Краткая биография: Гайдар Аркадий Петрович. Биография гайдара аркадия петровича

Ещё при жизни Аркадий Петрович Гайдар стал легендой советской эпохи: в четырнадцать лет вступил в коммунистическую партию и ушёл на фронт Гражданской войны; в семнадцать лет командовал полком, расправляясь с бандитами; затем стал писателем, книгами которого зачитывалось не одно поколение советских пионеров.

Именем Гайдара названо бесчисленное количество улиц, площадей, переулков в центральных и не очень центральных городах. Его имя носили Дома пионеров, детские библиотеки, отряды и дружины советских школ. Биографию писателя, как увлекательное художественное произведение, зачитывали на «ленинских» уроках и пионерских сборах. Портрет молодого Гайдара в знаменитой кубанке, с шашкой на поясе висел едва ли не в каждом «классном уголке». Казалось: нет личности более светлой и героической, чем автор «Тимура» и «Судьбы барабанщика». Гайдара миновал каток сталинских репрессий, гонение и забвение. Он погиб в бою с фашистскими захватчиками, будучи на пике своей литературной славы. Такого героя невозможно было в чём-то заподозрить или обвинить.

Однако в период так называемой «перестройки» на головы наших сограждан буквально посыпался поток негативных оценок недавнего прошлого, обвинений и сенсационных разоблачений. Не избежал этой участи и Аркадий Гайдар. К тому времени в сознании советских людей образ детского писателя и героя был настолько идеализирован, что некоторые факты из его реальной жизни, намеренно и бездоказательно раздутые лже-историками и ретивыми борзописцами, производили не просто неблагоприятное, а скорее, отвратительное впечатление. Оказалось, что семнадцатилетний комполка проявил себя беспощадным карателем при подавлении антисоветских восстаний на Тамбовщине и в Хакассии в 1921-1922 годах. При этом сражался он вовсе не с вооружёнными до зубов беляками или бандитами, а с мирным населением, которое пыталось защититься от произвола и насилия местных властей. Прославленный детский писатель учил молодое поколение добру, справедливости, верности Родине, а сам злоупотреблял алкоголем, не имел своего дома, нормальной семьи и вообще был психически больным, глубоко несчастным, полубезумным человеком.

Как выяснилось, большая половина этих обвинений оказалась заведомой ложью.

Гайдар – человек своего героико-романтического, но и трагического времени. Сегодня тяжело поверить, что именно творчество спасало известного писателя от полного внутреннего разлада, болезни, страха перед той реальностью, в которой ему, мечтателю и романтику, приходилось выживать. В своём воображении Гайдар создал счастливую страну пионера Тимура, Альки, Чука и Гека, маленького барабанщика Серёжи. Гайдар сам свято верил в эту страну, верил в реальность великого будущего своих героев. Его вера вдохновляла тысячи, даже миллионы советских мальчишек и девчонок жить по выдуманным, но самым прекрасным и справедливым законам «страны Гайдара». Как писал В. Пелевин в своей известной книге «Жизнь насекомых», даже созданный детским писателем образ ребёнка-убийцы, свободного от христианской заповеди «не убий» и метаний студента Раскольникова, имеет право на существование. Образ этот не выглядит столь отвратительным уже потому, что Гайдар был по-настоящему искренен, когда рисовал его с самого себя, невыдуманного героя и жертвы жестокой революционной эпохи. Он на самом деле был своим среди книжных, идеальных героев, с которых брали пример и которым стремились подражать целые поколения. В этом заключена вся правда о Гайдаре. Искать какую-то другую правду – не имеет смысла…

Родители и детство

Аркадий Петрович Голиков родился в небольшом городке Льгов Курской области. Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, дворянка не слишком знатного рода (приходилась шестиюродной правнучатой племянницей М.Ю. Лермонтову), работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей - его младшие сестры. Родители будущего писателя были не чужды революционных идей и даже участвовали в революционных событиях 1905 года. Опасаясь ареста, в 1908 году Голиковы оставили Льгов, и с 1912 года жили в Арзамасе. Именно этот город будущий писатель Аркадий Гайдар считал своей «малой» родиной: здесь он учился в реальном училище, отсюда в 14 лет попал на фронт Гражданской войны.

Пётр Исидорович Голиков в 1914 году был призван в армию, после Февральской революции солдаты 11-го Сибирского полка избрали его комиссаром, затем бывший прапорщик Голиков возглавил полк. После октября 1917 года он стал комиссаром штаба дивизии. Всю Гражданскую войну Петр Исидорович провел на фронтах. В семью больше не вернулся.

Наталья Аркадьевна, мать Гайдара, до 1920 года трудилась фельдшером в Арзамасе, потом заведовала уездным здравотделом в городе Пржевальске, была членом уездно-городского ревкома. Умерла от туберкулёза в 1924 году.

Очевидно, что мальчик из интеллигентной семьи, каковым являлся Аркадий в начале Гражданской войны, мог воспринимать развернувшиеся события, как некую игру. Ему могло быть всё равно, на чьей стороне реализовать своё стремление совершить подвиг. Однако сказалось «революционное прошлое» и убеждения родителей: в августе 1918 года Аркадий Голиков подает заявление о вступлении в Арзамасскую организацию РКП. Решением Арзамасского комитета РКП(б) от 29 августа 1918 года Голиков был принят в партию «с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания».

В своей автобиографии Гайдар пишет:

По сведениям самого авторитетного «гайдароведа» Б. Камова, в штаб коммунистического батальона Аркадия привела мать. Ей одной было не по силам кормить четверых детей, и Наталья Аркадьевна попросила взять сына на службу. Командир батальона Е.О. Ефимов распорядился зачислить грамотного и рослого, не по годам развитого подростка адъютантом в штаб. Аркадию выдали форму, поставили на довольствие. Семья стала получать паёк. Через месяц Ефимова вдруг назначили командующим войсками по охране железных дорог Республики. Толкового мальчишку, который превосходно разбирался в документах и был исполнителен, командующий забрал с собой в Москву. Аркадию тогда ещё не было 15–и лет.

Красноармеец Голиков успешно служил сперва в качестве адъютанта, потом в должности начальника команды связи, но постоянно «бомбил» своё начальство рапортами о переводе на фронт. В марте 1919 года, после очередного рапорта, его направляют на командные курсы, которые вскоре были переведены из Москвы в Киев.

Обстановка в Киеве не позволяла курсантам спокойно учиться: из них то и дело создавали боевые отряды, бросали на ликвидацию банд, использовали на внутренних фронтах. В конце августа 1919 года на курсах состоялся досрочный выпуск, но новых краскомов не распределили по частям. Из них здесь же была сформирована Ударная бригада, которая сразу выступила на оборону Киева от белых. 27 августа в бою под Бояркой взводный Аркадий Голиков заменил собой убитого полуротного Якова Оксюза.

1919-1920 годы проходят для новоиспечённого командира в боях и сражениях: Польский фронт, Кубань, Северный Кавказ, Таврия.

«...Я живу по-волчьи, командую ротой, деремся с бандитами вовсю» , - сообщал Аркадий Голиков в Арзамас своему товарищу Александру Плеско летом 1920 года.

Ему ещё нет семнадцати, но не мальчик: боевой опыт, три фронта, ранение, две контузии. Последняя - в атаке, когда батальон занимал Тубинский перевал. Жизненный путь выбран - кадровый командир Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Из автобиографии А. Гайдара:

Принятый на младшее отделение командиров рот, Аркадий Голиков оканчивает «Выстрел» по старшему, тактическому, отделению. Во время учебы он проходит короткую стажировку в должностях комбата и комполка, в марте 1921 года вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона, который действовал против двух повстанческих «армий» Антонова в Тамбовской губернии. В конце июня 1921 года командующий войсками в Тамбовской губернии М.Н. Тухачевский подписал приказ о назначении Аркадия Голикова, которому в то время ещё не исполнилось 18-и лет, командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

Комполка

С командования полком начался новый этап жизни Аркадия Гайдара, может быть, самый противоречивый. По мнению одних биографов в этот период Голиков проявил себя как решительный, талантливый командир, защищавший завоевания советской власти. Другие скажут: жестокий палач и убийца.

Не следует забывать, что гражданской борьбе нет ни правых, ни виноватых. Совсем ещё молодой человек, в прошлом интеллигентный мальчик Аркадий Голиков, как и многие его ровесники, опалённые войной Гражданской войны, вряд ли был психологически готов к той деятельности, которую ему предстояло вести, когда он возглавил боевой участок в борьбе с бандитизмом. Новоиспечённый командир РККА, как мог, пытался соответствовать навязанной ему роли, но на поверку оказался не палачом, а лишь жертвой кровавой военной эпохи и своих собственных заблуждений.

После разгрома «антоновщины» осенью 1921 года командир Аркадий Голиков удостоился личной похвалы Тухачевского за проделанную работу. Его хотели направить в Москву, дав рекомендацию для поступления в Академию Генштаба. Однако «опытному» командиру пришлось возглавить один из батальонов частей особого назначения (ЧОН) и ехать в Башкирию, где возникла необходимость борьбы с бандами кулацкого и националистического толка. В Башкирии чоновцам повоевать не удалось: батальон участвовал лишь в нескольких незначительных стычках, но уже в конце сентября 1921 года Гайдара перебрасывают в Хакассию. Здесь активизировали свою деятельность крупные бандформирования казака Соловьёва.

Социальную базу повстанческого движения в Хакассии составляло недовольство местного населения политикой органов коммунистического режима (продразвёрстками, мобилизациями, трудовыми повинностями, захватом необходимых хакасам-скотоводам пастбищ). Новая власть, не считаясь с реальными интересами и объективными возможностями «дикого» населения, пыталась силой подавить очаги стихийного сопротивления, разрушая сложившийся веками жизненный уклад.

В этих условиях «уголовная банда» Соловьёва, преследуемая карательными отрядами, приобрела статус защитника хакасского населения. Численность банды в разное время составляла от двух эскадронов до двадцати человек.

Оказавшись с небольшими силами в районе, где, по его мнению, половина населения поддерживала «бандитов», Голиков информировал командующего губернским ЧОНом о необходимости, по опыту Тамбовщины, введения против «полудиких инородцев» жёстких санкций, вплоть до полного уничтожения «бандитских» улусов. Среди хакассов, действительно, было много сочувствующих бандитам людей, поэтому в практику чоновцев быстро вошли такие методы борьбы, как захват и расстрел заложников (женщин и детей), насильственные экспроприации имущества, экзекуции (порки) всех, заподозренных в связях с повстанцами.

Никаких реальных документов, подтверждающих непосредственное участие Аркадия Голикова и его подчинённых в перечисленных зверствах, не сохранилось.

Известно лишь то, что представитель военной власти не сумел наладить отношений с местными Советами и с уполномоченными губотдела ГПУ. По его мнению, «гэпэушники» больше следили за поведением чоновских командиров и строчили на них доносы, но не занимались своими прямыми обязанностями - созданием местной агентурной сети. Голикову пришлось лично вербовать себе лазутчиков. Он действовал так, как поступил бы любой командир Красной Армии на его месте: арестовывал тех, кого подозревал в связях с бандой, а потом силой заставлял работать своими разведчиками. Опыта у молодого командира не было, и он руководствовался лишь боевой обстановкой и законами военного времени, потому что других законов не знал. Естественно, что на Голикова посыпались многочисленные рапорты и жалобы вышестоящему начальству.

3 июня 1922 года особым отделом губернского отдела ГПУ было начато дело № 274 по обвинению А.П. Голикова в злоупотреблении служебным положением. На место выезжала специальная комиссия во главе с комбатом Я. А. Виттенбергом, которая, собрав жалобы населения и местных органов власти, заключила свой отчет требованием расстрела бывшего начальника боеучастка.

Однако 7 июня из штаба губернского ЧОНа в особый отдел была передана резолюция командующего В.Н. Какоулина: «Арестовать ни в коем случае, заменить и отозвать».

14 и 18 июня Голиков был допрошен в ОГПУ города Красноярска. К тому времени уголовные дела на него завели сразу четыре ведомства: ЧОН, ГПУ, прокуратура 5-й армии и контрольная комиссия при Енисейском губернском комитете партии. Каждая инстанция вела самостоятельное расследование. На допросах обвиняемый утверждал, что он расстреливал без суда только бандитов, которые сами признались в своих преступлениях. Однако «законных формальностей», как то ведение протокола допроса или оформление расстрельного приговора, в его подразделении никто не осуществлял. Гайдар объяснил это тем, что при штабе не было грамотного писаря, а сам он был слишком занят, чтобы возиться с ненужными бумажками. В ходе расследования всё-таки было выяснено, что большинство приписываемых Голикову преступлений – дело рук других лиц или просто выдумки самих доносителей.

30 июня губотдел ГПУ передал дело Голикова в контрольную комиссию Енисейского губкома для рассмотрения его по партийной линии. Туда же были переданы и остальные дела. 18 августа партийный орган рассмотрел это дело на совместном заседании президиума губкома и КК РКП(б). Практически все обвинения, кроме незаконных экспроприаций и расстрела трёх бандитских пособников, с Голикова были сняты. Согласно постановлению от 1 сентября 1922 года, его не исключили из партии (как теперь утверждают некоторые «исследователи»), а лишь перевели на два года в разряд испытуемых, с лишением возможности занимать ответственные посты.

В результате перенесённых волнений начали сказываться старые травмы. За три года до этого пятнадцатилетний командир роты был ранен и одновременно тяжело контужен близко разорвавшимся снарядом. Ударная волна повредила мозг. Кроме того, юноша неудачно упал с лошади, ударился головой и спиной. В мирное время эта травма, возможно, не имела бы столь тяжёлых последствий, но на войне у Гайдара быстро развился травматический невроз. Некоторые очевидцы его действий на Тамбовщине и в Хакассии утверждали, будто командир Голиков, несмотря на свою молодость, активно злоупотреблял алкоголем. Люди, близко знавшие Гайдара уже в 1930-ые годы, вспоминали, что он часто мог выглядеть и вести себя, как пьяный, хотя на самом деле не пил. Именно так начинались у писателя приступы невроза. После судебного разбирательства в Красноярске Гайдару было сразу же назначено психиатрическое освидетельствование.

Из письма Аркадия сестре Наташе:

Такой диагноз был поставлен девятнадцатилетнему юноше! Молодого «ветерана» долго лечили в Красноярске, Томске, Москве. Приступы травматического невроза накатывали реже, были не так остры. Но заключение врачей перечеркивало мечту об академии. Фактически краском Аркадий Голиков был лишён возможности продолжить свою службу в РККА. Единственным выходом для инвалида – жертвы Гражданской войны - оставалась писательская работа.

Писатель

Константин Федин вспоминал:

Раньше был комполка - понятно. Решил стать писателем - тоже понятно. Но кем же он был вот тогда, когда появился в редакции альманаха в гимнастерке и армейской фуражке, на выгоревшем околыше которой темнел след недавно снятой красной звездочки?

Отвечает на этот вопрос учетный листок No 12371 Московского горвоенкомата, составленный на Голикова А.П. в 1925 году. В графе «Состоит ли на службе и где?» Ответ: «безработный».

Известно, что с конца 1923 года до своего появления в Ленинграде в 1925 году бывший комполка Аркадий Голиков странствовал по стране, занимаясь случайным заработком, вёл жизнь полупутешественника-полубродяги.

Произведение, представленное в редакцию, вовсе не тянуло на роман. Это была повесть «В дни поражений и побед», которую напечатали в альманахе, но она прошла почти незамеченной для читателя. Критики нелестно отзывались о повести, считая её слабым и заурядным произведением. Но неудачи не останавливают Гайдара. В апреле 1925 года публикуется его рассказ «РВС». Он тоже не принёс автору широкой известности, однако понравился юным читателям.

Лето 1925 года Аркадий Голиков вновь проводит в странствиях, а осенью попадает в Москву, где встречает своего арзамасского приятеля Александра Плеско, который по тем временам был «неплохо пристроен»: работал в Перми заместителем ответственного редактора газеты окружкома партии «Звезда». Александр Плеско посоветовал Аркадию ехать в Пермь. Газета хорошая, коллектив молодой, дружный, кроме того, в «Звезде» сотрудничает Николай Кондратьев, их общий друг по Арзамасу. Друзья охотно приняли Аркадия в свой круг. Уже в канун 8-й годовщины Октябрьской революции в праздничном номере «Звезды» появился его материал. Здесь же впервые появляется псевдоним «Гайдар». Им Аркадий Голиков подписал рассказ о гражданской войне «Угловой дом».

Псевдоним

Писатель А. Розанов в 1979 году в своем очерке «Читай и думай» так вспоминает рассказ А.П. Гайдара о происхождении псевдонима:

Дальше Аркадий Петрович продолжал – «… В двадцать первом году наша часть выбила бандитов из одного села в Хакассии. Еду не спеша по улице, вдруг подбегает старая женщина, гладит коня и говорит мне на своем языке: «Гайдар! Гайдар!». Это, кажется, значит «удалец, лихой всадник». И так поразило меня это совпадение, что впоследствии один из первых напечатанных фельетонов я подписал - Гайдар…».

Этой версии стал придерживаться и сын писателя Тимур Гайдар.

Впоследствии один из биографов трактовал перевод этого слова с монгольского так: «Гайдар - всадник, скачущий впереди».

Звучит красиво. Но стоило сделать простую вещь - просмотреть словари, чтобы убедиться: ни в монгольском, ни в двух десятках других восточных языков такого значения слова «гайдар» или «хайдар» попросту не существует.

На хакасском языке «хайдар» означает: «куда, в какую сторону?» Возможно, когда хакасы видели, что начальник боевого района по борьбе с бандитизмом едет куда-то во главе отряда, они спрашивали друг друга: «Хайдар Голиков? Куда едет Голиков? В какую сторону?» - чтобы предупредить других о грядущей опасности.

Пермский период

В Перми Гайдар подолгу трудился в местных архивах, изучая события периода первой русской революции на Мотовилихе и судьбу уральца Александра Лбова. Помогала ему во всем темноволосая озорная, подвижная, как ртуть, девчонка Рахиль (Лия) Соломянская - активная комсомолка, организатор первой печатной пионерской газеты в Перми «Муравей-чудодей». Ей было семнадцать, Гайдару - 21. В декабре 1925 года они поженились. Для Аркадия Петровича это был уже второй брак. В 1921 году он был женат на Марии Плаксиной. Их сын Евгений умер в младенчестве. В декабре 1926 года Рахиль тоже родила мальчика. Произошло это в Архангельске, куда Рахиль временно уехала к матери. Из Перми Гайдар послал жене телеграмму: «Сына назовите Тимуром».


С сыном Тимуром

Живя в Перми, Гайдар работал над повестью «Лбовщина» («Жизнь ни во что»), которая была напечатана с продолжением в областной газете «Звезда», а затем вышла отдельной книжкой. Был получен неплохой гонорар. Аркадий Петрович решил потратить его на путешествие по стране без путевок и командировок. Компанию ему составил его сверстник, тоже журналист, Николай Кондратьев. Сначала Средняя Азия: Ташкент, Кара-Кум. Потом переправа через Каспий в город Баку.

До приезда в столицу Азербайджана денег не считали, а здесь, на восточном базаре оказалось, что путешественникам даже за арбуз заплатить нечем. Друзья перессорились. Обоим пришлось «зайцами» добираться до Ростова на Дону. Одежда износилась, дырявые брюки пришлось пришивать к белью. В таком виде не зайдешь ни в редакцию ростовского «Молота», ни в книжное издательство, где детскому писателю могли бы помочь деньгами. Путешественники отправились на товарную железнодорожную станцию и несколько дней кряду работали на погрузке арбузов. Здесь никому не было дела до их одежды, поскольку и другие были одеты не лучше. И никто, конечно, не догадывался, что арбузы грузит писатель, бывший командир полка. Полное романтических приключений путешествие завершилось созданием повести «Всадники неприступных гор» (вышла в Москве в 1927 году).

Из Перми Гайдару вскоре пришлось уехать. Из-за злободневного фельетона, опубликованного в «Звезде» за его подписью, разгорелся большой скандал. Писатель был привлечён к суду за клевету и оскорбление личности. Обвинения в клевете с него сняли, но за оскорбление, которое имело место на страницах газеты, автор фельетона был приговорён к недельному аресту. Арест заменили общественным порицанием, только отвечать за нанесённое оскорбление пришлось редакции печатного органа. Более фельетоны Гайдара в «Звезде» не печатались. Скандальный журналист перебрался в Свердловск, где недолго сотрудничал в газете «Уральский рабочий», а в 1927 году уехал в Москву.

Первыми произведениями, которые принесли Аркадию Гайдару известность, стали увлекательные повести для юношества «На графских развалинах» (1928 год) и «Обыкновенная биография» (вышла в «Роман-газете для ребят» в 1929 году).

Хабаровск

В 1931 году жена Гайдара Лия Лазаревна ушла к другому и забрала с собой сына. Аркадий остался один, тосковал, не мог работать, уехал в Хабаровск корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».

В пятом номере альманаха "Минувшее", вышедшем в Париже в 1988 году, были опубликованы воспоминания журналиста Бориса Закса об Аркадии Гайдаре (Б.Закс. Заметки очевидца. С.378-390), с которым они вместе работали и жили в Хабаровске.

По свидетельству Б. Закса, после развода с женой болезнь Гайдара особенно обострилась. Временами его поведение напоминало буйное помешательство: он бросался на людей с угрозами убийства, бил стёкла, демонстративно резал себя бритвой.

«Я был молод, ничего подобного отроду не видел, и та страшная ночь произвела на меня ужасающее впечатление. Гайдар резался. Лезвием безопасной бритвы. У него отнимали одно лезвие, но стоило отвернуться, и он уже резался другим. Попросился в уборную, заперся, не отвечает. Взломали дверь, а он опять режется, где только раздобыл лезвие. Увезли в бессознательном состоянии, все полы в квартире были залиты свернувшейся в крупные сгустки кровью... Я думал, он не выживет.
При этом не похоже было, что он стремился покончить с собой; он не пытался нанести себе смертельную рану, просто устраивал своего рода "шахсей-вахсей". Позже, уже в Москве, мне случалось видеть его в одних трусах. Вся грудь и руки ниже плеч были сплошь - один к одному - покрыты огромными шрамами. Ясно было, он резался не один раз...»

Врачу описанные в воспоминаниях события позволяют квалифицировать действия Гайдара как «заместительную терапию»: физическая боль от порезов позволяла отвлечься от того страшного душевного состояния, которое вызывала его болезнь. Окружающие могли воспринимать это как попытки самоубийства, а потому в Хабаровске писатель вновь попадает в психиатрическую лечебницу, где проводит более года.

Из дневника Аркадия Гайдара:

Детский писатель Аркадий Гайдар

Гайдар возвращается в Москву осенью 1932 года. Здесь у писателя нет ни постоянного жилья, ни родных, ни денег. Вот как Гайдар описывает свои первые впечатления от пребывания в Москве:

Некуда мне девать себя, не к кому запросто зайти, негде даже ночевать… В сущности, у меня есть только три пары белья, вещевой мешок, полевая сумка, полушубок, папаха - и больше ничего и никого, ни дома, ни места, ни друзей.

И это в то время, когда я вовсе не бедный, и вовсе уже никак не отверженный и никому не нужный. Просто - как-то так выходит. Два месяца не притрагивался к повести «Военная тайна». Встречи, разговоры, знакомства… Ночевки - где придется. Деньги, безденежье, опять деньги.

Относятся ко мне очень хорошо, но некому обо мне позаботиться, а сам я не умею. Оттого и выходит все как-то не по-людски и бестолково.

Вчера отправили меня, наконец, в дом отдыха ОГИЗа дорабатывать повесть…"

Но его произведения для юношества печатаются в центральных журналах. Книги выходят и переиздаются в столичных издательствах. Постепенно приходят слава, высокие гонорары, известность, успех…

Многие люди, знавшие писателя Аркадия Гайдара в жизни, считали его весёлым, даже бесшабашным, но по-своему очень сильным и цельным человеком. Во всяком случае, внешне он производил именно такое впечатление. В то, что писал, сам верил и мог заставить верить других. Настоящий, шумный успех пришёл к Аркадию Петровичу после публикации автобиографической повести «Школа» (1930). Далее последовали повести «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), в которую вошла знаменитая сказка о Мальчише-Кибальчише. В 1936 году в журнале «Детская литература» появился замечательный по своей лиричности рассказ «Голубая чашка», который вызвал много дискуссий. В конце концов рассказ был запрещён к дальнейшему печатанию лично наркомом просвещения Н.К.Крупской. При жизни автора «Голубая чашка» более не публиковалась, но, на наш взгляд, это самое талантливое и глубоко психологичное произведение Аркадия Петровича. Одним из первых в детской литературе Гайдар представил ребёнка не просто объединяющим и примиряющим фактором в семье. Сделав ребёнка полноправным участником «взрослых» взаимоотношений, автор предоставляет его родителям возможность взглянуть на ситуацию другими глазами, пересмотреть свои поступки, по-иному оценивать их.

По воспоминаниям сына Тимура, отец всегда очень жалел о том, что ему пришлось расстаться с армейской службой. Оставаясь верным взрастившей его эпохе Гражданской войны, Гайдар всегда ходил в полувоенной одежде, никогда не носил костюмов и галстуков, в любую погоду открывал окно, если по улице с песней маршировала какая-нибудь воинская часть. Однажды он купил огромный портрет Будённого, который не умещался в комнате, и Аркадию Петровичу пришлось отдать дворнику свой платяной шкаф, чтобы разместить на стене изображение любимого военачальника.

Кроме писательской работы, никакого другого занятия в мирное время Гайдар не нашёл. Он отдавался литературе весь, без остатка, хватаясь за военные воспоминания, как за самое важное и дорогое в жизни. Творчество, очевидно, помогало писателю заполнить внутреннюю пустоту, реализовать свои несостоявшиеся мечты и стремления. Не случайно в его произведениях практически все взрослые персонажи (мужчины-отцы) являются военными, офицерами РККА, участниками Гражданской войны.

В 1938 году Аркадий Гайдар почему-то уехал из Москвы в Клин. Почему именно в Клин - для всех его биографов - «военная тайна». Трудно проследить логику больного человека, но именно в этом городке Аркадий Петрович решил «пустить корни». В Клину он снял комнату и почти сразу женился на дочери своего квартирного хозяина – Чернышовой Доре Матвеевне, удочерил её дочь Женю.

Женя вспоминала, как однажды папа взял её и двух подружек погулять по Клину. И сказал, чтоб они обязательно прихватили с собой пустые ведра. Привёл девочек в центр города, завязал им лентами глаза и в ведра... доверху наложил мороженого!

Свою знаменитую повесть «Тимур и его команда» Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940 году. Правда, сначала это был сценарий к кинофильму. В номерах с продолжением его печатала «Пионерская правда». Каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте - с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, пионеров.

В Клину писатель работал так, словно стремился творческим напряжением спасти себя от приступов психической болезни. Буквально «запоем», в несколько лет были написаны «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости», «Зимой 41-го» и «Клятва Тимура».

Читая воспоминания близких Гайдару людей и его произведения, полные оптимизма и веры в светлое будущее советской страны, трудно поверить, что почти весь период 1939-41 годов Гайдара преследовала тяжёлая болезнь. Он много времени проводил в психиатрических клиниках, часто страдал и не верил сам себе.

Из письма к писателю Р. Фраерману (1941 год):

В этом письме, на наш взгляд, отчётливо проявляется отношение Гайдара к окружавшей его действительности. Он не мог не понимать, что лгут все вокруг, что он сам опускается до невозможной ранее лжи: не верит себе, кривит душой, придумывая нереальные обстоятельства жизни своих героев. Быть может, и в быту идёт наперекор своим убеждениям и принципам, пытается устроить свою личную жизнь, зная, что репрессирована его первая жена, создаёт иллюзию так и не сложившейся семьи с Чернышовой, вновь с головой уходит в спасительное творчество.

К 1941 году талант и слава Гайдара достигли своего апогея. Именно в начале 40-х годов выходят самые известные его произведения. Быть может, Гайдаром была бы написана ещё не одна замечательная книга, но началась Великая Отечественная война.

Гибель

В июне 1941 года Аркадию Петровичу Гайдару исполнилось лишь 37 лет. В его светлых легких волосах даже не угадывалась седина, на вид он был вполне здоров, молод, полон сил, но медицинская комиссия отказывает писателю, как инвалиду, в призыве на действительную военную службу.


А.П. Гайдар, 1941

Тогда Гайдар отправился в редакцию газеты «Комсомольская правда» и предложил свои услуги в качестве военного корреспондента. 18 июля 1941 года он получил пропуск Генштаба РККА в действующую армию и уехал на Юго-Западный фронт. В военной форме, но с пластмассовыми пуговичками на гимнастерке. Штатским и безоружным.

После окружения в сентябре 1941 года частей Юго-Западного фронта в районе Умань-Киев Аркадий Петрович Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком. Погиб 26 октября 1941 года недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области. Реальные обстоятельства его смерти до сих пор не выяснены. Согласно официальной версии, группа партизан наткнулась на немецкую засаду рядом с железнодорожной насыпью в районе села Лепляво. Гайдар первым увидел немцев и успел крикнуть: «Ребята, немцы!», - после чего был убит пулеметной очередью. Это спасло жизнь его товарищам - они успели уйти. То, что убитым был именно Аркадий Гайдар, выяснилось лишь после войны, благодаря показаниям двух оставшихся в живых свидетелей (С. Абрамова и В. Скрыпника). Но есть и другие свидетельства местных жительниц, которые уверяют, что зимой 1941-1942 годов они скрывали у себя в доме человека, очень похожего на писателя Аркадия Гайдара. Весной 1942 года этот человек, представившийся Аркадием Ивановым, ушёл от них, намереваясь перейти линию фронта. Дальнейшая его судьба никому неизвестна.

ГАЙДАР, АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (1904-1941), настоящая фамилия Голиков, русский советский писатель. Родился 9 (22) января 1904 в Льгове Курской губернии. Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905. Опасаясь ареста, в 1909 Голиковы оставили Льгов, с 1912 жили в Арзамасе. Работал в местной газете "Молот", где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против "императора тайги" И.Н.Соловьева, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего "светлого царства социализма", отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы РВС, 1925, Сережка Чубатов, Левка Демченко, Конец Левки Демченко, Бандитское гнездо, все 1926-1927, Дым в лесу, 1935; повести Школа, первонач. назв. Обыкновенная биография, 1930, Дальние страны, 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове, 1935, Бумбараш, неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника ("Снились люди, убитые в детстве").
Псевдонимом (тюркское слово - "всадник, скачущий впереди") впервые подписал новеллу Угловой дом, созданную в 1925 в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - Жизнь ни во что (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете "Звезда" и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга. С 1927 жил в Свердловске, где в газете "Уральский рабочий" опубликовал повесть Лесные братья (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести Жизнь ни во что).
Летом 1927, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть На графских развалинах (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н.Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л.Кассилем, Р.Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 в. (в т.ч. рассказы Голубая чашка, 1936, Чук и Гек, повесть Судьба барабанщика, оба 1938, рассказ для радио Четвертый блиндаж; вторая, незавершенная часть повести Школа, оба 1930).
Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в "детскую" жизнь значительных, а порой трагических событий (Судьба барабанщика, где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая "аура", доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса "рыцарской" чести товарищества и взаимопомощи - все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришелся на 1940 - время создания повести и одноименного киносценария (кинофильм реж. А.Е.Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого "тимуровского" движения по всей стране, особенно актуального в 1940-1950-е годы. В 1940 Гайдар пишет продолжение Тимура - Комендант снежной крепости, в начале 1941 - киносценарий продолжения и сценарий фильма Клятва Тимура (постановка 1942, реж. Л.В.Кулешов).
В июле 1941 писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты "Комсомольская правда", где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 в журнале "Мурзилка" опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу "детских" героев Гайдара (среди которых немало "отрицательных" лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников (Василий Крюков, Поход, Маруся, Совесть, 1939-1940). Автор киносценария Прохожий (1939), посвященного Гражданской войне. Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы Чук и Гек, 1953, реж. И.В.Лукинский; Школа мужества, 1954, реж. В.П.Басов и М.В.Корчагин; Судьба барабанщика, 1956, реж. В.В.Эйсымонт, и др.).
Гайдар погиб в бою около дер. Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941.

Литературно-познавательный материал о жизни и творчестве А.П. Гайдара

Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) Аркадий Петрович (1904-1941), прозаик.

Родился 9 января (22 н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, в 1918 г. ушел на фронт Гражданской войны. Он был физически крепким и рослым парнем и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В декабре 1924 г. Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К. Федин, М. Слонимский и С. Семенов, которые критиковали первые рукописи Аркадия и объясняли приемы литературного мастерства.

Лучшими своими сочинениями он считал повести «Р.В.С.» (1925), «Дальние страны», «Четвертый блиндаж» и «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940). Аркадий Петрович много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. После выхода повести «Тимур и его команда» стал одним из самых популярных писателей детворы и подростков.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель вновь отправился на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 г. на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами. Погребен в Каневе.

Сказка про военную тайну, Мальчиша Кибальчиша и его твердое слово

Вот приходит вечер, и лег Мальчиш спать. Но не спится Мальчишу — ну, какой тут сон?

Вдруг он слышит на улице шаги, у окошка — шорох. Глянул Мальчиш и видит: стоит у окна все тот же человек. Тот, да не тот: и коня нет — пропал конь, и сабли нет — сломалась сабля, и папахи нет — слетела папаха, да и сам-то стоит — шатается.

— Эй, вставайте! — закричал он в последний раз. — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться.

Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота — некому вставать. И отцы ушли, и братья ушли — никого не осталось.

Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал...

Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:

— Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?

Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.

Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Пло- хиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу.

Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари. Лишь один Плохиш не бьется, а все ходит да высматривает, как бы это буржуинам помочь. И видит Плохиш, что лежит за горкой громада ящиков, а спрятаны в тех ящиках черные бомбы, белые снаряды да желтые патроны. «Эге, — подумал Плохиш, — вот это мне и нужно».

А в это время спрашивает Главный Буржуин у своих буржуинов:

— Ну что, буржуины, добились вы победы?

— Нет, Главный Буржуин, — отвечают буржуины, — мы отцов и братьев разбили, и совсем была наша победа, да примчался к ним на подмогу Мальчиш-Кибальчиш, и никак мы с ним все еще не справимся.

Очень удивился и рассердился тогда Главный Буржуин, и закричал он грозным голосом:

— Может ли быть, чтобы не справились с Мальчишем? Ах вы, негодные трусищи-буржуищи! Как это вы не можете разбить такого маловатого? Скачите скорей и не возвращайтесь назад без победы.

Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им сделать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.

— Радуйтесь! — кричит он им. — Это все я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажег я все ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да с желтыми патронами. То-то сейчас грохнет!..

Вдруг как взорвались зажженные ящики! И так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили и тысячи молний из одной тучи сверкнули.

— Измена! — крикнул Мальчиш-Кибальчиш.

— Измена! — крикнули все его верные мальчиши.

Но тут из-за дыма и огня налетела буржуинская сила, и схватила, и скрутила она Мальчиша-Кибальчиша.

Заковали Мальчиша в тяжелые цепи. Посадили Маль- чиша в каменную башню. И помчались спрашивать: что же с пленным Мальчишем прикажет теперь Главный Буржуин делать?

Долго думал Главный Буржуин, а потом придумал и сказал:

— Мы погубим этого Мальчиша. Но пусть он сначала расскажет нам всю их Военную Тайну. Вы идите, буржуины, и спросите у него:

— Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?

— Отчего, Мальчиш, и все тюрьмы полны, и все каторги забиты, и все жандармы на углах, и все войска на ногах, а нет нам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь?

— Отчего, Мальчиш, проклятый Кибальчиш, и в моем Высоком Буржуинстве, и в другом — Равнинном Королевстве, и в третьем — Снежном Царстве, и в четвертом — Знойном Государстве в тот же день в раннюю весну и в тот же день в позднюю осень на разных языках, но те же песни поют, в разных руках, но те же знамена несут, те же речи говорят, то же думают и то же делают?

Вы спросите, буржуины:

— Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета? Пусть он расскажет секрет.

— Нет ли у наших рабочих чужой помощи? И пусть он расскажет, откуда помощь.

— Нет ли, Мальчиш, тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому как у вас кликнут, так у

нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над тем у нас задумаются?

Ушли буржуины, да скоро назад вернулись:

— Нет, Главный Буржуин, не открыл нам Мальчиш- Кибальчиш Военной Тайны. Рассмеялся он нам в лицо.

— Есть, — говорит он, — и могучий секрет у крепкой Красной Армии. И когда б вы ни напали, не будет вам победы.

— Есть, — говорит, — и неисчислимая помощь, и сколько бы вы в тюрьмы ни кидали, все равно не перекидаете, и не будет вам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь.

— Есть, — говорит, — и глубокие тайные ходы. Но сколько бы вы ни искали, все равно не найдете. А и нашли бы, так не завалите, не заложите, не засыплете. А больше я вам, буржуинам, ничего не скажу, а самим вам, проклятым, и ввек не догадаться.

Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит:

— Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу- Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой важной Тайны.

Ушли буржуины, а вернулись теперь они не скоро. Идут и головами покачивают.

— Нет, — говорят они, — начальник наш Главный Буржуин. Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он нам Военной Тайны, потому что такое уж у него твердое слово. А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжелому камню холодного пола, и, ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало, что не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминучая погибель?..

— Что это за страна? — воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин. — Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово? Торопитесь же, буржуины, и погубите этого гордого Мальчиша. Заряжайте же пушки, вынимайте сабли, раскрывайте наши буржуинские знамена, потому что слышу я, как трубят тревогу наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики. Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.

И погиб Мальчиш-Кибальчиш...

Горячий камень

(Отрывки из рассказа-сказки А. Гайдара)

Измазавшись грязью и глиной, с трудам вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? — вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, — то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

— Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дайка я по камню стукну и начну жить сначала!»

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

По мнению сына писателя, Т.А. Гайдара, в этой сказке заложено жизненное кредо писателя — жизнь дается

человеку один раз, ее нужно прожить достойно, ее нельзя будет потом «переписать набело». Обращаясь в сказке к маленьким читателям, Аркадий Гайдар говорит сокровенное о себе самом: «И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»

ГАЙДАР Аркадий Петрович ; наст. фам. Голиков - прозаик, публицист, киносценарист .

"Гайдар" в переводе на русский значит "всадник, скачущий впереди".

Отца писателя звали Петр Исидорович Голиков. Он был учителем, выходцем из крестьянско-солдатского рода. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, - дворянка, дочь офицера. По словам самого Аркадия Гайдара, она была фельдшером.
Родители помогали революционерам, участвовали в революционных событиях 1905 г. В 1909 семья спешно покинула Льгов из-за опасности ареста, а в 1912, после нескольких переездов, обосновалась в Арзамасе.

Когда Аркадию было десять лет, грянула мировая империалистическая война. С первых дней войны его отца забрали в солдаты. Сам он только что поступил в первый класс Арзамасского реального училища, а через месяц сбежал пешком к отцу на фронт. На станции Кудьма, в 90 верстах от своего города, его задержали и вернули домой.

Рос Аркадий в Арзамасе. 1914-1918 – годы учебы в реальном училище, где давалось основательное образование. В этом же городе он познакомился с большевиками. Аркадий был еще подростком и не до конца понимал, кто они и чем занимаются, но для себя уже решил, что это хорошие люди. Он принимал участие в митингах, постепенно ему стали доверять важные задания. Октябрь 1917 года - неспокойное время для страны, время революции. Тогда ему впервые разрешили взять винтовку, а уже через год в ноябре 1918 года, когда Аркадию Голикову не было и 14 лет, он ушёл в Красную Армию. Он был высокого роста, крепкого телосложения, и поэтому его приняли на курсы красных командиров, хотя и не без некоторых колебаний. Возраст себе он прибавил сам, сказав, что ему исполнилось 16.

Уже четырнадцати с половиной лет он командовал ротой бригады курсантов на петлюровском фронте. «После недолгой побывки дома в 1920 (в связи с контузией и ранением) продолжает учебу в Москве - в Высшей стрелковой школе» , а «в семнадцать лет был командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом, - это на антоновщине» . И когда писателя спрашивали, как ему удалось в столь юном возрасте стать молодым командиром, он отвечал: «Это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время» .

Службу в армии ему пришлось оставить в 1924 в возрасте двадцати лет по причине болезни. И с этого времени он начал писать. «Первую свою повесть «В дни поражений и побед» Гайдар писал на фронтах в 1922- 1924; она была показана К. А. Федину, М. Л. Слонимскому, С. А. Семенову (редактору, принявшему наибольшее участие в начинающем литераторе) и вышла в 1925 под собственным именем автора в ленинградском альманахе «Ковш». Автор попытался обобщить свои впечатления, передать настроения красноармейцев, мирных крестьян… Осенью 1925 переезжает в Пермь, сотрудничает в газете «Звезда». Тогда же создает рассказ «Р. В. С.» и новеллу «Угловой дом», впервые подписанную «Гайдар». . «Гайдар» в переводе на русский значит «всадник, скачущий впереди» .

Аркадий Голиков в бытность его сотрудником архангельской газеты "Волна". 1929 год

Своими лучшими книгами он сам считал «Р. В. С.» (1925), «Школу» (1930), «Четвертый блиндаж» (1930) и «Дальние страны» (1931), а также «Военную тайну» (1933).
Повесть «Школа» была начата в 1928 году, когда писатель жил в Архангельске и сотрудничал в газетах «Волна» и «Правда Севера». А вышла эта повесть в московском журнале «Октябрь» под названием «Обыкновенная биография». В самом деле, в основу этой повести легли автобиографические материалы, а главный герой – 15 летний Борис Гориков – и возрастом, и фамилией указывал на сходство с самим автором. «Школа» - самое значительное произведение Гайдара о революции и гражданской войне.

Рассказ «Четвертый блиндаж» был написан специально как рассказ для радио в 1930 г.
Повесть «Дальние страны» Гайдар заканчивает в крымском пионерском лагере «Артек» в 1931 г.
Большинство его произведений адресованы детям и подросткам. Аркадий Петрович печатал свои рассказы в журнале «Пионер». Его очень интересовали мнения юных читателей, присылавших свои письма в редакцию с отзывами о произведениях. Редакция журнала организовывала также и творческие встречи читателей с полюбившимся автором

В 1936 г. Гайдар публикует рассказ «Голубая чашка» и начинает работать в кино для детей, редактирует чужие сценарии, готовится к экранизации повести «Р.В.С.» и рассказа «Четвертый блиндаж».

Аркадий Гайдар много путешествовал по стране, изъездил её вдоль и поперёк: от западных границ до Дальнего Востока, границ с Монголией; от Кавказа до Архангельска, много видел, встречался с разными людьми. «Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда» .

Гайдар погиб в 1941 году, сражаясь с фашистами. Шла Великая Отечественная война, Гайдар добровольцем ушел на фронт. Он снова стал солдатом. В июле 1941 он уезжает на фронт военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», пишет очерки, статьи. Его заметки придавали сил тем, кто сражался на передовой или работали в тылу, помогая фронту. Они вселяли в людей веру в победу. В августе - сентябре в журнале «Мурзилка» была напечатана сказка Гайдара «Горячий камень». Это «последнее произведение для детей, которое он успел опубликовать за два месяца до гибели. Сказка эта как бы прощальный завет детям – жить честно и смело, - так, чтобы никогда не захотелось начинать жить сначала» . Основная мысль сказки сводится к тому, что «всякий человек в ранние или зрелые годы непременно обжигается о «горячий камень», каждый когда-то должен ответить на вопрос о смысле жизни» .

По произведениям Аркадия Гайдара снято множество кинофильмов, наиболее известные из которых: «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Чук и Гек», «Школа мужества», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «На графских развалинах», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Дальние страны», «Комендант снежной крепости», «Бумбараш», «Судьба барабанщика», «Будёновка», «Р. В. С.», «Школа», «Лето на память».
А также мультипликационные фильмы: «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Горячий камень».

«В мировосприятии Гайдара существовали только два состояния страны и народа - война и мир как передышка между войнами; при этом на войне человек живет мирными заботами, а после войны в его душе не утихает боевая тревога. Его главные герои, как правило, не привязаны к дому и всегда готовы на решительный поступок. Такие люди, по оценке автора, достойны уважения. Только женщинам приходится оставаться на месте и ждать своих казаков. Дети растут как новые бойцы, для них очень важен пример сражающихся отцов. Даже пейзажи и интерьеры у Гайдара чаще всего строятся на контрасте: спокойствие и тревога» .

Использованная литература:

  1. Гайдар, А. П. Обыкновенная биография в необыкновенное время / А. П. Гайдар // Гайдар А. П. Горячий камень: Сказка и быль / А. П. Гайдар; рис. Селизарова; фотоработы А. Короля. – Ленинград: Детская литература, 1982. – С. 20.
  2. Гайдар Аркадий Петрович [Текст] // Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. и сост. П. А. Николаев; редкол.: А. Г. Бочаров, Л. И. Лазарев, А. Н. Михайлов [и др.]. – М. : Большая Российская энциклопедия; Рандеву – АМ, 2000. – С. 173.

  3. Аркадий Петрович Гайдар // Кроссворд-кафе. URL: http://www.c-cafe.ru/days/bio/4/008.php (дата обращения 15.01.2014).

Фотогалерея

Фото А. Короля из книги Гайдар, А. П. Горячий камень: Сказка и быль / А. П. Гайдар; рис. Селизарова; фотоработы А. Короля. – Ленинград: Детская литература, 1982. – 45, с. : ил. – (Читаем сами).

Одним из детских писателей, чьи книги входили в учебную программу советской школы, является Аркадий Гайдар. Биография его служила примером юным читателям. Однако многие факты из его жизни умалчивались. Кем был Аркадий Гайдар? Биография для детей гласит, что был он не только замечательным писателем, но и отважным солдатом, истинным революционером. Но позже стало известно, что храбрость этого человека граничила с безрассудством, а в достижении цели он проявлял болезненный фанатизм.

Ранние годы

О чем гласит биография Гайдара Аркадия Петровича? Для детей писатель создал несколько произведений. Самое знаменитое - «Тимур и его команда». Но эта книга была написана в 1941 году, за год до смерти автора. Чем же занимался предшествующие тридцать шесть лет Гайдар Аркадий Петрович? Биография в более объективной форме, нежели жизнеописание, написанное для советских школьников, говорит о том, что он был обычным человеком со своими слабостями и недостатками. Более того, имел мало общего с персонажами своих книг.

Родился Аркадий Петрович Голиков (а именно так звали по-настоящему писателя) в семье педагогов. Родителей вдохновили революционные настроения, царящие в образованных кругах в начале века. А потому они принимали активное участие в выступлениях 1905 года. Спустя некоторое время отец будущего писателя устроился работать в акцизное ведомство. Мать работала акушеркой.

С 1912 года семья Голиковых проживала в Нижегородской области. Когда же началась война, Аркадий проявил первые патриотические стремления. Причем в довольно крайней форме. Будущий советский писатель Аркадий Гайдар, биография которого вкратце излагали школьные учебники на протяжении нескольких десятилетий, решил бежать на фронт. Впрочем, юного патриота вовремя задержали и вернули в отчий дом.

Гражданская война

Когда в стране произошел переворот, кардинально изменивший ход истории, Аркадию было всего семнадцать. А спустя год он уже числился в коммунистической партии. Далее не будем упоминать фамилию Голиков, заменив ее на всем известный псевдоним «Аркадий Гайдар».

Биография автора книг о настоящей чести и верности содержит немало интересных фактов. Относятся они к началу двадцатых годов. Изложено жизнеописание будут позже. Прежде стоит сказать, что юный коммунист проявил невероятное упорство, дабы попасть в действующую армию. Когда же ему это удалось, участвовал в боях, был ранен и даже контужен.

В 1921 году дослужился до звания командира батальона Аркадий Гайдар. Биография в каноническом варианте повествует о том, что последующие годы писатель и революционер отважно сражался с опасными элементами, не признающими новую власть. В действительности так и было. Однако методы борьбы Гайдара оставляли желать лучшего.

В Енисейской губернии

Биография Гайдара Аркадия Петровича включает участие в подавлении антисоветского движения. В Енисейской губернии он, в 1922 году, возглавил отряд и со всей серьезностью взялся за поиски Соловьева - бандитского главаря.

В распоряжении командира было более сотни красноармейцев. Позже их численность увеличилась. Гайдару повсюду мерещились бандиты, и в борьбе с ними он проявлял чрезвычайную жесткость. Были расстреляны немало местных жителей, которые, по мнению командира отряда, поддерживали и в мыслях, и на деле злостного преступника Соловьева.

Арест

Методы восемнадцатилетнего командира вызвали возмущения со стороны местного населения. По его приказу подвергались аресту и конфискации имущества не только жители близлежащих поселков, но и красноармейцы, находившиеся в подчинении у Гайдара. Вскоре на него была составлена жалоба вышестоящему командованию. А уж когда усердный борец с антисоветским движением без суда и следствия расстрелял пятерых человек, которые показались ему подозрительными, его и вовсе арестовали по обвинению в злоупотреблении своих должностных полномочий. На два года был лишен права занимать ответственные должности Аркадий Гайдар.

Краткая биография создателя книг «Чук и Гек» и «Горячий камень» в былые времена не фиксировала период его пребывания в психиатрической лечебнице. Согласно официальным данным, он всю жизнь боролся с белогвардейцами, писал произведения для детей и подростков, а затем героически погиб в годы ВОВ. О преступлениях детского писателя, которые он совершал в юном возрасте, тоже не принято было говорить.

Аркадий Гайдар, биография и личная жизни которого стали примером для миллионов школьников, был идеализирован в советскую эпоху. И только в девяностые годы в красноярских архивах обнаружили документы, разрушающие его романтических образ.

Неизвестный Аркадий Гайдар

Биография, личная жизнь и творческий путь могли бы сложиться иначе. Страна не знала бы литературных героев - Тимура и Мальчиша-Кибальчиша, если б их создателю в юности не удалось избежать расстрела. А ведь начальник специальной комиссии, разбиравшей дело Гайдара, настаивал на смертной казни фанатичного командира-карателя. К счастью, было принято решение заменить расстрел психиатрическим освидетельствованием. Позже Гайдар оказывался на больничной койке не раз.

Были найдены записи, которые вел писатель во время пребывания в психиатрической лечебнице. Эти периоды для него были невыносимы. Впрочем, кроме одного и из них, когда Гайдара поместили в хабаровскую лечебницу и он написал там одно из своих лучших произведений - «Мальчиш-Кибальчиш».

Дневник Гайдара содержал и очень страшные строки. Судя по записям, во сне к нему приходили люди, которых он когда-то убивал. Гайдар словно раскаивался в грехах, которые совершил в юности. Но, судя по тому, что позже написал прозаик, он верил в то, что все его преступления совершены не напрасно. Ведь появилось новое поколение - поколение советских людей - честных, правильных, трудолюбивых и искренних.

Тяжелый недуг

Диагноз бывшего командира был травматический невроз. Причинами этого заболевания, по заключению медиков, являлись огнестрельное ранение и травма, полученная в результате падения с лошади. Согласно воспоминаниям очевидцев, именно во время пребывания в Хакасии появились у Гайдара раздражительность, злобность. После ареста он часто испытывал резкие перепады настроения.

Согласно одной из версий, Гайдар не раз пытался покончить с жизнью. Он наносил на свое тело глубокие порезы лезвием, после чего в очередной раз оказывался в психиатрической лечебнице. Однако, по мнению одного из близких друзей Гайдара, совершал он это не с целью покончить жизнь самоубийством, а дабы заглушить дикую головную боль.

Происхождение знаменитой фамилии

Несколько версий есть и относительно того, откуда взялся псевдоним писателя. С хакасского языка, где прошли его юные годы, слово «гайдар» переводится как «куда?». Правда, звучит оно несколько иначе, а именно - «хайдар». Это было единственное, что знал на местном наречии молодой и вспыльчивый командир. А так как он постоянно пребывал в поисках бандитского главаря Соловьева, то и спрашивал у каждого из жителей «хайдар?» Отсюда и псевдоним. Согласно мнению Льва Кассиля, это слово происходит от термина, означающего «человек, который едет верхом на лошади».

Семья

После гражданской войны отец Аркадия женился во второй раз. Его новую семью сын не принял. Мать Аркадия Петровича умерла в 1924 году от чахотки. Потомственная дворянка на смертном одре завещала сыну «бороться за Страну Советов, не жалея живота».

Самостоятельная жизнь Гайдара началась чрезвычайно рано. Осенью 1925 года он уехал в Пермь, имея за своей спиной командование полком и множественные ранения. Гайдар устроился работать в газету. А вскоре познакомился с семнадцатилетней девушкой, которая участвовала в организации пионерского движения. Звали ее Лия Соломянская. Гайдар женился на ней, и вскоре родился сын Тимур.

В это время писатель находился в Москве. Да и за несколько месяцев до рождения ребенка он нередко отлучался, что впоследствии породило версию о том, что Тимур неродной сын Гайдара. К слову сказать, этот брак был уже не первым у писателя. В юности он женился на Марии Плаксиной, от которого у него родился ребенок, проживший меньше двух лет.

Аркадий, будучи женат на Лии, пребывал сперва в постоянных разъездах. Вскоре семья воссоединилась. Но и этот брак долго не просуществовал. Аркадий Петрович в быту был довольно сложным человеком. Кроме того, страдал психическим расстройством и алкогольной зависимостью. Лия в один прекрасный день забрала сына и ушла от мужа к журналисту «Комсомольской правды». Впереди у Гайдара были года неустроенности и нужды.

Он тяжело переживал разлуку с сыном. А в 1936 году бывшую жену писателя арестовали вместе с ее мужем. Гайдар Тимура забрал к себе. Он долго боролся за освобождение Лии, но на свободу она вышла лишь в 1940 году. Третьей женой писателя, стала поэтесса Анна Трофимова. Четвертой - Дора Чернышева. Наличие детей у своих избранниц писателя не смущало. А дочь Доры он воспитывал как свою. Аркадий Петрович, будучи в юности жестоким, в более зрелом возрасте проявил себя как нежный и заботливый отец.

ВОВ

Гайдар погиб осенью 1941 года. В октябре он служил корреспондентом, а затем попал в отряд партизан. Согласно версии, утвержденной в советские времена, писатель погиб героически, спасая своих товарищей - буквально подставил свое тело под обстрел немецких солдат. Позже биографами Гайдара была получена информация, что причиной его гибели стало предательство одного из местных жителей. Перезахоронен писатель был уже после войны, в 1947 году. Могила находится в Киеве.

Литературное творчество

Произведения Гайдая в советские времена были чрезвычайно популярными. Его книги и сегодня активно переиздаются. В 1972 году, впервые в истории страны, был воздвигнут памятник литературному персонажу - Мальчишу-Кибальчишу. По повестям Аркадия Гайдара создано множество фильмов. Самые известные из них - «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Бумбараш». Среди книг этого автор стоит также назвать «Чук и Гек», «Военная тайна», «Горячий камень».

В Клину, где несколько лет прожил писатель и написал свою знаменитую книгу «Тимур и его команда», открыт музей, посвященный его творчеству. В честь Гайдара названы детские библиотеки и дома творчества по всей стране. Что касается Арзамаса, города, в котором некогда начал свою революционную карьеру Аркадий Голиков, то в этом городе именем писателя названы школа, педагогический институт и одна из улиц.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения