Необыкновенные факты о и шишкине. Иван шишкин. Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

В январе 2012-го как-то незаслуженно тихо наступила очень знаменательная дата – 180-летие со дня рождения нашего земляка – уроженца Елабуги, поистине великого живописца, чьи шедевры украшают Третьяковскую галерею и многие другие российские и мировые музеи, – Ивана Ивановича Шишкина.

Известен-то он известен, но многое ли, в сущности, мы о нем знаем?.. Рассказать о малоизвестных фактах биографии художника «Неделя» попросила писателя-историка, автора книги «Шишкин», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», Льва Анисова.

Елабуга – «заводь божья»

– Для того, чтобы понять художника, в первую очередь, нужно обратиться к изучению мира, который окружал его в первые годы жизни, – семьи, природы, церкви, – говорит Лев Анисов. – Тихий, провинциальный город, отеческий дом, церковь, находившаяся неподалеку… Одна елабужанка сказала мне о местных красотах – «заводь Божья». Точнее, на мой взгляд, не придумаешь. Вот то, что формировало маленького Ванечку.

Шишкины – старинный купеческий род. Все это были люди честные, мастеровые: кто-то лил колокола, кто-то часы собирал… Дедушка Шишкина очень любил старую книгу, его отец был городским главой, человеком начитанным и просвещенным. Хоть и купец, а личность очень интересная, не в пример современным «купчишкам». Купцы в XIX веке были людьми, которые всегда помнили, что живут в России и для России. Конечно, они «накидывали» лишнюю копейку на свой товар, но не забывали поставить храм или построить водопровод для родного города.

В праздники Шишкины всегда привечали нищих, кормили их и поили, отдавая таким образом дань усопшим, ведь в то время считалось, что их души приходили в дом именно с бедняками. Отец Шишкина очень увлекался историей, частенько привозил Ванюше книжки по искусству и первым из елабужан выпустил книгу о родном городе. Конечно же, на маленького Ваню он производил огромное впечатление рассказами о русской старине.

Нужно ли говорить, что маленький Иван очень полюбил рисование? В детстве его называли «мазилкой», ведь даже забор своего дома он умудрился раскрасить! Где бы ни был впоследствии Иван Иванович – учился ли в Московском училище живописи и ваяния, посещал ли петербургскую академию художеств – он по-прежнему скучал по родной Елабуге и искал места, похожие на его родные.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точно-сти шишкинских пейзажей. – Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

ХУДОЖНИК ПОЛУДНЯ

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще . Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Кто нарисовал Топтыгиных?

Кстати, об «Утре…». Любопытна история создания этого шедевра. Дело в том, что Шишкин близко дружил с художником Константином Савицким, в честь которого даже назвал своего сына (и которому доверил быть крестным своих детей). Естественно, они бывали друг у друга в мастерских. Однажды Савицкий поделился с Шишкиным задумкой: он захотел изобразить медведей. Эта идея пейзажиста очень взволновала, и, оттолкнувшись от нее, он в свою очередь решил написать девственно чистый уголок природы, куда не ступала нога человека. Симфонию, музыку этого нетронутого цивилизацией леса захотелось передать Шишкину. Так на полотне появился чудесный, сказочный лес. Семейство же медведей в нем «прописалось» благодаря кисти Савицкого.

Когда картина увидела свет и была куплена собирателем живописи Петром Третьяковым, Савицкий нисколько не претендовал на авторство, ведь он лишь немного помог другу (тогда это было в порядке вещей: так, даму на картине Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники» написал Николай Чехов, а небо на знаменитом полотне Василия Перова «Охотники на привале» – Алексей Саврасов). Шишкин его фамилию все же указал. Однако у Третьякова с Савицким были в то время трения, и он заявил: «Я покупал только картину Шишкина – Савицкого не покупал!» Так и вышло, что Шишкин оказался единоличным автором, пожалуй, самого известного в России пейзажа...

185 лет назад 25 января (13-го по старому стилю) в Елабуге (Татарстан) родился великий русский живописец Иван Шишкин. За приверженность к русской природе его называли «лесным царём».

На одной из встреч потомков великого художника, которые проходят в дни его рождения в Елабуге, побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера – Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга.

И.Н. Крамской. Портрет художника И.И. Шишкина. 1873г.

Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи – тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»

Русский богатырь

Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей – томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»


Мазилка-монах

В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.


Трудоголик

Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. – в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.

Цена таланта

К нему рано пришли успех и признание. Работы Шишкина хорошо продавались: рисунок углём средней величины стоил 500 рублей, живописная работа – полторы-две тысячи рублей. К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже ценили и за границей. Описан случай, когда владелец лавки в Мюнхене наотрез отказался расстаться с рисунками и офортами Шишкина, не смотря ни на какие обещания огромного куша. Творчество Шишкина по-прежнему в цене. В июне 2016 года на Неделе русских торгов в Лондоне аукциона «Sotheby’s» пейзаж Шишкина продали за 1,4 млн. фунтов. Кстати, художник создал эту картину «На окраине соснового бора» по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.

Неудачные браки

Шишкин был женат два раза, оба раза по любви, но счастья семейного не обрёл. В первый брак он вступил в 37 лет, его супруга Евгения (Васильева) была младше на 15 лет. Счастье продлилось недолго, через шесть лет жена умерла от чахотки. Евгения родила дочь Лидию и двоих сыновей, но мальчики не выжили. Лишь через три года в жизни Шишкина появилась молодая талантливая художница Ольга Лагода. Обвенчались они в 1880 году, появилась на свет вторая дочь Шишкина – Ксения. Спустя полтора месяца после родов Ольга умерла. Мать малютке заменила сестра жены – Виктория Ладога. Эта самоотверженная женщина прожила в семье Шишкина всю жизнь, заботилась и о двух дочках художника, и о нем самом. Больше наследников у Ивана Ивановича никогда не было.


Мечта о смерти

Он мечтал умереть моментально и безболезненно. В возрасте 66 лет 20 марта 1898 года Шишкин скончался за мольбертом, он только начал картину «Лесная сказка». Критик писал: «Он упал, как могучий дуб, сражённый молнией». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а в 1950-ом его прах перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невской Лавре.


Мишки и Шишкин

Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал – «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.

Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.

Винный натюрморт

Шишкин писал большие полотна маслом, создал тысячи графических рисунков, офортов. Но кто подозревал о Шишкине-акварелисте? В фондах Русского музея хранятся альбомы замечательных шишкинских акварелей. Обычно мы говорим о Шишкине, как о непревзойдённом пейзажисте. Однако художник проявил себя и в жанре натюрморта. Обычно Шишкин использовал в композиции кухонную утварь, овощи, фрукты и … винные бутылки (к горячительным напиткам Иван Иванович одно время сильно пристрастился после смерти первой супруги).

Жатва после разрухи

В России существует не менее десятка улиц Шишкина. В Санкт-Петербурге в честь него названа художественная школа. Но только в Елабуге установлен единственный в мире памятник великому живописцу в полный рост. Бронзовый монумент стоит на набережной реки Тойма, неподалёку от мемориального дома-музей Шишкина. Здесь же хранится первая из получивших известность картин «Жатва». Иван написал её в юности, ещё до поступления в училище живописи. Долгое время картина считалась утраченной. Но 40 лет назад родовое гнездо Шишкиных начали восстанавливать (в советское время дом полностью разграбили, здесь была коммуналка) и вскрыли полы, а между перекрытиями и обнаружили свёрток. Эксперты подтвердили подлинность. И «Жатва» осталась в том доме, где и была создана.

Кстати

В середине 1980-х молодые питерские биологи провели эксперимент с картинами известного живописца и выяснили, что рядом с картиной Шишкина «Корабельная роща» молоко остаётся свежим до трёх-четырёх суток. При повторном опыте выяснилось, что быстрее всего молоко (за считанные два-три часа) скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов — Дали, Кандинского, Пикассо, быстрее же всего — перед знаменитым «Чёрным квадратом» Малевича. Средний результат показали картины Левитана, Айвазовского. Самый лучший результат показали, в частности, работы Шишкина «Ручей в лесу» и «Корабельная роща». Этюды для этих картин автор писал, кстати, в лесу, в родной Елабуге и — с натуры.

От Редакции: Я, главный редактор сайта, могу охотно подтвердить, по собственному, субъективному впечатлению, что самое светлое ощущение при посещении Третьяковской галереи оставляет зал именно с работами И. И. Шишкина.


http://www.kazan.aif.ru/culture/person/mazilka_monah_lesnoy_car_lyubopytnye_fakty_iz_zhizni_ivana_shishkina

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Шишкин Иван Иванович (1832-98), русский живописец и график. Передвижник. В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта.

Шишкин Иван Иванович , русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.

Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе - Третьяковская галерея).

Утро в сосновом лесу

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. ).

В Елабуге открыт дом-музей художника.

Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был довольно известным в городе зажиточным купцом. Он постарался дать сыну хорошее образование.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Возвращение на родину и пик карьеры

Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его репутация была безупречной. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание за картину «Лесная глушь»).

Семья

Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.

Другие варианты биографии

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения