Люди дна - характеры и судьбы М. Горький На дне. Кто такой Клещ? "На дне", характеристика. (М. Горький)

Пьеса "На дне" была написана А. М. Горьким в 1902 году. И она, конечно же, не осталась незамеченной ни у зрителя, ни у правительственных структур, так как не получила однозначного восприятия и вызвала массу обсуждений и пересудов. Первоначальных названий у нее было много: "Ночлежка", "Дно", "Без солнца", "На дне жизни". В итоге она получила название, которое, в общем-то, и предопределил сам сюжет. Пьеса рассказывает о нищих и несчастных обитателях дешевой ночлежки, похожей на грязный и заброшенный барак. Прежде чем приступить к теме "Клещ: "На дне", характеристика", немного о предыстории создания самой пьесы.

Постановка "На дне"

Театральная постановка была разрешена только во МХАТе. Ее успешный дебют под руководством режиссера Станиславского состоялся 18 декабря 1902 года. Он же сыграл одного из центральных персонажей - Сатина. В 1904 году пьеса "На дне" удостоилась Грибоедовской премии.

На императорской сцене постановка этой пьесы была запрещена, однако в 1903 году в дворянском собрании и в доме Н. П. Карабчевского петербургские актеры принимали участие в двух чтениях "в лицах". До 1905 года только с согласия местных властей разрешалось ставить пьесу, но только с большими поправками. В центре сюжета - две противоборствующие идеологии: жестокая правда и "возвышенная ложь".

Характеристика героя: Клещ ("На дне". Горький М.). Обитатели ночлежки

В ночлежке, принадлежащей Костылеву, обитают люди, которых можно назвать не иначе как отбросы общества: пьяницы, карточные шулеры, воры всех мастей, проститутки и даже убийцы. Некоторые из них еще живут надеждой на лучшее, а другие совсем опускают руки и не желают бороться за свое место под солнцем и живут по волчьим законам. Поэтому там и происходят постоянные склоки и драки.

Один из них, Васька Пепел - вор, влюбленный в Наташу, сестру супруги Костылева Василису, Сатин - картежный шулер и приверженец истины, считающий, что человека надо уважать, а не жалеть, старик Лука - добрый странник, который каждому сострадает и находит нужные слова для утешения, даже если это вынужденная ложь. Барон - обедневший дворянин, промотавший все свое состояние, и Клещ - безработный рабочий-слесарь с женой Анной. Вот о нем дальше, собственно, и пойдет речь.

Клещ. "На дне". Характеристика

Клещ находится в ночлежке не один, у него жена, совсем обессиленная, лежит в кровати и вот-вот умрет от чахотки. Она практически не встает и сильно мучается, задыхаясь от кашля.

К теме "Клещ: "На дне", характеристика" надо добавить, что этот герой очень замкнутый и нелюдимый, кровушки у своей жены он попил вдоволь, он же своим невниманием и постоянными избиениями и довел ее до такого жуткого состояния. У него совершенно нет чувства сострадания и жалости к ней. Однако лично для себя Клещ хочет возвращения к нормальной жизни и постоянно точит какие-то железные детали в надежде, что их купят. Но в скором времени и он начинает понимать, что его труд абсолютно бесполезен и никому не нужен.

Характеристика Клеща из пьесы "На дне" М. Горького говорит о том, что он очень злой человек, ненавидит людей, особенно из-за этой проклятой ночлежки. Этот герой гордо противопоставляет себя окружающим и верит, что все его проблемы временные, и скоро он обязательно найдет работу. Клещ постоянно со всеми ссорится и на просьбы жены не кричать он отвечает нервной репликой: "Заныла!". А когда Анна задыхается и просит отвести ее в сени, он отказывает ей, так как боится сам простудиться на холоде. Прошло совсем немного времени, и Анна, конечно, умерла, и, кроме сердобольного Луки, бедняжку и пожалеть было некому.

Заключение

Что можно сказать в заключение по теме "Клещ. "На дне": характеристика героя"? Недолго Клещ сопротивлялся своим незавидным обстоятельствам, в итоге все же забросил свои мечты о хорошей работе и жизни, начал тоже бездельничать и пьянствовать вместе с остальными босяками ночлежки.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Краткое содержание "На дне" Максима Горького
  • История создания пьесы "На дне" М. Горького
  • Образ Луки в пьесе Горького "На дне". Что лучше: мир иллюзий или горькая правда жизни?
  • Пьеса "На дне". Сатин: характеристика героя
  • История создания "На дне" Горького: как все это было
Клещ

Характеристика литературного героя

Проблема реального выхода из положения связана с образом слесаря Клеща. Он хочет вернуться к “нормальной” жизни посредством упорного, честного труда. Сначала К. гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. Также этот персонаж отличается особой черствостью. Его умирающая жена не вызывает у него никакого сочувствия. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он первый отвечает репликой: “Заныла!” Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но К. отказывает ей в этом, опасаясь простудиться.
В конце пьесы он оставляет мечты о работе, примиряется с “бездельничающими босяками”, пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное “неделание”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Бубнов Характеристика литературного героя Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на Read More ......
  2. Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился “рабом вещей”, падала ценность личности. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои – вымышленные. В пьесе “На Read More ......
  3. На дне Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое – социально-бытовое и второе – философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний. Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Read More ......
  4. В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой – пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ, так сказать, босяка неоднозначно, он пытается Read More ......
  5. В начале своего творческого пути А. М. Горький писал преимущественно романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными людьми, порожденными вымыслом писателя. Большинство же своих произведений Горький создал в 1900-е годы, когда в России разразился жестокий экономический кризис. Массы разорившихся Read More ......
  6. Хозяева Характеристика литературного героя Это хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. К. – лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Стоящие в Read More ......
  7. М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси дал писателю обильный материал для его произведений. Уже в ранние годы вырабатываются магистральные идеи и Read More ......
  8. Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу “На дне” можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: “Основной вопрос, который Read More ......
Клещ (На дне Горький)

Скоро кончатся твои муки. Твое сознание прояснится.

Д. Хармс. «Окно»

Актер и Клещ не являются ключевыми фигурами горьковской пьесы. Они - типические образы бывших людей. Рисуя их характеры, Горький избегал ярких, контрастных мазков. Это фигуры статические, неизменные. Горький не дает им возможности раскрыться до конца, до философии, как это происходит с Лукой, или Сатиным, или Бароном. Клещ все время что-то делает. В первом акте примеряет ключи к старым замкам, в последнем - «чинит гармонию, порой пробуя лады». Он слесарь. Бывший рабочий. Работа - смысл его жизни. Клеща тяготит быт костылевской ночлежки, мучит безделье: «Работы нет...» - кричит он Бубнову.

Явление Актера ознаменовано самой крылатой фразой столетия: «Мой организм отравлен алкоголем». Он произносит ее гордо, как со сцены. Его память - сплошная прореха. В нее ссыпалась вся прошлая жизнь. Ничего не осталось. Лука что-то толкнул в его сердце, надежду затеплил. Ведь Актер в душе - . Его фамилия Сверчков-Заволжский, в его голове еще плавают мутные образы прошлого: «В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова». Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика». Прочитав «Надне», я не поленился и открыл «Гамлета». Там два могильщика. Первый и второй. Второй произносит по ходу пьесы всего несколько реплик. Я думаю - это роль Сверчкова-Заволжского. Актер, перевирая, цитирует отрывки гамлетовских монологов. Он все еще играет свою трагедию. Он бесконечно театрален и этим любопытен. Он все декламирует: «Три копейки мне!.. - и, тут же опомнившись: - А впрочем, зачем мне нужны три копейки?» Он драматичен и умеет держать паузу. Он уже смирился с правдой «голого человека».

Клещ отличается от Актера тем, что в нем нет успокоенности. Ему хочется работать. Он и в разговоры встревает, и разную дрянь в ночлежку натащил. Жену замордовал до смерти. Правда, когда Анна умирает, что-то в нем оттаивает, но совсем незаметно, и, кажется, - померещилось. Вот его надгробная речь: «Хоронить надо... а у меня сорок копеек всего...» - звучит, во всяком случае, трогательно.

Клещ все продает, чтобы схоронить Анну: наковальню, инструмент, ничего не оставляет. Его волнуют простые вещи. Кто кого в тюрьму «всадит» - «Васька Василису, или она его?». И о старце Луке умно заметил: «Поманил, а дорогу не указал». Не понимает Клещ, что дорогу надо искать каждому и в одиночестве.

Актер - весь в жесте, весь в позе. Ему полюбилась фраза об алкоголе. Он ее где надо и не надо говорит. Он болеет, он кашляет, он знает, что умрет, а умирать боязно. Ему вся мировая литература мыслится одним стихотворением автора «Б. Беранжера». И хотелось бы ему в город с бесплатной больницей попасть, но только понятно ему, что дороги туда нет, заказана. И когда он осознает это до конца - жизнь теряет для Актера окончательную ценность и смысл. «Ушел!» - произносит он, уходя на пустырь умирать.

Клещ в конце пьесы смиряется. Выпив стакан водки, он говорит: «Ничего... Везде люди... Сначала - не видишь этого... потом - поглядишь, окажется, все люди... ничего». В смирении - его настоящая трагедия. Актер пытается уйти из костылевского мира ценой собственной жизни. Клещ платит ту же цену, чтобы остаться . Он успокаивает себя - все равны, все одинаковы в нищете своей.

Если домашнее задание на тему: » КЛЕЩ И АКТЕР (По пьесе «На дне») оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Связь с эпохой. В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира и отношение Горького к Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь.

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Одним из героев произведения Максима Горького «На дне» является Клещ. Он со своей супругой проживает в ночлежном доме. Жену зовут Анна и она при смерти.

Максим Горький изобразил Клеща как мужчину среднего возраста. По профессии он слесарь, но на данный момент Клещ оказался без работы. По своей натуре мужчина необщительный и замкнутый. По своему характеру это негативный персонаж. Клещ проявляет ненависть и злобу к окружающим его людям. У него отсутствует чувство жалости, любви и сострадания.

Клещ с измученной болезнью супругой проживает в ночлежном приюте. Женщину замучила чахотка. Во многом ухудшение здоровья Анны зависит от ее мужа и его отношения к ней. Клещ постоянно унижал жену и поднимал на нее руку. Он никогда не заботился о ней.

В своих мечтах Клещ представляет, как он возвращается в нормальную жизнь. Он хочет найти достойную работу. Все свое время Клещ посвящает изготовлению изделий из металла. Он верит, что сможет их выгодно продать и получить прибыль. Своих соседей он призирает и считает их «отбросами» общества. Он активно обсуждает и осуждает их модель поведения. Клещ считает, что окружающие его люди живут на дне и ничего не делают, чтобы изменить это.

Его соседи напрочь не согласны с ним. На почве этого у них постоянно возникают конфликтные ситуации. Смертельно больная супруга очень мешает Клещу, он считает ее обузой. Она требует от него небольшого внимания и заботы, но он не реагирует на ее просьбы. Он черств и бездушен по отношению к Анне. Жена просит его не ругаться и не кричать на нее. Так же Анне катастрофически необходим свежий воздух, но Клещ отказывает ей и в этой мелочи. Он не открывает окно потому, что боится простудиться.

Он жестоко и бездушно относится к Анне. Он не переживает, что она умрет, его пугают лишь предстоящие растраты на похороны.

В конце произведения Клещ понимает, что его мечты о хорошей жизни никогда не сбудутся. Он смиряется с этой реальностью. Клещ начинает сильно пить вместе с соседом. Постепенно он катится вниз. Во время попоек Клещ рассуждает о своем бессмысленном существовании и о своей не востребованности. Ему больно это осознавать. Решение своих проблем он видит в выпивке. В образе Клеща автор показал читателям как легко можно сломать человека и убить в нем веру в светлое бедующее. Правда жизни такова, что для того чтобы достойно жить необходимо плодотворно работать, а не мечтать.

Вариант 2

В пьесе Максима Горького "На дне" представлен главный герой - Клещ. Он женат на Анне, которая больна, вскоре она умирает.

Клещу, по описанию, пятьдесят лет, он нигде не работает, по профессии - слесарь, он мало с кем общается и сторонится людей. Автор сразу отмечает отрицательные качества главного героя: ненависть к близким людям (прежде всего к жене), грубость, хамство. Клещу также не присуще милосердие, человечно, он не умеет сострадать людям и жалеть их, герой даже не пытается помочь другим в беде.

В тяжелом положении Анны виноват только ее муж. Клещ постоянно унижал и бил женщину, что и привело к тяжелой болезни. Главный герой не думает о своей супруги, желает ее скорейшей смерти.

Клещ любит мечтать, он постоянно думает о своей идеальной жизни, которая должна включать в себя труд (это дает ему надежду найти снова работу). Главный герой считает себя умнее и лучше всех в ночлежке, не считается с другими жителями, ведь они ничего не делают для осуществления своих желаний, а он сам - изготавливает различные детали, которые никак не продаются. Это означает, что он подобно другим не так уж и сильно хочет изменить свое социальное и материальное положение.

Также можно сделать вывод, что Клещ - конфликтная личность. Он часто спорит с другими членами ночлежки из-за разных взглядов. Его отношение к Анне - ужасно, он лишь упрекает жену в нытье, не желая помочь ей побороть болезнь, не помогает ей выходить на улицу, наоборот, редко навещает ее, боясь заболеть. Его безразличие к близкому человеку осуждает Лука, но Клещ не обращает на это внимание, он полностью зациклен на себе, своих заботах. После смерти жены главного героя заботят лишь затраты на похороны, это показывает его черствость и злобу.

В самом конце пьесы Клещ меняет свое мнение, он больше не желает новой жизни, герой смирился со своим положением, а значит стал таким же, как и другие жители ночлежки. Теперь для него идеал - пить с Сатином и осуждать трудящихся людей. Он меняет свои убеждения, сдается и остается на низшей ступени.

В образе Клеща читатель видит человека без веры и надежды в хорошее, что приводит к деградации личности, к уничтожению духовности и нравственных ценностей.

Сочинение про Клеща

Горький написал огромное количество разных и очень интересных произведений. И вот одним из них является «На дне». Здесь главным героем является Клещ. У него есть любимая жена, которая очень сильно болеет. Многие врачи пытались ее вылечить, но ничего у них не получалось и теперь она находится на последней стадии заболевания и совсем скоро умрет. Каждую минуту он старается провести рядом с ней для того чтобы не потерять время и насладиться последними минутами.

Это мужчина среднего возраста. Он работает слесарем, но в последнее время работы практически нет, поэтому он находится всегда дома. У него нет друзей, а все, потому что общаться ему ни с кем не хочется. А все, потому что он их просто ненавидит и старается показать это сразу же. И даже если у человека случилось какое-нибудь горе, он все равно выражает ненависть ко всему, что он делает или что хочет сделать.

Если он оказывал больше времени своей жене и заботился о ней, то может быть, ничего такого бы с ней не случилось. А теперь уже поздно что-то решать или что-то менять. Да и что-то менять ему уже не хочется, ведь жизнь ему и такая нравится. Кроме этого бывали моменты, когда жене очень сильно попадало от него, и он даже несколько раз поднимал на нее руку, но жена очень сильно его любила и поэтому все ему прощала.

Часто он вспоминает о том, как он обустраивает свою личную жизнь, а также ему хочется отыскать хорошую и высокооплачиваемую работу. В свободное время он изготавливает из различного материала интересные вещи, которые потом использует в быту. Он уверен в том, что кроме него эти вещи понравятся и другим людям, и они смогут их купить по выгодной и дорогой цене. Он даже не может общаться со своими соседями и постоянно с ними ругается. Он открыто им говорит, что в нашем обществе им совсем не место. Также он считает, что все люди живут на дне и никак не могут и даже и не хотят что-то менять в своей жизни.

И хотя соседи с ним не согласны и даже ненавидят его, но ничего не могут сделать для того чтобы от него избавиться. Больше всего на свете ему хочется поскорее избавиться от своей жены, которая мешает ему двигаться дальше и вершить суд над остальными людьми. Ей хочется напоследок как можно больше оставаться со своим любимым, а вот ему этого совсем не хочется и поэтому он старается разными способами от этого избавиться. Часто жена просит его открыть окно для того чтобы проветрить комнату, а вот Клещ боится что от этого он может простудиться и поэтому не выполняет просьбы жены. Кроме этого он не знает где брать деньги на похороны жены, а ведь свои деньги ему не хочется тратить.

В конце произведения он наконец-то понимает, что все его мечты, которые находятся у него в голове никогда не сбудутся. И ему приходится смириться с такой жизнью.

Одним из женских персонажей произведения, повествующих о событиях начала двадцатого века, является Антонина Александровна Громеко, представляющая собой первую жену главного героя романа Живаго Юрия Андреевича.

Прошлой зимой мне повезло побывать в горах. Сразу могу сказать, что впечатления мною получены непередаваемые. Теперь я очень люблю горы и хочу попасть на них непременно.

  • Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова

    Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени

  • Молодым свойственно строить "воздушные замки", мечтать о чем-либо. Мало кому в юности приходят в голову мысли о том, что он так ничего и не добьется в жизни, будет влачить жалкое существование или вовсе - опустится на самое "дно" жизни. Чаще всего люди мечтают о вечной любви, славе, безбедной жизни, служении народу и о простом человеческом счастье. Пьеса М. Горького "На дне" как раз таки о таких людях, людях, которые оказались "на дне".

    Изначально пьеса имела другое не менее говорящее название "Без солнца". Затем это название трансформировалось в "Ночлежку". Но и этот вариант был отброшен автором. После долгих раздумий утверждается новый вариант - "На дне жизни". Перед самым выходом пьесы в свет - в 1902 году - название сократилось на одно слово. В окончательном варианте название оказалось наиболее подходящим из всех ранее озвученных. В пьесе нашли свое отражение многие противоречия начала ХХ века. Здесь отражен и социальный, и философский конфликт. Есть место и любовной драме. Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылевых, где "все некрашеное и грязное", "каменные своды...с отвалившейся штукатуркой". Обитатели «дна» - жители костылевской ночлежки - оказались выброшены обществом из своих рядов. «Дно» грозит споткнувшимся, слабым, выбившимся из колеи людям нравственной или физической гибелью. Здесь оказались люди с различными характерами, судьбами и различным социальным происхождением: рабочий и вор, разорившийся барон и спившийся актер, женщина легкого поведения и праведница. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами предстают страдающие и очень одинокие люди. Горький намеренно не дает полной биографии героев. Ее мы можем выстроить лишь по отдельным репликам. Итак, что мы можем сказать о каждом герое?

    В целом, всех обитателей ночлежки можно разделить на три группы. Первые - это те, кто примирился с существующим положением вещей. Найдя спасительную мечту, лживую и неосуществимую по своей сути, они нашли себе оправдание в отказе от активной жизненной позиции. Вторые - это те люди, которые хотели бы начать новую жизнь, выбраться со "дна". И третьим, последним образом является Сатин, взятый отдельно от других. Рассмотрим теперь каждую группу по-отдельности.

    Представителями первой группы являются Бубнов, Настя, Барон, Актер и Анна. О Бубнове мы узнаем по его рассказам: некогда он был владельцем красильной мастерской. Его жена скоро сошлась с мастером, и Бубнов, опасаясь за свою жизнь, предпочел просто уйти. По его теории сама среда, в которую помещен человек, формирует последнего, ставит его в полную зависимость перед собой. Правда Бубнова - правда внешних обстоятельств, в которой человеку отказано в личной инициативе. Здесь мы наблюдаем истинного приверженца фатализма. Среда, которая его окружает - подлая и грязная. Здесь нет добрых людей, а следовательно и самому нечего себя "раскрашивать".

    Настя - девушка легкого поведения. Несмотря на всю жестокость, унижения и оскорбления, она не отчаялась, не стала жестокой и бездушной. Напротив, она искренне мечтает о большой и светлой любви. Но в реальной, окружающей ее действительности нет места чистой любви, кроме ее номинальной стоимости на бумажках. Не желая трезво смотреть на действительность, она сотворила себе прошлое, в котором якобы "жила" большая и чистая любовь. Свой сотворенный мир она выдает за реальный.

    Барон - также как и Настя живет прошлым, но в отличие от нее действительно имевшем место. Время от времени, вспоминая свое былое состояние, свой знаменитый род, Барон не в силах бороться с тяжелой действительностью. Спасение от воспоминаний и горечи потерь он находит на дне стакана. Авторское отношение к такому герою выражено следующей фразой: "В карете прошлого далеко не уедешь". Так оно и есть: стоит на месте "карета" Барона, да и он сам не предпринимает никаких шагов по изменению своей жизни.

    Актер - еще один обитатель ночлежки. Настоящее имя героя не известно. В прошлом он - представитель творческой интеллигенции, а сейчас это просто человек "без имени". Вспоминая былую славу, он с каждым разом расцвечивает ее в более яркие цвета, нежели она была на самом деле. Спасается от горькой "правды жизни" также как и предыдущий герой - пьянством.

    Самым жалким и трагичным персонажем, на мой взгляд, является Анна. Ей тяжелее всех: она больна и угасает с каждым днем. Горьковская Анна - это собирательный образ обычной женщины начала ХХ века. Свою жизнь она описывает следующим образом: "Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше других не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь». Скорее всего она родилась в обычной бедной семье. Потом вышла замуж, скорее не столько по любви, сколько по необходимости. Образ Анны является скорее нейтральным, характеризующим общую массу серых людей: не творящих в жизни зла, но и не являющими собой светлый образ. Она полностью смирилась с окружающей действительностью, уповая лишь на счастье в загробном мире.

    Все эти люди, опустившись на самое «дно» после многих лишений, стали безжалостны и к себе, и к другим. В ответ на свои жалобы они получают только смех и издевательства со стороны окружающих. Барона, живущего за счет Насти, забавляют ее фантазии и слезы. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая тех, кому может быть тоже нужна помощь.

    Единственный, кто верит в возможность спастись, вырваться со "дна" - это Клещ - представитель второй группы. Да, он озлоблен на людей, порой жесток с Анной - своей женой. Но единственный кто видит спасение в изнурительном, тяжелом, но честном труде: "Я - рабочий человек...мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу".

    И, наконец, третья, последняя группа. Ее единственным представителем является Константин Сатин. Почему он особняком выделяется среди прочих? Он является носителем философии правды жизни в споре с Лукой. По его мнению не стоит опускать руки, необходимо открыто смотреть на неприятности и пытаться их решать. О нем мы знаем лишь то, что в настоящем он карточный шулер. Ранее он работал телеграфистом, но после преступления, совершенного им, оказался на "дне". Во многом он выделяется на фоне общей массы "серых" ночлежников: своими репликами, образованностью и интеллигентностью. В споре с Лукой их объединяет то, что оба стоят на позициях уважения человека. Но только каждый по-своему видит это. Сатин в своем пламенном монологе утверждает, что "ложь - религия рабов и хозяев. Правда - Бог свободного человека". Он также против любого сострадания к человеку: "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью". А потому, видимо, он и раскрывает всем глаза на обман Луки: Актера уверяет в том, что нет бесплатных лечебниц для алкоголиков, Ваську Пепла шуткой подталкивает к преступлению. И к чему в итоге привела такая правда? К смерти Актера и ссылке Пепла в Сибирь. Вот и вся правда Константина Сатина.
    Убогими и жалкими предстают перед нами ночлежники. Ни один из них так и не смог вылезти со "дна", не смог ничего в себе изменить. Так и остались все они доживать свой короткий век "на дне".

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения