Культура западной европы в средние века презентация. Презентация - культура ранней средневековой европы. объяснение нового материала


Тип урока:

объяснение нового материала

План объяснения нового материала:

  • Средневековый человек между богом и дьяволом.
  • Ад, рай, чистилище.
  • Представление о времени.
  • Представление о пространстве.

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ .

Ад – место пребывание душ грешников,

обречённых на вечные мучения.



Чистилище – место, где души умерших грешников

очищаются от грехов.


Исповедь – покаяние, раскрытие своих грехов перед священником .



Дьявол – властелин ада, глава злых духов, противостоящий богу .


Грехопадение – совершение людьми первого греха и изгнание их из рая .


Страшный суд – второе пришествие Христа. Суд над праведниками и грешниками.

Конец Света.


Христианство – всеобщая идеология. Вера в бога – отца, бога – сына.

(Христа спасителя) и святого духа. Понятие об аде и рае, грехе и добродетели .



Микрокосмос- человек .


Семь смертных грехов – грехи, совершив один из которых, человек не смог бы

попасть в рай.



Добродетель – это то, что угодно богу и церкви. Возвышает душу человека

и помогает достигнуть рая.




Мировоззрение – система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на

отношения людей и окружающей их действительности и самим себе, а также

обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания.



Хроника – последовательная запись важнейших исторических событий .


Деление потустороннего

мира в католицизму .

Чистилище – место, где души

Ад –место пребывания душ грешников, обреченных

Умерших грешников очищаются

на вечные мучения

от неискупленных или при жизни

грехов. Догмат о чистилище введён

в 1439г. подтверждён в 1562г.

Рай – место вечного блаженства для душ праведников .


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ .

1)1562 год (16 век) – подтверждён Ватиканом Догмат о чистилище.

2) 1439 год (15 век) – принят Догмат о чистилище.

3) XVII век – объявлена ежегодная церковная исповедь, обязательная для всех .



ЧАСТИ СВЕТА .

Азия

Африка

Европа

ВЕЛИКИЕ РЕКИ, ОМЫВАЮЩИЕ

ЗЕМЛЮ

Тигр Ефрат Ганг Нил


ВРЕМЯ

Крестьяне Церковь Воины

Сельскохозяйственный Делили время на 2 Календарь войны и турниров

календарь: периода:

а) время посева а) от сотворения мира Не знали минут, часов

б) время всходов б) от рождества Христова

в) время жатвы

Не знали какой день и месяц

Не знали какой сейчас Знали какой год и день

год, месяц, день, час

Не знали минут и Год делили по церковным

секунд праздникам

Не знали минут и

секунд


Высшие добродетели

Вера в бога Любовь ближнему Смирение


Составляющие средневековой религии

Христианская Языческая

религия религия


Р ЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ

Ангел – хранитель Бес

(помогал быть добродетельным, (подталкивал к греху, совращал душу,

сохранял душу, был направлен богом) был послан дьяволом)


Церковь Народ

Представление о дьяволе

Дьявол создан богом, чтобы Дьявол равен по силе богу.

П роверить силу веры людей. Между ними идёт война

Дьявол действует с разрешения за душу человека.

Бога. Дьявол слабее бога.


Пространство

Крестьяне Церковь Рыцари

Знали только три части света

Хорошо знали только местность около своего города

И ли деревни

Остальные места известны очень плохо

Считали, что там живут чудовища

Боялись дальних поездок, никуда не ездили


Христианское религиозное мировоззрение

Взгляды на мир Представление о Представление о

пространстве времени

( м ир-это арена, на ко- (Делили землю на три части. (Время принадлежит богу.

торой разворачивается Каждую отождествляли с Время – лишь момент веч -

борьба между богом и религиозным пространством. ности. Это божественное

дьяволом, добром и злом, Гигантский мир сотворен бо - время линейно направлено

христианами и язычника- гом (космос), включал в себя (от сотворения мира к

ми. Мир-царство порока человека – малый космос (мик - страшному суду). Ожида-

и алчности, только цер – рокосмос). ние конца света.

ковь может спасти его

от гибели.)

Исторические представления

(История имеет своё начало и конец.

История началась с сотворения мира,

под её концом подразумевался страшный суд).


Строение мира

Обитание святой троицы: бог-

отец, бог-сын, святой сын

7 небо

6 небо

5 небо

4 небо

3 небо

2 небо

1 небо

Иерусалим, центр мира

4 реки, омывающих Землю

Лестница спасения

Культура Западной Европы в XI – XV вв. Образование и философия 1.Представления людей о мире 2.Средневековые университеты 3.Схоластика – новая религиозная философия Средневековая литература и искусство 1.Рыцарская литература 2.Городская литература 3.Данте Алигьери – самый великий поэт Средневековья 4.Архитектура. Архитектурные стили 5. Скульптура 6.Живопись




Карта, составленная до походов Христофора Колумба (гг.) Карта, составленная до похода Васко да Гамы (1497 – 1499 гг.)


Средневековые университеты XII век – появление первых университетов в Европе Корпорация – обособленная группа людей, занимающихся определенным общим делом, живущих соответствующим образом, подчиняющихся особым правилам и распорядкам Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов (от лат. «студере» - усердно заниматься)


Ректор – глава университета, избираемый преподавателями и студентами Факультет – объединение преподавателей по предметам Декан – глава факультета Землячества – объединения студентов из одной Страны Формы обучения: лекции (с лат. – чтение) и диспуты Диспут – словесный поединок, состязание в знаниях и красноречии по определенному вопросу Обучение велось на латинском языке


XI – XIII в – расцвет схоластики Схоластика – религиозная философия, стремящаяся понять Бога и мир при помощи логических рассуждений Ансельм Кентерберийский (XI в.) и Фома Аквинский (XIII в.) – логически доказали существование Бога Пьер Абеляр – философ-схоласт XII в. Утверждал: «Нужно понимать, чтобы верить» Бернар Клервоский – идейный противник Абеляра, знаменитый мистик. Утверждал: «Нужно верить, а не рассуждать» Рационализм – направление средневековой мысли: опора на разум Мистицизм (мистика)– опора на сверхъестественные силы


«Ангельский доктор» Фома Аквинский (1225 – 1274) «Сумма богословия» - книга, объединившая все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем, в которой была создана картина христианской Вселенной и показано, что у каждой её «детали» есть свое место и с воя роль, предначертанные Богом




Рыцарская литература XI в. – возникновение на юге Франции, в Провансе Трубадуры – поэты-певцы из южной Франции, среди которых встречались короли, знатные феодалы, женщины, много рыцарей Труверы и миннезингеры рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, Германии Образ идеального рыцаря: смелый, великодушный, справедливый, изящный, вежливый и привлекательный. Воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне «Тристан и Изольда»


Городская литература XII в – начало расцвета городской литературы Главные герои коротких рассказов, стихов, басен – ловкий и хитрый бюргер или веселый и находчивый крестьянин, которые оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов Вагант (от лат. – бродяга) – школяр или студент, кочевавший по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей «Роман о Лисе»


Данте Алигьери () «Божественная комедия» - величайшее произведение Данте, написанное в стихах, описание путешествия в загробное царство в сопровождении великого римского поэта Виргилия и прекрасной Беатриче.










  • Средние века
Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
  • Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
  • Что такое « Каролингское Возрождение»
  • Что такое « Семь свободных наук»,
  • Как развивалась литература, какими были рукописные книги.
  • Познакомимся с искусством жонглёров.
  • Сегодня вы узнаете:
Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
  • Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
  • Хранилище письменных исторических источников.
  • « Ведущие за собой войска».
  • Проверяем домашнее задание:
4. Постоянные военные отряды.
  • 4. Постоянные военные отряды.
  • 5. Расчётливый и жестокий король из рода Меровея.
  • 6. Специальное поселение монахов.
  • Проверяем домашнее задание:
7. Столовая в монастыре.
  • 7. Столовая в монастыре.
  • 8. Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу, позднее передаваемое в наследованное пользование.
  • Проверяем домашнее задание:
9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
  • 9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
  • 10. Почётное или воинское звание.
  • Проверяем домашнее задание:
11. Война между феодалами.
  • 11. Война между феодалами.
  • 12. Отношения между феодалами, на верхних ступеньках стояли самые крупные, на нижних – мелкие.
  • Проверяем домашнее задание:
13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
  • 13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
  • 14. Во время переговоров означало равноправие и достоинство каждого участника встречи.
  • Проверяем домашнее задание:
  • 15. Посланцы папы для распространения христианства.
  • Проверяем домашнее задание:
Средние века. 9. Карл
  • Средние века. 9. Карл
  • Архив. 10. Титул
  • Герцог 11. Междоусобные
  • Дружина 12. Феодальная лестница
  • Хлодвиг 13. Придворные
  • Монастыри 14. Круглый стол
  • Трапезная 15.Миссионеры
  • Проверяем домашнее задание:
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Каролингское Возрождение.
  • « Семь свободных искусств».
  • Искусство рукописной книги.
  • Литература.
  • Жонглёры.
  • Работаем по плану:
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Почему люди имели незначительные
  • представления о мире?
  • Низкий уровень развития науки и техники.
  • Изолированная жизнь в деревнях
  • и замках.
  • 3. Развитие народа, стран, окружающего мира
  • было проникнуто верой в Страшный суд,
  • где только Творец будет судить и живых,
  • и мёртвых
Учение Пифагора о том, что Земля – шар , не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Учение Пифагора о том, что Земля – шар , не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
  • Пифагор
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Фалес Милетский
  • Древнегреческий учёный
  • Фалес представлял Землю
  • в виде диска, покрытого небом ,
  • как колпаком, а по небу
  • двигаются Солнце, Луна и
  • пять известных планет.
Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
  • «Пуп Земли» в
  • Иерусалиме
  • «Пуп Земли» в
  • Дельфах
На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
  • Карта XI века
Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
  • Обитатели далёких стран.
  • Средневековая
  • миниатюра
Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Время определяли по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка.
  • Солнечные часы в
  • древности
Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
  • Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
  • Водяные часы,
  • XI век
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Песочные часы
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Как на ваш взгляд
  • в Средние века люди
  • объясняли смену времён года?
Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
  • Каролингское Возрождение.
  • Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах.
  • Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах.
  • Каролингское Возрождение.
  • Каролингское Возрождение.
  • Каролингское Возрождение.
  • Карл Великий приглашает к своему двору образованнейших людей из других стран. Англосаксонскому учёному монаху Алкуину поручает организовать обучение.
  • Храбан Мавр (слева) и
  • Алкуин (в центре)
  • Каролингское Возрождение
  • Оно наблюдалось в различных
  • областях:
  • в образовании
  • в архитектуре
  • в литературе
При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
  • Каролингское Возрождение.
  • При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
  • Каролингское Возрождение.
  • Карл строил во многих
  • городах каменные дворцы
  • и церкви. Сохранилась лишь
  • здание Ахенской капеллы.
Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы .
  • « Семь свободных искусств»
  • Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы .
  • Исидор Севильский
  • « Семь свободных искусств»
  • Особенности соборных школ.
  • Дети учились вместе с юношами
  • Деление по возрасту не было.
  • Обучение шло на латинском языке.
  • Список свободных искусств по Исидору Севильскому:
  • « Семь свободных искусств»
  • Тривиум
  • Квадриум
  • Грамматика
  • Риторика
  • Диалектика
  • Арифметика
  • Геометрия
  • Астрономия
  • Музыка
В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
  • Искусство рукописной книги
  • В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
  • Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
  • Искусство рукописной книги
  • Изготовление
  • пергамента
Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
  • Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
  • Искусство рукописной книги
Моза́ика -декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Моза́ика -декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Мозаика
  • Искусство рукописной книги
Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
  • Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
  • Искусство рукописной книги
  • тростниковый стержень
  • птичьи перья
На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
  • На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
  • Искусство рукописной книги
Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых , в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
  • Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых , в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
  • Святые на небесах,
  • Размещённые по
  • своей святости
  • Литература
Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
  • Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
  • Литература
Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
  • Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
  • « Песнь о Нибелунгах»
  • Литература
  • « Песнь о Роланде»
  • Литература
  • гибель Роланда
В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
  • В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
  • Жонглёры
Вопросы на стр. 54
  • Вопросы на стр. 54
  • Подведём итог урока.
  • Параграф 5, вопросы, записи, вопрос 6 письменно, рабочая тетрадь.
  • Домашнее задание.
В работе использованы ресурсы:
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kapitolinischer_Pythagoras.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9F%D1%83%D0%BF_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SuSongClock1.JPG
  • Поурочные планы « История Средних веков» Автор – составитель Н.Ю. Колесничено, Издание – 2-е, исправленное. Волгоград, 2010 г.
  • Антоненкова Анжелика Викторовна
  • Учитель истории МОУ Будинской ООШ
  • Тверская область Бельский район

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА работу выполнила ученица 6 А класса Волкова Екатерина

1.Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей округи. Дальнее путешествие было опасным и трудным. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными. Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других – с Рождения Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. Ночь разделялась на «три свечи».

1.Представления средневекового человека о мире. Сутки делились на день и ночь. Средневековые законы особенно сурово карали за преступления, совершённых ночью. Ночь – это время появления сверхъестественных сил, привидений, демонов. Поэтому монахи и все глубоко верующие люди особенно страстно молились ночью: они вели духовную битву с силами дьявола. С развитием городов и торговли, деловых и дипломати – ческих связей, в ходе завоевания новых территорий люди стали чаще покидать родные места.

1.Представления средневекового человека о мире. Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в 13 веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провёл он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, в которой рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.

Астролог, математик и писец.

2. Переводы с греческого и арабского. Жители Западной Европы 5-10 веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. В 11-12 веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, медицине. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился.

Книга Аристотеля.

3. Средневековые университеты. Средневековое общество было корпоративным. Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров и студентов. Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Студенты из одной страны объединялись в землячества (нации), а преподаватели создавали объединения по предметам факультеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе они избирали главу университета – ректора. Обычно кроме подготовительного, было три факультета: богословский, юридический и медицинский. В 15 веке в Европе было уже 60 университетов.

4. Схоластика. Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозможно понять умом – в него надо верить. Учёные 11-13 веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника. Так в соборных школах и университетах родилась схоластика (школа) – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Схоласты выработали свой научный метод – способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы.

5.Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Одним из самых известных философов-схоластов 12 века был француз Пьер Абеляр (1079-1142). Абеляр уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошёл своих профессоров и побеждал их в диспутах. Самым сильным из идейных противников Абеляра был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090-1153). Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Нужно верить, а не рассуждать, - полагал Бернар. Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма и мистики.

6. Великий схоласт 13 века. Вершиной средневековой схоластики были труды богослова 13 века Фомы Аквинского (1225-1274). Фома Аквинский был сыном итальянского графа, учился в университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена. Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самый знаменитый его труд – «Сумма бого – словия». В этой грациозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные в Средневековье. Он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой её детали, от человека до муравья, своё место и своя роль, предназначенные Богом. После смерти Фому называли «ангельским доктором», а церковь объявила его Святым.

7. «Удивительный доктор». Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин Роджер Бэкон (1214-1294) преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты. Только с их помощью можно проверить, верны ли наши знания. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения