Конспект литературно музыкальной композиции о зиме. Музыкально литературная композиция на Новый год в детском саду. Сценарий. Подготовительная группа. Литературно-музыкальная композиция «С Новым годом!»


Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.
Описание материла: Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной групп при подготовке к новогодним праздникам, занятиям по теме «Зима».

Сценарий литературно – музыкальной композиции «Зимушка хрустальная» для дошкольников старшего возраста.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, к русской поэзии.
Задачи:
Образовательные:
повторить с детьми названия зимних месяцев;
познакомить детей с народными зимними пословицами и поговорками, приметами;
закрепить с детьми знание признаков зимы;
уточнить знания детей о зимних изменениях в природе;
дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово, Масленица;
совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Развивающие:
развивать навыки контекстной речи, умения выразительно читать наизусть стихотворения;
совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при пении песен;
развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русской поэзии, к русской народной культуре.
Предварительная работа: разучивание песен, танцев, хороводов, стихов о зиме, о празднике Рождество; оформление зала в зимнем стиле
Материалы для проведения: стулья по количеству детей, дипломы и памятные подарки по количеству участников
Ход мероприятия:
(Дети заходят змейкой в музыкальный зал под музыку, присаживаются на стулья).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались здесь, в нашем музыкальном зале, чтобы провести нашу литературно – музыкальную гостиную «Зимушка хрустальная». На нашем празднике мы будем петь, танцевать и, конечно, читать стихи. Закончилась осень и к нам пришла красавица зима. Нарядила дома белыми шапками, деревья украсила серебром. Первое стихотворение нашей литературно – музыкальной композиции называется «Встреча зимы» Его нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Встреча зимы», автор - Иван Никитин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Какое прекрасное стихотворение мы сейчас с вами прослушали. «…Снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём…». Очень красивые строки! Скажите, пожалуйста, дети, а как мы с вами узнаём, что приближается зима? Назовите, пожалуйста, признаки зимы.
Дети: Листья с деревьев уже опали. Солнце светит реже. На лужах появляется лёд. Выпадает первый снег. Дуют холодные ветры.
Воспитатель: Вы всё правильно назвали. О зиме в русской поэзии написано много стихотворений. Каждый поэт видел это время года по-своему. Для каждого автора зима представала совершенно особенной. И сейчас мы послушаем одно такое стихотворение, оно называется «Первый снег». Его прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Первый снег», написал Иван Бунин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень. Но о зиме написал тоже немало прекрасных строк. Отрывок «…Вот север, тучи нагоняя…» из замечательной поэмы «Евгений Онегин» нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «…Вот север, тучи нагоняя…» (отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»). (Читает отрывок из поэмы).
Воспитатель: «…Волшебница – зима…» Очень поэтично, не правда ли? А первая песня нашей литературно-музыкальной композиции так и называется «Эх, зима!» (музыка Ю. Чичикова, слова М. Пляцковского).
Дети: (Поют песню)
Воспитатель: Замечательная песня! Очень она мне нравится. А что же происходит с деревьями, с лесом?
Дети: Зимняя природа погружена в сладкий сон.
Воспитатель: Укрывшись белым покрывалом пушистого снега, спят деревья и кусты. В одни дни мороз и тишина, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, с которой падает снег, а в другие - снежная вьюга с завыванием ветра. Стихотворение «Берёза» нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Берёза». Написал Сергей Есенин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Замечательные стихи о зиме! Слушаешь, и как - будто видишь, заснеженную берёзу, которая застыла в серебряном уборе. Но вернёмся к нашему конкурсу. Следующее стихотворение нам прочитает (ребёнок) и называется оно «Чародейкою Зимою…».


Ребёнок: Стихотворение «Чародейкою Зимою…», автор - Фёдор Тютчев. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Давайте с вами вспомним про животных. Какие изменения происходят в их жизни с приходом зимы?
Дети: Медведь зимой сладко спит в берлоге. Белка и заяц ещё осенью сменили шубку. Заяц теперь белый, а белка – серенькая. У всех животных зимняя шуба более тёплая.
Воспитатель: Всё верно. Пришла зима. Мороз сковал землю. Замёрзли реки и озёра. Часто идёт снег. По нему так легко и приятно скользить на лыжах. Выйдешь утром – чистая нетронутая целина, как страницы из книги. Пробежишь, и словно рисунок появляется. У нас есть стихотворение, которое называется «Зима», и послушаем мы его в исполнении (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Зима», автор - Иван Суриков. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Великолепное стихотворение! Скажите мне, пожалуйста, дети, как называется первый месяц зимы?
Дети: Первый месяц зимы называется декабрь.
Воспитатель: Правильно. Декабрь в народе называют Студень. Обычно в этом месяце выпадает много снега. Это также и месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников. Какой праздник мы отмечаем в декабре?
Дети: В декабре мы отмечаем праздник Новый год.


Воспитатель: Совершенно верно. На новогоднем утреннике мы много пели и танцевали. И сейчас мы с вами потанцуем. Хоровод «Новогодняя плясовая» (музыка и слова Л.Вахрушевой).
Дети: (Танцуют).
Воспитатель: Очень весёлый танец. Но как мы все помним, на нашем празднике было много гостей. Я вспоминаю одного очень важного гостя, а кто это вы сейчас отгадаете.
С Новым годом поздравляет
Всех мальчишек и девчат

И подарки он нам дарит
Вот они, в мешке стоят.
Добрый он и бородатый,
От мороза красный нос.
Кто же он, скажите, дети,
Громко, дружно…
Дети: Дед Мороз.
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно отгадали. И нашему Дедушке Морозу мы тоже читали стихотворения. Вот одно из них. Оно называется «Снежок» и прочитает нам его (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Снежок», написал Николай Некрасов. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Но не только Дед Мороз приходил на наш новогодний праздник. Баба Яга тоже была. И я объявляю очень весёлый танец, который так и называется «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)
Дети: (Танцуют).
Воспитатель: Народный календарь сохранил пословицы и поговорки, точно описывающие первый зимний месяц. Все его особенности нашли отражение в народном творчестве:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается.
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что обозначает слово ПОРОША?
Дети: (Высказывают мнение).
Воспитатель: Давайте я уточню. Пороша - это выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. И у нас есть стихотворение, которое так и называется «Пороша», его нам расскажет (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Пороша». Автор - Сергей Есенин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Замечательные строки! Как тонко чувствует автор зимнюю природу. «…Словно белою косынкой подвязалася сосна…». Но вернёмся к месяцу декабрь. Издавна существуют приметы, по которым можно определить какая будет зима суровая или мягкая, долго ли быть морозам или ждать оттепели. Особо в декабре присматривались к явлениям природы, предвещавшим будущую погоду.
Сухой декабрь предвещал сухую весну и лето.
Декабрь холодный, снежный, с частыми инеями и ветрами - к урожаю.
А гром в декабре сулил студеную зиму.
Воспитатель: Следующее стихотворение, точнее отрывок из поэмы «Евгений Онегин», который мы с вами послушаем, называется «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…». Прочитает этот отрывок (ребёнок).


Ребёнок: Отрывок «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». (Читает отрывок из поэмы).
Воспитатель: Отгремели новогодние праздники. Закончился месяц декабрь. Дети, скажите, пожалуйста, какой месяц приходит к нам за декабрём?
Дети: За месяцем декабрь приходит к нам месяц январь.
Воспитатель: Молодцы! Январь - середина зимы и начало года. Январь на Руси - самый холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе. Погода в январе тихая и спокойная. Дни короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морознее. Следующее стихотворение, которое мы сейчас с вами услышим, называется «Круглый год. Январь». Расскажет его (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Круглый год. Январь». Автор - Самуил Маршак. (Читает стихотворение).
Воспитатель: На оконных стеклах морозные узоры. Ледяной букет составлен по мотивам нашего леса. Небо становится синее и как бы выше. За эту особенность январь в Древней Руси называли «Просинец». Какое природное явление заканчивается у нас, на Кольском полуострове, в январе?
Дети : В январе у нас заканчивается полярная ночь.
Воспитатель: Верно. В народе про январь также сложено множество пословиц и поговорок:
Зимой солнце - что мачеха: светит да не греет;
Новый год - к весне поворот;
Январю-батюшке - морозы, февралю - метелицы.
В январе больше солнечных дней. Морозы становятся более трескучими. Самые сильные морозы выпадали обычно на праздник Крещение.
Воспитатель: Именно о чудесной морозной погоде мы послушаем сейчас стихотворение, которое называется «Зимнее утро», и прочитает его (ребёнок).


Ребёнок: Отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (Читает отрывок из стихотворения).
Воспитатель: Но что-то мы засиделись. Вставайте все в круг. Музыкальная игра «Ой, мороз» (музыка и слова Г.Вихаревой).
Дети: (Встают в круг, проводится игра. Дети поют песню, выполняют движения по тексту).
Воспитатель: На нашем празднике сегодня нет, к сожалению, Деда Мороза. Поэтому Морозом побуду я. (Пока дети поют песню, «гуляет» внутри круга по часовой стрелке. После песни говорит):
Мороз: Я вам руки заморожу.
Дети: А мы будем хлопать.
Мороз: Я вам ноги застужу.
Дети: А мы будем топать.
Мороз: (Быстро идёт по кругу, протягивая свои руки к рукам детей). Заморожу руки.
Дети: (Хлопают).
Мороз: (Протягивая руки, к ногам детей). Ноги застужу.
Дети: (Топают).
Мороз: Коленки заморожу. (Протягивает руки к коленкам детей).
Дети: (Приседают на корточки, закрывают руками колени).
Мороз: Щёки заморожу.
Дети: (Встают, закрывают руками щёки. И так далее).
Воспитатель: Отдохнули немного. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Продолжим нашу литературно-музыкальную композицию «Зимушка хрустальная». Для месяца январь тоже есть свои пословицы и поговорки, как и приметы. Вот некоторые из них:
Январь - первенец года, пора снеговеев.
Снег сильно скрипит под ногами, голоса далеко слышны - к стуже.
Воспитатель: Но не только Новый год мы отмечаем зимой. Скажите, пожалуйста, какой праздник мы также отмечаем в январе?
Дети: В январе мы отмечаем праздник Рождество Христово.
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение «Рождество». Его нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Отрывок из стихотворения «Рождество», автор - Михаил Юрьевич Лермонтов. (Читает отрывок из стихотворения).
Воспитатель: Рождество – прекрасный праздник. Ничуть не хуже чем Новый год. Издавна на Рождество было принято петь народные прославительные песни. Кто помнит, как называются такие песни?
Дети: Такие песни называются колядки.
Воспитатель: Также до сих пор существует обычай, устраивать небольшое представление, посвящённое рождению Иисуса Христа. Помнит кто-нибудь из вас, как называлось это представление?
Дети: Это представление называлось вертеп.
Воспитатель: Умницы! Также было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. И конечно, первая половина месяца славилась своими гаданиями. Продолжается месяц январь. Всё вокруг белым-бело. И стихотворение, которое называется «Белые стихи» нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Белые стихи». Автор - Сергей Михалков. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Действительно, вокруг так много снега. Но что-то мы с вами засиделись. Я объявляю танец «Коньки» (песня «Коньки» музыка В.Богатырёва, слова Д.Червяцова из мультфильма «Маша и медведь»)
Дети: (Танцуют парный танец).
Воспитатель: Но вот закончился и январь. Какой месяц приходит следом за ним, скажите, пожалуйста, дети?
Дети: За месяцем январь к нам приходит месяц февраль.
Воспитатель: Совершенно верно. Февраль на Руси называли: сечень-секут еще зимние ветры; бокогрей - на солнечной стороне пригревать начинает.
И стихотворение с названием «Круглый год. Февраль» нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Круглый год. Февраль». Написал Самуил Маршак. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Действительно, в феврале мы отмечаем праздник – 23 февраля. С этим праздником мы поздравляем наших пап и дедушек. Переменчив этот месяц. С буранами, метелями. Вольно гуляет ветер в открытом поле, а как наскочит на лес - злится, воет, свистит, силится засыпать его снегом, но белые сугробы растут только на опушке. А внутри леса тишина и снег ровно лежит. Я предлагаю послушать стихотворение «Снежинка», прочитает нам это стихотворение (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка». (Читает стихотворение).
Воспитатель: Какое точное сравнение «…Звезда кристальная…»! В феврале морозы дают ещё о себе знать, но в них уже чувствуется дыхание весны - ночью нет-нет, да и падет густой туман, а наутро весь лес в его прекрасном убранстве до последней ветки предстанет в белом инее, в хрустальном цветенье, словно майский сад.

По народному поверью как раз в эту пору зима мимолетно встречается с весной. А через день-другой снова приходят трескучие морозы. И все же частые оттепели в конце февраля, как говорят, «сшибают рог зиме». Вот послушайте пословицы и поговорки о месяце февраль:
У февраля два друга - метель да вьюга.
Февраль - месяц переменчивый: то на январь смахивает, то март напоминает.
Февраль солнце на весну поворачивает.
Воспитатель: О скорой весне нам расскажет в стихотворении «Зима» (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение Константина Бальмонта «Зима». (Читает стихотворение).
Воспитатель: «…И вьюгу слушает как пенье». По-моему, красивее про февраль не сказать и не придумать. Для месяца февраль тоже имеются приметы, как и для двух предыдущих месяцев:
Начало февраля погожее – и весну жди раннюю, ясную, пригожую.
Длинные сосульки февральские сулят долгую весну.
Снегирь под окном распелся – к оттепели.
Звенит капель. На южной стороне крыш повисли длинные сосульки. Солнце с каждым днем все ярче. Ес¬ли раньше тени на снегу были темные, неподвижные, то сейчас стали синими и живыми.
Оживление и у птиц. Особенно радуются оттепели голосистые синицы. Они раньше всех птиц узнают о приближении весны и напоминают об этом всем своим пернатым сородичам. Начинается весенний прилет свиристелей.

В конце февраля, иногда в начале марта, снегири откочевывают к северу. Природа как бы на миг проснулась, хотя сон ее еще глубок. Всего лишь пах¬нет весной.
Воспитатель: А какой ещё праздник мы с вами отмечаем в феврале?
Дети: В феврале мы отмечаем праздник Масленица.


Воспитатель: Вся последняя неделя февраля - Масленица. Праздновалась победа сил света и тепла над силами холода. Каждый день Масленицы имел свое название. Например, понедельник назывался… Кто помнит, как назывался понедельник?
Дети: Понедельник назывался встреча.
Воспитатель: Правильно. В этот день устраивали и раскатывали горки. А кто помнит, например, как называлось воскресенье?
Дети: Воскресенье называлось «Прощёный день».
Воспитатель: В воскресенье прощались с Масленицей, просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды: «Да не зайдет солнце во гневе нашем». И, высказав, что на душе лежало, принимались за песни и пляски. И я предлагаю вам поиграть, покататься на нашей красивой карусели. Игра «Карусель».
Воспитатель: (Держит шест с ободком наверху, к которому прикреплены разноцветные ленты. К ободу ленты крепятся так, чтобы они легко скользили и вращались вместе с ним на шесте, но не касались земли. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и бежит друг за другом по кругу под музыку).
Дети: (Играют).
Воспитатель: Вот мы и поиграли. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Продолжается февраль и ещё одно зимнее стихотворение «Поёт зима – аукает…» нам расскажет (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима – аукает…». (Читает стихотворение).
Воспитатель: Давайте не будем забывать про птиц зимой. Обязательно будем им помогать и подкармливать их. Вот и подошла к концу наша литературно-музыкальная композиция «Зимушка хрустальная». Я объявляю награждение всех участников нашей сегодняшней встречи дипломами и памятными подарками.
Праздник Зимы на улице в старшей группе детского сада

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель Попова Надежда Александровна.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа:
- беседы о характерных признаках и приметах зимы;
- подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
- знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;
- слушание произведений П.И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;
- беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского;
- работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.)
Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Муз. рук. Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Муз. рук. Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.
А исполнит его наш воспитатель Валентина Викторовна.
Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.


Муз. рук. Мы благодарим Валентину Викторовну.


Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Муз. рук. Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд – иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)


Дети читают отрывки о зиме из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд – зимняя природа)
Муз. рук. Ребята мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Муз. рук. Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Муз. рук. Совершенно верно. Заботливая. Вот как об этом пишет поэт А. Коринфский в своём стихотворении «Одеяльце».


Стихотворении «Одеяльце» исполнят Настя со своей мамой:
Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?
Мама – Из него природа одеяльце ткет!
Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно?!
Мама – Без него в земле бы стало холодно!
Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать?!
Мама - Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.
Муз. рук. Ребята, мы знаем зиму шаловливой и игривой. Дима, расскажи об этом.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Муз. рук. Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд – летящие снежинки)

Муз. рук. Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение о снежинке в исполнении Кати.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Муз. рук. Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Муз. рук. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок.


Танец-этюд на музыку П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук. Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Муз. рук. Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Муз. рук. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Муз. рук. Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.
Я думаю, сюда подошли бы и стихи, которые прочтёт Артемий.
И. Никитин «Зашумела, разгулялась…» …
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждет краса-подруга.
Муз. рук. После бури всегда наступает затишье.
Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь
П. Чайковского

(слайд – тройка лошадей)


Муз. рук. Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Муз. рук. Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.
Давайте послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

(Дети подготовительной группы выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму.)
Муз. рук. Спасибо, ребята. Предлагаю вам исполнить знакомую песню «Саночки», аккомпанируя себе на бубенцах.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

Муз. рук. У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»

Литературно-музыкальная композиция «Зимушка-зима».

Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.

Задачи:

Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству.

Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения.

Совершенствовать навыки выразительности речи, отрабатывать четкую дикцию.

Оборудования : искусственные елочки, иллюстрации – «Зимние пейзажи», детские рисунки, элементы костюмов: зимы, снеговика, музыкальные фонограммы произведений.

Сценарий.

    Песня про зиму

Ведущий 1. Зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза. Поэты написали много красивых стихотворений о зиме, композиторы сочинили к ним музыку, а художники написали картины.

Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами «язык» природы, увидеть красоту зимнего пейзажа, услышать музыку зимы.

Идет зима дорогами,

Крадется, как лиса.

Покрыто все сугробами,

Заснежила леса.

В лесную чащу тихо

Вошла зима- портниха.

Березки очень рады:

Спасибо за наряды!

Пушистые и белые

Зима наряды сделалаю

И для лесов, и для полей –

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

И в шубки их одела –

Сама повеселела

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки – зимы.

Ведущий 2 . Еще совсем недавно мы вспоминали о лете, но вот промелькнули и осенние денёчки, и мы готовы встретить зиму. Нас ждет много чудес, ведь зима – самое волшебное время года.

Чтение стихотворения И. Никитина «Зравствуй гостья - зима»

    Здравствуй, гостья-зима.

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас.

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Ведущий 1 . Начало зимы – это всегда событие для души каждого человека

    Сергей Михалков Белые стихи

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег – упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Все вокруг белым – бело:

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно. Человек!

Снежинки

За окошком – вьюга,

За окошком – тьма,

Глядя друг на друга

Спят в снегу дома.

А снежинки кружатся –

Все им нипочем! –

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Медвежонок плюшевый

Спит в углу своем

И в пол-уха слушает

Вьюгу за окном.

Старая, седая,

С ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет

Бабою – Ягой.

А снежинки кружатся –

Все им нипочем! –

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Тоненькие ножки –

Мягкие сапожки,

Белый башмачок –

Звонкий каблучок.

Песня.

Ведущий 1. Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим. А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли. Все смешивается, ничего не видно, кроме белой пелены.

    Снежинка

Светло- пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно – белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Танец снежинок.

Ведущий 2. После снегопада очень красиво. «Молодые деревья, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят тополя, опустив заснеженные рукава. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли».

Зима - волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

    Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою.

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

    Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Ведущий 1. Не только стихов и песен много о зиме. Известно много пословиц и поговорок, загадок, частушек.

Частушки

Ах, зима, зима, зима,
Чудная красавица,
Всех свела ты нас с ума,
Зимушка нам нравится!

Кружат, кружат в хороводе

Снежные красавицы.

Танцевальная метель

Всем нам очень нравится!

(И. Агеева)
***

Я на улицу пойду,
Бабу снежную слеплю.
И ведро ей нацеплю.
И метёлку ей вручу!
***

Снега выпало полно,
За окном белым бело!
Где перчатки? Где лопата?
Убирать ведь снег мне надо!
***

С горки я лечу на санках,
Ох, ловите вы меня!
У меня ведь, и у санок,
Отказали тормоза!
***

Как на солнышке сияет

Новый школьный наш каток!

Почему такой короткий

Физкультурный наш урок?!

Во дворе у нас стоит

Снеговик с метёлкой,

Ночью тёмной сторожит

Дом он наш от волка.

(И. Агеева)

Маску делаю себе,

Надо постараться –

Я хочу Снегурке-Тане

В ней в любви признаться!

Ах, вы милые мои

Снегири, синички!

Вам кормушку смастерил я –

Угощайтесь, птички.

(И. Агеева)

Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной его не брошу –

В морозильник поселю!

(И. Агеева)

Ведущий 1. Давайте представим, что может произойти, если зимы не будет…

Сценка о зиме.

    Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый

«Здравствуй, Зимушка – зима!»

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

Сергей Есенин

Берёза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

9. Иван Суриков

Зима

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Ведущий 1. Но вот меняется пейзаж. Сказка исчезла, и пред нами картины суровой зимней природы. А волшебница зима превратилась в грозного воеводу Мороза.

Чтение отрывка из поэмы Н.А Некрасова «Мороз, красный нос…»

10. На улице мороз трескучий,

А в доме у меня тепло.

Нависли над аулом тучи –

И закружило, замело

Снегами дом, мое оконце

И уходящий в степь обоз

И от мороза даже солнце

За тучи спрятало свой нос,

А вьюга руки потирает

И волком воет у ворот.

Но я не маленький, я знаю:

Она повоет и уйдет

Верные слуги-

Снежные вьюги,

Заметите все пути,

Чтобы в чащу не пройти

Ни конному, ни пешему!

Ни леснику, ни лешему!

Вьюга белая – пурга,

Взбей летучие снега.

Ты крутись, ты дымись,

Пухом на землю вались,

Кутай землю пеленой,

Перед лесом стань стеной.

Вот ключ,

Вот замок,

Чтоб никто пройти не мог!

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Танец Мороза-Воеводы со снеговиками.

Ведущий 2. Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озонные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – все движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой все по-другому. Все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

Сергей Есенин описывает зиму так:

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Ведущий 1. Чародейка – зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

Опять зима

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шел ночью снег густой и белый –

От снега в комнате светло.

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встает.

Как каждый день, полней и лучше,

Полней и лучше новый год…

Зимние картинки

Щенка прогуливает тетя.

Щенок расстался с поводком.

И вот на бреющем полете

Летят вороны за щенком.

Сверкает снег…

Какая малость!

Печаль, куда же ты девалась?

Поля затянуты недвижной пеленой.

Пушисто-белыми снегами.

Как будто навсегда простился мир с Весной,

С ее цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.

Одна метель поет, рыдая.

Учитель. Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. Зима толко начинается, и мы надеемся, что она еще порадует нас снежными пейзажами, морозом, лазурью февральских окон, и, конечно же, веселыми рождественскими праздниками.

Новогодняя литературно-музыкальная гостиная «Волшебная магия Свечи».

Условие: Все гости приходят со своей свечой, блюдцем, чистый лист бумаги- А4, садятся в круги вокруг основной свечи.

Играет мелодия Элтона Джона «Свеча на ветру». Выходит ведущая. Читает стихи М. Цветаевой.

ВОТ ОПЯТЬ окно,

Где опять не спят.

Может – пъют вино,

Может так сидят. Или просто - рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Крик разлук и встреч-

Ты окно в ночи!

Может - сотни свеч.

Может - три свечи...

Нет и нет уму

Моему - ПОКОЯ.

И в моем дому

3авелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом.

3а окно с огнем!

Вступительное слово 1 ведущей:

«Есть приятный способ организовать праздник себе и своим близким - поставьте на стол красивый подсвечник и зажгите свечу за ужином, а рядом положите подарок кому-нибудь из близких. Представьте себе на миг: в Новый год на праздничном столе радостно сияют разноцветные свечи. Светом, сиянием свечи вы поздравляете и желаете благ своим близким. Или в день рождения дорогого вам человека - такой пустяк: розовые и красные свечи. А сколько радостных минут вы ему подарили...» Прошу вас – зажгите свечи в своем кругу.

Мы с вами сегодня собрались для того, чтобы послушать песни, стихи, погадать и просто помечтать под тихий мерцающий свет свечи…..

У каждой зажженной свечи существует своя магия…….

(В зал входят девушки со свечами - по одной и читают стихотворение: «Поэтическая жизнь свечи»).

Три свечи

Я очень малого хочу,

Пожалуй, только три желанья.

За исполненье их заранее

Я всех богов благодарю.

Я очень малого хочу.

О маме первая мольба, -

Ее шептать готова снова:

Чтоб не была судьба сурова,

Чтоб не грозила ей беда.

О маме первая мольба.

Я о любви молю, страшась,

"Что снова будет 6ольше боли,

Что не скажу: «Я в вашей воле»,

Что от нее сбегу, смеясь.

Я о любви молю, страшась,

Последняя моя мечта,

Как парусник, вдали маячит,

Сулит мне счастье и удачу,

Но не приблизится никак.

Последняя моя мечта.

ВОТ все, чего я так хочу:

Быть с мамой и любить до гроба

И наяву ходить по дому,

Который больше всех люблю.

ВОТ все, чего я так хочу.

Что ж, да исполнятся они,

Мои нехитрые желанья.

Во исполненье их заранее

Я зажигаю три свечи.

И да помогут мне они. (Девушки садятся в круг к гостям.)

1 Ведущая : - Огонь, или свет живого пламени, - давний и нестареющий ритуал очищения, самая простая и доступная магия. Атмосферу домашнего тепла и уюта свеча обязательно усилит, а заодно и убережет- как бы сожжет все плохие настроения и мысли в вашем доме. Горящая свечка - символ отдыха, безопасности, комфорта. Хорошо, когда свеча восковая, а не парафиновая, она всю нечисть отгонит. Издавна пламя свечи, как любой огонь, действует оздоравливающим образом, сжигая все больное и злое, будь то тоска, усталость, гнев и раздражение. Так что, когда на душе тяжело, просто зажгите свечу и посидите, глядя на ее живое пламя. Станет легче.

(Три девушки читают стихи, сидя в кругу.)

Свечи

В наших душах человечьих
Есть один простой секрет:
В нас горят и гаснут свечи,
Излучая тонкий свет.
Три свечи: свеча Надежды,
Веры, и свеча Любви
Три огня святых и грешных
Освещают изнутри

Жизнь нетленна, жизнь прекрасна,
Но бывает в жизни так,
Почему-то свечи гаснут,
Наступает полный мрак
Ничего вокруг не видно,
Страшно, холодно, и в ней,
В этой темноте, так просто
За врагов принять друзей,
За любовь принять измену,
Слепо растоптать цветы,
И не вырваться из плена
Этой жуткой темноты.
Не пугайтесь, истерично
Не рубите сгоряча
Нужно просто чиркнуть спичкой
И опять горит свеча,
И опять душа согрета,
И опять светло вокруг
Снова тонкий лучик света
Освещает жизни круг…
…Друг мой! Жизнь под этим небом
Нужно пламенно прожить
Кем бы ты на свете не был,
Не гаси огонь души.

(Включается видео с песней Машины времени «Пока горит свеча», показ натюрмортов со свечами.)

2 ведущая:

Свеча существует и служит людям уже много веков.

В средневековой Европе существовал обычай танцевать вокруг новорожденного с зажженными свечами в руках.

В Германии заботились о том, чтобы в комнате роженицы каждую ночь, до тех пор пока ребенка не крестят, горела свеча, и очень боялись, что она может погаснуть. Тогда не уберечь ребенка от злых духов.

В Португалии и Испании охраняли маленьких детей до крещения от ведьм, зажигая по ночам в их комнатах свечи.

В Тунисе для защиты невесты от колдовства мать дважды обходила вокруг нее с зажженной свечой в руке.

В Пенджабе с помощью зажженной свечи оберегали от дурного глаза роженицу и ребенка. В Богемии при крещении крестный держал в одной руке ребенка, а в другой - зажженную свечу. При первом посещении церкви мать в одной руке несла ребенка, а в другой - зажженную свечу.

В России , когда у больного начиналась агония, зажигали восковую свечу и давали ее в руку умирающему, охраняя тем его улетающую душу от дьявола.

(показ картинок из новой папки «Свечи в искусстве»)

Свеча, принесенная из церкви в Великий Четверг, обладала, по народному поверью, способностью уничтожать чары колдунов и прогонять ведьм. В Украине страстную свечу, с которой отстояли в церкви вечерню в Чистый Четверг, старались принести домой так, чтобы она не погасла по дороге.

В домах «огнем со страстей» коптили кресты, а свечу хранили до следующего Чистого Четверга. Применяли ее, в частности, при лечении лихорадки. Брали нитку в три раза длиннее свечи, сжигали ее огнем этой свечи, золу смешивали со святой водой и в четверг выпивали натощак. Во время трудных родов и грозы зажженную страстную свечу ставили перед иконой.

Такую же магическую силу приписывали и свечам венчальным. Во время бракосочетания народ определял, кто из молодых раньше умрет, по скорости сгорания венчальной свечи. Венчальные свечи хранили в киотах или на полках перед иконами. Их зажигали во время трудных родов, при грозе, а также у изголовья умирающего, если он долго мучился в предсмертной агонии.

Можно ли представить себе храм без свечей? (Показ картинок «Свечи в религии»).

С их помощью верующий говорит с Богом, прося о милостях для живых и почитая память об усопших. «Пойди в церковь, поставь свечку», - этот совет и сейчас можно услышать в трудной ситуации, когда,кажется, уже не помогают никакие другие средства и человек остается один на один со своей проблемой, когда надежда уходит.

Считалось, что снятся свечи тоже не зря. Видеть во сне восковую свечу - к покойнику. Другие свечи - клад найдешь. Зажигать свечу - к счастью, а гасить - к несчастью.

И сегодня в каждый день рождения (особенно детский) мы зажигаем на праздничном пироге свечи и задуваем их на счастье, чтобы исполнились все-все мечты. Традиционными опять становятся новогодние и рождественские свечи.

(Показ сценки –притчи «Четыре свечи»)

ПРИТЧА «ЧЕТЫРЕ СВЕЧИ»

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли...
Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
"Я - Спокойствие.
К сожалению, люди не умеют меня хранить.
Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"

И огонёк свечи погас.

Вторая сказала:

"Я - Вера.
К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне,
поэтому нет смысла гореть дальше."
Едва произнеся это,
подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
"Я - ЛЮБОВЬ.
У меня нет сил гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех,
которые любят их больше всего -
своих близких."
Долго не ждав, эта свеча угасла.
Вдруг... ...в комнату зашёл ребёнок.
И увидел три потухшие свечки.
Испугавшись, он закричал:
"Что вы делаете?! Вы должны гореть! Я боюсь темноты!!!"
Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь!
Пока я горю, можно зажечь и другие три свечи.

Я - НАДЕЖДА".

(Показ видео М. Шифутинского «Сгорая плачут свечи»)

1 ведущая.

В старину, да и сейчас люди очень любили гадать по пламени.

Гадание по пламени свечи считалось одним из самых верных. Тихое пламя свечи означало ровную, светлую жизнь без особенных волнений и неудач; более яркое пламя с перемигиванием - веселую, бурную, с многими приключениями. Тусклое пламя означало печальную и недолговечную жизнь. Красное пламя - к горю, желтое - к. радости, пламя червонного золота - к очень хорошей, богатой жизни, с копотью - к несчастью. Для таких гаданий свечу раньше приготовляли сами из чистого желтого пчелиного воска, светильню делали из самого хорошего льна, эта свеча и называлась «воска ярого».

В большинстве случаев гадали девушки под Новый год, накануне Ивана Купалы. Подобные гадания и сейчас существуют. Гадают преимущественно поздно вечером, предварительно умывшись, причесавшись и переодевшись в чистое платье. Свечу делают тайно от домашних. Ставят ее во время гадания не в металлический подсвечник, а в деревянный и обязательно орехового дерева или карельской березы, не бывший в употреблении.

Ну а мы с вами, чем хуже остальных. У нас, конечно нет» подсвечника из дерева, но есть огромное желание погадать…. Если сейчас не получиться, то – главное- запомнить процесс. А гадать мы можем до 19 января. В ночь с 18 на 19 января считалось самым верным и самым страшным гаданием. (Стихотворение «Светлана»)

Классические русские гадания со свечой насыщены славянскими традициями и всегда пользовались популярностью среди русских девушек. Лично гадая со свечой на себя или будущее, вы получите от гадания наиболее точную информацию.

1. ГАДАНИЕ СО СВЕЧОЙ И БЛЮДЦЕМ. Данное гадание достаточно просто, но ответы, полученные при его помощи, достаточно правильны. Это гадание со свечой используется при возникновении затруднительной ситуации, на которую сложно получить ответ на Таро или при помощи другого вида гадания.

Работать с блюдцем весьма интересно. Это своего рода маятник астрального мира и нет никаких ограничений по использованию этого "прибора". Гадание советует взять обыкновенное, достаточно плоское блюдце, как и при использовании в охранной грамоте, а так же восковую свечу. Без чтения молитвы, молча, горящей свечой на блюдце чертится символ восьмиконечной звезды. Чем тоньше свеча, которая стоит на центральной области, тем Вы получите более точную информацию от гадания из-за потенциально высокой чувствительности свечи. Фигура чертится по часовой стрелке, затем в центр накапывается четыре капли воска и ставится зажженная свеча. Задавая при гадании свечами вопрос, необходимо смотреть на основание свечи. Ответы же получаются как при диагностике, то есть по треску и копчению свечи. После гадания свеча снимается, блюдце отмывается в горячей воде от воска. При новом гадании процедура повторяется по новой.

ГАДАНИЕ СО СВЕЧ ОЙ НА СЕБЯ. При помощи свечи вы можете диагностировать и себя, но для этого подходит не всякий день. Себя вы можете диагностировать в любое полнолуние, в неделю между Рождеством и Крещением, в неделю перед Пасхой, в неделю после Троицы, в период с 22 июня по 7 июля (в эти дни Солнце проходит через первую половину зодиакального знака Рака), две недели до Успения (с 14 по 28 августа) и в неделю после Рождества Богородицы (с 21 по 28 сентября).

Гадание со свеч ой такое - в астрономическую полночь (с часу до двух ночи, если в стране действует "зимнее" время, и с двух до трех - если "летнее") застелите стол чистой белой, без рисунка скатертью (в крайнем случае - чистой простыней) и поставьте на стол свечу на деревянной подставке. Сядьте так, чтобы гадательная свеча была на расстоянии 25-30 см от ваших глаз. Зажгите ее и пять минут внимательно смотрите на пламя. Потом отмечайте его вид. Что означает это гадание? Тихое, слабое, но ровное пламя означает в ближайшем будущем тихую, спокойную жизнь без волнений и неудач. Тусклое пламя означает сглаз на удачу. Яркое пламя с перемигиванием означает лучшую жизнь, а совсем яркое, с потрескиванием - порчу любого рода, которая еще не успела проявиться.

Посмотрите, куда оплывает воск. Если во время гадания свеча плывет во все стороны ровно, то ничего примечательного в ближайшее время не предвидится. Если к вам - гадание видит удачу в деньгах или в любви. От вас - порча или сглаз на семейное счастье (для незамужних - порча под названием "венец безбрачия"). Причем в случае порчи сама свеча во время горения искривится, а при сглазе останется ровной. Если свеча оплывает вправо - к выгодной работе, а влево – может быть, это сглаз, который приведет к неудаче в денежных делах.

ГАДАНИЕ СО СВЕЧОЙ И БУМАГОЙ. Пламя свечи можно материализовать на бумаге, чтобы погадать. Для этого возьмите белый лист бумаги и поводите им над зажженной свечой, чтобы на бумаге отпечатались темные символы. Эту операцию гадания со свеч ой можно проводить несколько раз. У вас могут получиться концентрические окружности, морские звезды, волнообразные линии, фантастические растения и животные. Вы можете задавать гаданию самые разные вопросы. Например: Чего мне ждать от свидания? Каковы мои шансы в поисках работы? Предпринимать ли поездку в гости? Гадание ответит.

Концентрические окружности означают перемены, поворот в лучшую сторону. Но не полагайтесь целиком на волю случая, перемены должны произойти от вашей инициативности и предприимчивости. Не бойтесь нового! Звезды при гадании символизируют радость, положительные эмоции. Далекое покажется близким, а несбыточное - реальным. Любые ваши действия будут расценены как адекватные замыслу и цели. Волнообразные линии свидетельствуют о том, что исполнение задуманного откладывается на неопределенный срок. Так считает гадание со свечой, но не давайте сомнениям овладеть вами. Воплощайте деятельный подход к жизни. Изображение фантастических растений и животных означает, что вы можете полностью оторваться от жизни действительной. Ваш отрыв чреват материальными проблемами. Попробуйте заняться конкретным делом.

ГАДАНИЕ СО СВЕЧОЙ ВИЗУАЛЬНОЕ. Для этого гадания нужно взять б-8 свечей, расположить их полукругом и зажечь. Сфокусируйте свой взгляд на одной точке пламени и пристально смотрите, пока не увидите лицо, круг, цифры. Смотреть при таком гадании на свечу надо долго. Возможно, что с первого раза вы ничего не увидите. Вообще обращайте больше внимания не на что увидите, а на чувства или эмоции, которые появляются при гадании со свечой хотя бы на уровне нравится - не нравится. Лицо доброе может означать вашу скорую помолвку. Появление при гадании Круга символизирует судьбу ваших домашних и близких. Возможно улучшение их состояния. Увиденные цифры отвечают на вопросы типа "Сколько у меня будет детей (или мужей)?" или "Когда я выйду замуж?" В последнем случае цифра означает месяц.

Ведущая : Поэты – классики в своем творчестве часто обращались к теме «Любви и свечи»

(После окончания гадания, звучит песня исполняемая Н.Носковым на слова Б.Пастернака «Зимняя ночь»)

3 ведущая:

Секрет цветных свечей.

Выбор цвета свечи - целая «наука». Вы ждете любимого человека и хотите выразить свои чувства ненавязчиво, но понятно. Тогда надо выбирать розовую свечу. Свеча розовая символизирует любовь нарождающуюся, строящую мосточки любви.

Ваши чувства определены - замечательно! Тогда цвет вашей свечи - красный. С одной стороны, это цвет защиты, оберега, с другой – цвет жаркого пламени, сжигающего все преграды, порчу в « огне страстей».

(Звучит стихотворение «Свеча любви»)

СВЕЧА ЛЮБВИ.

Свеча любви, гори не гасни
По жизни, всей твоей большой
Ведь будет, в - этом Мире - счастье
Ты в - это верь, любовь с тобой

Она изменчива, строптива
Ты обуздай, её потом
Ты приручи, обставь красиво
И зачаруй, своим теплом.

Зеленая свеча - пожелание здоровья, снятия психологического напряжения, усталости. Желтая свеча - к богатству и материальному благополучию, одновременно и к радости, легкости, чтобы душа над суетой «взлетела». Фиолетовая - «мечтательная», для душевного равновесия, спокойствия, хороша для медитаций. Белая – символ чистоты и ясности, а значит, пожелание того же дому, семье. Синяя - для торжественныx юбилеев или чтобы подчеркнуть важность происходящего и сохранить более теплое общение, продвинуться к более тонкому восприятию друг друга.

А вот - черную свечу не зажигайте никогда: добра никому не принесет и прежде всего вам.

(Звучит стихотворение «Горит последняя свеча»)

ГОРИТ ПОСЛЕДНЯЯ СВЕЧА.

Горит последняя свеча
И вместе с ней тихо поет
Моя печаль, моя мечта
И жизнь моя почти пyста.
И капли в блюдечко летят,
И оседают в теплой луже,
Мне так тоскливо жить-хотя
Комy-то может быть и хyже!
И этот кто-то,как и я
От огонька лицо скpывает
Безмолвный стpах в дyше тая
Hо он, yвы, меня не знает!

Заключительное слово 1 ведущего.

И сегодня свечи мы зажигаем не только для освещения, но и для создания атмосферы уюта и праздника. Мы смотрим в пламя свечи, и дурные мысли, чувства покидают нас... В следующий раз, когда вы будете зажигаrь свечу, это маленькое чудо, вспомните и подумайте о том, что сегодня узнали. Пусть разноцветные горящие свечи приносят в ваш дом счастье! Пусть магия свечей будет к вам добра!

Спасибо ВСЕМ! С наступающим всех праздником – Крещения!


Елена Стрижакова

музыкально-литературная композиция)

Цель: - Совершенствовать песенно-хоровые навыки при передаче настроения песни.

Развивать артистизм при передаче танцевального образа

Научать видеть и слышать красоту слова, музыки, движения. Находить изобразительные средства для передачи цвета настроения зимнего образа.

Развивать музыкально-образной мышление, чувство гармонии природы в творчестве.

Новый год, зима, крещенье,

Смех, веселье, кутерьма,

И забавные подарки,

Игры, танцы, чехарда.

Всё сбывается на свете,

Если очень захотеть,

И на зимнюю прогулку,

Мы хотим вас пригласить.

Попадём мы в мир мечтаний,

В мир волшебных детских грёз,

Где любовь, добро и счастье,

Водят с нами хоровод. (Е. Стрижакова)

«Зимняя сказка» музыка В. Шаинского, слова М. Танича

Летела снежинка, парила, кружилась,

И на руку тихо ко мне приземлилась,

Кристальная грань, белоснежны узоры,

Ты таинство, чудо великой природы. (Е. Стрижакова)

Песня «Снеженика» музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского Кто скажет, что такое снег?

В ладонь возьмёшь, его как нет,

Одна вода из рук бежит,

А на земле лежит, блестит!

Неслышно падает, ложится,

На солнце зимнем весь искрится,

Как будто весь из самоцветов,

Поэтами в веках воспетых. (Е. Стрижакова)

Песня «Первый снег» музыка В. Боганова, слова В. Орлова

Волшебная книга зимы открывается,

Добрые слова о матушке Зиме – появляются:

Талантлива-хрустальна, чиста и холодна,

Узоры кружевные плетёшь нам не спеша,

И как невеста в белом, щедра любовь твоя,

Свой поцелуй оставишь, заворожив слегка.

Согреть землю большую пушистеньким снежком,

А можешь раствориться льдинками звеня,

Колдунья, чаровница, Зимушка – Зима. (Е. Стрижакова)

«Вальс снежных хлопьев» музыка П. Чайковского из балета «Щелкунчик» – Зелёная ёлка, где ты росла?

– В лесу на поляне, что у ручья.

– А кто на поляне остался сейчас?

– Братья и сёстры, скучаю без вас.

– Ты не грусти, у нас хорошо,

– Только до леса от вас далеко.

– Хочешь вернуться? Вернуться в лесок?

– Там от меня остался пенёк.

– Ты посмотри, как рады тебе!

– Радость дарить приятно вдвойне! (Е. Стрижакова)

«Ёлка» музыка Е. Тиличеевой, слова Е. Шмаковой

Метель гудит и дует ветер,

И тучи по небу плывут,

Не видно мне дороги длинной,

По ней мой путь лежит домой.

Глаза так слепит сильный втер,

И снег летит, летит в лицо,

Метель и вьюга – две подруги,

Зимой нам встретиться дано. (Е. Стрижакова)

Музыкальный оркестр на музыку Г. Свиридова «Метель»

Зимой в мороз в туфлях не выйдешь,

И в платье тоже не пойдёшь,

Шубейку потеплей накинешь,

И в валенках гулять пойдёшь. (Е. Стрижакова)

Русский народный танец «Валенки»

Я сегодня нагуляюсь, наиграюсь от души,

Раскраснеюсь на морозе, так, что Дед Мороз, смотри:

Как на санках, и на лыжах с горки снежной вверх и вниз,

А потом снежки и крепость приготовят нам сюрприз.

Детский смех, зимою снежной,

Чистый воздух и игра,

Станем мы с тобою крепче,

Не простынем никогда! (Е. Стрижакова)

Хоровод «Что нам нравится зимой» музыка Е. Тиличеевой

Незаметно пролетел зимний день зимы,

Мы с тобой полюбоваться им сполна смогли:

Это вихрь и созерцанье,

Это детский смех, игра,

И, конечно, расставанье,

Как появится Звезда. (Е. Стрижакова)

Песня – танец «Звёздочки» музыка и слова Л. Гусевой

Книга зимы закрывается,

Но чудеса продолжаются,

В картинах, что рисуем мы,

В стихах и музыке зимы.

«Декабрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

Ярко освещая данную тематику способами компиляции (сборники стихов известных поэтов, демонстрационно-иллюстративный материал, учебники) достигается эффект погружения ребёнка в мир прекрасного и на примерах мировой классики формируются его предпочтения.

Данная зарисовка лишь часть отражения большой подготовительной работы, основанная исключительно на моём творчестве и программном материале ДОУ.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения