«Л. Толстой «Филипок». Конспект урока чтения и развития речи в четвертом классе школы VIII вида. Конспект ООД. Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок» в подготовительной группе

Урок литературного чтения

2 класс

Л. Н. Толстой «Филипок»

Цель : формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи: личностных результатов обучения:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
  • формирование коммуникативных умений.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
  • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;
  • освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • формирование умения составлять план, словесный портрет героя.

Оборудование:

  • учебник Кубасовой О. В. «Литературное чтение»;
  • выставка книг Л. Н. Толстого
  • компьютер, проектор
  • лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, памятки.

Организационный момент.

К нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.

Я желаю вам на сегодняшний урок хорошего настроения, удачи, и плодотворной работы! У нас всё получится!

Стадия вызова

На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

А что значит «растит»? (учит, воспитывает)

Сегодня вы познакомитесь с новым произведением, и в конце урока мы сделаем открытие: «Чему же оно учит?»

(Подготовленные дети читают наизусть произведения Л.Н. Толстого

«Правда всего дороже» и «Два товарища».)

Лев Николаевич родился в 1828 году в большой дворянской семье. Он рано остался без родителей. Его воспитанием занималась дальняя родственница.

Долгое время Толстой занимался разными науками, но потом понял, что главное его желание – писать книги. За свою долгую жизнь он написал много книг для взрослых и детей. Среди них «Азбука» и «Книги для чтения». По этим книгам он учил деревенских ребятишек грамоте.

В то время в России было очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич Толстой решил открыть в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.

В его школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

Толстой всё время трудился, хотя и был дворянского рода. Кроме написания книг, он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен, а уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебниках есть его сказки, рассказы, были и басни.

Почему и в современной жизни мы читаем книги Л. Н. Толстого?

(Они о дружбе, честности, порядочности, любви, справедливости, стремлении к знаниям - это вечные ценности.)

В нашей классной библиотеке собраны книги Л. Н. Толстого. Советую вам прочитать их.

Сегодня вам предстоит познакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого.

Название вы узнаете, если среди гласных букв правильно расположите эти согласные. (. и. и. о. к п л Ф Филипок)

О ком или о чём может быть произведение с таким названием?

Ставим учебные задачи:

  1. Познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Филипок».
  2. Учиться читать осмысленно, правильно, выразительно.
  3. Учиться работать с текстом.
  4. Дать характеристику главному герою.
  5. Определить главную мысль произведения.

(Показать книгу)

Что можете сказать об этом произведении по обложке книги?

Когда жил этот мальчик? Где?

Стадия осмысления. Чтение с остановками.

1 часть

Что вы узнали о Филипке в самом начале?

(Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)

Почему он остался дома? (мать не пустила его в школу)

Где были родители?

(Мать ушла на подённую работу . Отец ещё с утра уехал в лес.)

Подённая работа - работа, которая оплачивается по отработанным дням.

Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.

Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую? (Торопился.)

2 часть

Слобода - сторона, улица. (во время чтения)

Прочитайте, далеко ли была школа? (За селом у церкви)

Что случилось по дороге в школу?

Почему собаки залаяли? (Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно!)

Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

Дерево предсказаний (устно)

А как поступили бы вы?

Узнаем, как поступил Филипок.

3 часть

Кто же помог Филипку? (Мужик отогнал собак.)

Как он назвал Филипка? (пострелёнок)

Пострелёнок - озорник, сорванец.

Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?

Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Во весь дух - очень быстро.

Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? (страх)

Почему? (Вдруг учитель прогонит.)

Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)

Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?

Дерево предсказаний

4 часть

Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?

(Его пристыдила баба. Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.)

Что он сделал, когда вошёл? (Снял шапку.)

Почему? (Так принято.) О чём это говорит? (Мальчик был воспитанный.)

Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

- Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)

Немой - лишённый способности говорить.

Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.

(Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.)

А почему же он заплакал?

(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)

5 часть

Кто поддержал Филипка? (ребята)

Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

Украдкой - скрытно, незаметно от других.

6 часть

Когда же осмелел Филипок? (Когда учитель похвалил его.)

А за что похвалил? (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)

Как о себе говорит Филипок?

(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!)

Бедовый - ловкий, сообразительный.

Страсть какой - очень.

Зачем он так сказал учителю?

(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)

Каков же Филипок? Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

Что изменилось в жизни Филипка? (стал учеником.)

Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

Был ли такой мальчик Филипок?

Жанр этого произведения так и называется - быль.

Быль - это то, что было в действительности в жизни.

Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём будет произведение?

Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филипок.

Но впереди нас ещё ждёт открытие: Чему же учит это произведение?

Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

Стадия рефлексии.

У вас на партах фрагменты иллюстраций к рассказу Филипок. Вам нужно собрать иллюстрации и объединиться в группы.

Игра «Суета»

- У каждой группы конверт с заданием.

Вспомните правила работы в группе. Они перед вами.

(Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)

Работа в группах

1 группа

Cоставить картинный план.

Обсудить в группе и подготовить ответ на вопрос:

Какие препятствия пришлось преодолеть Филипку на пути в школу?

  • Мать не пустила
  • Собаки набросились
  • А главное - преодолел страх и свои сомнения

Что же заставило Филипка преодолеть все препятствия?

(желание учиться)

2 группа

Восстановить деформированный план.

Пронумеровать карточки в соответствии с порядком следования событий в рассказе.

2. Филипок отправляется в школу.
1. Скучно дома.
3. Опасная дорога в школу.

5. Встреча с учителем.
4. Раздумья на пороге школы.
7. «Ты погоди хвалиться».
6. Филипок читает.


Подготовить выразительное чтение по ролям 6 и 7 частей.

3 группа

Составить краткий рассказ о главном герое.

Перед вами текст - подсказка. Выбирайте и вставляйте подходящие по смыслу слова.

Филипок - это … … мальчик. (маленький, деревенский)

У него были мама, …, …, старший … … . (папа, бабушка, брат Костюшка)

Костюшка ходил … . (в школу)

Филипок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (смелым и настойчивым)

Он упорно … … … . (добивался своей цели)

Учитель … Филипку … в школе. (разрешил, учиться)

4 группа

Составить синквейн.

Правила написания синквейна:

  1. Кто? 1 слово
  2. Какой? 2 слова
  3. Что делал? 3 слова
  4. Что вы думаете о герое? 4 слова
  5. Кто он? (новое понятие) 1 слово
  1. Филипок
  2. Самостоятельный, настойчивый
  3. Бежит, хочет учиться
  4. Филипок добивается своей цели.
  5. Ученик
  1. группа

Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу.

Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их лепестках:

на красных - тонкие, на желтых - толстые.

Памятка

Презентация работ (от каждой группы по 2 человека)

Почему Филипок так стремился в школу ?

(У него было огромное желание учиться)

Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?

Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

Чему же учит это произведение ?

(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, успешными, интересными людьми! Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться - это здорово!)

Это главная мысль произведения!

Вот мы и сделали открытие: чему учит быль Толстого «Филипок».

Подведём итоги. Вспомним учебные задачи.

(Включить проектор)

- Все ли задачи решены?

Дом.задание: Подготовьте пересказ и подберите пословицы к рассказу.

А напоследок я приготовила для вас самое интересное.

Давайте прослушаем это обращение.

Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.

Что радовало Толстого больше всего?

И мне бы очень хотелось, чтобы вы учились хорошо, и чтобы желание учиться у вас не пропадало.

А теперь заполните листы самооценки.

Я учился рассуждать, понимать замысел автора.

Я был активен на уроке.

Я внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Я предлагал группе интересные идеи.

Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

Я завершил свою часть работы вовремя.

Я общался с членами моей группы тактично и с уважением.

Я спокойно принимал критику в свой адрес.

Мне было интересно на уроке.

Что получилось?

Всем спасибо за работу!

Самоанализ урока

1. Характеристика класса. В классе 27 человек. Из них 25 человек имеют средний уровень развития, 2 человека – в зоне патологии. 2. УМК «Гармония». Предметная область «Литературное чтение». Тема: Л. Н. Толстой «Филипок» из раздела «В мире книг». 3. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»). 4. Задачи. Выход на задачи урока был осуществлён в сотворчестве с учащимися через систему вопросов. 5. На этапе осмысления использована стратегия критического мышления «Чтение с остановками». Остановки определяла сама, так как текст не знаком. Все вопросы были направлены на осознание и понимание текста. На этапе рефлексии использованы интерактивные формы организации деятельности (работа в группах, игра «Суета»). Задания разного уровня сложности, носят творческий характер, соответствуют теме и задачам урока. В качестве помощника-фасилитатора направляла и контролировала деятельность учащихся. Считаю , что на уроке присутствовала познавательная, социальная и физическая активность. Учащиеся находились в разных позициях и выполняли разные роли. 6. Итоги урока подведены в академическом, личностном и эмоциональном плане через листы самооценки.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Ознакомить учащихся с новым произведением Л.Н.Толстого

Формировать навыки осознанного беглого чтения

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать устную речь учащихся для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств

Обогащать словарный запас

Учить анализировать поступки героев

Учить работать с деформированным текстом

Развивать эмоционально- чувственное восприятие и воображение средствами изобразительного искусства

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать внимательное отношение к людям

Развивать умения работать в парах, в группах, учить прислушиваться к мнению товарищей

Воспитывать волевые качества, желание учиться

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети должны познакомиться с новым литературным произведением

Научиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам

Научиться работать с деформированным и картинным планом рассказа

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”

Репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У дверей школы”, “Новые ученики”

Репродукция картины А.А.Венецианова “Захарка”

Фонохристоматия для начальной школы

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

Раздаточный материал Старославянский алфавит

Карточки со словами для работы в парах

Карточки с деформированным планом для работы в группах

Карточки-картинки для составления картинного плана

Гусиные перья и чернила

Презентация PowerPoint

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1).Введение в тему.

2) Словарная работа.

3) Первичное чтение рассказа

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка

7) Составление словесного портрета главного героя.

8) Работа над планом.

3. Итог урока.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим изучение произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с картинами знаменитых русских художников Н.П. Богданова-Бельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, узнаем толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.

Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”.

2. Работа по теме урока.

1). Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.

С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в тетрадях по литературному чтению).

Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:

  • д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки,
  • а ш - обозначает глухой согласный звук
  • х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки,
  • а к - парный согласный звук
  • ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о - гласный звук
  • б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные,
  • а л – непарный звонкий согласный звук
  • е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет.

Получилось слово школа.

Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

Как школа связана с писателем?

Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.

Слайд №5

Вместе с героем картины “ У дверей школы” художника Н.П.Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.

Мы тихонько заглянем на урок.

Что делают дети? (Все дети пишут).

Слайд №6

Приоткроем дверь в другой класс.

Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник Н.П.Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики” (прим. или “Новички” - разная трактовка названия картины).

Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.

Слайд №7

Работа в тетрадях.

По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.

2) Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

пострелёнок

бедовый

Найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.

Слайд №9

Физкультминутка

3) Первичное чтение рассказа подготовленным учеником до слов “Филипок их уже знал и немножко читать умел”.

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из рассказа.

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

О чём этот рассказ? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу).

Кто является главным героем?

Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе?

Какие слова и выражения вам были непонятны?

Работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова.

Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.

Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.

Слайд №10

Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?

Как называется такой жанр произведений? (Быль).

Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.

Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику

А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19 веке.

Слайд №11

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.

Почему мама не пустила мальчика в школу?

Почему Филипок решил пойти?

Как мальчик собирался в школу?

Где находилась школа?

Знал ли малыш дорогу?

Какие опасности встретились ему на пути?

Почему Филипок не решался войти в школу?

Как он вёл себя, зайдя в класс?

Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.

Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

7) Составление словесного портрета главного героя. Работа в парах.

У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

Каким вы представляете себе учителя? (Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).

8). Работа над планом. Работа в группах.

У каждой группы есть план рассказа, он не соответствует хронологической последова- тельности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

Чтобы вы почувствовали атмосферу школы 19 века, писать будете гусиными перьями.

Опасная часть дороги

Скучно одному

Знакомая дорога

Филипок собирается в школу

Раздумья на пороге школы

Встреча с учителем

Филипок становится учеником

Мальчик отправляется в школу

Группе слабомотивированных учащихся предлагается составить картинный план рассказа (представлены 2 вида картинного плана)

Слайд №13 (№14-15)

9) Проверка составленного плана.

а) Один представитель от группы вписывает нужную цифру в пункт плана на доске.

б) Проверка по картинному плану.

3. Итог урока.

С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?

Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

4. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу?

  • Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;
  • Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;
  • Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

Слайд №16

5. Домашнее задание.

Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.

Слайд №17

Библиография.

1. Учебник по литературному чтению для 2 класса. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий Москва 2006 г.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина Москва 2010 г.

3. Толковый словарь русского языка С.И Ожегов.

4. Литературно-художественная фонохристоматия для начальной школы. Н.В. Ильчук Москва. Весть - ТДА

Тема урока: Лев Толстой. «Филиппок».

Класс: 2 «Б»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Создание условий для формирования читательской компетенции школьников

Планируемый результат

Предметные умения

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

Самостоятельно формулировать главную мысль текста;

Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

Осуществлять анализ текста:

Находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);

Личностные УУД:

Умение осознавать и определять свои эмоции;

Умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ориентироваться в духовно-нравственном содержании текстов.

Метапредметные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цель урока;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Работать по плану;

Определять степень успешности своей работы и работы других.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

2) Артикуляционная разминка.

3) Сообщение темы урока.

3. Изучение нового материала.

3) Словарная работа.

4) Физкультминутка.

5)Чтение учителем рассказа.

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

4. Первичное закрепление нового материала.

3) Выборочное чтение.

4) Работа с пословицами.

5) Чтение по ролям.

5. Рефлексия.

6. Выставление отметок за урок.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте!

С каким настроением вы вошли в этот замечательный класс?

Что этому способствовало?

Как же нужно учиться, чтобы все получилось в школе?

II . Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

"Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Прочитайте это выражение так, что вам действительно весело.

А теперь выделите то слово, на которое я укажу.

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

2) Артикуляционная разминка.

Надуваем и спускаем «шарик».

Чтение скороговорки. (Тихо, громче, громко)

« У речушки, у речонки

Собрались одни девчонки».

Учимся говорить уверенно, четко, грамотно.

«Ра» - сильный дождь идет с утра;

«Со» - накачано колесо;

«Жи» - очень острые ножи;

«Ши» - в ясли ходят малыши;

«Ча» - молоточком я стучу;

«Ры» - у всех девочек шары;

«Чи» - а у мальчиков мячи;

«Рок» - вот и начался урок.

3) Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы не случайно выбрали такой девиз: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

III . Изучение нового материала.

1) Рассказ учителя о Л.Н. Толстом.

Учитель: Вспомним, что мы с вами знаем о творчестве Л.Н. Толстого (просмотр презентации)

У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.

Л.Н.Толстой очень любил трудиться. Он пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые написал сам.

Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом

2) Беседа о том, как учились дети в дореволюционной школе.

Этот рассказ о мальчике. Звали его Филиппок. Он очень хотел учиться в школе. В то время не каждый ребёнок мог учиться в школе. Люди жили бедно. Кому-то нечего было одеть, другие дети помогали дома по хозяйству и им некогда было учиться. И школы были не такие, как сейчас большие, светлые, красивые, в которых вы учитесь сейчас.

Школа размещалась в сельской избе. Где в одном классе учились дети разных возрастов. А учитель - один на всех. Он имел право наказывать детей за малейшую провинность. За невыученный урок или за непослушание детей били розгами. А вот Лев Николаевич учил детей так, чтобы им было интересно. Он никогда не наказывал своих учеников. И дети любили своего учителя.

3) Словарная работа.

Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Полы - нижняя часть, раскрывающаяся спереди.

Бежать во весь дух - очень быстро бежать, мчаться.

Немой – лишенный способности говорить.

Пострелец - озорник, сорванец.

Слобода – шёл по своей стороне, улице

4) Физкультминутка.

Грудку мы слегка надавим, шею гладить мы начнем,

И за ушками потрем. Мы под глазками покрутим,

Брови мы натрем слегка. Ушкам сделаем зарядку,

Носик вычистим – вот так. Каждый пальчик разотрем.

Ручки мы погладим снова - вот теперь мы все здоровы.

5)Чтение учителем рассказа.

Понравился вам рассказ?

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

Как звали мальчика? (Мальчика звали Филиппок)

Куда он шёл? (Филиппок шёл в школу)

Кто повстречался на его пути? (На его пути повстречались собаки)

Как их звали? (Собак звали Жучка и Волчок)

О чём спросил учитель Филиппка? (Учитель спросил его имя)

8) Работа над правильностью чтения

IV . Первичное закрепление нового материала.

1) Чтение цепочкой, деление текста на части

Расположите в правильном порядке

2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

– Если глаза устали, выполните такие упражнения:

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль одну минуту.

3) Выборочное чтение.

Ответьте на вопросы словами из текста.

Кого он увидел в школе?

«…Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине…»

О чём спросил учитель Филиппка?

«- Ты что? - закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего

не говорил. - Да ты кто? - Филипок молчал. - Или ты немой?»

Что ответили ребята?

«- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.»

4) Работа с пословицами.

Пословица-это короткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

А) НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Б) УЧЕНЬЕ-СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.

Какие ещё пословицы об ученье вы знаете?

О чём эти все пословицы?(об ученье, что надо всю жизнь учиться, тогда будешь всесторонне развитым интересным человеком)

Для чего Филиппок, преодолевая страх, шёл в школу? (чтобы учиться)

5) Чтение по ролям.

Прочитаем отрывок рассказа «В классе» по ролям.

Какие герои рассказа встречают здесь? (Автор, ребята, учитель, Филиппок)

V . Рефлексия.

С каким произведением познакомились на уроке?

Что вы взяли для себя из этого урока?

V I . Выставление отметок за урок.

Оцени свою работу. Кому на уроке было понятно, со всеми заданиями справился – выставляет себе “5”. Кому трудно было, не успевал за ребятами, было что-то не понятно: у того есть возможность подготовиться дома и получить хорошую оценку на следующем уроке.

VII. Домашнее задание.

с. 138-140 чтение по ролям

Наталья Семенова
Конспект ООД. Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок» в подготовительной группе

Цели :1. Расширять представление о жизни детей в давние времена, побуждать сравнивать современную и старую школы.

2. Дать детям представление о том, для чего нужны знания; воспитывать любовь к Родине.

3. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете .

Методические приемы : выразительное чтение , вопросы.

Оборудование : иллюстрация А. Пахомова с изображением «Филипка » ,

репродукции картин Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» , «Устный счет» , иллюстрации современной школы.

Ход занятия

I. Вступительная часть

Воспитатель напоминает детям, что скоро они пойдут в школу, показывает иллюстрации, комментирует их, уточняет, что так было не всегда.

Беседа по репродукции картины Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» .

Куда пришел мальчик?

Как он одет?

Как вы думаете, близкий ли путь прошел мальчик?

Друзья мои, раньше не все дети имели возможность учиться, и на картине показано, что на пороге школы стоит бедный мальчик. Он в рваном пальтишке, худых штанах, на ногах большие лапти, в руках посох, на который он опирался, когда шел, за спиной котомка. По его лицу видно, что ему очень хочется учиться в школе, но он беден, ему нечем платить за обучение.

Затем воспитатель показывает репродукцию картины Н. Богданова-Бельского «Устный счет» . Объясняет, что на ней изображена школа для крестьянских детей. Поясняет, что немногие бедняки могли себе позволить отдавать детей в школу. С ранних лет дети были заняты на работах, но как они стремились учиться! (делается сравнение с современной школой) .

Физкультминутка «Улыбнись»

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем :

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Ребята, давайте послушаем рассказ Л . Толстого о маленьком мальчике, который очень хотел учиться. Это произведение написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой . У Льва Николаевича Толстого было много детей , и он прожил долгую жизнь. Он написал очень много книг для взрослых и детей. Лев Николаевич всегда думал и заботился о детях крестьян и рабочих. Он даже открыл для деревенских детей школу. Видел в крестьянских ребятах ум, любовь к родине, сострадание, умение прийти на помощь в трудную минуту, стремление к учению.

Чтение рассказа «Филипок » .

II. Основная часть :

Понравился ли вам рассказ и почему ?

(Потому что Филипок маленький , мальчик очень хотел ходить в школу и т. д.)

Почему Филипок стоит у крыльца , не решаясь сразу войти в школу?

(Боится, стесняется, думает его прогонят и т. д.)

Что чувствовал Филипок , когда вошел в класс?

(Смущение, любопытство, боязнь.)

Каким был Филипок ? Докажите, что он смелый, упорный, бедовый

(Смелым, шустрым, озорным, он хотел учиться и т. д.)

Чем закончился рассказ ? (Филипок стал ходить в школу .)

А как вы относитесь к Филипку ?

А какие эпизоды из рассказа вы бы хотели еще раз послушать? (воспитатель читает эпизоды по выбору детей)

III. Заключительная часть :

Сейчас мы рассмотрим иллюстрации .

Ребята, посмотрите на эту замечательную иллюстрацию А. Пахомова «Филипок » .

Что вы можете о ней сказать? (Показ воспитателем иллюстрации. Рассуждения детей и их ответы )

(Мальчик Филипок очень плохо одет , у него шапка большая, полушубок большой. Школа тоже бедная, стол и лавки деревянные. В лицах детей видны сосредоточенность и желание учиться.)

Мы сегодня узнали много хорошего, доброго о мальчике Филипке . И, наверно, все дети постараются взять из характера героя хорошие черты. Надеюсь, что все из вас с удовольствием будут ходить в школу и хорошо учиться!

Публикации по теме:

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Задачи: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;.

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: Подготовительная к школе.

Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект ООД по ознакомлению в подготовительной группе Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте, вежливости. Совершенствовать умение последовательно.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка» Программные задачи: Воспитывать у ребят положительные черты характера, доброту, желание делать добрые дела, дать новое понятие – скромность;.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения