Демографические меры. Демографическая политика

Демографическая политика в странах мира

История демографической политики нашла отображение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших человеческих потерь. Развитие и распространение демографическая политика получает во второй половине XX ст. Это обусловлено, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой- демографического кризиса.

Много внимания вопросам демографической политики уделяет Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984р. (Мехико), в 1994р. (Каир). В 1967 г. был создан Фонд ООН по поощрению деятельности в сфере народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку дня Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в сфере народонаселения», который содержит много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. На конференциях в Мехико и особенно в Каире он получил последующее развитие с внесением ряда принципиальных изменений.

Но чтобы демографическая политика была эффективной, необходимы были новые средства ее осуществления. На рубеже 50-х и 60-х годов удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и др., в последующем все более совершенствуемые. В результате в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция, которая вызвала острейшие противоречия во взглядах. В первую очередь, они коснулись вопроса абортов. Против них категорически выступила католическая церковь. Против абортов и вообще планирования семьи выступают и большинство мусульманских стран. Всего в мире ежегодно осуществляют приблизительно 60 млн. абортов.

Информация о распространении демографической политики в современном мире не всегда достоверна и сопоставима. Поэтому трудно определить, в какой мере эти сведения отвечают или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики получает все больший размах.

В развивающихся странах, на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного образования, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности с помощью разного рода экономических и административных мероприятий. Некоторые страны не только разрешают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики показывают развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это касается стран с наибольшей численностью населения - Китая, Индии, а также Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Таиланда, Филиппин. Достаточно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки и в некоторых странах Северной Африки. Однако в других частях света, особенно в мусульманских странах, она пока еще не получила распространения. Об этом можно судить, в частности, по показателям применения средств контрацепции. По статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран несколько превышает 1/2 (речь идет о количестве семей, которые применяют контрацептивы), а для менее всего развитых - 1/5. Первым по этому показателю является Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланки он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

Во многих развивающихся странах реализуется политика, направленная на снижение смертности и рождаемости. В странах Азии (Вьетнам, Лаос, Камбоджа и др.) внедряют мероприятия по преодолению последствий войны, помощи семьям и развитию системы здравоохранения с целью последующего снижения смертности. Однако, реализация усложнена недостатком финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Чаще всего эту политику вообще не воспринимают граждане из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства.

Одной из мер демографической политики является законодательное повышение возраста бракосочетания. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - в соответствии до 21 года и 18 годам. Реально же наблюдается еще большее «старение» брака, связанное с тем, что значительная часть молодых людей стремится получить образование и осуществить профессиональную подготовку. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в этих странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI ст. даже в Африке он стал превышать 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. В настоящее время средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки небольших по численности населения (карликовых) государств, демографическая политика в которых направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, которые вступили в состояние демографического кризиса, демографическая политика имеет целью повышение коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это касается стран Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относятся: одноразовые займы молодым, помощь в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно растущей шкале, ежемесячная помощь на приобретение квартиры, на содержание детей в детских учреждениях.



В странах Западной Европы система мер демографической политики в целом подобна, хотя, отличается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, одноразовая помощь при рождении ребенка в Великобритании в 90-х гг. составляла- 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячная помощь в Нидерландах - от 90 гульденов на первого и до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобная ежемесячная помощь растет от 500 франков на двоих детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают вплоть до достижения детьми 16 лет.

В Швеции, например, государство увеличило оплачиваемый отпуск (из расчета 90% заработной платы) по уходу за ребенком с 12 до 13 месяцев (2 из них берет на себя отец) и ежемесячную помощь на ребенка, составляющую 102 доллара, внедрило бесплатную дошкольную учебу для детей 4-х и 5-летнего возраста. Эффективность дополнительного финансирования шведы доказали на собственном примере. Когда в конце 1980-х увеличили помощь на ребенка, уровень рождаемости в стране вырос до 14,5 %о, и Швеция поднялась на второе -после Ирландии - место по этому показателю среди членов ЕС. В начале 1990-х в результате экономического спада помощь пришлось урезать, и уровень рождаемости резко упал. В итоге Швеция закончила десятилетие на последнем месте таблицы рождаемости ЕС - на 1 000 человек приходилось лишь 10 новорожденных.

В США государственная демографическая политика почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье, как правило, имеет непрямой характер, в виде разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно значительное распространение получили разные виды контрацептивов.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и повышения естественного прироста наиболее эффективно проводят Франция и Швеция.

Трудности формирования и реализации социально-демографической политики, ее недостатки скрывают реальную опасность для стабильности социальных отношений, угрозу предельной имущественной поляризации граждан, распространения бедности. Если не предупреждать эти негативные процессы, будет наблюдаться усиление таких явлений как распад семей, депопуляция населения.

Ухудшение демографической обстановки во многих странах, ставшее особенно заметным к середине XX века, создало предпосылки для дальнейшего развития демографической политики.

В настоящее время политику в области народонаселения проводят большинство государств. Однако в силу значительных различий в их социально-экономическом положении, уровне демографического развития содержание государственной политики, цели, масштабы и методы её проведения в каждой стране имеют свои особенности. Так, если в развитых странах экономические меры государственной политики (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении ребёнка, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и пр. льготы) принимаются для опосредованного поощрения рождаемости через повышение уровня жизни семьи, то в развивающихся странах выделяемые ресурсы направляются на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости. При этом в странах с низкой рождаемостью несмотря на то, что экономические меры оказывают определённое влияние на увеличение числа рождений, они не могут существенно изменить интенсивность рождаемости. С демографической точки зрения их действие кратковременно и недостаточно эффективно. Оказывая помощь семьям, уже имеющим детей, экономические меры улучшают условия их жизни и являются основой для формирования потребности в большем (3 и более) количестве детей.

Административно-правовые меры демографической политики (законодательные акты, регулирующие процессы рождаемости, брачности, миграции, охрану материнства и детства, имущественные права матери и детей при распаде семей и пр.) оказываются эффективными только в сочетании с другими мерами демографической политики.

Успех усилий общества по управлению демографическими процессами в значительной мере определяется его отношением к воспитательно-пропагандистским мерам демографической политики. Воспитание у населения демографического просвещения и грамотности, формирование потребности в количестве детей , соответствующих целям демографической политики, являются важнейшими задачами общества.

Таким образом, меры демографической политики должны воздействовать на воспроизводственное поведение населения в двух направлениях:

Помощь в реализации существующей потребности в числе детей;

Изменение самой потребности семей в количестве детей в соответствии с интересами общества.

Особенность осуществления мер демографической политики заключается в их опосредованном воздействии на демографические процессы (через поведение людей в отношении к браку, семье, рождению детей и пр.).

Условием успешности проведения демографической политики является её долговременность (в связи с инерционностью демографических процессов), комплексность (одновременное проведение всех мер), постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, участие в разработке демографической политики специалистов, исследующих различные аспекты народонаселения.



Эффективность демографической политики определяется сопоставлением её целей с полученными результатами, временем достижения поставленных целей и произведёнными материальными затратами общества.

Численность населения мира в настоящее время превысила 6 млрд.чел. Главной особенностью его развития является сохранение двух типов населения - развитых и развивающихся стран. Большая часть населения мира сосредоточена в развивающихся странах. Так, если в 1950 году на долю этих стран приходилось 2/3 мирового населения, в 1998 году – 4/5, то согласно прогноза экспертов ООН по народонаселению на 2050 год – 7/8 мирового населения. К середине XXI века вырастет население большинства регионов мира. Наибольший прирост предполагается на африканском континенте.

В настоящее время прирост мирового населения сосредоточивается в ограниченном числе стран. Так, около трети прироста приходится всего лишь на две страны мира – Индию и Китай.

Сокращение численности населения эксперты ООН прогнозируют в странах с развитой экономикой и низким уровнем рождаемости, в первую очередь – в Японии и в странах Европы. Ожидается, что к 2050 году число жителей, например, Болгарии уменьшится на 34%, Румынии - на 29%, Украины – на 28%, России – на 22%, Латвии – на 23%, Польши – на 17%, Южной Кореи – на 13%, Германии – на 9% и т.д.

Рождаемость в развитых странах находится на уровне ниже, необходимого для простого возобновления поколений. К 2010 году суммарный коэффициент рождаемости в среднем по развитым странам может снизиться с нынешнего 1,6 до 1,5. Однако к 2050 году, по прогнозу ООН, возможно его увеличение до 1,9. Среди развитых стран самый высокий уровень рождаемости в последние годы наблюдается в США – 2,0.

В развивающихся странах суммарный коэффициент рождаемости находится на уровне, существенно превышающем уровень простого воспроизводства. Так, в 2005 году его величина составила по Африканскому континенту в целом 5,1 ребёнка, в Западной Азии – 3,6, в Центральной и Южной Азии – 3,2, в Центральной Америке – 2,8 и т.д. Однако и в этих странах идёт процесс снижения рождаемости.

Смертность населения в настоящее время постепенно снижается практически во всех регионах мира.

Деятельность по снижению смертности становится наиболее успешной по мере развития человечества, устойчивого экономического роста, создания материальной базы для развития медицины, здравоохранения и пр. Наиболее отчётливо это проявилось, в первую очередь, в Европе. До начала XX века здесь удалось существенно снизить смертность от голода, инфекционных заболеваний, значительных эпидемий. К концу XX века снижение смертности замедлилось, и в настоящее время ее уровень стабилизировался.

В развивающихся странах процесс снижения смертности продолжается. Изменяется не только её уровень, но и структура причин смерти – она стремится к типу смертности в развитых странах мира. Несмотря на достигнутые во второй половине прошлого века успехи, смертность в Африке, Азии и Латинской Америке ещё имеет резервы для дальнейшего снижения, особенно - младенческой смертности. К началу XXI века наиболее высокой младенческая смертность остаётся в Африке – 88 ‰, при среднемировом значении – 56 ‰.

В связи с уменьшением общей смертности населения растёт ожидаемая продолжительность жизни. Так, если в начале 50-х годов прошлого века ожидаемая продолжительность жизни для всего населения мира составляла 46 лет, то к началу нынешнего века она увеличилась до 67 лет. В промышленно развитых странах данный показатель в эти годы увеличился с 66 лет до 75 лет. В развивающихся странах он составил 41 и 63 года соответственно. Имеющийся разрыв в продолжительности жизни между развитыми и развивающимися странами сохранится и в обозримом будущем. К 2050 году (по оценке ООН) в более развитых странах продолжительность жизни может достичь 82 лет, а в менее развитых – 75 лет (для обоих полов). Это означает, что развивающиеся государства достигнут ныне существующего уровня смертности в развитых странах только через полвека.

Увеличение продолжительности жизни, обусловленное снижением смертности (особенно в старших возрастах), и снижение рождаемости приводят к увеличению доли старших возрастов в общей численности населения.

Возрастная структура, являясь отражением режима воспроизводства населения в прошлом, в то же время играет исключительно важную роль в формировании будущего демографического развития общества (тенденций воспроизводства населения, его численности и структуры и пр.). В связи с этим увеличение доли населения старших возрастов, т.е. демографическое старение, перерастает в настоящее время в мировую проблему и находится в сфере внимания ООН.

Впервые проблема старения населения мира рассматривалась на заседании ООН ещё в 1948 году. В последующие десятилетия темпы процесса старения оказались выше предполагаемых ранее. Поэтому в 1992 году ООН приняла Международный план действий в области старения и установила Международный день пожилого населения – 1 октября каждого года.

Особенно ощутимой проблема старения населения стала для экономически развитых стран. По оценкам ООН в этих странах в целом численность населения в возрасте 65 лет и старше составляет 14% от общей его численности. Самой пожилой среди развитых стран названа Япония, где каждому пятому жителю больше 65 лет. За ней следуют: Италия - 19% стариков, Германия - 18%, Франция – 16%, Великобритания – 16%, Канада – 13%, США – 12% и др. Улучшения возрастной структуры населения в этих странах в ближайшее время не ожидается.

Постепенно старение населения становится серьёзной проблемой и для некоторых стран Азии и Латинской Америки. Учитывая мировые тенденции демографических процессов, можно предположить, что демографическое старение со временем коснётся всего населения мира.

Одной из характеристик демографического положения являются состояние и формы брачно-семейных отношений. Основа демографических различий между экономически развитыми и развивающимися странами заключается в разной роли семьи в культуре и экономике этих стран.

В развивающихся странах семья в значительной степени пока сохраняет производственную и социальную функции. В связи с этим в них распространены сложные семьи, способные поддерживать нормы многодетности и выполняющие роль посредника во взаимосвязи общества и личности.

В экономически развитых странах преобладают простые семьи, состоящие из родителей и детей. Многие функции семьи перешли к другим социальным институтам и внутрисемейные связи утратили своё прежнее значение посредника, сделав семью непрочной.

Неблагоприятное развитие мировых демографических процессов обусловило необходимость решения сложной проблемы поддержания равновесия между численностью населения, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Одним из направлений этого является выработка нового подхода к сложному явлению – международная миграция. В документах ООН указывается на необходимость разработки и проведения миграционной политики на уровне отдельных стран, задачей которой является установление строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвращения нежелательных для интересов страны, борьба с нелегальной миграцией. Среди экономически развитых стран крупными регионами приёма мигрантов (реципиентами) являются США, страны ЕЭС. В Западной Европе большинство иностранных специалистов сосредоточено в Германии, Франции, Великобритании. В этих странах миграция стала ведущим фактором роста населения.

В настоящее время в мире почти не осталось государств, правительства которых не беспокоили бы проблемы народонаселения. Поэтому большинство стран проводят определённую государственную политику в области народонаселения.

Для экономически развитых стран основной демографической проблемой можно считать, в первую очередь, низкую рождаемость, не обеспечивающую даже простое воспроизводство населения и обусловливающую его сокращение (депопуляцию). Однако почти все они официально проводят политику невмешательства в репродуктивное поведение населения. При этом часть из этих государств (Бельгия, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Япония и др.) считают темпы роста населения и уровень рождаемости своих стран неудовлетворительными.

Промышленно развитые страны проводят государственную политику, которую, скорее всего, можно отнести к семейной политике. Общим для всех этих стран стало признание семьи важнейшим социальным институтом, главными задачами которого являются рождение и воспитание детей, подготовка их к взрослой жизни. При этом, осуществляя меры государственной помощи семьям с детьми на практике, многие страны семейную политику официально не провозглашают.

Меры государственной семейной политики в развитых странах в основном сводятся к: отпускам по беременности и родам; семейным пособиям на детей; налоговым льготам; льготам на проезд на городском и железнодорожном транспорте; запретам на увольнение беременных женщин, сохранению их места работы на период декретного отпуска, правам перехода беременных женщин на более лёгкую работу; пособиям детям-инвалидам; пособиям новобрачным и школьникам (в некоторых странах) и пр. Кроме того, во всех этих странах существуют службы планирования семьи. Однако условия и формы осуществления всех вышеперечисленных государственных мер в отдельных странах существенно отличаются.

В отдельных странах, относящиеся к группе экономически развитых, ставится цель недопущения роста населения и стабилизация его численности. В то же время фактически существующие меры помощи семьям с детьми имеют явную пронаталистскую (поощряющую рождаемость) направленность. Такое противоречие наблюдается, например, в Голландии, где размер пособия возрастает с каждым родившимся ребёнком вплоть до восьмого. Подобная дифференциация пособий на детей существует в настоящее время и в Австралии.

Противоположное отношение к вопросам упорядочивания рождаемости исторически сложилось во Франции и Германии. Эти государства в результате войн в XIX-XX веках понесли огромные потери населения. Восстановление разрушенной экономики, демографического потенциала, необходимость сохранения геополитического равновесия в Европе обусловили проведение в этих странах активной демографической политики. В последние годы демографическая направленность государственной политики сменилась на социальную.

Почти во всех странах с высоким уровнем рождаемости проводится политика по планированию семьи. В настоящее время первое место в мире по численности населения занимает Китай. Согласно последним данным в этой стране проживает 1,3 млрд.человек. Более 25 лет назад в Китае была введена система «одна семья – один ребёнок». Однако, даже в условиях жёсткого ограничения рождаемости численность его населения продолжает расти и к 2050 году может увеличиться до 1,6 млрд.чел. В 2002 году в Китае вступил в действие первый закон о демографии и плановом деторождении, закрепляющий действующую государственную политику в законодательном порядке. Согласно этому закону, некоторым категориям граждан разрешили иметь второго ребёнка. Семьи с большим количеством детей практически лишены поддержки государства, а многие – и своих гражданских прав. Политика контроля над рождаемостью, национальные традиции, современные медицинские технологии привели к нарушению половой структуры населения Китая. В настоящее время в стране рождается гораздо больше мальчиков, чем девочек. Это приводит к переизбытку численности молодых мужчин, дефициту потенциальных невест и обусловливает отрицательные социальные, политические, морально-психологические и др. негативные последствия. Наряду с этим наблюдается стремительное старение населения, обусловленное стремительным снижением рождаемости.

Подобное нарушение поло-возрастной структуры с таким же набором отрицательных последствий в настоящее время наблюдается и в Индии.

Определённых успехов в ограничении рождаемости добился Вьетнам. Но и здесь, несмотря на проводимую политику по планированию семьи, темпы прироста населения остаются пока достаточно высокими.

В отдельных странах, ранее относившихся к развивающимся, по мере их экономического роста рождаемость снизилась до уровня, близкого к уровню, обеспечивающему простое воспроизводство населения. В определённой степени этому способствовала и проводившаяся в них политика планирования семьи. Наиболее ярким примером этому может служить Иран. В этой стране численность населения увеличилась за XX век в 6 раз: с 10 млн.чел. в начале века до 60 млн.чел. в его конце. Первая программа планирования семьи была принята в Иране ещё в период правления шаха в 1967 году. Однако в течение последующего десятилетия значительных изменений в уровне рождаемости не происходило. После исламской революции 1979 года действие данной программы было прекращено. В 1989 году была принята вторая программа планирования семьи, одобренная религиозными деятелями страны. Однако ещё за 5 лет до принятия второй программы с середины 80-х годов в Иране началось снижение суммарного коэффициента рождаемости, и к 1988 году его значение оказалось на уровне 5,5 (против 6,8 в 1984 году). После этого снижение рождаемости ускорилось, и к 1996 году суммарный коэффициент рождаемости упал до уровня 2,8 ребенка. В 2001 году его значение снизилось до уровня, близкого к простому воспроизводству, и, по разным оценкам, составляло от 2,1 до 2,6. В настоящее время величина суммарного коэффициента рождаемости в этой стране – 2,1. Указанное снижение произошло у городских и сельских женщин всех возрастов во всех провинциях страны. Одной из главных причин снижения рождаемости в Иране со второй половины 80-х годов стало улучшение социально-экономических условий жизни, прежде всего, в отдалённых сельских районах, значительное снижение детской смертности, развитие образования, путей сообщения, средств связи, распространение образа жизни современного промышленного общества.

Значительное снижение суммарного коэффициента рождаемости до уровня, близкого к простому воспроизводству, к настоящему времени произошло и в ряде других стран с ранее высоким его уровнем: Тунис – 2,1; Турция – 2,4; Шри-Ланка – 2,0; Таиланд – 1,7; Тайвань -1,2; Южная Корея – 1,2 и пр.

Таким образом, несмотря на продолжающийся рост численности населения Земли и существование разных типов воспроизводства населения, в мире сформировалась и развивается устойчивая тенденция снижения уровня рождаемости, которая в обозримом будущем неизбежно приведёт к прекращению роста численности населения планеты.

Демографическая политика - это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа - на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.

Понятно, что направление демографической политики зависит прежде всего от демографической ситуации в той или иной стране.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения . Она проводится с помощью главным образом разных стимулирующих экономических мер - таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачи ваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония.

Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демогра­фическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения . По­жалуй, наибольшие усилия в этом от ношении прилагают две самые большие страны мира - Китай и Индия.

Пример 1. В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья - один ребенок» . Осуществление этой политики уже дало большие результаты.



Пример 2. Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступ­ления в брак, проводится массовая добровольная стерилизация населения, пропагандируется семья из че­тырех человек под девизом: «Нас двое - нам двоих» . В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еще почти 1/5 всех новорожденных в мире - дети, по­являющиеся на свет в Индии.

Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-е гг. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления которого резко выступила католическая церковь.. Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-За падной Азии, по соображениям ре­лигиозной морали вообще отвергают любые меры по «планированию семьи». Никакой демографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропиче ской Африки.

Демографическая политика развитых и развивающихся стран отличается друг от друга, так как перед каждым из этих типов стран стоят разные задачи по регулированию численности и воспроизводства населения.



А в других государствах в последние годы проводится политика планирования семьи в целях снижения рождаемости. Например, в Китае (самой большой по численности населения стране мира) в результате проведения демографической политики были достигнуты наиболее ощутимые результаты - годовой прирост населения снизился с 28 промилле (1968 г.) до 11 промилле (в 1990-е гг.), т. е. естественный прирост стал даже ниже среднемирового (растет поколение «без братишек и сестренок»). Политику государственного ограничения рождаемости проводят также Индия, Индонезия, Бангладеш и ряд других стран Азии, Латинской Америки и Африки. Причем в последнем регионе демографическая политика отличается наименьшей эффективностью (особенно в слаборазвитых странах Африки). Неграмотность взрослого населения является одним из существенных препятствий для успешного проведения этой политики. В современном мире около 1 млрд человек среди населения старше 15 лет - неграмотны. Таким образом, демографические проблемы для стран разных типов и разного уровня социально-экономического развития неодинаковы. В 12% стран мира (главным образом в Европе) проводится политика, направленная на увеличение рождаемости, а более чем в 40% стран мира - на ее снижение. Задача естественной стабилизации количества жителей нашей планеты считается одной из глобальных проблем человечества.

………. ежегодно в мире рождается около 140 млн человек. Соот­ветственно каждую секунду появляются трое, каждую минуту - 175, каждый час - 10,4 тыс., а каждые сутки 250 тыс. новых «зем­лян» (это примерно равно населению таких городов, как Рыбинск, Братск или Йошкар-Ола). Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц - население такой страны, как Австрия или Тунис.

………. автомобильные катастрофы ежегодно уносят примерно 250 тыс. человеческих жизней. В том числе на территории СНГ в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек (из них в России - 35 тыс.).

………. по данным демографической статистики, самой многодет­ной матерью в мире в 80-х гг. была одна из жительниц Чили, которая в общей сложности родила 55 детей. У нее всегда были двой­ни и тройни.


Демографическая политика – целенаправленная деятельность государства и иных социальных институтов в сфере урегулирования процессов воспроизводства населения Демографическая политика призвана содействовать формированию желательного для сообщества типа воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней или внешней миграции, качественных характеристик населения.



В развивающихся странах, заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространении контрацептивов, -санитарного просвещения, -консультирования по вопросам планирования семьи, - пропаганды преимуществ малодетной семьи, - некоторые страны приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.


Cредний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей) для наименее развитых 1/5. Китай - почти 85%. В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке %, Малайзии и Индии 5060%, в большинстве стран Латинской Америки 5075%, в Западной и Центральной Африке и некоторых странах Юго-Западной Азии - 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, в Йемене 7% Согласно статистике ООН


Демографическая политика Китая направлена на погашение высокой рождаемости. Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайне мере, двухдетной семье. Девизы: Один ребенок в семье, Одна супружеская пара – один ребенок, Народ без братьев и сестер. Разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи.


Один ребенок Два и более детей надбавки к зарплате, выплата ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в детский сад, при поступлении в школу, вуз. обязана заплатить штраф, родителей могут понизить в должности. для семей с большим количеством детей установлена шкала прогрессивно растущих вычетов из заработной платы Сравнительная таблица положения семей в Китае


Демографическая политика Индии - государственная политика с 1951 г. задача демографической политики - переход от традиционной многодетной к двух -, трехдетной семье. С 1976 г. принята новая, более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин. Возраст вступления в брак повышен для женщин до 18 лет (с 15- ти в 50- х годах), для мужчин до 23 лет (с 22- х соответственно).. Основные лозунги: « Два или три ребенка достаточно!», « Малая семья счастливая семья »











В экономически развитых странах, демографическая политика преследует цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это страны Европы. В США государственная демографическая политика фактически отсутствует. Население прирастает за счет мигрантов. В России демографическая политика сводится к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивающих материальное и моральное ее стимулирование.



В новой, независимой России - демографический кризис и быстрая убыль населения. Одной из причин этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5–4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90- х годов) Россия занимает вне конкурентное первое место в мире. России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая возвратиться к простому воспроизводству населения. Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90- х годов. С июля 2007 года в России введен материнский капитал. Концепция рассчитана на срок до 2015 г.


В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступает католическая церковь. В 1987 г. Ватикан издал специальную « Инструкцию » по этому поводу, Каирская конференция 1994 г. более резкое подтверждение Против абортов и планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение терпимое. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов.


Причины низкой рождаемости в развитых странах 1. Занятость женщин в обществе 2. Большое количество родителей с высшим образованием (умением планировать семью) 3. Желание устроить карьеру 4. Поздний возраст вступления в брак 5. Растет число неполных семей Используемая литература 1. Географическая картина мира. В. П. Максаковский М., Просвещение, 2008 г. 2. Динамика населения России в ХХ I веке и приоритеты демографической политики. А. И. Антонов, В. А. Борисов. – М.: Ключ - С, с Клупт М. Демография регионов Земли.- СПб.: Питер, 2008, с Журнал « Россия и Америка в XXI веке », 3, 2008 г. 5. geography.kz/slovar/demograficheskaya-politika /

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.

Простое воспроизводство населения, или "нулевой рост" цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (т.к. есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма "неудобные" для стабильного развития экономики.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения