Художественная культура 17 века портрет. Художественная культура XVII века. Существуют две художественные школы

17 век – бунташный век. Восстание Ивана Болотникова, Степана Разина. Соляной, Медный бунты. «Смутное Время» до 1613 года.

17 век – активная секуляризация искусства (обмервщление). Ослабление религиозного начала.

Признаки обмервщления:

1) Появление парсуны (от персона). Это переходный жанр от иконы к портрету. Портрет, выполненный в иконописной манере.

«Парсуна Иван Грозный»

« Князь Фёдор Иванович»

2) Изменения значения иконы. Согласно новому мировоззрению, икона несёт радостное, позитивное ощущение бытия. Икона теряет свои религиозные функции, приобретая значение эстетической функции.

3) Появление исторической прозы и стихосложения. Первая историческая книга – Синоксис.

4) Появление театра. Театр – бессовское зрелище.

5) Появление кантов, бытовых песен. Пришли к нам из Польши, назывались кантычками, особенно стали распространены в 18 веке.

6) Появление гражданской архитектуры. Нарышкинское барокко. Московское барокко 17 век.

Существуют две художественные школы:

Строгановская

Годуновская

Строгановская школа была инновационная.

Годуновская традиционная. (Творчество Рублёва, Дионисия)

Новации старой школы заключаются в попытке создания реалистичной живописи. В изменении традиций, в отрицании традиций.

В искусствоведении это получило название соединение старого и нового стилей.

17 век завершил искусство Древней Руси. Одновременно он стал началом формирования светского искусства и светского мировоззрения.

На секуляризацию повлиял раскол церкви 17 веке (1653 год).

Самым ярким представителем старой школы был Прокопий Чирин:

а) « Никита Воин»

б) « Богоматерь Владимирская»

в) « Иоанн Предча»

а) Икона, смещение влево, светский щёголь. Нарушение всех традиций.

б) Клеммы и картины из жизни Богоматери.

Особенно был известен мастер оружейной палаты Симон Ушаков:

Прославился как живописец, график, историк живописи. Первый написал теоретический трактат об иконописании, требовал изображения как в жизни. Стоял у истоков реалистической живописи.

- « Архангел Михаил»

- « Спас Великий Архиерей»

- « Троица» (пейзаж на фоне)

- « Тайная Вечеря»

В провинциальных городах формируются новые школы. Особенно известна школа в Ярославле, и мастер Гурий Никитин. Он пытался приблизить иконы к земной жизни.

Церковь Ильи Пророка « Потоп» прообраз Брюллова « Последний день» и «Адам и Ева».

В 17 веке отстраиваются крупные монастыри: Донская и Новодевичий в Москве, Покровский, Спаса - Ефимиевский в Суздале, Алексеевский в Угличе.

В 17 веке были построены шедевры деревянного зодчества. Церковь Преображения в Кижах. Церковь Вознесения в Торжке.

Московское нарышкинское барокко.

В Россию барокко пришло через Польшу, во второй половине 17 века. Барокко стало для Москвы символом европейского мышления.

От западной Европы мы взяли полифоничность мировоздания, его переменчивую сущность, многогранность, музыкальность. Считается что отечественное барокко 17 века больше похоже на западный Ренессанс.

Московское барокко помимо западно - европейских традиций использовало традиции древне - русского деревянного зодчества.

- Московское барокко пышное, монументальное, декоративное. Имеет два цвета, что придаёт постройкам праздничность. Основные: белый, красный.

Колокольня Петровского монастыря в Москве:

1) Два цвета

2) Стилизация колонн

3) Украшение окон (мелкие узоры)

Многоярусная архитектура, каждый следующий ярус меньше преведущего.

Колокольня Новодевечего монастыря.

Церковь, расположенная в Москве на Донской улице:

Используют шатровую архитектуру:

Спасская церковь в Уборах (село)

Петропаловский собор в Казани

Сухарева башня в Москве (Светское здание. При Петре была Навигацкая школа. Была разрушена при Сталине (при спрямлении улиц).

Теремной дворец в Кремле (Как игрушка, крыша ромбики)

Троицкая церковь в Останкино (Театр-музей Шереметьева)

Успенская церковь в Архангельском (Цвет меняется на жёлтый, круглые окна)

Успенская церковь в Новодевичьем монастыре (Перегруз белыми деталями)

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино (Трёхкупольная)

Церковь в Дубровицах (Украина. На нижнем ярусе скульптура)

Церковь Иоана-воина на Якиманке в Москве

Церковь Покрова в Филях (Возрождение)

Церковь Троицы Живоначальной в Москве (Пятиглавая, шатровая, двухцветная)

Художественная культура России 18 века.

Век просвящения . Разделён на периоды правления:

1) Петровское до 1725 года.

2) Анна Иоанновна (10 лет)

3) Елизавета Петровна (17 лет)

4) Екатерина II (34 года)

Развитие стиля барокко => классицизм => начало ампира.

В 18 веке Россия становится Европейской державой. Создаётся национальная музыкальная школа: Бортнянский, Хандошкин, Березовский.

Создаётся первый светский общедоступный театр:

1750г. в Ярославле

1756г. в Петербурге

Строительство светской культуры, появление оркестров, портретной живописи, гражданской архитектуры.

Значение деятельности Петра.

1) Появление газет, журналов, гражданского шрифта.

2) Открытие музеев (Кунсткамера). Пётр был первым гидом.

3) Построил город Европейского масштаба, Россия пошла по новому пути развития.

4) Ввёл обряды, обычаи Западной Европы (за это Петра обвиняли в попирании национальных традиций). 300 - летний опыт Европы Россия освоила за 50 лет. Создался феномен «русской европейскости» (соединение своего и чужого).

5) Пётр придал женщине новый социальный статус.

6) Пётр сделал досуг европейским. Проводил балы, маскарады, танцы: менуэт, полонез.

7) Пётр привёз из заграницы музыкальные инструменты. Ненавидел Москву (его хотели убить в 14 лет, он сбежал).

8) Пётр I ввёл награждения и карьеру вне социального положения.

9) Ввёл систему пенсионерства (обучение талантливых людей за границей, за счёт государства).

Первые здания: Петропаловская крепость, Петропаловский собор (выше шпиля строить было нельзя). Усыпальница Романовых.

Деревянный домик Петра

- Пётр I решил сделать Петербург похожим на европейские города. Для этого была сделана прямая перспектива улиц. Вся жизнь была подчинена порядку, регулярности.

Генеральный план строительства Петербурга разработал Жан Батист Леблон . Всеми работами руководил Доменико Трезини . Помогал Пётр Еропкин - русский архитектор, которого казнили за заговорщескую деятельность.

Работы Трезини:

Летний дворец Петра (скромно)

Петропавловский собор (со шпилем)
- Алекснадро – Невский монастырь

Здание двенадцати коллегий (все чиновники)

Пётр Еропкин . Учился 8 лет за границей. Построил дворец в Стрельне. Принимал участие в строительстве собора Александро – Невской лавры. Издал архитектурный научный труд .

Петровский Собор – скромное украшение окон, закругление. Скромное украшение – раннее барокко.

Простота, скромность, целесообразность, строгость – требование Петра .

В Средние Века начинают работать Карло и Бартоломео Растрелли . Отец – скульптор, любимец Екатерины II. Сын – архитектор.

Работы Карло Растрелли:

Меньшиков – бюст

Пётр I – бюст

Восковая фигура Петра

Памятник Петру

Анна Иоановна с арабчиком

Бартоломео Растрелли работал по заказам Елизаветы Петровны. Ему принадлежит идея переноса усадебного принципа застройки в городскую планировку.

Работы Барталомео Растрелли:

Воронцовский дворец (зрелое барокко)

Большой Екатеринский дворец в царском селе (обилие украшений)

Дворец, парковая зона, скульптура – барочный ансамбль .

Доделал Большой Петербургский дворец. Закончил в стиле раннего барокко

Зимний Дворец (статуи), голубой, золотой, белый

Смольный монастырь

Андреевская церковь в Киеве

Янтарная комната (в Екатеринском дворце)

Большой зал Екатеринского дворца. Окна отражаются в зеркалах. Увеличение пространства.

Танцевальный зал Петербургского дворца.

Вход в Зимний дворец

Строгановский дворец

В первой половине 18 века создалась первая русская национальная художественная школа.

Никитин

Вишняков

Матвеев

Появился первый гравёр – Антон Зубов .

«Панорама Санкт – Петербурга» (центральная работа)

«Петровские ворота»

«Пленные шведские корабли»

Иван Никитин.

Стоял у истоков реалистического портрета. Любимый хужожник Петра. Оставил несколько портретов Петра I.

Самый лучший портрет Петра:

«Портрет в медальоне»

«Пётр I на смертном одре»

Самой известной работой был:

«Портрет Напольного гетмана»

«Парадный портрет» (с орденами на тёном фоне)

«Портрет Анны Петровны»

«Портрет Елизаветы Петровны»

«Наталья Алексеевна» (сестра Петра)

«Портрет Екатерины I» (жена Петра)

«Портрет молодого человека»

Культурология и искусствоведение

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла.

Художественная культура 17-18 веков.

Организационный (институциональный) аспект культуры:

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства . Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий . В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие « свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса . 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была определена и структурно организована сфера культурного пространства . Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному.

Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера (Valet de chamber ). Художник 17 в. А.Сакки входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари. Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи художника и заказчика . Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным.

В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства» : концерты, выставки. Сформировался новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное . Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века.

Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение ; 2) вторичное – исполнительство . А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр. Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами.

Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому авторскому праву.

Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма.

Эстетическая доминанта – драматизм .

Новый образ человека. Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни . В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме – драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма.

Полиморфность и полистилизм.

Морфологический аспект (характерные для периода виды искусства):

В классицизме на 1 плане – драматический театр . Он влияет на все виды и жанры.

В музыкальном искусстве это выразилось, прежде всего, в развитии музыкального театра (Монтеверди, Скарлатти, Перголези, Люлли, Рамо, Пёрселл, Гендель, Моцарт, Глюк). Только в Венеции – 7 театров. Развиваются и опера, и балет. В оперу включаются танцевальные эпизоды. Во Франции в создании балетных спектаклей участвовали Мольер, Люлли. Это – прямое влияние театра. Косвенное влияние – драматизм самой музыки . «В музыкальном языке того времени живёт «сценическая структура» (Старобинский , 1964). Мистерия заменяется оперой. Симфония вырастает из театральной увертюры. Характерные черты музыки Бетховена – «драматический симфонизм», «диалогический принцип», «столкновение противоборствующих идей и воль» (И.И.Соллертинский ).

В архитектуре и изобразительных искусствах влияние театра очень многопланово. Архитектура Ренессанса ориентирована на живописный эффект, архитектура Нового времени – на театральный. В архитектуре много декора, игровых и гедонистических мотивов. Отсюда – широкое распространение орнамента. Симптоматично, что именно в орнаменте И.Кант увидел воплощение чистой красоты искусства, которую сопоставил с красотой цветов в природе. Живописная картина мыслится как мезансцена. Даже в пейзаже пространство строится, как будто это замкнутый куб сцены (кулисообразное построение). Впервые это наблюдается в живописи голландцев. Распространяется жанр серийной картины как последовательности сюжетно связанных сцен (Хогарт).

В реалистически ориентированном искусстве на 1 месте – не театр, а литература, точнее – эпический род и эпические жанры. Преимущества литературы –1) возможность воплощать такие масштабы пространства и времени, какие сцене и изобразительному искусству не были доступны; 2) возможность включить автора-субъекта в художественную структуру. В этой связи драматические произведения (комедии) начинают писать прозой (Бомарше, Гольдони, Дидро, Лессинг). В живописи повествовательность привела к тому, что картины строились по принципу социальной обусловленности характера средой. Отсюда – размежевание классических жанров на жанровые разновидности.

Характерная черта художественной культуры 17-18 веков – развитие самосознания культуры. Художественные системы барокко и классицизма выработали свои эстетические теории.

Основные принципы барокко :

  • главный инструмент творчества – острый, быстрый разум, творческая интуиция;
  • метафорическая поэтика (природа – гигантская метафора, а искусство разгадывает её тайны).

Основные принципы классицизма:

  • подражать, опираясь на правила; нормативность;
  • цель искусства – воспитание личности, которой свойственна не абстрактная добродетельность, а человека-гражданина;
  • доминирование родового над индивидуальным, идеального над реальным.

Основные принципы развивающегося реализма :

  • прямое и непредвзятое подражание (объективированность);
  • морализирование;
  • красота – форма истины и добра.

PAGE 2


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35974. Молодые Платформы 47 KB
имеют складчатое основание палеозойского и частично позднедокембрийского возраста. В некоторых из них главная складчатость происходила в середине палеозоя эту складчатость называют КАЛЕДОНСКОЙ по старинному названию части Шотландии Каледонии где она проявилась очень отчетливо перед девоном а созданные ею складчатые структуры и пояса называют КАЛЕДОНИДАМИ. Наряду с ними есть еще более молодые складчатые области геосинклинальное развитие которых продолжалось не только в палеозое но и в течение большей части мезозоя и завершилось лишь...
35976. Экономическая классификация природных ресурсов 46 KB
Классификация природных ресурсов по происхождению. При строгом контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит. Каждый ландшафт или природнотерриториальный комплекс обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
17-18 ВЕКОВ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Так много новостей за 20 лет
И в сфере звёзд,
И в области планет,
На атомы вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались и сейчас
Всё стало относительным для нас
.
Джон Донн (1572-1631)
-Синтез искусств, то есть активное взаимодействие разных его видов
- вершины пластических искусств
- расцвет музыкальной культуры
- золотой век театра

СТИЛЬ – совокупность художественных
средств и приёмов их использования,
характерная для произведений искусства
какого-либо художника, крупного
художественного направления или целой
эпохи.
Искусство 17 века неразрывно связано с
формированием и развитием различных
стилей.

Искусство конкретной эпохи шире круга явлений, называемых
стилем. Если 17 век ассоциируется со стилем барокко, то это
не значит, что данный стиль был единственным.
Наряду с барокко в 17 веке развивались разные стили:
-маньеризм,
- рококо
- классицизм
- реализм

МАНЬЕРИЗМ
(ит. Manierismo – вычурный), так итальянские
художники называли «новую прекрасную
манеру», разграничивая старые и новые приёмы
творчества. Это скорее мода, чем большой
стиль.
Стиль возник в середине 16 века
- Изысканная виртуозная техника
- -вычурность образов, напряжённость
- Сверхъестественные сюжеты
- Разрушение ренессансной гармонии и
равновесия

Эль Греко
Доменико Теотокопули
(1541–1614)
Первый выдающийся
художник испанской школы
живописи.
живопись
«Святое семейство»

«Христос, исцеляющий слепого»

Изображения святых
«Апостолы Пётр и Павел»

Троица

Психологические портреты
Портрет идальго
Св. Иероним в образе кардинала

Толедо. Замок Алькасар
Единственный пейзаж - Вид Толедо

БАРОККО
Барокко – это стиль европейского
искусства и архитектуры XVII – XVIII
веков, сформировался в Италии.
В разное время в термин «барокко»
вкладывалось разное содержание.
Поначалу он носил оскорбительный
оттенок, подразумевая
нелепицу, абсурд (возможно, он
восходит к португальскому слову,
означающему
уродливую жемчужину).

БАРОККО

Специфические черты стиля барокко.
Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с
мученичеством, чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);
6. Поиск единства в противоречиях жизни;
7. В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли;
8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению

стиль

РОКОКО
Во Франции ярче других проявился
стиль рококо - от фр. «рокайль» раковина-стиль изысканных и
сложных форм, причудливых линий,
интриг, авантюр и праздников,
главная цель которого забавлять и
развлекать.. Иногда считается
разновидностью барокко,
отказавшегося от монументальности.
Рококо – стиль исключительно
светской культуры. Стиль зародился
в среде французской аристократии.
Слова Людовика XV «После нас хоть
потоп» можно считать манифестом
стиля и характеристикой настроений
придворных кругов. Вместо этикета –
легкомысленная атмосфера, жажда
наслаждений и веселья. Нравы
аристократов формировали стиль с
его причудливыми, непостоянными
капризными формами.

стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Помпезность в те
годы уже не привлекала зодчих. Искусство в соответствии со вкусами знати
приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк,
утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри - таков основной
образ архитектуры рококо. Роскошь в сочетании с тончайшей, почти
ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических
цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней
- все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм - стилистическое направление в европейском
искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к
античному искусству как эталону и опора на традиции
гармоничного идеала Высокого Возрождения.
Теоретиком раннего классицизма был поэт
Никола Буало-Депрео (1636-1711)
-«любите мысль в стихах», то есть эмоции подчиняются разуму.

Развивался на рубеже
17-18 веков.
Характерные черты
реализма – это
объективность в
передаче видимого,
точность,
конкретность,
отсутствие
идеализации,
внимание к естеству,
искренность чувств.
РЕАЛИЗМ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 -18 ВЕКОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ Так много новостей за 20 лет И в сфере звёзд, И в области планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались и сейчас Всё стало относительным для нас. Джон Донн (1572 -1631) -Синтез искусств, то есть активное взаимодействие разных его видов - вершины пластических искусств - расцвет музыкальной культуры - золотой век театра

СТИЛЬ – совокупность художественных средств и приёмов их использования, характерная для произведений искусства какого-либо художника, крупного художественного направления или целой эпохи. Искусство 17 века неразрывно связано с формированием и развитием различных стилей.

Искусство конкретной эпохи шире круга явлений, называемых стилем. Если 17 век ассоциируется со стилем барокко, то это не значит, что данный стиль был единственным. Наряду с барокко в 17 веке развивались разные стили: -маньеризм, - рококо - классицизм - реализм

МАНЬЕРИЗМ (ит. Manierismo – вычурный), так итальянские художники называли «новую прекрасную манеру» , разграничивая старые и новые приёмы творчества. Это скорее мода, чем большой стиль. Стиль возник в середине 16 века - Изысканная виртуозная техника - -вычурность образов, напряжённость - Сверхъестественные сюжеты - Разрушение ренессансной гармонии и равновесия

Эль Греко Доменико Теотокопули (1541– 1614) Первый выдающийся художник испанской школы живописи. живопись «Святое семейство»

БАРОККО Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков, сформировался в Италии. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).

Специфические черты стиля барокко. 1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); 6. Поиск единства в противоречиях жизни; 7. В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; 8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению

РОКОКО Во Франции ярче других проявился стиль рококо - от фр. «рокайль» раковина-стиль изысканных и сложных форм, причудливых линий, интриг, авантюр и праздников, главная цель которого забавлять и развлекать. . Иногда считается разновидностью барокко, отказавшегося от монументальности. Рококо – стиль исключительно светской культуры. Стиль зародился в среде французской аристократии. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля и характеристикой настроений придворных кругов. Вместо этикета – легкомысленная атмосфера, жажда наслаждений и веселья. Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами.

стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Помпезность в те годы уже не привлекала зодчих. Искусство в соответствии со вкусами знати приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк, утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри - таков основной образ архитектуры рококо. Роскошь в сочетании с тончайшей, почти ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней - все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.

Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала Высокого Возрождения. Теоретиком раннего классицизма был поэт Никола Буало-Депрео (1636 -1711) - «любите мысль в стихах» , то есть эмоции подчиняются разуму.

Развивался на рубеже 17 -18 веков. Характерные черты реализма – это объективность в передаче видимого, точность, конкретность, отсутствие идеализации, внимание к естеству, искренность чувств. РЕАЛИЗМ

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране – Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Развивая во многом традиции эпохи Возрождения, художники 17 века значительно расширили круг своих интересов и углубили познавательный диапазон искусства.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, э моциональным и психологически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определеннее выступают национальные черты, показывается его место в обществе. Реальная жизнь раскрывается художниками 17 века в многообразии драматических коллизий и конфликтов, гротескио-сатирических и комедийных ситуаций. В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер).

Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы. К началу 17 века утверждаются революционные завоевания в Голландии – первой капиталистической стране Европы. В Англии совершается буржуазная революция 1640–1660 годов общеевропейского масштаба. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Служа интересам феодального дворянства, французский абсолютизм протекционистской политикой обеспечил рост буржуазии. Однако феодализм был еще прочен. Испания, бывшая в 16 столетии сильнейшей державой мира, превратилась в одно из отсталых реакционных государств Европы. В Италии и Германии при сохранении феодальной раздробленности формируется мелкодержавный княжеский; деспотизм. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией.

В борьбе за прогрессивный путь развития европейских государств важную роль играли народные движения. Протест народных масс против абсолютистского гнета и хищничества эпохи первоначального накопления составлял основное содержание общественной жизни 17 века. Развитие культуры в той или иной степени испытывало ее воздействие. Выступления передовых мыслителей против феодализма были связаны с критикой католической церкви, вновь усиливающей свое влияние и сковывающей общественную мысль.

В то же время общий подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и вселенной. В то время как для ученых эпохи Возрождения установление закономерностей явлений основывалось на опытном наблюдении единичного, индивидуального, мыслители 17 века исходили в своих научных теориях из целостных систем и взглядов на мир. В творчестве художников также утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.

Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет то, что заложено в архитектурном интерьере. Стремление к широкому показу действительности привело в 17 столетии к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают и разнообразие художественно-идейных течений. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля – барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. В крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррационализму, к мистике, воздействует на воображение и чувство зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиозном плане, художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам, триумфам.

В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным с точки зрения классицизма является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. В искусстве классицизма единство достигается путем соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение. И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению, но мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к сложным, обширным ансамблям. Часто черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника, порождая в нем противоречия.

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает более непосредственное мощное реалистическое отражение жизни, свободное от стилевых элементов. Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства. Его проявления необычайно разнообразны и ярки, как в различных национальных школах, так и у отдельных мастеров. 17 веку принадлежат величайшие мастера реализма – Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермеер Дельфтский. В 17 столетии на первое место выступают те национальные школы, в искусстве которых были достигнуты высшие творческие результаты. Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция быстро становятся влиятельными художественными центрами. В других европейских странах – Англии, Германии, Австрии, Чехии, Польше, Дании художественная культура сохраняет отпечаток локальных свойств и взаимосвязи с традицией предшествующих эпох.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения