Культура западной европы в средние века презентация. Презентация - культура ранней средневековой европы. объяснение нового материала
Тип урока:
объяснение нового материала
План объяснения нового материала:
- Средневековый человек между богом и дьяволом.
- Ад, рай, чистилище.
- Представление о времени.
- Представление о пространстве.
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ .
Ад – место пребывание душ грешников,
обречённых на вечные мучения.
Чистилище – место, где души умерших грешников
очищаются от грехов.
Исповедь – покаяние, раскрытие своих грехов перед священником .
Дьявол – властелин ада, глава злых духов, противостоящий богу .
Грехопадение – совершение людьми первого греха и изгнание их из рая .
Страшный суд – второе пришествие Христа. Суд над праведниками и грешниками.
Конец Света.
Христианство – всеобщая идеология. Вера в бога – отца, бога – сына.
(Христа спасителя) и святого духа. Понятие об аде и рае, грехе и добродетели .
Микрокосмос- человек .
Семь смертных грехов – грехи, совершив один из которых, человек не смог бы
попасть в рай.
Добродетель – это то, что угодно богу и церкви. Возвышает душу человека
и помогает достигнуть рая.
Мировоззрение – система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на
отношения людей и окружающей их действительности и самим себе, а также
обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания.
Хроника – последовательная запись важнейших исторических событий .
Деление потустороннего
мира в католицизму .
Чистилище – место, где души
Ад –место пребывания душ грешников, обреченных
Умерших грешников очищаются
на вечные мучения
от неискупленных или при жизни
грехов. Догмат о чистилище введён
в 1439г. подтверждён в 1562г.
Рай – место вечного блаженства для душ праведников .
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ .
1)1562 год (16 век) – подтверждён Ватиканом Догмат о чистилище.
2) 1439 год (15 век) – принят Догмат о чистилище.
3) XVII век – объявлена ежегодная церковная исповедь, обязательная для всех .
ЧАСТИ СВЕТА .
Азия
Африка
Европа
ВЕЛИКИЕ РЕКИ, ОМЫВАЮЩИЕ
ЗЕМЛЮ
Тигр Ефрат Ганг Нил
ВРЕМЯ
Крестьяне Церковь Воины
Сельскохозяйственный Делили время на 2 Календарь войны и турниров
календарь: периода:
а) время посева а) от сотворения мира Не знали минут, часов
б) время всходов б) от рождества Христова
в) время жатвы
Не знали какой день и месяц
Не знали какой сейчас Знали какой год и день
год, месяц, день, час
Не знали минут и Год делили по церковным
секунд праздникам
Не знали минут и
секунд
Высшие добродетели
Вера в бога Любовь ближнему Смирение
Составляющие средневековой религии
Христианская Языческая
религия религия
Р ЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ
Ангел – хранитель Бес
(помогал быть добродетельным, (подталкивал к греху, совращал душу,
сохранял душу, был направлен богом) был послан дьяволом)
Церковь Народ
Представление о дьяволе
Дьявол создан богом, чтобы Дьявол равен по силе богу.
П роверить силу веры людей. Между ними идёт война
Дьявол действует с разрешения за душу человека.
Бога. Дьявол слабее бога.
Пространство
Крестьяне Церковь Рыцари
Знали только три части света
Хорошо знали только местность около своего города
И ли деревни
Остальные места известны очень плохо
Считали, что там живут чудовища
Боялись дальних поездок, никуда не ездили
Христианское религиозное мировоззрение
Взгляды на мир Представление о Представление о
пространстве времени
( м ир-это арена, на ко- (Делили землю на три части. (Время принадлежит богу.
торой разворачивается Каждую отождествляли с Время – лишь момент веч -
борьба между богом и религиозным пространством. ности. Это божественное
дьяволом, добром и злом, Гигантский мир сотворен бо - время линейно направлено
христианами и язычника- гом (космос), включал в себя (от сотворения мира к
ми. Мир-царство порока человека – малый космос (мик - страшному суду). Ожида-
и алчности, только цер – рокосмос). ние конца света.
ковь может спасти его
от гибели.)
Исторические представления
(История имеет своё начало и конец.
История началась с сотворения мира,
под её концом подразумевался страшный суд).
Строение мира
Обитание святой троицы: бог-
отец, бог-сын, святой сын
7 небо
6 небо
5 небо
4 небо
3 небо
2 небо
1 небо
Иерусалим, центр мира
4 реки, омывающих Землю
Лестница спасения
Культура Западной Европы в XI – XV вв. Образование и философия 1.Представления людей о мире 2.Средневековые университеты 3.Схоластика – новая религиозная философия Средневековая литература и искусство 1.Рыцарская литература 2.Городская литература 3.Данте Алигьери – самый великий поэт Средневековья 4.Архитектура. Архитектурные стили 5. Скульптура 6.Живопись
Карта, составленная до походов Христофора Колумба (гг.) Карта, составленная до похода Васко да Гамы (1497 – 1499 гг.)
Средневековые университеты XII век – появление первых университетов в Европе Корпорация – обособленная группа людей, занимающихся определенным общим делом, живущих соответствующим образом, подчиняющихся особым правилам и распорядкам Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов (от лат. «студере» - усердно заниматься)
Ректор – глава университета, избираемый преподавателями и студентами Факультет – объединение преподавателей по предметам Декан – глава факультета Землячества – объединения студентов из одной Страны Формы обучения: лекции (с лат. – чтение) и диспуты Диспут – словесный поединок, состязание в знаниях и красноречии по определенному вопросу Обучение велось на латинском языке
XI – XIII в – расцвет схоластики Схоластика – религиозная философия, стремящаяся понять Бога и мир при помощи логических рассуждений Ансельм Кентерберийский (XI в.) и Фома Аквинский (XIII в.) – логически доказали существование Бога Пьер Абеляр – философ-схоласт XII в. Утверждал: «Нужно понимать, чтобы верить» Бернар Клервоский – идейный противник Абеляра, знаменитый мистик. Утверждал: «Нужно верить, а не рассуждать» Рационализм – направление средневековой мысли: опора на разум Мистицизм (мистика)– опора на сверхъестественные силы
«Ангельский доктор» Фома Аквинский (1225 – 1274) «Сумма богословия» - книга, объединившая все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем, в которой была создана картина христианской Вселенной и показано, что у каждой её «детали» есть свое место и с воя роль, предначертанные Богом
Рыцарская литература XI в. – возникновение на юге Франции, в Провансе Трубадуры – поэты-певцы из южной Франции, среди которых встречались короли, знатные феодалы, женщины, много рыцарей Труверы и миннезингеры рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, Германии Образ идеального рыцаря: смелый, великодушный, справедливый, изящный, вежливый и привлекательный. Воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне «Тристан и Изольда»
Городская литература XII в – начало расцвета городской литературы Главные герои коротких рассказов, стихов, басен – ловкий и хитрый бюргер или веселый и находчивый крестьянин, которые оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов Вагант (от лат. – бродяга) – школяр или студент, кочевавший по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей «Роман о Лисе»
Данте Алигьери () «Божественная комедия» - величайшее произведение Данте, написанное в стихах, описание путешествия в загробное царство в сопровождении великого римского поэта Виргилия и прекрасной Беатриче.
- Средние века
- Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
- Что такое « Каролингское Возрождение»
- Что такое « Семь свободных наук»,
- Как развивалась литература, какими были рукописные книги.
- Познакомимся с искусством жонглёров.
- Сегодня вы узнаете:
- Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
- Хранилище письменных исторических источников.
- « Ведущие за собой войска».
- Проверяем домашнее задание:
- 4. Постоянные военные отряды.
- 5. Расчётливый и жестокий король из рода Меровея.
- 6. Специальное поселение монахов.
- Проверяем домашнее задание:
- 7. Столовая в монастыре.
- 8. Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу, позднее передаваемое в наследованное пользование.
- Проверяем домашнее задание:
- 9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
- 10. Почётное или воинское звание.
- Проверяем домашнее задание:
- 11. Война между феодалами.
- 12. Отношения между феодалами, на верхних ступеньках стояли самые крупные, на нижних – мелкие.
- Проверяем домашнее задание:
- 13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
- 14. Во время переговоров означало равноправие и достоинство каждого участника встречи.
- Проверяем домашнее задание:
- 15. Посланцы папы для распространения христианства.
- Проверяем домашнее задание:
- Средние века. 9. Карл
- Архив. 10. Титул
- Герцог 11. Междоусобные
- Дружина 12. Феодальная лестница
- Хлодвиг 13. Придворные
- Монастыри 14. Круглый стол
- Трапезная 15.Миссионеры
- Проверяем домашнее задание:
- Представления средневекового человека о мире.
- Каролингское Возрождение.
- « Семь свободных искусств».
- Искусство рукописной книги.
- Литература.
- Жонглёры.
- Работаем по плану:
- Представления средневекового человека о мире.
- Почему люди имели незначительные
- представления о мире?
- Низкий уровень развития науки и техники.
- Изолированная жизнь в деревнях
- и замках.
- 3. Развитие народа, стран, окружающего мира
- было проникнуто верой в Страшный суд,
- где только Творец будет судить и живых,
- и мёртвых
- Представления средневекового человека о мире.
- Учение Пифагора о том, что Земля – шар , не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
- Пифагор
- Представления средневекового человека о мире.
- Фалес Милетский
- Древнегреческий учёный
- Фалес представлял Землю
- в виде диска, покрытого небом ,
- как колпаком, а по небу
- двигаются Солнце, Луна и
- пять известных планет.
- Представления средневекового человека о мире.
- Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
- «Пуп Земли» в
- Иерусалиме
- «Пуп Земли» в
- Дельфах
- Представления средневекового человека о мире.
- На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
- Карта XI века
- Представления средневекового человека о мире.
- Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
- Обитатели далёких стран.
- Средневековая
- миниатюра
- Представления средневекового человека о мире.
- Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
- Представления средневекового человека о мире.
- К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
- Представления средневекового человека о мире.
- Время определяли по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка.
- Солнечные часы в
- древности
- Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
- Водяные часы,
- XI век
- Представления средневекового человека о мире.
- Песочные часы
- Представления средневекового человека о мире.
- Как на ваш взгляд
- в Средние века люди
- объясняли смену времён года?
- Каролингское Возрождение.
- Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
- Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах.
- Каролингское Возрождение.
- Каролингское Возрождение.
- Каролингское Возрождение.
- Карл Великий приглашает к своему двору образованнейших людей из других стран. Англосаксонскому учёному монаху Алкуину поручает организовать обучение.
- Храбан Мавр (слева) и
- Алкуин (в центре)
- Каролингское Возрождение
- Оно наблюдалось в различных
- областях:
- в образовании
- в архитектуре
- в литературе
- Каролингское Возрождение.
- При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
- Каролингское Возрождение.
- Карл строил во многих
- городах каменные дворцы
- и церкви. Сохранилась лишь
- здание Ахенской капеллы.
- « Семь свободных искусств»
- Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы .
- Исидор Севильский
- « Семь свободных искусств»
- Особенности соборных школ.
- Дети учились вместе с юношами
- Деление по возрасту не было.
- Обучение шло на латинском языке.
- Список свободных искусств по Исидору Севильскому:
- « Семь свободных искусств»
- Тривиум
- Квадриум
- Грамматика
- Риторика
- Диалектика
- Арифметика
- Геометрия
- Астрономия
- Музыка
- Искусство рукописной книги
- В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
- Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
- Искусство рукописной книги
- Изготовление
- пергамента
- Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
- Искусство рукописной книги
- Моза́ика -декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
- Мозаика
- Искусство рукописной книги
- Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
- Искусство рукописной книги
- тростниковый стержень
- птичьи перья
- На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
- Искусство рукописной книги
- Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых , в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
- Святые на небесах,
- Размещённые по
- своей святости
- Литература
- Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
- Литература
- Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
- « Песнь о Нибелунгах»
- Литература
- « Песнь о Роланде»
- Литература
- гибель Роланда
- В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
- Жонглёры
- Вопросы на стр. 54
- Подведём итог урока.
- Параграф 5, вопросы, записи, вопрос 6 письменно, рабочая тетрадь.
- Домашнее задание.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kapitolinischer_Pythagoras.jpg
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9F%D1%83%D0%BF_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8.jpg
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SuSongClock1.JPG
- Поурочные планы « История Средних веков» Автор – составитель Н.Ю. Колесничено, Издание – 2-е, исправленное. Волгоград, 2010 г.
- Антоненкова Анжелика Викторовна
- Учитель истории МОУ Будинской ООШ
- Тверская область Бельский район
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА работу выполнила ученица 6 А класса Волкова Екатерина
1.Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей округи. Дальнее путешествие было опасным и трудным. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными. Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других – с Рождения Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. Ночь разделялась на «три свечи».
1.Представления средневекового человека о мире. Сутки делились на день и ночь. Средневековые законы особенно сурово карали за преступления, совершённых ночью. Ночь – это время появления сверхъестественных сил, привидений, демонов. Поэтому монахи и все глубоко верующие люди особенно страстно молились ночью: они вели духовную битву с силами дьявола. С развитием городов и торговли, деловых и дипломати – ческих связей, в ходе завоевания новых территорий люди стали чаще покидать родные места.
1.Представления средневекового человека о мире. Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в 13 веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провёл он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, в которой рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.
Астролог, математик и писец.
2. Переводы с греческого и арабского. Жители Западной Европы 5-10 веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. В 11-12 веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, медицине. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился.
Книга Аристотеля.
3. Средневековые университеты. Средневековое общество было корпоративным. Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров и студентов. Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Студенты из одной страны объединялись в землячества (нации), а преподаватели создавали объединения по предметам факультеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе они избирали главу университета – ректора. Обычно кроме подготовительного, было три факультета: богословский, юридический и медицинский. В 15 веке в Европе было уже 60 университетов.
4. Схоластика. Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозможно понять умом – в него надо верить. Учёные 11-13 веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника. Так в соборных школах и университетах родилась схоластика (школа) – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Схоласты выработали свой научный метод – способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы.
5.Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Одним из самых известных философов-схоластов 12 века был француз Пьер Абеляр (1079-1142). Абеляр уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошёл своих профессоров и побеждал их в диспутах. Самым сильным из идейных противников Абеляра был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090-1153). Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Нужно верить, а не рассуждать, - полагал Бернар. Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма и мистики.
6. Великий схоласт 13 века. Вершиной средневековой схоластики были труды богослова 13 века Фомы Аквинского (1225-1274). Фома Аквинский был сыном итальянского графа, учился в университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена. Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самый знаменитый его труд – «Сумма бого – словия». В этой грациозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные в Средневековье. Он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой её детали, от человека до муравья, своё место и своя роль, предназначенные Богом. После смерти Фому называли «ангельским доктором», а церковь объявила его Святым.
7. «Удивительный доктор». Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин Роджер Бэкон (1214-1294) преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты. Только с их помощью можно проверить, верны ли наши знания. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».