Исторические рамки немецкой классической философии. Классическая немецкая философия

ВВЕДЕНИЕ

Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Немецкая классическая философия рассматривается отдельной темой в курсе философии, потому что на небольшом отрезке времени появились четыре гиганта. Философы - теоретики, которые сделали теоретические открытия столь глобального масштаба, которые изучаются и подтверждаются в современной науке. Основоположники немецкой классической философии: И. Кант родился (1724-1804). Всю жизнь он прожил в городе Кенигсберге (Калининград). Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Философы были связаны узами дружбы и учительства. Фихте считал себя учеником Канта, Шеллинг был учеником Фихте. В процессе жизни они разошлись, дружба была прервана.

В Германии была благоприятная среда для развития науки, исследований. К этому времени в Германии образовалась сеть университетов. Философы были преподавателями. Университеты поддерживались государством в материальном плане. Научная информация была доступна для широкого круга людей. 19 век считался развитием Европейской философской мысли. Немецкие философы превратили философию в профессиональный вид занятий. Они сделали попытку превратить ее в высшую форму теоретического познания. Философствование неотделимо от научности. Теория выше, существеннее всякого эмпирического созерцательного бытия. Характерной чертой немецкой философии была абсолютизация понятийного познания на основе особой формы работы с понятием. Главный предмет науки - понятие немецкой классической философии - выступает в предельной форме рационализма заложенного традициями Платона и Аристотеля. В основе традиции лежат мысли: “не человек, а мировой разум. Законы разума лежат в основе мира” (не доказано - не истина). Доказательство истины было доведено до крайней черты немецкой классической философии. Для всей немецкой классической философии свойственна особенная техника философствования (работа с понятием). Мыслительная сила способна предвидеть, работающая только с понятием. Отсюда следует вывод: интеллект, имеет чисто теоретические возможности, который способен даже на мысленные эксперименты. Немецкой классической философией был разработан диалектический метод: мир рассматривается в целом, не по частям. Мир рассматривается в движении, развитии. Доказана связь низшего с высшим. Мир развивается от низшего к высшему, изменения происходят количественно, и переходит в новое качество. Развитие имеет внутреннюю цель. Особое открытие в диалектике сделал Гегель. Он предположил, что существует тройственный метод мышления. Например, тезис-антитезис - синтез; бытие - небытие - становление. Гегель размышляет спекулятивно, т.е. умозрительно, обращаясь к понятию, а не к опыту через единство и противоположность этих понятий. Гегель начинает с простого, через движение к синтезу, от абстрактного к конкретному, от одностороннего к многостороннему. Пока не получится вся “ткань” действительности. Его мышление соответствует закону логики и подчинено единству логического и исторического. Немецкая классическая философия стоит на границе с современной философией. Она смогла синтезировать идею романтизма и просвещения. Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г.Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В.Ломоносов, учились у Х.Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.

Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б.Ламарка, по сути предшественника Ч.Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

2. ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В философии Канта различают два периода. Первый - “докритический”. В это время он стоял на позициях естественнонаучного материализма и выдвинул гипотезу происхождения и развития солнечной системы из первоначальной туманности на основе внутренних механических законов движения материи. Позже эта гипотеза была обработана математиком Лапласом и получила наименование гипотезы Канта-Лапласа.

Во второй, “критический” период, т.е. начиная c 80-х годов XVIII в., Кант создает три “Критики”: ”критику чистого разума”, «критику практического разума”, «критику способности суждения”. Свою философию Кант называет “трансцендентальной”, т.е. выходящей за сферу эмпирического, за сферу опыта. Он допускает существование объективной реакции, находящейся по ту сторону явлений (феноменом). Эта реальность трансцендентна, она - “вещь в себе”, неуловима (ноумен).

Теория познания Канта основана на признании активности человеческого сознания. В недрах нашего сознания, до опыта и независимо от него, существуют базисные категории, формы понимания (например, времени и пространства). Их он назвал априорными. Истина не в действительности, а в самом сознании. Именно оно само из себя создает свои формы, способ познания и свой предмет познания, т.е. творит мир явлений, природу, выступает творцом всего сущего. Сущность заключена в “вещи в себе”, она недоступна и объективна, а явления создаются априорным сознанием, они доступны, субъективны.

Бессилие человеческого разума Кант доказывает учением об антиномиях, т.е. противоположных утверждениях, одинаково истинных и ложных. К таковым он относил выражения: ”мир конечен и бесконечен”, “в мире царит свобода и необходимость”.

В работе “критика практического разума” Кант показывает, как мы должны действовать в жизни. Здесь же он приводит аргументы в пользу веры в Бога, но при этом не пытается доказать, что Бог существует реально.

Кант-автор категорического императива в этике: “поступай по такому правилу, которое бы ты хотел иметь в качестве всеобщего закона, и так, чтобы ты всегда относился к человечеству и всякому человеку как к цели и никогда не относился к нему только как к средству”. Категорический императив, по его мнению, должен применятся и в отношениях между народами.

Философия И.Канта находилась под влиянием французского посвящения Ж.Ж.Руссо. Под влиянием он находился до “критического “ периода. До 1780 г. Кант воспитывался на механике Ньютона. В 1755 г. под влиянием была написана работа “Всеобщая естественная история и теория неба”. Суть: поиск великих звеньев, которые связывают систему в мировую действительность. Кантом была выдвинута теория трансцендентального идеализма. Суть теории лежит в поиске познавательной силы человека. Кант ставит перед собой задачу познать способность разума к познанию окружающего мира. Ученые считают, что Кант совершил теоретическое путешествие в сознание человека. Способности человеческому разуму были посвящены три работы: «критика чистого разума”, «критика практического разума”, «критика способности суждения”. В этих работах он дает анализ интеллекта, рассматривает сферу человеческих эмоций и человеческой воли. Рассматривает на примере способностей человеческого разума, оценивать произведение искусства. Все три работы имеют антропологическую направленность. Основной вопрос, который проходит через его теоретические суждения - это, что есть человек? Какова его сущность? Ответ: человек существо свободное и реализует себя в нравственной деятельности. Следующий вопрос относится к гносеологии. Что я могу знать? каковы способности человеческого разума познать окружающий мир? Но может ли до конца узнать человеческий разум, окружающий мир? Способности разума огромны, но существуют границы познания. Человек не может познать: бог есть или его нет, только вера. Окружающая действительность познается методом отражения сознания, поэтому окружающий мир до конца человеческое сознание не может познать. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Так была предложена новая теория ”вещь в себе”.

Кант ставит следующий вопрос: если вещь в себе нельзя познать, то может ли быть познан внутренний мир человека? Если да, то, как протекает познавательный процесс? Ответ: рассудок способность мыслить на основе чувствительных впечатлений, разум способность рассуждать о том, что может быть дано в опыте. Например, собственная душа. Кант приходит к выводу, что не во всем можно полагаться на разум. То, что нельзя познать разумом, можно положится на веру. Опыт не что иное, как поток чувственных данных, которые укладываются в априорные формы; находятся в пространстве и во времени. Априорные формы рассудка это понятия, которые мы укладываем в наш опыт. У Канта сознание выступает в виде иерархической лестницы.

Практический разум рассматривает нравственные проблемы, человек понимается как двойственное существо: человек как телесное существо и как феномен.

3. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

Виднейшим представителем немецкой идеалистической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Краеугольным камнем гегелевского идеализма является абсолютная идея, которую Гегель рассматривал как предмет философии. С точки зрения абсолютной идеи он рассматривает все остальные науки, считая свое учение истиной в последней инстанции. Философская система Гегеля состоит из трех основных частей: логики (где развитие абсолютной идеи рассматривается как движение от простой мысли до понятия), философии природы (развитие абсолютной идеи в своем “инобытии”), философии духа (где развитие абсолютной идеи идет от мирового духа к абстрактному). Вся эта система и каждая ее часть развиваются по трехчленному делению (триаде) - тезис, антитезис, синтез. Так, в логике абсолютная идея выступает как синтез, в философии природы - переходит в противоположность, природу и становится антитезисом, в философии духа она возвращается к прежнему состоянию, но уже в виде сознания человека, через которое познает себя. То же триадичное развитие наблюдается в частях системы Гегеля:

В логике: учение о бытие (тезис), учение о сущности (антитезис), учение о понятии (синтез);

В философии природы: механика, физика и химия, учение об органической природе;

В философии духа: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (право, мораль, нравственность), абсолютный дух (эстетика, философия религии, история философии).

Абсолютная идея Гегеля не является пустой абстракцией; она- процесс человеческого мышления, взятого в его объективных законах, оторванного от человека и природы и предпосланного им. В этой оторванности заключаются корни идеализма Гегеля.

В своей логике Гегель наиболее полно разрабатывает диалектику. Рациональным зерном его диалектики является идея развития и три ее основных принцип (закон): переход количества в качество и обратно, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Философия Гегеля страдала внутренними противоречиями, в ней “всеобъемлющая, раз навсегда законченная система познания природы и истории противоречит основным законам диалектического мышления” (Ленин). Считает, что разум есть субстанция, мировое начало. Существует понятие как мировой разум. Если Кант разрывает связь между объектом и субъектом, то Гегель этого не делает. Объект и субъект направлены на самого себя. Они единое целое, вне какой то среды. Идея единства относительна, характерной чертой для философии Гегеля является слияние антологии и гносеологии. Как развивается мир, также развивается и познавательный процесс. Для Гегеля развитие окружающего мира - это способ и метод. Всеобщее развитие он рассматривает в трех сферах:

1)все развивается логически и абстрактно;

2)развитие инобытия идеи (природа);

3)конкретного духа

1) переход количественных изменений в качественные изменения;

2) отрицание отрицания;

3) закон единства и борьбы противоположностей.

Критиком идеалистической философии Гегеля выступил выдающийся классик немецкой философии материалист Людвиг Фейербах (1804-1872). Он выступил в защиту материализм, который под влиянием гегелевской и французской философии длительное время находился в забвении.

Как и Гегель, он строит свою философию из единого принципа. Таковым принципом, единственным и высшим предметом философии, он объявляется человека, а саму философию - антропологией, т.е. учением о человеке. У Фейербаха - в них неразрывном единстве. В этом единстве душа зависит от тела, а тело первично по отношению к душе.

Человека Фейербах рассматривал лишь как существо биологическое и физиологическое, не видя его общественной сущности. Это привело немецкого философа к идеализму в понимании общества и общественных явлений. Он стремится построить представления об обществе и связи между людьми, исходя из свойств отдельного человека, сущность которого рассматривается им как природное явление. Общение людей формируется на основе взаимного использования одним человеком другого, которое рассматривается Фейербахом как естественное (природное) отношение.

Он положительно решал вопрос о познаваемости мира. Но непонимание социальной сущности человека определило созерцательный характер его теории познания, из нее исключалась роль практики. Фейербах критикует идеализм и религию, которые, по его мнению, находятся в идейном родстве. В работе “сущность христианства” он показал, что религия имеет земную основу. Бог есть абстрагированная от человека и поставленная над ним его же собственная сущность.

Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

В.А. Канке «Философия», М. 2003 г.;

Философия материалы к лекциям под ред. Лазаревой;

Л.С. Николаева, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. «Философия» Экзаменационные ответы для студентов вузов.

План:
1. Общая характеристика немецкой философии XIX века.
2. Философия Иммануила Канта.
3. Философия Гегеля.
4. Философия субъективного идеализма.
5. Философия Шеллинга.
6. Философия Людвига Фейербаха
7. Философия вульгарных материалистов.

Материалистический период XVII-XVIII веков, при всей его прогрессивной исторической роли отличался тем, что рассматривал мир метафизически. Однако в конце XVIII - начале ХIX веков наиболее прогрессивные представители естествознания и философии уже стали преодолевать метафизический способ мышления. Все большую популярность находили идеи развития природы и общества. В критике метафизических воззрений и в теоретической подготовке диалектического метода значительную роль сыграли представители классической немецкой философии И. Кант, И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. Шеллинг (1775-1854), Г. Ф. Гегель (1770-1831).
В сравнении с Голландией, Англией и Францией, где уже прошли буржуазные революции, Германия в конце ХXVIII - начале ХIХ века была страной, где еще существовали феодальные отношения. Это нашло свое отражение и в развитии философской мысли в Германии. В ней господствовали идеалистические воззрения.

Общая характеристика немецкой философии XIX века

1. Немецкая философия XIX в. - уникальное явление мировой философии.
В немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
- немецкая классическая философия первой половины XIX в.;
- материализм середины и второй половины XIX в.;
- иррационализм второй половины и конца XIX в., так называемая «философия жизни».
2. Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
- Иммануила Канта (1724 - 1804 гг.);
- Иоганна Фихте (1762 - 1814 гг.);
- Фридриха Шеллинга (1775 - 1854 гг.);
- Георга Гегеля (1770 - 1831 гг.);
- Людвига Фейербаха (1804 - 1872 гг.).
3. В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
- объективный идеализм Канта и Гегеля;
- субъективный идеализм Фихте;
- материализм Фейербаха.

Философия Иммануила Канта

Родоначальником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант.
В философской системе Канта присутствует компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта проявляются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
1. Докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.). Философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
2. Критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). Данный период получил свое название в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
- «Критика чистого разума»;
- «Критика практического разума»;
- «Критика способности суждения».
2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
- Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате притяжения, отталкивания и столкновения составлявших его частиц;
- природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
- природа находится в постоянном изменении и развитии;
- движение и покой относительны;
- все живое на земле, в том числе и человек, результат естественной биологической эволюции.
3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания окружающей действительности.
Кант выдвинул гипотезу, согласно которой:
- причиной трудностей при познании является не окружающая действительность, т.е. объект, а субъект познавательной деятельности, т.е. человек, а точнее, его разум.
- познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены, т. е. разум не может всего;
- как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные возможности познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия;
- данные неразрешимые противоречия, которые были обнаружены Кантом - четыре. Кант назвал антиномиями:
1) ограниченность пространства;
2) простое и сложное;
3) свобода и причинность;
4) наличие Бога.
Наличие антиномий, по Канту служит доказательством наличия границ познавательных способностей разума.
4. «Вещь в себе» одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Кант считал, что в познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
- собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия, т.е. антиномии;
- внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
Согласно Канту само человеческое сознание, имеет свою структуру, которая включает в себя:
- формы чувственности: пространство и время;
- формы рассудка категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений;
- формы разума это окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о высших идеях.
5. Наряду с «чистым разумом» сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность.
И. Кант сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом:
- человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
- человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
6. Социально-политические взгляды И.Канта:
- человек наделен изначально злой природой;
- спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону;
- был сторонником распространения демократии и правового порядка;
- осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества.
7. Историческое значение философии Канта в том, что им было:
- дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы;
- выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);
- сформулирован категорический императив - моральный закон;
- выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
- осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Философия Гегеля

Наивысшей степени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля, который был великим представителем объективного идеализма и всей немецкой классической философии.
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831гг.), один из самых авторитетных философов своего времени, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
- теория объективного идеализма. Главным понятием объективного идеализма является абсолютная идея - Мировой дух;
- диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
- «Феноменология духа»;
- «Наука логики»;
- «Философия права».
2. Главная идея онтологии Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
- единственно существующая подлинная реальность;
- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
3. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
- окружающего мира;
- природы;
- человека;
- после отчуждения через мышление и деятельность человека, ход истории возвращается снова к самому себе, то есть происходит круговорот Абсолютного духа.
Отчуждение включает в себя:
- творение материи из воздуха;
- сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком). Через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
- искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
4. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
- проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
- познает себя через познавательную деятельность человека;
- творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
5. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики в том, что:
- Мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира, процессы содержат в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод);
- стороны единого бытия и Мирового духа находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
- единство и борьба противоположностей - основа всеобщего существования и развития.
По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
6. Социально-политические взгляды Гегеля:
- государство - форма существования Бога в мире;
- право - наличное бытие (воплощение) свободы;
- общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
- противоречия, конфликты в обществе не зло, а благо, двигатель прогресса;
- противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
- «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что «Все разумное действительно, а все действительное разумно».

Философия субъективного идеализма

Не менее важную роль в немецкой классической философии сыграли Беркли, Юм, Фихте, которые были видными представителями субъективного идеализма.
1. В отличие от объективных идеалистов которые считали, что идея существует сама по себе, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:
- единственной реальностью является идея;
- идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
2. Джордж Беркли (1685 - 1753 гг.), английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
- само понятие материи ложно;
- существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;
- материализм - тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (материю) по отношению к идее;
- первичность идеи легко доказуема - перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
- единственная очевидная реальность есть сознание человека;
- со смертью человека и его сознания исчезает все;
- высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 - 1776 гг.), английский философ, субъективный идеалист -придерживался следующих взглядов:
- проблема отношения бытия и духа неразрешима;
- человеческое сознание склонно к идеям;
- сам человек есть концентрированная идея;
- без своей идеальной сущности. Например, без воспитания, опыта, системы ценностей человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир.
4. Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814 гг.), представитель немецкой классической философии, профессор.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение «Я-концепции». Повод к ее выдвижению - противоречия в философии Канта, учеником которого был Фихте.
Фихте идет дальше своего учителя Канта:
- отвергает саму идею «вещей в себе» непознаваемой разумом внешней реальности;
- единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир;
- считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;
- вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;
- «Я» не просто сознание человека, это вместилище окружающего мира, высшая субстанция.
Другой вопрос философии Фихте - проблема свободы. По Фихте, свобода - добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история - процесс распространения свободы. Основа свободы - наделение всех частной собственностью.
Опубликовано на сайт

ZZZФилософия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854 гг.) представитель объективного идеализма и один из ярчайших представителей немецкой классической философии. Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
- натурфилософию;
- практическую философию;
- иррационализм.
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:
- природа есть «абсолютное» первопричина и первоначало всего;
- природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
- материя и дух едины и являются свойствами природы;
- природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью;
- движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита).
Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера:
- главной проблемой человечества является проблема свободы;
- стремление к свободе заложено в самой природе человека;
- при окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй;
- в дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.
Другой важнейшей проблемой практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Философ приходит к следующим выводам:
- ход истории случаен, в истории царит произвол;
- и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
- теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) часто противоположны и не имеют ничего общего;
- в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

Философия Людвига Фейербаха

1. Философия Людвига Фейербаха (1804 - 1872 гг.) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Прежде чем стать материалистом, Фейербах был приверженцем школы гегелевской философии. Однако он вскоре обнаружил ее ограниченность. Он возродил франко-британские материалистическое мировоззрение.
Ключевое направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха:
- Древняя Греция: Демокрит и Эпикур;
- Англия Нового времени: Бэкон, Локк;
- Франция: просветители-материалисты
Однако указанные материалистические философские школы были внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
- полный разрыв с религией;
- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения;
- материалистическое объяснение проблем окружающего мира и человека;
- большой интерес к социально-политическим вопросам;
- убеждение в познаваемости окружающего мира.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
- отвергает идею тождества бытия и мышления;
- не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;
- логически доказывает невозможность превращения абсолютной идеи в материальный мир. Окружающий мир осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь выдумка Гегеля;
- не признает единства философии и религии;
- отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
- единственно существующими реальностями являются природа и человек;
- человек является частью природы;
- человек есть единство материального и духовного;
- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
- Бог - плод воображения человека, как реальность не существует;
- природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима;
- все, что нас окружает (предметы, явления) - различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.
Фейербах:
- выступает с атеистических позиций;
- Бога как самостоятельной реальности нет;
- Бог - порождение сознания человека;
- религия - фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
- распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
- корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром;
- Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек.
Л.Фейербахом были затронуты вопросы познания. Фейербах был оппонентом И.Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости окружающего мира. Наоборот, согласно Фейербаху:
- окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны;
- однако, безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается по мере эволюции человека, роста научно-технического прогресса: «То, что не познаем мы, познают наши потомки»;
- основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.
Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
- человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами;
- полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) - человек может жить только в обществе;
- основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
- данная религия должна быть основана не на вере в выдуманного Бога, а на иных принципах;
- необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи;
- смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Философия Фейербаха стала границей между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма.

Философия Просвещения смогла найти практическую реализацию в идеалах и лозунгах Великой Французской Революции, состоявшейся в период с 1789 по 1794 год. Немецкая философия того периода вошла в историю как классическая. Проблемы немецкой классической философии, кратко изложенные ниже, не удовлетворялись учениями предшественников. Поэтому наработки немецких философов конца 18-го - начала 19-го столетий стали принципиально новой вехой в Просвещении. Темой данной статьи стала краткая характеристика немецкой классической философии. Давайте познакомимся с ней, рассмотрев творчество основных философов того времени. Итак, немецкая классическая философия кратко: самое главное читайте ниже.

Кант

Иммануил Кант стал первым философом, на мировоззрении которого базировалась классическая немецкая философия. Кратко рассмотрев его постулаты, мы сможем получить представление о начале данного исторического периода.

Наработки Канта делятся на такие периоды: докритический и критический. Наиболее весомой работой докритического периода стал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба», который был опубликован в 1775 году. Именно Канту принадлежит мысль, которую позже оформят в виде «коллективной» теории Канта-Лапласа. Это мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности под действием динамических сил. Вместе с ней Кант развил идею целостного устройства мироздания и наличия в нем законов, обуславливающих взаимосвязь небесных тел. Благодаря этому предположению философ предсказал наличие неоткрытых планет в Солнечной системе. Во времена, когда господствовал механицизм, Иммануил Кант был одним из первых, кто сформулировал эволюционную картину мира.

Докритический период стал своеобразным фундаментом критического. Уже в те годы Кант сформулировал бессмертные постулаты, которые войдут в классику всемирной философии и будут признаны им самим частью «Коперникианского переворота».

«Критика чистого разума»

Кант проиллюстрировал, что когда человек начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за рамки его опыта, он неизбежно сталкивается с противоречиями. Антиномичность разума заключается в том, что противоположные утверждения могут быть или доказуемы или недоказуемы с равным успехом. На этом в начальном виде базировалась немецкая классическая философия. Кратко самое главное Кант в форме тезисов и антитезисов изложил в трактате «Критика чистого разума».

Философ решает антиномии разума путем поиска различия между миром явлений и миром вещей в себе. Каждый предмет, по его мнению, нужно рассматривать с двух сторон: как элемент мира явлений или причинно-следственных связей и как элемент вещей в себе или мира свободы.

«Вещь в себе», или абсолют, - так Кант называет спонтанную силу, которая действует в человеке, но не является прямым объектом познания. Человек познает явления, а не вещи в себе. Именно за это суждение философа обвинили в агностицизме - отрицании познаваемости мира.

«Что я могу знать?»

В работе «Критика чистого разума» философ задался вопросом «Что я могу знать?» и постарался обосновать условия и возможности познания с помощью средств разума. Прежде чем что-то познать, нужно определиться с условиями познания. Условиями философ называет априорные формы познания, то есть те, которые не зависят от опыта. «Понятность» мира достигается соответствием мыслительных структур связям мира.

Знание - это синтез рассудка с чувственностью. Чувственность - способность человеческой души к созерцанию предметов. А рассудок - способность к осмыслению этого созерцания. Рассудок не способен созерцать, в то время как чувства не могут мыслить. Знание не бывает хаотичным. Оно всегда строится на основе априорных проявлений чувственности и рассудка.

Таким образом, познавая мир, человек собирает его из хаоса впечатлений, которые он подводит под общие понятия. Теория познания Канта изучает отдельно чувства, рассудок и разум. Изучение границ познания не шло вразрез с наукой, а лишь отрицало ее безграничные возможности и способность объяснить любое явление. Чтобы "освободить место для веры" Канту пришлось "ограничить знания". Критический взгляд иллюстрировал ограниченность научно достоверных знаний.

«Критика практического разума»

Данный трактат отвечал на второй вопрос философа: «Что я должен делать?» Кант начинает проводить грань между теоретическим и практическим проявлениями разума. Теоретический (чистый) разум нацелен на «определение» предмета мысли, а практический - на его «осуществление». Мораль, по мнению Канта, является сферой деятельности именно практического разума.

В истории человечества можно наблюдать большое многообразие поведенческих норм, которые могут быть совершенно не похожими друг на друга. Более того, один и тот же поступок может в одном обществе быть нормой, а в другом - грубым нарушением морали. Поэтому Кант решил обосновать мораль с помощью философских средств.

Мораль не является частью мира явлений, она имеет независимый от знаний и развития характер, а также делает человека человеком. Нравственность, с точки зрения философа, это единственное оправдание разумного мироустройства. Мир разумен, пока в нем действует нравственная очевидность, которой, к примеру, наделена совесть. Она приводит к определенным решениям, которые не требуют объяснения. Практический разум, в отличие от теоретического, направлен на то, что должно быть.

По мнению Канта, между социально одобряемыми нормами и нормами нравственности есть отличия. Первые имеют исторический характер и редко обеспечивают соблюдение нравственности. На выявление исторических и вневременных спектров морали и было направлено учение Канта, которое он пытался адресовать всему человечеству. Так зародилась классическая немецкая философия. Кратко рассмотреть учение Канта сложно, ведь оно было одним из самых емких среди наработок немецких классиков.

Кант стал первым «классиком» и установил вектор развития для своих последователей. Поэтому часто можно услышать фразу "немецкая классическая философия и Кант". Кратко рассмотрев наработки этого философа, переходим к его последователю - Иоганну Фихте.

Фихте

Многие выделяют только трех философов, на плечи которых легло формирование такого понятия, как немецкая классическая философия: Кант, Гегель (кратко будет рассмотрен ниже) и Фейербах (стал последним из немецких классиков). Однако заслуги Фихте и Шеллинга были не менее значимыми.

Для Фихте философия была, прежде всего, практической. Поддерживая учение Канта во многих аспектах, он находил в нем и слабые стороны. Главная из них - недостаточное обоснование синтеза между теоретической и практической частями философии. Именно этот синтез и стал главной задачей Фихте на его философском пути.

Первым трудом философа стал трактат «Назначение человека», который увидел свет в 1800 году. Основным принципом, позволяющим объединить теорию с практикой, философ считал принцип свободы. Примечательно, что ученый в своей работе делает вывод о том, что человеческая свобода несовместима с признанием объективной реальности.

В результате в своей философии Фихте отказывается от кантовского «вещь в себе» и интерпретирует это понятие с субъективно-идеалистической точки зрения.

Фихте четко разделяет идеализм и материализм исходя из решаемых ими проблем бытия и мышления. Материализм является результатом первичности бытия относительно мышления. В то же время идеализм исходит из производности бытия от мышления. Таким образом, материализм присущ людям с пассивной позицией, а идеализм - наоборот.

Главной заслугой Фихте является учение о диалектическом (антитетическом) способе мышления. Антитетическое мышление представляет собой процесс познавания и созидания, которому свойственен триадический ритм отрицания, полагания и синтезирования.

Шеллинг

Философия Фридриха Шеллинга является неким связующим звеном между мировоззрением Канта, наработками Фихте и становлением гегелевской философии. Более того, Шеллинг внес значительный вклад в становление Гегеля, с которым они на протяжении долгих лет находились в дружеских отношениях. Поэтому, рассматривая такой вопрос, как классическая немецкая философия, кратко стоит упомянуть о наработках Шеллинга.

Во главе его философских размышлений стоит построение единой системы знания на основе познания истины в различных областях. Это отображается в его «натурфилософии», которая была первым обобщением научных открытий под призмой философского принципа.

В основу данной системы легло представление об «идеальной сущности природы». Натурфилософская система Шеллинга пронизана диалектикой как связующим звеном в объяснении мирового единства. Философ открыл такое понятие, как полярность. Оно было построено на представлении о том, что сущность какой-либо деятельности можно охарактеризовать единством противоборствующих сил. В результате философ смог трактовать с точки зрения диалектики такие сложные процессы, как жизнь, организм и прочее.

«Система трансцендентального идеализма»

Главная работа Шеллинга вышла в 1800 году и получила название «Система трансцендентального идеализма». В рамках классической традиции он разделяет практическую и теоретическую философию. Теоретическая часть обосновывает высший принцип знания. При этом история философии является противоборством объективного и субъективного. В этой связи Шеллинг выделяет три философские эпохи:

  1. От ощущения до творческого созерцания.
  2. От созидающего созерцания до рефлексии.
  3. От рефлексии до абсолютного акта воли.

Объектом исследования практической философии является проблема человеческой свободы. В истории человечества свобода реализуется путем создания правового государства. В истории действуют живые люди, а значит, сочетание свободы и необходимости обретает особое значение. Когда необходимость начинает познаваться, она становится свободой, считает Шеллинг. Рассматривая вопросы о характере законов, философ приходит к такому понятию, как «слепая необходимость».

Несмотря на то что Шеллинг, как и Фихте, далеко не всегда упоминается, когда речь идет о немецких классиках, его вклад в философию был очень даже весомым. Наряду с более значимыми философами Шеллинг и Фихте обрисовали некоторые черты немецкой классической философии. Кратко рассмотрев их наработки, переходим к более выдающимся философам. Следующим классиком после Шеллинга стал Гегель. Ему, в конечном итоге, будет многим обязана немецкая классическая философия.

Гегель

Кратко говоря о наработках Вильгельма Фридриха Гегеля, стоит отметить, что он из принципа развития дал весьма впечатляющую модель бытия. Именно он сконструировал диалектику как систему взаимосвязей и категорий с точки зрения абсолютной идеи. Однако описание абсолютной идеи не было для Гегеля самоцелью философской работы. Изучая соотношение идеи и реальности, философ определяет проблему перехода от идеального к реальному или от абсолютной идеи к природе. По мнению философа, абсолютная идея должна выйти за пределы самой себя и войти в другие сферы, одной из которых является природа.

Таким образом, формируется идеалистическая мысль о том, что природа объясняется идеей лежащей в ее основе. Анализ проблем с точки зрения диалектики является одной из самых эффективных форм размышления о мире. Он позволяет рассматривать мир как целостную систему, действующую по определенным законам.

Диалектика, с точки зрения гегелевского мировоззрения, является особой моделью философского подхода. В данном случае под ней подразумевается теория развития, в основу которой легло становление и решение противоречий. По словам Гегеля, противоречие является корнем всякого движения.

Любое явление или предмет представляет собой единство сторон, которые со временем приходят в противоречия. Развитие, таким образом, осуществляется через отрицание качеств с сохранением некоторых их свойств, генерирующих новые, более привлекательные качества.

Зависимости, которые определил Гегель, характеризуют процесс с разных сторон. Категории, отображающие эти зависимости, служат своеобразным понятийным каркасом, позволяющим нам описывать мир без абсолютизации каких-либо явлений или процессов. В конечном итоге Гегель создает уникальную философскую систему духовной человеческой культуры, рассматривая ее этапы как становление духа. Это своеобразная лестница, по которой идет человечество и каждый его отдельный представитель. На ее вершине достигается полное торжество мышления и бытия, за которым следует логика, т.е. чистое мышление.

Гегель также сделал огромный вклад в социальную философию. Ему принадлежат учения о гражданском обществе, частной собственности и правах человека. В своих работах философ показал универсальное значение труда и диалектику человека в обществе. Много внимания Гегель также уделял природе стоимости, ценам, деньгам и товарному фетишизму. Вот такой разносторонней была немецкая классическая философия. Гегель кратко, но очень емко затронул в своих работах разные аспекты человеческого существования.

Фейербах

Несмотря на то что немецкая философия наиболее полно отобразилась в идеалистических системах, в ее недрах возникла сильнейшая материалистическая концепция Фейербаха.

Свою философию Людвиг Фейербах базирует на противопоставлении философии и религии. В материалистическом духе он пытается переосмыслить сущность христианства. Он трактует христианского Бога как образ, отражающий человеческую сущность в сознании людей, а не как некое существо или божественную сущность.

По словам Фейербаха, источник религии лежит в страхе и беспомощности человека перед природой, который порождает создание фантастических образов. Из-за того, что Бог в сознании людей превращается в творца, от которого зависит их жизнь, религия парализует в человеке стремление к лучшему. Она заменяет его на покорное ожидание сверхъестественного воздаяния.

Критикуя религию, философ приходит к критике идеалистического мировоззрения во всех его проявлениях. Таким образом, с его помощью новый облик обретает немецкая классическая философия. Фейербах, кратко говоря, в своих наработках исходит из того, что мышление по отношению к бытию вторично. В его системе вопрос о бытие имеет для человека практическое значение. Философия должна осмысливать жизненно важное бытие, а не противоречить действительному бытию. Философскую оппозицию Гегелю Фейербах также реализует в своей теории познания, в которой он заменяет мышление на чувственность.

Всегда существовало две точки зрения касательно преобразования общественной жизни. Приверженцы первой из них утверждали, что необходим нравственный рост каждого индивида и исправление нашей сущности. Противоположная сторона предлагала радикальные изменения условий жизни, считая именно их причиной всех несчастий. Фейербах больше склонялся ко второй точке зрения. Конец классической немецкой философии, кратко рассмотренной выше, стал началом марксизма, появившегося в середине XIX века. В его основу легли некоторые идеи Фейербаха.

Историческое значение

Общая характеристика немецкой классической философии, кратко представленная наработками пяти ее корифеев, показала, что данный исторический период изменил стиль мышления не только в европейской, но и в мировой культуре. Философские приобретения того времени оказались очень весомыми.

Особенности немецкой классической философии, кратко изложенные выше, наглядно иллюстрируют широту и универсальность мышления, которые и стали главной новизной данного периода. Идеи о развитии через разрешение противоречий, познавательной активности субъекта, а также всеобъемлющей природе духа и сознания, вызвали большой резонанс в обществе. Философские понятия и категории были разработаны немецкими классиками на высочайшем уровне.

Особенности немецкой классической философии кратко можно выразить словосочетанием «историческое мышление», которое стало главной заслугой пятерки немецких классиков.

Заключение

Сегодня предметом нашего разговора стала классическая немецкая философия. Кратко рассмотрев наработки ее основных представителей, можно сделать вывод об уникальности и важности данного исторического периода. Безусловно, он стал одной из основ мировоззрения современного человека. Во многих источниках лишь с тремя именами ассоциируется немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах. Кратко рассмотрев данный период, стоит отметить, что Фихте и Шеллинг также сыграли в нем немаловажную роль.

Немецкая классическая философия кратко – учение об универсальных способах познания бытия. Зародилась в 17 веке на территории феодальной Германии, до середины 19 века оказывала масштабное влияние на культуру и развитие западноевропейского общества. В чем ее суть, постараемся разобрать в этом посте. Материал этот вам будет крайне полезен при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

Предпосылки для формирования немецкой классической философии

Знания немецких мыслителей эпохи формировались в сложных экономических и политических условиях. Германия регулярно участвовала в различных военных кампаниях, что отрицательно сказывалось на развитии торговли, земледелия, ремесел и мануфактур. Становление социальных институтов, науки и искусств в стране на пороге Века Просвещения происходило медленнее, чем в Англии и Франции, Швеции и Голландии.

Для понимания условий зарождения учения, приведем несколько фактов, характеризующих Германское государство того времени.

Многолетний убежденный милитаризм правителей, череда военных кампаний на протяжении двух столетий. Огромная, несоразмерная государственным нуждам численность армии – замедляли становление экономики в целом.

Существовало более 300 княжеств. Не имевшие внутренних связей, они только формально подчинялись центральным органам власти. Феодалы заботились о собственном процветании и накоплении капитала. Пользовались абсолютной властью, назначая непомерные налоги и угнетая крестьян и нанося урон земледелию и сельскому хозяйству.

Города переживали кризис. Военные кампании разрушали торговые связи и рынок внешнего сбыли. Пришло в упадок цеховое и мануфактурное производство, не выдерживавшее конкуренции высокоразвитой промышленности других стран.

Происходили деструктивные процессы в обществе – обострялись классовые противоречия в среде бесправных крестьян. Задушенная налогами буржуазия не способна была продвигать экономический и культурной рост общества, обеспечить адекватный переход от цехового к мануфактурному производству.
Активно практиковавшаяся продажа солдат для участия в военных операциях в интересах других государств уменьшала процент трудоспособного населения.

Многие немцы покидали Родину в поисках лучшей доли. Чтобы уменьшить отток населения, Фридриху Второму пришлось создать паспортную систему, препятствующую миграции.

К началу 18 столетия в стране не существовало общегерманского литературного языка. Труды по естественным наукам, юриспруденции и философии писались на латыни, на ней же велось преподавание в университетах. Верхние сословия Германии использовали в повседневном обиходе французский язык, не изучая латынь.

Непродолжительное время Фридрих Второй покровительствовал писателям, ученым, философам. Но быстро вернулся к военной доктрине. Начав преследовать с помощью полиции мыслителей, приверженных к демократическим идеям обустройства общества.

Именно в таких сложных условиях на территории Германии, как во всей Европе, набирало обороты культурно-просветительское движение – прямой протест народа против разрушительных проявлений феодализма.

Менялось воззрение людей – пересматривались веками пестуемые духовные ценности и традиции. Человечество быстро взрослело и жаждало уже не утверждения Божественного начала всего сущего, и научных открытий, новых познаний в естественных областях. Во главу угла встала возможность практического применения знания на пользу общества.

В строительстве, прикладных искусствах и литературе набирали популярность бытовые, светские жанры. Что раньше создавалось во имя религии, стало воплощаться в жизнь во имя процветания человечества.

Основное значение в ученых трудах стало предаваться не упорядочиванию имеющихся знаний о Боге, как первопричине и основе всего сущего, но изучению личности, ее многообразных проявлений, ее места в мире и социуме.

Историки науки считают наиболее целесообразным выделять два этапа развития немецкой классической философии:

1. 17-18вв. Предтеча идеализма — философия Просвещения (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.) В это время начинается смещение акцентов с анализа симбиоза человека и природы, к анализу симбиоза человека и культуры сообщества.

2. 18-19вв. Немецкий идеализм (И. Кант, Г.Ф.В. Гегель и др.). Создаются труды, по сей день признающиеся вершиной философской мысли. Выстраивается универсальная и общая картина мира, систематизируются основные знания человека о природе, процессе познания.

Предмет изучения и цели

С помощью логических построений представители немецкой классической философии ставили цель сконструировать представление о совершенном человеке, идеальном обществе и государстве.
Все, существующее вокруг человека, подвергалось рассудочному контролю анализу.

Впервые предметом изучения стал человеческий разум, заключающий в себе дух и природу, как первопричина и первоисточник всего, существующего в мире.

Воздерживаясь от суждения о божественной реальности, мыслители стремились построить единую систему бытия. Доказать органическую и гармоническую целостность мира.

Предмет познания немецкого идеализма *кратко* можно определить как естественная упорядоченность мира и личности в нем. Человек ставился выше мира и бытия, имея способность к рациональному познанию и изменению сущего согласно своим предпочтениям. Признавалось абсолютное могущество разума.

Особенности и характерные черты немецкой классической философии:

Выделяют следующие особенности немецкой философской мысли 18-19вв.:

  • Рационально-теоретическое сознание.
  • Систематическое и всеобъемлющее объяснение мира, которое исходит из принципа естественной его упорядоченности и гармонии.
  • Понимание историко-философского процесса как совокупности факторов, проанализировав которые можно понимать настоящее и с высокой долее вероятности предполагать будущее (историчное мышление).

Из указанных особенностей вытекают, характерные черты рассматриваемого учения:
1. Понимание философии, как стержня, вокруг которого формируется культура общества, практического механизма разработки проблем гуманизма и осмысления человеческой жизнедеятельности.
2. Приоритет изучения человеческой сущности перед изучением природы, истории становления человечества.
3. Систематизация знания. Не просто наука, а упорядоченная система философских идей.
4. Использование целостной, общепринятой концепции диалектики.

Представители учения

Большинство историков кратко характеризуют этот период, как начинающийся Кантом (критицизм), продолжившийся Фитхе (философия Я) и Шеллингом (натурфилософия) и завершившийся Гегелем (монументальная система). Рассмотрим кратко основные

Иммануил Кант (годы жизни 1724—1804, основной труд – «Критика чистого разума” (1781). Первым сформулировал мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности, высказал идею о целостности устройства мироздания, существовании законов взаимосвязи небесных тел, неоткрытых планет в Солнечной системе.

Пытался построить и представить полную картину постоянно меняющегося, развивающегося мира.
По Канту человек не способен до конца познать вещи, выходящие за пределы его практического опыта, но способен понять и осмыслить явления. Знание всегда носит упорядоченный характер.

Наука, согласно мыслителю, лишь конструктивное и творческое создание человеческого разума и ее способности не безграничны. Основа существования личности – мораль, именно она делает человека человеком, изучить мораль с помощью науки невозможно.

Иоганн Готлиб Фихт е (годы жизни 1762 - 1814, основной труд – “Назначение человека” (1800). Основатель практической философии, определяющей прямые цели и задачи людей в мире и обществе. Дал понятие материализму, как пассивной позиции человека в мире. Критицизму – как позиции деятельных активных натур. Разработал диалектический (логический) способ мышления, состоящий из полагания, отрицания и синтезирования.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллин г (годы жизни 1775 - 1854, основной труд “Система трансцендентального идеализма” (1800). Строил единую систему знания путем рассмотрения специфики познания истины в отдельных областях. Реализовал систему в “натурфилософии”, которая считается первой попыткой систематического обобщения всех открытий науки одним мыслителем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (годы жизни 1770—1831, все труды имеют фундаментальный характер). Используя систему основных взаимосвязей и категорий, построил модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Считал противоречие основой любого развития. Рассматривал этапы развития человеческой культуры как процесс становления духа, вершиной которого провозглашал сферу логики. Был одном из основоположников общественной философии. Создал учения о праве частной собственности, правах человека в гражданском обществе. Подчеркивал важность труда и его материальной оценки.

Значение немецкой классической философии для современной науки

Важное достижение учения в том, что оно дало возможность просвещенному человечеству мыслить универсальными категориями.

Для собственно философской науки важными приобретениями стали выработанные идеи познавательной и созидательной активности, развитие через создание противоречий и деятельность по их разрешению.

Разработан всеобъемлющий категорийно-понятийный аппарат, принятый за основу во всем мире. Активно используемый в научной деятельности нашего времени.

Главное наследие – это введенная в оборот историчность мышления, исследующего изменения во времени, происходящие как с людьми, отдельными объектами и целыми мирами культуры. Неоценимая польза такого метода в возможности проектирования будущего через воспроизведение прошлого и логическое осмысливание настоящего. Именно поэтому немецкий идеализм называют классической философией.

С уважением, Андрей Пучков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Немецкая классическая философия рассматривается отдельной темой в курсе философии, потому что на небольшом отрезке времени появились четыре гиганта. Философы - теоретики, которые сделали теоретические открытия столь глобального масштаба, которые изучаются и подтверждаются в современной науке. Основоположники немецкой классической философии: И. Кант родился (1724-1804). Всю жизнь он прожил в городе Кенигсберге (Калининград). Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Философы были связаны узами дружбы и учительства. Фихте считал себя учеником Канта, Шеллинг был учеником Фихте. В процессе жизни они разошлись, дружба была прервана, многие их них обвинили друг друга. В Германии была благоприятная среда для развития науки, исследований. К этому времени в Германии образовалась сеть университетов. Философы были преподавателями. Университеты поддерживались государством в материальном плане. Научная информация была доступна для широкого круга людей. 19 в. считался развитием Европейской философской мысли. Немецкие философы превратили философию в профессиональный вид занятий. Они сделали попытку превратить ее в высшую форму теоретического познания. Философствование не отделимо от научности. Теория выше, существеннее всякого эмпирического созерцательного бытия. Характерной чертой немецкой философии была абсолютизация понятийного познания на основе особой формы работы с понятием. Главный предмет науки - понятие немецкой классической философии - выступает в предельной форме рационализма заложенного традициями Платона и Аристотеля. В основе традиции лежат мысли: “не человек, а мировой разум. Законы разума лежат в основе мира” (не доказано не истина). Доказательство истины было доведено до крайней черты немецкой классической философии. Для всей немецкой классической философии свойственна особенная техника философствования (работа с понятием). Мыслительная сила способна предвидеть, работающая только с понятием. Отсюда следует вывод: интеллект, имеет чисто теоретические возможности, который способен даже на мысленные эксперименты. Немецкой классической философией был разработан диалектический метод: мир рассматривается в целом, не по частям. Мир рассматривается в движении, развитии. Доказана связь низшего с высшим. Мир развивается от низшего к высшему, изменения происходят количественно, и переходит в новое качество. Развитие имеет внутреннюю цель. Особое открытие в диалектике сделал Гегель. Он предположил, что существует тройственный метод мышления. Например, тезис-антитезис - синтез; бытие - небытие - становление. Гегель размышляет спекулятивно, т.е. умозрительно, обращаясь к понятию, а не к опыту через единство и противоположность этих понятий. Гегель начинает с простого, через движение к синтезу, от абстрактного к конкретному, от одностороннего к многостороннему. Пока не получится вся “ткань” действительности. Его мышление соответствует закону логики и подчинено единству логического и исторического. Немецкая классическая философия стоит на границе с современной философией. Она смогла синтезировать идею романтизма и просвещения. Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г.Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В.Ломоносов, учились у Х.Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.

Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б.Ламарка, по сути предшественника Ч.Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В философии Канта различают два периода. Первый - “докритический”. В это время он стоял на позициях естественнонаучного материализма и выдвинул гипотезу происхождения и развития солнечной системы из первоначальной туманности на основе внутренних механических законов движения материи. Позже эта гипотеза была обработана математиком Лапласом и получила наименование гипотезы Канта-Лапласа.

Во второй, “критический” период, т.е. начиная c 80-х годов XVIII в., Кант создает три “Критики”: ”критику чистого разума”, «критику практического разума”, «критику способности суждения”. Свою философию Кант называет “трансцендентальной”, т.е. выходящей за сферу эмпирического, за сферу опыта. Он допускает существование объективной реакции, находящейся по ту сторону явлений (феноменом). Эта реальность трансцендентна, она - “вещь в себе”, неуловима (ноумен).

Теория познания Канта основана на признании активности человеческого сознания. В недрах нашего сознания, до опыта и независимо от него, существуют базисные категории, формы понимания (например, времени и пространства). Их он назвал априорными. Истина не в действительности, а в самом сознании. Именно оно само из себя создает свои формы, способ познания и свой предмет познания, т.е. творит мир явлений, природу, выступает творцом всего сущего. Сущность заключена в “вещи в себе”, она недоступна и объективна, а явления создаются априорным сознанием, они доступны, субъективны.

Бессилие человеческого разума Кант доказывает учением об антиномиях, т.е. противоположных утверждениях, одинаково истинных и ложных. К таковым он относил выражения: ”мир конечен и бесконечен”, “в мире царит свобода и необходимость”.

В работе “критика практического разума” Кант показывает, как мы должны действовать в жизни. Здесь же он приводит аргументы в пользу веры в Бога, но при этом не пытается доказать, что Бог существует реально.

Кант-автор категорического императива в этике: “поступай по такому правилу, которое бы ты хотел иметь в качестве всеобщего закона, и так, чтобы ты всегда относился к человечеству и всякому человеку как к цели и никогда не относился к нему только как к средству”. Категорический императив, по его мнению, должен применятся и в отношениях между народами.

Философия И.Канта находилась под влиянием французского посвящения Ж.Ж.Руссо. Под влиянием он находился до “критического “ периода. До 1780 г. Кант воспитывался на механике Ньютона. В 1755 г. под влиянием была написана работа “Всеобщая естественная история и теория неба”. Суть: поиск великих звеньев, которые связывают систему в мировую действительность. Кантом была выдвинута теория трансцендентального идеализма. Суть теории лежит в поиске познавательной силы человека. Кант ставит перед собой задачу познать способность разума к познанию окружающего мира. Ученые считают, что Кант совершил теоретическое путешествие в сознание человека. Способности человеческому разуму были посвящены три работы: «критика чистого разума”, «критика практического разума”, «критика способности суждения”. В этих работах он дает анализ интеллекта, рассматривает сферу человеческих эмоций и человеческой воли. Рассматривает на примере способностей человеческого разума, оценивать произведение искусства. Все три работы имеют антропологическую направленность. Основной вопрос, который проходит через его теоретические суждения - это, что есть человек? Какова его сущность? Ответ: человек существо свободное и реализует себя в нравственной деятельности. Следующий вопрос относится к гносеологии. Что я могу знать? каковы способности человеческого разума познать окружающий мир? Но может ли до конца узнать человеческий разум, окружающий мир? Способности разума огромны, но существуют границы познания. Человек не может познать: бог есть или его нет, только вера. Окружающая действительность познается методом отражения сознания, поэтому окружающий мир до конца человеческое сознание не может познать. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Так была предложена новая теория ”вещь в себе”.

Кант ставит следующий вопрос: если вещь в себе нельзя познать, то может ли быть познан внутренний мир человека? Если да, то, как протекает познавательный процесс? Ответ: рассудок способность мыслить на основе чувствительных впечатлений, разум способность рассуждать о том, что может быть дано в опыте. Например, собственная душа. Кант приходит к выводу, что не во всем можно полагаться на разум. То, что нельзя познать разумом, можно положится на веру. Опыт не что иное, как поток чувственных данных, которые укладываются в априорные формы; находятся в пространстве и во времени. Априорные формы рассудка это понятия, которые мы укладываем в наш опыт. У Канта сознание выступает в виде иерархической лестницы.

Практический разум рассматривает нравственные проблемы, человек понимается как двойственное существо: человек как телесное существо и как феномен.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

Виднейшим представителем немецкой идеалистической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Краеугольным камнем гегелевского идеализма является абсолютная идея, которую Гегель рассматривал как предмет философии. С точки зрения абсолютной идеи он рассматривает все остальные науки, считая свое учение истиной в последней инстанции. Философская система Гегеля состоит из трех основных частей: логики (где развитие абсолютной идеи рассматривается как движение от простой мысли до понятия), философии природы (развитие абсолютной идеи в своем “инобытии”), философии духа (где развитие абсолютной идеи идет от мирового духа к абстрактному). Вся эта система и каждая ее часть развиваются по трехчленному делению (триаде) - тезис, антитезис, синтез. Так, в логике абсолютная идея выступает как синтез, в философии природы - переходит в противоположность, природу и становится антитезисом, в философии духа она возвращается к прежнему состоянию, но уже в виде сознания человека, через которое познает себя. То же триадичное развитие наблюдается в частях системы Гегеля:

· в логике: учение о бытие (тезис), учение о сущности (антитезис), учение о понятии (синтез);

· в философии природы: механика, физика и химия, учение об органической природе;

· в философии духа: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (право, мораль, нравственность), абсолютный дух (эстетика, философия религии, история философии).

Абсолютная идея Гегеля не является пустой абстракцией; она- процесс человеческого мышления, взятого в его объективных законах, оторванного от человека и природы и предпосланного им. В этой оторванности заключаются корни идеализма Гегеля.

В своей логике Гегель наиболее полно разрабатывает диалектику. Рациональным зерном его диалектики является идея развития и три ее основных принцип (закон): переход количества в качество и обратно, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Философия Гегеля страдала внутренними противоречиями, в ней “всеобъемлющая, раз навсегда законченная система познания природы и истории противоречит основным законам диалектического мышления” (Ленин). Считает, что разум есть субстанция, мировое начало. Существует понятие как мировой разум. Если Кант разрывает связь между объектом и субъектом, то Гегель этого не делает. Объект и субъект направлены на самого себя. Они единое целое, вне какой то среды. Идея единства относительна, характерной чертой для философии Гегеля является слияние антологии и гносеологии. Как развивается мир, также развивается и познавательный процесс. Для Гегеля развитие окружающего мира - это способ и метод. Всеобщее развитие он рассматривает в трех сферах:

1)все развивается логически и абстрактно;

2)развитие инобытия идеи (природа);

3)конкретного духа

1) переход количественных изменений в качественные изменения;

2) отрицание отрицания;

3) закон единства и борьбы противоположностей.

Критиком идеалистической философии Гегеля выступил выдающийся классик немецкой философии материалист Людвиг Фейербах (1804-1872). Он выступил в защиту материализм, который под влиянием гегелевской и французской философии длительное время находился в забвении.

Как и Гегель, он строит свою философию из единого принципа. Таковым принципом, единственным и высшим предметом философии, он объявляется человека, а саму философию - антропологией, т.е. учением о человеке. У Фейербаха - в них неразрывном единстве. В этом единстве душа зависит от тела, а тело первично по отношению к душе.

Человека Фейербах рассматривал лишь как существо биологическое и физиологическое, не видя его общественной сущности. Это привело немецкого философа к идеализму в понимании общества и общественных явлений. Он стремится построить представления об обществе и связи между людьми, исходя из свойств отдельного человека, сущность которого рассматривается им как природное явление. Общение людей формируется на основе взаимного использования одним человеком другого, которое рассматривается Фейербахом как естественное (природное) отношение.

Он положительно решал вопрос о познаваемости мира. Но непонимание социальной сущности человека определило созерцательный характер его теории познания, из нее исключалась роль практики.

Фейербах критикует идеализм и религию, которые, по его мнению, находятся в идейном родстве. В работе “сущность христианства” он показал, что религия имеет земную основу. Бог есть абстрагированная от человека и поставленная над ним его же собственная сущность.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения