Рисование портрета. Учимся рисовать портрет карандашами

Рисование портрета для начинающего художника кажется невероятно сложной затеей. Часто новички спешат создавать потрет, не изучив его основные принципы и техники. Каждый рисунок лица завершается разочарованием, что может привести к абсолютной потере интереса. Не стоит опускать руки, ведь каждый портретист начинал с изучения базовых правил, практиковал их, совершал десятки ошибок и в конце-концов достигал положительных результатов. Сейчас мы разберем построение портрета карандашом , его особенности и правила. Они помогут добиться правильности, а что самое важное – реалистичности и высокого качества портрета.

Есть три основных положения, в которых может располагаться лицо на портрете

1. Анфас – прямое положение головы, в котором видно полностью все лицо и его черты. Голова не имеет наклона, поэтому уши видны не полностью.

2. Профиль – боковое положение головы, в котором видно лишь половину лица. Это левая или правая часть, на котором расположен глаз, ухо, половина носа и рта.

3. Три четверти – это положение между анфасом и профилем. Обычно видна одна из сторон лица полностью, а на второй лишь слегка видны части лица.

Особенности положения в профиль и анфас, их стандартные параметры

Анфас:

  1. Зрачки расположены строго на середине лица. Если поделить лицо горизонтально на две части, то можно увидеть, что на уровне линии окажутся глаза, а точнее – зрачки.
  2. Кончик носа находится на средине лица, между бровями и подбородком.
  3. Линия рта расположена между кончиком носа и подбородком.
  4. Высота от линии роста волос до края верха головы равна высоте от зрачков до кончика носа.
  5. Ширина лица измеряется шириной пяти глаз по горизонтали. Высота от подбородка до нижней губы – одним глазом (развернутым по вертикали).
  6. Верхняя часть уха расположена на уровне глаз, а нижняя – кончик носа.

Профиль:

  1. Ухо находится на средней линии, что разделяет голову пополам.
  2. Основание носа расположено на середине лица.

Обсудим части лица. У каждого человека они имеют свою индивидуальную форму и размер, но построение у всех подобное. Разберем, какое строение имеют определенные части и как это сделать правильно.

Глаз:

  1. Его углы имеют разную высоту. Обычно внешняя часть расположена выше, чем внутренняя.
  2. Радужка глаза видна не полностью, когда человек смотрит прямо. Полностью видно лишь тогда, когда человек смотрит вниз.
  3. Ресницы, которые расположены сверху, длиннее, чем нижние.
  4. Всегда рисуйте радужку и зрачок. Глаз выглядит довольно искусственно и мультяшно, когда там нет одной из этих частей.

Нос:

  1. В анфас четко видны кончик и крылья носа, а ствол лишь изображаем с помощью теней.
  2. Если изображать нос в профиль, то видно лишь очертание одной стороны и ноздрю.
  3. Сложным ракурсом считается – три четверти. Здесь нужно быть аккуратным, чтобы нос был естественным. В данном ракурсе сочетаются «анфас» и «профиль», поэтому важно равномерно выделить контур, крылья и кончик.

Губы:

  1. Линия рта, что находится посередине, будет иметь более четкий вид, чем линии губ.
  2. Рисуйте губы, начиная с верхней губы, потому что нижняя губа имеет более упрощенный вид. Её будет не сложно наметить в конце.
  3. Обычно верхняя губа тоньше нижней.
  4. Средняя линия рта будет немного опускаться к краю. Даже если человек изображен с улыбкой, то все равно сначала уголки чуть опускаются, а за тем снова приподнимаются.

7. Урок рисования портрета.

Познание техник на уроках рисования.

Основой правильного рисования портрета человека является познание базовых техник на уроках рисования головы.

Рисование карандашом головы требует и более глубоких знаний, и большего опыта, так как работа здесь заключается не только в правильном изображении головы, но и в передаче индивидуального характера и выразительности, которые особенно свойственны человеческому лицу.

Поэтому, решая задачи учебного рисунка, обучающиеся в художественной школе New Art Intention , одновременно развивают в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, его характер. То есть, перед начинающими художниками появляется важная, трудная задача - запечатление образа человека на бумаге. В художественной литературе есть примеры замечательного умения двумя-тремя штрихами определять индивидуальные особенности образа, например, у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» хорошенькое личико девушки сравнивается со «свежеснесенным яичком», грубое широкое лицо с «молдаванской тыквой». Очень важно путем наблюдения, набросков с натуры, рисунков по памяти развивать в себе, помимо конструктивного, и образное восприятие окружающего нас предметного мира; это помогает художнику избегать излишней сухости и протокольности в работе.

Для рисования карандашом портрета на уроках мы рекомендуем выбирать натуру с наиболее выразительными формами и стараемся подчеркнуть их соответствующим освещением.

Начиная рисунок, не принимайтесь за работу, если вы не рассмотрели голову человека со всех сторон, не отметили ее характерных черт, ее поворота и наклона. Заранее составьте себе определенное представление о модели и имейте его в виду в продолжении всей работы.

Независимо от точки зрения на натуру рекомендуется чувствовать ее «в целом». Как при рисовании куба (), видимые его стороны рисуем с учетом сторон, скрытых от нашего взгляда. Так и при обучении рисунку головы, повернутой в профиль, необходимо чувствовать связь всех ее частей. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте. Для того чтобы, рисуя голову в повороте, близком к профилю, правильно воссоздать чуть намечающееся крыло носа, едва видимый из-за носа глаз или сократившуюся и почти незаметную часть губы, необходимо представлять эти формы в целом. И только при таком условии они, даже чуть намеченные, будут убедительны и смогут участвовать в построении всей головы. Чтобы при профильном повороте правильно, на месте, нарисовать ухо, глаз, скулу, надо представить местонахождение невидимых, но соответствующих им парных форм и мысленно увязать с ними изображаемые видимые формы.

Таким образом, вопреки мнению начинающих, мы можем сделать очень важный вывод, что построение головы в профиль не является наиболее легким, а, наоборот, требует большого внимания и опыта.

Без всестороннего чувства формы и освоения ее законов, без совершенствования своего умения на уроках весь процесс рисования сведется к механическому копированию натуры.

Урок рисования карандашом живой модели.

Благодаря свойствам нашего зрения всякий предмет воспринимается нами «сразу». Мы одновременно видим все его пластические и световые качества, а поэтому целостность зрительного восприятия и передача его играют решающую роль в правдивом изображении предметов.

На уроках мы объясняем, что нельзя рисовать натуру, приставляя одну часть к другой, так как в натуре все существует вместе и нужно все создавать едино.

Но так как изобразить «все сразу», «все вместе» физически невозможно, а рисование головы по частям, как правило, приводит к отрицательным результатам, то начинающий рисовальщик должен найти такой способ, чтобы сохранить и целостность зрительного восприятия натуры и проработать ее детали. Для этого ему следует, прежде всего, построить обобщенную, но характерную массу всей головы, как это делает скульптор. Затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, но не срисовывать их в упор по отдельности, а сопоставлять их друг с другом и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке. Такая работа «отношениями» (в форме, в тоне, пропорциях) является в своем роде цементом, скрепляющим все части головы в одно проработанное целое.

Итак, подчеркиваем, что на уроках рисования головы нужно, прежде всего, руководствоваться формой, работать «отношениями», усвоив последовательность работы от общего к частному, от простого к сложному.

На наших курсах мы придерживаемся определенного порядка: работа должна иметь свое начало, середину и окончание. Нарушение этой последовательности ведет к неорганизованному, случайному срисовыванию натуры.

В начале курса, когда начинающий художник быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения.

В середине работы в обобщенной форме выявляются ее мелкие формы. Здесь начинающий рисовальщик идет путем анализа, детализации.

В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, начинающий художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.

Таким образом, строгая последовательность в работе на этом уроке рисования является главным условием успешного выполнения рисунка.

Чтобы правильно научиться рисовать голову, еще раз предупреждаем о необходимости начинать работу легким касанием карандаша к бумаге. Резкие, черные линии, к которым любят прибегать начинающие, мешают видеть ошибки, а тем более исправлять их. Злоупотребление резинкой (ластиком) разрушает поверхностную фактуру бумаги, делая ее почти непригодной для дальнейшей работы. Нажим карандаша и сила тона должны увеличиваться по мере правильного продвижения рисунка.

Для начала выбрав точку зрения на натуру, определите размер рисунка (немного меньше натуры, в зависимости от степени ее удаления от рисующего). Этого намеченного масштаба придерживайтесь в продолжение всей работы, так как в противном случае можно нарушить пропорции изображаемой головы.

Также нужно позаботиться о расположении рисунка на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, и от сопровождающего ее окружения (фона, части одежды, падающей тени).

Первая ошибка в рисунке у начинающих - расположение головы в центре листа, вне зависимости от ее положения в пространстве. Для примера возьмем рисунок головы, изображенной в профиль, и поместим его в середине квадратного листа таким образом, чтобы наружные контуры головы находились на одинаковых расстояниях от краев бумаги и центр рисунка совпадал бы с геометрическим центром квадрата (рисунок 1).

В этом случае рисунок головы кажется несколько сдвинутым в сторону профиля и заниженным, так как лицевая часть «перевешивает» затылок: являясь выразителем сходства и экспрессии, она сосредотачивает на себе внимание зрителя. Подобное явление происходит при сравнении верхней и нижней частей головы — последняя, богатая деталями, кажется более весомой, чем верхняя.

Сделанные рисунки (1 и 2) сравним, и вы убедитесь, что небольшое перемещение головы на листе направо и вверх (рисунок 2) улучшает его композиционное расположение, делает его более жизненным и убедительным. Этот принцип размещения применим для всех положений головы в пространстве.

При первоначальном наброске головы и шеи начинающий художник должнен обратить внимание на их положение по отношению к вертикали и к горизонтали, о чем мы уже говорили на уроках при построении гипсовых голов . На уроках рисования постановка головы может быть выполнена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении, взаимно дополняя друг друга.

Парная симметрия в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную (профильную) линию. При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта вспомогательная линия примет более или менее вогнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень поворота.

Серединная (профильная) линия помогает в процессе работы ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение.

Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до переносицы, и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная (вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы (прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На рисунках 3 и 4 можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление.

Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная), перекрещиваясь в точке на переносице, образуют так называемую «крестовину». Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы на уроках рисования (рисунок 5).

Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. На уроках рисования одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой (рисунок 6).

Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. На уроках всегда надо обращать внимание на то, что одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе).

Разместив на листе общую форму головы, уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к рисованию основных поверхностей, составляющих объем головы (рисунок 7).

Как и на уроке рисования гипсовой головы , нужно легкой светотенью отделить всю лицевую поверхность от боковых, идущих к затылку. Граница лицевой поверхности пройдет по вискам, скуловым частям и подбородку. При помощи той же светотени, не забывая о необходимости обобщения, намечайте более мелкие формы, лежащие на передней поверхности лица. Так, например, на рисунке 7 показана обобщенная форма носа в повороте и размещенные на поверхностях его детали: на боковых поверхностях — крылья носа, на нижней — ноздри.

Разбирая форму лба, как и в гипсе, нельзя не отметить, что в нижней своей части он образуется пятью поверхностями: средней — фронтальной, двумя боковыми, к ней прилегающими, и двумя височными. При рисовании живой формы все эти плоскости необходимо обосновывать анатомически. Следует также найти место для обобщенных форм глаз, скул, подбородка, ушей, носа и т. д. (рисунок 8).

Обобщенная форма облегчает перспективное построение поверхностей, образующих голову, подсказывая расположение на них более мелких деталей. Но даже на такой начальной стадии обобщения нельзя рисовать условную, грубо намеченную схему; для избежания этого рекомендуется намечать общий «обруб» головы и ее частей, руководствуясь отбором поверхностей, обоснованных анатомией, а не случайной игрой светотени. Например, хрящи и костное основание носа образуют его четыре поверхности; лобные бугры и надбровные дуги — фронтальную поверхность лба.

Полностью прием «обрубовки» применим только как показательный при перспективном построении плоскостей, образующих объем головы. В рисунке живой натуры условная схема должна быть лишь руководством в работе как отдельный чертеж, как средство для сознательного рисования модели; она должна помочь понять сущность живой формы.

Парные формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности; глаза надо намечать сразу, находя им место в глазных впадинах. Скулы, надбровные дуги, лобные бугры тоже увязываются друг с другом.

Рисование головы «парными формами» предполагает их сопоставление и сравнение во время работы. Этот принцип, положенный в обучение рисованию живой натуры имеет особо важное значение. Здесь сравнение парных форм помогает не только их перспективному построению и размещению, но и передаче их «видимости», так как, будучи одинаковыми по существу, в различных поворотах они воспринимаются различно и по своему виду и по размерам.

Мы уже говорили какое огромное значение имеет такой метод при изображении головы в профиль.

При трехчетвертном повороте головы сравнение парных форм друг с другом дает возможность более точно расположить глаза по отношению к боковым поверхностям носа, определить соотношение между боковыми стенками носа, его крыльями, ноздрями, губами, выявляет различия между ближайшим и удаленным («сокращенным») глазами.

Начинающий художник, сравнивая парные части лица, без труда отмечает их характерные особенности: может быть, асимметрию в глазах или нависающее на один глаз веко, или приподнятую бровь, опущенный угол рта, слегка сдвинутый в сторону нос и т. д.

Таким образом, обучение рисованию «парными формами» способствует объемному восприятию натуры, перспективному построению ее форм и выявлению характерных особенностей изображаемой головы.

Для всестороннего изучения объема головы нельзя ограничиваться рисованием ее в одном или двух положениях. Вначале рекомендуется на одном листе строить голову в самых различных ракурсах, поворотах и наклонах, одновременно наблюдая и сравнивая перспективное сокращение их поверхностей (рис. 10).

Чтобы работать над формой более сознательно, мы прибегаем к приему воображаемого «разреза» этой формы. На гипсовой голове этот воображаемый «разрез» можно заменить специально проведенной линией. На рисунке (рис. 1) урока рисования гипсовой головы показан этот прием.

Рисунок головы с плечевым поясом и шеей будет выделен в отдельный урок рисования нашей художественной школы New Art Intention .

Лучше всего строение шеи видно, когда голова при небольшом повороте несколько закинута назад. Соответствующим освещением мы подчеркиваем конструктивную связь между изображаемыми формами. Так, можно представить себе, что плечевой пояс, ограничиваемый спереди ключицами, а сзади видимыми верхними краями капюшонной (трапециевидной) мышцы, образует площадку, в которую как бы вставлена цилиндрическая форма шеи.

Прежде всего, следует определить расположение головы, увязав ее с ключицами. Для этого от яремной ямки, находящейся между ключицами (намеченными как основание рисунка), по направлению грудино-ключично-сосцевидной мышцы определяется положение уха. Проведенная от него к глазницам поперечная вспомогательная линия и профильная (идущая от яремной ямки через щитовидный хрящ, подъязычную кость и через середину нижней челюсти вверх по профилю), пересекаясь, образуют крестовину, при помощи которой голова строится обычным способом.

При данном положении головы другая грудино-ключично-сосцевидная мышца сокращена и, начинаясь также от яремной ямки, идет по направлению скрытого от нашего взгляда второго уха.

Итак, размещение рисунка на листе, выбор движения (поворота и наклона) головы, набросок ее первоначальной характерной формы определение пропорций ее главных частей, их объемное обозначение условной светотенью (рис.9) — все это можно отнести к началу рисунка, подготовляющего переход к обучению рисования деталей.

Обучение на уроках по рисованию деталей головы человека мы продолжим на следующих занятиях по рисунку для начинающих в художественной школе New Art Intention .

Доброго времени суток, друзья!

Сегодня мы узнаем как рисовать портрет человека поэтапно, в качестве примера будем использовать образ красивой женщины. В этой статье вы найдете советы, которые, наверняка будут полезны для начинающих художников.

Подготовка

Для любой задачи нужен соответствующий настрой, а для создания портрета человека необходимо иметь доступ к его внешнему облику натуре или фото. Еще до того момента, как вы взяли в руки карандаш и постарайтесь до начала работы продумать:

  • какой будет фон;
  • будет ли что-то изображено на заднем плане;
  • это будет горизонтальный или вертикальный формат;
  • и другие важные моменты.

Натура и свет

Даже если вы хорошо знакомы с пропорциями человеческого тела, и неплохо рисуете абстрактные портреты, для достижения портретного сходства вам обязательно понадобится натура. В качестве натуры также можно использовать фотографии.

К изображению, которую вы будете использовать как пример есть одно очень важное требование - это свет. Желательно чтобы в помещении или на фотографии был один доминирующий источник света . Простое освещение позволит правильно, без ошибок, показать объем, особенно если у вас нет опыта. Освещение, это далеко не все что нам понадобиться - но правильный, удачный свет может здорово вам помочь.

Здесь обязательно присутствуют все направляющие: линия симметрии, глаз, носа, бровей, рта и т. д. Если вы не знакомы с пропорциями головы, посмотрите, пожалуйста, наш урок: .

На этом этапе мы учимся рисовать портрет достаточно грубо и не совсем аккуратно, но необходимо постараться правильно передать все формы: нос, скулы, подбородок, и другие, наиболее выделяющиеся и характерные данной персоне черты. Штрихом можно показать падающие тени.

Рисуем уши человека

Несколько советов:

  • Если вы рисуете карандашом, черновой набросок делайте очень легко, так чтобы потом поверх нанести точные красивые линии.
  • Если создаете портрет маслом, то эскиз можно делать на холсте небольшой кистью, обозначив лишь форму лица, и несколько направляющих линий. Более детально прорисовывать не стоит, поскольку слой масла перекроет все ваши карандашные линии. Сразу переходите к следующим далее этапам работы с красками.

Уточняем все линии, стараемся сделать красивый чистенький набросок.

Вот примерно на таком наброске можно остановиться и далее продолжить работу уже в цвете.

Тень и свет: большие кисти

Самый лучший способ сделать картинку объемной - сначала максимально ее затемнить, по мере добавления светлых тонов, она будет становиться все более и боле объемной.

Сначала лицо нужно «покрасить» в достаточно темный оттенок, иногда можно даже сделать из человека мулата.

Точкой показан размер кисти по отношению к размеру головы, и цвет, который будет использоваться как основной.

Рисуем попугая

Затем берем оттенок посветлее основного цвета кожи и пройдемся по большим участкам, на которые падает свет.

Повторять нанесение теней и света большой кистью можно несколько раз. Постарайтесь как можно дольше не брать в руки более тонкие кисти. Переход от крупных кистей к тонким должен быть постепенным. Например, для работы с красками: кисть №20, потом №16, далее №12, 10, 6, 4.

Немного больше точности

Для того чтобы нарисовать портрет правильно, отходите от холста, каждый раз, как собираетесь использовать другой оттенок или проявить новую форму. Отвлекайтесь от работы, почаще переводите взгляд, особенно если чувствуете, что устали или запутались.

Манипуляцию с нанесением тени и света во время работы повторяем несколько раз, постепенно можно переходить к кистям меньшего размера, таким образом, уточняя изображение на холсте. Естественно, это нужно делать осознанно и точно.

Уточняем тени, точкой показан размер кисти и цвет

На этапе уточнений можно немного прорисовать и глаза. Таким образом, лицо сразу оживет, а вам будет легче сориентироваться над чем еще нужно поработать.

Техника «сухой кисти» в живописи

Важный совет: в качестве примера не используйте моделей с огромным количеством макияжа. Это сильно сбивает с толку, сложно определить, где у модели на самом деле веко, а где нарисованная стрелка; где отблеск от искусственного блеска, а где от источника света.

Наводим тень, блик, блеск. Уточняем самые яркие блики и самые темные тени. На примере выше это тень под подбородком на шее и по контуру лица с левой стороны. Блик на волосах показываем более светлым тоном. Добавляем блик справа на носу, возле глаза, и под бровью.

Сегодняшний урок посвящен такому виду рисунка как портрет. Портрет – это изображение какого-либо человека, или группы людей, существующих (или существовавших) в реальной действительности. Главная задача портрета это повторить линии живого лица с художественной интерпретацией. Я взял для примера фото замечательной американской певицы, актрисы Дебби Райан. Вот её фото: Скажу сразу что портрет один из самых трудных видов рисунка, так как нам предстоит передать все черты человека. Если у Вас с первого раза не получится, не расстраивайтесь, на ошибках люди учатся =). Итак, давайте попробуем поэтапно нарисовать портрет этой девушки карандашом .

ШАГ 1. Начните рисовать с круга, описывающего лицо. На нем нанесите легкие штрихи где будут расположены глаза и нос. ШАГ 2. Теперь легкими штрихами набросаем контуры реальной формы головы. Обратите внимание на то, что она имеет немного квадратную форм. Добавим челку, наклоненную в правую сторону как у . ШАГ 3. Переходим к обрисовке элементов лица. Набросаем штрихами тонкие брови, верхние веки, а также ресницы. Затем приступайте к рисованию носа. Нос это очень важная часть портрета, на которую новички иногда не обращают внимания. Этот элемент может кардинально изменить весь портрет в целом. В следующих уроках мы рассмотрим подробнее . Шагаем дальше. 4. Нам осталось закончить наброски глаз. Тут надо аккуратно обрисовать глазные яблоки. Добавим также реснички и верхние, нижние веки. ШАГ 5. Вы уже почти у цели. Теперь нам предстоит нарисовать рот. Посмотрите внимательно на её губы. (Хотите узнать как правильно рисовать губы? тогда читайте урок: Как нарисовать улыбку) Рисуем на коже складки, чтобы показать её эмоции, улыбку. Губы чуть приподняты. Края можно немного заштриховать карандашом. ШАГ 6. Последнее что нам нужно сделать — это причёска. У неё длинные прямые волосы, немного волнистые. Старайтесь рисовать плавными линиями, а также можно добавить некоторые линии толще, чтоб создать эффект объемных волос. После всего проделанного стираем ластиком вспомогательные линии, уточняем края. У нас должна получится вот такая картинка: Надеюсь у Вас всё получилось. Задавайте вопросы по уроку . Показывайте свои шедевры! Оставляйте свои комментарии внизу, пишите какие уроки рисования карандашом еще хотите увидеть. Советую пройти еще такие уроки:

Как известно, чтобы человек был похож на себя в портрете, нужно правильно передавать пропорции лица. От этого зависит узнаваемость рисунка и передача характера. Но прежде чем ставить такие серьезные задачи, начинающим художникам нужно сначала научиться правильно рисовать голову человека. В помощь начинающим создаются различные методики и схемы. В академическом рисунке студенты оттачивают мастерство в рисунке гипсовой головы, изучают пластическую анатомию. Без этих навыков овладеть мастерством не получится. И не существует таких «чудо-техник», в которых человек с первого раза мастерски нарисует портрет. Однако, в помощь начинающим я хочу предложить простую схему, которая поможет на начальном этапе обучения. В этой схеме рисунка головы заключены несколько простых принципов, которые помогут понять суть. Если начинающий художник научится их применять в рисунке, то никогда не возникнет вопрос: «С чего начинать рисовать портрет или гипсовую голову?». Рисовать голову человека будет значительно проще и начинающие будут чуствовать себя намного увереннее. Итак, что необходимо усвоить?

1. Форма головы больше похожа на яйцо, чем на шар. Со стороны подбородка голова уже, со стороны затылка — шире.

2. Уровень глаз расположен примерно посередине головы.

3. Уровень кончика носа находится примерно посередине между бровями и подбородком.

4. Губы будут располагаться примерно чуть выше середины между кончиком носа и подбородком.

5. Чтобы было проще рисовать всегда проводите серединную линию или ось симметрии. Эта линия делит рисунок головы пополам. Вам будет проще ровно рисовать левую и правую стороны головы. Ось симметрии поможет избежать кривизны в рисунке, когда либо правый глаз не на своем месте относительно левого, либо получается что-то подобное этому.

Ну и в заключении добавлю, что вышеизложенные закономерности приблизительны. У каждого человека свое неповторимое лицо: у кого-то нос короче и выше, у кого-то глаза ниже и шире… От этих особенностей и зависит передача характера. Но как бы ни отличались наши лица и характеры, закономерности «правила середины» являются тем фундаментом, на котором «строится» портрет конкретного человека.

Алексей Епишин

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения