Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети. Смысл названия романа И. Тургенева “Отцы и дети”

«Отцы и дети» - одно из самых лучших произведений И. С. Тургенева. Оно было написано во второй половине XIX столетия, однако не теряет своей актуальности и в наши времена. Для своего времени роман был знаковым, а образ Базарова для многих представителей тогдашней молодежи был идеалом. В романе друг другу противопоставляются представители старшего, консервативного, поколения и младшего, прогрессивного.

Актуальность произведения

Написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» не составит труда для тех школьников, которые уже знакомы с произведением. Помимо необходимости приготовить урок, есть большое количество и других причин, по которым стоит прочитать этот роман. Ведь в нем затрагиваются темы дружбы и любви, природы и человека. Конфликт, который описан в произведении, не теряет актуальность также и в наше время. Основная заслуга великого русского писателя заключается в том, что он сумел не просто описать это столкновение разных мировоззрений, но и описать психологию каждого героя, мастерски раскрыть душевные устремления каждого действующего персонажа, их внутреннюю борьбу.

Противоборствующие стороны в романе

В сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» учащийся может указать, что наиболее подробно писатель показывает нам этот конфликт во взаимоотношениях двух поколений - старшего и молодого. Через весь роман Тургенев показывает ту пропасть, которая разделяет их. Отличается мировоззрение представителей старшего и младшего поколений, их взгляды на различные события, а также на общечеловеческие идеалы. Однако писатель показывает и то, что несмотря на различия, есть и нечто общее между ними. Несмотря ни на что, представители отцов и детей всегда любят друг друга. Как бы ни разнились их принципы, и какими противоположными бы ни были взгляды на мир, эту любовь нельзя отрицать.

В творчестве Тургенева намного больше, чем в работах других писателей, нашли свое отображение политические идеи того времени - это также можно упомянуть в сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети». При этом сам писатель не примыкал ни к группе революционеров, ни к тем, кто считал себя демократами-либералами. Однако ближе всего по своему мировоззрению Тургенев походил на последнюю группу, а также к тем представителям общества своего времени, которые ненавидели крепостное право.

Что хотел сказать автор?

Произведение увидело свет в 1862 году. И само по себе название романа уже наталкивает читателя на размышления о том, что в нем будет разрешаться непростой вопрос о борьбе противоречий между двумя разными поколениями. Но, работая над сочинением «Смысл заглавия романа «Отцы и дети», нужно избежать распространенной ошибки и правильно указать, что же имел в виду писатель.

В действительности Тургенева волнует совсем другое. «Отцы и дети» - это две большие группы: те, кто живет идеями прошлого, консервативными взглядами; а также те новые люди, кто пришел сломать существующий устрой. И в своем произведении писатель пытается понять, кем же являются эти новые люди. Роман «Отцы и дети» - это, прежде всего, история борьбы двух совершенно разных политических мировоззрений. Противостояние осуществляется между двумя группами: старой дворянской интеллигенцией, взгляды которой являются либеральными, и новым поколением, имеющим революционно-демократические взгляды.

Базаров - бунтарь-одиночка

В сочинении с цитатами «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» учащийся может использовать, к примеру, такие фразы:«Мертвый живому не товарищ»;«Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои». В них отображаются те настроения, которые присутствуют в романе. Свое произведение автор построил так, что главный действующий персонаж находится во враждебном социальном окружении. Читатель не видит Базарова вместе со своими единомышленниками, в борьбе за свои взгляды. Он предстает только лишь в окружении враждебного ему общества. Он находится в постоянном противостоянии тем, кто находится рядом с ним.

Павел Петрович: представитель «отцов»

В кратком сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно описать и главных героев, а также то, к какой категории их относит писатель. Павел Петрович предстает перед читателем как умный человек, представитель интеллигенции, обладающий определенными достоинствами. Он честен, а также придерживается той морали, которую усвоил в юные годы. Однако его минус заключается в том, что он не видит движения времени, тех новых тенденций, которые появляются в обществе.

Павел Петрович придерживается только принципов своей молодости, считая, что без них могут жить только совершенно безнравственные люди. Однако его мировоззрение вступает в противоречие с теми идеями, которые в романе называются прогрессивными. Сам персонаж называет себя «либералом, который любит прогресс». Однако это всего лишь его личное мнение о себе. Автор же подчеркивает, что за этим либерализмом скрывается стремление к старому строю и его идеям. Все это Базаров чувствует уже при первом общении с Павлом Петровичем. Он не верил в его благородство, и не разделял его взглядов. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что борьба между двумя поколениями - неистребимый феномен.

Николай Петрович: стремление к прогрессу

Противоположным Павлу Петровичу героем является Николай Петрович. Он намного добрее, чем брат. Ему свойственна некоторая сентиментальность. В отличие от своего брата, который любит предаваться безделью, Николай Петрович старается заниматься хозяйством. Однако при этом он демонстрирует абсолютную беспомощность. Однако сам факт, что он хочет хотя бы что-то изменить в своей жизни, уже говорит о его стремлении к прогрессу.

Аркадий Кирсанов и его принадлежность к старшему поколению

По своему возрасту Аркадий Кирсанов относится к молодому поколению. Его взросление происходит в той среде, которая отличает его от окружения. Кирсанова увлекают идеи Базарова, и он считает себя его последователем. Однако в действительности он оказывается способным лишь подражать главному герою. Само по себе Кирсанов очень внушаем, и потому его привлекает личность Базарова.

Однако те взгляды, которые свойственны отцу и дяде, все-таки оказываются ближе Аркадию. И постепенно, находясь в родном имении, он отходит от Базарова. Окончательно отдаляет двух героев знакомство Кирсанова с Катей Локтевой. В будущем он становится гораздо более практичным хозяином, превосходя даже своего отца. И в этом можно увидеть прогресс и веяния нового времени. Однако, даже несмотря на юность Аркадия, его хочется отнести к представителям «Отцов».

Образ Базарова

Во всем произведении описывается лишь один представитель «детей» - это сам Базаров. Он противопоставляется дворянскому семейству Кирсановых, и является новым героем своей эпохи. В сочинении-рассуждении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно указать, что в этом противопоставлении и заключается главный конфликт всего романа. Во время общения с Павлом Петровичем Базаров подчеркивает свою связь с народом, говорит о том, что еще его дед «пахал землю». Поэтому он может считать себя ближе к крестьянам.

Одинцова - женский персонаж, относящийся к «отцам»

Мы рассмотрели, в чем заключается смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети». Но в нем, помимо противостояния двух поколений, также рассматривается тема нежных чувств. Во всех произведениях И. С. Тургенева его главный персонаж проходит испытание любовью. Эта же участь выпадает и на долю Евгения Базарова. И он оказывается на самоотверженную любовь, которая даже пугает Одинцову. Она видит, что с Базаровым ее разделяет пропасть непонимания, с ним она ощущает страх, и потому отказывается от отношений с ним. Для Одинцовой это самый простой способ справиться с ситуацией. Так как героиня отказывается от бури страстей, то ее писатель относит к поколению «отцов».

В 1862 году был опубликован четвертый по счету роман великого писателя Тургенева. Название романа - «Отцы и дети». В нем в полной мере отразились общественно-политические взгляды Тургенева и его прямое отношение ко всем происходящим в России событиям. Анализ романа "Отцы и дети" поможет наиболее полно ощутить все мысли и переживания автора.

Тема двух поколений

В романе «Отцы и дети» отражена тема двух поколений. Она была навеяна автору ожесточенной идеологической борьбой между демократами и либералами. Эта борьба развернулась во время подготовки крестьянской реформы. Ее описание наиболее подробно дал Тургенев. Анализ романа "Отцы и дети" интересен тем, что при рассмотрении определенных эпизодов можно более остро ощутить отразившийся в романе спор двух поколений. В нем рассмотрены такие события общественно-политической деятельности, как споры по вопросам истории и философии, а также полемика на тему науки и искусства.

Анализ произведения «Отцы и дети» можно начать с его названия. Само название романа очень часто понимается крайне упрощенно: конфликт разночинцев и аристократов, смена общественной идеологии поколений. Однако роман Тургенева «Отцы и дети» не исчерпывается только лишь одной социальной сферой. В нем есть и психологическое звучание. Сводить смысл романа исключительно к идеологии - понимать его «по-базаровски». Поскольку сам Базаров считает, что вся суть нового времени заключается в необходимости уничтожить с лица земли абсолютно все, что сделано «отцами», а также дискредитировать их с их моралью и принципами во имя весьма туманного «светлого будущего». Анализ произведения "Отцы и дети" дает четко понять одну из важнейших проблем в развитии всего человечества, раскрытых в произведении. Это проблема отцовства. Каждый человек с течением времени осознает свою духовную связь с прошлым, со своими корнями. Смена поколений – это всегда непростой и болезненный процесс. «Дети» перенимают от «отцов» духовный опыт человечества. Конечно, они не должны копировать своих «отцов». Им необходимо творчески переосмысливать их жизненное кредо. Во время социальных потрясений переоценка ценностей новым поколением проходит гораздо более жестоко и жестко, нежели это необходимо. Результаты всегда бывают крайне трагичными: слишком многое утрачивается в спешке, а затем слишком сложно восполнять эти проблемы.

Анализ героев романа

Особый интерес вызывает анализ героев. "Отцы и дети" - произведение, в котором мы встречаем таких ярких персонажей, как Базаров и Павел Кирсанов. Оба считают, что им известен ответ на вопрос, как осуществить преобразования в стране. Каждый из них уверен, что именно его идея принесет России процветание. Партийная принадлежность Базарова и Кирсанова прослеживается не только в манерах, но и в одежде. Читатель может узнать демократа-разночинца по крестьянской простоте речи, по «обнаженной красной руке» и намеренной небрежности костюма. Особенность позиций аристократа и демократа подчеркивается символическими деталями. У Павла Кирсанова такой деталью является запах одеколона. Его сильное пристрастие к хорошему запаху выдает стремление отстраниться от всего грязного, низкого, бытового, всего, что встречается в жизни. Таким образом, перед читателями предстают героиз-антагонисты. Их мировоззрение определяется принципиальными и непримиримыми противоречиями.

Анализ дуэли в романе «Отцы и дети»

Давайте сделаем анализ дуэли, "Отцы и дети" содержат эпизод, в котором Базаров со своим другом проезжают через Марьино, Никольское и родительский дом. В эту поездку «новый» Базаров уже отказывается от напряженных идеологических споров с Кирсановым. Только иногда он бросает достаточно плоские остроты, которые уже мало напоминают прежний фейерверк мыслей. Базарову противостоит «холодная вежливость» дяди. Они являются противниками друг для друга, но не признаются в этом даже самим себе. Постепенно враждебность меняется на взаимный интерес. Во время этой поездки Базаров впервые решил полюбопытствовать и узнать, на чем основаны аргументы его противника. Тем не менее, остановка в доме Кирсановых оборачивается для Базарова дуэлью. Поединка потребовал Павел Петрович. Он даже захватил с собой палку для того, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова на дуэль Кирсанов отошел от своих аристократических принципов. Ведь настоящему аристократу не следует снисходить до простолюдина. В те времена дуэль считался анахронизмом. Тургенев рисует в романе множество смешных и комичных подробностей. Дуэль начинается с приглашения в секунданты Петра, который перетрусил до полусмерти. Заканчивается дуэль трагикомичной раной «в ляжку» Павла Кирсанова, который будто нарочно надел «белые панталоны». Сила духа присуща обоим героям. Автор отмечал это и ранее. Но именно дуэль помогла преодолеть внутреннюю ограниченность. После дуэли Базаров и Кирсанов словно меняются. Так, Павлу Петровичу становится привлекателен чуждый ранее демократизм.

Смерть Базарова

В романе "Отцы и дети" анализ эпизода смерти Базарова стоит отдельного внимания. Хотя исход дуэли закончился благополучно, Павел уже давно духовно умер. Разорвало последнюю нить с жизнью его расставание с Фенечкой. Его противник также уходит из жизни. В романе крайне настойчивыми кажутся упоминания об эпидемии. Она никого не щадит, и от нее нет спасения. Несмотря на это, герой ведет себя так, как будто для него холера не представляет опасности. Базаров понимал, что он создан для терпкой и горькой жизни революционера-агитатора. Он принимал данное звание, как свое призвание. Но в конце романа он задумывается, что же делать дальше, когда прежние идеи подверглись сомнению, а наука так и не дала ответы на интересующие вопросы. Базаров пытается найти истину в разговорах с неизвестным ему мужиком, но так и не находит ее.

В наши дни

В наши дни произведение «Отцы и дети» изучается во всех школах и гумманитарных ВУЗах страны. Проблема противоборства поколений является довольно значимой, молодежь настаивает на своих нравственных ценностях, которые "отцы" отказываются понимать. Для того чтобы раставить все точки над "И", прочитайте это гениальное произведение Тургенева.

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы». Сюда относятся «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение - значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.
Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения - его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа «Отцы и дети».
Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают «Отцы и дети». Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. «Война и мир», «Преступление и наказание» как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. «Отцы и дети» заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с «Волками и овцами» А.Н.Островского.
Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым - проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе «Евгения Онегина»:
Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются «вечные» темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности, более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о «вечном примирении и о жизни бесконечной...». Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д.И.Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему «отцов и детей» критик пытался решить практически, исследуя, «как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении...». Для Писарева Тургенев - « один из лучших людей прошлого поколения». Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его «мнения и суждения», «выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей». Писарев увидел «выведенные явления жизни» как очень близкие для себя, такие близкие, «что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа». Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: «теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум... выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни». Поэтому критик мог написать такие слова: «Когда умер такой человек, как Базаров... тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?» Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.
Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию «Отцов и детей».
На сюжетном уровне название «Отцы и дети» задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы - разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и «третьим» сословием, активно выступавшим на историческую арену.
Главные представители названных общественных сил в романе - Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает «его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику». Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку». «Одежонка» Базарова - «длинный балахон с кистями». Не случайно в то же «мгновение» появляется Павел Петрович, «одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его «нигилизм», а за изысканностью Кирсанова - его «принсипы». Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие - только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение.
Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это «заложено» в понятие «отцов и детей», которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению «отцов» (либеральных дворян) и «детей» (демократов). Политический конфликт - может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется «детская» черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. «Отцы» в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее «детей», пока последние, в свою очередь, не стали отцами. «Отцы» не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка «отставляет» таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что «песенка наша спета». Однако «дети», вытесняя «отцов», сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: «...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» Проблема «отцов и детей» получает в романе Тургенева философское обобщение.
Что представляет название романа в плане словесном? Выражение «отцы» и «дети» в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы - участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под «отцами» можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые - «дети». Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: «Старые и новые». Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!
Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема «отцов» и «детей» буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, «получившего, как некогда он сам, звание кандидата», и как сын «боевого генерала 1812 года». Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». «Вот теперь настала наша очередь...» - продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: «Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я...» Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда рн ясно осознал свое разъединение с сыном. «Брат говорит, что мы правы, - думал он, - и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость».
В романе Тургенева звучит мотив перемен. «Преобразования необходимы...» - думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», - восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то «новое» у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.
Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?
Как грустно мне твое явленье,
Весна! Весна!
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности - и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.
Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? «Отцы и дети» - это символ вечно обновляющейся жизни. Роман «Отцы и дети» - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.

В романе «Отцы и дети» описан конфликт двух поколений. Это разногласие происходит не только оттого, что часть героев относится к поколению «отцов», а другая - «детей», но и потому, что они представляют разные слои общества - дворянства и демократов-разночинцев и являются выразителями противоположных идей, различных мнений.

Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова можно отнести к поколению «детей», а Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых - к поколению «отцов». Дети получили многое от своих родителей, но пошли значительно дальше в своем развитии.

В чем же смысл названия романа? "Отцы и дети" - это символ вечно обновляющейся жизни. Роман "Отцы и дети" - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он её понял. В романе "Отцы и дети" очень богатая проблематика. Но главной проблемой, на мой взгляд, является нигилизм.

В чем же сущность нигилизма, в частности нигилизма Базарова?

Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

Роман направлен против дворянства, причем в этом произведении Тургенева обличается именно весь класс помещиков, а не отдельно взятых дворян, показана их неспособность вести Россию дальше по пути развития. Прежняя, изжившая себя мораль, устаревает, уступая место новому, прогрессивному движению, новой морали. Одним из носителей этой морали является Евгений Базаров. Базаров – разночинец, который, видя упадок государства, встает пока еще не на путь строительства новых устоев, но на путь нигилизма, предшествующего этому грядущему строительству.

По его же словам, он отрицает абсолютно все – искусство, поэзию, авторитеты, религию, самодержавие, даже любовь. Отличительная черта нигилизма Базарова в том, что он не борется против того, что отрицает. Ему все равно, пойдут ли за ним и за его убеждениями, он не проповедует нигилизм, лишь не скрывает своих убеждений и не боится открыто их высказать. Он материалист, и это не лучшая его черта – он называет духовность "романтизмом" и "вздором", а людей-носителей ее, презирает. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта" – слова Базарова, из которых мы можем заключить, что материальный мир для него куда важнее духовного.

Хотя надо сказать, что не ко всему материальному миру у него такое почтительное отношение – его не волнует его собственное материальное состояние и то, что о нем думают другие люди. Он неприхотлив, мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится добыть как можно больше денег - ему хватает того, что у него есть. И эта черта – признак сильных и умных людей.

Тургенев не видел будущего за поколением “отцов”, оно отжило свой век, но также автор не видел будущего и за “детьми”, пришедшими в мир, чтобы “разрушить” его, “расчистить место”, не создав при этом ничего нового. Именно поэтому Тургенев “убивает” своего героя, не видя за ним будущего, той роли, которую он бы мог сыграть в движении России вперед. Но заслуга автора в том, что он создал образ современного человека, представителя разночинной молодежи 60-х годов.

Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Базарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры.

Критики XX века В. В. Боровский и А. В. Луначарский считали роман «Отцы и дети» значительным явлением не только литературы, но и всей общественной жизни, крупным фактом идейной борьбы 60-х годов.

В шестидесятые годы 19-го столетия в свет вышел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Эта книга стала знаковой для своего времени. Образ Базарова - главного героя - молодёжь восприняла как пример для подражания. Прошло более 150 лет с момента первой публикации. Роман Тургенева всё так же популярен. Какова главная идея книги? Почему она актуальна даже сегодня, в 21-м столетии ? Подробный анализ произведения «Отцы и дети» поможет найти ответы на эти и другие вопросы.

Накануне Реформы

События, о которых поведал читателям Тургенев, происходят в июне 1859 года. Совсем скоро в России отменят крепостное право. Произойдет событие, которое кардинально изменит российское общество. Это свершится в 1861 году. Однако особое настроение, жажда перемен уже витают в воздухе. Прежде всего ему подвержены просвещенные молодые люди. Старым помещикам подобные настроения чужды. При анализе произведения «Отцы и дети» Тургенева непременно нужно сделать небольшое историческое отступление.

Проблема отцов и детей

Главный герой романа - Евгений Базаров. К своему приятелю - Аркадию Кирсанову - он относится с некоторым пренебрежением. Впрочем, при прочтении романа Тургенева создается впечатление, что главный герой на более глубокие чувства и не способен. Однако это обманчивое впечатление.

Анализ произведения «Отцы и дети» начинают обычно с расшифровки названия. Книга русского классика о столкновении двух поколений. Отцы не понимают сыновей. Дети уверены в отсталости, неактуальности родительских взглядов. Так было, есть и будет. Но не в этом основная идея произведения «Отцы и дети». Анализ романа Ивана Тургенева позволяет почувствовать, понять глубину душевных терзаний главного героя.

Сюжет

Базаров проводит несколько недель в родовом имении своего друга. Здесь происходит столкновение главного героя с одним из Кирсановых - Павлом Петровичем. Евгений - нигилист, то есть человек, не имеющий авторитетов. Он не принимает ни одного принципа, и ему совершенно безразлично, каким уважением этот принцип окружён. Такая точка зрения шокирует представителей старшего поколения.

Базаров презирает искусство, музыку, поэзию. А всё это он называет презрительно «романтизмом». Базаров изучает естественные науки. Уверен в том, что заниматься следует лишь тем, что принесёт пользу. Он сын лекаря и сам планирует лечить мужиков. Однажды с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». В действительности, этот человек очень честолюбив. И вряд ли его удовлетворил бы скромный труд сельского лекаря.

Базаров убеждён, что никогда не воспылает страстью к женщине. Ведь это слабость, которая может сбить с истинного пути. Но однажды он знакомится с Анной Одинцовой и понимает, как сильно заблуждался. Вдова-аристократка не отвечает ему взаимностью. И тогда поселяется в душе главного героя страшная, всепоглощающая пустота. Неизвестно, к чему бы привели подобные переживания, если б не внезапная смерть.

Однажды, проводя опыты, главный герой получает заражение. Вскоре понимает, что дни его сочтены. Базаров умирает. О нем уже спустя полгода забывают. Правда, на сельское кладбище, к скромной могиле, очень часто приходят старики, которые безумно любили и гордились своим сыном. Это родители Евгения Базарова.

История написания

При анализе произведения «Отцы и дети» непременно нужно сказать хотя бы несколько слов о том, как создавался этот нетленный роман. Идея книги пришла в голову писателю в 1960 году. В это время он находился в Англии.

Конечно, автор в своей книге в первую очередь хотел поднять вопрос отмены крепостного права. Российское помещичье общество довольно жалко смотрелось на фоне прогрессивного европейского.

Незадолго до начала работы над романом Тургенев прекратил сотрудничество с журналом «Современник». Один из молодых критиков отозвался о произведении «Накануне» весьма нелестно. Тургенев впервые задумался об огромной пропасти между поколениями.

Многие в России не понимали разночинцев, этих странных молодых людей, твердящих о горькой участи русского мужика, о равноправии, о свободе . Даже при кратком анализе произведения «Отцы и дети» стоит подчеркнуть: писатель посвятил свою книгу не только проблемам непонимания отцов и детей. Тургенев затронул вопрос о конфликте новых взглядов с консерватизмом.

Возникает логичный вопрос. Крепостное право отменили в 1861 году, а книгу Тургенева и сегодня читают. Почему? Дело в том, что, помимо вышеназванной проблемы, Тургенев затронул тему любви, дружбы, одиночества. Вопросы, которые всегда будут актуальны, поднял писатель в этом произведении. Анализ романа «Отцы и дети» - задание сложное, но интересное. Ведь в книге говорится не так о политике, как о простых человеческих чувствах.

В чем трагедия Базарова?

Это еще один важный вопрос, на который стоит ответить при кратком анализе произведения Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицает красоту природы, любовь, музыку, поэзию. Он не признаёт также философское мышление. Искусство для него всего лишь «чепуха». Кирсановых-старших называет «старичками», «людьми отставными». Трагедия главного героя обусловлена его нигилистическими взглядами. Он убеждён, что все старое следует уничтожить, дабы на его месте построить новое. К тому, что подлежит уничтожению, Евгений Базаров относит даже любовь - чувство, без которого человек не может существовать.

Трагедия Базарова, конечно, и в нереализованности. Перед смертью вдруг его посетили сомнения. Нужен ли он России? Базаров не находит ответа на этот вопрос. Отношение Тургенева к своему герою противоречиво. С одной стороны, он не разделяет взглядов Базарова. С другой - испытывает к нему симпатию и жалость, что особенно читается в последних строках романа.

Другие персонажи

Полный анализ произведения «Отцы и дети» включает характеристику каждого персонажа. Особое внимание стоит уделить, пожалуй, Николаю Петровичу - отцу Аркадия Кирсанова. Ведь этот герой противопоставлен Базарову.

Николай Петрович не придерживается строгих политических и общественных взглядов. Он отнюдь не честолюбив. Кирсанов не читает немецких философов, но читает Пушкина, чем вызывает у Базарова явное неодобрение. Кроме того, помещик либеральных взглядов любит музыку и даже играет изредка на виолончели.

Главное различие между ним и одиноким нигилистом, конечно, не в книжных пристрастиях. Николай Петрович умеет любить. А потом в конце этой истории он один из немногих, кто обретает счастье.

Анна Одинцова

В романе несколько женских образов. Но самый интересный из них, бесспорно, образ Анны Одинцовой . Богатую вдову заинтересовал молодой человек, произносящий довольно странные, но интересные речи. Но не более.

Разделить чувства Евгения Анна не смогла. Она, так же как и он, отвергает любовь. Но если Базаров ранее был убеждён, что любовь помешает ему достигнуть цели, которая, к слову, оказалась довольно туманной, то Одинцова отказывается от любви лишь ради спокойствия. Этой холодной женщине нравится ее размеренная, спокойная жизнь без чувств и треволнений.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения