Теологическая теория происхождения государства. Основные теории (концепции) происхождения государства и права

Введение

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут постоянные споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Каждая теория, воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по своему интересна и познавательна, но наибольшее внимание вызвает теологическая теория, согласно которой государство и право созданы Богом. Само слово теология произошло от греческих слов theos - бог и logos - учение. Поскольку религия стоит у истоков образования первых государств, и первые политико-правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней, то теологическая теория происхождения государства и права является одной из самых древних.

Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Теологическая теория нашла четкое выражение в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской.

Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

Целью курсовой работы является исследование теологической теории происхождения государства. Задачи: выяснение сущности и значения теологической теории происхождения государства, история ее возникновения, средневековые представления о теологической теории происхождения государства, а так же положительные и отрицательные черты.

Общая характеристика теологической теории происхождения государства

История возникновения теологической теории происхождения государства

теологический государство средневековый

И в прошлом, и в настоящем, различные авторы - ученые и политики пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. «В теории государства и права нет единого подхода к пониманию государства. Отсюда юридическая наука оперирует различными понятиями государства. Такое многообразие порождено многими причинами. Главными из них являются: 1) государство - это сложное, многоаспектное социальное явление, имеющее различные грани; 2) субъективный фактор порождает неоднозначность восприятия государственно-правовых явлений. Отсюда возникают различные методологические и мировоззренческие подходы к исследованию государства. Каждый, кто вознамеривается проникнуть в суть явления под названием «государство», обязательно будет исходить из определенных методологических предпосылок, которые господствуют в науке на тот или иной исторический момент» Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы: Сборник. Вып. 1 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006; Теоретико-методологические проблемы права. Вып. 2. М., 2007 С. 36 .

Существует множество теорий происхождения государства, например, естественно-правовая, договорная, теория насилия, патриархальная, органическая, расовая и другие теории. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой древней и традиционной является теологическая, или религиозная теория происхождения государства. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение.

Подобные представления, появившиеся еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ, в той или иной форме сохраняли свое познавательно-объяснительное значение и после возникновения права и государства. К тому же в этих, как и во многих последующих концепциях происхождения государства, отсутствует различение общества и государства, так что по существу единые представления об общеобязательных правилах поведения и общей власти распространяются в них как на догосударственное, так и на государственное состояние совместной жизни людей.

Господство мифологических и первоначальных религиозных представлений отчетливо проявляется в том, что все древние народы (египтяне, вавилоняне, индусы, китайцы, ассирийцы, евреи, персы, греки и др.) возводят свои порядки, в том числе - установленные и действующие в их обществах (и государствах) законы и власть - к надчеловеческим, небесным силам и существам, к богам. Свои законы, формы правления и институты власти они приписывают непосредственно богам или их избранникам и ставленникам (мифическим полубогам и героям - основателям городов-государств, законодателям вроде индийского Ману, спартанского Ликурга, афинского Тесея, еврейского Моисея и т.д.).

О соответствующих воззрениях египтян греческий историк Геродот рассказывает, что во время его посещения Египта жрецы сообщили ему о том, что всего в Египте был 341 фараон, и все они были людьми. «Правда, - сообщает Геродот со слов жрецов, - до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте» Геродот. История, АСТ Москва, 2007г, С. 125 .

Несколько иную версию мифа о первоначальном правлении и законодательстве богов, учреждении ими государств и обучении людей основам совместной государственной жизни приводит Платон (V-IV вв. до н.э.), тоже ссылающийся на информацию египетских жрецов. По этой версии мифа, государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов, а до этого, при Кроносе, государства не было, и люди непосредственно управлялись богами и жили счастливо. «Под управлением бога, - пишет Платон о временах Кроноса, - не существовало государств; не было также в собственности женщин и детей» Геродот. История. АСТ, АСТ Москва, 2007г., С. 58 .

Появление государства в эпоху Зевса Платон со ссылкой на древние мифы освещает следующим образом. После Кроноса боги вновь поделили между собой по жребию все страны земли. При этом, в частности, Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а большой остров Атлантида - Посейдону.

Афина и Гефест, согласно мифу, населили Аттику «благородными мужами, порожденными землей, и вложили в их умы понятие о государственном устройстве» Геродот. История. АСТ, АСТ Москва, 2007г., С. 64 . Эти «божественные мужи», по словам Платона, организовали Афины того мифического времени (около 9 тысяч лет до Платона) как «государство с общественным управлением». Платон говорил, что афиняне справедливо управляли своей страной и Элладой.

«Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления. Он разделил остров на десять частей и сделал их царями десять своих сыновей (потомков Посейдона и земной женщины). Царем лучшей части острова он сделал своего старшего сына Атланта, а архонтами других частей (царями в своей области, но под главенством верховного царя) он назначил остальных своих сыновей» Геродот. История. АСТ, АСТ Москва, 2007г., С. 73.

Основы этого государственного устройства были закреплены в установленных Посейдоном законах. Согласно мифу, дело обстояло следующим образом: «Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле правления устоялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова - внутри храма Посейдона» Геродот. История. АСТ, АСТ Москва, 2007г., С. 75.

Благодаря такому правлению (на основе божественных установлений) Атлантида стала богатой и мощной страной. Это процветание продолжалось до тех пор, пока в потомках правителей сохранялась их божественная природа. Когда же в них возобладал человеческий нрав, ими овладели жадность и сила, и прежняя форма царского правления стала постепенно портиться и вырождаться в тимократию и олигархию. Зевс решил покарать развратившихся жителей Атлантиды и устроил землетрясение и потоп, в результате чего Атлантида утонула.

Содержание приведенного мифа сам Платон интерпретировал в своей политической философии в том смысле, что для организации правильных форм земной жизни, (в том числе идеального государства и законодательства) необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря - идее) правления людьми, имевшим уже место до космических перемен и закрепленным в мифах.

Эти представления нашли свое воплощение в разработанном Платоном диалоге «Государство» проекте идеального строя, во многом сходного с устройством древних Афин мифического времени. А мифологические мотивы правления Атлантидой на основе Посейдоновых предписаний (т.е. божественно разумных и справедливых законов) Платон использовал в своем диалоге «Законы» для обоснования своего проекта «второго по достоинству» государственного строя, где правят уже не философы, а законы.

По древнеиндийской мифологии риту - общекосмический и земной порядок, его закон и обычай - установил бог Индра. Он же и поддерживает этот порядок и закон. В «Ригведе», содержащем священные гимны ариев (II тысячелетие до н.э.), говорится, что устанавливая риту, Индра также и поддерживает ее; быстро растет мощь риты и приносит богатство. Рите принадлежат просторы земли и небес.

Согласно древнекитайской мифологии, порядок в Поднебесной (т.е. в Китае), включая организацию власти, правила поведения и т.д., порожден и обусловлен волей божественного Неба. Император (верховный правитель Поднебесной) при этом характеризуется как «сын Неба».

Божественное происхождение своей власти и своих законов настойчиво подчеркивали шумерийские и вавилонские правители. Так, устанавливая свои законы, Хаммурапи (ХVШ в. до н.э.) провозглашает: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их» Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1., Элькор-МК, Ника-Упстр, 2005г., С. 148 .

Древние евреи, согласно ветхозаветным преданиям, находились с Богом в особых договорных отношениях. Так, еврейским праотцам Аврааму, а затем и Исааку Бог дал обетование (обет, клятву) умножить их род и сделать их потомство избранным народом, если они; со своей стороны, будут строго выполнять завет Бога и надлежащим образом почитать его.

В этом духе освещается в Библии и исход евреев во главе с Моисеем из египетского Длена в Ханаан по воле и при помощи Яхве. На горе Синай этот Бог дал Моисею «скрижали завета», содержавшие заповедней законы, по которым должны жить евреи (Исх. 20-23).

Идеи божественного происхождения всякой власти присущи и христианской теологии. Так, уже апостол Павел утверждал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению… Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.


Введение ……………………………………………………………………………..2

    Теологическая или Божественная теория возникновения государства и права.5

1.1 Понятие Теологии в зарождении права. ………………………………………11

2 Становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях:.13

2.1 Мифологические истоки ………………………………………………………..14

2.2 Законы Хаммурапи ……………………………………………………………..16

2.3 Древневосточная теология……………………………………………………..18

2.4Древнегреческие религиозные воззрения………………………………………20

2.5 Зарождение христианства………………………………………………………21

3 Традиционно-теологические взгляды на право в Западной средневековой Европе………………………………………………………………………………..23

3.1Влияние римско-католической церкви…………………………………………23

3.2 Каноническое право……………………………………………………………..25

3.3 Учение Фомы Аквинского……………………………………………………...26

Заключение…………………………………………………………………………..29

Список используемой литературы………………………………………………….31

Введение

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше, и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут не утихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Наиболее известными и распространенными теориями являются: теологическая (божественная) теория, патриархальная, договорная, насилия, психологическая, расовая, органическая, материалистическая (классовая) теории. Каждая теория, воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по своему интересна и познавательна, но наибольшее внимание вызвала у меня теологическая теория, согласно которой государство и право созданы Богом. Само слово теология произошло от греческих слов theos - бог и logos- учение. Поскольку религия стоит у истоков образования первых государств, и первые политико-правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней, то теологическая теория происхождения государства и права является самой древней.

Вообще религия - это не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Религия необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.
Вместе с религией видоизменяется и понятие права, так как свои возникновением оно, по мнению теологов, обязано религиозной морали. Рассмотрим это явление на примере древних цивилизаций, средневековой Европы и Арабского халифата.
Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Цель курсовой работы: Изучение происхождения государства и права на примере Теологической теории возникновения государства и права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Подобрать необходимый материал для изучения данной темы;

    Изучить теологическую или Божественную теорию возникновения государства и права;

    Изучить понятие теологии в зарождении права;

    Рассмотреть становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях;

    Рассмотреть традиционно теологические взгляды на право в западной средневековой Европе.

По структуре курсовая работа состоит из: введения, отражающего цель и задачи, поставленные для выполнения курсовой работы; первой главы, кратко характеризующей теологическую теорию возникновения государства и права; второй главы, характеризующее становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях; третьей главы, в которой рассмотрены традиционно теологические взгляды на право в западной средневековой Европе; заключения, в котором подведены итоги курсовой работы; списка использованной литературы.
При написании курсовой работы были изучены следующие литературные источники: Алексеев С.С. Общая теория права.; Бляхман Б.Я. Теория государства и права.; Морозова Л.А. Теория государства и права.; Новицкий И.Б. Римское право. И др.

    Теологическая или божественная теория возникновения государства и права.

Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория “двух мечей” . Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога» 1 .

Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274) . Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. “Что послужило главной причиной упадка римского государства?” - спрашивает римский историк первого века до н.э. Гай Саллюстий Крис в известной его работе “Заговор Катилины”. И тут же отвечает: “упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам”. После того пишет Саллюстий: «когда “трудом и справедливостью” возросло Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и “все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё перевернула вверх дном”» . Римляне, которые с лёгкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством. 1

В начале, подмечает Саллюстий, развивалась жажда денег, за нею - жажда власти, и “обе стали как бы общим корнем всех бедствий”. Так случилось потому, что корыстолюбие сгубило верность, честность и остальные добрые качества. Вместо них “оно выучило высокомерию и жестокости, выучило презирать богов и всё полагать продажным”. Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило “в сердце таить одно”, а вслух говорить другое. Дружбу и вражду оценивать “не по сути вещей, а в согласии с выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем достоинстве”. 2

Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные основы Римского государства, и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые - несомненно, играют и играли значительную роль в процессе становления и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план. 3

Как показывает исторический опыт главные причины возникновения государства и права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для подержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый или остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали. 1

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки. 2

Во всей Галлии, писал по этому поводу Гай Юлий Цезарь, существуют вообще только два класса людей, пользуются известным значением и почётом, ибо простой народ держат на положении рабов: сам по себе он ни на, что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имели над ними все права господ над рабами. 1

Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией. 2

И государства. Среди них выделяют теологическую, органическую, договорную, насилия и другие. Наиболее древней является теологическая теория, так как религия возникла задолго до образования государств и существовавшие между людьми обычаи базировались именно на ней. Она не потеряла своего значения и теперь: распространена в таких странах, как Саудовская Аравия, Иран и других.

Слово "теология", в переводе с латинского языка, означает "учение о боге" (theos - бог, logos - учение). Теологическая теория своими истоками восходит к древнему миру. Идеи божественного происхождения права, государства, его институтов возникли еще в и Египте. В большей степени теория стала популярной в период развития феодализма. Наиболее известными и ранними ее представителями являются Аврелий Августин и Фома Аквинский.

Теологическая основывается на том постулате, что оно появилось по Божьей воле. Исходя из этого, делался вывод о том, что и его институты святы, вечны, незыблемы и их возникновение и упразднение не зависят от человеческой воли. Правители выражают Божью волю на Земле. Поэтому люди должны принимать власть и государство как данность, признавать власть духовенства, не пытаться изменить порядок, установленный Господом.

Теологическая теория была развита в учении Аврелия Августина, который подразделял род человека на «два града» - живущих «по богу» и «по человеческим законам». Человек - существо немощное, которое не способно избежать греха и создать на земле совершенное общество. Справедливость может возобладать лишь по вечному порядку, установленному Богом.

В 12-13 веках на территории западной Европы получила развитие теория «двух мечей». Ее суть в том, что у основателей церкви было 2 меча. Один из них, который оставили себе, они вложили в ножны, поскольку церкви использовать его не пристало. Второй передали государям, наделив их правом карать и повелевать людьми. Государь, таким образом, и является слугой церкви. Теория была направлена на усиление церкви, указывала на ее приоритет над светской властью.

В это же время развивается учение Фомы Аквинского, утверждавшего, что процесс возникновения государства и его развития подобен процессу сотворения мира Богом. Так, прежде чем руководить миром, господь в него вносит стройность и организованность. Монарх же, в свою очередь, до управления государством первоначально его учреждает и устраивает. Основные труды Фомы Аквинского - «Сумма теологии», «О правлении властителей» и другие.

В соответствии с учением Фомы Аквинского, теологическая теория происхождения права основывается на том, что все законным между собой связаны нитями субординации. На вершине находится вечный закон, который заключен в Боге. Все остальные законы производны от него. Выделяется также естественный, позитивный и божественный законы. Первый является отражением вечного закона в разуме человека. Он предписывает стремиться к продолжению рода и самосохранению, обязывает уважать достоинства людей и искать истину. Позитивный закон направлен на достижение добродетели посредством применения силы и под страхом наказания. Божественный закон содержится в Библии и необходим в связи с несовершенством разума человека и тем, что позитивный - не может полностью истребить зло.

Плюсами теории является то, что она способствует усилению духовности и укреплению в согласия, препятствует революциям, насилию, гражданским войнам, переделу собственности и власти. Люди становились более законопослушными, боясь греха. Главный недостаток состоит в том, что теологическая теория не опирается на научные знания, а основана только на вере. Кроме того, церковь неоднократно злоупотребляла своей властью, подавляла прогресс и свободомыслие.

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ »

На тему: «Теории происхождения государств»

Выполнили студентки 1 курса, группы ЭПиО-1

Сосновских Ирина и Рамазанова Светлана

Преподаватель: кандидат юридических наук

доцент кафедры гражданского права и процесса

Поляков Михаил Иванович

г. Коломна

Введение……………………………………………………………….…3

Теологическая теория……………………………………………….…4

Патриархальная теория……………………………………………...5-6

Договорная теория…………………………………………………....6-7

Органическая теория………………………………………………....7-8

Психологическая теория……………………………………….…….8-9

Теория насилия………………………………………………………9-10

Экономическая теория………………………………………………..10

Глоссарий……………………………………………………………11-12

Заключение……………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………13

Введение.

Происхождение государства. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о происхождении государства.

Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и мы уверены, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.

Целью данной работы является рассмотреть основные теории происхождения государств. Выяснить причины и предпосылки их возникновений и попытаться объяснить, почему не существует одной общей теории.

Теологическая теория.

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока и средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский - 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен, Мерсье и др.).

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

Вечны, незыблемы и святы;

Их возникновение и упразднение не зависит от человека;

Являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

Принять государство и власть как данность, полученную свыше;

Признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

Полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства данной теории:

Способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

Препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Сторонники: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен, Дезире Жозеф Мерсье

Обычно основателем теологической теории происхождения государства считается Фома Аквинский, но не менее верным будет рассмотрение теории с философии Аврелия Августина, который описал генезис государства в своем труде «О граде Божьем». Государство, по мнению философа, есть наказание людей Богом за первородный грех, а земная государственная власть - «великая разбойничья организация». Уже у первого сторонника теологической концепции можно наблюдать отрицательное отношение к государству. Оно рассматривалось как аппарат угнетения одной части людей над другой, и единственный, кто мог регулировать это – Бог. Если чья-либо власть неугодна Всевышнему, то ее низложит народ и поставит на престол легитимного и более достойного правителя.

Теория получила наибольшее распространение в Средневековье. Ее идеологом стал Фома Аквинский, разделявший взгляды Аврелия Августина. Аквинат выдвинул новые положения, которые в последствии легли в основу доктрины католической церкви, будучи названными «томизмом». Теория после Фомы Аквинского нашла отражение лишь в трудах более поздних исследователей: бельгийского философа Жозефа Мерсье Дезире и французского теолога Жана Маритена.

Следует отметить, что теологическая концепция была актуальна именно во времена средневековья. Политическая наука тогда рассматривалась в контексте философии и коррелировала с несколькими другими дисциплинами. Поэтому в данной теории взаимосвязь политики и религии неразрывна. В эпоху нового времени политика была отделена Никколо Макиавелли от этики, морали и религии и, как следствие, распространение получили другие подходы к исследованию генезиса государства.

Главная идея теологической концепции с точки зрения политологии довольно проста: государство и все его свойства – дело рук Божьих. Нет поля для исследования, поскольку все, что может быть интересно политологу, объясняется с позиции веры. Главный институт – церковь, который в то время еще нельзя было назвать одним из политических атрибутов. Социальное неравенство – проявление власти государства, которая происходит от Бога. Отсюда и главный минус теории – ее необоснованность. Ничего из данной концепции нельзя подвергнуть апробации. В этом заключается положительная сторона теории – простота и доступность. Это относится не только к теории происхождения государства, но и в целом к теологической парадигме. Она является наиболее распространенной, т.к с легкостью, еще с древних веков, может объяснить любое явление объективной действительности. Корректность этого объяснения зависит от уровня веры исследователя.

Очевидно, что теория была популярна в Средневековье в связи с невысоким уровнем научных знаний, но совершенно непонятно, почему она используется вплоть до настоящего времени. Хотелось бы объяснить это развитием политологии, которое дало новую почву для исследования. Но, к сожалению, теория о происхождении самого главного политического института, не основывается на политической науке. Поэтому следует перейти к теориям, появление которых непосредственно связано с эволюцией политических взглядов.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения