Коряки - коренное население Камчатки (10 фото). Аборигены Камчатки: Как живут коряки - народ, который верит, что у каждой вещи есть душа

Коряки проживают в северной части полуострова Камчатка, Россия. Первые поселения в Азии европейцы обнаружили вдоль Охотского моря. Коряки — единственный народ, который не имеет самоназвания, а лишь групповые именования, что в переводах на наш язык звучит как: местный житель, кочующий житель, оленевод, богатый на олени, поселяне. Разговаривают, естественно, на корякском языке. Всего примерно 8,7 тысяч человек.

Численность

В мире насчитывается 8,7 тыс коряков. Все население находится на территории РФ:

  • Камчатка (7,3 тыс);
  • Магадан (890 чел);
  • Москва (90 чел);
  • Санкт-Петербург (70 чел);
  • Чукотка (55 чел);
  • Хабаровск (50 чел).

В других странах коряки не зафиксированы.


Камчатка

Происхождение

О происхождении народности очень сложно судить, потому как исторических фактов, археологических раскопок и иных сведений недостаточно, чтобы иметь представление о былом. Единственное, можно точно сказать, что коряков нашли в период открытия Камчатки. Хотя о происхождении названия также существует несколько мнений:

  1. В XVII веке русские казаки, которые попали на остров прозвали так местное поселение.
  2. Соседские племена юкагиры так называли своих соседей.

Описание народности

Это очень добрый народ, всегда придет на помощь, не зависимо от обстоятельств. Они очень эмоциональны, умеют сочувствовать. С опасением относятся к русским. Внешне — это представители монголоидной расы, поэтому имеют зауженные глаза, круглое лицо и выраженные скулы.

Распределение по группам

Всe коряки разговаривают на корякском языке, который относят к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Но сам язык распределяется на несколько форм диалектов (аж 12):

  • керекский;
  • чавчувенский;
  • гижигинский;
  • карагинский;
  • пареньский;
  • апукинский;
  • итканский;
  • олюторский (алюторский);
  • каменский;
  • палланский (паланский или лесновский);
  • рекинниковский;
  • кахтанинский.

Но только лишь 2 тыс. человек поддерживает традиции и постоянно говорит на родном языке, вся основная масса на русском и еще небольшой процент поселения — на алюрском. Поэтому корякский язык относят к языкам, которые под угрозой исчезновения.

Имеют сходство с чукчами. Самих же коряков делят на 2 группы:

  • тундровые (кочевые, оленеводы);
  • приморские (оседлые, рыболовы).

Коряки не сильно образованный народ, письменность появилась поздно, лишь в 1931 году на основе латыни. Позже за основу взятый русский язык, но скорректирован под чавчувенский диалект, который самый распространенный на Камчатке.

Религия

Большинство коряков поддерживает православие, но не редкость и шаманизм. Бога они называют — «Тот, что сверху» и приносят в жертву собак, как дарование. В наше время шаманы теряют свою силу, ранее они могли воскресить мертвого, то есть вернуть душу с того мира (или просто не дать умереть). Современным шаманам это уже не под силу.

Распространен анимизм, одушевленность предметов, а тажже аняпели — магические камни, знаки и др.

Кухня

Коряки едят, то что им даровала природа: рыбу, оленей и др. Поэтому национальными блюдами считается такая еда:

  • кислые головки (что-то вроде квашеных голов рыбы);
  • уил-уил (суп из заквашенной свежей олениной крови);
  • когошки (морская картошка);
  • юкола (шкурка рыбы);
  • тутгау (копченная рыба).

Уил-уил — традиционное новогоднее блюдо. А вот красную икру используют в качестве корма для собак.

Одежда

У коряков вся одежда глухого типа, то есть одевается через голову. В основном одежду шили из оленьих шкур. Летняя и зимняя одежда отличалась лишь толщиной. Также со временем покупали ткани у торговцев и шили более легкие варианты. Среди традиционного — кухлянки. Могут носить украшения из серебра, но в небольшом количестве.

Жилье

Оленеводы строят яранги (очень похоже на юрту), а береговые коряки жили в землянках.

Традиции

Коянайтатык — главный праздник оленеводов, праздновали его 2 раза в году. Заключался он в перегонке оленей в осеннее и весеннее время на новые пастбища, примерно в дни солнцестояния. В эти дни коряки веселились: катались на оленях с упряжками, взбегали на обледенённые столбы и многое другое. Рыболовы же празднуют нерест рыбы.

Среди богатых коряков встречается многоженство. И не редко бывали случаи, что для хозяина была большая честь, когда гость-мужчина выбирал себе на ночь одну из его жен. А вот в других семьях, где одна жена, муж, наоборот, очень ревнивый. Жене не редко приходилось выходить в люди в «плохой одежде», чтобы на нее не обращали внимание.

- Навага не хочет играть в бубен, потому что она глупая, а камбала не хочет, потому что она плоская, да и глаза у нее в разные стороны..., - переводит для нас старинную корякскую песню Лидия Иннокентьевна Чечулина - ну, это очень длинная песня, а я вам лучше еще другие спою .

Лидия Иннокентьевна - самая настоящая представительница береговых коряков, некогда густо населявших северную часть полуострова Камчатка. Будучи ребенком, Лидия Иннокентьевна воспитывалась в традициях своего народа, и прожила все детство на берегу Берингова моря в небольшом селе Анапка.

Слово «коряк» в переводе означает «сущий с оленями» или «владеющий оленями». По одной из версий так коряков впервые назвали русские казаки еще в конце 17-го века, услышав это слово от их соседей юкагиров.

Две ветви - одно происхождение

Существует две основные ветви коряков: береговые оседлые и тундровые кочевые. Первые называли себя «намалан», что переводится как «житель селения», или приморский житель«анкалан», а вторые позаимствовали свое название «чаучу» у своих соседей чукч, что переводится «богатый оленями». Этнографы предполагают, что тундровые коряки отделились от береговых, когда в годы плохого улова мужчинам нужно было надолго уходить вглубь полуострова на оленью охоту. Так началась кочевая жизнь у коряков и одомашнивание оленей.

Наша собеседница вспоминает, что в свободное от школы время они с бабушкой часто ходили в тундру собирать целебные травы и ягоды, а по праздникам вся семья собиралась у очага и кто-нибудь из старших пел родовую песню или рассказывал сказку про создателя и проказника Куйкынняку.

Бога ворона Куйкынняку традиционно почитают в разных уголках Дальнего Востока: у ительменов это Кутх, у кереков - Кукки, а у Чукч - Куркыль. Бога ворона знают даже эскимосы и северо-западные индейцы. О родстве этих народов ученые спорят по сей день, однако общая мифология указывает на определенное сходство. Многие ученые считают, что коряки и другие народы Дальнего Востока пришли в этот регион с Восточной Сибири более 15 000 лет назад. Далее переселенцы разделились: одна часть осталась на материке, а другая по тонкому ледяному перешейку отправилась на американский континент - так и появились северо-американские индейцы. Эта теория только начинает подкрепляться результатами генетических тестов, которые активно проводят в последние два десятка лет, но перед наукой стоит еще слишком много вопросов.


На карте реконструкция ранних миграций народов по данным исследований ДНК: зеленая стрелка, ведущая из Евразии в Америку, указывает путь древних предков современных дальневосточных народов и индейцев.

Одежда: от рождения до смерти

Надевая традиционную одежду, выполненную из оленьей шкуры и меха, Лидия Иннокентиевна словно переносится на сотни лет назад, во времена, когда ее сильные и мужественные предки отправлялись в тяжелые морские походы на добычу лахтака или другого морского зверя.

Издревле коряки шьют одежду из шкур и меха оленя. Береговые коряки для этих целей также использовали шкуры морских зверей и рыб. Например, из рыбьих шкур получался довольно прочный дождевик под названием камлейка . Любую одежду коряки всегда украшали узорами, выполненными из меха пушных зверей. Орнаменты и узоры на одежде почти всегда имеют определенную символику и защищают от разных болезней и злых духов. Рисунок на одежде может даже просто изображать горы, реки, тундру или родное стойбище.

На Лидии Иннокентьевне длинная глухая рубаха из шкур оленя кухлянка , которая входит в обязательный комплект корякской традиционной одежды. Женщины также на зиму шили себе двойной комбинезон керкер из оленьего меха, поверх которого обязательно надевалась теплая зимняя кухлянка.


На фотографии традиционные зимние меховые «валенки» - торбаса, подошвы которых делаются из шкуры нерпы или моржа. Бисер на Камчатку завезли русские казаки

- Коряки всегда мудро использовали дары природы , - рассказывает Лидия Иннокентьевна, доставая из холщового мешочка какой-то мох. - Раньше детям с младенчества из шкур оленьих телят шили меховой комбинезон, в который подкладывали вот этот вот мох вместо памперсов, и у малышей никогда не было никаких опрелостей. У комбинезона была специальная застежка между ног, так что менять мох было очень удобно.


На рисунках, опубликованных в труде известного этнографа В.И. Иохельсона, слева направо изображены: мужчина в зимней кухлянке, дети в комбинезонах с застежкой для смены мха, и женщина в зимней одежде, несущая ребенка традиционным способом при помощи головной лямки. Такой кочевой способ переноски тяжестей археологи также обнаружили в рисунках индейцев древней Мексики.

Каждый коряк в течение всей жизни шил себе погребальную кухлянку, которую наспех дошивали родственники человека только после его смерти. Дошивать погребальную кухлянку самому - плохая примета.

Корякская кухня

- Вот, попробуйте лепешечки из муки. Раньше у нас ее не было, а с приходом русских появилась, и мы ее потихоньку стали применять , - наша радушная хозяйка яранги ловкими движениями управляется с раскаленной на огне сковородой, припевая ритмичную корякскую песню. Язык очень мелодичный и, на первый взгляд сложный. - И вообще раньше у нас не было ни сахара, ни соли, жили как-то без хлеба, ели юколу, кашу-толкушу...у моей бабушки в 112 лет зубы были все целые!

Рыба свежая и вяленая на солнце (юкола), а также вареное оленье, лахтачье, а иной раз и китовое мясо - вот основная пища малочисленных народов Камчатки. Костный мозг, почки, хрящи, сухожилия, жир, и даже личинки, живущие в шкуре оленя - всё поедалось с большим удовольствием в сыром виде сразу после разделки туши.

Как и их прародитель Куйкынняку, коряки всегда любили ягоды, различные травы и корешки, которые использовали для приготовления каши-толкуши. Рецепт каши прост и незатейлив: порошок из кипрея (иван-чай) смешивается с различными ягодами и растопленным нерпичьим жиром, молотой икрой или любой другой рыбой. А вообще, коряки издревле очень неприхотливы и умеренны в еде.


Корякский дом в тундре и на берегу

На улице задувает сильный ветер, но нам совсем не холодно: мы сидим на шкурах в теплой яранге вокруг горящего очага. Не смотря на то, что на дворе уже почти май, весна еще не успела ступить на полуостров.


Яранга в этническом стойбище «Кайныран», где мы и познакомились с Лидией Иннокентьевной, сейчас покрыта простым брезентом, так как наружные шкуры сильно износились. Это летний вариант жилья, но в ближайшем будущем хозяева этнокультурного центра надеются закупить новые теплые оленьи шкуры.

В ярангах, как правило, жили кочевые коряки, а у приморских жителей дом был построен более основательно.

Для начала давайте немного разберемся, чем яранга отличается от ненецкого чума или, к примеру, от кочевой среднеазиатской юрты. Яранга по строению похожа на юрту, но обычно она меньше по размеру, так как отапливать помещение в холоде намного сложнее, чем при сравнительно мягкой степной среднеазиатской погоде. Отличается также покрытие: юрта как правило покрыта войлоком, а яранга шкурами оленей. Яранга также похожа на чум, но ее конструкция сложнее и массивнее. Ненецкий чум легко собирается, перевозится, и очень быстро полностью согревается очагом. В яранге же самым теплым местом является спальня или полог - небольшое квадратное помещение, целиком накрытое шкурами мехом внутрь, куда на ночь забиралась вся семья. Внутри зажигали светильник на основе тюленьего жира - «жирник», и тогда в пологе становилось настолько тепло, что даже в самые лютые морозы хозяева могли спать без одежды.


Слева направо: чум, яранга и юрта.

Береговые коряки издревле строили полуподземные бревенчатые жилища необычной формы. У деревянного дома есть зимний (верхний) вход на крыше, который также служит дымоотводом, и летний (нижний) вход, ведущий с улицы через сени. Ближе к зиме летний вход полностью засыпается снегом и тогда в жилище можно попасть только спустившись по лестнице через верхний вход. Лестница скорее напоминает столб со множеством отверстий для ног. Этнографы считают, что подобные полуподземные дома были изобретены гораздо раньше яранги, но, к сожалению, в современном мире эти постройки можно встретить только в музеях.

Обычай строить землянки встречается также у чукч, северо-западных индейцев, эскимосов, айнов. Остатки подобных строений были найдены также на Сахалине, в Гренландии, и даже на берегах Ледовитого океана. По-видимому, много тысяч лет назад схожий климат и условия жизни способствовали такому широкому распространению именно этого типа жилища.

Ближе к современности культурные грани внутри самого народа стали размываться, и теперь именно яранга является олицетворением родного и любимого дома для любого коряка.

В Советском союзе коряков переселили из родных жилищ в специально организованные поселки, где обязательно была школа и больница.

Молодая письменность

В начале 30-хх годов 20-го века на основе латиницы была создана корякская письменность, а впоследствии язык стали записывать русским алфавитом. Благодаря этому появились корякские литераторы, такие как Кецай Кеккетын, а чуть позже и Коянто, усилиями которых широкая общественность глубже узнала культуру и обычаи этого древнего народа, проникла в его мысли. Но начиная с 50-хх годов 20-го века корякский язык исчезает из образовательной программы камчатских школ. Это дурно повлияло на дальнейшее развитие литературного творчества и привело к тому, что родной язык стал потихоньку забываться среди молодежи, но такие люди как Лидия Иннокентиевна берегут родную культуру и всеми способами стараются передать ее молодому поколению.

-Знаете, а ведь Лидия Иннокентиевна у нас самая настоящая звезда, руководитель ансамбля, общественный деятель и большой специалист! - чуть позже рассказала нам Ирина, хранитель этнического стойбища «Кайныран». - Лидию Иннокентиевну зовут даже заграницу, чтобы она помогала их специалистам изучать корякский язык. Вот недавно она вернулась из Японии, куда ее регулярно приглашают как консультанта для составления корякско-японского словаря. Они там очень интересуются культурой народов Камчатки.

А вот как звучат корякский язык вживую:

На видео Лидия Иннокентьевна исполняет для нас ритмичные корякские песни и сказки, одна из которых ее родовая мелодия.

Собака - закадычный друг

Ирина показывает нам стойбище и рассказывает о необычной и очень выносливой породе собак-камчадалов. «Кайныран» это еще и питомник ездовых собак, которые не просто возят всех желающих, а еще и участвуют в легендарной гонке каюров (погонщик собак, запряженных в нарту) под названием «Берингия».

- У нас есть свой собачий «детский сад». Здесь мы растим будущих чемпионов. Ездовые собаки счастливы, когда везут упряжку, так как у них природная потребность в беге с нагрузкой. Каждая собака в питомнике уникальна, у всех свой характер: кто-то шалит, кто-то с детства становится вожаком, а кто-то все время прячется за мамку. Мы очень хотим возродить традиции камчатского собаководства, ведь наши предки не мыслили жизни без собак. - Вдохновленно рассказывает Ирина. - А вот здесь у нас живет полу-волк. Его нам подбросили еще щенком. Посмотрите как он к вам ластится, подставляя спину, видите? Заискивает, пытается найти контакт. Это такая волчья привычка ,- объясняет Ирина.

Собака на Камчатке животное не просто почтенное, а мистическое. Коряки верят, что собаки охраняют вход в царство мертвых. Плохо придется тому, кто при жизни плохо обходился с собаками, а потому коряки своих питомцев издревле оберегают, хорошо кормят (преимущественно рыбой) и воспитывают исключительно лаской.

- Ездовые собаки отличаются особенной преданностью своей стае, особенно стоя в упряжке, - продолжает Ирина - вот и наш знаменитый Агат наглядный тому пример. Во время одной из гонок у него на лапе началась гангрена. Несмотря на то, что мы собак очень бережем, надеваем им специальные носочки во время бега, все равно бывают такие случаи... - Ирина поглаживает гордого Агата, у которого, к слову, все четыре лапы на месте. - Мы решили оставить Агата в ближайшем по пути селе и забрать его на обратном пути, оставив деньги ветеринару на лечение, но когда упряжка двинулась в путь, то Агат, услышав вой своей стаи, просто напросто перегрыз веревку и вернулся к нарте. И что вы думаете? Его даже пришлось иной раз ставить в упряжку, так как он совершенно не желал ехать сидя в нарте. - с содроганием вспоминает Ирина. - Мы постоянно смазывали ему лапы специальными мазями и, как оказалось, бег по чистому снегу пошел ему на пользу. Мы так счастливы, что все закончилось хорошо!


Агат - типичный представитель камчатской ездовой собаки

10 особенностей коряков, безвозвратно ушедших в прошлое

1. Названия месяцев в корякском языке были продиктованы самой природой . Например, первый месяц года - декабрь назывался «месяцем холодных ветров», февраль - «месяцем ложного вымени», а ноябрь - «месяцем течки горных баранов». Сейчас коряки пользуются тем же календарем, что и все жители России.

2. Коряки были выдающимися воинами . В частности, приморские коряки были прекрасными стрелками из лука. Эта особенность объясняется тем, что в древние времена корякам постоянно приходилось воевать со своими соседями чукчами за обладание оленьими стадами. Подчас войны были кровопролитные и масштабные. Начиная с конца 17 века коряки стали отчаянно сопротивляться казакам-завоевателям. Оборона держалась вплоть до середины следующего века. После покорения русскими Дальнего Востока между коренными народами воцарился мир. Сейчас старые луки и стрелы передаются от поколения к поколению как семейное достояние.

3. В прошлом корякские мужчины иногда употребляли сушеные мухоморы в качестве опьяняющего средства . Алкоголь появился только с приходом русских, и, тем не менее, многие коряки продолжали употреблять именно мухоморы, так как последствия от них, такие как похмелье, не настолько болезненные, как от водки.

4. Коряки татуировали лицо, протягивая под кожей иглу с ниткой, смазанной жиром и углем . Так татуировались и женщины, и мужчины в качестве особой защиты в глубокой древности. Например, женщины верили, что татуировка в нескольких полос вдоль носа поможет от бесплодия.

5. Коряки - искусные умельцы, кузнецы, камнерезы и даже скульпторы . Фигурки, которые коряки делали из костей животных и моржового клыка, отличаются особой живостью и художественностью. Особенно развито искусство было у береговых коряков. Изобразительное искусство живо до сих пор, а вот ковать оружие и делать наконечники для стрел корякам уже не приходится.

6. Коряки издревле были целомудренным народом . Раньше у девушек до замужества не должно было быть никаких отношений с мужчинами: запрещалось даже дотрагиваться до незамужней девушки, а если юноша попросил у нее, к примеру, принести ему попить воды, то родственники девушки могли принудить кавалера вести ее под венец. Сейчас настолько строгие нравы уже ушли в прошлое, но целомудрие до сих пор в цене.

7. Корякские женихи отрабатывали невесту от полугода до трех лет . Да-да, мало того, что любимую девушку было не обнять без осуждения, так еще и надо отработать у ее родственников. Молодому человеку всерьез решившему жениться приходилось пройти серьезное испытание на выносливость, настойчивость, ловкость, преданность и усердие, выполняя самую сложную и грязную работы в течение длительного времени. Живя в доме будущего тестя юноша мог видеть будущую жену только после того, как ее отец скажет, что отработка окончена.

8. Юноша не мог получить невесту без борьбы . И вот период отработки окончен, но здесь на плечи корякского юноши ложилось новое испытание: поймать невесту, разрезать ее глухой комбинезон и схватить за половые органы. Невеста должна была отчаянно сопротивляться будущему мужу, что доказывает ее невинность. Сопротивление могло длиться от нескольких часов до нескольких недель. Если жених не нравился невесте, то ей помогали прятаться ее родственники и друзья.

9. Очаг считался главным покровителем семьи и был под строгим табу для посторонних, также, как и родовой бубен.

10. У коряков существовало многоженство и многомужество . Полигамные союзы, как правило, образовывались если погибал кто-то из родственников. Например, если умер старший брат и у него осталась жена, то она переходила в жены младшему брату. Если такая жена была слишком стара, чтобы иметь детей, то мужчина брал в жены молодую женщину. Тоже самое касается и многомужества. Обычай наследовать жен или мужей тесно связан с родством нескольких семей и прекращением кровной мести. Удачно заключенный брак между выходцами из враждующих родов мог положить конец длительной вражде не только на земле, но и среди усопших предков. Таким образом, наследование жен и мужей не давало оборваться связи между родами. Бывало и так, что по тем же причинам коряк, например, после смерти жены ехал в ее родную деревню, чтобы жениться на ее родственнице.

Познакомившись с культурой коряков поближе понимаешь, что им удалось пронести свою самобытность сквозь вехи времен. Какие-то обычаи несомненно отошли на второй план, уклад жизни стал более современным, но традиции их живы. А если посмотреть на шкалу численности корякского населения России, то становится ясно, что с начала 20-го века коряков не стало меньше, а потому есть надежда, что впереди этот народ ждет только лучшее.

Коряки – коренной малочисленный народ, прежде всего севера Камчатки . Сейчас коряки компактно живут также в Магаданской области и Чукотском автономном округе. По переписи 2010 года, в России насчитывается чуть меньше 8 тыс. коряков .

Издавна вся жизнь коряков была связана с суровой природой Камчатки и всецело зависела от нее. Коряки обожествляли малейшие явления природы и верили, что животные переходят вместе с человеком и духами из одного мира в другой.

Само название "коряки", по основной версии, происходит от "кор" - олень и переводится как "у оленей находящиеся". В этом именовании превосходно отражен их взгляд на мир: не животные при человеке, а человек при животном.

Хозяйство и быт коряков

Все племена коряков делились на два основных типа: кочевых оленеводов (чавчавыв, или чавчувен) и оседлых приморских (нымылан). В каждую группу входило несколько племен. Например, одних только корякских диалектов ученые насчитали 11. Особой группой являются алюторцы: они сочетали и рыболовство, и оленеводство.

Быт и уклад этих племен отличались между собой. Так, кочевые жили в ярангах – переносных шатрах, покрытых оленьими шкурами. Из таких яранг, в которых располагались по несколько семей, устраивали временные поселения. Оседлые коряки летом ставили шалаши на берегах рек, а зимой жили в полуземлянках, удаленных от воды на 10-30 км.

Выжить в суровых условиях Камчатки можно было только сообща, поэтому коряки объединялись в большие родственные общины. Главной считалась отцовская линия. У оленеводов глава владел большей частью стада, а объединения береговых коряков могли быть, например, байдарочными – пользующимися одной байдарой. Но и сюда принимались в первую очередь родственники. Правда, и в этот патриархальный уклад со временем проникли коммерческие отношения: с XVIII века кочевые коряки начинают постепенно делиться на богатых и бедных. Это связано с тем, что площади для выпаса стада считались общими, а вот олени были частными. Кто-то богател настолько, что нуждался в батраках, и в общину начали принимать и не родственников. Вместе с тем, принято было заботиться о сиротах, стариках, больных и одиноких людях. Взаимопомощь была основой существования.

Иногда она проявлялась и в особых формах. До самого начала ХХ века у коряков сохранились обычаи левирата (после смерти старшего брата его младший брат женился на вдове и брал опеку над семьей) и сорората (оставшись вдовцом, мужчина женился на младшей сестре жены).

Главные праздники коряков

Значительную часть бытовой лексики коряков составляют слова, связанные с животным миром, охотой, зимой. И это не удивительно: без удачной охоты на зверя человек был обречен на гибель. Вот почему все основные праздники этого народа связаны с животными. Так, у коряков-оленеводов главными торжествами были осенние "Перегонять оленей" и Праздник забоя оленей, зимний "Возвращение Солнца", весенний Праздник рогов. У оседлых были праздники спуска байдары, Первой рыбы, Первой нерпы, а осенью – "Хололо" ("Ололо"), или праздник нерпы. В случае крупной добычи коряки также устраивали особые праздники. На них танцевали обрядовые пляски, в которых подражали движениям животных и птиц. Многие ритуалы опирались на миф об умирающем и воскрешающем звере. Особое отношение у коряков было к медведю, которого они считали двоюродным братом человека. После охоты на медведя устраивали большой религиозный праздник. Некоторые оседлые коряки так же обожествляли кита.

Обряды и ритуалы

Подобное отношение к животному миру отразилось не только на "охотничьих" обрядах, но и на всех главных в жизни человека церемониях. Одной из них, безусловно, является свадьба.

Так, чтобы получить жену, мужчина должен был пройти ряд испытаний. Сначала трудом: некоторое время он работал в хозяйстве будущего тестя. К нему присматривались, проверяли умения. Если испытательный срок завершался успешно, необходимо было провести обряд хватания: догнать убегающую невесту и дотронуться до ее тела. Формальный по сути (девушка и не думала убегать по-настоящему), этот обряд выполнял важную для коряков функцию – реконструкции процесса охоты.

Свой след теснейшая связь с природой оставила и в похоронном обряде. В погребальный костер с умершим отправлялись лук и стрелы, предметы первой необходимости. Клали туда и подарки ранее умершим родственникам, чтобы те в ответ прислали на охоте хорошего зверя. К смерти готовились заранее. Еще при жизни человеку шили погребальную одежду, оставляя ее немного неготовой. Считалось, что если дошить ее до конца, человек и умрет раньше. Затем, уже после кончины, погребальный наряд заканчивали некрасивым грубым швом. Сама смерть не воспринималась чем-то конечным. В мировоззрении коряков насчитывалось пять связанных между собой миров, а живые и мертвые могут помогать друг другу силами природы. Даже у южных береговых коряков, которые раньше остальных приняли православие, христианские верования еще долго сочетались с обрядами предков.

Издавна коряки выживали за счет того, что удалось добыть сообща. В их мире нет ничего лишнего. В пищу шли мясо и жир животных, рыба, продукты собирательства. Из шкур делали одежду и жилище, которое освещали растопленным жиром. Кожей обтягивали лодки. Даже из носиков, хвостов и лап убитых зверей изготавливали амулеты, которые, как верили коряки, защищают их от всего дурного. Эта картина мира поражает своей целостностью, в ней каждый на своем месте и выполняет предназначенную ему роль, от которой зависит жизнь окружающих.

Все связаны со всеми и с природой. Это именно то, чего не хватает современному человеку.

Мария Андреева

Место проживания - Корякский автономный округ, Камчатская область.

Язык - чукотско-камчатская семья языков.

Самоназвание; расселение. К началу контакта с русскими в XVIII веке коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу - "оленевод") и оседлых (нымылъо - "жители", "поселяне"), в свою очередь подразделявшихся на несколько обособленных групп: карагинцы (каран’ынылъо ), паренцы (пойтылъо ), каменцы (вайкынэлъо ) и т. д. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и полуострова Тайгонос.

Письменность существует с 1931 года на латинской, а с 1936 года - на русской графической основе.

Промыслы, орудия промыслов и орудия труда, средства передвижения. Для кочевых коряков - чавчувенов характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года они совершали четыре главные перекочевки: весной (перед отелом) - на ягельные пастбища, летом - в места, где меньше гнуса (комаров, мошек и пр.), осенью - ближе к стойбищам, где происходил забой оленей, и зимой - короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями пастухов служили посох, аркан (чав’ат ) - длинная веревка с петлей для ловли оленей, а также палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и после броска возвращающаяся к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой чавчувены охотились на пушных зверей.

В хозяйстве нымылъо - оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство.

Морской зверобойный промысел - основное занятие жителей Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев). Он также играл важную роль у апукинцев и карагинцев, в меньшей степени - у паланцев. Охота на морского зверя весной носила индивидуальный, а осенью - коллективный характер, начиналась в конце мая - начале июня и продолжалась до октября. Основными орудиями были гарпун (в’эмэк ) и сети. Передвигались на кожаных байдарах (култаытвыыт - "лодка из шкур лахтака") и одноместных челнах-каяках (мытыв ). Добывали лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины XIX века оседлые коряки Пенжинской губы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы и карагинцы.

К концу XIX века в результате истребления китов и моржей американскими китобоями промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике нымылъо стало играть рыболовство. С весны до осени с моря в реки восточного побережья Камчатки шли огромные косяки лососевых рыб: гольца, нерки, кижуча, кунжи; в феврале - марте в заливы заходили корюшка, навага, в апреле - мае воды у берегов "кипели" от сельди, пришедшей для икрометания. Для ловли рыбы использовали запоры, сети ставного и сачкового типа, удочки и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на птиц, копытных и пушных зверей, собирательством дикорастущих ягод и съедобных корней. Из орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (насторожка срывается, и бревно придавливает зверька), черканы и тому подобное, а с конца XVIII века стали пользоваться огнестрельным оружием.

Карагинцы и паланцы освоили огородничество и скотоводство.

Жилища. Кочевые коряки жили летом и зимой в переносных каркасных ярангах (яяна ), основу которых составляли три шеста высотой 3,5–5 метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром 4–10 метров, укрепляли невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур, мехом наружу. Внутри вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна ), по форме напоминающие перевернутый вверх дном ящик высотой 1,3–1,5 метра, длиной 2–4 метра, шириной 1,3–2 метра. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

У оседлых коряков преобладающим типом жилища была полуземлянка (лымгыян , яяна ) длиной до 15 метров, шириной до 12 метров и высотой до 7 метров. При ее сооружении в круглую яму глубиной 1–1,5 метра по окружности вкапывали восемь вертикальных столбов и четыре - в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда распиленных вдоль бревен, образующих стены жилища, сверху скрепленные поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья - заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой через верхнее отверстие попадали в жилище. В промысловый сезон входом служил боковой коридор. Внутри такой землянки на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи из вытертых шкур оленя или выношенной меховой одежды.

В начале XIX века под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы. К концу XIX века карагинцы и частично паланцы начали строить наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивали кишками морских животных или медведя. В центре таких жилищ устанавливали железную или кирпичную печь с трубой, вдоль стен сооружали деревянные нары.

Одежда. У всех групп одежда коряков была глухого покроя. Чавчувены шили ее обычно из оленьих шкур, приморские использовали, наряду с оленьими, шкуры морских животных. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом - одинарную одежду. "Всепогодный" мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние - из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца XIX века береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур.

Защищая кухлянку от снега, надевали широкую рубаху - камлейку - с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также и летом в сухую погоду. Для дождливой погоды служила камлейка из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.

Зимняя и летняя мужская обувь - башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю - из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной шкуры оленя с подстриженным ворсом. Подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (часть шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).

Меховой мужской головной убор - малахай капорообразного кроя с наушниками - носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит ) из оленьего камуса.

Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Для нижнего комбинезона чавчувенки подбирали однотонные тонкие шкуры молодых , для верхнего предпочитали пестрые. У приморских корячек в одежде преобладают чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса и меховая мозаика. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги, украшали их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины зимой носили двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью - меховую рубаху гагаглю (кагав’лён ) мехом внутрь, значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, а также бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

До пяти-шестилетнего возраста ребенку шили комбинезон с капюшоном (калны’ыкэй , кэкэй ): зимой - двойной, а летом - одинарный. Рукава и штанины комбинезона зашивали, а после того как ребенок начинал ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей пяти-шестилетнего возраста уже четко прослеживалось предназначение ее по половому различию.

Пища. Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С XVIII века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую ели с тюленьим или оленьим жиром.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. Основой социальной жизни была большая патриархальная (от лат. pater - "отец", arche - "власть") семейная община, объединявшая близких, а у оленных - иногда и отдаленных родственников по отцовской линии. Во главе ее стоял старейший мужчина. Браку предшествовал испытательный для жениха срок отработки в хозяйстве будущего тестя. По истечении его следовал так называемый обряд "хватания" (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Это давало право на брак. Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ века сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - "деверь, брат мужа"): если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората (от лат. soror - "сестра"): вдовец должен жениться на сестре умершей жены.

Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в том числе байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом.

Стойбище оленеводов, глава которого владел большей частью оленьего стада и руководил не только хозяйственной, но и общественной жизнью, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с XVIII века у кочевых коряков имущественное разделение (расслоение), обусловленное развитием частной собственности на оленей, привело к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими жителями стойбища.

В начале ХХ века произошло разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это было переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.

Праздники, обряды. Главные обряды и праздники оседлых коряков XIX - начала ХХ века посвящались промыслу морских животных. Основные их моменты - торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных "охранителей".

Главный осенний праздник кочевых коряков — Коянайтатык - "Перегонять оленей" - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали "возвращение солнца". В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище. В это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения - сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в XVIII веке, православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.

Фольклор, музыкальные инструменты. Основные жанры повествовательного фольклора коряков - мифы и сказки (лымныло ), исторические предания и легенды (панэнатво ), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку ) - Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник. Популярны сказки о животных. Персонажами в них чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с , с , межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований у других народов ( , русских).

Музыка представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят "именную песню" и "родовую песню", воспроизводящие местные и семейные напевы.

Общее корякское название музыкальных инструментов - г’эйнэчг’ын . Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

Современная культурная жизнь. В школах дети изучают родной язык. В поселке Палана открыта школа искусств. При Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив "Вэем" ("Река"). На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.

Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация "Коренные народы Севера Корякского автономного округа", во всех национальных селах, а также в Тигильском и Карагинском районах имеются ее первичные ячейки. В Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования.

Об алюторцах. Как особая этнографическая группа коряков долгое время рассматривались алюторцы, олюторцы, алюторы (по-корякски и по-чукотски - алутальу , элутальу ). В русских источниках они впервые упоминаются с начала XVIII века как особый народ. Переписью 1989 года выделены в качестве самостоятельного народа.

Названы по селу Алют, по другой версии - от эскимосского алутора - "заколдованное место". Самоназвание - нымыльу , то же, что и у различных групп береговых коряков.

Численность 3500 человек. Живут в основном в восточной части Корякского автономного округа - в селениях по побережью Берингова моря, от залива Корфа на севере до села Тымлат на юге, и по среднему течению реки Вивник, а также на западном побережье Камчатки, в селе Реккинники. Говорят на алюторском диалекте, близком к южной ветви диалектов береговых коряков. Некоторые лингвисты рассматривают алюторский диалект как самостоятельный язык. По типу хозяйствования и традиционной культуре алюторцы весьма близки береговым корякам: также занимались морским зверобойным промыслом, в том числе охотились на китообразных и моржей, рыболовством, собирательством, охотой, с XIX века - оленеводством. Оленей обменивали на продукты морского промысла и товары первой необходимости, оленный транспорт использовали при перекочевках (собачьи упряжки - для повседневных хозяйственных нужд, при осмотре капканов и ловушек в период охоты).

Алюторцы имели аналогичные корякским жилища и одежду, одной из особенностей последней были непромокаемые камлейки из кишок моржа; отличало алюторцев также обыкновение пришивать штаны из оленьих камусов к зимним торбасам.

Верования и обряды алюторцев мало чем отличались от корякских. Христианство, распространявшееся среди них с начала XVIII века, не было ими воспринято. Алюторцы и поныне продолжают сохранять ряд локальных этнографических особенностей.

В марте 2000 года постановлением Правительства РФ они включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Коряки

КОРЯ́КИ -ов; мн. Народ, составляющий основное население Корякского автономного округа Камчатской области; представители этого народа.

Коря́к, -а; м. Коря́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Коря́кский, -ая, -ое.

коря́ки

народ в России, коренное население Корякского автономного округа (7 тыс. человек). Живут и в Чукотском автономном округе и Магаданской области. Общая численность 9 тыс. человек (1995). Язык корякский. Верующие - православные.

КОРЯКИ

КОРЯ́КИ, народ в Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)) (8,7 тыс. чел., 2002), коренное население Корякского округа (6,7 тыс. чел.) Камчатской области. Говорят на корякском языке чукотско-камчатской группы палеоазиатской семьи языков. Корякская письменность существует с 1931 года на латинской, а с 1936 года - на русской графической основе. Верующие - православные.
Первые упоминания о коряках встречаются в русских документах 1630-1640-х годов. Уже тогда коряки по хозяйству и быту делились на две группы: кочевников-оленеводов () и), промышлявших охотой на морского зверя и рыболовством. Религией коряков был шаманизм. К началу контакта с русскими в 18 веке коряки делились на кочевников-оленеводов (самоназвание - чавчыв, чавчувены) и приморских оседлых жителей (самоназвание - нымылын). Чавчувены заселяли внутренние районы Камчатки и прилегающей материковой части, оседлые (береговые) коряки - восточное и западное побережья Камчатки, в район Пенжинской губы и полуострова Тайгонос.
В хозяйстве оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Для кочевых коряков (чавчувенов) характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга. Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 м. В начале 19 века под влиянием русских поселенцев появились бревенчатые избы русского типа.
Коряцкая одежда была глухого покроя. Оленеводы шили ее из оленьих шкур, береговые коряки наряду с оленьими использовали шкуры морских животных. Основная пища чавчувенов - мясо оленя, которое ели чаще в вареном виде, в пищу употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители питались мясом морских зверей, рыбой. В 18 века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую кашу ели с тюленьим или оленьим жиром.
Основной социальной единицей являлась большая патриархальная семейная община, объединявшая близких родственников по отцовской линии, а у чавчувенов иногда и более отдаленных родственников. В начале 20 века происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков, что было вызвано переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.
Главные праздники оседлых коряков в 19 - начале 20 века были посвящены промыслу морских животных. Главный осенний праздник кочевых коряков - коянайтатык («перегонять оленей») - устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.
У коряков развиты обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки). Болезнь и смерть приписывали деятельности злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Для защиты от духов совершали жертвоприношения, обращались к шаманам, пользовались амулетами. Основными жанрами повествовательного фольклора являются мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Вороне).
Музыкальное творчество представлена пением, речитативом, горлохрипением, инструментальной музыкой. К лирическим песням относят «именную песню» и «родовую песню», имеющие местные и семейные напевы. Общее корякское название музыкальных инструментов - гэйнэчгын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобон, с пищиком из пера и конусным раструбом из бересты, и флейту из растения борщевик с наружной щелью, без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Кроме того, имеются манковая пищалка, свисток, пластинчатый варган, круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки, различные бубенчики, колокольчики, вихревой аэрофон - пропеллер-жужжалка.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "коряки" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Народ, коренное население Корякского автономного округа Российской Федерации (7 тыс. человек). Живут также в Чукотском автономном округе и Магаданской обл. Общая численность 9 тыс. человек (1992). Язык корякский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

    КОРЯКИ, коряков, ед. коряк, коряка, муж. Народность на крайнем северо востоке Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КОРЯКИ, ов, ед. як, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Камчатки. | жен. корячка, и. | прил. корякский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    КОРЯКИ, народ в Российской Федерации (7 тыс. человек). Коренное население Корякского автономного округа. Живут также в Чукотском автономном округе и в Магаданской области. Язык корякский чукотско камчатской семьи палеоазиатских языков. Верующие… … Русская история

    Народ монгольск. племени, обитает в Приамурск. области и Камчатке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Коряки - (самоназвания чавчыв, чавчу, нымылагын, нымыл аренку, рымку чавчыв) народность общей численностью 9 тыс. чел. Проживают на территории Российской Федерации, в т.ч. Корякского автономного округа (7 тыс. чел.). Язык корякский. Религиозная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Коряки (село). Коряки … Википедия

    Народ, составляющий осн. население Корякского нац. окр. Камчатской обл., живут также в Чукотском нац. окр. и Северо Эвенском р не Магаданской обл. Самоназвание береговых К. нымылын, К. оленеводов чавчыв. Числ. К. 6,3 т. ч. (1959). Корякский яз.… … Советская историческая энциклопедия

    Народ, составляющий основное население Корякского национального округа Камчатской области РСФСР. Живут также в Чукотском национальном округе и Северо Эвенском районе Магаданской области. Численность 7,5 тыс. человек (1970, перепись).… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Народы Северо-Востока Сибири. Айны. Алеуты. Ительмены. Камчадалы. Кереки. Коряки. Нивхи. Чуванцы. Чукчи. Эскимосы. Юкагиры , Батьянова Е., Тураев В. (ред.). Очередной том серии «Народы и культуры» посвящен этнографии коренных малочисленных народов Северо-Востока Сибири: айнам, алеутам, ительменам, камчадалам, керекам, корякам, нивхам, чуванцам,…
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения