Что такое Портрет? Определение. Стили и Жанры портрета Творческое наследие писателя

Биографический метод - (ново-греч. βιογραφία - жизнеописание от др.-греч. βίος - жизнь, γράφω - пишу), исследовательский и диагностический метод, который позволяет психологу и искусствоведу изучать человека и продукты его деятельности (в том числе творческой) в контексте всего жизненного пути, выбирать масштаб исследования на разных его участках, в зависимости от исследовательских целей.

Историческая биография

Плутарх. "Параллельные биографии"

Историческая биография - наиболее ранний вид биографического письма. Основные тенденции исторической биографии были намечены уже в «Параллельных биографях» Плутарха. Ее особенностью были строгие каноны биогрфического письма, по которым строились жизнеописания монархов, святых и других исторических лиц. Автор намеренно затушевывал свое «я». Персонаж при этом выступал в контексте своего исторического времени, и его смыслы соотносились с культурно-историческими ценностями эпохи, в которую он жил.

«Занимаясь историческими исследованиями, мы удерживаем душой память лишь о лучших и самых признанных характерах, и это позволяет нам решительно отвергать все скверное, безнравственное и пошлое, с чем сталкивает неизбежное обращение с окружающим миром, и обращать умиротворенный и успокоенный мир наших мыслей только на образцовое» (Плутарх) (8, с. 343).

Дж.Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

Новые эпохи рождали своих летописцев, по-прежнему продолжавших трактовать биографических персонажей по тем же канонам: личность приобретала черты мифологического героя, отражавшего ценности и ожидания официальной власти.

Джорджо Вазари, итальянский живописец и зодчий, следуя по стопам Плутарха, в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» дал определенный тип биографического письма, где живой художник возводился в ранг земного божества. Высокий слог таких биографий исключал тонкий психологический анализ личности. Убиралось все бытовое, низменное и, по большому счету, человеческое. Так, например, жизнеописание Леонардо да Винчи начинается со следующих слов:

«Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем на человече ские тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с переизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам богом, а не приобретенное человеческим искусством» (Вазари) (1, с. 197).

Историография XIX-XX веков

Эта линия продолжилась в отечественной историографии в трудах воспитанника Петра I В. Н. Татищева, историка Екатерининской эпохи князя М. Щербатого, профессора и ректора Московского университета С. М. Соловьева, его ученика В. О. Ключевского и др. Они создавали жизнеописания русских «великих мужей» исходя из тех же нормативных требований официальной биографии. Историко-культурный контекст задавал личностные смыслы и позицию персонажей, при этом гражданская позиция автора была достаточно ощутима.

Спираль развития этого направления в понимании и истолковании жизни человека продолжала наращивать свои витки в последующие века. Этот подход не потерял актуальности в настоящее время. «Великие мужи» трансформировались в современных политических деятелей и продолжают оставаться персонажами все новых биографий. Примером такого биографического стиля является последняя серия «Исторические силуэты» (Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Ред. Ю. Хайдекинга). Этот виток соотносим с историко-биографическим подходом.

Литературная биография

Параллельно возникает тип биографического письма, где писательские пристрастия выходят на первый план. Литератор-биограф иногда искажает действительные факты, придает им определенную направленность и оттенок в угоду сюжету или интриге. Сам исследователь становится экспертом, берет на себя право выбора и контекста определенных поступков, которые высвечивают психологические грани персонажа.

«Чем искуснее художник-биограф, чем ярче он как личность, тем менее пригодной является биография для научных целей», - отмечал Н. А. Рыбников (11, с. 17).

Андре Моруа

Андре Моруа, Юрий Тынянов, Михаил Булгаков - авторы прекрасных литературных биографий, где свобода изложения и интерпретации соседствует с вымыслом, догадкой, личной фантазией, творческой интуицией.

«Там, где кончается документ, я начинаю», - писал Тынянов во вступительном слове к своему «Пушкину». «Я и теперь думаю, что художественная литература отличается от истории не «выдумкой», а большим пониманием людей и событий. Большим волнением о них. Выдумка - случайность, которая зависит не от существа дела, а от художника. И вот нет случайности, а есть необходимость, начинается роман. Но взгляд должен быть много глубже, догадка и ре шимость много больше, и тогда приходfит последнее в искусстве - ощущение подлинной правды: так могло быть, так, может быть, было» (13, с. 8).

Связь времен, попытка понять эпоху, найти свое место в ней представлена в биографических циклах А. Моруа. Его слова: «Сократ не умер, он жив в Платоне. Платон не умер, он жив в Алене. Ален не умер, он жив в нас» (7, т. 1, с. 14), - как нельзя лучше передают эту позицию.

Светско-биографическая хроника

Светско-биографическая хроника - "многоцветный ковер" светских сплетен, сценок, анекдотов, которые являются частью биографического материала. Расчет здесь на непритязательного читателя. Интрига, интимные стороны жизни, скользкие моменты биографии составляют суть такого письма.

«В 1808 году мне довелось побывать в Вене. Я написал одному из своих друзей ряд писем о прославленном композиторе Гайдне, с которым по счастливой случайности познакомился несколько лет тому назад. Вернувшись в Париж, я обнаружил, что мои письма пользуются некоторым успехом; кое-кто потрудился даже их переписать. Я поддался искушению стать писателем и попасть в печать еще при жизни. Итак, добавив несколько пояснений и устранив кое-какие повторения, я предстаю перед друзьями музыки в виде небольшого in 8 градусов... Я подумал, что молодые женщины, начинающие светскую жизнь, обрадуются, найдя в одном томе все, что следует знать по данному вопросу» (12, с. 5–6).

Обращенность к читательской аудитории, желание увлечь, заинтересовать часто влияют на компоновку и подачу фактов, превращая жизнь реального человека в легенду. Стефан Цвейг часто подает факт в расчете на наивного и эмоционального читателя. Вдохновенность речи и гиперболичность деталей жизни и обстановки подчеркивают архетипичность персонажа. Героическая судьба назначена свыше. Биография предстает как реконструкция этой предопределенности. В качестве примера приведем отрывок из портрета Максима Горького.

«Какая жизнь! Какая глубокая пропасть перед восхождением на вершину! Великого художника произвела на свет грязная, серая улочка на окраине Нижнего Новгорода, нужда качала его колыбель, нужда взяла его из школы, нужда бросила его в круговорот мира. Вся семья ютится в подвале, в двух каморках и, чтобы добыть немного денег, несколько жалких грошей, маленький школьник роется в вонючих помойках и кучах мусора, собирает кости и тряпье, и товарищи отказываются сидеть рядом с ним, потому что от него якобы дурно пахнет. Он очень любознателен, но даже начальную школу ему не удается окончить, и слабый, узкогрудый мальчик поступает учеником в обувной магазин, потом к чертежнику, работает посудником на волжском пароходе, портовым грузчиком, ночным сторожем, пекарем, разносчиком, железнодорожным рабочим, батраком, наборщиком; вечно гонимый поденщик, обездоленный, бесправный, бездомный, скитается он по большим дорогам то на Украине и на Дону, то в Бессарабии, в Крыму, в Тифлисе. Нигде он не может удержаться, нигде его не удерживают. Судьба неизменно, как злобный ветер, подхлестывает его, едва он найдет приют под каким)нибудь жалким кровом, и снова он, зиму и лето, натруженными ногами шагает по дорогам, голодный, оборванный, больной, вечно в тисках нужды» (14, т. 10, с. 214–215).

Возвышенный слог вызван гуманистическим пафосом писателя, желанием заразить героизмом обычных людей.

Стефан Цвейг

«Человечеству необходимы возвышенные образы. Необходим миф о героях, чтобы верить в себя», - считает Стефан Цвейг (14, т. 5, с. 357).

Великий писатель, историк, исследователь, как правило, обращает свои произведения людям не только с целью донести позицию своего героя, но и показать его как пример величия человеческого духа. И здесь возникает конфликт честного историка и писателя-гуманиста.

«Мы все пережили эту трагическую борьбу. Как часто стоит перед нами альтернатива закрыть глаза на какой)нибудь факт или отвергнуть его, - как часто охватывает художника страх, когда он должен запечатлеть на бумаге ту или иную истину», - пишет Ромен Роллан (10, с. 356).

Психологическая биография

Психологическая биография начинается в недрах исторического жанра. Так, в работах Карамзина, фактология не заслоняет личность и психологическую глубину персонажа. Например, Стефан Цвейг, Ромен Роллан, Анри Перрюшо, Ирвинг Стоун создали выдающиеся примеры проникновения в психологические смыслы своих героев, неосознанно опираясь на герменевтические приемы. Их часто можно сравнить с «психоаналитиками-дектективами», которые по нескольким уликам пытаются выстроить иерархию смыслов своих героев.

Коллекция рукописей Стефана Цвейга - архив таких улик.

«Не просто рукописи, случайные письма или листы из альбомов художников собираю я, а только лишь такие рукописи, в которых проявлен творческий дух в творческих условиях, то есть исключительно черновые рукописи художественных произведений или их фрагментов. Если я люблю какое-нибудь литературное или музыкальное произведение, то мне хочется знать возможно больше о его возникновении» (14, т. 10, с. 415–416).

Ромен Роллан

Часто психологические ремарки вплетаются в фактологическую ткань повествования. Так например, Ромен Роллан, создавая портрет Генделя, пишет: «Он никогда ничего не оставлял неиспользованным, непрерывно, в течение всей своей жизни он возвращался в работе к своим старым замыслам; это следует объяснять не спешностью работы, а цельностью его мышления и потребностью в совершенствовании» (10, с. 17–18).

Из отечественных исследователей-биографов нельзя не отметить В. Вересаева. Его подход можно назвать документально-психологическим, так как цель автора - создать портрет персонажа, основываясь на подлинных высказываниях его самого и современников - друзей и экспертов. Так, его книга «Гоголь в жизни» носит подзаголовок: «Систематический свод подлинных свидетельств современников». В ней нет ни одного слова от автора. Автору принадлежат только предисловие, сноски к страницам и комментарии.

«В. Вересаев лишь монтирует показания истории, составляет их в сюжет, в фабулу, которая читается как фабула романа... Сегодня, когда мы начинаем ценить факты, преподносимые без идеологической начинки, книга В. Вересаева приобретает особый вес. Она дает пример честности по отношению к документу, пример уважения к мнению тех, чья точка зрения, может быть, не сходится с точкой зрения биографа и даже противоречит ей» (5, с. 3).

Еще один пример научно-психологической биографии дает серия биографических портретов известных философов, которую создал Арсений Гулыга, доктор философских наук. Цель таких биографий - в доступной форме познакомить читателя со сложными философскими концепциями Канта, Гегеля, Шеллинга и других, не только облегчить их понимание, но и выпукло и психологично подать личность персонажа. Личность автора затушевана, она проглядывает лишь в глубоко-профессиональном знании предмета.

Системно-биографический метод

Системно-биографический метод был разработан в конце ХХ века Н.Л. Нагибиной (совместно с проф. В.А. Барабанщиковым) в лаборатории Системных исследований психики Института психологии РАН. Для эмпирической проверки существования предполагаемых психологических типов личности (системы типов "Псикосмология") возникла необходимость создания и отработки нового метода исследования, который был назван авторами методом «психологического портрета». Исследовательская позиция - познать психику другого через безоценочное признание чужого мира значений и смыслов - составляла суть «портретного письма».

Метод психологического портрета

Проблема смыслового контура - одна из центральных при составлении психологического портрета человека. Все второстепенное должно отойти на задний план. Главный вопрос, который ставит себе психолог на этом этапе: что в жизни этого человека самое смысловое, центральное? для чего он живет? В результате многолетних исследований авторов метода оказалось, что ценностно-мотивационная сфера завязана в тугой узел с когнитивными характеристиками. Практически невозможно сказать, что здесь первично, а что вторично. Важно одно - есть некие стабильные соответствия и соотношения, которые поддаются описанию. Описание этого «узла» и составляет основу психологического портрета. Поведенческие характеристики включают в себя смысловое значение, темпераментальные особенности и отработанные навыки. По-видимому, каждый аспект следует рассматривать самостоятельно. В данной работе мы намеренно делали акцент лишь на ценностноGсмысловых моментах поведенческих характеристик. Индивидуальность, таким образом, максимально приближалась к типу.

Метод анализа высказываний на основе исследования дневников, писем, автобиографических сообщений использовался для проверки гипотез. Формулирование гипотез о модели психики другого происходило на основе ясных высказываний самих испытуемых об особенностях своей познавательной сферы. Критерием отнесения к тому или иному типу являлось отношение к мышлению (отдается ли ему главная роль в познании) и к восприятию (имеет ли оно характер процессуальности «выведения» или «данности»). Продукты творчества, могут многое сказать о личности человека, создававшего их. Музыка, картины, стихи и проза рассматривались авторами в традициях проективных методов. Вопрос стилистики при этом был одним из главных и определяющих. Учитывались также экспертные оценки - рецензии, критические статьи. Сама жизнь человека с чередой поступков служила прекрасным объективным показателем при создании его психологического портрета. Несомненно, учитывался внешний вид и условия жизни.

Психологический портрет исторического лица

Алгоритм создания психологического портрета исторического лица можно описать в следующих этапах:

1. Ознакомиться с основными произведениями (прослушать, проиграть, просмотреть по клавирам или партитурам).

2. Обозначить основные линии творчества.

3. Выбрать наиболее психологически значительные документы (исповеди, завещания, автобиографии и т. д.).

4. Выписать из них две-три центральные мысли (в цитатах), касающиеся смысла жизни и цели творчества.

  • когнитивный стиль (особенности восприятия, памяти, мышления);
  • ценностно-мотивационная сфера;
  • основные поведенческие характеристики;
  • творческий портрет.

Для создания психологического портрета исторического лица необходимо иметь достаточное количество документальных письменных свидетельств относительно качеств личности. Дневники, письма, размышления, записанные разговоры могут служить такими документами. Необходимо также достаточное количество «свидетельских» показаний совершения определенных поступков, критический их отбор.

Интернет-ресурсы

Литература

1. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождение. СПб., 1992.

2. Вдовина И. С. Феноменолого-герменевтическая методология анализа произведений искусства // Феноменология искусства. М., 1996.

3. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.

4. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

5. Золотусский И. Портрет «странного» гения // Вересаев В. Гоголь в жизни. М., 1990.

6. Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1988.

7. Кирнозе З., Пронин В. Мастер биографического жанра // Моруа А. Собр. соч.: В 6 т. М., Т. 1. 1992.

8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1972.

9. Психология. Словарь / Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский.М.,1994.

10. Роллан Р. Гендель. М., 1984.

11. Рыбников Н. Биографии и их изучение. М., 1920.

12. Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио.Жизнь Россини. М., 1988.

13. Тынянов Ю. Н. Пушкин., М., 1988.

14. Цвейг С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1992. Т. 5; 1993. Т. 10.

Ответ оставил Гость

1) Консерваторы
Социальную основу направления консерваторов составили реакционные дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть крестьян. Консерватизм II половины ХIХ в. остался верен теории "официальной народности".
Самодержавие объявлялось устоем государства, а православие - основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60 - 70-х гг. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, помещичьего землевладения и общины.
В социальной области они призывали к единению славянских народов вокруг России.
Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков.
2) Либералы
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции.
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.
Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ.
Политическим идеалом для них была конституционная монархия.
В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства. Требовали ликвидировать сословные привилегии.
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.
Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя "адресов" - ходатайств с предложением программы преобразований.
Идеологами либералов являлись ученые, публицисты: К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев и др.
3) Радикалы
Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь) .
В радикальном движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы) , посвятившие себя служению народу.
В истории движения радикалов II половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е гг. - складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е гг. - оформление народничества, особый размах агитационной и террористической деятельности революционных народников; 80 - 90-е гг. - ослабление популярности народничества и начало распространения марксизма.
В 60-е гг. сложилось два центра радикального направления. Один - вокруг редакции "Колокола", издаваемого А. И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал теорию "общинного социализма" и резко критиковал условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, который был арестован и сослан в Сибирь в 1862 г.

Михаил Михайлович Пришвин запомнился миру своими прозаическими произведениями. Его работы пронизаны любовью к родине. Автор писал новеллы, сочинения и повести, которые были иллюстрированы художником О.Г. Верейским. Его произведения являются частью школьной программы, что говорит о высоком уровне мастерства.

Биографический портрет Пришвина

Прозаик был рожден в феврале 1873 года. Родом он был из преуспевающей купеческой семьи. Мальчик рос активным и шумным ребенком, о чем свидетельствует его отчисление из школы в четвертом классе за дерзкое поведение. Будучи бунтарем по натуре, писатель Пришвин впоследствии признавался, что его характер сформировали два главных поступка в жизни:

  • Исключение из гимназии.
  • Побег из гимназии.

Биография Пришвина не бела как снег. Обучаясь в Рижском политехническом училище, он всерьез увлекся марксизмом, за что был арестован и изгнан в двухгодичную ссылку. Данная выходка не осталась без внимания, и юноша получил запрет на дальнейшее обучение в России. Однако его мать была мудрой женщиной и приложила все усилия, чтобы ее сын продолжил учебу. В 1900 году Михаил Пришвин отправился обучаться в Лейпциг и получил там агрономическое образование.

Длительные путешествия по северу России и Скандинавии наложили отпечаток на воображение будущего писателя, что послужило поводом для написания первого рассказа - «Сашок». Затем последовали другие писательские этюды Пришвина, однако вскоре он должен был изменить своему ремеслу. В 1914 году скончалась мать писателя, и он решил заняться строительством дома на оставленном ему участке земли. Этому было не суждено случиться, так как началась и Пришвин отправился на фронт в качестве и санитаром по совместительству.

По окончании войны Пришвин занялся преподавательской деятельностью и параллельно писал свои произведения. Скончался автор в 1954 году в Москве.

Творческое наследие писателя

Портрет Пришвина ничем не примечателен с точки зрения биографических сенсаций и не выделяется на фоне портретов других писателей. Прожив простую жизнь, Пришвин успел написать достаточно произведений, которые стали частью российской сокровищницы литературных шедевров.

Самые первые работы автора приходятся на 1906-1907 годы, когда была опубликована книга «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком». В результате путешествий Пришвина по Дальнему Востоку в 30-е гг. были написаны повесть «Жень-шень» и роман «Осударева дорога». Немалого внимания заслуживают сборники новелл: Календарь природы» и «Лесная капель». Со временем появилась знаменитая сказка «Кладовая солнца», которая была признана лучшей книгой для детей.

О.Г. Верейский - художник-иллюстратор

Мало кто задумывается о том, насколько полюбились бы книги читателям, не будь в них мастерски подобранных иллюстраций. Особенно это актуально для юных читателей, для которых картинки являются неотъемлемым атрибутом хорошей книги. Среди гениев, которые провели свою жизнь на задворках книг, работая во славу писателей, был О.Г. Верейский. Он не так знаменит, как Васнецов или же Врубель, но, тем не менее, заслуги его тяжело переоценить. Он был народным художником СССР и членом Академии художеств.

Творческий путь Верейского начинался в Ленинграде под присмотром Осмеркина. Однако широкую популярность художник получил, работая в столице. В своей творческой карьере мастер запомнился иллюстрациями к классиков. Среди самых известных писателей, над книгами которых потрудился Верейский, - Хемингуэй, Паустовский, Шолохов, Фадеев и Бунин. Особого внимания заслуживают зарисовки к произведениям Пришвина. В 1984 году художника наградили премией за самую лучшую иллюстраторскую работу к произведению «Анна Каренина».

Портрет М. М. Пришвина

Орест Георгиевич Верейский помимо иллюстраций к новеллам и повестям также написал портрет Пришвина М. М., который хранится в одноименном музее России. Работа выполнена в виде в 1948 году, однако от этого она не является менее значимой. Портрет Пришвина писался с натуры, о чем свидетельствуют записи в личном дневнике писателя. Размер полотна небольшой - 39,5х48. На бумаге изображена голова писателя и подпись художника.

Где находится портрет М. М. Пришвина, написанный рукой иллюстратора Верейского

В творческой среде нередко наблюдают симбиоз представителей искусства, которые помогают друг другу стать популярнее и оставить след в истории. Портрет Пришвина М. М., написанный рукой иллюстратора Верейского, не был попыткой пиара друг друга. Это скорее дань уважения Михаилу Михайловичу.

Орест Георгиевич состоялся в своем ремесле благодаря обилию станковых работ, авторской литографии и множеству акварельных зарисовок. Портрет Пришвина не был для него работой всей его жизни, о чем свидетельствует манера написания - карандашный рисунок. Писатель вел в течение всей жизни дневник, подробно описывая все события. Написанный Верейским портрет несет в себе не сколько художественную ценность, сколько биографическую.

Весной 1946 года Пришвин отдыхал в подмосковном санатории «Поречье», где неподалеку присмотрел себе дом. Жена писателя приложила все усилия, чтобы дом напоминал старинную усадьбу, где все указывало бы на разносторонние интересы мужа. Вышло живописно. После смерти писателя сюда наведывались люди, а дом официально получил статус музея.

Убранство дома иллюстрирует обыкновенный распорядок дня Пришвина. На столе стоит самовар, а комнаты украшены цветами и книгами. Особый интерес привлекает комната писателя, где виднеется один из самых известных портретов Михаила Михайловича, написанный Орестом Верейским.

Картина с изображением головы Пришвина висит прямо над изголовьем его кровати в спальне. Толстая темно-коричневая рама обрамляет желтый лист бумаги, на котором карандашом изображен прозаик. Слева на работе виднеется дата создания портрета. Вся комната выражает индивидуальность своего владельца и указывает на его скромность и аккуратность. Слева от портрета висят перекрещенные ружья - олицетворение любви Пришвина к охоте. Деревянный пол украшен коврами с характерным узорчатым рисунком. Но, невзирая на эти мелочи, центральным элементом комнаты выступает именно портрет, написанный Верейским. Безусловно, такое его расположение выдает уважение писателя к творчеству художника. Это был их финальный совместный проект, через несколько лет Пришвин скончался.

В сегодняшнем посте хочется остановиться на краткой истории развития портретной живописи. Полностью охватить весь материал на эту тему не представляется возможным в ограниченном объеме поста, поэтому такой задачи я и не ставил.

Небольшой экскурс в историю портретной живописи


Портрет (от французского portrait) — это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека. Портрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением).



"Парижанка". Фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.


Но внешнее сходство — не единственное и, пожалуй, не самое главное свойство, присущее портрету . Настоящий портретист не ограничивается воспроизведением внешних черт своей модели, он стремится передать свойства ее характера, раскрыть ее внутренний, духовный мир . Очень важно также показать социальное положение портретируемого, создать типический образ представителя определенной эпохи.
Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н.э. Хотя исследователи назвали эти образы "придворными дамами", нам неведомо, кого пытались показать критские мастера — богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья.
Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными "Парижанка". Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.
Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях весьма относительно.




"Портрет молодого римлянина", начало III века н.э.




В Древней Греции и Древнем Риме станковой живописи не существовало, поэтому искусство портрета выразилось главным образом в скульптуре. Античные мастера создавали пластические образы поэтов, философов, военачальников и политиков. Этим произведениям свойственна идеализация, и в то же время среди них встречаются и очень точные по своей психологической характеристике образы.
Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в I-IV веках н.э. По месту находки (гробницы Хавары севернее Каира и некрополи Фаюмского оазиса, при Птолемеях именовавшегося Арсиноей) их называют фаюмскими. Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами. Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.
На фаюмских портретах мы видим египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I-IV веках н.э. Из Древнего Рима в Египет пришел обычай хранить в доме написанные на деревянных дощечках портреты хозяев, а также скульптурные маски умерших родственников.


Портрет фаюмской мумии



Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика — это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Подобная техника требовала особых приемов. На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.




Дж. Беллини. "Портрет донатора". Фрагмент


Среди самых известных портретов, исполненных в технике энкаустики, — "Мужской портрет" (вторая половина I века н.э.) и "Портрет пожилого мужчины" (конец I века н.э.), являющиеся прижизненными изображениями. В этих произведениях поражает умелая светотеневая моделировка и использование цветового рефлекса. Вероятно, неизвестные нам мастера, написавшие портреты, прошли эллинистическую школу живописи. В такой же манере исполнены и две другие картины — "Портрет нубийца" и прекрасное женское изображение, т.н. "Госпожа Алина" (II век н.э.). Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы.
В период Средневековья, когда искусство было подчинено церкви, в живописи создавались в основном религиозные образы. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты. Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, но не выходили за рамки иконописных канонов, играя в композиции второстепенную роль. Профильные изображения, идущие от иконы, сохраняли главенствующие позиции даже тогда, когда портрет начал приобретать самостоятельное значение.
Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, когда главной ценностью мира стала активная и целеустремленная личность, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам. В XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей. Таков "Портрет мальчика" кисти Б. Пинтуриккьо.




Б. Пинтуриккьо. "Портрет мальчика", Картинная галерея, Дрезден


Тем не менее, наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего его мира, портретируемый как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.




К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера Возрождения, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо — портрет "Мона Лиза" ("Джоконда", ок. 1503), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.
Огромную роль в развитии европейского портретного жанра сыграл Тициан, создавший целую галерею образов своих современников: поэтов, ученых, церковнослужителей, правителей. В этих произведениях великий итальянский мастер выступил как тонкий психолог и прекрасный знаток человеческой души.





Тициан: Императрица Изабелла Португальская.


В период Ренессанса многие художники, создававшие алтарные и мифологические композиции, обращались к портретному жанру. Глубоким проникновением во внутренний мир модели отличаются психологические портреты нидерландского живописца Яна ван Эйка ("Тимофей", 1432; "Человек в красном тюрбане", 1433). Признанным мастером портретного жанра был немецкий художник Альбрехт Дюрер, автопортреты которого до сих пор восхищают зрителей и служат примером для художников.




Альбрехт Дюрер, Автопортрет

В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет, хотя появлялись и поясные, поколенные изображения и портреты в полный рост. Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, в которых модели изображались на разных холстах, но обе композиции объединял общий замысел, колорит, пейзажный фон. Яркий пример парных портретов — изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа.
Широкое распространение получили и групповые портреты, когда на одном холсте художник показывал несколько моделей. Образцом подобного произведения является "Портрет Папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-1546) кисти Тициана.





По характеру изображения портреты стали делиться на парадные и интимные. Первые создавались с целью возвеличивания и прославления людей, представленных на них. Парадные портреты заказывали у известных художников царствующие особы и члены их семей, придворные, церковнослужители, занимавшие верхние ступени иерархической лестницы.
Создавая парадные портреты, живописцы изображали мужчин в богатых мундирах, расшитых золотом. Дамы, позировавшие художнику, надевали самые роскошные платья и украшали себя драгоценностями. Особую роль играл в таких портретах фон. Мастера писали свои модели на фоне пейзажа, архитектурных элементов (арок, колонн) и пышных драпировок.
Крупнейшим мастером парадного портрета был фламандец П.П. Рубенс, работавший при королевских дворах многих государств. Его знатные и богатые современники мечтали о том, чтобы живописец запечатлел их на своих полотнах. Заказные портреты Рубенса, поражающие богатством красок и виртуозностью рисунка, несколько идеализированы и холодны. Изображения родных и друзей, которые художник создавал для себя, полны теплого и искреннего чувства, в них нет стремления польстить модели, как в парадных портретах для богатых заказчиков.






Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении, регентшы Фландрии, Вена, Музей истории искусства


Учеником и последователем Рубенса был талантливый фламандский живописец А. ван Дейк, создавший галерею портретных образов своих современников: ученых, юристов, врачей, художников, купцов, военачальников, церковнослужителей, придворных. Эти реалистичные изображения тонко передают индивидуальную неповторимость моделей.
Портреты, исполненные ван Дейком в поздний период, когда художник работал при дворе английского короля Карла, менее совершенны в художественном отношении, т.к. получавший множество заказов мастер не справлялся с ними и перепоручал изображение некоторых деталей своим помощникам. Но и в это время ван Дейком был написан ряд довольно удачных картин (луврский портрет Карла I, ок. 1635; "Трое детей Карла I", 1635).




А. ван Дейк. "Трое детей Карла I", 1635, Королевское собрание, Виндзорский замок

В XVII столетии важное место в европейской живописи занимал интимный (камерный) портрет, цель которого — показать душевное состояние человека, его чувства и эмоции. Признанным мастером такого типа портрета стал голландский художник Рембрандт, написавший множество проникновенных образов. Искренним чувством проникнуты "Портрет старушки" (1654), "Портрет сына Титуса за чтением" (1657), "Хендрикье Стоффельс у окна" (портрет второй жены художника, ок. 1659). Эти произведения представляют зрителю обыкновенных людей, не имеющих ни знатных предков, ни богатства. Но для Рембрандта, открывшего новую страницу в истории портретного жанра, было важно передать душевную доброту своей модели, ее истинно человеческие качества.





Неизвестный художник. Парсуна "Государь всея Руси Иван IV Грозный", конец XVII века.


Мастерство Рембрандта проявилось и в его крупноформатных групповых портретах ("Ночной дозор", 1642; "Синдики", 1662), передающих различные темпераменты и яркие человеческие индивидуальности.
Одним из самых замечательных европейских портретистов XVII века был испанский художник Д. Веласкес, написавший не только великое множество парадных портретов, представляющих испанских королей, их жен и детей, но и целый ряд камерных изображений простых людей. К лучшим чувствам зрителя обращены трагические образы придворных карликов — мудрых и сдержанных или озлобленных, но всегда сохраняющих чувство человеческого достоинства ("Портрет шута Себастьяно Мора", ок. 1648).




Дальнейшее развитие портретный жанр получил в XVIII веке. Портрет, в отличие от пейзажа, давал художникам хороший заработок. Многие живописцы, занимавшиеся созданием парадных портретов, стремясь польстить богатому и высокородному заказчику, старались выделить самые привлекательные черты его внешности и затенить недостатки.
Но наиболее смелые и талантливые мастера не боялись гнева властителей и показывали людей такими, какими они были на самом деле, не скрывая их физических и моральных недостатков. В этом смысле интересен известный "Портрет семьи короля Карла IV" (1801) кисти знаменитого испанского живописца и графика Ф. Гойи. Национальная школа портретной живописи появилась в Англии. Крупнейшие ее представители — художники Дж. Рейнолдс и Т. Гейнсборо, работавшие в XVIII веке. Их традиции унаследовали более молодые английские мастера: Дж. Ромни, Дж. Хопнер, Дж. Опи.
Важное место занимал портрет в искусстве Франции. Одним из самых талантливых художников второй половины XVIII — первой четверти XIX века был Ж.Л. Давид, создавший, наряду с картинами античного и исторического жанра, множество прекрасных портретов. Среди шедевров мастера — необыкновенно выразительный образ мадам Рекамье (1800) и романтически приподнятый портрет "Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар" (1800).







Непревзойденным мастером портретного жанра являлся Ж.О.Д. Энгр, прославивший свое имя парадными портретами, отличающимися звучной цветовой гаммой и изяществом линий.
Прекрасные образцы романтического портрета представили миру такие французские художники, как Т. Жерико, Э. Делакруа.
Свое отношение к жизни и искусству выразили в портретах французские реалисты (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Г. Курбе), импрессионисты (Э. Дега, О. Ренуар) и постимпрессионисты (П. Сезанн, В. ван Гог).
К портретному жанру обращались и представители модернистских течений, появившихся в XX веке. Множество портретов оставил нам знаменитый французский художник Пабло Пикассо. По этим работам можно проследить, как развивалось творчество мастера от т.н. голубого периода к кубизму.




В свой "Голубой период" (1901-1904), он создает портреты и жанровые типы, в которых развивает тему одиночества, горя, обреченности человека, пронизывающую духовный мир героя и враждебную ему среду. Таков портрет друга художника - поэта X.Сабартеса (1901, Москва, ГМИИ) .





П. Пикассо. "Портрет Воллара", ок. 1909, ГМИИ, Москва


(Пример "Аналитического" кубизма: предмет дробится на мелкие части, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте.)


В русской живописи портретный жанр появился позже, чем в европейской. Первым образцом портретного искусства была парсуна (от русского "персона") — произведения русской, белорусской и украинской портретной живописи, выполненные на традициях иконописи.
Настоящий портрет, основанный на передаче внешнего сходства, появился в XVIII столетии. Многие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенностям все еще напоминали парсуну. Таково изображение полковника А.П. Радищева, деда знаменитого автора книги "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева.


Д.Д. Жилинский. "Портрет скульптора И.С. Ефимова", 1954, Калмыцкий краеведческий музей им. профессора Н.Н. Пальмова, Элиста.



Значительный вклад в развитие русской портретной живописи внес талантливый художник первой половины XVIII века И.Н. Никитин, с мастерством психолога показавший в "Портрете напольного гетмана" (1720-е) сложный, многогранный образ человека Петровской эпохи.




Живопись второй половины XVIII века связана с именами таких известных портретистов, как Ф.С. Рокотов, создавший множество одухотворенных образов современников (портрет В.И. Майкова, ок. 1765), Д.Г. Левицкий, автор прекрасных парадных и камерных портретов, передающих цельность натуры моделей (портреты воспитанниц Смольного института, ок. 1773-1776), В.Л. Боровиковский, чьи удивительно лиричные женские портреты до сих пор восхищают зрителей.




Боровиковский, Владимир Лукич: Портрет Елены Александровны Нарышкиной.



Как и в европейском искусстве, главным героем в русской портретной живописи первой половины XIX века становится романтический герой, необыкновенная личность с многогранным характером. Мечтательность и в то же время героический пафос свойственны образу гусара Е.В. Давыдова (О.А. Кипренский, 1809). Многие художники создают замечательные автопортреты, наполненные романтической верой в человека, в его способности творить прекрасное ("Автопортрет с альбомом в руках" О.А. Кипренского; автопортрет Карла Брюллова, 1848).





1860-1870-е годы — время становления реализма в русской живописи, наиболее ярко проявившегося в творчестве художников-передвижников. В этот период в портретном жанре большим успехом у демократически настроенной публики пользовался портрет-тип, на котором модель получала не только психологическую оценку, но и рассматривалась с точки зрения ее места в обществе. В таких произведениях авторы уделяли равное внимание как индивидуальным, так и типическим чертам портретируемых.
Образцом такого портрета-типа стал написанный в 1867 году художником Н.Н. Ге портрет А.И. Герцена. Глядя на фотографии писателя-демократа, можно понять, как точно уловил мастер внешнее сходство. Но живописец не остановился на этом, он запечатлел на полотне духовную жизнь личности, стремящейся в борьбе добиться счастья для своего народа. В образе Герцена Ге показал собирательный тип лучших людей своей эпохи.




Н.Н. Ге портрет А.И. Герцена

Традиции портретной живописи Ге были подхвачены такими мастерами, как В.Г. Перов (портрет Ф.М. Достоевского, 1872), И.Н. Крамской (портрет Л.Н. Толстого, 1873). Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников.
Замечательные портреты-типы были написаны И.Е. Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. С помощью верно подмеченных жестов, поз, выражений лиц мастер дает социальную и духовную характеристику портретируемых. Значительный и волевой человек предстает на исполненном Репиным в 1881 году портрете Н.И. Пирогова. Глубокий артистический талант и страстность натуры видит зритель на его полотне, изображающем актрису П.А. Стрепетову (1882).




Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы. 1881



В советский период реалистический портрет-тип получил дальнейшее развитие в творчестве таких художников, как Г.Г. Ряжский ("Председательница", 1928), М.В. Нестеров ("Портрет академика И.П. Павлова", 1935). Типические особенности народного характера отразились в многочисленных образах крестьян, созданных художником А.А. Пластовым ("Портрет конюха лесничества Петра Тоньшина", 1958).
Острую психологическую характеристику своих моделей дают такие известные портретисты, как П.Д. Корин ("Портрет скульптора С.Т. Коненкова", 1947), Т.Т. Салахов ("Композитор Кара Караев, 1960), Д.И. Жилинский ("Портрет скульптора И.С. Ефимова", 1954) и многие другие.
В настоящее время в портретном жанре успешно работают такие художники, как Н. Сафронов, исполнивший множество живописных образов знаменитых политиков, актеров и музыкантов, И.С. Глазунов, создавший целую галерею портретов известных деятелей науки и культуры.






Глазунов_ Портрет Ильи Резника, 1999



Огромный вклад в развитие русской портретной живописи внес А.М. Шилов ("Портрет академика И.Л. Кнунянца", 1974; "Портрет Оли", 1974).





А.М. Шилов. "Портрет Оли", 1974



При подготовке материала использованы материалы

Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какие особенности общественного движения 1830-1850-х гг. вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.

Основные особенности:

Узкая социальная база. Консервативное направления в виде чётко сформулированное концепции «Православие. Самодержавие. Народность» и то поддерживалось только относительно узким кругом публицистов и небольшой частью чиновничества, большинство же населения просто верило в царя-батюшку и выполняла предписания официальных властей. Об оппозиционных течения и говорить нечего. Из-за этого общественное движение не была важной частью жизнью общества в целом.

Отсутствие реальных действий. Радикалы, ратовавшие за революцию и то не шли дальше призывов. Отчасти это вытекает из предыдущей особенности: узкой социальной базы.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Обьясните суть теории официальной народности.

Теория официальной народности лучше всего выражена в триаде «православие, самодержавие, народность», что предполагает нравственное и духовное государство на основе православия с самодержавием как лучшей формой правления, а также единством народа внутри себя и с самодержцем (народностью).

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Перечислите важнейшие идеи западников, славянофилов.

Важнейшие идеи западников:

У всех стран мира единый путь развития, просто европейские страны продвинулись по нему дальше, а Россия отстала;

Восхваление реформ Петра I, который вывел Россию из застоя на европейский путь развития;

Требование ввести парламент для ограничения власти монарха;

Требование отмены крепостного права и разрушения сельской общины.

Важнейшие идеи славянофилов:

У России собственный путь развития, отличный от западного, потому она не должна ориентироваться на Европу;

Осуждение реформ Петра I, которые отдалили Россию от истинного пути развития, ввели деспотию и крепостничество;

Требование возобновить сбор Земских соборов, но не для ограничения власти монарха, а ради лучшей его связи с народом;

Требование отменить крепостное право, но с сохранением сельской общины как основы истинно русской жизни.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. В чём заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов?

Принципиальные различия:

Западники считали, что Россия должна следовать западному пути развития, славянофилы – своему собственному;

Потому западники превозносили реформы Петра I, славянофилы – осуждали;

По мнению западников народное представительство в России должно ограничивать власть монарха, по мнению славянофилов – улучшать связь монарха с народом, но не ограничивать власть;

Западники считали сельскую общину пережитком феодализма и предлагали от неё избавиться, славянофилы видели в общине основу истино русской жизнь и стояли за её сохранение.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Каковы были главные идеи социалистов-утопистов? Каким образом они планировали претворить их в жизнь?

Главной идеей было построение общества равных – социализма. Построить его предлагалось с помощью революции. Но представления о социализме у разных мыслителей были разными (как и в Европе в то время), единого социалистического учения до марксизма не существовало.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Объясните слова А. И. Герцена: западники и славянофилы «смотрели в разные стороны», а «сердце билось одно».

Это означает, что и те, и другие искренне хотели блага для России, при этом оба течения были либеральными, потому использовали похожие методы, их представители одинаково сердечно относились к своему делу. Многие деятели разных течений изначально дружили друг с другом и порвали исключительно из-за разности взглядов. Но при этом западники ориентировались на Европу, а славянофилы – на допетровскую Россию.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Составьте биографический портрет одного из представителей консервативного, либерального или радикального движения России второй половины XIX в.

Тимофей Николаевич Грановский прожил всего 42 года и умер в 1855 году, не успев увидеть долгожданные им реформы по образцу европейской модернизации.

Грановский получил образование вначале в Московском университете, а потом в Берлинском. Живой ум и любознательность сделали его отличным учёным, заложившим начало русской медиевистики (науки об истории Средних веков). Он также был ярким лектором. Другие преподаватели продолжали натурально читать собственные диссертации или монографии своих коллег. В средневековье именно это и подразумевалось под лекцией («лекция» в переводе с латыни – «чтение»), но времена уже изменились. Грановский всегда говорил от себя, постоянно вбрасывая в аудиторию новые идеи, результаты своих изысканий. На его публичные лекции собирались не только студенты всего университета, но и просто интересующиеся люди – аудитория оказывалась настолько заполненной, что профессору сложно было пройти на кафедру, потому что даже на полу сидели плотными рядами.

Грановский был западником. Он считал, что Россия должна пойти по европейскому пути развития, который он отлично знал и понимал. Как медиевист он находил в государственном строе и быте родины многое из европейского средневековья. Он знал, как всё это было преодолено на Западе и считал, что те же меры следует принять и в России.

Тимофей Николаевич был ярким явлением своего времени. Его можно считать представителем первых поколений русской интеллигенции. Он считал себя обязанным заботиться о благе отечества и пытался выбрать его путь не потому, что был дворянином (а происхождение у него было действительно дворянское), а потому, что имел для этого образование и пониманием.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Чем радикальные кружки 1830–1840-х гг. отличались от тайных обществ декабристов?

Бросается в глаза, прежде всего, то различие, что декабристы подняли восстание, а кружки следующих двух десятилетий не пошли дальше разговоров. Но важнее было другое. Декабристы в основном были офицерами, многие из них – героями Отечественной войны, достойнейшими людьми своего поколения. И даже те, что не носил мундиров, были дворянами. В то же время многие общественные деятели 1830-1840-х годов происходили не из дворян, часть были даже сыновьями крепостных. Большинство из них выдвинулись благодаря своей преподавательской или общественной деятельности (прежде всего, публицистике). То есть если декабризм был движением дворянским, то в следующие десятилетия на первый план вышла интеллигенция, в которой выходцы из дворянства были всего лишь органической частью; причём даже они были в первую очередь интеллигентами, а потом уже дворянами.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Соберите информацию о деятельности кружка петрашевцев. Узнайте, какое участие принимал в деятельности кружка писатель Ф. М. Достоевский.

Петрашевцы занимались диспутами о будущем России и пропагандой своих идей устной и письменной. При этом сами эти идеи у разных представителей кружка не были одинаковыми. Некоторые склонялись к социализму утопического толка, но не все товарищи разделяли их взгляды.

Фёдор Михайлович Достоевский как и большинство других петрашевцев был осуждён не за сами социалистические идеи, а за чтение письма Белинского к Гоголю и за то, что не донёс на других читавших. Тем не менее этого хватило, чтобы приговорить писателя к смерти, чтобы потом в самый последний момент, когда осуждённые стояли перед расстрельной командой, заменить казнь каторгой, как и другим осуждённым.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Позиция какого из течений общественной жизни в 1830-1850-е гг. представляется вам наиболее реалистичной о условиях тогдашней России? Свой ответ обоснуйте.

Позиции всех течений были во многом утопичны, но наименее незбыточными были надежды западников. В последующие полтора века Россия не раз шла по пути западных стран и часто это приводило к очередному витку развития (во второй половине XIX века, в конце ХХ). Между тем позиция консерваторов потерпела поражение уже в Крымскую войну. Славянофилы представляли себе идеализированную Россию, которой никогда не было в реальности и которую они не смогли бы построить. Социалистов так и называют утопистами – слишком нереалистичны были их идеи.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СТРАНЫ

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

Вопрос для работы с текстом параграфа 1. В чём состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?

Многих вельмож Польши не устраивало ничего, кроме восстановления независимости;

Николай I ввёл в Царстве Польском тайную полицию;

Он усилил контроль над печатью;

Полномочия сейма оказались ограниченными;

Наместник Константин Павлович всё чаще стал действовать в обход сейма;

Аресту подвергся целый ряд оппозиционно настроенных депутатов сейма;

В 1830 году в Европе наблюдался общий подъём революционных настроений (новые режимы победили во Франции и Бельгии);

В рамках Священного союза Россия собиралась послать войска на подавление революции во Франции, которой в Польше симпатизировали;

Среди посланных на подавление восстания войск могли оказаться и собственно польские части.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В Финляндии формально всё осталось по-прежнему. Однако сейм почти не созывался. Тем не менее автономия, влючая собственное законодательство и назначение на все посты местных уроженцев, сохранялась. В Прибалтике автономии не было, но ситуация была схожей – немцы служили по всей империи, тем более являлись чиновниками у себя на родине. Кроме того, ранее проведённая там крестьянская реформа (освобождение крестьян без земли) способствовали развитию промышленности в этих губерниях.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

Для экономического развития Юго-Западного края (позже Киевского генерал-губернаторства) было характерно бурное развитие промышленности в основном за счёт богатых залежей угля в Донбасе и Крыворожье, благодаря чему развивались, прежде всего, металообрабатывающие предприятия.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Каковь были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

В целом сохранялась автономность еврейского населения и угнетённость его в виде черты оседлости (не считая бытового антисемитизма). Одновременно усилились попытки ассимиляции евреев через введения и среди них рекрутских наборов (что вело к неизбежному крещению) и попытки переселения части их в Сибирь для сельскохозяйственного освоения тамошних земель. Обе инициативы имели лишь незначительный успех. Сохранялись особые законы для евреев. Это касается той же черты оседлости. Кроме того, даже рекрутских набор для них имел свои особенности: было даровано право заменять рекрутов на мальчиков, потому община отдавала сирот и детей из неблагополучных семей, сохраняя более ценных со своей точки зрения членов.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Такое подчинение недвусмысленно показало намерение официальных властей подчинить себе униатскую церковь и стало предтечей полного насильственного соединения с православной.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

Российская империя всегда стремилась к расширению своих территорий;

Приграничные с Россией степные земли сильно отставали в развитии, их пытались подчинить многие соседи – Санкт-Петербург не хотел им уступать;

В регионе стало всё активнее чувствоваться английское влияние, которому Россия решила противостоять;

Россия нуждалась в ресурсах региона, прежде всего – хлопке.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

От стабильности в таких землях напрямую зависела безопасность империи, ведь в случае внешней войны поддержка местным населением той или иной стороны могла сыграть значительную роль. Потому в некоторых таких областях (например, в Финляндии) правительство даровало больше свобод, чем в остальной империи, надеясь таким образом завоевать расположение населения. В других наоборот вело себя жёстче, чем на исконных русских землях (напримре, в Польше); в таких случаях оно не надеялось на любовь, но рассчитывало, что предпринятые меры не дадут поднять восстание несмотря ни на чьи стремления.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.

Хронология восстания:

25 января 1831 года – провал переговоров с Николаем I, сейм провозгласил его низложенным с поста правителя Царства Польского;

конец января 1831 года – Иосиф Хлопицкий лишён своих полномочий за то, что ратовал за компромисс с царём, отказался и от командования войсками, пойдя воевать строевым офицером;

25 февраля 1831 года – битва при Грохове, которая закончилась ничьей и большими потерями с обеих сторон;

март-апрель 1831 года – удачное контрнаступление поляков на Висле;

17 мая 1831 года – смерть командующего русскими войсками генерала Дибича от холеры, что приостановило наступление;

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Название: Сравнение укладов жизни финнов и украинцев в середине XIX века

Изображение с подписью: карта Российской империи с выделенными территориями Великого княжества Финляндского и Киевского генерал-губернаторства

Текст: Для сравнения укладов жизни этих народов стоит обратиться к этнографическим материалам: большая их часть собиралась как раз в середине и во второй половине XIX века.

Название: Жилища

Изображение с подписью 1: Традиционное финское жилище

Изображение с подписью 2: Традиционное украинское жилище

Текст: Традиционное жилище финнов – деревянная постройка, обмазанная глиной. Изначально крыша покрывалась дёрном, но в середине XIX века его часто заменяла черепица, реже – солома. Украинские мазанки также покрывали глиной. Но разница была в толщине стен (из-за климата).

Изображение с подписью 1: финский хутор

Изображение с подписью 2: украинская деревня

Текст: Главное отличие состоит не в конструкции дома. Украинцы селились обычно большими деревнями, где дворы плотно примыкали друг другу, разделённые плетнями. Финны же обычно жили хуторами, отделёнными друг от друга большими пространствами. И даже на одном хуторе дома стояли в отдалении друг от друга.

Название: Транспорт

Изображение с подписью 1: украинские сани, запряжённые лошадью

Изображение с подписью 2: финская оленья упряжка

Текст: Финны как северный народ традиционно использовали оленьи упряжки или лыжи. Украинцы впрягали лошадей зимой в сани, летом – в телеги. Финны же летом в краю с густыми лесами и плохими дорогами, но широкими реками и глубокими озёрами предпочитали передвигаться на лодках. Сохранились лодки на 16-20 пар вёсел, на которой могли плыть до 100 человек.

Название: Одежда

Изображение с подписью 1: финн в традиционном костюме

Изображение с подписью 2: украинец в традиционном костюме

Текст: Одежда простого народа в Финляндии и Украине была похожей: лапти, штаны и рубаха (у женщин длинная – платье). Похожая была и других соседних народов. Наибольшее отличие – в орнаменте, который покрывал ворот и окончания рукавов, а также в головных уборах.

Название: Кухня

Изображение с подписью: традиционный украинский борщ

Текст: Традиционная украинская кухня использует довольно большое количество зелени и овощей, которые в изобилии произратают на этих землях благодаря тёплому климату. Конечно, в дело идут и мясные продукты (включая знаменитое сало), но на столе простого народа они были скорее частью праздника праздничными, чем повседневного быта.

Изображение с подписью 1: финский традиционный пирог калакукко в разрезе

Текст: В финской кухне гораздо меньше овощей, потому что в северном климате их сложнее вырастить, однако гораздо больше рыбы, прежде всего, речной. Причём рыба часто сочетается с мясом или салом (как в пироге калакукко). При этом при правильном приготовлении рыба приобретает вкус сала. Так финны отбивали вкус надоедавшей рыбы и создавали у гостей иллюзию, что они едят в основном дефицитную для крестьян свинину.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

Наиболее полно там были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно. Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения