Кристоф виллибальд глюк и его оперная реформа. Глюк кристоф виллибальд - биография Годы учения Глюка

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

ГЛЮК (Gluck ) Кристоф Виллибальд (1714-1787), немецкий композитор. Работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр 19 и 20 веков. Оперы (свыше 40): "Орфей и Эвридика" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770), "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779).

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (Кавалер Глюк, Ritter von Gluck) (2 июля 1714, Эрасбах, Бавария - 15 ноября 1787, Вена), немецкий композитор.

Становление

Родился в семье лесничего. Родным языком для Глюка был чешский. В возрасте 14 лет покинул семью, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением, затем в 1731 поступил в Пражский университет. В годы учебы (1731-34) служил церковным органистом. В 1735 переехал в Вену, затем в Милан, где занимался у композитора Дж. Б. Саммартини (ок. 1700-1775), одного из крупнейших итальянских представителей раннего классицизма.

В 1741 в Милане была поставлена первая опера Глюка "Артаксеркс"; затем последовали премьеры еще нескольких опер в разных городах Италии. В 1845 Глюк получил заказ на сочинение двух опер для Лондона; в Англии он познакомился с Г. Ф. . В 1846-51 работал в Гамбурге, Дрездене, Копенгагене, Неаполе, Праге. В 1752 обосновался в Вене, где занял должность концертмейстера, затем капельмейстера при дворе князя Й. Саксен-Гильдбурггаузенского. Кроме того, сочинял французские комические оперы для императорского придворного театра и итальянские оперы для дворцовых увеселений. В 1759 Глюк получил официальную должность в придворном театре и вскоре удостоился королевской пенсии.

Плодотворное содружество

Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей первой совместной работе, балете "Дон Жуан", им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера "Орфей и Эвридика" (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) - первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка. В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу "Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки", а год спустя - еще два балета. В 1767 успех "Орфея" был закреплен оперой "Альцеста" также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа - Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера "Парис и Елена" (1770) имела более скромный успех.

В Париже

В начале 1770-х годов Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в Париже были поставлены "Ифигения в Авлиде" и "Орфей" - французская редакция "Орфея и Эвридики". Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция "Альцесты" (1776) и "Армида" (1777). Последнее произведение послужило поводом для ожесточенной полемики между "глюкистами" и сторонниками традиционной итальянской и французской оперы, которую олицетворял талантливый композитор неаполитанской школы Н. Пиччинни, приехавший в Париж в 1776 по приглашению противников Глюка. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы "Ифигения в Тавриде" (1779) (впрочем, поставленная в том же году опера "Эхо и Нарцисс" провалилась). В последние годы жизни Глюк осуществил немецкую редакцию "Ифигении в Тавриде" и сочинил несколько песен. Последним его произведением стал псалом De profundis для хора и оркестра, который исполнялся под управлением А. Сальери на отпевании Глюка.

Вклад Глюка

Всего Глюк написал около 40 опер - итальянских и французских, комических и серьезных, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе прочное место в истории музыки. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры "Альцесты" (написанном, вероятно, при участии Кальцабиджи). Они сводятся к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей и, особенно, вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий - соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то естьь контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным. Большая часть этих принципов воплотилась в опере "Орфей", где речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не отделены друг от друга резкими границами, а отдельные эпизоды, в том числе танцы и хоры, объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет "Орфея" апеллирует к простым человеческим чувствам. По уровню мастерства Глюк заметно уступал таким своим современникам, как К. Ф. Э. Бах и Й. Гайдн, однако его техника, при всей своей ограниченности, в полной мере отвечала его целям. В его музыке сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор (как в "Танце фурий" из "Орфея"), пафос и возвышенная лирика.

Знаменитый композитор Кристоф Виллибальд Глюк сумел предложить музыкальному сообществу новую драматургию оперы, иные формы музыкального выражения, «освободил» оперное искусство от придворной эстетики. Все оперы, сочиненные композитором, в полной мере обладают психологической правдивостью, глубиной чувств и страстей.

Становление композитора

Кристоф Виллибальд Глюк появился на свет 2 июля 1714 года в местечке Эрасбах, расположенном в австрийской земле Фальц. Отец Кристофа, лесничий по профессии, считал музыку недостойным занятием и всячески препятствовал обучению сына.

Подросток, страстно любивший музыку, не выдержал такого отношения и ушел из дому. Он много странствовал и мечтал о получении хорошего образования. Странствия привели Кристофа в Прагу, где в 1731 году он сумел поступить на философский факультет Пражского университета. Глюк успешно совмещает учебу в университете и занятия музыкой, поет в хоре церкви св. Якова. Кроме того, юноша часто путешествует по окрестностям Праги, запоминает и разбирает народную чешскую музыку.

Уже через четыре года Кристоф Виллибальд становится сформировавшимся музыкантом и получает предложение стать камер-музыкантом придворной миланской капеллы. С 1735 года начинается творческий путь Глюка как оперного композитора: в Милане он знакомится с творчеством лучших итальянских композиторов, берет уроки создания оперной музыки у Дж. Саммартини.

Признание творческого таланта

Первый большой успех пришел к композитору в 1741 году, когда состоялась премьера оперы «Артаксеркс», принесшая известность и популярность молодому автору. Заказы на сочинения не заставили себя долго ждать. В течение трех лет Глюк создает оперы-seria «Деметрий», «Поро», «Демофонт» и другие.

Композитора приглашают на гастроли в Англию. Во время выступлений в Лондоне Глюк получает сильнейшие впечатления от прослушанной оратории другого . Впоследствии Кристоф поставил своим творческим ориентиром столь монументальный и величественный музыкальный стиль. Европейские гастроли не только позволили раскрыться самому композитору, но и познакомиться с различными оперными школами, почерпнуть массу идей, завязать интересные творческие контакты.

С переездом в австрийскую столицу в 1752 году начинается новый этап творческой карьеры композитора. Глюк становится дирижером придворной оперы, а в 1774 году удостаивается звания «действительного императорского придворного композитора». Кристоф продолжает писать оперную музыку, в основном, на комические либретто французских композиторов. Среди них «Остров Мерлина», «Мнимая рабыня» и другие. В сотрудничестве с французским хореографом Анджолини композитор создает балет-пантомиму «Дон-Жуан». Балет был поставлен по редкому для того времени трагедийному сюжету из пьесы Мольера, затрагивающему извечные вопросы человеческого бытия.

«Орфей». Революция в опере

Наиболее важной вехой в творчестве Глюка, с точки зрения развития всемирного музыкального искусства, является опера «Орфей». Это реформаторское произведение, созданное Кристофом Глюком в соавторстве с либреттистом Р. Кальцабиджи, стало восхитительным образцом построения крупной оперной формы, в котором прекрасно сочеталось музыкальное и сценическое развитие сюжета. Арии героя древнегреческого мифа Орфея, соло флейты и многие другие фрагменты оперы раскрыли мелодический гений Кристофа Глюка.

Вскоре после премьеры «Орфея», в 1767-1770 годах, в свет выходят еще две оперы созданного Глюком реформаторского стиля: «Альцеста» и «Парис и Елена». Однако новаторские идеи композитора не были должным образом оценены австрийской и итальянской публикой. Глюк переезжает в Париж, где проводит самый плодотворный творческий период в своей жизни.

Вот неполный перечень парижских сочинений композитора:

  • «Ифигения в Авлиде» (1774);
  • «Армида» (1777);
  • «Ифигения в Тавриде» (1779);
  • «Эхо и нарцисс» (1779).

Парижская культурная элита разделилась в оценке творчества композитора. Французские просветители были целиком и полностью увлечены произведениями Глюка, но приверженцы старой французской оперной школы стремились всячески воспрепятствовать его творчеству в Париже. Композитору приходится вернуться в австрийскую столицу. 15 ноября 1787 года тяжело заболевший Кристоф Глюк ушел из жизни.

ГЛЮК, КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД (Gluck, Christoph Willibald) (1714–1787), немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился 2 июля 1714 в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из Северной Чехии и жили на землях князя Лобковица. Глюку было три года, когда семья вернулась на родину; он учился в школах Камница и Альберсдорфа. В 1732 он отправился в Прагу, где, по-видимому, слушал лекции в университете, зарабатывая на жизнь пением в церковных хорах и игрой на скрипке и виолончели. По некоторым данным, он брал уроки у чешского композитора Б.Черногорского (1684–1742).

В 1736 Глюк прибыл в Вену в свите князя Лобковица, но уже в следующем году перешел в капеллу итальянского князя Мельци и вслед за ним отправился в Милан. Здесь Глюк в течение трех лет занимался композицией с крупным мастером камерных жанров Дж.Б.Саммартини (1698–1775), и в конце 1741 в Милане прошла премьера первой оперы Глюка Артаксеркс (Artaserse ). Далее он вел жизнь, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т.е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 Глюк сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон; их путь лежал через Париж, где Глюк впервые услышал оперы Ж.Ф.Рамо (1683–1764) и высоко оценил их. В Лондоне Глюк встречался с Генделем и Т.Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, Падение гигантов , La Caduta dei Giganti , – пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат. Во второй половине 1746 композитор уже находился в Гамбурге, на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П.Минготти. До 1750 Глюк разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы. В 1750 он женился и обосновался в Вене.

Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывала в полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 уже пользовалось определенной известностью. В 1752 неаполитанский театр «Сан Карло» заказал ему оперу Милосердие Тита (La Clemenza di Tito ) на либретто крупного драматурга той эпохи Метастазио. Глюк сам дирижировал, причем вызвал как острый интерес, так и ревность местных музыкантов и получил похвалу от маститого композитора и педагога Ф.Дуранте (1684–1755). По возвращении в Вену в 1753 он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставался в этой должности до 1760. В 1757 папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался – «Кавалер Глюк» (Ritter von Gluck).

В этот период композитор вошел в окружение нового управляющего венскими театрами графа Дураццо и много сочинял как для двора, так и для самого графа; в 1754 Глюк был назначен дирижером придворной оперы. После 1758 он усердно трудился над созданием произведений на французские либретто в стиле французской комической оперы, которую насаждал в Вене австрийский посланник в Париже (имеются в виду такие оперы, как Остров Мерлина , L"Isle de Merlin ; Мнимая рабыня , La fausse esclave ; Одураченный кади , Le cadi dupé ). Мечта об «оперной реформе», целью которой являлось восстановление драмы, зародилась в Северной Италии и владела умами современников Глюка, причем особенно сильны эти тенденции были при Пармском дворе, где большую роль играло французское влияние. Дураццо происходил из Генуи; годы творческого становления Глюка прошли в Милане; к ним присоединились еще два художника родом из Италии, но имевших опыт работы в театрах разных стран, – поэт Р.Кальцабиджи и хореограф Г.Анджоли. Таким образом сложилась «команда» из одаренных, умных людей, притом достаточно влиятельных, чтобы воплотить общие идеи на практике. Первым плодом их сотрудничества стал балет Дон Жуан (Don Juan , 1761), затем на свет появились Орфей и Эвридика (Orfeo ed Euridice , 1762) и Альцеста (Alceste , 1767) – первые реформаторские оперы Глюка.

В предисловии к партитуре Альцесты Глюк формулирует свои оперные принципы: подчинение музыкальной красоты драматической правде; уничтожение неосмысленной вокальной виртуозности, всякого рода неорганичных вставок в музыкальное действие; трактовка увертюры как вступления к драме. В сущности, все это уже имелось в современной французской опере, и поскольку австрийская принцесса Мария Антуанетта, в прошлом бравшая у Глюка уроки пения, стала тогда супругой французского монарха, неудивительно, что вскоре Глюку заказали ряд опер для Парижа. Премьера первой, Ифигении в Авлиде (Iphigénie en Aulide ), прошла под управлением автора в 1774 и послужила поводом для ожесточенной борьбы мнений, настоящей схватки между сторонниками французской и итальянской оперы, которая продолжалась около пяти лет. За это время Глюк поставил в Париже еще две оперы – Армиду (Armide , 1777) и Ифигению в Тавриде (Iphigénie en Tauride , 1779), а также переработал для французской сцены Орфея и Альцесту . Фанатики итальянской оперы специально пригласили в Париж композитора Н.Пиччинни (1772–1800), который был талантливым музыкантом, но выдержать соперничества с гением Глюка все-таки не смог. В конце 1779 Глюк вернулся в Вену. Умер Глюк в Вене 15 ноября 1787.

Творчество Глюка является высшим выражением эстетики классицизма, которая уже при жизни композитора уступала место зарождавшемуся романтизму. Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное место в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой и глубокой выразительностью.

Кристоф Виллибальд Глюк внес огромный вклад в историю музыки как выдающийся композитор и реформатор оперы. Редко кто из оперных композиторов последующих поколений не испытал в большей или меньшей степени влияния его реформы, в том числе и авторы русских опер. А великий немецкий оперный революционер, ставил творчество Глюка очень высоко. Идеи развенчать рутину и штампы на оперной сцене, покончить там со всевластием солистов, сблизить музыкальное и драматическое содержание – все это, пожалуй, остается актуальным и до сих пор.

Кавалер Глюк – а именно так он имел право представляться с тех пор, как был пожалован Орденом Золотой Шпоры (эту почетную награду он получил от Папы Римского в 1756 году за заслуги в музыкальном искусстве) – родился в очень скромной семье. Его отец служил лесничим князя Лобковица. Семья проживала в городке Эрасбахе, это к югу от Нюрнберга, в Баварии, а точнее – Франконии. Через три года они переехали в Богемию (Чехия), и там будущий композитор получил образование, сначала в иезуитском колледже г.Комотау, затем – против воли отца, не желавшего сыну музыкальной карьеры – уехал самостоятельно в Прагу и там посещал занятия на философском факультете университета и одновременно уроки гармонии и генерал-баса у Б.Черногорского.

Князь Лобковиц, известный меценат и музыкант-любитель, обратил внимание на талантливого и трудолюбивого молодого человека и взял его с собой в Вену. Там и произошло знакомство с современным оперным искусством, пришло увлечение им – но одновременно и сознание недостаточности своего композиторского вооружения. Попав в Милан, Глюк совершенствовался под началом опытного Джованни Саммартини. Там же, с постановки оперы-сериа (что означает “серьезная опера”) “Артаксеркс” в 1741 г. стартовала его композиторская карьера, и надо отметить – с большим успехом, что придало автору уверенности в своих силах.

Имя его стало известным, начали поступать заказы, и новые оперы были поставлены на сценах различных европейских театров. Вот только в Лондоне музыку Глюка приняли холодно. Там, сопровождая Лобковица, композитор не имел достаточно времени, и смог только поставить 2 “Пастиччо”, что означало “опера, составленная из отрывков из сочиненных ранее”. Зато именно в Англии на Глюка произвела огромное впечатление музыка Георга Фридриха Генделя, и это заставило его всерьез задуматься над собой.

Он искал свои пути. Попытав счастья в Праге, вернувшись затем в Вену, он попробовал себя в жанре французской комической оперы (“Исправленный пьяница” 1760г., “Пилигримы из Мекки” 1761. и др.)

Но судьбоносная встреча с итальянским поэтом, драматургом и талантливым либреттистом Раньеро Кальцабиджи открыла ему истину. Он наконец нашел единомышленника! Их объединила неудовлетворенность современной оперой, которую они как раз знали изнутри. Они стали стремиться к более тесному и художественно верному соединению музыкального и драматического действия. Они выступили против превращения живого спектакля в концертные номера. Результатом их плодотворного сотрудничества стали балет “Дон Жуан”, оперы “Орфей и Эвридика” (1762), “Альцеста” (1767) и “Парис и Елена” (1770) – новая страница в истории музыкального театра.

К тому времени композитор уже был давно и счастливо женат. Его молоденькая супруга к тому же принесла с собой большое приданое, и можно было целиком посвятить себя творчеству. Он был очень уважаемым музыкантом в Вене, и деятельность под его руководством “Музыкальной академии” была одним из интересных событий в истории этого города.

Новый поворот судьбы произошел, когда знатная ученица Глюка, дочь императора Мария-Антуанетта, стала королевой Франции и взяла с собой своего любимого учителя. В Париже она стала его активной сторонницей и пропагандисткой его идей. Ее супруг, Людовик XV, напротив был в числе сторонников итальянских опер и покровительствовал им. Споры о вкусах вылились в настоящую войну, так и оставшуюся в истории, как “война глюкистов и пиччинистов” (из Италии срочно был выписан композитор Никколо Пиччини на помощь). Новые шедевры Глюка, созданные в Париже – “Ифигения в Авлиде”(1773), “Армида”(1777) и “Ифигения в Тавриде” – ознаменовали собой вершину его творчества. Также он сделал вторую редакцию оперы “Орфей и Эвридика”. Сам Никколо Пиччини признал революцию Глюка.

Но, если творения Глюка победили в той войне, сам композитор сильно сдал здоровьем. Три инсульта подряд подкосили его. Оставив замечательное творческое наследие и учеников (среди которых был, например, Антонио Сальери), Кристоф Виллибальд Глюк умер в 1787 году в Вене, его могила сейчас находится на главном городском кладбище.

Музыкальные Сезоны

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения