Клод моне "руанский собор" - венец импрессионизма. Руанский собор (Моне) О серии картин «Руанский собор»

Сентябрь 11, 2012

Собор в Руане, портал в сером тоне

1892; 100х65 см
Музей д"Орсэ, Париж

Соборы — это еще одна знаменитая серия Моне , состоящая из тридцати полотен. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

С рассвета Моне уже в ожидании: сообразно со своей технологией, он рисует много полотен одного и того же фрагмента, чтобы уловить соответствующие световые эффекты. „Чем скорее продвигается моя работа, тем труднее показать то, что я чувствую. Всю ночь меня мучили кошмары: собор падал на меня, он был то голубой, то розовый, то желтый”, — доверяется он другу и будущему биографу — Гюставу Жеффруа.

Собор в Руане в солнце

1894; 107х73 см
Музей д"Орсэ, Париж

После возвращения из Руана Моне оставляет картины нераспакованными. Если он и достает одну из них, то только лишь для того, чтобы продолжить над ней работать. Ожидаемая всеми руанская серия будет представлена только лишь в 1895 году. Художник хочет, чтобы двадцать картин серии «Соборы» продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценена в 15 000 франков!

«Соборы в Руане » вызывают противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо принимают их с энтузиазмом. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов» и говорит о том, что «неподвижный предмет с большой силой подчеркивает движение света».

Вопреки воле Моне «Соборы в Руане» были проданы разным лицам, и сегодня их можно найти в музеях Франции, Соединенных Штатов и Роcсии.

«Соборы в Руане » оказали влияние на многих художников XX века. Французский художник Фаутрир говорил, что эта серия радикально изменила способ мышления нескольких поколений художников. Американец Рой Лихтенштейн в появившихся в 1969 году трех работах, названных «Собор в Руане», непосредственно обращается к теме, предложенной Моне .

Собор в Руане в полдень

1894
Музей им. Пушкина, Москва

Техническое замечание

С течением времени Моне наносит на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества.

"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".



Руанский собор. Открытка 1881 года
Такой вид открывался из мастерской Моне


Руанский собор
Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годах
фасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 - 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же - фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.


Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.



Слева: дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),
в котором Моне арендовал одну из своих руанских мастерских

Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком - судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала - приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.



Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение - время.


Руанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.


Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины - в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника - уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.


Западный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.


Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне - в том числе из предшествующих "Соборам" серий - хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".


Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" - восторженно восклицает героиня
романа Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).


Западный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", - эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.


Клод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства - Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).



Картина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".


Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления - поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.



Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины - стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…


Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде Руанского собора. 2014
фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.


Руан, акция "Руанский собор", 2010

Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 1, 2016
Оригинал взят у marinagra в

Клод Моне - выдающийся художник-импрессионист XIX века. Его картины удивляют своей свежестью и натуралистичностью. Моне писал очень живо, был внимателен к мельчайшим деталям и мастерски передавал цветовую гамму.

Импрессионизм

Искусствоведы всего мира считают Клода Моне одним из знаковых представителей движения, получившего название "импрессионизм". Это направление в мировой живописи было создано несколькими художниками и быстро получило распространение в Европе. Основной идеей школы импрессионистов было передать впечатление, которое произвёл пейзаж, прямо на месте. Раньше художники работали в мастерских, рисуя несуществующие пейзажи или какие-то вещи по памяти. Новое направление ломало стереотипы о живописи в целом.

Клод Моне: начало пути

Импрессионисты освежили пейзажную живопись и сделали её более реалистичной, пусть взамен детализации и «прилизывания» композиции. Природность картин таких художников завораживает больше, чем декоративные фантазии ранних мастеров. Клод Моне примкнул к импрессионистам не сразу, в силу своего возраста. Будучи юношей, он познакомился с одним из основателей школы — Эженом Буденом. Этот человек ходил с Моне на прогулки и помогал учиться рисовать с натуры. Несмотря на разницу в возрасте, Эжен видел в Моне талант, и оба художника были одновременно учителями

О серии картин «Руанский собор»

Руанский собор - это не только архитектуры. Это —ещё и название серии потрясающих работ Клода Моне. Его картины похожи на множество копий фотографий, к каждой из которых применили какой-то фильтр. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Вся суть в освещении. В разное время суток источник света - солнце - находится в разных точках небесного свода. Освещая композицию собора по-разному, светило меняет расположение теней на здании, создавая причудливые формы.

Невозможно представить, как сильно художник любил это чудо архитектуры, если написал столько картин с его изображением. С полотен Моне собор предстаёт перед зрителем совершенно разным: загадочным, потерянным или уверенным, весёлым. Погодные условия меняют атмосферу картины, а вместе с ней — настроение, которое передаёт художник.

Творчество в судьбе Клода Моне

Помимо фактов, на любое произведение искусства влияет Так, художник в плохом расположении духа никогда не напишет лёгкую радостную картину. По серии «Руанский собор» можно не только представить причуды погоды в городе, но и душевное состояние Клода Моне.

Жизненный период, на который приходится время работы над «Собором», был крайне трудным для живописца. Он сомневался, но всё равно творил на протяжении нескольких лет. Порой Моне не заканчивал свою работу на месте, а доделывал в мастерской. Однако это не сделало его картины менее живыми и впечатляющими. Ведь главной задачей Моне, как и его друзей по художественной школе, было передать впечатление, impressione.

Художник хотел показать, как неразличима грань между светом и тенью, как лучи солнца могут преломлять, причудливо изменять форму каменных, не поддающихся изменениям, арок, контрфорсов и башен. Действительно: многим трудно понять, как один и тот же цвет может приобретать разные оттенки при разном освещении. На примере работ "Руанский Собор" Клод Моне ставит под вопрос понятие цвета, тем самым бросая вызов своему времени.

Собор в солнечный день

Картины, где собор - светлый, написаны днём. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Если посмотреть внимательно - здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Мастерство Моне заключается в том, что ему удалось передать форму, не используя контуров или достаточное количество тени. Художник просто набросал множество солнечных лучей - и получились прекрасные картины серии "Руанский собор". Клод Моне писал живо, напористо, и его эмоции передаются зрителям.

Туманные картины Моне

Изучая серию Клода Моне, посвящённую Руанскому Собору, можно заметить, что художнику очень нравилось волшебное время суток, называемое сумерками. Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане. Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность. Иногда дымка настолько окутывает собор, что все оттенки становятся пастельными, едва различимыми. Однако отсутствие контраста здесь - специально. Фиолетовые, синие, лиловые и тёплые жёлтые оттенки плавно переливаются, создавая ощущение мягкого сияния… На утренних картинах собор выглядит по настоящему святым местом.

Пасмурная погода

Собор перед дождём, исполненный Клодом Моне - особенное произведение искусства. В этой картине почти нет тёплых оттенков: только холодные серые и синеватые. Кое-где видны коричневые проходы арок. Кажется, будто собор построен не из камня, а соткан из сотни которые в любой момент могут пролиться дождём. Мазки Моне напоминают тяжёлые капли, которые вот-вот обрушатся с небес. Нависшее над зданием кажется очень тяжёлым, так же, как и линии архитектурных элементов собора.

Вечерний собор

«Руанский Собор» Моне - ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.

Гармония в коричневых тонах - мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.

Что первое приходит на ум, когда слышишь название «Руанский собор»? Многим кажется, что это величественное достояние архитектуры, но также это и цикл картин известного художника Клода Моне.

Немного о истории самого Руанского собора. Строительство началось в 1145 году и закончилось аж в 1506 году. Долгое время (с 1876 по 1880 годы) был самым высоким сооружением в мире, длинною в 151 метр. Наиболее собор пострадал от Второй мировой войны, в него попали 7 бомб. Сейчас он является визитной карточной Руана и излюбленным местом вдохновения всех художников.

Первое мнение

Впервые Моне посетил Руан в 1892 году и был восхищен помпезностью и убранством собора. Тогда он и начал писать первые картины из цикла, а всего их насчитывается около 30. Идеей было показать каждую вибрацию света, отражение дня на фасаде, влияние погодных условий на детали. Он внес храм в историю современного импрессионистического искусства. Играя с объектами маэстро сотворил массу новых образов. Восхищенный, он заимствовал игру лучей солнца и запечатлел каждую деталь, будь то бледные стены под влиянием туманной серой дымки, золотисто-янтарные фасады в пик полуденной жары или многогранное свечение витражей.

Но разные взгляды на один и тот же предмет в разные моменты и при разном свете были ему не в новинку. Ведь в 1891 году он уже создал подобную серию из 15 картин, где изобразил стог сена лежащего на окраине города Живерни. И здесь он проявил выдержку показав сено под летним солнцем, в зимнюю пору и весной, на восходе и заходе солнца.
Многие задаются вопросом: «Почему именно этот сюжет?». Но мысль, что готическая архитектура была очень интересна и увлекательна художнику, неверная. Ведь для Моне и простой камень и стог сена и собор имели одинаковый вес в плане художественного наследия.

"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".


Руанский собор. Открытка 1881 года
Такой вид открывался из мастерской Моне


Руанский собор
Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годах
фасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 - 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же - фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.


Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.



Слева: дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),
в котором Моне арендовал одну из своих руанских мастерских

Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком - судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала - приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.



Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение - время.


Руанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.


Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины - в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника - уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.


Западный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.


Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне - в том числе из предшествующих "Соборам" серий - хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".


Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" - восторженно восклицает героиня
романа Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).


Западный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", - эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.


Клод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства - Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).



Картина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".


Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления - поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.



Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины - стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…


Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде Руанского собора. 2014
фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.


Руан, акция "Руанский собор", 2010

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения