Методическая разработка на тему: "Тренинг ассертивного поведения". Тренинг уверенного (ассертивного) поведения

Ольга Кононова - Анисимова
Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения для подростков 12–16 лет. Занятие с элементом тренинга «Я спокоен»

«Я спокоен

Основан на представлении, что противоправное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции , выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Цель тренинга : развить ассертивность (уверенность) у подростков , способствовать формированию навыков адаптивного и конструктивного поведения.

Задачи тренинга :

1. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности, усиление чувства уверенности в себе;

2) отработка приемов уверенного поведения в различных жизненных ситуациях без употребления словесной, физической, предметной агрессии.

Контингент : подростки (12-16 лет) .

Формы работы : групповая.

Количество участников : 4-8 человек

1. Разминка. Упражнение : «Имя и эпитет»

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя. Например : Саша Счастливый, Лена Ласковая и т. д.

Важно выяснить, типичные реакции на просьбу и типичные модели поведения во взаимодействии.

Цель : Определить поведенческие модели, обсудить альтернативные варианты реагирования на сложные ситуации

Примерные ситуации :

Ты узнаёшь, что твой друг рассказал про тебя информацию, которой ты не хотел бы ни с кем делиться?

Твоя девушка беременна.

Ты беременна и тебя бросил парень

У тебя украли дорогостоящую вещь, которая тебе не принадлежит.

Тебя бросил (а) любимый человек

Ты очень хочешь вещь, на которую у тебя не хватает денег.

В интернет выложили фото, которое тебе не нравится и которое ты не хотел, чтобы видели окружающие.

Ты поссорился с близким тебе человеком.

Погиб твой родной человек

Выгнали с урока

Потерял iPhone 8,

Безответная любовь. Тебе безумно нравится девушка/парень который не обращает на тебя никакого внимания и встречается с другим (ой) .

Выслушать все мнения подростков и обсудить , возможна дискуссия.

Вывод : Безвыходных ситуаций не бывает, со всем можно справиться, главное не делать поспешных, необдуманных поступков!

3.

Цель : повышение уверенности в себе, принятие своей индивидуальности.

Для выполнения данного упражнения необходимо заранее подготовить листочки с нарисованными на них подарками. После каждого высказывания «Я подарок для мира, потому что….» ребёнку выдается картинка с подарком и педагог повторяет сказанные им слова. Например : - «Я подарок для мира потому что, люблю маму»

Да Сережа, ты действительно подарок для мира, это очень важно, что ты любишь маму, молодец!

Всем участникам тренинга необходимо встать в круг. Вначале все произносят друг другу минимум по три комплимента. После чего каждая участник (ца) рассказывает присутствующим о своих 3 качествах, за которые ее/его можно любить или почему он (а) подарок для мира.

4. Упражнение «Я свободен»

Осознание своих целей.

Представьте себе, что вы приняли волшебную таблетку, которая на время устранит все сдерживающие факторы, усвоенные правила и моральные нормы. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности, от внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течении недели. Что вы будете делать всё это время? Что вы будете говорить? Как будет выглядеть ваша жизнь? Как вы будете себя чувствовать? Напишите или расскажите как бы вы прожили эту неделю?

А теперь подумайте, могли бы вы сделать что-то из того, что написали, и без волшебной таблетки? К каким целям вы можете стремиться без неё?

4. Релаксация. Участники тренинга расслабляются под приятную медиативную музыку.

5. Рефлексия

Публикации по теме:

Интернет для жизни или жизнь для интернета? Интернет-зависимость у подростков За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в.

Воспитание ценностного отношения к семье у подростков Семья, семейные отношения, семейные ценности – понятия, которые в современном обществе отходят по значимости на задний план, забывая о том,.

Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ. Цель: развивать подвижность и гибкость тела детей. Задачи:.

Игра-путешествие с элементами тренинга для детей 6–7 лет «Необычный гость» Цель: формирование интеллектуальной и социальной готовности к школьному обучению. Задачи: 1. Обучение детей ориентировке в пространстве,.

Практическое занятие для воспитателей «Конфликты» (семинар с элементами тренинга) Практическое занятие для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Заблуждаться – это человеческое Прощать.

Родительское собрание «Безопасность детей в сети интернет или смертельно опасные игры подростков» В социальных сетях появляются многочисленные посты о новой опасной виртуальной игре среди подростков «Синие киты». Игру называют – «Группы.

М.В.Паромонова

Данный тренинг предназначен для социальных педагогов, психологов, классных руководителей, имеющих первичные психологические знания по возрастной и социальной психологии и работающие с молодежью в возрасте от 16 до 20 лет.

Тренинг направлен на формирование уверенного (ассертивного) поведения. Трудоемкость тренинга составляет 16 аудиторных часов.

Режим работы: 4 аудиторных часа в день. Целесообразнее проводить тренинг методом погружения – занятия проводятся ежедневно.

Состав группы может быть как моногамным, так и полигамным. Обязательными условиями являются: добровольное участие и постоянство состава группы. Содержание тренинга носит рекомендательный характер.

День первый

Тема дня: Признаки и последствия неуверенного поведения.

Введение (5 мин.)

Если тебя часто вынуждают делать то, что тебе не нравится…

Если ты испытываешь дискомфорт, а иногда и страх в преддверии публичного выступления

Если тебя не понимают и не принимают в коллективе…

Если тебе сложно убедить оппонентов в своей правоте, то пришло время задать себе вопрос: «почему это происходит со мной?»

Все это результат неуверенности в себе!

Неуверенность, неуверенное поведение не позволит тебе построить успешную карьеру, не даст возможности быть рядом с тем, с кем бы тебе хотелось. Неуверенное поведение может привести тебя в асоциальную компанию, исключит возможность быть самим собой. Неуверенное поведение – это путь к зависимости, агрессивности или пассивности.

Если вы хотите сами управлять своей судьбой, сохранять свою независимость и неприкосновенность, то надо что-то изменить в себе!

В течение нескольких дней мы будем диагностировать степень вашей уверенности, изучать, чем отличается уверенность, агрессивность и неуверенность; формировать уверенное тело, уверенный голос, уверенное поведение.

Чтобы наши встречи привели к желаемому результату, необходимо оговорить несколько правил.

Правила работы в тренинге:

«Замкнутость круга». Если вы решили изменить себя, то надо быть на занятиях всегда. Не пропускать, не опаздывать. Целостная, закрытая группа способствует самораскрытию и позволяет эффективно формировать навыки уверенного поведения. Только люди, которым ты доверяешь, могут подсказать тебе, как сделать лучше и от чего целесообразнее отказаться.

«Здесь и сейчас». Суть этого правила заключается в том, что каждый участник говорит от первого лица и обсуждает события, происходящие в данное время и в данном месте.

«Конфиденциальность». Каждый из участников тренинга берет на себя обязательство неразглашения информации об участниках и событиях, происходящих в аудитории.

На заметку тренеру : Правила могут дополняться участниками. Каждое правило обсуждается и должно быть принято каждым участником.

Если кто-то из участников не согласен, то правило корректируется.

Упражнение 1 «Снежный ком»

Время проведения: 10 мин.

Цель: Знакомство участников и создание доброжелательной атмосферы в группе.

Ход упражнения: Участник называет свое имя и качество личности, отличающее его от других участников. Качества личности не должны дублироваться. Каждый последующий участник повторяет имя и качество личности предыдущих членов группы, затем присоединяет свою информацию. Завершается работа, когда игрок, начавший упражнение, повторит всю озвученную информацию.

Рефлексия:

Легко ли вы справились с заданием?

Почему было сложно придумать качество личности, отличающее вас от других?

Упражнение 2 «Насколько вы уверены в себе?»

Цель: Самооценка уверенности в себе.

Время проведения: 20 мин.

Инструкция: Вам предстоит самостоятельно оценить, насколько вы уверены в себе. Для этого вам необходимо ответить на вопросы теста, представленные ниже.

Прочитайте нижеприведенные высказывания и решите, насколько вы с ними согласны. В правой части таблицы приведена шкала с ответами от 0 до 100. «0» означает, что вы совершенно не согласны с приведенным высказыванием, «100» - что вы можете полностью с ним согласиться.

Попытайтесь долго не раздумывать. По возможности, принимайте решение спонтанно и честно по отношению к самому себе.

Перечеркните число, которое соответствует степени вашего согласия с тем или иным высказыванием.

Высказывание Не согласен - полностью согласен
(1) Я часто боюсь сделать что-нибудь неправильно
(2) Мне трудно сказать «нет» 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(3) В большинстве случаев мне не удается настоять на своих требованиях 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(4) Я не знаю как себя вести на вечеринке, где я никого не знаю. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(5) Если я отклоняю чью-то просьбу или не выполняю требования других, то меня мучает совесть 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Сумма баллов

Завершив диагностику, подсчитайте сумму всех баллов.

Рефлексия:

Подумайте о том, какой суммы баллов вы хотели бы достичь (но не предъявляйте к себе слишком завышенные требования: тот, кто честно отвечает на вопросы теста, никогда не достигнет суммы меньше 100 баллов). В конце тренинга вы сможете проверить, достигли ли вы уже своей цели, или вам следует еще поработать над собой.

Сравнив результаты диагностики в начале и конце тренинга, вы увидите, насколько увереннее и смелее стали.

Упражнение 3 «Карниз»

Цель: Снятие мышечного напряжения, повышение степени доверия.

Время проведения: 10-15 минут.

Инструкция: Все участники выстраиваются в шеренгу по одному. Первый участник должен пройти рядом с каждым участником приставляя свои носки вплотную к носкам стоящего в шеренге не оступаясь, не теряя равновесия. Участнику, осуществляющему движение, можно слегка придерживаться за всех, выполняющих роль «карниза».

Упражнение выполняется по принципу «змейки»: первый идет, за ним – второй и т.д. Прошедшие «карниз» занимают места в конце шеренги и становятся частью «карниза».

Рефлексия:

Понравилось ли вам упражнение?

Возникали ли сложности при его выполнении?

Упражнение 4 «Правила уверенного человека»

Цель: Знакомство и обсуждение правил уверенного человека. Определение необходимости и возможности жизни по данным правилам.

Оборудование: Правила, написанные на ватмане или электронном слайде.

Время проведения : 10 минут.

Правила уверенного человека.

Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.

Я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение.

Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.

Я имею право изменить свое мнение.

Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки.

Я имею право сказать: «Я не знаю».

Я имею право быть независимым от доброжелательности и от хорошего отношения ко мне.

Я имею право принимать нелогичные решения.

Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».

Я имею право сказать: «Меня это не интересует».

Рефлексия:

Какие правила вы используете в своей жизни?

Какие правила вам кажутся ненужными?

Почему сложно стать уверенным человеком?

Упражнение 5 «Молодец»

Цель: Развитие уверенного поведения в ситуации самооценки.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы. Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего, встать друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!»И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.

Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!»

Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны. По сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров. Игра продолжается.

Рефлексия:

Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?

Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»

Чему вы научились у своего партнера?

Мини-лекция

Цель: Формирование понятий «уверенность», «уверенный человек», «уверенное поведение».

Время проведения: 20 минут.

Заметки для тренера:

· Сопровождать теоретический материал лучше с использованием электронной презентации «Ассертивность и ассертивное поведение»

· Целесообразно каждому участнику раздать опорный конспект, содержащий основные характеристики изучаемых понятий.

Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения.

Уверенные в себе люди характеризуются:

· независимостью;

· самодостаточностью.

Внешние признаки уверенного человека:

· выглядит спокойным;

· держится с достоинством;

· открытый взгляд;

· ровная осанка;

Уверенный в себе человек умеет:

· чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы физического и психического;

· адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой адрес;

· действовать четко и организованно, быть настойчивым;

· открыто высказывать и отстаивать свое мнение, без враждебности и самозащиты.

Упражнение 6 «Движение»

Цель: Развитие отношения к себе как к самоценной чувствующей индивидуальности. Укрепление группового доверия.

Время проведения: 8 минут.

Инструкция: Все участники в течение 2 - 3 минут под музыку начинают свободно двигаться. Можно двигаться с вытянутыми в стороны руками, с удобной для себя скоростью и маршрутом, но так, чтобы ни кого задеть из участников.

Рефлексия:

· Что вы чувствовали в ходе данного упражнения?

· Кто из вас закрыл глаза? Что вы чувствовали в такой ситуации?

· Почему вы не стали закрывать глаза?

· Что влияло на выбор темпа и траектории движения?

Итоги дня:

Для чего необходимо быть уверенным человеком?

Как вы отличите уверенного человека от неуверенного?

Чем запомнилось Вам сегодняшнее занятие?

Что было полезного, а что бесполезно?

Домашнее задание:

Начиная с данной минуты вам необходимо запоминать приятные моменты до того как мы встретимся вновь. Обращайте внимание на каждую мелочь, которая вас порадует, вызовет вашу улыбку.

День второй

Тема. Навыки уверенного поведения. Уверенная просьба, уверенный отказ, Самопрезентация

Упражнение 1 «Веселый счет»

Цель: Концентрация внимания. Позитивный настрой на работу.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция. Ведущий предлагает осуществить счет от 1 до 30. Вместо чисел, содержащих в своем составе «3» или делящихся на «3», необходимо говорить: «Здравствуйте».

Тот, кто долго держит паузу или ошибается, выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока не останется два участника, самых внимательных.

На заметку тренеру: Обязательно поприветствуйте аплодисментами победителей.

Упражнение 2 «Пять приятных моментов»

Цель: Формирование способности видеть доброе и прекрасное в самых обычных жизненных событиях.

Ход упражнения. Каждый по порядку называет произошедшие за последние сутки пять позитивных моментов.

Время проведения: 15 минут.

Рефлексия:

Легко ли вам было замечать и запоминать приятные моменты?

Какие эмоции у вас вызывают рассказы участников?

Мини-лекция

На заметку тренеру: При проведении лекции целесообразнее использовать демонстрацию слайдов, на которых четко представлены характеристики и признаки разных видов поведения (пассивное, активное, в том числе, агрессивное).

Чем различаются уверенность, неуверенность, наглость и агрессивность?

Вести себя уверенно не означает вести себя бесцеремонно.

Если в какой-то ситуации один человек предъявляет законное требование и настаивает на том, чтобы его выполнили, то его поведение будет эффективным только тогда, когда оно действительно поможет ему достичь поставленной цели. А именно: поможет добиться выполнения требования.

Уверенное, неагрессивное (ассертивное) поведение – это поведение человека, осознающего собственные права и цели и учитывающего права и цели других людей.

Наглость - это защита, самовыражение и поиск выгод для себя за счет ущемления прав и свободы других людей.

Неуверенность предполагает неумение защищать свои права, добиваться определенных выгод для себя, неспособность защищать и выражать себя.

Возможность поддерживать удовлетворительные отношения с окружающими людьми в первую очередь зависит от того, насколько мы умеем уверенно , но не агрессивно, формулировать наши права и требования.

Необходимо четко различать агрессивное и уверенное поведение, чтобы всегда понимать последствия своих действий.

Упражнение 3 «Мое окружение»

Цель: Сформировать навык определения стиля поведения на основании внешних признаков.

Время проведения : 20 минут.

В приведенной таблице представлены некоторые признаки уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

Внимательно изучите. Вспомните и запишите, обозначив реально существующего человека символом или знаком, кто ведет себя уверенно, кто неуверенно и кто агрессивно. Охарактеризуйте на конкретном примере каждый из стилей поведения, добавляя свои признаки.

Критерии уверенного, неуверенного и агрессивного поведения Уверенное Неуверенное Агрессивное
Голос громкий внятный тихий напряженный, повышенный тон или тихий
четкий нерешительный скрывающий угрозу, шипящий
Формулировка недвусмысленная неясная, нерешительная
Содержание точное обоснование выражения собственных потребностей излишние объяснения, умалчивание собственных потребностей угрожающая, оскорбительная, обижающая
использование слова «Я» использование безличных предложений никаких объяснений и обоснований
чувства и эмоции выражаются прямо чувства выражаются косвенно игнорирование прав других угрозы, оскорбления, бескомпромиссность
Жестикуляция, мимика подчеркивающая, живая, расслабленная осанка практически отсутствует или судорожная неконтролируемая, угрожающая, бурная
зрительный контакт отсутствие зрительного контакта отсутствие зрительного контакта или «пристальный взгляд»
Влияние собеседник чувствует, что его признают, чувствует себя равноправным собеседник чувствует свое превосходство и/или испытывает жалость собеседник чувствует себя запуганным или спровоцированным

Рефлексия:

· Легко ли вы можете отличить тот или иной стиль поведения?

· Каковы причины возникновения каждого из них?

· Положительные и отрицательные стороны использования того или иного стиля поведения.

Упражнение 4 «Тростинка»

Цель: Снятие мышечного напряжения. Формирование доверия к группе, уверенности в себе.

Время проведения: 10 минут

Ход упражнения: Все участники становятся по кругу, плечом к плечу. Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Участники, начинают постепенно передвигать расслабившегся добровольца из рук в руки по кругу, иногда перенося его от одного края к другому. После нескольких минут в круг приглашается другой доброволец. Упражнение продолжается до тех пор, пока есть желающие.

Рефлексия:

· Понравилось ли вам упражнение?

· Получилось ли расслабить мышцы, когда вы были в центре круга и почему?

Упражнение 5 «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: Формирование позитивного отношения к себе. Самопрезентация.

Время проведения: 15 минут

Инструкция: Каждому из вас необходимо в своей тетради нарисовать круг диаметром не менее 5 см. Красиво вписать в круг местоимение «Я», записать свое имя или нарисовать свой портрет. Представьте себе, что это солнечный диск. Каждый знает, что у солнца есть лучи. Предлагаем вам нарисовать свое солнце, пририсовывая к своему солнечному диску лучи. Вдоль каждого луча запишите свои достоинства, причем лучей должно быть как можно больше.

После выполнения упражнения предлагается желающим зачитать свои достоинства.

Рефлексия:

· Легко ли вам было выполнить упражнение?

· Много ли у вас получилось лучей?

Упражнение 6 «Скульптура»

Цель: Формирование способности диагностировать по внешним признакам стиль поведения.

Время проведения : 20 минут

Ход упражнения. Все участники делятся на три равные по численности группы. Каждой группе предлагается сделать «скульптуру»: уверенного человека, неуверенного человека, агрессивного человека, пассивного человека. После того, как скульптуры будут готовы, необходимо их представить на суд зрителей, характеризуя признаки заданного поведения, демонстрируя их на «скульптуре».

Рефлексия:

· Какие внешние признаки указывают на тот или иной стиль поведения?

Упражнение 7 «Прорвись в круг»

Цель: Снятие мышечного напряжения, формирование умения добиваться своего.

Время проведения: 5 минут.

Ход упражнения: Все участники тренинга берут за руки друг друга. Один из участников остается за кругом. Его задача - прорваться внутрь круга. Он может использовать различные технологии убеждения. Может в меру использовать силовые приемы, может обмануть участников – главное прорваться в круг.

Рефлексия:

· Почему удалось или не удалось выполнить задание?

Упражнение 8 «Мои права и права других людей»

Цель: Сформировать у участников представление о том, что каждый человек имеет права.

Время проведения : 30 минут.

Необходимое оборудование: Ватман, маркеры, ножницы, цветная бумага, скотч.

Ход упражнения: Работа осуществляется в мини-группах численностью 4-6 человек. Представьте, что вы Конституционная комиссия, вам необходимо написать Декларацию прав молодых людей.

Время работы Конституционных комиссий 10-12 минут. При написании Декларации помните:

Твои права не должны влиять на права другого человека.

Осуществление твоих прав должно зависеть не от других, а только от тебя самого.

Как только Декларации будут написаны, каждой группе предоставляется возможность в театрализованной форме, с использованием приготовленных лозунгов и плакатов представить свои Декларации. Остальные участники могут задавать вопросы и вносить свои правки.

Рефлексия:

· Почему важно уважать права другого человека, чтобы уважали твои права.

· Как вы понимаете выражение;«твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Упражнение 9 «Рисунок вдвоем»

Цель: Формирование способности договариваться с партнером для достижения своей цели.

Время проведения : 4-7 минут.

Ход упражнения: Все участники садятся парами. Каждой паре дается один листок, один маркер. Необходимо каждому участнику пары задумать свой рисунок, затем оба участника одновременно, не разговаривая друг с другом, одним маркером должны нарисовать свой рисунок.

На заметку тренеру: Необходимо несколько рисунков продемонстрировать всем участникам. Желательно, чтобы эти рисунки были разного уровня.

Рефлексия:

· Удалось ли нарисовать рисунок?

· При каких условиях получится качественный рисунок?

Итоги дня:

· Что полезного вы узнали сегодня?

· Чему научились?

Домашнее задание. Подготовьте к следующему занятию просьбу, которую реально мог бы выполнить либо кто-то из участников, либо вся группа, либо тренер.

День третий

Тема: Как уйти от манипуляций (Как отказаться от управления тобой, или как научиться делать то, что хочешь ты).

Упражнение 1 «Футболка с надписью»

Цель: Формирование позитивного настроения, способности передать информацию о себе, своей сущности окружающим.

Оборудование: Белые футболки, краски по ткани (можно использовать ватман и цветные маркеры).

Время проведения: 20 минут.

Ход упражнения: Каждому участнику предлагается за 5-7 минут придумать и сделать надпись на футболке. Важно, чтобы надпись говорила о человеке, его интересах, взглядах, отношении к другим, о том, чего он ждет от других.

После выполнения задания каждый участник зачитывает свою надпись.

Рефлексия:

· Сложно ли было выполнить задание?

· Возможно ли, определить по надписи, уверенный или неуверенный перед вами человек?

· Что вы хотели сказать своей надписью окружающим?


Похожая информация.


Ассертивным называется поведение, которое позволяет без лишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других людей. Поэтому развитие ассертивности в любой деятельности, несомненно, окажет позитивное влияние на результаты деятельности, особенно у тех людей, чья работа тесно связана с взаимодействием с другими людьми

Цели тренинга:

  • развить навыки ассертивного поведения.
  • выработать позитивное отношение к себе, к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией
  • выработать адекватное реагирование на критику, повышение самооценки

Методы проведения:

Имитационные игры, самоанализ и структурирование опыта, элементы групповой дискуссии, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации, обратная связь

Программа:

Отличие ассертивного от других форм поведения

  • Основные навыки ассертивного поведения
  • Техники ассертивного поведения. «Билль о правах»

Практика:
Диагностика ассертивности «мой ведущий стиль поведения при взаимодействии: агрессивный, пассивный, пассивно-агрессивный или ассертивный? оценка собственного поведения в нестандартных ситуациях. Отработка методов снятия мышечного напряжения

Источники неассертивного поведения

  • Природа эмоций, препятствующих уверенному поведению
  • Страх и механизмы страха. Кольцо «неуверенности»
  • Защитные механизмы психики: работа с внутренним сопротивлением
  • Самокритика

Практика:
Приемы преодоления страха. Упражнение «Выйти из круга». Упржнение «Рефрейминг»
Внутренний саботаж успеха: диагностика и перепрограммирование

Позитивное мышление

  • Мои достоинства и недостатки
  • Принципы переформулирования негативных установок
  • Формирование позитивной жизненной позиции
  • Потенциал удачи

Практика:
Работа с самооценкой. Упражнение «Круг превосходного состояния»

Развитие уверенности

  • «Треугольник» уверенности
  • Саморегуляция: управление своим состоянием для перехода от неуверенного к уверенному состоянию
  • Техники уверенного поведения в профессионально и личностнозначимых ситуациях
  • Проявление уверенного поведения в агрессивной среде
  • Развитие умения устанавливать контакт с незнакомыми людьми
  • Виды критики, методы эффективного реагирования на критику
  • Уверенное поведение и психологическом давлении (варварские и манипулятивные способы влияния)
  • Модели уверенного поведения. Корсет уверенности

Практика:
Отработка навыков ассертивного реагирования на критику. Тренировка навыков предъявлять требования в уверенной форме, отказывать, не испытывая при этом чувства вины; открытого проявления своих чувств

Завершение тренинга
Подведение итогов и групповая рефлексия
Определение для каждого из членов группы «зоны ближайшего развития»
Постановка задач для самостоятельной работы после окончания тренинга

Т. а. разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. ТА чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической программы. Его цели включают: а) повышение осознанности личных прав; б) различение неассертивности, ассертивности и агрессивности; в) обучение вербальным и невербальным умениям. Последняя категория включает умения говорить «нет», обращаться с просьбами и выдвигать требования, выражать положительные и отрицательные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать разговор.

Т. а., в том виде как он обычно практикуется, требует определения специфических ситуаций, в к-рых клиент обычно ведет себя дезадаптивно - т. е., неассертивно или агрессивно. Практически нет доказательств, подтверждающих существование генерализованной черты ассертивности. Для оценки реакции клиента на различные ситуации имеется целый ряд опросников в форме самоотчета: Инвентарь отстаиваемых прав (Assertion Inventory), Инвентарь утверждений о собственной ассертивности (Assertiveness Self-Statement Inventory), Опросник самовыражения для студентов колледжа (College Self-Expression Inventory), Вопросник разрешения конфликтов (Conflict Resolution Inventory), Реестр ассертивности Ратуса (Rathus Assertiveness Schedule) и Опросник ассертивности Вольпе-Лазаруса (Wolpe-Lazarus Assertion Inventory). Хотя для оценки реального поведения желательно понаблюдать за клиентом в трудной для него жизненной ситуации, типичной является оценка поведения в искусственной (моделируемой с помощью аудио- или видеоаппаратуры) ситуации, имеющей сходство с реальной, или в игровой ситуации непродуктивного взаимодействия.

Если оценка свидетельствует о постоянной неассертивности или агрессивности клиента, ему предлагается альтернативная терапия более общего характера. Однако, если обнаруживаются конкретные ситуации, в которых клиент мог бы действовать с возрастающей ассертивностью, ему рекомендуют пройти Т. а.

Нет какой-то общепринятой программы под названием Т. а. Ход терапии определяется личными предпочтениями терапевта. И все же, в большинстве случаев для повышения ассертивности используются следующие пять процедур. Первая - приобретение навыков реагирования - повышает ассертивность благодаря моделированию (как открытому, так и скрытому) поведения и инструктированию клиента. В фокусе оказываются как вербальные, так и невербальные компоненты ассертивности. Вторая - воспроизведение реакций - состоит в отработке новых реакций в ролевой игре, репетиции поведения или специальных упражнениях. Третья - совершенствование реакций - заключается в придании новому поведению непринужденности и устойчивости с помощью адекватной обратной связи, критических комментариев и указаний терапевта. Четвертая - когнитивное реструктурирование - включает критический анализ иррациональных представлений, препятствующих ассертивности, и приобретение знаний, усиливающих ассертивность. Пятая и последняя процедура - генерализация обучения - предполагает опробование нового поведения in vivo и поощряет распространение его на новые ситуации. Эти процедуры, часто реализуемые в группах, продолжаются до тех пор, пока клиент не продемонстрирует надлежащую ассертивность.

См. также Консультирование, Феминистская терапия, Психотерапия

  • - Этот метод обучения людей снижению стресса и контролю над функциями организма был разработан в Германии на рубеже XIX-XX вв. невропатологом Оскаром Фогтом, заметившим, что мн. пациенты способны вызывать у себя...

    Психологическая энциклопедия

  • - До 40-х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась...

    Психологическая энциклопедия

  • - К. к. у. п. считают формальными попытками, нацеленными на подготовку людей к жизни и труду в условиях культуры, отличающейся от их собственной...

    Психологическая энциклопедия

  • - Цели Н. л. т., основанной на работах К. Левина и др., первонач. заключались в повышении качества соц. партнерства и оценке новых методов изменения поведения в условиях различных групп...

    Психологическая энциклопедия

  • - О. п. принимало различные формы в зависимости от номенклатуры специальностей, складывающейся в рамках психологии с течением времени...

    Психологическая энциклопедия

  • - В век сильных стрессов и тревожных реакций, возможно, трудно счесть релаксацию естественным состоянием организма...

    Психологическая энциклопедия

  • - П. выражается во влиянии некоторого аспекта предыдущего опыта на последующую деятельность...

    Психологическая энциклопедия

  • - Первым человеком, внесенным в списки лиц, получивших в США ученую степень по психологии, был Джозеф Ястроу. Он получил докторскую степень в 1886 году в Ун-те Джонса Хопкинса, где работал под руководством Холла...

    Психологическая энциклопедия

  • - Практика приучения детей к горшку служит причиной множества тревог и огорчений родителей и вызывает многочисленные дискуссии среди специалистов...

    Психологическая энциклопедия

  • - Терапевты, стоящие на различных теорет. позициях, издавна сходятся в том, что клиенты с самыми разнообразными нервно-психическими расстройствами страдают дефицитарностью межличностных или коммуникативных умений...

    Психологическая энциклопедия

  • - Существуют две основные темы Т. м. о.: а) самовосприятие, в особенности восприятие своего воздействия, производимого на др. членов группы, б) групповая динамика, включающая процессы формирования группы,...

    Психологическая энциклопедия

  • - В идеале, этот вид тренинга начинается с анализа потребностей обучения, чтобы определить, какие люди в данной орг-ции испытывают необходимость в знаниях о лидерстве...

    Психологическая энциклопедия

  • - Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря...

    Психологическая энциклопедия

  • - ...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - - интенсивное обучение с практической направленностью...

    Педагогический терминологический словарь

  • - тренинг гендерной...

    Термины гендерных исследований

"Тренинг ассертивности (assertiveness training)" в книгах

Тренинг

автора Армстронг Майкл

Тренинг Для менеджеров проводится мастер-класс «согласованности», чтобы обсудить то, каким образом можно объективно обосновать оценки и проверить выставленные оценки на конкретных примерах, взятых из данных обзора показателей труда. Это может создать некоторое общее

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (TRAINING)

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (TRAINING) Профессиональное обучение – это систематические и плановые указания, способствующие научению. Этот подход можно охарактеризовать фразой «профессиональное обучение, базирующееся на обучающемся». Он включает в себя использование

Тренинг

Из книги Инфобизнес на полную мощность [Удвоение продаж] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Тренинг Не исключено, что в будущем вы будете вести полуавтоматические тренинги (хотя бы частично в записи). Когда станете достаточно раскрученным, сможете запускать запись через Winamp или любую другую программу. После этого нужно будет лишь подключиться к микрофону для

Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение В настоящее время термин «тренинг» стал достаточно популярен, однако трактуется он в высшей степени свободно и, в то же время, чаще всего очень узко и

Тренинг

Из книги автора

Тренинг (от англ. training или train – обучать, воспитывать) – комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность и направленных на мобилизацию личностного потенциала индивида с целью преодоления психологических проблем,

Круговые Тренировки (Circuit Training)

Из книги Циклическая диета автора Мальков Р. Е.

Круговые Тренировки (Circuit Training) Круговые тренировки яляются очень полезной формой аэробных упражнений для тех, кто желает быстро избавиться от жира. Переходя от одного тренажера к другому и используя малый или средний вес, Вы делаете круг, возвращаясь в конечном итоге

Тренинг

Из книги Эффективная продажа рекламы автора Назайкин Александр

Тренинг

Из книги Как преодолеть кризис. 33 эффективных решения для вашей компании автора Хэмен Саймон

Тренинг Успех решения во многом зависит от того, насколько сотрудники компании понимают суть этого решения, одобряют его и реализуют в повседневной практике. В главе 1 мы говорили о том, как кризис повлиял на потребности и мотивы клиентов (страх, риск, ощутимые

Тренинг

Из книги Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги автора Майстер Дэвид

Тренинг Во многих фирмах может возникнуть потребность в тренинговых программах по навыкам общения с клиентом. Они должны включать в себя тренинги по классическим ситуациям; «Как сказать клиенту, что он не прав?» и «Что делать, если клиенту не нравятся ваши идеи?».

Формула ассертивности

автора Кинан Кейт

Формула ассертивности Приобретение ассертивного поведения замечательно тем, что чем чаще его используешь, тем более естественным оно становится. Ассертивность должна стать вашим обычным стилем поведения. Представьте, что вы будете играть роль, как настоящий актер.Для

Ваше отношение к ассертивности

Из книги Уверенность в себе автора Кинан Кейт

Ваше отношение к ассертивности Ассертивность – это способность делать выбор самостоятельно. Вы сами контролируете свое поведение, вместо того чтобы позволять другим руководить вами или, наоборот, подчинять их себе. Но иногда бывает необходимо укрепить свою

Развитие ассертивности

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Развитие ассертивности Ассертивность и уровень самооценки Для ассертивного, то есть уверенного в себе человека, характерны следующие качества, проявляющиеся в деятельности, манере поведения и речи: целеустремленность, напористость, готовность

Тренинг

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Тренинг Конфликты и психотипыЗадание: проведите типологическую диагностику, наблюдая за конфликтующими парами (противоположные парные функции ярко проявляют себя при конфликтах).Анализируя диалоги, проставьте в пустых скобках соответствующие знаки функций, присущие

«Тренинг для глаз» (EYESercise) от Мэрилин Рой (Marilyn Roy). Техники восстановления зрения Тренинг для глаз

Из книги «Тренинг для глаз» (EYESercise) автора Рой Мэрилин

«Тренинг для глаз» (EYESercise) от Мэрилин Рой (Marilyn Roy). Техники восстановления зрения Тренинг для глаз Ваши глаза работают благодаря мускулам. Почему бы не поддерживать их в форме?Реальная программа улучшения зрения с Мэрилин Рой.Все мы понимаем пользу регулярных занятий

РСЕ-ТРЕНИНГ

Из книги Сексуальная энергия. Ключ к здоровью и процветанию автора Эггетсбергер Герхард

РСЕ-ТРЕНИНГ Программа РСЕ-тренинга нацелена на совер­шенствование ваших мыслительных способнос­тей, памяти, она развивает интуицию, повыша­ет ваши результаты, положительно действует на коммуникационные способности. Не в послед­нюю очередь упражнения способствуют

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения