Аргументы для сочинения ЕГЭ – большая коллекция. Литературные аргументы к написанию сочинения в формате егэ Истинная и ложная интеллигентность аргументы

(1) Что такое классическая литература? (2) Что такое классическая русская музыка? (3) Что такое русская живопись, в частности передвижники? (4) А это, помимо всего прочего, ещё и русская интеллигенция и интеллигентность, из которой выходили творцы, умевшие выразить склад ума, устремления и всё то, что мы называем духовным миром народа.

(5) Человек, именующий себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства. (6) Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.

(7) Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, вызывал полное доверие.

(8) Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило.

(9) Обогащение было презираемо, особенно в тех случаях, когда разбогатевший человек никому не оказывал материальной помощи. (10) К богатому человеку не зазорно было прийти если уж не с требованием, так с настойчивой просьбой пожертвовать на такие-то и такие-то общественные и благие нужды.

(11) Именно потому, что интеллигентность предусматривала мораль поступка и образа жизни, она и не была сословностью, и граф Толстой был интеллигентом, и мастеровой был им.

(12) Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять. (13) Понявший его знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя.

(По С. Залыгину)

Вступление

Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.

Проблема

Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.

Комментарий

Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.

Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.

Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным. Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды.

Авторская позиция

С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.

Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.

Своя позиция

Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.

Аргумент 1

Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского.

Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.

Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.

Аргумент 2

В другом произведении писатель, напротив, утверждает отсутствие интеллигентности у своих героев. А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» размышляет о памяти и показывает жизнь обедневших дворян конца 19 века, которые по собственной глупости теряют родовое имение, дорогой их воспоминаниям вишневый сад и самых родных и близких людей.

Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.

Заключение

На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.

(1)Когда-то, очень давно мне прислали важное издание «Слова о полку Игореве». (2)Я долго не мог понять: в чем де­ло? (3)В институте расписались в том, что книгу получили, а книги нет. (4)Наконец выяснилось, что взяла ее одна почтен­ная дама. (5)Я спросил даму: «Вы взяли книгу?» (6)«Да, - ответила она. - (7)Я ее взяла. (8)Но если вам она так нужна, я могу ее вернуть». (9)И при этом дама кокетливо улыбается. (10)«Но ведь книга прислана мне. (П)Если она вам нужна, вы должны были ее у меня попросить. (12)Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, который ее прислал. (13)Я даже не поблагодарил его».


(14)Повторяю: давно это было. (15)И можно было бы за­быть об этом случае. (16)Но все-таки вспоминаю иногда о нем - жизнь напоминает.

(17)Ведь действительно, кажется, какой пустяк! (18)«Зачитать» книгу, «забыть» вернуть ее владельцу... (19)Сейчас это стало как бы в порядке вещей. (20)Многие оправдываются тем, что мне, мол, эта книга нужнее, чем владельцу: я без нее обойтись не могу, а он обойдется!

(2 ^Распространилось новое явление - «интеллектуаль­ного» воровства, вроде бы вполне извинительного, оправды­ваемого увлеченностью, тягой к культуре. (22)Иногда даже говорят, что «зачитать» книгу - это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. (23)Подумайте только: бесчест­ный поступок - и интеллигентность! (24)А не кажется ли вам, что это попросту дальтонизм? (25)Нравственный даль­тонизм: мы разучились различать цвета, точнее - отличать черное от белого. (26)Кража есть кража, воровство есть во­ровство, бесчестный поступок остается бесчестным поступ­ком, как бы и чем бы они ни оправдывались! (27)А ложь есть ложь, и в конце концов я не верю, что ложь может быть во спасение. (28)Ведь даже проехать «зайцем» в трам­вае - это же воровство. (29)Нет малой кражи, нет малого воровства - есть просто воровство и просто кража. (ЗО)Не бывает малого обмана и большого обмана - есть просто об­ман, ложь. (31)Недаром же говорится: верен в малом - ив большом верен. (32)Когда-нибудь случайно, мимолетно вспомнится вам незначительный эпизод, когда вы поступи­лись совестью в самом будто бы безобидном и ничтожном - и вы почувствуете укор совести. (33)И вы поймете, что если кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступ­ка, то пострадали прежде всего вы сами - ваша совесть и ваше достоинство.

(Д.С. Лихачев)


Сочинение

Можно ли, считая себя человеком культурным и интел­лигентным, позволять бесчестные поступки по отношению к окружающим и к себе самому? Где допустимые границы лжи и непорядочности? Об этом рассуждает известный ли­тературовед и публицист Д.С. Лихачев.

Казалось бы, заурядный случай: кто-то взял чужую книгу и «забыл» вернуть ее. При этом даже не возникло чувство неловкости от того, что подвел другого человека, поставил его в двусмысленное положение. Это явление со­временности автор назвал «нравственным дальтонизмом» и постарался исследовать проблему с точки зрения этических норм. Какие бы объяснения ни выдвигали сторонники та­ких поступков, безусловным остается одно: воровство оста­ется воровством, ложь никогда не может быть оправдана. Прощая себе малое зло, легко скатиться в зло большое. Поступившись совестью, совершив безнравственный посту­пок, пострадаете вы сами, вольно или невольно разрушите свое достоинство. И с этим утверждением Д.С. Лихачева вы, безусловно, согласитесь, если считаете себя интелли­гентным человеком или стремитесь быть таким.

К проблемам нравственной чистоты и порядочности не­редко обращались писатели девятнадцатого века. Герои Пушкина, Толстого, Тургенева, Достоевского ошибались, страдали, сомневались, но всегда сохраняли нравственное достоинство. Петр Гринев, герой «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, соблюдает отцовский завет «береги честь смолоду» и не теряет достоинства ни перед грозным Пугаче­вым, ни перед лицом смерти. Он бережет не только свое че­стное имя, но и честь своей возлюбленной.

Любимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» проходят через серьезные нравственные испытания и делают это с честью, не опускаясь до трусости и унижения. Старый князь Болконский, провожая сына в действующую армию, го­ворит о том, что сможет пережить его гибель, но не переживет


бесчестия. И для князя Андрея понятия долга и чести незыб­лемы. Безусловно, что этим традициям будет верен и его сын.

Почему же сегодня так девальвировались многие нравст­венные понятия и ценности? Может быть, следует быть тре­бовательнее и бескомпромисснее к собственной совести и к поступкам тех, кто нас окружает.

(1)Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, зна­ет несколько языков.

(2)А между тем можно иметь все это и быть неинтелли­гентным и можно ничем этим не обладать в большой степе­ни, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

(З)Лишите подлинно интеллигентного человека полно­стью его памяти. (4)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отли­чить настоящее произведение искусства от грубой «штуко­вины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индиви­дуальность другого человека, войти в его положение, а по­няв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по дос­тоинству - вот это и будет интеллигентный человек... (б)Интеллигентность не только в знаниях, но и в способно­стях к пониманию другого.

(6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь приро­ду, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или ру­ганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).


(7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивитель­ную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что про­изошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относи­лись и к чужому горю, и к чужой радости.

(9)Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

(1 (^Интеллигентность надо в себе развивать, трениро­вать, - тренировать душевные силы, как тренируют и фи­зические. (11)А тренировка возможна и необходима в лю­бых условиях.

(12)Что тренировка физических сил способствует долго­летию - это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и ду­шевных сил.

(14) Дел о в том, что злобная и злая реакция на окру­жающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... (15)Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реаги­рующий. (16)Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (17)Эстетически невоспри­имчивый - тоже человек несчастный. (18)Не умеющий по­нять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже че­ловек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (19)Душевная слабость ведет к физической слабости. (20)Я не врач, но я в этом убежден. (21)Долголетний опыт меня в этом убедил.

(22)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (23)Да, именно краси­вым.

(24)Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лише-


ны изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

(25)Социальный долг человека - быть интеллигентным. (26)Это долг и перед самим собой. (27)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

(Д.С. Лихачев)

Сочинение

Как часто мы употребляем выражение «интеллигентный человек», не очень задумываясь над его истинным значени­ем. Нередко мы путаем понятия «интеллигентность» и «об­разованность», а ведь это далеко не одно и то же.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, будучи по-настоящему ин­теллигентным человеком, помогает нам понять различия между истинной и ложной интеллигентностью. Проблема мнимой и подлинной культуры, нравственности и интелли­гентности особенно актуальна сегодня. Ведь как часто за маской внешней добропорядочности кроется душевная чер­ствость и пустота. По словам Лихачева, «интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию дру­гого». Автор считает, что интеллигентность можно и нужно развивать и тренировать. Интересна и мысль о том, что ду­шевное состояние человека отражается на его физическом здоровье. Русская интеллигенция на протяжении веков соз­давала духовные богатства, наполняла жизнь нравственным смыслом, несмотря на гонения и унижения. Это мы видим на примере литературных героев, таких как булгаковский профессор Преображенский, жизнь посвятивший служению науке и понимающий, что к власти пришли хамы, которым не нужны ни наука, ни культура. Злоба и зависть руководят поступками этих шариковых. Они не способны строить, они только разрушают.

Интересен образ старого провинциального интеллигента из повести писателя Владимира Железникова «Чучело» Ни-


колая Николаевича Бессольцева, собирателя картин. Его главные качества - доброта и бескорыстие, и внучку Лену он учит этому, хотя люди к ним жестоки и несправедливы. Но другими они не станут, так как им присуща внутренняя интеллигентность.

Заключительные слова статьи Лихачева обращены к ка­ждому из нас: «Социальный долг человека - быть интелли­гентным. Это долг и перед самим собой». К ним стоит при­слушаться.

Началом формирование интеллигенции в России принято считать эпоху Петра I. Петр Алексеевич собрал команду людей, которые помогали ему создавать новое государство. В основном это были иностранцы: голландцы, немцы, шведы, датчане. Но, по сути, они были русскими, поскольку впитали в себя культуру России, растворились в ней, развили и обогатили ее.

В середине 19 века процесс формирования интеллигенции в России значительно ускорился, поскольку среди учащейся молодёжи появилось много разночинцев — выходцев из сословий чиновничества, купечества, духовенства, мещан.

Интеллигенция дала российской культуре и науке такие выдающаяся имена как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Радищев, Н.И. Лобачевский и многие-многие другие.

Когда в России формировалось понятие интеллигентности, подразумевалось, что человек, претендующий на то, чтобы считать себя интеллигентом, обязан обладать следующими качествами:

Во-первых, самостоятельно мыслить, не опираясь на официальные суждения. Далее, интеллигентный человек должен быть носителем таких этических норм и понятий, как:

  • благородство
  • сердечность
  • терпимость
  • твердость
  • надежность сказанного и т.д.

Кроме того, интеллигентный человек должен быть готовым противостоять несправедливости, контролировать своё поведение и эмоциональность, обладать живостью ума, интеллектуальной продуктивностью, тягой к познанию истории, искусства и наук и так далее, и так далее.

Прекраснейший набор качеств, как и прекрасны люди, ими обладающие, согласитесь.

Начало шельмование интеллигенции в России, как социального явления, было положено Владимиром Ильичом Лениным.

Своим авторитетным мнением Владимир Ильич разделил русских интеллигентов на чуждых и полезных, лишив их права иметь собственную точку зрения на происходящие события, мыслить самостоятельно. Таким образом он кастрировал само понятие интеллигентности.После революции отдельным писателям была дана идеологическая установка подвергнуть интеллигенцию осмеянию, прилепить к понятию интеллигентность недостойные эпитеты.

Великолепные и очень талантливые Илья Ильф и Евгений Петров блестяще справились с этим, создав в «Золотом телёнке» яркий карикатурный образ Васисуа́лия Лоха́нкина, озабоченного судьбой русской интеллигенции.

Писатель с большой буквы – Михаил Булгаков тоже прошёлся по этой теме. Но Михаил Афанасьевич — писатель глубокий и тонкий; в «Мастере и Маргарите» он не критиковал интеллигенцию, он высмеивал присосавшихся к литературе недоучек, я так думаю.

Долгие годы затем, в России существовал свой особый тип интеллигента - советский интеллигент. Принято было считать, что это любящий свою Родину, образованный, сердечный, твердый и надежный человек.

Но вот иметь собственного мнения, идущего в разрез с официальной доктриной, он права не имел. Он также не имел права вслух осмысливать происходящее в стране, и давать этому свою оценку. Этакий выхолощенный тип интеллигента.

Однако, общество, в котором нет людей независимых, готовых противостоять несправедливости, людей, способных мыслить самостоятельно и критически, не опираясь на официальные суждения, такое общество обречено. Лихачёвы, Сахаровы и Солженицыны просто обязаны были появиться. И они появились!

1968 год. На экраны страны вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», где Вячеслав Тихонов великолепно сыграл учителя истории Илью Семеновича Мельникова, настоящего русского интеллигента. Глядя на него, зритель понимал, что Илья Семенович обо всём происходящем вокруг имеет собственное, отличное от предписываемого идеологами советского строя, мнение.

На премьере этого фильма, когда после показа зажгли свет, зал аплодировал стоя. Я не припомню более точного и яркого образа интеллигентного человека, как в этом фильме. Сейчас таких фильмов уже не делают – видимо, что-то не так в нашем огороде.

Проблемы интеллигенции, на мой взгляд, кроются в её достоинствах, таких, как благородство, сердечность, терпимость, понимание, нежелание огорчить и, более того, причинить неудобство или боль другому человеку. Интеллигентный человек не способен предать. Он всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается, даже если самому придётся чем-то поступиться. Со временем эти качества становятся паттернами поведения. Этим часто и охотно пользуется манипуляторы и беспринципные люди. Они просто грубо используют носителя этих качеств в своих целях; он понимает это, но ничего не может с собой поделать. В результате - падение тонуса, крайняя степень недовольства собой, возможна депрессия.

В 1979 году Георгий Данелия создал фильм «Осенний марафон», где просто таки на блюдечке выложил эти проблемы. Олег Басилашвили в фильме сыграл, безусловно, интеллигентного, неуверенного в себе человека, которого используют все, кому не лень.

Во-первых, он не может сделать выбор между любимой женщиной и женой, которой боится причинить боль , и, чтобы хоть как-то «разрулить» ситуацию, он вынужден беспрерывно лгать.

Он не может отказать в совместных утренних пробежках датскому профессору, хотя это претит ему.

Он не может отказаться пожать руку человеку, которого считает нерукопожатным, потому что не может нанести ему оскорбление. Героя Олега Басилашвили эксплуатирует его коллега, туповатая Варвара, за которую оп делает переводы, — просто из жалости. Он даже не может отказать соседу — алкоголику выпить с ним, - ну как отказать, когда так настойчиво просят! В результате день, который должен был быть заполненным важными неотложными делами, летит в пропасть.

И, что самое печальное, герой фильма не считает возможным изменить свою жизнь и измениться самому, он продолжает бег в колесе. Не потому, что он безволен, или ленив, просто принципы такие.

Герой Георгия Данелия – отнюдь не надуман. Ко мне, приватно и на приёме, с этой проблемой обращалось много людей. Среди них было много людей, к примеру, с неустойчивым типом личности, которые легко подчиняются внешнему влиянию, но много было и людей интеллигентных, в полной мере обладающих такими качествами, как доброта, отзывчивость, сострадание и т.д. с которыми опытному манипулятору легко и просто “работать”.

Один мой хороший знакомый жаловался на своего коллегу по работе:

«Я его уже боюсь. Представляешь, я ему почти написал диссертацию. Сколько времени я на это затратил! Поймает меня, и стонет, и стонет, - помогите, эту главу отредактировать, у меня на вас вся надежда, только вы сможете... И не отстаёт, пока не соглашусь. Времени жалко, А как отделаться от него - не знаю».

Итак, как научиться нейтрализовывать попытки вами манипулировать.

Самое первое, что нужно сделать, это создать фильтр: кому вы должны и хотите оказывать помощь, а кому - нет.

К примеру, к вам обращаются:

«Посмотри, пожалуйста, эти расчёты, по-моему, здесь где-то ошибка. Ты в этом спец, а я в этой теме слабо ориентируюсь».

Если обращающийся - ваш близкий коллега, с которым вы плотно работаете, помочь ему, разумеется, нужно.

Если же с просьбой обратился человек, который просто хочет переложить на вас, свою работу, идти у него на поводу, конечно, не стоит.

Лучше всего грамотно «слить» его просьбу.

Можно ответить примерно так:

«Сейчас времени нет, даже не проси. Позже, если получится, посмотрю. Оставь на столе, и не дергай меня, пожалуйста. Если сделаю - позвоню. Конечно, если найду время».

Когда манипулятор станет осведомляется о своей просьбе, а он обязательно будет это делать, отвечайте ему:

«Пока некогда, полный завал. Не доставай меня, будет время - сделаю и позвоню. Если, конечно, время найду».

Будьте тверды, и вы навсегда избавитесь от этого любителя прокатиться на саночках бесплатно.

Создайте себе три важные установки (установка это состояние готовности к последующему действию конкретным способом):

  • Моё время - это моя личная собственность.

  • Никто не вправе вмешиваться в мои планы, если я этого не желаю.

  • Моё поведение - это моё личное дело. Я не должен ни перед кем за него отчитываться.

Подробную инструкцию, как защититься от манипулирования, вы найдете и .

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье Вы узнаете, что собой представляет проблема интеллигентности в современном мире. Выясните значение данного понятия. Ознакомитесь с примерами. Узнаете, какими чертами характеризуется интеллигентная особа. Вам станет известно, что нужно делать, чтоб самому таким стать.

Определение понятия

Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.

  1. Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
  2. Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
  3. Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
  4. Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
  5. Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.

Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:

  • позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
  • дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
  • интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
  • награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
  • уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
  • интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.

Характеристика интеллигента

Интеллигентного человека может выдавать наличие определенных качеств, особенно если рассматривать интеллигента старой закалки.

  1. Чистый патриотизм, который проявляется реальными поступками.
  2. Чувство сострадательности к боли других людей и животных.
  3. Мягкий, вежливый, уступчивый характер.
  4. Отсутствие грубого отношения к любому человеку, даже если тот поведет себя грубо по отношению к интеллигенту.
  5. Тяга ко всему прекрасному.
  6. Способность прощать людей.
  7. Чистосердечная правдивость, порядочное отношение к другим, уважение.
  8. Тяга к образованию, постоянное саморазвитие.
  9. В речи такого индивида часто используются цитаты, афоризмы. крылатые выражения, отсутствуют грубые фразы.

Примеры в современном мире

В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.

Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.

Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить. Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам. Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.

Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности , последствия средств массовой информации, социальных сетей. Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным . Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.

Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.

Как стать интеллигентом

  1. Большое внимание необходимо уделять . Тут речь идет ни о какой-то фантастике или о любовных романах, а о классической литературе.
  2. Важное место занимает образованность. Нужно понимать, что далеко не каждый человек с высшим образованием является интеллигентом, при этом все интеллигентные люди — высокообразованные.
  3. Самое большое значение имеет правильное воспитание. Если ребенка растить, прививаю уважение к другим людям, умение слушать других, способность здраво относиться к точке зрения каждого индивидуума, то у него начнут развиваться задатки интеллигентности.
  4. Просветительская деятельность и благотворительность также позволяет стать интеллигентом.
  5. Неотделимость поступков от слов. Человек, стремящийся стать интеллигентом, обязательно будет отвечать за свои слова и действия.

Теперь Вы знаете, в чем суть интеллигентности. Люди должны верить, что интеллигентность является культурой души. Это не показатель уровня образованности, это действия, которые соответствуют моральным принципам. Человечеству жизненно необходимы личности со светлой душой, которые будут указывать на надобность чистых отношений без меркантильности, на необходимость получения знаний с последующим развитием и духовным ростом.

Кажется, на глазах размываются понятия воспитанности, порядочности, душевного благородства – всего, что мы привыкли связывать со словами «интеллигент» и «интеллигентность». Один бравый критик как-то признавался в печати: прежде чем прочесть какое-либо произведение в интернете или на дискете, он проверяет с помощью компьютера, присутствует ли там ненормативная лексика. Если нет – читать ни за что не будет: розовая водичка!

Сочинение

Любое понятие и термин со временем «тускнеет» и неотвратимо видоизменяется, и, если не исчезает полностью, то в любом случае теряет первоначально заложенные нравственные и идеологические составляющие. К сожалению, избежать этого невозможно, однако за некоторые понятия, ключевые и основополагающие, становится особенно тревожно. В своем тексте И. Фоняков поднимает актуальную проблему интеллигентности.

На эту тему рассуждали и спорили многие публицисты, филологи и ученые. И. Фоняков обращает наше внимание на то, что понятия, из которых состоит сам термин «интеллигенция», такие как «воспитанность», «порядочность», «душевное благородство», размываются и теряют свою значимость, а вместе с тем теряет свой смысл и значение и само слово «интеллигент». Писатель приводит в пример типичного представителя современной «творческой интеллигенции», который со всей серьезностью считал произведения, в которых не используется обсценная лексика, «розовой водичкой», тем самым выражая своё уверенное одобрение обилию в русской литературе мата и других слов, которые вчера еще считались недопустимыми и запретными. На контрасте с этим «интеллигентом» И. Фоняков также приводит в пример таких великих личностей, как автор «Слова о полку Игореве», митрополит Иларион, Нестор и прочие монахи-летописцы, чей вклад в историю, безусловно, незаменим, и делает акцент на том, что и этих личностей, и тех, кто является, исходя из термина, «представителем социальной прослойки, возникшей в определенных обстоятельствах» также принято считать «русской интеллигенцией», что в корне неправильно.

Интеллигент – это человек, обладающий умственной порядочностью и интеллектуальной свободой. Автор считает, что интеллигенция - это не только социальный слой, возникший в XV – XVI веках. Это, в первую очередь, образованные и думающие люди, руководствующиеся нравственными категориями и безусловной интеллектуальной свободой, а главным рулевым в этом случае должны являться совесть и чувство ответственности за будущее поколение. Интеллигенты – это независимые личности, движимые лишь собственными убеждениями и способные внести достойный вклад в историю своего отечества, а тех, кто способен жертвовать культурными ценностями в погоне за выгодой, модой, сомнительным новаторством или какими-либо собственными предрассудками, называть интеллигентами в полном значении этого слова неверно и глупо.

Я согласна с точкой зрения И. Фонякова и тоже считаю, что интеллигенция – это не просто социальная прослойка или толпа людей, считающих себя «знающими» и «образованными». Интеллигенты в полном значении этого слова – это личности, свободные от всего, что противоречит их убеждениям, но в то же время их целью может служить лишь вклад в будущее своей страны и её всестороннее развитие, а ориентирами истинных «русских интеллигентов» могут являться лишь совесть и нравственность.

В романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» описывается нелегкая судьба истинного интеллигента, столкнувшегося с такой бесчеловечной и антигуманной стихией, как война. Главный герой отчаянно пытался проявить себя и в качестве врача, и в качестве поэта, однако, столкнувшись с реальным миром, он понял, что выгоднее «быть как все» и довольствоваться обывательскими ценностями и радостями. Юрий Живаго на протяжении всего произведения сталкивается с моральными и нравственными противоречиями – настолько чужд ему оказался реальный мир, полный убийств, лицемерия, лжи и пороков, однако сам герой, будучи человеком нравственно чистым, думающим, настоящим русским интеллигентом, так и не смог погрузиться в эту атмосферу и перенять на себя привычки и свойства всего того, что его окружало, и ему оставалось лишь довольствоваться собственным творчеством и глубоким одиночеством, тая в глубине души надежду на счастливое будущее.

Подобную проблему поднял в своей комедии «Горе от ума» и А.С. Грибоедов. Главный герой, Чацкий, являясь представителем нового поколения интеллигенции, столкнулся с отторжением и непониманием со стороны консерваторов во главе с Фамусовым. Главный герой, движимый революционными стремлениями и желанием поднять свою страну «с колен», хотел донести свои идеи до большого количества людей и начал с того общества, в котором ему приходилось находиться долгое время - однако там его посчитали сумасшедшим. Фамусовское общество боялось свободомыслия и изменений – его представителям не было важно состояние страны и её дальнейшее развитие, все они переживали лишь за собственное благополучие, и потому попытки Чацкого пробраться к их совести и нравственности изначально не могли увенчаться успехом. Обыватели победили количеством, а Чацкому оставалось лишь как можно скорее исчезнуть в ожидании единомышленников.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что проблема русской интеллигенции заключается в первую очередь в «размазывании» ключевых понятий и неправильной интерпретации термина. Из века в век разные политические и культурные деятели выражают различное отношение к этой «социальной прослойке», однако ничье мнение никаким образом не должно и не может влиять на истолкование самого термина «интеллигент».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения