Рецензия на повесть А. С Пушкина «Капитанская дочка», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015» . Автор рецензии: Рамазанова Карина.

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

С книгой Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» я познакомилась в восьмом классе, на одном из уроков литературы. Меня охватили события того года Пугачёвское восстание, и мы, как люди,проживающие в Оренбургский степях, просто обязаны прочитать эту чудеснейшую повесть.
В 1833 г А. С Пушкин отправляется в Оренбургские края для того, чтобы встретиться с очевидцами восстания. Работа над повестью длиться несколько лет. В 1836 г «Капитанская дочка» была закончена и опубликована в IV томе «Современника».

Книга рассказывает о том, что Пётр Гринёв по сложившимся обстоятельствам отправляется служить в Белогорскую крепость, которую охватывают события Пугачёвского восстания. Мужество, милосердие, честность – все эти качества помогают Гринёву во всех жизненных ситуациях. И в присяге к Пугачёву, которую он не принял, и в милосердии к «вожатому», в честности перед самозванцем: «Кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».
Такие люди, как Гринёв добиваются своей цели, справедливости и идут до конца. Именно все эти положительные качества привлекают читателя к этому главному герою. Также перед нами, читателями, предстаёт проблема дружбы. Отношения Швабрина к Гринёву. Здесь возникло всё: предательство, любовь, дуэли. И каждому человеку решать, кто прав, кто виноват. Я считаю, что Швабрин это эгоистичный, жалкий, подлый «сгусток» общества. Таким людям, как он легче защитить себя, чем быть верным кому-то до конца.

Повесть написана от лица человека лет пятидесяти, который уже многое поведал и рассказывает читателям о событиях своей жизни. Эта особенность подтверждается достоверностью событий и героев книги А.С Пушкина. Ещё одной особенностью служит интересное название этой повести «Капитанская дочка». Так как тема любви очень тесно связана с поступками. Перед читателем предстают две фигуры: Швабрин, для которого любовь всего лишь игра и Гринёв, который любит и доказывает свою любовь. Маша — вот, что стало разладом между этими людьми.
Важно отметить именно описание Пугачёвское восстания. Захват крепости, осада города:
« Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — Пётр Гринёв.

А какие всё же женщины в русских селеньях! Василиса Егоровна — жена Ивана Игнатьевича. Она преданная, в делах мужа принимает участие,пытается направить в «нужное русло». Вот, что говорит он про неё:

– Да, слышь ты, баба-то не робкого десятка.

Пугачёвское восстание охватило огромную территорию. Оно поднимало крестьян,казаков. Всё это описано в книги А.С Пушкина, в его двух огромных работах «История Пугачёва» и «Капитанская дочка».
Эта книга стала моей любимой. По сей день меня восхищают работы А.С Пушкина. Как можно так интересно создавать сюжеты! Действительно, это Великий человек. Мы должны «отдать должное» таким людям, как он. Спасибо,поэту за то, что читатели могут своими глазами и воображением «окунуться» в 18 век, в события Пугачёвского восстания 1773-1775 гг.

Книга А.С Пушкина актуальна во все времена. Она заставляет задуматься над очень важными вещами: о проблеме патриотизма, о проблеме любви, о проблеме дружбы. Хотелось бы, чтобы все люди на Земле чтили и помнили знаменитые события сражение, о которых мы можем узнать от наших друзей-книг.

А.С.Пушкин приступил к работе над "Капитанской дочкой" в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы в России возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории. В драме "Борис Годунов" поэт поднимает важную проблему народа и власти. Затем снова затрагивает эту тему в незаконченной повести "История села Горюхина" и продолжает ее в "Дубровском".

Начиная работу над "Капитанской дочкой", писатель акцентирует внимательность на "мнении народном", как активном и более того решающем факторе истории. По мысли Пушкина модифицирование политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, аккурат над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести "Капитанская дочка", в которой не только отражается восстание 1773-1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы задолженности, чести и человеческого достоинства.
В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем вероятность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы первостепенных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин довольно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих "ежегодно получаемый" "Придворный календарь", уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий "барское дитяте" всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.

Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его "господами генералами" - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы "чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения".

Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать более того те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было аккурат крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне ещё не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает более того разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.

Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием задолженности и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам вероятность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это ещё раз показывает, что повесть носит исторический характер.

Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.

Читая повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка", мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического повествования. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению В.Г.Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

А.С.Пушкин приступил к работе над “Капитанской дочкой” в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы в России возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории. В драме “Борис Годунов” поэт поднимает важную проблему народа и власти. Затем снова затрагивает эту тему в незаконченной повести “История села Горюхина” и продолжает ее в “Дубровском”.
Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773-1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.
В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.
Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”.
Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.
Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер.
Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.
Читая повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического повествования. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению В.Г.Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

    “Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни...

    Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые...

    При определении жанра «Капитанской дочки» (1836) исследователи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что «Капитанской дочке» присущи жанровые особенности и повести, и романа, а сам Пушкин называл своё произведение то повестью, то романом....

    По жанру «Капитанская дочка» - историческое повествование в форме семейных записок. Здесь есть черты и повести, и романа; исторические события тесно связаны с личной судьбой главного героя. Пушкин избирает в качестве повествователя именно Гринева, поскольку...

напишите пожалуйста характеристику Петра Гренёва из повести "Капитанская дочка" в виде сочинения,только чтобы не начиналось так: Гринев Петр Андреевич

(Петруша) - главный герой последнего крупного произведения
Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для
памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского
бунта) ведется повествование. В исторической повести «Капитанская дочка»
сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг.

Вопросы по повести "Капитанская дочка"

1.Укажите название города, который описан в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», оказавшегося в гибельном положении из-за длительной осады пугачевскими войсками.
2.Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
3.Укажите фамилию героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева.
4.Укажите фамилию Ивана Кузьмича, коменданта Белогорской крепости (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

1) Какова основная проблематика повести "Капитанская дочка" А.С Пушкина?

1.Простота народа и его роли в развитии общества
2.Чести и долга
3.Роли народа в дворянства в становлении истории страны?

2)Что из себя представляет исповедь Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова?
1.Покаяние героя в действиях и поступках
2.Призыв отказаться от бесплодной борьбы
3.защиту и права на волю и счастье

3) О чем рассказ Л.Н. Толстого "После бала"
1.О жизни и судьбе полковника
2.О любви Ивана Васильевича к Вареньке, его отношениях с семьей героини
3.О личной ответственности человека за жизнь общества, фальши, пустоте и бесчеловечной жестокости этого общества, скрытых под маской добродушия

4) В центре внимания автора в поэме "Василий Теркин" А.Т. Твардовского находится:
1.Реальный человек Василий Теркин, побывавший на полях сражений в годы Великой Отечественной войны
2.Народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах
3.События времен Великой Отечественной войны

5)Каково целевое назначение калмыцкой сказки, рассказанной Е.Пугачевым П.Гриневу в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка?
1.Иносказательная дополнительная характеристика образов Е.Пугачева и П.Гринева
2.Отражение жизненной позиции Е. Пугачева: лучше прожить короткую, но свободную жизнь, чем существовать в неволе
3.Дополнительная характеристика Е.Пугачева как хорошего знатока народных легенд и преданий

6)Какой пословицей характеризовал свою дружбу с Лугановичами рассказчик ("О любви" А.П, Чехова)?
1.Не было у бабы хлопот, так купила порося
2.И от доброй собаки блох наберешься
3.Друзья познаются в беде

7) В каком рассказе центральной темой является тема любви?
1."Кавказ" И.А. Бунина
2."История болезни" М.М. Зощенко
3."Возращение" А.П. Платонова

Файлы: 1 файл

Над чем я задумалась.doc (27.00 Кб) - Открыть , Скачать

Над чем я задумалась, читая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Читая повесть, я в первую очередь задумалась о пословице, которая начинается со слов «Береги честь смолоду». Эта пословица задает характер всему произведению. Поэтому главными в романе становятся честь и нравственные идеалы. Но каждый из героев по-разному подходит к этим жизненным принципам. Гринев сохраняет свою честь и достоинства на протяжении всей жизни, представленной в романе. Он и в любых трудных ситуациях остается верен себе и своему слову. Во-первых, он честно отдает проигранные деньги. Во-вторых, он не присягает Пугачеву. А в- третьих, он не обещает бунтарю, что не будет бороться против него. При этом он помнит, что от слов и поступков в данном случае зависела его жизнь.

Честный дворянин, он даже перед лицом близкой смерти остается верен своим убеждениям. Ни тени сомнения не возникает у него по поводу собственной веры. Гринев остается тверд в своем слове, присягнув на верность государыне, никакие жизненные обстоятельства не заставят его отступиться. Он, как и Пугачев, человек мужественный. Он рискует собственной жизнью ради спасения любимой. Чтобы не запятнать имя Маши Мироновой, он готов принять и смерть и бесчестие (по наговору Швабрина его собираются казнить как предателя). Для Гринева «клевать мертвечину»-стать предателем, изменить клятве, изменить самому себе. Для него лучше прожить короткую, но достойную жизнь.

Еще одного человека чести мы видим в этом романе- это комендант крепости Иван Кузьмич Миронов. Он не только смолоду, но и до самой смерти сохранил свои честь и достоинство, заплатив за это жизнью. Этому правилу следует и дочь капитана Миронова, Маша. Девушка не хотела выходить замуж без благословения родителей жениха. В этой ситуации она совершает благородный поступок, поскольку хотела, чтобы и родители жениха приняли ее в семью.

Швабрину же сохранить свое доброе имя не удается. Он не считает, что честь уж такое дорогое достоинство. Во всяком случае, не дороже жизни. И при ответе на вопрос «Предать и остаться в живых или остаться верным и погибнуть?» он выбирает первый вариант.

Швабрин, воспользовавшись моментом, когда Маша потеряла обоих родителей и осталась беззащитной, запер ее в крепости, заставляя насильно выйти за него замуж. Появление Пугачева вызывают в Маше противоречивые чувства. С одной стороны, он являлся убийцей ее родителей, а с другой стороны ее спасителем. Не зная, что сказать, Маша растерялась и упала без чувств. Пугачев изображен здесь, как человек, не лишенный благородства. Добром он ответил на добро, помня о дареном Гриневым заячьем тулупе.

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к своим родителям, которые очень хорошо отнеслись к ней, ведь после стольких испытаний она все еще не потеряла желание жить.

Самым ярким эпизодом в повести, является арест Петра. Завистливый и подлый Швабрин решил любыми способами разрушить союз влюбленный, поэтому он доносит на Гринева, как на изменника дворянства. Маша же объявляет своей новой семье, что отправляется в путешествие, где будет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность.

Встретившись случайно с императрицей, но, даже не подозревая, кем является ее собеседница, Маша рассказывает ей все свою историю и настоящую причину ареста Петра.

Эта повесть затронула проблемы нравственности, долга, чести и человеческого достоинства. Каждого персонажа мы оценили по тому или иному критерию. Каждый из героев романа прошел по жизни с заповедью «Береги честь смолоду»


Краткое описание

Над чем я задумалась, читая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Читая повесть, я в первую очередь задумалась о пословице, которая начинается со слов «Береги честь смолоду». Эта пословица задает характер всему произведению. Поэтому главными в романе становятся честь и нравственные идеалы. Но каждый из героев по-разному подходит к этим жизненным принципам. Гринев сохраняет свою честь и достоинства на протяжении всей жизни, представленной в романе. Он и в любых трудных ситуациях остается верен себе и своему слову. Во-первых, он честно отдает проигранные деньги. Во-вторых, он не присягает Пугачеву. А в- третьих, он не обещает бунтарю, что не будет бороться против него. При этом он помнит, что от слов и поступков в данном случае зависела его жизнь.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения