Замечательные жизнь и творчество йозефа гайдна. Биография гайдна

1. Характеристика творческого стиля Гайдна.

Й. Гайдн (1732 - 1809) – австрийский композитор (местечко Рорау близ Вены) – представитель венской классической школы. Способствовал формированию классических жанров – симфонии, сонаты, инструментального концерта, квартета, а также сонатной формы.

Именно Гайдну суждено было стать родоначальником классического симфонизма. Он окончательно утвердил классические принципы построения сонатно-симфонического цикла. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из 3-х или 4-х частей. В 3-хчастный цикл (соната, концерт) входят сонатное allegro, медленная часть (Adagio, Andante, Largo) и финал. В 4-хчастном цикле (симфония, квартет) между медленной частью и финалом находится менуэт (Бетховен же отступает от этой традиции и вводит вместо менуэта скерцо).

В творчестве Гайдна сложился постоянный состав струнного квартета, ставшего характерным представителем камерной инструментальной музыки: 2 скрипки, альт, виолончель.

Гайдн утвердил также классический – парный – состав симфонического оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, пара литавр и струнный квинтет: 2 группы скрипок (I и II), альты, виолончели и контрабасы. Изредка в симфониях Гайдна появляются кларнеты. А вот тромбоны впервые использует лишь Бетховен.

Гайдн писал музыку в самых разнообразных жанрах:

104 симфонии;

Огромное количество камерных ансамблей (83 квартета, трио);

Свыше 30 концертов для различных инструментов, в т.ч. и клавира;

Произведения для клавира соло: 52 сонаты, рондо, вариации;

2 оратории: «Сотворение мира» и «Времена года»;

Около 50 песен;

Творческий путь Гайдна оказался на редкость долгим. При Гайдне протекала деятельность Баха и его сыновей, при нём осуществил свою оперную реформу Глюк, он общался с Моцартом, которого считал первым композитором мира (в свою очередь, Моцарт посвятил Гайдну 6 квартетов). При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. Гайдн умер незадолго до того, как юный Шуберт начал сочинять свои песни. Даже на склоне лет композитор был на редкость свежим и бодрым человеком, полным творческих сил и молодого задора.

Искусство Гайдна тесно связано с эпохой Просвещения, что проявляется в:

рациональной основе его творчества;

стройности, уравновешенности и продуманности всех компонентов художественного образа;

связи с фольклором (один из главных лозунгов немецкого Просвещения). Творчество Гайдна – своеобразная антология фольклора разных народов (австрийского, немецкого, венгерского, славянского, французского). Гайдн родился в Австрии, неподалёку от Венгрии. Однако в округе преобладало хорватское население. Два года Гайдн служил в чешской усадьбе у графа Морцина и 30 лет – у венгерского князя Эстергази. Всю жизнь он впитывал в себя музыкальную речь разных народов. Но ближе всего Гайдну была стихия австро-немецкой бытовой песенно-танцевальной музыки.

оптимистическом строе произведений. Бодрая, энергичная, жизнерадостная, музыка Гайдна вселяет веру в силы человека, поддерживает его стремление к счастью. В одном из своих писем Гайдн писал: «Часто, когда я боролся со всевозможными препятствиями, которые возникали на пути моего труда, когда сила духа и тела покидало меня и мне бывало трудно не сойти со стези, на кою я ступил, тогда сокровенное чувство нашёптывало мне: «На земле так мало весёлых и довольных людей, повсюду их подстерегают заботы и горе, быть может, твой труд станет источником, из коего озабоченный и обременённый делами человек почерпнет на несколько мгновений покой и отдых»».

Излюбленные образы гайдновского творчества:

юмористические,

народно-бытовые. Это не генделевский легендарно-героический народ, а простые люди, крестьяне, современники композитора (отец Гайдна – сельский каретник, мать - кухарка).

2. Симфонии и струнные квартеты.

Симфонии и струнные квартеты – ведущие жанры в творчестве Гайдна, хотя значение его сонат, концертов, трио, ораторий также велико.

Многие симфонии и квартеты Гайдна известны под неофициальными названиями. В одних случаях они отражают звукоподражательный или изобразительный аспект гайдновских тем, в других – напоминают об обстоятельствах их создания или первого исполнения.

К I группе относятся следующие симфонии:

«Охота», № 73

«Медведь», № 82

«Курица», № 83

«Военная», № 100

«Часы», № 101;

а также квартеты:

«Птичий», соч. 33, № 3

«Лягушачий» соч. 6, № 6

«Жаворонок», соч. 64, № 5

«Всадник», соч. 74, № 3.

Ко второй группе относятся симфонии:

«Учитель», № 55

«Мария Терезия», № 48

«Оксфордская», № 92 (эту симфонию Гайдн исполнил, когда в Оксфордском университете ему присвоили почётное звание доктора музыки).

В 80-е годы написаны «Парижские» симфонии (т. к. впервые прозвучали в Париже). В 90-е годы Гайдном созданы знаменитые «Лондонские» симфонии (их 12, среди них - № 103 «С тремоло литавр», № 104 «Саломон, или Лондон»). Примечательно, что сам Гайдн дал названия только трём ранним симфониям: «Утро», «Полдень», «Вечер» (1761).

Подавляющее большинство симфоний Гайдна светлые, оптимистичные, мажорные. Есть у Гайдна и «серьёзные», драматические симфонии – это минорные симфонии 1760 – 70-х гг.: «Жалоба», № 26; «Траурная», № 44; «Прощальная», № 45; «Страдание», № 49. Это время отмечено размолвками между Гайдном и князем Николаусом Эстергази, которого не удовлетворял чрезмерно трагичный, по его мнению, тон гайдновской музыки. Поэтому Гайдн написал 18 струнных квартетов (ор. 9, 17, 20), которых назвал «Солнечными квартетами».

Среди ранних симфоний особого внимания заслуживает «Прощальная симфония» (1772). Вместо 4-х частей в ней 5 – последняя часть введена дополнительно с оригинальной целью: во время её исполнения, по замыслу Гайдна, музыканты по очереди тушили свечи, забирали свои инструменты и уходили – вначале 1-й гобой, 2-я валторна, затем – 2-й гобой и 1-я валторна. Симфонию заканчивали 2 скрипача. По поводу её окончания сложилась легенда, ныне оспариваемая. Князь Эстергази долго держал капеллу в своей летней резиденции и не давал музыкантам отпуска. Музыканты оркестра обратились к Гайдну с просьбой похлопотать за них перед князем. Гайдн тогда и сочинил эту симфонию, финал которой, где музыканты по очереди уходят, должен был явиться для князя соответствующим намёком.

В 80-е гг. Гайдн создал «Русские» квартеты, ор. 33 (их всего 6). Название объясняется посвящением их великому князю Павлу, будущему императору Росси, который в 80-х гг. жил в Вене. В 1787 г. Появились ещё 6 квартетов ор. 50, посвящённых королю Пруссии (отмечены влиянием Моцарта).

3. Ораториальное творчество.

К вершинным творениям Гайдна принадлежат и его оратории – «Сотворение мира» «Времена года». Обе они написаны под впечатлением от ораторий Генделя, которые Гайдн слышал в Лондоне. В их основе – английские литературные первоисточники: поэма Мильтона «Потерянный рай» и поэма Томсона «Времена года». Сюжет первой оратории традиционно библейский: картина сотворения мира и жизнь Адама и Евы в раю. «Времена года» - светская оратория. Главные герои – простые люди, крестьяне: старый пахарь Симон, его дочь Ганна и молодой крестьянин Лука. В 4-х частях оратории композитор изображает все времена года и сопоставляет картины природы (летняя гроза, зимняя стужа) с картинами крестьянского быта.

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет - впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор. Об этом и многом другом вы узнаете на данной странице.

Франц Йозеф Гайдн. Фильм.



Краткая биография

31 марта 1732 года маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.
В шестнадцатилетнем возрасте Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.
Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.
Несмотря на то, что в те времена это считалось уже "поздно", Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел непристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Но страсть довольно быстро угасла. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу - второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази. На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний - 104.
Близких друзей у Гайдна было немного, но один из них был - Амадей Моцарт. Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших

Русский квартет оп.33



Интересные факты:

Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".
Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.

Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.

Симфония № 94. "Сюрприз"



1. Adagio - Vivace assai

2. Andante

3. Menuetto: Allegro molto

4. Finale: Allegro molto

У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.

Симфония №44. "Trauer".



1. Allegro con brio

2. Menuetto - Allegretto

3. Adagio 15:10

4. Presto 22:38

Концерт для фортепиано с оркестром, ре мажор.



Последним произведением композитора считается оратория "Времена года". Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.

Йозеф Гайдн биография краткая для детей и взрослых изложена в этой статье.

Йозеф Гайдн краткая биография

Франц Йозеф Гайдн - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположниковсимфонии и струнногоквартета.

Родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау, Нижняя Австрия, в семье каретного мастера. Любовь к музыке Йозефу привил отец, который увлекался вокалом. Мальчик обладал прекрасным слухом и чувством ритма, и благодаря этим способностям был принят в церковный хор в небольшом городке Гайнбург. Позднее он переедет в Вену, где будет петь в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана.

Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора - в тот период, когда у него стал ломаться голос. Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу (работает слугой у Николая Порпоры).

Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.

Женился Гайдн в 28 лет, на Анне Марии Кллер. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей у них не было, но он на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.

В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым Бетховеном и берёт его в ученики.

Йозефу Гайдну судьбой была отпущена долгая жизнь – композитор скончался в возрасте 77 лет, но не только поэтому его творческое наследие столь обширно: одних только симфоний им написано более ста.

Родился будущий композитор в деревне Рорау, расположенной во владениях графов Гаррахов в Нижней Австрии. Есть в биографии композитора и своеобразная тайна: в своих произведениях он охотно цитировал хорватские народные мелодии, а в местности, где он родился, представители этого народа живут и сейчас, жили и тогда – наряду с венграми и чехами… не исключено (хотя и не доказано), что у «отца симфонии» могли быть славянские корни.

Маттиас Гайдн – отец Йозефа – был каретным мастером, но в семье увлекались любительским музицированием, что позволило родителям заметить музыкальные способности мальчика. Для обучения хоровому пению, игре на скрипке и клавесине его отправили к родным в Хайнбург-на-Дунае. Здесь на талантливого мальчика обратил внимание директор капеллы Венского собора, и восьмилетний Йозеф отправился в Вену, где несколько лет работал певчим. Нередко он исполнял соло, ведь Йозеф обладал прекрасным дискантом, но только это в нем и ценили: композиции его никто не учил, а когда у юноши начал ломаться голос, его попросту выбросили на улицу.

Влача полуголодное существование, зарабатывая гроши частными уроками и игрой на скрипке в бродячем ансамбле, молодой человек вопреки обстоятельствам совершенствовал свое композиторское мастерство. Он изучает клавирную музыку Филиппа Эммануила Баха, вникает в музыкально-теоретические труды немецких авторов. За уроки композиции, которые давал ему Никола Порпора, Гайдн был не в состоянии платить и вместо платы отрабатывал их в качестве аккомпаниатора на уроках пения и даже слуги.

Удача улыбнулась Гайдну в 1759 г. – он стал дирижером придворной капеллы графа Морцина. На службе у этого аристократа Гайдн написал свои первые симфонии и квартеты. Правда, капельмейстером Морцина он пробыл недолго – в 1761 г. граф свою капеллу распустил, но за это время на композитора успел обратить внимание другой аристократ – венгерский князь Эстергази. Он принял Гайдна на должность вице-капельмейстера, а в 1766 г. – капельмейстера. На этой должности он обязан был руководить оркестром, сочинять музыку и даже заниматься постановкой опер.

Возможно, положение придворного капельмейстера сыграло определенную роль в том, какое огромное наследие оставил Гайдн – нередко по распоряжению князя Эстергази композитору приходилось за один день не только написать симфонию, но и разучить ее с придворным оркестром. И все же главное объяснение столь высокой продуктивности кроется в том «методе», который описал однажды сам Йозеф Гайдн: каждое утро, сотворив молитву, он принимался за сочинение музыки, а если у него не получалось, он снова молился – и снова работал… поистине, это был «ремесленник» в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова – человек, вся жизнь которого прошла в неустанном труде… Быть может, он научился этому у своего отца – каретного мастера?

В историю музыки Гайдн вошел как «отец симфонии». Этот жанр существовал и раньше, но именно в творчестве Гайдна сонатно-симфонический цикл стал таким, каким мы знаем его сейчас – три части в сонате и четыре в симфонии, в каждой из которых присутствует нечто такое, чего нет в других… Квинтэссенция мышления классицизма с его культом разума и меры. Эта схема оказалась настолько удачной, что она не рухнула ни под напором страстей романтизма, ни в бурях ХХ века – она изменялась, представала в новом качестве, но всегда сохранялась – и этим мы обязаны Йозефу Гайдну.

Поначалу произведения Гайдна, написанные на службе у Эстергази, считались собственностью этого аристократического семейства, но в 1779 г. контракт был изменен, и композитор получил право продавать издателям свои партитуры. Это способствовало международной известности композитора.

При дворе Эстергази Гайдн прослужил около тридцати лет. В 1790 г. князь умер, его сын распустил оркестр, но по завещанию князя композитор получил пожизненную пенсию. Благодаря этому Гайдн смог отправиться за границу, чего он прежде не мог себе позволить. Дважды композитор побывал в Лондоне, где его музыка пользовалась большим успехом. Впервые за много лет композитор получил возможность работать с большими оркестрами и выступать в больших залах перед широкой публикой, а не перед узким кругом аристократов. Двенадцать симфоний композитора, написанные в это время и известные как Лондонские симфонии, стали вершиной его симфонического творчества.

Исключительная работоспособность позволила Гайдну удивить мир в 67 лет. В этом возрасте, когда люди уже неохотно берутся за что-то новое, композитор создал произведение в жанре, к которому прежде обратился только один раз и без особого успеха – ораторию « », которую критик Александр Серов впоследствии назвал «гигантским созданием». Два года спустя последовал новый шедевр в ораториальном жанре – « ». Оратории стали «эффектной точкой» творческого пути Гайдна. В последние годы жизни он уже не создавал музыки. Композитор ушел из жизни в 1809 г. – вскоре после нападения наполеоновских войск на Вену.

По словам самого композитора, более всего в нелегкой жизни и неустанном труде его поддерживало осознание того, что его труд послужит людям «источником, из которого обремененная бедами, утомленная душа будет черпать успокоение и бодрость». С этим нельзя не согласиться, слушая его сонаты, симфонии и оратории.

Музыкальные Сезоны

Родился в , его отец – колесный мастер – еще ребенком отдал сына учиться пению. Вскоре (1740г.) мальчика приняли в состав хора при знаменитом венском соборе Святого Стефана, где он пел целых десять лет. Попутно талантливого хориста обучали игре на разных музыкальных инструментах, что позволило ему впоследствии зарабатывать на жизнь, играя на скрипке, клавесине и органе. Работая аккомпаниатором у маститого итальянского композитора и педагога по вокалу Н. Порпоры, он начал пробовать себя как композитор и получал одобрение учителя. В основном, конечно же, это была церковная музыка. Музыкальная карьера Гайдна продвигалась. Два года (1759 – 1761) он работал в качестве музикдиректора на графа Морцина, а потом – в должности вице-капельмейстера – у князя Эстерхази – аристократа с венгерскими корнями. Пауль Антон Эстерхази взял Гайдна на службу после смерти Г. И. Вернера, уже известного в Австрии композитора, служившего в его доме капельмейстером. Обязанность музыканта - сочинять музыку по заказу работодателя и руководить ансамблем музыкантов. В 1762-ом таким заказчиком стал Николаус Эстерхази, младший брат прежнего хозяина, которого прозвали «Великолепным».

Вначале Николаус Эстерхази жил неподалеку от Вены в Айзенштадте, в своем родовом замке. Затем переехал в новый замок, построенный в уютном уголке возле озера. Первое время Гайдн писал в основном инструментальную музыку (симфонии, пьесы) для послеобеденного отдыха княжеской семьи и для концертов, которые хозяин устраивал каждую неделю. В те годы Йозеф пишет несколько симфоний, кантат, 125 пьес и церковную музыку, а с 1768-го после открытия нового театра в Эстергазе стал писать оперы. В начале 70-ых годов он постепенно уходит от развлекательного содержания своей музыки. Его симфонии становятся серьезными и даже драматичными, как, например, «Жалоба», «Страдание», «Траурная», «Прощальная». Князю Николаусу Эстерхази не нравилась такая трагическая музыка, он не раз указывал на это композитору, но все-таки дал ему право с его разрешения писать музыку по другим заказам. И автор пишет «Солнечные квартеты», отличающиеся смелостью, масштабностью, изощренностью письма. С этих квартетов начинается классический жанр струнного квартета. А у него самого формируется характерный почерк зрелого композитора. Он написал несколько опер для театра Эстерхази: «Аптекарь», «Обманутая неверность», «Лунный мир», «Вознагражденная верность», «Армида». Но широкой публике они были недоступны. Однако, европейские издатели открыли новый талант и охотно публиковали его произведения.

Новый договор с Эстерхази лишал последнего исключительных прав на музыку Гайдна. В 80-ых годах растет его слава. Он пишет фортепьянные трио, сонаты, симфонии, струнные квартеты, в том числе посвященные будущему русскому императору Павлу, известные под названием «Русские». Новый период творчества композитора ознаменовался также шестью квартетами в честь короля Пруссии. Они отличались и новой формой, и особым мелодизмом, и разнообразием контрастов. Выйдя за пределы Центральной Европы, стал известен и оркестровый пассион под названием «Семь слов Спасителя на кресте», написанный Йозефом для одного испанского собора. Этот пассион впоследствии был переложен автором для исполнения струнным квартетом, хором, оркестром, и он до сих пор пользуется популярностью. После смерти Николауса Эстерхази (1790) Гайдн остался в его доме на должности капельмейстера, но получил право жить в столице, работать за рубежом. Несколько лет он работает в , где много пишет: концертную симфонию, музыку для хоров, несколько сонат для фортепиано, обрабатывает народные песни, оперу-сериа «Душа философа» (по мотивам мифа об Орфее). Там он стал почетным доктором Оксфордского университета, там его музыку слушала королевская семья, там он познакомился с творчеством Г.Ф. Генделя. В 1795-ом Гайдну пришлось возвратиться в Эстерхази. Теперь основной обязанностью капельмейстера было сочинение месс в честь именин княгини. Он написал шесть месс, в которых есть симфонический размах, молитвенная сосредоточенность и гражданские мотивы, навеянные событиями наполеоновских войн. Лучший инструментальный концерт для трубы с оркестром (1796), две монументальные оратории «Сотворение мира» и «Времена года» - образцы зрелого Гайдна. В 1804-ом ему дали звание «Почетного гражданина Вены». Как композитор он уже почти не работал. Умер в Вене в день своего рождения – 31 марта 1809 –го года, оставив неизгладимый след в музыкальном искусстве.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения