Нидерланды. Культура и традиции нидерландов

Специфические черты культуры Нидерландов

Замечание 1

Культура Нидерландов, как и всех стран мира, обладала своеобразными особенностями. Важное влияние на неё казали традиции позднего средневековья. Центром утончённой культуры в $XVI$ века являлся двор герцогов Бургундских. Аристократические черты основывались на рыцарских идеалах. В ней закреплялись образцы достойного поведения, которые многие десятилетия оказывали влияние на жизненный уклад придворных.

Одновременно в городах Нидерландов складывалось религиозно-мистическое представление о «современном благочестии». Его сторонники стремились возродить идеал раннего христианства, порицая формальное выполнение церковных обрядов. Участники движения «братья общей жизни» боролись за нравственное совершенствование человека, способствовали развитию школьного образования и религиозного просвещения. Их деятельность подготовила основу для распространения гуманизма и идей Реформации.

Музыка и живопись

Наибольшие достижения в культуре Нидерландов связаны с развитием живописи и музыки. Нидерландская школа полифонии стала ведущей в музыкальном искусстве Европы. В 70 крупных городах работали мастера из Нидерландов, пропагандируя опыт отечественных музыкантов. Нидерландские живописцы отказались от готических традиций, переходя на ренессансные тенденции.

Художник Ян ванн Эйк (1390-1441 годы) считается основателем нидерландского Возрождения. Он прославился грандиозного шедевра «Гентский алтарь» и заложил основы портретного жанра. Его начинания продолжили живописцы Рогир ванн дер Вейден и Ганс Мемлинг .

Своеобразное творчество характерно для художника эпохи перехода от готики к Ренессансу Иеронима Босха (1450-1516 годы). Его мироощущение позволяло замечать повсюду переплетение красоты и дьявольщины. Он рисовал с натуры, соединяя её изображение с безудержным полётом своей фантазии.

Нидерландская литература

Самым известным гуманистом Голландии считается Эразм Роттердамский (1469-1536 годы). Получив первичное образование в школе сторонников «современного благочестия», Эразм затем отправился на несколько лет в монастырь. Там он посвящал много времени изучению научных знаний и идей итальянского гуманизма. Позднее гуманист поступил в Парижский университет, путешествовал по Англии, Швейцарии, Италии и Германии. В 1517 году Роттердамский способствовал открытию в Лувене центра по изучению языков – древнегреческого, древнееврейского и классической латыни. После гонений инквизиции Эразм вынужден покинуть Нидерланды. Самыми признанными произведениями писателя стали «Воспитание христианского государя» и «Разговоры запросто». В первой книге он преподносит основы политической этики для просвещённого правителя. Вторая книга посвящена основам педагогики.

Замечание 2

Особенностью нидерландской литературы является отсутствие в стране языкового единства. Распространены были диалекты нидерландского языка и французский говор. На нидерландском языке писали редерейкеры (мастера красноречия). Они устраивали поэтические состязания между городами и между поэтами внутри городов. Основная тематика – любовная лирика и драматические произведения.

Значительное место в литературе занимала публицистика. Она отражала борьбу против испанского владычества и спорам между религиозными оппонентами. Участником такой полемики стал Филипп Марник (1538-1598 годы). Он являлся сподвижником Вильгельма Оранского и ярым кальвинистом. Его памфлет «Улей святой римской церкви» (написан в 1569 году) прославился антикатолической направленностью. Его перу приписываю текс песни, современного гимна Нидерландов.

Дирк Коорнхерт (1522-1590 годы) боролся за внедрение веротерпимости. Его книга «Этика» утверждает необходимость соблюдения принципа религиозной свободы.

Музей как пространство игры: интервью
с куратором Жан-Юбером Мартеном

Все статьи автора

— директор отдела культуры Posta-Magazine


О музее XXI века, транcкультурных выставках и трудностях сохранения современного искусства в интервью Posta-Magazine рассказал Жан-Юбер Мартен, один из самых известных и авторитетных международных кураторов.


В 2021 году, за несколько месяцев до закрытия главного здания ГМИИ им. А. С. Пушкина на реконструкцию, в пустующих залах музея развернется курируемая Жан-Юбером Мартеном выставка «Древние украли все наши идеи».

Основу выставки, состоящей из тридцати тематических глав, составит коллекция Пушкинского музея, которую дополнят многочисленные произведения из других российских и зарубежных собраний. Жан-Юбер Мартен известен громкими проектами, расширяющими границы искусства, в которых он объединяет разные культуры, смешивает эпохи, признанные шедевры и работы, на которые традиционная история искусств смотрит свысока. Такова будет и готовящаяся выставка в Москве: сложносочиненное, многослойное повествование, каждую главу которого откроет знаковое для Пушкинского музея произведение, представленное в неожиданном контексте из ряда работ отечественных и зарубежных художников, а также анонимных мастеров древних цивилизаций. Одним словом, это будет время открытий, столь любимых самим Мартеном.

Бывший директор парижского Центра Помпиду, Кунстхалле в Берне и других крупных музеев, Жан-Юбер Мартен впервые показал европейской публике искусство Ильи Кабакова, курировал первую парижскую выставку Казимира Малевича, открыл имена уже ставших прижизненными классиками Кристиана Болтански, Аннет Мессаже, Даниеля Бюрена и других. С Россией его связывает давняя дружба: он выступал сокуратором легендарных перекрестных выставок «Париж — Москва» (1979) и «Москва — Париж» (1981), а также III Московской биеннале современного искусства в 2009 году.

Мы встретились с Жан-Юбером Мартеном в Пушкинском музее на ежегодной международной конференции «Випперовские чтения», посвященной развитию музеев в современном мире и программе «Пушкинский XXI», которая призвана знакомить зрителя с актуальным искусством наших дней и одновременно интегрировать его в классическое наследие.

: В вашей лекции на «Випперовских чтениях» вы говорили о необходимости адаптации музеев к современным реалиям, в частности к цифровой культуре. Какая модель общения со зрителем, на ваш взгляд, наиболее перспективна?

: Я не говорю о том, что все музеи должны измениться, но в некоторых случаях необходимо уходить от хронологического принципа подачи информации. Если зритель не профессиональный искусствовед и не обладает узкоспециальными знаниями по теме, он не может соотнести то, что видит на выставке, с историческим контекстом.

Для меня важно, что говорят и как выглядят сами произведения искусства, и это считывается без дополнительных подсказок в виде экспликаций даже неподготовленным зрителем. Мне интересно находить параллели в искусстве разных эпох и культур. Я считаю, что произведение искусства только выигрывает, если мы представляем его не сухим академическим языком, а в игровой форме, лишая его в некотором смысле нимба сакральности, который нередко мешает непредвзятому, непосредственному восприятию.

Вы также говорили о том, что хотите, чтобы зрители воспринимали выставки как развлечение, приятное времяпрепровождение, как, например, музыкальный концерт, но при этом, разумеется, интеллектуальное. Сохраняется ли сегодня восприятие музеев широкой публикой как заведений «высокой», а потому сложной для восприятия культуры, по вашему мнению?

Думаю, да. Что, в общем, не так уж неправильно. Но нам необходим баланс: с одной стороны, мы должны объяснить ценность великого произведения искусства, но, с другой, ничто не мешает нам предстать с менее «ценными» работами или объектами массовой культуры. Это разрушает сложившуюся иерархию «высокого» и «низкого», позволяет посмотреть на искусство свежим взглядом, открыть неожиданные аналогии.

В Великобритании и ряде других стран музеи сегодня рассматриваются не только как хранители культурного наследия, но и агенты позитивных социальных изменений. Каким потенциалом обладают музеи в этом качестве, по-вашему?

Социальный аспект крайне важен. В музее встречаются люди из разных социальных слоев. Даже если они не общаются друг с другом на выставке, их объединяет сам факт того, что они находятся в одном пространстве, куда их привела общая потребность: понять мир через искусство. Возвращаясь к тому, что я говорил ранее о развлечении: думаю, что, обращаясь к эмоциям зрителей, позволяя им получать удовольствие от искусства, куратор пробуждает их любопытство, мотивирует узнать больше о художнике, эпохе и т. д.

Каким образом музеи интегрированы в арт-рынок?

Музеи связаны с арт-рынком в том смысле, что время от времени они покупают произведения искусства для своих фондов, а также могут сотрудничать с коммерческими галереями, которые предоставляют работы для того или иного выставочного проекта. В остальном музейная и коммерческая сферы у нас во Франции строго разделены. Так, согласно профессиональной этике, куратор не может работать в музее и при этом быть вовлеченным в арт-рынок.

В чем особенности руководства музея классического и современного искусства?

Это совершенно разные вещи. Музей современного искусства имеет дело не только с работами, но часто и с самими художниками, с которыми необходимо выстраивать диалог. А, скажем, в музее древностей вы работаете исключительно с произведениями прошлого, которые интерпретируете. У меня часто возникает чувство, что, если бы в офис куратора явился Рембрандт или Хогарт, то он бы их выгнал, потому что его взгляды на искусство Рембрандта и Хогарта не совпали бы с тем, что он мог бы услышать от самих авторов. (Смеется.)

И собственно музеефикация современного искусства сопряжена с определенными сложностями...

Одна из проблем музеев современного искусства в том, что многие работы — инсталляции — занимают много места и, более того, нередко хрупки и быстро разрушаются. Если живопись и скульптуру не так сложно перемещать из хранилища в музейный зал и обратно, то с современным искусством дело обстоит иначе: зачастую оно требует специфических технических навыков для монтажа и демонтажа — умения обращаться с камерами, видеопроекторами, световым оборудованием и т. п.

Технологии развиваются так быстро — как, например, быть с устареванием видеоформатов?

На этот счет существуют две противоположных точки зрения. Одни считают, что, скажем, в инсталляции Нам Джун Пайка (американо-корейский художник, пионер видеоарта. — Прим. ред. ) 1950-х годов сегодня нужно использовать ту же модель телевизора, что была в оригинале. Другие, зачастую сами художники, гораздо легче к этому относятся, разрешают такие технические замены, если это не нарушает художественного замысла. Так, музеям очень дорого обходится хранение кассет VHS, которые требуют не только определенных условий, но и реставрации пленки. Появились даже специальные компании, которые восстанавливают VHS и переводят их в цифровой формат.

Общий принцип вашей кураторской практики можно определить как преодоление временных и пространственных границ и общепринятых концептов. Насколько этот подход сегодня получил распространение?

Одна из самых выраженных тенденций сегодня — концепция трансисторических и транскультурных выставок. Во французском языке мы обозначаем ее термином décloisonnement, что означает «устранение границ, преград». Она имеет своих сторонников и противников и сейчас является предметом обсуждений и споров. В конце 1960-х, когда я был студентом, нас учили, что на одной выставке нельзя представлять предметы из разных исторических и географических контекстов, если у них нет никаких точек пересечения. Но этот академический подход постепенно теряет позиции с развитием глобализации. Сегодня мы значительно свободнее. И художники, и зрители иначе воспринимают мир, способны сравнивать и проводить аналогии. Поэтому в одном выставочном пространстве могут появляться предметы из совершенно не связанных контекстов, но при этом объединенные по какому-то другому признаку: формы, цвета, материала. Это стимулирует воображение и новые идеи. Я убежден, что в интерпретации искусства мы не должны ограничиваться историческим аспектом. Что, собственно, только подчеркивает его поэтическую, вневременную сущность.

Мне кажется, это похоже на то, что происходит в современном театре, где зритель часто становится соавтором или непосредственным участником спектакля.

Да, эта тенденция наблюдается и в других видах искусства. В музыкальном концерте, например, Моцарт может соседствовать одновременно с The Beatles и Кейджем, и это интересно, потому что позволяет избавляться от ярлыков и сформированных представлений. Более того — такой подход привлекает в музеи молодую аудиторию, которая формируется современной эклектичной культурой.

Когда вы только начали практиковать ваш подход, приходилось сталкиваться с сопротивлением? Как вы его преодолевали?

Было непросто. (Смеется.) В 1978-м, когда я курировал первую в Париже выставку Малевича, я заметил любопытную вещь: критики и журналисты подходили ко мне, задавали вопросы так, как будто я был живым голосом Малевича. Мне это казалось таким странным. И я подумал: не хочу на всю оставшуюся жизнь остаться специалистом по Малевичу. Я очень любопытен. Для меня искусство — фантастическая область, неисчерпаемый источник открытий. Притом что я высоко ценю профессионалов в той или иной узкой области, самому мне гораздо интереснее история искусств во всем многообразии и сложности. Но в то же время мне доставляет удовольствие анализировать конкретные работы, открывая в них все новые значения и спрятанные смыслы. Отсюда и мой синтетический подход.

В какой стадии сейчас подготовка выставки в Пушкинском музее?

В довольно продвинутой, мы многое сделали, потому что изначально она планировалась на 2019 год, но в связи с проектом по реконструкции главного здания ее сдвинули на 2021 год. Я работаю над этой выставкой почти два года, у меня уже есть общая структура и список экспонатов. Конечно, некоторые детали в процессе изменятся, но принципиальная концепция готова.

Расскажите о своих недавних искусствоведческих открытиях — возможно, в процессе работы над выставкой в Пушкинском музее.

Пару недель назад я получил каталог выставки «Искусство смеха» в Музее Франса Халса, который с большим удовольствием прочел от корки до корки. Выставка посвящена комической живописи XVII столетия, золотого века голландского искусства, и является результатом многолетнего исследования. Картины с юмористическими сюжетами — довольно интересный культурный факт для тогдашнего протестантского общества. Долгое время считалось, что эта живопись, часто фривольного содержания, служила антипримером, показывая, как нельзя себя вести. Но, согласитесь, сложно представить себе отца семейства, повесившего у себя дома в столовой сцену с женщинами легкого поведения, который говорит своим детям, что они ни в коем случае не должны повторять ее в жизни. Конечно, были люди, которые строго придерживались религиозных норм, но были и другие, которые к морали относились менее серьезно и к тому же имели достаточно денег, чтобы заказывать художникам подобного рода картины.

Как сегодня меняется образование в области искусства?

Все зависит от страны. Я могу говорить, как обстоят дела во Франции. Начиная с 1960-1970-х годов, с появлением концептуального искусства, художественные школы развивались очень быстро. В некоторых случаях даже слишком быстро. В конце 1970-х был момент, когда в вузах совсем перестали преподавать рисунок и живопись, но сейчас мы к этому вновь возвращаемся. Надеюсь, что сегодня установился определенный баланс. У нас много художественных школ, и каждая специализируется на том или ином направлении, так что студенты могут выбирать, исходя из своих интересов и навыков, которые они хотят освоить.


КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ ГОЛЛАНДИИ

Отправляясь на отдых в Голландию, не удивляйтесь глубоким различиями в наших культурах.

Это может походить на клише, но голландцы неистово либеральны и полагают, что человек должен быть свободным и независимым, делать то, что он хочет, пока это не причиняет беспокойства другим людям. Социальные отношения в Голландии легко можно проиллюстрировать наличием в свободной продаже так называемых «мягких» наркотиков. Они также либеральны по отношению к еде и всяческим диетам - без всяких угрызений совести едят холестериновое мясо, десерты и запивают все алкоголем.

Голландцы очень сдержанны и терпимы к чужому мнению, их вежливость вошла в поговорку.

Роскошно одеваться в Амстердаме не принято: это признак расточительности, а значит дурной тон. К тому же амстердамцы - народ простой, и считают, что даже если кто и располагает большими средствами, то совершенно незачем выставлять этот факт напоказ и добиваться чьего-то расположения своим видом.

Живопись всегда занимала первые места на повестке дня в Голландии. Нидерланды породили целое царство известных живописцев - Рембрант, Франс Халс, Джохэйннс Вермир, Винсент ван Гог, Пиет Мондриан, Мауриц Ешер.

Мировую славу завоевал нидерландский балет. Большие успехи достигнуты в области оперного искусства. В Нидерландах работают около десяти симфонических оркестров.

ПРАЗДНИКИ

В канун Нового года голландцы празднуют день святого Сильвестра. 31 декабря все спешат встать пораньше: тот, кто встал последним, получает прозвище “Сильвестр” и должен заплатить штраф. В старые времена девушки старались быть особо прилежными и выполнить всю свою работу до захода солнца, чтобы в наступающем году обязательно выйти замуж. А голландские дети больше всего любят день Святого Николая (5 декабря). В этот день они устраивают костюмированные шествия и получают в подарок мешочки с традиционными сладостями. И все же главный праздник - это 25 декабря, Рождество.

Голландские тюльпаны

В Голландию тюльпаны завезли из Турции, поэтому их стали называть «тюльпан» (от искаженного турецкого «тюрбан» – головной убор). В Золотом веке тюльпан стал символом благосостояния голландцев. В 30-е гг. XVII в. три луковицы сорта Семпер Август (Semper Augustus) были проданы на аукционе за 30 тыс. гульденов (столько же стоил дом в самом престижном районе Амстердама).
История с тюльпанами - возможно, самый известный случай, когда люди ради быстрого обогащения совершали необдуманные поступки. Эта история началась в 1593 году, когда некий голландский профессор привез домой из Турции луковицы необычных цветов. В последующее десятилетие цветы имели большой успех, и вскоре их цена резко возросла. Многие из цветов были подвержены воздействию специфических цветочных заболеваний, что привело к появлению тюльпанов с более оригинальной окраской, которые ценились еще дороже.

Вскоре «тюльпания» набрала неслыханные обороты. Торговцы закупали все больше и больше тюльпанов. Цены на луковицы росли все быстрее. Люди стали видеть в тюльпанах очень привлекательный инвестиционный инструмент. В этот процесс оказались вовлечены буквально все слои общества. Пик «увлечения» тюльпанами пришелся на 1634-1637 года. Люди продавали свои земли, дома, драгоценности, надеясь, что тюльпаны сделают их богаче. Все ожидали, что скоро другие страны начнут также покупать луковицы, и цены возрастут еще больше. В 1637 году некоторые инвесторы решили зафиксировать часть прибыли и начали продавать тюльпаны. Хотя правительство уверяло, что никаких причин для беспокойства не существует, никто уже не слушал. Цены снижались с катастрофической быстротой. Вскоре цена на луковицу тюльпана практически не отличалась от цены обыкновенного лука.

Кто-то может возразить, что в этой истории есть выигравшие и проигравшие. В самом деле, те, кто был вначале этого процесса, получили сверхвысокие доходы. Те, кто присоединились позже и не успели во время продать, потеряли практически все. Но, в конечном счете, проигравшими оказались все жители страны, поскольку вскоре после окончания «тюльпании» в Голландии наступил жестокий экономический кризис.

- (красная, сверху слева) Культура Эртебёлле (дат. Ertebølle) или … Википедия

Культура Бельгии - Содержание 1 Изобразительное искусство 2 Архитектура 3 Музыка … Википедия

Культура Элп - Местонахождение Элпской и соседних культур. Элпская культура археологическая культура бронзового века, существовавшая в период 1800 800 гг. до н. э. Существовала в основном на территории Нидерландов. Для данной культуры была характерна… … Википедия

Культура археологическая - Археологическая культура совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому либо характерному признаку, которым она отличается от других: по… … Википедия

Культура линейно-ленточной керамики - Археологическая культура Культура линейно ленточной керамики Неолит … Википедия

Культура ленточной керамики - Распространение культуры линейно ленточной керамики в середине V тысячелетия до н. э. Западная LBK (жёлтая), восточная LBK (светло зеленая) Линейно ленточной керамики культура (англ. Linear Pottery culture, фр. Culture rubanée, нем.… … Википедия

Культура воронковидных кубков - Археологическая культура Культура воронковидных кубков Неолит … Википедия

Культура эпохи Возрождения в Нидерландах - Гуманизм XVI в. Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Формирование нового социально экономического уклада, крушение религиозной догматики средневековья и зарождение нового, светского по своему… … Всемирная история. Энциклопедия

Культура лейковидных кубков - Воронковидный кубок Культура воронковидных кубков, КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) староевропейская мегалитическая культура (4000 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита. Содержание 1 Поселения … Википедия

Культура Хилверсюм - Хилверсюмская культура обозначение группы древнего населения Нидерландов, обитавшего там в период раннего бронзового века. Культура относится к периоду 18 9 веков до н. э. (датировка спорная, верхняя граница культуры могла быть более древней).… … Википедия

Книги

  • Западная Европа. XVI век. Цивилизация, культура, искусство , . Сборник состоит из статей, написанных на основе выступлений авторов на одноименной всероссийской конференции, состоявшейся осенью 2005 года в Государственном институте искусствознания в… Купить за 595 руб
  • Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки , Хейзинга Йохан. Книга завершает начатое выходом в свет "Осени Средневековья" (1988)и продолженное затем Homo ludens / Человеком играющим (1997) издание основных произведений выдающегося нидерландского…

Это небольшое по площади европейское государство всегда притягивало к себе мечтательные взгляды путешественников. "Виной" тому не только мельницы, кофешопы и поля тюльпанов, но и необыкновенно богатая культура Нидерландов, страны, подарившей миру Рембрандта, Декарта и Анну Франк.

Школа из Гааги

При упоминании Голландии на ум приходят великолепные полотна художников, творчество которых связано единой школой. Она носит название Гаагской и представляет собой художественное объединение, возникшее в Нидерландах в XIX веке. Школа оказала заметное влияние на всю живопись в стране, а ее самым известным представителем стал Винсент ван Гог.
Полотна других выдающихся голландцев можно увидеть в экспозициях лучших музеев мира. Самые популярные галереи расположены в столице, Роттердаме и Гааге:

  • Дом музей Рембрандта в Амстердаме, где в течение двух десятилетий жил и творил великий живописец. В качестве главных экспонатов представлены графические работы художника и его офорты.
  • Музей Бойманса-ван Беннинга – одна из крупнейших голландских картинных галерей в Роттердаме. Предлагает посетителям работы Босха, Рембрандта, Рубенса, Кандинского и Дали. Среди выставленных шедевров – работа Питера Брейгеля "Малая Вавилонская башня", написанная в 1563 году.
  • Городской музей Амстердама представляет все направления искусства. Его уникальные экспонаты – картины Моне, Пикассо, Шагала и Сезанна.

Десятка ЮНЕСКО

Именно столько объектов в этой стране организация ЮНЕСКО сочла достойными списков Всемирного культурного наследия. Культура Нидерландов складывалась на протяжении многих столетий, свой вклад в ее формирование внесли и архитекторы, и скульпторы, и живописцы, и музыканты. Памятники архитектуры на небольшой территории Голландии расположены с большой плотностью, а потому в списки охраняемых объектов попали целые кварталы и города.
Особую ценность для потомков представляют гавань и историческая часть города Виллемстада, старые оборонительные сооружения в столице, остров Схокланд с его церковью-музеем, система каналов XVII века в Амстердаме.

О хлебе насущном

Не менее важной частью культуры Нидерландов стала и национальная кухня. Ее блюда приготовлены большей частью из рыбы и морепродуктов, а знаменитый голландский сыр стал всемирно известным брендом уже много десятков лет назад. Самые популярные сорта сыра, поставляемые на экспорт и любимые самими голландцами – "Эдам", "Маасдам", "Гауда" и "Леердам".

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения