Картинная галерея им. К. Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого

Начну издалека.
Когда я перешла во второй класс, на семейном совете было решено, что я уже самостоятельная, бабуле не надо меня пасти, поэтому она может выйти на работу.

Работать бабуля устроилась смотрительницей в краеведческий музей, а через некоторое время ее перевели в картинную галерею.
Картинная галерея помещалась в красивом трехэтажном доме дореволюционной постройки. В нем были широкие лестницы с длинными маршами и потолки с лепниной, расписанные библейскими сюжетами.
В этом же доме один этаж был отдан художественному училищу, там в классах стояли мольберты, а на стеллажах чего только не было - гипсовые головы, разнообразная посуда, восковые фрукты. Глаза разбегались, хотелось все потрогать.

После школы я приходила к бабуле на работу, в закутке делала уроки и, конечно же, ходила по залам и глазела на картины. У меня были любимые картины и не очень. Мрачные голландцы мне не нравились. Картины с библейскими и другими сюжетами я воспринимала фрагментарно: могли нравиться кудряшки купидона или красивые складки платья на женщине, или даже просвеченный солнцем лист растения.

Экскурсоводов почти не слушала - они говорили много заумных слов, и я быстро переставала улавливать смысл. Помню, что удивилась, когда мне объяснили, что толстенький кудрявый с губками бантиком Купидон по сущности своей ангел. У меня насчет ангелов были совсем другие соображения. Я когда-то спросила у бабули про ангелов, она мне ответила, что их нет и что они бесплотны, поэтому в моем воображении ангел выглядел как толстая моль с куриными крыльями в натуральную величину, только невидимый.
"Человека-невидимку" на тот момент я уже прочитала.

Любила маринистов, нравились пейзажи, особенно пронизанные солнечными лучами. Как-то вдруг заметила в витрине маленькую акварель Куинджи - там была радуга над штормящим морем - не могла понять, как такое можно нарисовать акварельными красками, потому что у меня на школьных уроках рисования всегда получалась жуткая мазня серо-буро-малинового цвета.

На самой моей любимой картине были нарисованы две хорошенькие девочки в голубых платьях, я пыталась про них что-то выяснить, мне отвечали, что это помещичьи дочки, а дальше смотрительницы начинали обмениваться многозначительными фразами, смысла которых я не понимала. С девочками была связана какая-то тайна. Только спустя несколько лет я узнала, что Натали Гончарова после смерти Пушкина вышла замуж за помещика Ланского, а девочки их внучки. Теткам-смотрительницам было обидно за Пушкина, что эти девочки могли бы быть его внучками, а вот не сложилось. Осуждали Натали и тут же, поджав губы, спохватывались, что его-то не вернешь... а ей надо было как-то жизнь устраивать.
Для меня же в моем восьмилетнем возрасте, кроме сказок и стихов, за словом "Пушкин" еще ничего не стояло.

Кроме картин в галерее стояла старинная мебель и посуда в застекленных горках. Сидеть на мебели было строго-настрого запрещено, а пальцем потрогать можно, и то когда нет посетителей, чтобы им тоже не захотелось. Очень нравился диван, который смешно назывался козеткой. Он был такой изящный, с гнутыми ножками и спинкой, закруглявшейся вокруг одного торца. Я представляла, как могу сидеть на нем, вытянув ноги, и чтобы юбка красиво свисала до самого пола.

Обязательно навещала столешницу , собранную из кусочков поделочных камней. Столешницу можно было трогать, и я могла долго простоять, разглядывая прожилки в камнях, сравнивая один кусочек с другим и спрашивая, как камни называются.

Примерно через полгода бабушку вернули обратно в краеведческий музей, и мой роман с картинной галереей закончился.

В девяностые годы картинная галерея переселилась в другое здание, потому что в прежнем здании вместе с училищем было тесно.

При Советской власти это здание стояло за высоким забором, из-за которого торчал купол со шпилем. Там сидел горком КПСС, и простым смертным было не проникнуть. Иногда глухие ворота открывались, чтобы пропустить автомобиль, тогда в просвете можно было увидеть часть здания необычной для среднерусского города архитектуры.

Здание, в котором сегодня располагается галерея, построено в 1912 году в стиле модерн для Пензенского отделения Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков. Автор проекта - академик архитектуры А.И. фон Гоген.

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого основана в 1892 г. согласно завещания губернатора Н.Д. Селиверстова. Он оставил городу свою коллекцию картин и основал фонд для обучения молодых художников.


Коллекция галереи состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает свыше 12 тысяч единиц хранения. Широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения пензенских художников.


Герб Пензы, изобретенный при советской власти. Конечно же, фон Гоген его не лепил на фронтон, это потом приделали.
Ласточка летит на фоне циферблата Пензенского часового завода и пролетает над снопами пшеницы. Форма герба в виде щита - с одной стороны дань тому, что Пенза в средние века охраняла границы Руси, а с другой стороны, что куда ни плюнь, попадешь в оборонное предприятие.
Предупреждаю, что со светом в галерее плохо. Его мало и он разной цветовой температуры плюс свет из окон - жуткий коктейль. Я где-то пыталась править, потом махнула рукой. Картины снимала под углом - не потому что было лень встать напротив ровно посередине, а искала место, где не бликует. Что-то поправила, потом надоело.


Кони не Клодтовские, а Гийома Кусту "Укротитель коня", 1721 г. Бронза


Альфред Жакмар, "Лошадь с собачкой", 19 век, бронза


Изразцовый камин


Часы 18 века "Аполлон на колеснице", французская мастерская, бронза, позолота


Неизвестный художник. Итальянская школа. "Голова Беатриче Ченчи"


Картины Савицкого К.А.

Картины Савицкого К.А.


Савицкий К.А "Крутой спуск", 1900 г.

Савицкий К.А "Инок", 1897 г.


Савицкий К.А "В полдень", 1895 г.


Обстановка кабинета Савицкого К.А. 1844-1905., первого директора Картинной галереи и Художественного училища


Шишкин И.И "В Крыму"


Суриков В.И. "Убиение язычниками первых христиан на Руси"


Крамской И.Н. "Голова старика крестьянина".


Репин И.Е. "Портрет священника Г.С. Петрова", 1908 г.


Саврасов А.К.


Попов А.Н. "Защита Орлиного гнезда на Шипке орловцами и брянцами 12 августа 1877 года", 1893 г.


Перов В.Г. "Лежащий мальчик"

Суриков В.И. "Сибиряк" 1890 г.


Макаров И.К. "Девочки-сестры", 1879 г.
Это они, которые могли бы быть внучками Пушкина:)


Макаров И.К. "Сестры Араповы".
Девочки выросли


Макаров И.К. "Итальянский разносчик" 1855 г.




Петербургский фарфоровый завод. 19 век


Парадный портрет императрицы - кто только ее не рисовал?


Бочаров М.И. "Морской вид", 1846


Флавицкий К.Д. "Княжна Тараканова", 1894 г.


Айвазовский И.К. "Ночь", 1849 г.


Коровин К.А. "Восточная фантазия"

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Координаты :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Логотип
225px
Дата основания
Местонахождение Россия: Пенза , ул. Советская , 3
Директор Застрожный Кирилл Владимирович
Сайт
Логотип Викисклада [[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. |Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого]] на Викискладе
К:Музеи, основанные в 1892 году

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого - государственный музей в г. Пензе . Крупнейший и один из самых известных музеев Пензенской области. Основан в 1892 году.

История

Основой создания музея явилась коллекция картин, пожертвованная городу пензенским губернатором Н. Д. Селиверстовым . С января 1892 года коллекция, получившая название картинной галереи Селиверстова, была выставлена для широкого обозрения в Швецовской школе (ремесленной школе Ф. Е. Швецова). А «в октябре того же года, - как писали „Пензенские ведомости“, - в помещении картинной галереи Селиверстова была открыта выставка Товарищества передвижников , на которой экспонировались „Взятие снежного городка“ В. И. Сурикова , „Всюду жизнь “ Н. А. Ярошенко , „Грешница“ В. Д. Поленова , „Страдная пора“ Г. Г. Мясоедова и пр.»

В 1894-1897 году в центре Пензы при содействии П. П. Семёнова-Тян-Шанского по проекту архитектора А. П. Максимова , на завешанные Селиверстовым в дар городу свыше пятисот тысяч рублей, было выстроено здание для размещения в нём рисовальной школы. 4 октября 1897 года «Пензенские губернские ведомости» указывали:

Пензенское училище рисования - среднее художественное учебное заведение - имеет целью образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для художественных и художественно-промышленных производств. Ввиду этого оно состоит из училища и музея, в котором сосредоточиваются образцы по художеству и художественно- промышленному производству и другим предметам для наглядно-образовательных целей.

В первом отчёте училища в 1898 году сообщалось, что собрание состояло из 224 номеров художественных произведений (картин, гравюр, акварелей и рисунков); оно было разделено на три отдела: первый - оригиналы и копии с картин старых мастеров голландской, фламандской и итальянской школ; второй - произведения прочих иностранных художников; третий - специально русский отдел.

Первым директором училища и музея стал К. А. Савицкий . По его инициативе было разрешено совместное обучение юношей и девушек, устроены мастерские для художников-преподавателей .

Около 20 своих картин было подарено известными художниками. В поездках по Пензенской губернии вместе с хранителем музея В. М. Терёхиным Савицкий добывал для музея экспонаты прикладного искусства и предметы религиозного культа мордвы. Российская Императорская Академия отдала в дар музею много ценных экспонатов.

К 1902 году в музее насчитывалось уже 450 художественных произведений.

Особенно крупные поступления были от генерала А. А. Боголюбова: в 1906 году он подарил 44 картины, старинное оружие, посуду и предметы прикладного искусства, а в 1911-1912 годах по его завещанию в музей поступило 192 единицы живописи, акварелей и рисунков. К 1917 году число художественных произведений составляло почти тысячу единиц.

В 1927 году музей был отделён от училища и присоединён к краеведческому музею, где в качестве художественного отдела он существовал 10 лет.

Управление по делам искусств в 1937 году приняло решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. В 1955 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР областной картинной галерее и Пензенскому художественному училищу, было присвоено имя К. А. Савицкого.

С апреля 2015 года должность директора галереи занимает заслуженный работник культуры РФ Кирилл Владимирович Застрожный (р. 1951).

Состав коллекции

Основная коллекция галереи находится в корпусе № 1 - здании Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка , построенном в 1910-1912 гг. (арх. А. И. фон Гоген). Копией постройки является здание Черниговской областной библиотеки имени В. Г. Короленко . Другая часть коллекции находится в корпусе № 2 - здании Губернаторского дома , построенном в 1790-х годах . Оба корпуса галереи находятся в г. Пензе и расположены рядом друг с другом (адрес корпуса № 1 - ул. Советская, 3, адрес корпуса № 2 - ул. Советская, 5).

Коллекция галереи состоит из произведений искусства XVII-XXI вв. и насчитывает свыше 12 тысяч единиц хранения . Широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения крупных пензенских художников.

Наибольшую ценность представляет собрание произведений голландских художников XVII века (Схалкен , Остаде , Тенирс Младший и др.), французских художников XVII-XIX вв. (Куртуа , Миньяр , Лакмар (фр.) русск. и др.), немецких художников (Винтерхальтер и др.), а также русских авторов XVIII-XX веков (Рокотов , Левицкий , Макаров , Литовченко , Флавицкий , Айвазовский , Боголюбов , Саврасов , Васильев , Шишкин , Ендогуров , Репин , Харламов , Маковский , Милорадович , Савицкий , Иванов , Врубель , Беклемишев , Песков , Горюшкин-Сорокопудов , Лентулов и др.), советских художников (Фальк , Петров-Водкин , Самохвалов , Кириллова и др.).

Галерея имеет два филиала, которые ранее были самостоятельными музеями: Музей одной картины имени Г. В. Мясникова в Пензе и Музей стекла и хрусталя г. Никольске Пензенской области.

  • Зарубежное искусство. Франция. XVII-XIX вв.
  • Зарубежное искусство. Голландия. Фландрия. XVII в.
  • Зарубежное искусство. Италия. XVII-XIX вв.
  • Русское искусство. Передвижники
  • Русское искусство. Вторая половина XVIII-XX вв.
  • Художники Пензы

Галерея

    P.I. Nirotmortsev by I.Vasilyev.jpg

    Иван Васильев. Портрет офицера легйб-гвардии Измайловского полка П.И. Ниротморцева. 1774.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого"

Примечания

Литература

  • Молчанов Б. Н. Картинная галерея им. К. А. Савицкого. - Саратов: Приволж. кн. изд. (Пензен. отд-ние), 1979. - 112 с.

Ссылки

  • на сайте «Музеи России»
  • на сайте Управления культуры и архива Пензенской области
  • на сайте III летней Спартакиады учащихся России
  • (недоступная ссылка)

Отрывок, характеризующий Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого

А весенним вечером, в апреле,
К твоему окошку привела.
Я тебя тихонько взял за плечи,
И сказал, улыбку не тая:
«Значит я не зря ждал этой встречи,
Звёздочка любимая моя»...

Маму полностью покорили папины стихи... А он писал их ей очень много и приносил каждый день к ней на работу вместе с огромными, его же рукой рисованными плакатами (папа великолепно рисовал), которые он разворачивал прямо на её рабочем столе, и на которых, среди всевозможных нарисованных цветов, было большими буквами написано: «Аннушка, моя звёздочка, я тебя люблю!». Естественно, какая женщина могла долго такое выдержать и не сдаться?.. Они больше не расставались... Используя каждую свободную минуту, чтобы провести её вместе, как будто кто-то мог это у них отнять. Вместе ходили в кино, на танцы (что оба очень любили), гуляли в очаровательном Алитусском городском парке, пока в один прекрасный день решили, что хватит свиданий и что пора уже взглянуть на жизнь чуточку серьёзнее. Вскоре они поженились. Но об этом знал только папин друг (мамин младший брат) Ионас, так как ни со стороны маминой, ни со стороны папиной родни этот союз большого восторга не вызывал... Мамины родители прочили ей в женихи богатого соседа-учителя, который им очень нравился и, по их понятию, маме прекрасно «подходил», а в папиной семье в то время было не до женитьбы, так как дедушку в то время упрятали в тюрьму, как «пособника благородных» (чем, наверняка, пытались «сломать» упрямо сопротивлявшегося папу), а бабушка от нервного потрясения попала в больницу и была очень больна. Папа остался с маленьким братишкой на руках и должен был теперь вести всё хозяйство в одиночку, что было весьма непросто, так как Серёгины в то время жили в большом двухэтажном доме (в котором позже жила и я), с огромнейшим старым садом вокруг. И, естественно, такое хозяйство требовало хорошего ухода...
Так прошли три долгих месяца, а мои папа и мама, уже женатые, всё ещё ходили на свидания, пока мама случайно не зашла однажды к папе домой и не нашла там весьма трогательную картинку... Папа стоял на кухне перед плитой и с несчастным видом «пополнял» безнадёжно растущее количество кастрюль с манной кашей, которую в тот момент варил своему маленькому братишке. Но «зловредной» каши почему-то становилось всё больше и больше, и бедный папа никак не мог понять, что же такое происходит... Мама, изо всех сил пытаясь скрыть улыбку, чтобы не обидеть незадачливого «повара», засучив рукава тут же стала приводить в порядок весь этот «застоявшийся домашний кавардак», начиная с полностью оккупированными, «кашей набитыми» кастрюлями, возмущённо шипящей плиты... Конечно же, после такого «аварийного происшествия», мама не могла далее спокойно наблюдать такую «сердцещипательную» мужскую беспомощность, и решила немедленно перебраться в эту, пока ещё ей совершенно чужую и незнакомую, территорию... И хотя ей в то время тоже было не очень легко – она работала на почтамте (чтобы самой себя содержать), а по вечерам ходила на подготовительные занятия для сдачи экзаменов в медицинскую школу.

Она, не задумываясь, отдала все свои оставшиеся силы своему, измотанному до предела, молодому мужу и его семье. Дом сразу ожил. В кухне одуряюще запахло вкусными литовскими «цепеллинами», которых маленький папин братишка обожал и, точно так же, как и долго сидевший на сухомятке, папа, объедался ими буквально до «неразумного» предела. Всё стало более или менее нормально, за исключением отсутствия бабушки с дедушкой, о которых мой бедный папа очень сильно волновался, и всё это время искренне по ним скучал. Но у него теперь уже была молодая красивая жена, которая, как могла, пыталась всячески скрасить его временную потерю, и глядя на улыбающееся папино лицо, было понятно, что удавалось ей это совсем неплохо. Папин братишка очень скоро привык к своей новой тёте и ходил за ней хвостом, надеясь получить что-то вкусненькое или хотя бы красивую «вечернюю сказку», которые мама читала ему перед сном в великом множестве.
Так спокойно в каждодневных заботах проходили дни, а за ними недели. Бабушка, к тому времени, уже вернулась из госпиталя и, к своему великому удивлению, нашла дома новоиспечённую невестку... И так как что-то менять было уже поздно, то они просто старались узнать друг друга получше, избегая нежелательных конфликтов (которые неизбежно появляются при любом новом, слишком близком знакомстве). Точнее, они просто друг к другу «притирались», стараясь честно обходить любые возможные «подводные рифы»... Мне всегда было искренне жаль, что мама с бабушкой никогда друг друга так и не полюбили... Они обе были (вернее, мама всё ещё есть) прекрасными людьми, и я очень их обоих любила. Но если бабушка, всю проведённую вместе жизнь как-то старалась к маме приспособиться, то мама – наоборот, под конец бабушкиной жизни, иногда слишком открыто показывала ей своё раздражение, что меня глубоко ранило, так как я была сильно к ним обоим привязана и очень не любила попадать, как говорится, «между двух огней» или насильно принимать чью-нибудь сторону. Я никогда так и не смогла понять, что вызывало между этими двумя чудесными женщинами эту постоянную «тихую» войну, но видимо для того были какие-то очень веские причины или, возможно, мои бедные мама и бабушка просто были по-настоящему «несовместимы», как это бывает довольно часто с живущими вместе чужими людьми. Так или иначе, было очень жаль, потому что, в общем, это была очень дружная и верная семья, в которой все стояли друг за друга горой, и каждую неприятность или беду переживали вместе.
Но вернёмся в те дни, когда всё это только ещё начиналось, и когда каждый член этой новой семьи честно старался «жить дружно», не создавая остальным никаких неприятностей... Дедушка уже тоже находился дома, но его здоровье, к большому сожалению всех остальных, после проведённых в заключении дней, резко ухудшилось. Видимо, включая и проведённые в Сибири тяжёлые дни, все долгие мытарства Серёгиных по незнакомым городам не пожалели бедного, истерзанного жизнью дедушкиного сердечка – у него начались повторяющиеся микроинфаркты...
Мама с ним очень подружилась и старалась, как могла, помочь ему как можно скорее забыть всё плохое, хотя у неё самой время было очень и очень непростое. За прошедшие месяцы она сумела сдать подготовительные и вступительные экзамены в медицинский институт. Но, к её большому сожалению, её давней мечте не суждено было сбыться по той простой причине, что за институт в то время в Литве ещё нужно было платить, а в маминой семье (в которой было девять детей) не хватало на это финансов... В тот же год от, несколько лет назад случившегося, сильнейшего нервного потрясения, умерла её ещё совсем молодая мама – моя бабушка с маминой стороны, которую я также никогда не увидела. Она заболела во время войны, в тот день, когда узнала, что в пионерском лагере, в приморском городке Паланге, была сильная бомбардировка, и все, оставшиеся в живых, дети были увезены неизвестно куда... А среди этих детей находился и её сын, самый младший и любимый из всех девяти детей. Через несколько лет он вернулся, но бабушке это, к сожалению, помочь уже не могло. И в первый год маминой с папой совместной жизни, она медленно угасла... У маминого папы – моего дедушки – на руках осталась большая семья, из которой только одна мамина сестра – Домицела – была в то время замужем.
А дедушка «бизнесменом», к сожалению, был абсолютно катастрофическим... И очень скоро шерстяная фабрика, которой он, с бабушкиной «лёгкой руки», владел, была пущена в продажу за долги, а бабушкины родители больше ему помочь не захотели, так как это уже был третий раз, когда дедушка всё, ими подаренное имущество, полностью терял.
Моя бабушка (мамина мама) происходила из очень богатой литовской дворянской семьи Митрулявичусов, у которых, даже после «раскулачивания», оставалось немало земель. Поэтому, когда моя бабушка (вопреки воле родителей) вышла замуж за дедушку, у которого ничего не было, её родители (чтобы не ударить лицом в грязь) подарили им большую ферму и красивый, просторный дом... который, через какое-то время, дедушка, благодаря своим великим «коммерческим» способностям, потерял. Но так как в то время у них уже было пятеро детей, то естественно, бабушкины родители не могли остаться в стороне и отдали им вторую ферму, но с уже меньшим и не таким красивым домом. И опять же, к большому сожалению всей семьи, очень скоро второго «подарка» тоже не стало... Следующей и последней помощью терпеливых родителей моей бабушки стала маленькая шерстяная фабрика, которая была великолепно обустроена и, при правильном пользовании, могла приносить очень хороший доход, позволяя всей бабушкиной семье безбедно жить. Но дедушка, после всех пережитых жизненных передряг, к этому времени уже баловался «крепкими» напитками, поэтому почти полного разорения семьи не пришлось слишком долго ждать...
Именно такая нерадивая «хозяйственность» моего деда и поставила всю его семью в очень трудное финансовое положение, когда все дети уже должны были работать и содержать себя сами, больше не думая об учёбе в высших школах или институтах. И именно поэтому, похоронив свои мечты стать в один прекрасный день врачом, моя мама, не слишком выбирая, пошла работать на почтамт, просто потому, что там оказалось на тот момент свободное место. Так, без особых (хороших или плохих) «приключений», в простых повседневных заботах и протекала какое-то время жизнь молодой и «старой» семьи Серёгиных.
Прошёл уже почти год. Мама была беременна и вот-вот ожидала своего первенца. Папа буквально «летал» от счастья, и всем твердил, что у него обязательно будет сын. И он оказался прав – у них действительно родился мальчик... Но при таких ужасающих обстоятельствах, которые не смогло бы измыслить даже самое больное воображение...
Маму увезли в больницу в один из рождественских дней, буквально перед самым новым годом. Дома, конечно же, волновались, но никто не ожидал никаких негативных последствий, так как мама была молодой, сильной женщиной, с прекрасно развитым телом спортсменки (она с детства активно занималась гимнастикой) и, по всем общим понятиям, роды должна была перенести легко. Но кому-то там, «высоко», по каким-то неизвестным причинам, видимо очень не хотелось, чтобы у мамы родился ребёнок... И то, о чём я расскажу дальше, не укладывается ни в какие рамки человеколюбия или врачебной клятвы и чести. Дежуривший в ту ночь врач Ремейка, увидев, что роды у мамы вдруг опасно «застопорились» и маме становится всё тяжелее, решил вызвать главного хирурга Алитусской больницы, доктора Ингелявичуса... которого в ту ночь пришлось вытащить прямо из-за праздничного стола. Естественно, доктор оказался «не совсем трезвым» и, наскоро осмотрев маму, сразу же сказал: «Резать!», видимо желая поскорее вернуться к так поспешно оставленному «столу». Никто из врачей не захотел ему перечить, и маму тут же подготовили к операции. И вот тут-то началось самое «интересное», от которого, слушая сегодня мамин рассказ, у меня встали на голове дыбом мои длинные волосы....

Интернет:
www.сайт/M1573 - официальная страница
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого - W2050 , официальный сайт penza.gallery/
Музеи Пензенской области - W1563 museum-penza.ru/

Местные достопримечательности:
Архитектурный ансамбль Советской площади, конец XVIII - нач. XX вв.
Сквер им. М.Ю. Лермонтова, основан в 1839 г.
ЦПКиО им. В.Г. Белинского, основан в 1821 г.
Памятник Певопоселенцу, 1980 г.
Здание Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого, кон. XIX в.
Здание Пензенского дворянского собрания, кон. XVIII - пер. пол XIX вв.
Пребраженский мужской монастырь, сер. XVIII в.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, 1865 г.

Филиал или подчиненная организация:
Музей одной картины им. Г.В. Мясникова - M1574
Никольский музей стекла и хрусталя - M2771

Членство в организациях:
Ассоциация музейных работников - R52

Организации партнеры:
Пензенское региональное отделение ВТОО "Союз художников России" - R1372
Некоммерческое партнерство "Пензенский союз благотворителей "Ковчег" - R1373

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Пензенская картинная галерея выражает искреннюю благодарность благотворительному фонду Тимченко, поддержавшему проект галереи "Музей едет в гости", действовавший в 2014-2015 годах и направленный на организацию дополнительного образования и творческого досуга детей-сирот и детей-инвалидов

Единиц хранения:
13818, из них 13273 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция западноевропейского искусства и искусства стран Востока - 1068 ед. хр.
Коллекция русской живописи - 435 ед. хр.
Коллекция произведений А.В. Лентулова- 37 ед. хр.
Коллекция произведений И.С. Горюшкина-Сорокопудова - 150 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Государственное бюджетное учреждение культуры "Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых нужна помощь сторонних организаций и фондов: реставрация главного корпуса Галереи - памятника истории и архитектуры эпохи модерна (1910-1912 гг.); реставрация наиболее значимых произведений из фондов музея, в т.ч. работ художников русского авангарда: Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова; модернизация фондовых помещений, закупка и установка современного фондового оборудования; популяризация коллекции Галереи в географически отдаленных от музея районах Пензенской области.

Copyright (c) 1996-2018 Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого - один из самых известных музеев Пензы и области, основанный ещё в далеком 1892 году. Дадим краткую историческую справку нашим пользователям. Основой создания музея явилась коллекция картин, пожертвованная городу пензенским губернатором Н. Д. Селиверстовым.
Первым директором училища и музея стал К.А. Савицкий, он внес огромный вклад в развитие сокровищницы, гордости нашего края. По его инициативе было разрешено совместное обучение юношей и девушек, устроены мастерские для художников-преподавателей.
Около 20 своих картин было подарено известными художниками. В поездках по Пензенской губернии вместе с хранителем музея В. М. Терёхиным Савицкий добывал для музея экспонаты прикладного искусства и предметы религиозного культа мордвы. Российская Императорская Академия отдала в дар музею много ценных экспонатов.
К 1902 году в музее насчитывалось уже 450 художественных произведений.
К. А. Савицкий стремился найти образцы самых лучших и известных мастеров нашей страны и зарубежья, чтобы познакомить жителей и гостей города с произведениями искусства.
Управление по делам искусств в 1937 году приняло решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. В 1955 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР областной картинной галерее и Пензенскому художественному училищу, было присвоено имя К. А. Савицкого.
На данный момент коллекция состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает свыше 14 тысяч единиц хранения! Придя в галерею, Вы познакомитесь с великолепными образцами западноевропейского, русского и советского искусств, а также с работами известных пензенских художников.
Стоит обратить внимание на собрание произведений голландских художников XVII века (Схалкен, Остаде Тенирс Младший), представителями французской и немецкой школ, и, конечно же, русских авторов XVIII—XX веков(полотна Рокотова, Левицкого, Макарова, Литовченко, Флавицкого, Айвазовского, Боголюбова, Саврасова, Васильева, Шишкина, Репина, Савицкого, Иванова, Врубеля, Пескова и многих других), а также советских художников (Фальк, Петров-Водкин, Самохвалов, Кириллова и др.).
В галерее собраны картины самых разных направлений: начиная от реалистических пейзажей и заканчивая загадочными сюжетами модернистических течений). Портреты, детально передающие зрителю образ человека, его психологическое состояние, пейзажи, раскрывающие красоту и душу природы, удивительно точно отображающие цветовую гамму, время года и суток, детальные натюрморты и многое другое Вы сможете увидеть в нашей картинной галерее!

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого является наиболее посещаемым культурным местом города. Его имя хорошо знакомо ценителям и за пределами города.

Как создавалась

Картинная галерея (Пенза) начала создаваться в самом конце XIX века. Основоположником ее стал действующий губернатор Николай Дмитриевич Селиверстов. После своей смерти он завещал собранные им полотна на создание музея. Коллекция была показана в местной школе ремесла. Именно там была создана и первая картинная галерея. Пенза почтила память губернатора, назвав экспозицию именем Селиверстова.

Кроме картин, Николай Дмитриевич также завещал значительную сумму денег, которые были использованы согласно его воле. Спустя пять лет было построено отдельное здание для городского художественного училища. В этом же помещении была расположена картинная галерея. Пенза и ее жители, а также студенты, обучавшиеся в училище, приложили все усилия для обустройства и наполнения коллекций музея.

Не прошло и десяти лет после смерти губернатора Селиверстова, как вновь созданное училище уже смогло похвастаться художественной коллекцией разросшейся до трех отделов.

Общее количество экземпляров превысило две сотни экспонатов. В тот период было выделено три отдела галереи, содержавшие произведения художников голландской и итальянской школ, иностранных мастеров и русский отдел.

Вклад К. А. Савицкого

К. А. Савицкий возглавил училище сразу после его открытия. Именно по его настоянию было организовано общее (мужскоеи и женское) образование студентов. Благодаря конкретно его вкладу, были устроены отдельные художественные мастерские.

Многие известные художники дарили музею свои полотна. Ведь их цель была едина с Савицким - лучшая картинная галерея. Пенза и вся ее губерния была изъезжена Савицким. Он собирал в коллекцию различные редкие экземпляры искусства и быта. Константин Апполонович поставил перед собой серьезную задачу - максимально расширить экспозицию.

В наполнении музея участвовала вся Пенза. Картинная галерея, выставки которой прославляли город на весь край, пополнялась за счет пожертвований меценатов. Например, генерал Боголюбов еще при жизни передал в коллекцию более тридцати произведений искусства, а после смерти завещал еще почти две сотни художественных работ.

Оценка вклада Савицкого в развитие и сохранение культурного наследия города была поставлена значительно позже. Лишь в 1955 году его детище было удостоено чести носить имя Константина Апполоновича.

После Российской империи

После революции и смены власти города галерея и училище отделили друг от друга. Первую объединили с уже существовавшим краеведческим музеем.

Лишь спустя 10 лет галерее была возвращена ее независимость, которую она сохранила вплоть до наших дней.

Галерея сегодня

Сегодняшнее собрание произведений состоит из огромного количества экспонатов, число которых превышает 10 тысяч картин.

Постоянная выставка очень интересна и разнообразна. Даже самый придирчивый ценитель живописи сможет удовлетворить чувство прекрасного, посетив ее. В постоянной экспозиции вы сможете изучить более 1 000 лучших работ из собрания галереи.

Значительно выделяет нынешнюю постоянную выставку музея то, что она введена в содружество трех мемориальных музеев города, рассказывающих гостям о жизни и работе ученых и живописцев, чьи имена тесно связаны с пензенским краем.

Временные мероприятия

Музей стал местом, где регулярно проходят художественные мероприятия, музыкальные и кинематографические вечера, семейные праздники и даже свадебные фотосессии.

В последнее время галерея продвигает уникальный и интересный проект «Музей одной картины». Регулярные тематические вечера будут проходить всю весну. Премьера события назначена на март этого года. Темой первой ласточки стала картина И. И. Шишкина «Лес-осинник». Лекция сопровождалась показом кино, приуроченного к 185 юбилею великого русского художника.

Также музей одной картины планирует представить кино под названием «Прикосновение к тайне», в котором рассказывается о Варваре Римской-Корсаковой. Темой мероприятия стал ее портрет кисти Ф. К. Винтерхальтера.

Уникальный проект был по праву оценен знатоками и любителями живописи. Они с уверенностью заявляют, что побывать в Пензе и не зайти в знаменитую галерею означает не увидеть город в полной мере.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения