувству чуждо: он может, как учит Б. Спиноза, не любить и не ненавидеть, а только принимать человеческие поступки так, как если бы речь шла о теоремах. .

Уход за телом, уход за интеллектом, но насколько забота о душе? Здесь взрослые получают немного дерьма. Они несут любовь через то, что изобилуют, чтобы удовлетворить те детские желания, которые идут, чтобы занять пустоту общения, которая уже показывает свои первые признаки в лености, лени, лени, мятеже и, в самых серьезных случаях хотя и менее блестящим, в депрессивной отставке. То, что можно почувствовать в этот период, характеризующийся избытком внешних стимулов и отсутствием общения, является первыми признаками «психопатии», которая является тогда эмоциональным равнодушием, которое становится все более распространенным у молодых людей, эмоциональный резонанс перед лицом фактов, которые наблюдаются, или жестами, которые выполняются.

По мнению Фабри К.Э., апатия - состояние, характерное эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. Протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. Бывает кратковременной или долговременной. Формируется в результате длительно протекающего расстройства психики, иногда возникает при некоих органических поражениях головного мозга. Может наблюдаться при слабоумии, бывает следствием продолжительного соматического заболевания.

И тогда все становится темным, неразборчивым, непостижимым, и все может случиться, даже самое страшное, без знака, симптома, подсказки, может что-то искупить. И это не для внезапного рапса, которого не существует, ни для депрессивного состояния, которое, когда оно серьезно, не позволяет тем, кто страдает, встать со стула, а потому, что из-за отсутствия образования психики, к настоящему времени больше нет большой разницы между нападением на мать или нападением на ее сына и употреблением кофе в баре.

Здесь мы не можем говорить о «психоза», потому что психопатические личности не уничтожается, как мы сказали, психиатрические осмотры, проводимые на Эрике и Омаром и как сказать нам, что вы будете вести на матерей Сондрио и Имоле, и даже «невроз» потому что беспорядок - это не конфликт, а эмоциональная незрелость, которая является следствием отсутствия образования чувствительности, когда в детстве и подростковом возрасте речь шла только о воспитании тела и ума. Последствия этой «эмоциональной незрелости», которая затрагивает эмоциональную неграмотностью является неспособность выражать положительные эмоции, как сочувствие и благодарность, этюды сексуальное безличный и не привлекательный, нравственную апатию с отсутствием раскаяния или вины чувств, антисоциальное поведение, не эпизодический или импульсивный, а постоянный, хотя и хорошо замаскированный, который касается преступного поведения, как говорят нам хроники нашего времени, с холодностью и безразличием.

Безразличие – отсутствие эмоций и чувств. Безразличная личность не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия; это состояние отличается от скуки, поскольку не сопровождается напряжением и раздражительностью. Часто безразличие рассматривается как результат длительного и/или тяжелого стресса. Оно представляет защиту от чувств отчаяния и одиночества. Внешне проявления безразличия носят характер отчужденности от объективного мира, но можно выявить сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые защитой.

И это потому, что, как напоминает нам Павел Валерий, те, кто из сердца не являются «причинами», они больше, они «силы», что, когда они не воспитываются, не взрываются или не охлаждаются по тем видам, которые молодые люди приносят на практике почти бессознательная защита, и что они приходят: или «эмоциональные ошеломляющие» через те ритуальные практики, которые являются ночными клубами или маршрутами алкоголя и наркотиков, или «бескорыстие для всего», введенные в действие, чтобы справиться с эмоций, через пути вывесок и неучастия, которые приводят к непрозрачному отношению безразличия.

Безразличие – особое психическое состояние, при котором человек равнодушен ко всему окружающему. При этом снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции. Безразличие часто является симптом какого-то нарушения или заболевания, как психического (депрессия, шизофрения), так и соматического (эндокринная дисфункция, болезнь Альцгеймера и др.). Наиболее часто безразличие является проявлением легкой депрессии, в формировании которой могут принимать участие несколько факторов:

Может ли школа в этот момент сделать что-то в этом подростковом сезоне, когда дети припаркованы в том доме никого, где семья из-за накопленных недостатков общения больше не имеет никакой функции, и общество не вспоминает? При условии, что профессора не просто «воспитывают», но не способны «воспитывать», то есть заботиться об эмоциональном росте своих учеников. По этой причине нет необходимости, чтобы психологи были включены в школу, потому что не сказано, что, поскольку они изучали психологию, у них эмоциональная зрелость выше, чем у нынешних учителей, но мне не нужно просить взять на себя ответственность за эмоциональное и эмоциональное состояние молодых людей, которые каждый день имеют их под глазами.

Наследственность.

Стресс (потеря работы, конфликт, выход на пенсию, смерть близкого человека, стихийные бедствия, проблемы с законом и т.д.).

Эндокринная дисфункция (избыток кортизола, недостаток тиреоидных гормонов).

Прием лекарственных препаратов. Безразличие могут вызывать: противозачаточные таблетки, сердечные препараты и лекарства, понижающие давление (например, бета-блокаторы и кальциевые блокаторы канала), снотворные, кортизон и другие стероиды, антибиотики.

Они не могут, они должны были пройти еще одну тренировку и были вежливы с другой чувствительностью. Если школа не справляется с задачей психологического воспитания, что обеспечивает, помимо интеллектуального созревания, аффективное созревание, которое должно быть единственным истинным обязательным субъектом образования, конечная вероятность может предложить его обществу, если его ценности они были не просто бизнесом, успехом, деньгами, имиджем и неприкосновенностью частной жизни, но и тщью солидарности, отношений, общения, взаимопомощи, которые могут смягчить асоциальный характер, который в нашей культуре все более характеризует семью.

Хронические заболевания (паралич, инфаркт, рак, диабет).

Предменструальный синдром у женщин.

Отсутствие реализации творческих способностей.

Алкоголизм, наркомания.

Пожилой возраст.

Проявления апатии.

Безразличие может проявляться в двух вариантах. Иногда оно бросается в глаза при первом взгляде на человека, который оказывается совершенно безучастным ко всему окружающему. Другой, более сложный вариант безразличия – это внешне активный человек, но при этом он равнодушен к жизни. Если безразличие сопровождает невротическое расстройство, то на первый план выходят симптомы раздражительной слабости, астении, хотя эмоции у таких больных живые и обусловлены обстоятельствами. .

Сегодня, фактически, то, что происходит в доме, все еще упаковано и неотвязано, и то, что происходит, обрабатывается теми масками, которые мы носите каждый день, чтобы не пропускать ничего, что передавалось в драмах радостей и болей, которые живут в хорошо защищенных стенах дома, В пустыне эмоционального общения мы не пришли из молодых людей, мы не встречались с подростками, а взрослые учили нас контролировать, появляется жест, особенно жестокий, который заменяет все слова, которые у нас нет обменивались с другими для инстинктивного недоверия или с самим собой за эмоциональную афазию.

Ильин Е.П. предлагает подвергнуть наши внешние чувства раздражениям различного качества и силы, следуя общему принципу «метода впечатлений». Если мы ограничимся при этом сначала теми областями внешних чувств, в которых, как видно уже из многочисленных случайных наблюдений, впечатления сопровождаются особенно сильными эмоциональными реакциями. То есть, если будем иметь в виду только области кожных и общих, обонятельных и вкусовых ощущений, то нам бросятся в глаза, прежде всего, две формы чувства: удовольствие и неудовольствие. Между ними в виде индифферентной середины, находится, по-видимому, состояние, свободное от чувства, воспринимаемое нами при безразличных впечатлениях.

А затем перед кроватью психотерапевта, где слова, как известно, обмениваются, как известно, для оплаты, прежде чем лекарства подавляют все слова, которые мы могли бы узнать, чтобы назвать и узнать о наших мотивах перед Наблюдателями по психическому здоровью и «соседские» психиатрические дома престарелых или домашние обращения, которые, если не иначе, предлагаются министром здравоохранения, мы должны убедить себя в необходимости и срочности профилактического эмоционального воспитания, из которых очень мало семьи, школы и общества.

Сегодня эти банки, благодаря Богу, подскочили, но подтверждается ли новая индивидуальность, которая имеет силу удерживать пространство свободы и уединения, которое ему было предоставлено? Вот почему предстоит большая работа в преуспевающем воспитании души до нашего времени, усеянной такими бредовыми преступлениями, которые только из-за отсутствия коллективного размышления об аффективной незрелости нашей культуры могут все еще удивлен и удивлен. Список - это выбор медицинских терминов, которые касаются основных симптомов депрессии, с особым вниманием к более сложным словам.

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Эмоциональный взрыв характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное безразличие, сонливость.

Однако, говорят и о нейтральном настроении, т.е., ни о хорошем, ни о плохом. И тут мы оказываемся перед дилеммой: эмоциональное реагирование не может быть нейтральным; если же реагирование нейтрально, беспристрастно, то оно не эмоционально. Следовательно, либо настроение может характеризоваться отсутствием эмоциональной окраски (но тогда почему оно перечисляется к видам эмоционального реагирования?), либо бывают такие временные периоды, когда у нас нет никакого настроения как эмоционального реагирования на что-то. По мнению Ильина Е.П. выход из этого противоречия в том, что настроение нужно считать не особым видом эмоционального реагирования, а эмоциональным фоном (континуумом), в котором интенсивность выраженности эмоциональных переживаний может находиться в диапазоне от нуля (полного спокойствия, безразличия, т.е. отсутствия эмоционального реагирования) до максимальной величины эмоционально реагирования (аффекта).

Иногда апатия возникает либо при отрицательном отношении человека к предстоящей деятельности, либо при большом желании осуществлять деятельность (во втором случае – как следствие «перегорания» из-за длительно продолжавшегося возбуждения) и сопровождается сниженным уровнем активации, торможением. При апатии наблюдается общая вялость, сонливость, замедленность движений, ухудшение внимания, и восприятия, урежение и неравномерность пульса, ослабление волевых процессов. Отнесение апатии только к эмоциональному возбуждению, пусть даже и низкому, вряд ли оправданно. Апатичное состояние характеризуется преобладанием тормозных реакций над возбудительными, так как часто она является следствием перевозбуждения человека и перехода возбуждения в запредельное торможение. Более точно было бы сказать, что при апатии наблюдается низкий уровень активации коры головного мозга, а не эмоционального возбуждения.

Естественным становится стремление исследователей найти какие-то границы стресса как психического (эмоционального) напряжения. По мнению Л.Леви (1970), эмоциональный стресс можно рассматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, нижней точкой которого являются небольшие сдвиги физиологического гомеостаза в условиях полного безразличия.

Апатия (в исследовании Р. Баркера и др.) является одним из видов фрустрационного реагирования.

Изменения эмоциональной сферы связаны как с физическим, так и психическим состоянием человека. Неспособность пожилого человека что-либо сделать для других вызывает у него чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим (Смит, 1995), безучастным отношением к своему настоящему и будущему (Милентьев и др., 1996), к снижению эмоционального контроля (старики получают большое удовольствие от рассказов от своих болезней, не замечая, что становятся назойливыми). В то же время у них возрастает обидчивость (Альпенрович, 1997). Безразличие стариков расценивается геронтологами и психиатрами как способ защиты от сильных переживаний.

Аффективная истощаемость характеризуется кратковременностью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т.п.), после которых наступают слабость и безразличие. Она характерна для людей с выраженной формой астенических состояний. .

Рассмотрим подробнее факторы возникновения чувства безразличия.

1. Безразличие как защитная реакция.

Случается, что после сильного напряжения, связанного со стрессовыми ситуациями, у человека наступает состояние безразличия, когда не хочется ничего делать и все действия по уменьшению влияния факторов стресса кажутся бессмысленными. В известном смысле такое безразличие – это защитная реакция организма. После сильного потрясения, которое сопровождается расходованием психической энергии, в нервной системе развивается торможение, в процессе которого растраченная энергия восполняется. Если бы этого не происходило, люди быстро достигали бы нервного истощения, представляющего угрозу для здоровья и жизни. Но вместе с тем состояние безразличия нельзя считать благоприятным, поэтому, если оно возникло, желательно быстрее из него выйти. Несмотря на то, что безразличие не является собственно отрицательной эмоцией, последствия такого состояния губительны. Становясь безразличным к себе, человек останавливается в своем развитии, не ставит перед собой новых целей и не стремится к их достижению. А поскольку застой не может быть стабильным, он постепенно ведет к деградации. Иногда эмоциональную опустошенность после стресса можно «вылечить» отдыхом, иногда приходится принимать более активные меры. Активная деятельность, работа сутками ради достижения определенной цели – это тоже стресс. Безразличие в таком случае может свести «на нет» все результаты. Если же безразличие становится результатом стресса, обусловленного неприятностями в профессиональной деятельности, оно часто проявляется в равнодушии к тому, что еще недавно было смыслом существования. Испытав сильное потрясение, человек теряет интерес к работе в целом и к последующим трудностям в частности. У него опускаются руки, пропадает желание бороться и искать решение, и в результате проблема действительно может перерасти в настоящий кризис. Чтобы этого не произошло, безразличие следует в себе изживать. Существует психологический прием, позволяющий превратить «надо» в «хочется» и пробудить интерес к определенным вещам или видам деятельности, которые до этого не вызывали ничего, кроме скуки. Прием этот основан на парадоксе обратного влияния и, подобно гомеопатии, использует правило «лечи подобное подобным». Ничто так не мотивирует к работе как несколько дней вынужденного безделья. В состоянии безразличия не каждый способен прибегать к психологическим приемам хотя бы, потому что и это тоже представляется ненужным. Апатия парализует волю, и если ей поддаться, можно в конце концов уйти в настоящую затяжную депрессию. Выполняя привычные действия, пусть даже автоматически, мы все равно становимся причастными к процессу общей деятельности, и это подстегивает нас и не дает окончательно замкнуться в себе. Приобщаясь к живому рабочему процессу, неосознанно человек постепенно начинает проявлять все больший интерес к окружающему и сбрасывает оковы безразличия, возвращаясь к прежнему активному состоянию. .

2. Безразличие как психический процесс.

У детей дошкольного возраста когнитивная система находится на стадии формирования, что влечет за собой постоянное эмоциональное возбуждение. Безразличие как эмоция практически никогда не возникает у здоровых детей. Только при сформировавшейся когнитивной системе человек способен испытывать безразличие или апатию. Чем выше уровень развития интеллекта, тем больше подавляется эмоциональная сфера. Безразличие становится неотъемлемой чертой характера человека. Подавление эмоциональной сферы (сознательное или бессознательное) может дать обратный эффект. Проявляя безразличие к окружающим, человек черствеет, теряет способность к сопереживанию. .

Научные исследования чувства безразличия

Н.П. Фетискин (1993) обнаружил состояние монотонии (скуки) у студентов на лекциях многих преподавателей, у школьников на уроках, у учащихся ПТУ в процессе их производственного обучения. И.А.Шурыгиной (1984) выявлено развитие скуки на занятиях в детских музыкальных школах. А.Я. Чебыкин (1989а) показал, что эмоции, которые студенты хотели бы испытывать на занятиях, не совпадают с эмоциями, которые они испытывают реально (вместо увлечения, радости, любопытства часто отмечаются безразличие, скука, боязнь). Он так же рассмотрел вопрос о том, какие эмоции сопутствуют разным этапам усвоения учебного материала. (Чебыкин, 1989б).

А.А.Борисова (1989) изучала успешность опознания эмоционального состояния человека по интонационному оттенку речи. Оказалось, что для слушателей это довольно трудная задача. По итогам исследования А.А.Борисова выявила, что легче всего определяется состояние радости, затем восхищения; хуже всего – состояния любопытства. Промежуточное положение по точности определения занимали состояния безразличия, удивления, обиды, тоски и тревоги. Выявлена тенденция лучшего распознавания положительных эмоциональных состояний по сравнению с индифферентными и отрицательными.

В.А.Лабунской и И.А.Переверзевой (1982, 1989) проводились исследования по способности людей оценивать внешние проявления эмоций. Авторы исследования установили, что чувство безразличия очень тяжело распознается как исследователем, так и исследуемым.

Е.Д.Хомской и Н.Я.Батовой (1998) было выявлено, что мужчинам проще опознавать безразличие на фото, чем женщинам.

Как видно из предшествующего материала большинство авторов сходятся на мысли, что безразличие является реакцией на сильный предварительный раздражитель и служит защитой организма при сильном стрессе.

Изучение данной проблемы представляется важной задачей для современной психологии, так как чувство безразличия в большинстве исследований понимается как сопутствующая эмоция или как защитный механим. В современном мире безразличие все больше формируется как самостоятельная эмоциональная единица. Безразличие, являясь по своей природе нейтральным чувством, синтезирует в себе позитивные и негативные черты: с одной стороны, очень важно иногда абстрагироваться от проблем, а с другой стороны злоупотребление равнодушным отношением может привести к окостенению души.

Безразличие, как самостоятельное чувство, не изучено в достаточной мере. Поэтому необходимо продолжать исследования данной проблемы именно в этом аспекте ее проявления.

Список литературы

1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

3. Мур Б.Э., Файн Б.Д. Психоаналитические термины и понятия. – Изд-во: Класс, 2001, 301 с.

4. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с. (Серия: Хрестоматия по психологии).

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

6. http://www.alternativa-mc.ru/apatiya.

7. http://www.psyguru.ru/26.html.

Эмоции в жизни современного человека являются катализатором межличностных отношений. Отрицательные эмоции, направленные в наш адрес, заставляют нас испытывать дискомфорт, равно как положительные позволяют нам «расцветать», одаривая энергией для новых свершений.

Поэтому человеку очень сложно находится в обществе без эмоциональных и «безликих» людей. Но существуют люди (и таких становится все больше) которые не способны проявлять собственные и адекватно отвечать на эмоциональные послания других. В психологии данный феномен получил название эмоциональной холодности.

Что такое эмоциональная холодность?

Под эмоциональной холодностью психологи подразумевают отсутствие какой-либо реакции со стороны индивидуума на эмоциональные послания близких людей и окружающих. Человек идет по жизни с надежно запертым от всех сердцем. Он не впускает в свою душу не только окружающих, но и близких и родных людей. Не реагирует на их слова и чувства.

Причины холодности в эмоциях

По утверждениям семейных психологов, эмоциональная холодность, проявляющаяся у значительной части мужского населения связана со стереотипами воспитания. Именно детский опыт или его отсутствие является причиной такой холодности.

Если мальчик / девочка в детстве не видели проявлений эмоций и чувств со стороны отца и матери в родительской семье, или отца и матери друг к другу, им будет очень сложно поведать о собственных эмоциях и переживаниях своей жене / мужу. Если мальчик в детстве не был «обласкан» и любим собственными ияродителями он, скорее всего, будет холоден со своим ребенком.

Ребенок, не получивший сполна родительского внимания и любви, повзрослев, станет «скуп» на эмоции и будет отвергать проявления любви в дальнейшем.

Справедливости ради стоит отметить, что в жизни каждого человека существуют моменты, когда он «впадает» в состояние эмоциональной холодности. Эти моменты можно рассматривать как защитную реакцию психики от эмоционального истощения. Это так называемый (СЭВ). Невротическая форма его проявления- (раздражительная слабость). У психически здорового, адекватного человека данные периоды не являются продолжительными и часто повторяющимися.

Как быть, что делать?

Некоторые специалисты советуют просто сразу избегать эмоционально холодных людей, но полагаю это не верно.

Если любящая женщина готова бороться за своего избранника, ей стоит обзавестись терпением и приготовиться к испытаниям. Помните, что данная ситуация не приятна и болезненна самому «виновнику».

Прежде всего, поговорите с супругом по душам о его детстве, об отношениях в семье. Это позволит сделать правильный вывод: либо он эмоционально холоден, любо просто стесняется проявлять свои чувства. В случае застенчивости партнера постарайтесь убедить его в своей безграничной любви, а любимых не стоит стесняться. Если холодность проявляется не только в супружеских отношениях, но и в общении с собственными детьми попробуйте приобщить папу к совместным играм и прогулкам с ребенком, позвольте себе от души «подурачиться» как в детстве.

Если партнер осознает проблему и не желает с ней мириться, но Вы не можете найти выход из сложившейся ситуации, обратитесь за помощью к профессиональному семейному психологу. Он поможет выявить корень проблемы, и подскажет пути ее решения. Ваша любовь, терпение, чувство такта и психологическая поддержка позволят снять оковы эмоциональной холодности.

С уважением,
практический психолог в Симферополе, семейный психолог

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения