Самые выдающиеся художники эпохи возрождения. Ренессанс - итальянское возрождение(живопись). Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения , которая расцвела в XV - XVI веках, послужила новым витком развития искусства, и живописи в частности. Существует и французское наименование данной эпохи - Ренессанс . Сандро Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело - вот некоторые известные имена, которыми представлен тот период времени.

Художники эпохи Ренессанса максимально точно и четко изображали персонажей своих картин.

Психологический контекст в изображение первоначально не закладывался. Живописцы ставили перед собой цель добиться живости изображаемого. Не зависимо от того, динамичность ли человеческого лица или деталей окружающей природы должны были быть переданы красками максимально точно. Однако со временем в картинах эпохи Возрождения становится явно виден психологический момент, так например, по портретам можно было сделать выводы об особенностях характера изображенного человека.

Достижение художественной культуры эпохи Ренессанса


Несомненным достижением эпохи Возрождения стала геометрически правильная конструкция картины . Художник выстраивал изображение с помощью разработанных им приемов. Главное для живописцев того времени было соблюсти пропорции объектов. Даже природа подпадала под математические приемы высчитывания пропорциональности изображения с другими объектами на картине.

Другими словами, художники в эпоху Ренессанса стремились передать точное изображение , например, человека на фоне природы. Если сравнивать с современными приемами воссоздания на каком-то полотне виденного образа, то, скорее всего, фотография с последующей корректировкой поможет понять, к чему стремились художники Ренессанса.

Живописцы эпохи Возрождения считали, что они имели право исправлять недоработки природы , т.е., если человек имел некрасивые черты лица, художники исправляли их таким образом, что лицо становилось милым и привлекательным.

Геометрический подход в изображениях приводит к новому способу изображения пространственности. Перед воссозданием образов на холсте, художник делал разметку их пространственного расположения. Такое правило со временем закрепилось среди живописцев той эпохи.

Зритель должен был быть впечатлен изображениями на картинах. Например, Рафаэль достиг полного соответствия данному правилу, создав картину «Афинская школа». Своды здания поражают своей высотой. Пространства так много, что начинаешь понимать то, какие размеры имеет это сооружение. А изображенные мыслители античности с Платоном и Аристотелем посередине говорит о том, что в Древнем мире существовало единство различных философских идей.

Сюжеты картин эпохи Ренессанс

Если начать знакомиться с живописью эпохи Возрождения, то можно сделать интересный вывод. Сюжеты картин основывались в основном на событиях, описанных в Библии. Чаще живописцами того времени изображались истории из Нового Завета. Самое популярный образ - это Богородица с младенцем - маленьким Иисусом Христом.

Персонаж был до такой степени живой, что люди даже поклонялись этим изображениям, хотя народ и понимал, что это не иконы, однако им молились и просили помощи и защиты. Кроме Мадонны, живописцы эпохи Возрождения очень любили воссоздавать образы Иисуса Христа , апостолов, Иоанна Крестителя, а также евангельские эпизоды. Например, Леонардо да Винчи создал известную на весь мир картину «Тайная вечеря».

Почему художники эпохи Возрождения использовали именно сюжеты из Библии ? Почему не старались выразить себя в создании портретов своих современников? Может, они таким образом пытались изобразить обыкновенных людей с присущими им чертами характера? Да, живописцы того времени старались показать людям, что человек - существо божественное.

Изображая библейские сюжеты, художники Ренессанса пытались дать понять, что земные проявления человека можно изобразить более понятно, если при этом использовать библейские истории. Понять, что такое грехопадение, искушение, ад или рай можно, если начать знакомиться с творчеством художников того времени. Тот же образ Мадонны передает нам красоту женщины, а также несет в себе понимание земной человеческой любви.

Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения стала таковой благодаря многим творческим личностям, которые жили в ту пору. Известный на весь мир Леонардо да Винчи (1452 - 1519) создал огромное количество шедевров, стоимость которых исчисляются в миллионы долларов, а ценители его искусства готовы созерцать его картины на протяжении долгого времени.

Начинал свое обучение Леонардо во Флоренции. Первое его полотно, написанное около 1478 года, - «Мадонна Бенуа» . Далее были такие творения как «Мадонна в гроте», «Мона Лиза» , упомянутая выше «Тайная вечеря» и еще масса других шедевров, написанные рукой титана эпохи Ренессанса.

Строгость геометрических пропорций и точное воспроизведение анатомического строения человека - вот чем характерна живопись Леонарда да Винчи. По его убеждениям искусство изображать на холсте те или иные образы является наукой, а не просто каким-то увлечением.

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (1483 - 1520) известный в мире искусства как Рафаэль создавал свои произведения в Италии . Его картины проникнуты лиризмом и изяществом. Рафаэль - это представитель эпохи Ренессанса, который изображал человека и его бытие на земле, любил расписывать стены соборов Ватикана.

Картины предавали единство фигур, пропорциональные соответствия пространства и образов, благозвучие колорита. Чистота Богородицы явилась основой для многих картин Рафаэля. Его самое первое изображение Богоматери - это Сикстинская мадонна, которая была написана известным художником еще в 1513 году. Портреты, которые были созданы Рафаэлем, отражали идеальный человеческий образ.

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (1445 - 1510) также является художником эпохи Ренессанса. Одной из первой его работ была картина «Поклонение волхвов». Тонкая поэтичность и мечтательность были его первоначальными манерами в области передачи художественных образов.

В начале 80-х годов XV века великий художник расписывал стены Ватиканской капеллы . Фрески, сделанные его рукой, поражают до сих пор.

Со временем его картинам стали присущи спокойствие строений античности, живость изображенных персонажей, гармоничность образов. Кроме того, известно увлечение Боттичелли рисунками к известным литературным произведениям, которые также добавили только славы к его творчеству.

Микеланджело Буонаротти

Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) - итальянский художник, который также творил в эпоху Возрождения. Чем только не занимался это известный многим из нас человек. И скульптурой, и живописью, и архитектурой, а также еще и поэзией.

Микеланджело, как и Рафаэль и Боттичелли, занимался росписью стен храмов Ватикана. Ведь только самые талантливые живописцы тех времен привлекались к такой ответственной работе, как нанесение изображений на стены католических соборов.

Более 600 квадратных метров Сикстинской капеллы ему пришлось покрыть фресками с изображениями различных библейских сюжетов.

Самое известное произведение в подобном стиле известно нам как «Страшный суд» . Смысл библейского сюжета выражен полно и ясно. Такая точность в передаче образов характерна для всего творчества Микеланджело.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Ж ивопись Италии эпохи Возрождения – явление поистине грандиозное. Такого количества блестящих имен не знала ни одна из последующих эпох, ни одна из национальных школ. Не случайно в последующие века художники неизменно черпали опыт и вдохновение в изобразительном искусстве итальянского Ренессанса.

В ренессансной системе взглядов особая роль принадлежала изобразительному искусству. Человек во времена Возрождения ощутил себя способным к познанию мира, но поначалу сам мир представлялся ему, как и в Средние века, грандиозным произведением искусства, созданием величайшего художника – Бога.

Мазаччо «Троица» 1426-1428 гг. Церковь Санта Мария Новелла Благодаря искусному использованию светотени и знанию законов перспективы Мазаччо придавал изображению жизненную убедительность. “Троица” (1425-1428).

Таким образом, изображение мира считалось одним из путей его познания. Разработка системы прямой перспективы сделали живопись наиболее “очеловеченным” видом искусства – глаз зрителя стал “точкой отсчета” в “пространстве” картины. Появление и распространение масляных красок открыло многообещающий путь развития тонального и светового начала.

Битва при Сан-Романо (1440-1450), Чрезвычайно сложные композиционно, новаторские картины Уччелло часто не находили понимания у современников.

Ж ивопись Флоренции, Сиены и Перуджи.

большое значение в развитии итальянского изобразительного искусства сыграла флорентийская живопись раннего Возрождения, активно экспериментировавшая в области пространственной перспективы. Умение передать отношения реального пространства на плоскости высоко подняло общественный статус художника, переведя его из положения скромного ремесленника – декоратора в разряд ученого геометра, постигающего законы строения мира.

Анджелико-художник глубочайшей веры. Его Мадонны-идеал духовной красоты и благочестия.

Брунеллески в начале 1420-х г.г. создал две картины с видами Флоренции, которые восхищали его современников иллюзорной точностью, но разглядывать их можно было только с помощью хитроумной системы зеркал и окошек. Воспроизведение глубины пространства для реального зрителя на любой доске или стене при сохранении оптического единства изображения требуют не только знаний, но и опыта и чутья высокопрофессионального живописца. Всеми перечисленными качествами обладал Мазаччо (1401-1428). Расписанная им в 1427-1428 г.г. капелла Бранкаччи во Флорентийской церкви Санта-Мария дель Кармине сразу стала своего рода школой для художников.

Пьеро делла Франческа прославился своим удивительным колористическим мастерством.

Страстным поклонником Мазаччо был Уччелло (1397-1475) – настоящий певец подробностей. Художник просиживал ночи, зарисовывая какую-нибудь мелочь в сложном ракурсе, например структуру оперения летящей птицы. Другой последователь Мазаччо – мастер суровых лапидарных форм Андреа дел Кастаньо (около 1421-1457) более всего прославился росписью зала виллы Кардуччи, изобразив среди прочего кондотьера Пиппо Спано – испанца, ставшего в конце жизни правителем Хорватии.

Стиль Мантеньи – отличает скульптурность в передаче объемных форм. “Юдифь” (около 1490).

Скульптурно мощная фигура воителя, который может играючи согнуть стальной клинок, уверенно вторгается в пространство зала. Этого впечатления Кастаньо добился, выведя кисть правой руки и левую стопу своего персонажа за пределы декоративного обрамления фрески.

Однако не все флорентийские живописцы первой половины XV в. увлекались передачей перспективы. Так, художник-монах Беато Анжелико (около 1400-1455) вдохновлялся в основном миниатюрой XIV в.

У Джорджоне невиданное ранее значение приобретает пейзаж. “Гроза” (1507-1508).

Флорентийский живопись середины столетия сравнительно с предыдущим периодом более спокойна, но менее серьезна. Мазаччо в своих фресках освятил земное бытие, тепер? же самые священные сюжеты погружаются в житейскую прозу: таков в целом мир живописи Фра Филиппо Липпи, населенный миловидными, жизнерадостными, но отнюдь не возвышенными мадоннами и ангелами; таков же затейливо роскошное зрелище шествия волхвов, представленное в 1459 г. на стенах домовой капеллы Медичи художником Беноццо Гоццоли. Блестящий и трагический финал флорентийского раннего Возрождения воплотился в живописи Боттичелли.

Живопись Тициана стала вершиной венецианской школы. “Венера Урбанская” (1538).

Живопись Сиены наиболее оригинально представлена Сассетой – автором картины “Шествие волхвов”. В ней яркая сказочность художественного языка не препятствует смелым живописным находкам. Контраст между густыми эмалевыми красками переднего плана и нежными светлеющими тонами у горизонта – одна из первых попыток изобразить пространство чисто живописными средствами.

Это задача оказалась по силам лишь Пьеро делла Франческа (около 1420-1462), пожалуй, величайшему из живописцев Кватроченто. Пройдя выучку во Флоренции, он, однако, выработал собственную творческую манеру. Если флорентийцы в центр изображаемой вселенной ставили человека, то Пьеро считал, что человек – лишь органичное звено большого мира природы, последний же при всем своем многообразии подчинен закону числа. Пропорции человеческого тела, формы природы, последний же при всем своем многообразии подчинен закону числа. пропорции человеческого тела, формы природы, реальная геометрика живописной плоскости породнены художником: фигура Христа с ее благодарной, “растущей” статью созвучна вертикали древесного ствола; пышная шарообразная крона дерева естественно вписана в полукруг завершения композиции.

Вершиной творчества Пьеро делла Франческа стала фрески в алтаре церкви Сань-Франческо в Ареццо (1452-1466). Они посвящены достаточно редкой теме – истории Животворящего древа, принесенного на Землю из Эдема первыми людьми, которому потом суждено было стать орудием казни Христа, – и величайшей из святынь христианского мира. Художнику чуждо представление о живописи как о зрительном обмане. Мастер ценит естественное, даже поверхность стены, на которой пишет, превращая ее плоскость в опору для своих величаво-строгих композиций. Он избегает сложных личностных характеристик: персонажи его однотипны, ибо они только актеры вселенского спектакля. Во многих творческих примерах Пьеро делла Франческа вернулся к опыту Джотто, однако в понимании цвета он опередил современников на столетия. Живописцы привыкли пользоватся цветом как механической “раскраской” готовых линий или форм. У Пьеро форма рождалась из тонких колористических градаций. Его палитра неисчерпаемо богата. Глаз художника подмечает не только естественный цвет предметов, но и окрашенность воздуха солнечным светом; чуть различимый серебристый оттенок придает палитре Пьеро потрясающую верность, формам-легкость, пространство-глубину.

Школа живописцев Перуджи внезапно и ярко расцвела в последние десятилетия XV в. Местные художники славились прежде всего как мастера декоративных росписей. Весьма характерны фрески так называемых апартаментов Борджиа в папском дворце в Риме (1493). Их автор Пинтуриккьо (около 1454-1513)создает яркий и затейливый декор, где продумана каждая деталь-от цветных плиток пола до ярко-синих с позолотою потолков. В более строгой и спокойной манере работал Перуджиино (1445/1452-1523). Стремясь расторгать зрителя, этот мастер охотно тиражировал благообразные, но однотипные мотивы: мечтательно-кроткие лица, легкую арочную архитектуру, “пасхальные” пейзажи с тонкими деревцами.

Ж ивопись Северной Италии и Венеции

Живопись мастеров Северной Италии прошла свои, отличные от других школ этапы. Если флорентийская живопись, в целом обращенная к разуму, изображала прежде всего трехмерные тела, а мастера Средней Италии ориентировались на чувства и решали преимущественно пространственные проблемы, то основная сфера эстетического воздействия у художников североитальянской школы-воображение, ее ведущая тема-вещество: пластическая фактура предметов, воздух и свет. В продолжение первой трети XV в. феодальные центры Северной Италии (Феррара, Верона, Мантуя) были включены в орбиту так называемой “Интернациональной” готики. Основные стилевые проблемы этого течения – чуткость к явлениям природы, виртуозное владение линией-нашли выражение в творчестве Пизанелло (1395-1455). В портрете принцессы из из феррарского дома д’ Эсте (1430-е) мастер оттенил нежную умиротворенность лица девушки, поместив его на контрастном фоне темной и жесткой листвы, усеянной яркими трепетными пятнами цветов и бабочек.

Беллини относится к числу самых замечательных портретистов своего времени. “Портрет дожа Леонардо Лоредана” (1501-1505).

Роль очага культуры Возрождения в 1430 – х гг. приобрела Падуя- город с богатым античным прошлым, в 1406 г. присоединенный к венецианским владениям. Наряду со своим старинным университетом Падуя прославилась мастерской Франческа Скварчоне, живописца-самоучки, глубокого знатока древних памятников, создавшего настоящую академию, где одновременно обучались живописи до 100 юношей и среди них приемный сын Скварчоне Андреа Мантенья (1431-1506), крупнейший мастер североитальянского Кватроченто, сочетавший в своих работах жизнеподобие с яркой фантастичностью.

В живописи Венеции радикальные перемены произошли с приездом сюда южноитальянского художника Антонелло да Мессина (около 1430-1479). Большую роль в формировании оригинального стиля венецианской школы сыграл Джованни Беллини (около 1430-1516). Он положил в основу своей манеры колористическое начало. Мягкая гармония пронизанных светом красок художника сродни излюбленным им простым идиллическим сценам, где сельский вечерний пейзаж играет немалую роль.

Расцвет венецианской школы живописи пришелся на первую половину XVI в., когда творили великие Джорджоне (1477-1510) и Тициан (1488/1490-1576). Джорджоне создал собственный живописный жанр – “поэзии”. Эти картины писались им по заказам частных лиц и отписались от современного европейского искусства своей бассюжетностью. Основа их образного строя – прихотливая фантазия автора, а не какое-либо событие, почерпнутое из исторического или литературного источника. Тициан, унаследовал лиризм Джорджоне, соединил его со здоровой чувственностью и активным восприятием бытия. В творчестве этого мастера нашло выражение венецианского Высокое Возрождение.

Живопись итальянского возрождения – Джотто, Мазаччо, Анджелико, Тициан и Джорджоне обновлено: Июль 2, 2017 автором: сайт

Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259-1344), Симоне Мартини (1284-1344) и (в первую очередь) Джотто (1267-1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс (1300-е годы - "Треченто ") .

Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337) - итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.


Раннее Возрождение (1400-е годы - "Кватроченто").

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377-1446), флорентийский ученый и архитектор.
Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках была открыта прямая перспектива .

Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

_________

Другим важным шагом на пути к Возрождению стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку - художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

Наиболее известные художники этого периода - Мазаччо (1401-1428), Мазолино (1383-1440), Беноццо Гоццоли (1420-1497), Пьеро Делла Франческо (1420-1492), Андреа Мантенья (1431-1506), Джованни Беллини (1430-1516), Антонелло да Мессина (1430-1479), Доменико Гирландайо (1449-1494), Сандро Боттичелли (1447-1515).

Мазаччо (1401-1428) - знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.


Фреска. Чудо со статиром.

Картина. Распятие.
Пьеро Делла Франческо (1420-1492). Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма.

Фреска. История царицы Савской. Церковь Сан Франческо в Ареццо

Сандро Боттичелли (1445-1510) - великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.

Весна.

Рождение Венеры.

Высокое Возрождение ("Чинквеченто").
Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века .
Работы Сансовино (1486-1570), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Джорджоне (1476-1510), Тициана (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Флоренция) (1452-1519) - итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель.

Автопортрет
Дама с горностаем. 1490. Музей Чарторыйских, Краков
Мона Лиза (1503-1505/1506)
Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.
Мадонна Литта. 1490-1491. Эрмитаж.

Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). 1478-1480
Мадонна с гвоздикой. 1478г.

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии, однако не публиковал свои работы. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему:

Парашют, к олесцовый замок, в елосипед, т анк, л ёгкие переносные мосты для армии, п рожектор, к атапульта, р обот, д вухлинзовый телескоп.


В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти (1483-1520) - великим живописецем, графиком и архитектором, представителем умбрийской школы.
Автопортрет. 1483г.


Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475- 1564)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.

Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами - Флоренцией и Римом.

Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534-1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд».
Сикстинская капелла 3D.

Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко ( Джорджоне) (1476/147-1510) - итальянский художник, представитель венецианской школы живописи.


Спящая Венера. 1510





Юдифь. 1504г
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) - итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Автопортрет. 1567г

Венера Урбинская. 1538
Портрет Томмазо Мости. 1520г.

Позднее Возрождение.
После разграбления Рима имперскими войсками в 1527 году итальянское Возрождение вступает в период кризиса. Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризма .
Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Первые мастера маньеризма Пармиджанино , Понтормо , Бронзино - жили и работали при дворе герцогов дома Медичи во Флоренции. Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами.

Джироламо Франческо Мария Маццола (Пармиджанино - «житель Пармы») (1503-1540,) итальянский художник и гравёр, представитель маньеризма.

Автопортрет. 1540

Портрет женщины. 1530.

Понтормо (1494-1557) - итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.


В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры - Тинторетто и Эль Греко ).

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (1518 или 1519-1594) - живописец венецианской школы позднего Ренессанса.


Тайная вечеря. 1592-1594. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.

Эль Греко («Грек»Доменикос Теотокопулос ) (1541—1614) - испанский художник. По происхождению - грек, уроженец острова Крит.
Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти.
Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.
Христос на кресте. Ок. 1577. Частное собрание.
Троица. 1579 Прадо.

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, - П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи - были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски - Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis - человеческий. Оно тесно связано с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.

В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Гуманизм вполне уживался с христианством, наиболее ярким свидетельством чего стало активное участие священнослужителей в гуманистическом движении и, особенно, покровительство со стороны римских пап. В эпоху Возрождения религия из предмета слепой веры превратилась в объект сомнений, размышлений, научного изучения, даже критики. Но, несмотря на это, Италия в целом осталась религиозной, преимущественно католической страной. В итальянском обществе по-прежнему сохранялись всевозможные суеверия, процветали астрология и другие лженауки.

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV - первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) - период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы - Флоренция , где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503-1513 гг.) и Лев X (1513-1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.


Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519) , который соединял в себе множество талантов - живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» - одну из его величайших загадок.


Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это - «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.

С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564) , звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо - общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело - замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».




Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля - роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».


Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е - 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.

К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание - палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.




В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Мыслители Возрождения выработали оригинальный взгляд на историю и создали принципиально новую периодизацию исторического процесса, в корне отличавшуюся от мифической схемы, заимствованной из Библии. Осознание того, что насту пила новая историческая эпоха, стало наиболее оригинальной чертой итальянского Возрождения. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». Так родился совершенно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время.

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика - современную историю.


Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Именно их защита, а не частные интересы должны, по его убеждению, определять поведение правителя. «Свидетельство моей честности и верности - моя бедность», - писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм».

Из книги Н. Макиавелли «Государь»

«Намерение моё - написать нечто полезное для того, кто это поймёт, почему мне и казалось более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Ведь «так велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно жить».

«И хорошо устроенные государства, и мудрые князья особенно усердно старались не озлоблять знатных и вместе с тем удовлетворять народ, сделать так, чтобы он был доволен, потому что в этом одно из главнейших дел князя». А «тот, в чьи руки отдана власть, обязан никогда не думать о себе».

Государю «должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным; должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным... превратиться в противоположное». «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибнет среди столь многих людей, чуждых добра».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259-1344), Симоне Мартини (1284-1344) и (в первую очередь) Джотто (1267-1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс (1300-е годы - "Треченто ") .

Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337) - итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.


Раннее Возрождение (1400-е годы - "Кватроченто").

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377-1446), флорентийский ученый и архитектор.
Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках была открыта прямая перспектива .

Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

_________

Другим важным шагом на пути к Возрождению стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку - художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

Наиболее известные художники этого периода - Мазаччо (1401-1428), Мазолино (1383-1440), Беноццо Гоццоли (1420-1497), Пьеро Делла Франческо (1420-1492), Андреа Мантенья (1431-1506), Джованни Беллини (1430-1516), Антонелло да Мессина (1430-1479), Доменико Гирландайо (1449-1494), Сандро Боттичелли (1447-1515).

Мазаччо (1401-1428) - знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.


Фреска. Чудо со статиром.

Картина. Распятие.
Пьеро Делла Франческо (1420-1492). Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма.

Фреска. История царицы Савской. Церковь Сан Франческо в Ареццо

Сандро Боттичелли (1445-1510) - великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.

Весна.

Рождение Венеры.

Высокое Возрождение ("Чинквеченто").
Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века .
Работы Сансовино (1486-1570), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Джорджоне (1476-1510), Тициана (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Флоренция) (1452-1519) - итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель.

Автопортрет
Дама с горностаем. 1490. Музей Чарторыйских, Краков
Мона Лиза (1503-1505/1506)
Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.
Мадонна Литта. 1490-1491. Эрмитаж.

Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). 1478-1480
Мадонна с гвоздикой. 1478г.

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии, однако не публиковал свои работы. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему:

Парашют, к олесцовый замок, в елосипед, т анк, л ёгкие переносные мосты для армии, п рожектор, к атапульта, р обот, д вухлинзовый телескоп.


В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти (1483-1520) - великим живописецем, графиком и архитектором, представителем умбрийской школы.
Автопортрет. 1483г.


Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475- 1564)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.

Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами - Флоренцией и Римом.

Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534-1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд».
Сикстинская капелла 3D.

Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко ( Джорджоне) (1476/147-1510) - итальянский художник, представитель венецианской школы живописи.


Спящая Венера. 1510





Юдифь. 1504г
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) - итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Автопортрет. 1567г

Венера Урбинская. 1538
Портрет Томмазо Мости. 1520г.

Позднее Возрождение.
После разграбления Рима имперскими войсками в 1527 году итальянское Возрождение вступает в период кризиса. Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризма .
Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Первые мастера маньеризма Пармиджанино , Понтормо , Бронзино - жили и работали при дворе герцогов дома Медичи во Флоренции. Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами.

Джироламо Франческо Мария Маццола (Пармиджанино - «житель Пармы») (1503-1540,) итальянский художник и гравёр, представитель маньеризма.

Автопортрет. 1540

Портрет женщины. 1530.

Понтормо (1494-1557) - итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.


В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры - Тинторетто и Эль Греко ).

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (1518 или 1519-1594) - живописец венецианской школы позднего Ренессанса.


Тайная вечеря. 1592-1594. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.

Эль Греко («Грек»Доменикос Теотокопулос ) (1541—1614) - испанский художник. По происхождению - грек, уроженец острова Крит.
Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти.
Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.
Христос на кресте. Ок. 1577. Частное собрание.
Троица. 1579 Прадо.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения