Аргументы сочинения егэ. Аргументы из литературы по направлению «Цели и средства

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

1) «Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло». (Лаоцзы)

2) «Война - болезнь. Вроде тифа». (Сент-Экзюпери А.)

3) «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, - значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были». (Камю А.)

4) «Самое большое зло, какое может сделать нам враг, это приучить наше сердце к ненависти». (Ф. Ларошфуко)

5) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». (Л.Н.Толстой)

6) «Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска…»

«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и - неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно-оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты». (Л.Н.Толстой)

Аргументация:

1. «Повесть о разорениии Рязани Батыем» (пер. Д.С.Лихачева)

«А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».
Автор «Повести..», описывая поле битвы, воссоздавая перед читателем картину разорения и сожжения русского города, помнит о чувствах своих читателей и выражает увиденное при помощи традиционных формул.
«И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестивого царя Батыя братия его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померзнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их потерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную».
Смерть в «Повести…» опоэтизирована: люди лежат на земле «опустошенной», «снегом и льдом померзнувшие», они «испили чашу смертную». Помня об историческом времени, мы можем предполагать, насколько безобразными и тяжелыми были раны участников сражения, насколько страшной была картина уничтоженного войсками Батыя города, а в тексте это не передано. Но это не свидетельствует о бессилии произведения искусства в деле воссоздания реальности. Это говорит о мудрости создателя «Повести», о гуманности древнерусской литературы.

2. «Валерик» (М.Ю.Лермонтов)

  • Едва лишь выбрался обоз
  • То было грозное молчанье,
  • Не долго длилося оно,
  • Но в этом странном ожиданье
  • Забилось сердце не одно.
  • Вдруг залп… глядим: лежат рядами,
  • Что нужды? здешние полки
  • Народ испытанный… В штыки,
  • Дружнее! раздалось за нами.
  • Кровь загорелася в груди!
  • Все офицеры впереди…
  • Верхом помчался на завалы
  • Кто не успел спрыгнуть с коня…
  • Ура - и смолкло. - Вон кинжалы,
  • В приклады! - и пошла резня.
  • И два часа в струях потока
  • Бой длился. Резались жестоко
  • Как звери, молча, с грудью грудь,
  • Ручей телами запрудили.
  • Хотел воды я зачерпнуть…
  • (И зной и битва утомили
  • меня), но мутная волна
  • Была тепла, была красна.

М.Ю. Лермонтов, считавший войну разрушением красоты мира, единства человека и природы, точно выражает эту мысль в эпизоде стихотворения «Валерик». Показывая безумие происходящего, Лермонтов уподобляет людей диким зверям и называет битву «резней». Ручей запружен трупами, его воды, отравленные смертью, становятся красными. Всего несколько штрихов – и ужас случившегося передается читателю. Усиливает впечатление эмоциональность монолога героя:

  • Я думал: жалкий человек,
  • Чего он хочет!…небо ясно,
  • Под небом места много всем,
  • Но непрестанно и напрасно
  • Один враждует он – зачем?

3. «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

Л.Н. Толстой показывает Бородинское поле после сражения. Для того чтобы выразить отвращение, ужас, боль, страдание от увиденного, Толстой заставляет «заговорить» безмолвную Природу. Дождь, накрапывающий «на убитых, на раненых, и на изнуренных людей», будто бы говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь. Что вы делаете?»

4. «Тихий Дон» (Шолохов М. А.)

Картина поля боя, произошедшего между русскими и немцами во время Первой мировой войны неподалеку от деревни Свинюхи, заставила содрогнуться даже привыкших к ужасам войны казаков. Трупы лежали внакат, в «непристойных и страшных» позах, земля была взрыта, примятая колесами повозки трава напоминает шрамы. В воздухе стоит «сладковатый, тяжкий» запах мертвечины. Казаков поразил вид молодого поручика, который и после смерти продолжал оставаться красивым; они потрясены видом убитого солдата, совсем еще мальчишки, которого настигла вражья пуля. Сокрушаются свидетели этого зрелища, глядя на парнишку: ему, должно быть, не довелось узнать сладости девичьего поцелуя. «Где же их так наворочали?»- спрашивают себя те, кто так же безжалостно расправляется с противником. Видимо, нет предела человеческой жестокости.

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

  • Бессердечие проявляется даже по отношению к очень близким людям
  • Жажда наживы часто ведет к бессердечию и совершению бесчестных поступков
  • Душевная черствость человека усложняет его жизнь в обществе
  • Причины бессердечного отношения к окружающим кроются в воспитании
  • Проблема бессердечия, душевной черствости может быть свойственна не только отдельному человеку, но и обществу в целом
  • Тяжелые жизненные обстоятельства могут сделать человека бессердечным
  • Часто душевная черствость проявляется по отношению к нравственным, достойным людям
  • Человек признает, что он был бессердечным, когда уже нельзя ничего исправить
  • Душевная черствость не делает человека по-настоящему счастливым
  • Последствия бессердечного отношения к людям часто являются необратимыми

Аргументы

А.С. Пушкин “Дубровский”. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Петровича Троекурова закончился трагично из-за черствости и бессердечия со стороны последнего. Слова, сказанные Дубровским, хоть и были обидны для Троекурова, но точно не стоили ругани, нечестного суда и гибели героя. Кирилла Петрович не пожалел друга, хотя в прошлом их связывало много хорошего. Помещиком руководило бессердечие, желание отомстить, что и привело к смерти Андрея Гавриловича Дубровского. Последствия произошедшего были ужасны: сгорели чиновники, люди остались без своего настоящего барина, Владимир Дубровский стал разбойником. Проявление душевной черствости всего лишь одного человека сделало несчастными жизни многих людей.

А.С. Пушкин “Пиковая дама”. Действовать бессердечно Германна, главного героя произведения, заставляет желание обогатиться. Для осуществления своей цели он представляется поклонником Лизаветы, хотя на самом деле не испытывает к ней чувств. Он дает девушке ложные надежды. Проникая в дом графини при помощи Лизаветы, Германн просит старуху открыть ему тайну трех карт, а после ее отказа достает незаряженный пистолет. Графия, очень сильно испугавшись, умирает. Покойная старуха приходит к нему через несколько дней и открывает секрет при условии, что Германн не будет ставить более одной карты в сутки, в будущем не станет играть вовсе и женится на Лизавете. Но героя не ждет счастливое будущее: его бессердечные поступки служат поводом для возмездия. После двух выигрышей Германн проигрывает, из-за чего сходит с ума.

М. Горький “На дне”. Василиса Костылева не испытывает к мужу никаких чувств, кроме ненависти и полнейшего равнодушия. Желая получить в наследство хотя бы незначительное состояние, она очень легко решается подговорить вора Ваську Пепла убить мужа. Трудно представить, насколько бессердечным должен быть человек, чтобы выработать такой план. То, что Василиса выдана замуж не по любви, нисколько не оправдывает ее поступка. Человек должен оставаться человеком в любой ситуации.

И.А. Бунин “Господин из Сан-Франциско”. Тема гибели человеческой цивилизации является одной из основных в данном произведении. Проявление духовной деградации людей заключается в том числе и в их душевной черствости, бессердечности, безразличии по отношению друг к другу. Внезапная смерть Господина из Сан-Франциско вызывает не сострадание, а отвращение. При жизни его любят из-за денег, а после смерти бессердечно убирают в самый плохой номер, чтобы не испортить репутацию заведения. Человеку, умершему в чужой стране, не могут сделать даже нормальный гроб. Люди утратили истинные духовные ценности, заменой которым стала жажда материальной выгоды.

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Полная дел и событий жизнь увлекает Настю настолько, что она забывает о единственном по-настоящему близком для нее человеке – старой матери Катерине Петровне. Девушка, получая письма от нее, рада и тому, что мать жива, а о большем и не думает. Даже телеграмму от Тихона о плохом состоянии Катерины Петровны Настя читает и воспринимает не сразу: сначала она вовсе не понимает, о ком идет речь. Позже девушка осознает, насколько бессердечным было ее отношение к родному человеку. Настя едет к Катерине Петровне, но не застает ее в живых. Она чувствует себя виноватой перед матерью, так сильно ее любившей.

А.И. Солженицын “Матренин двор”. Матрена – человек, какого редко встретишь. Не думая о себе, она никогда не отказывала в помощи чужим людям, ко всем относилась с добротой и сочувствием. Люди не ответили ей тем же. После трагической гибели Матрены Фаддей думал только о том, как отвоевать часть избы. Почти все родственники приходили плакать над гробом женщины лишь для обязанности. Они не вспоминали о Матрене при жизни, но после ее смерти начали претендовать на наследство. Эта ситуация показывает, насколько черствыми и безразличными стали людские души.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Бессердечие Родиона Раскольникова выразилось его желании проверить свою ужасную теорию. Убив старуху-процентщицу, он пытался узнать, к кому относится: к “тварям дрожащим” или “право имеющим”. Герою не удалось сохранить хладнокровие, принять содеянное как правильное, а значит, ему не свойственна абсолютная душевная черствости. Духовное воскрешение Родиона Раскольникова подтверждает то, что у человека есть шанс на исправление.

Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Мальчик, проявив сострадание и милосердие, приводит к себе в квартиру бездомную собаку. Это не нравится его отцу: мужчина требует выгнать животное обратно на улицу. Герой не может это сделать, ведь “ее уже выгоняли”. Отец, действуя абсолютно равнодушно и безразлично, подзывает пса к себе и стреляет ему в ухо. Ребенок не может понять, за что было убито невинное животное. Вместе с собакой отец убивает веру ребенка в справедливость этого мира.

Н.А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда”. В стихотворении изображена суровая реальность того времени. Противопоставляется жизнь обычных мужиков и чиновников, проводящих свою жизнь лишь в наслаждениях. Высокопоставленные люди бессердечны, потому что равнодушны к проблемам обычных людей. А для простого человека решение чиновником даже самого незначительного вопроса может быть спасением.

В. Железников “Чучело”. Лена Бессольцева добровольно взяла ответственность за очень нехороший поступок, к которому она не имела отношения. Из-за этого она была вынуждена терпеть унижения и издевательства со стороны одноклассников. Одним из самых тяжелых стало для девочки испытание одиночеством, ведь быть изгоем сложно в любом возрасте, а в детстве тем более. Мальчик, на самом деле совершивший этот поступок, не набрался мужества признаться. Двое одноклассников, узнавших правду, тоже решили не вмешиваться в ситуацию. Равнодушие и бессердечие окружающих заставило человека страдать.

Проблема отношения к учителю.
Нужно быть внимательным к учителям не только, когда учимся в школе, но и когда вступаем во взрослую жизнь.
Бессмертны строки Андрея Дементьева:
Не смейте забывать учителей!
Они о вас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут ваших возвращений и вестей.

Проблема признания таланта.
Я полагаю, что мы должны внимательнее относиться к талантливым людям.
По этому поводу очень точно выразился В. Г. Белинский: «Истинного и сильного таланта не убьёт суровость критики, так же как и незначительно не поднимет её привет»
Вспомним А. С. Пушкина, И. А. Бунина, А. И. Солженицына, гениальность которых была признана слишком поздно. Через века тяжело осознавать, что гениальный поэт А. С. Пушкин погиб на дуэли очень молодым. И виновато в этом общество, окружавшее его. Сколько великих произведений смогли бы мы ещё прочесть, если б не злодейская пуля Дантеса.

Проблема разрушения языка.
Я глубоко убеждена, что совершенствование языка должно вести к его обогащению, а не деградации.
Вечны слова И. С. Тургенева, великого мастера литературы: «Берегите чистоту языка, как святыню».
Мы должны учиться любви к своему родному языку, умению воспринимать его как бесценный дар у великих классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя.
И хочется верить, что деградации русского языка воспрепятствует наша грамотность, умение с любовью читать и воспринимать лучшие произведения мировой классики.

Проблема творческого поиска.
Для каждого писателя важно найти своего читателя.
Владимир Маяковский писал:
Поэзия- та же добыча радия:
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячу слов словесной руды.
Разрешить проблемы творчества писателю помогает сама жизнь.
Многогранной, плодотворной была жизнь С. А. Есенина.
Писатель, режиссер, актёр В. М. Шукшин добился признания благодаря упорному творческому труду.

Проблема сбережения семьи.
Я считаю, что главная функция семьи – продолжение человеческого рода, основанного на правильном воспитании.
Очень точно выразился по этому поводу А. С. Макаренко: « Если вы родили ребёнка, - это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю».
Я восхищаюсь семейными отношениями Ростовых, героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Родители и дети здесь - единое целое. Это единство помогло выжить в трудных условиях, стать полезными обществу, Родине.
По моему глубокому убеждению, развитие человечества начинается с полноценной семьи.

Проблема признания классической литературы.
Для признания классической литературы необходима определённая читательская культура.
Максим Горький писал: « Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки, если рассматривать её изнутри, со стороны желаний и мотивов, коими руководствуется человек в свое деятельности».
Мировая классика прошла тернистый путь признания. И настоящему читателю приятно, что произведения У. Шекспира, А. С. Пушкина, Д. Дефо, Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына, А. Дюма, М. Твена, М. А. Шолохова, Хеменгуэя и многих других писателей составляют «Золотой» фонд мировой литературы.
Я считаю, что между политкорректностью и литературой должна существовать грань.

Проблема создания детской литературы.
На мой взгляд, детская литература становится понятной лишь тогда, если её создал настоящий мастер.
Максим Горький писал: « Нам нужна весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора».
Неизгладимый след в жизни каждого человека оставляет детская литература. Произведения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, В. Бианки, М. Пришвина, А. Линдгрен, Р. Киплинга заставляли радоваться, волноваться, восхищаться каждого из нас.
Таким образом, детская литература – это первый этап соприкосновения с русским языком.

Проблема сохранения книги.
Для духовно развитой личности важна сама суть чтения, в каком бы виде оно не присутствовало.
Такова точка зрения и академика Д.С. Лихачёва: « …постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить…»
Значение книги не утратится, если её преподносить в электронном варианте, как это делают современные писатели. Это позволяет экономить время и делает доступным множеству людей любое произведение.
Таким образом, каждому из нас необходимо научиться правильно читать и научиться пользоваться книгой.

Проблема воспитания веры.
Я считаю, что вера в человеке должна воспитываться с детства.
Меня глубоко тронули слова учёного, духовного деятеля Александра Меня, который говорил, что человеку необходима вера «…в Высшее, в Идеал».
Верить в добро мы начинаем с самого детства. Сколько света, тепла, позитива дарят нам сказки А. С. Пушкина, Бажова, Ершова.
Прочитанный текст заставил меня думать о том, что ростки веры, появившиеся в детстве, значительно преумножаются во взрослой жизни и помогают быть увереннее каждому из нас.

Проблема единства с природой.
Мы должны понимать, что в судьбе природы – наша судьба.
Поэт Василий Фёдоров писал:
Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый
Культ природы.
Известный русский писатель В. П. Астафьев в своём произведении « Царь – Рыба» противопоставляет двух героев: Акима, бескорыстно любящего природу, и Гогу Герцева, хищнически её истребляющего. И природа мстит: Гога нелепо кончает свою жизнь. Астафьев убеждает читателя в том, что расплата за безнравственное отношение к природе неминуема.
Закончить хочется словами Р. Тагора: « Я пришёл на твой берег, как чужестранец; я жил в твоём доме, как гость; я покидаю тебя, как друг, о Земля моя».

Проблема отношения к животным.
Да, действительно, у божьей твари есть душа, и она иной раз понимает лучше, чем человек.
Любима мною с детства повесть Гавриила Троепольского « Белый Бим Черное ухо». Восхищаюсь дружбой Хозяина и собаки, которая осталась преданной до конца жизни. Иногда такую дружбу не повстречаешь у людей.
Добротой и человечностью веет со страниц повести-сказки Антуана Сент- Экзюпери «Маленький Принц». Он выразил свою главную мысль фразой, ставшей почти лозунгом: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Проблема художественной красоты.
На мой взгляд, художественная красота – это красота, которая пронзает сердце.
Любимым уголком, который вдохновлял М.Ю. Лермонтова на создание настоящих шедевров искусства и литературы, был Кавказ. На лоне живописной природы поэт чувствовал себя вдохновлённым, окрылённым.
«Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья»,-так с любовью писал о Михайловском А.С.Пушкин.
Таким образом, красота художественная, невидимая - это удел людей творческих.

Проблема отношения к своей Родине.
Страна становится великой благодаря людям, живущим в ней.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование».
Родина в жизни человека – самое священное. Именно о ней в первую очередь думают в немыслимо трудных ситуациях. В годы Крымской войны адмирал Нахимов, защищая Севастополь, геройски погиб. Он завещал солдатам оборонять город до последней секунды.
Давайте же делать то, что от нас зависит. И пусть наши потомки скажут о нас: «Они любили Россию».

Чему нас учит своя беда?
Сострадание, сочувствие – это результат осознания своих несчастий.
Неизгладимое впечатление производят на меня слова Эдуарда Асадова:
А коль грянет где-нибудь беда,
Я прошу вас: сердцем никогда,
Никогда не превращаться в камень…
Беда, постигшая Андрея Соколова, героя повести М. А. Шолохова «Судьба человека», не убила в нём лучшие человеческие качества. После потери всех своих близких он не остался безучастным к судьбе маленького сироты Ванюшки.
Текст М. М. Пришвина заставил меня глубоко задуматься о том, что любая беда не бывает чужой.

Проблема отношения к книге.
Я считаю, что каждая книга интересна по-своему.
« Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку», - сказал Максим Горький.
Очень интересны эпизоды из биографии Василия Макаровича Шукшина. Из-за сложных жизненных условий лишь только в юности во время поступления во ВГИК он смог познакомиться с творениями великих классиков. Именно книга помогла ему стать замечательным писателем, талантливым актёром, режиссёром, сценаристом.
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, что же сделать для того, что бы нам встречались только хорошие книги.

Проблема влияния СМИ.
Я глубоко убеждена, что современные СМИ должны прививать людям нравственное и эстетическое чутьё.
Об этом писал Д. С. Лихачёв: « Надо развивать в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного ценного».
Недавно я прочла в одной из газет, что в 60-70 годы в популярных журналах «Москва», « Знамя», « Роман-газета» печатались самые лучшие произведения молодых писателей, поэтов. Эти журналы были любимы для многих, потому что помогали жить по-настоящему, поддерживать друг друга.
Так давайте же научимся выбирать полезные газеты и журналы, из которых можно извлечь глубокий смысл.

Проблема общения.
На мой взгляд, каждый человек должен стремиться к искреннему общению.
Как хорошо сказал об этом поэт Андрей вознесенский:


Суть настоящего общения состоит в том, чтобы отдавать тепло своей души людям.
Матрёна, героиня повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор», живёт по законам добра, всепрощения, любви. Она « есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, как же важно для каждого из нас понять суть взаимоотношений людей.

Проблема восхищения красотой природы.
На мой взгляд, красоту природы сложно объяснить, её можно только почувствовать.
С текстом В. Распутина перекликаются замечательные строки из стихотворения Расула Гамзатова:
Нет фальши в песнях облаков и вод,
Деревьев, трав и каждой твари божьей,
Всё в мире голосом своим поёт,
На голоса другие непохожим.
Имя «певца природы» прочно закрепилось за М. М. Пришвиным.. В его произведениях нарисованы вечные картины природы, великолепные пейзажи нашей необъятной страны. Свои философские видения природы он излагал в дневнике «Дорога к другу».
Текст В. Распутина помог мне глубже осознать, что пока солнце пьёт росу, пока рыба идёт на нерест, а птица вьёт гнездо, жива в человеке надежда, что завтра обязательно наступит и, может, будет лучше, чем сегодня.

Проблема неуверенности в повседневной жизни.
На мой взгляд, только стабильность и солидность помогут быть уверенным в «завтрашнем дне».
Размышления Т. Протасенко хочется подчеркнуть словами Эдуарда Асадова:
Наша жизнь – как фонарика узкий свет.
А от лучика влево и вправо –
Темнота: миллионы безмолвных лет…
Всё, что было до нас и придёт вослед,
Увидать не дано нам, право.
Когда-то Шекспир устами Гамлета сказал: «Время вывихнуло сустав».
Прочитав отрывок, я поняла, что именно нам самим предстоит вправить «вывихнутые суставы» своего времени. Сложный и трудный процесс.
Проблема смысла жизни.
Я глубоко убеждена, что человек, занимаясь любым видом деятельности, должен осознавать, для чего он это делает.
А. П.Чехов писал: « Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого великая цель».
Примером человека, стремившегося прожить свой век с пользой, является Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».Именно его ярко характеризуют слова Толстого: « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, метаться. Ошибаться. Начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – душевная подлость».
Таким образом, Ю. М. Лотман помог мне ещё глубже осознать, что у каждого из нас должна быть главная цель в жизни.

Проблема сложности литературного труда.
На мой взгляд, именно в мастерстве писателя донести до каждого человека тайны родного и чужого языков проявляется его талант.
О сложности литературного труда высказал свои мысли Эдуард Асадов: « Постичь себя я день и ночь пытаюсь…».
Мне вспоминается, что гениальные русские поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов были замечательными переводчиками.
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я продолжаю размышлять над тем, что мы должны быть благодарны тем, кто нам открывает необозримые пространства языков.

Проблема бессмертия личности.
Я глубоко убеждена, что гениальные личности остаются бессмертными.
А. С. Пушкин посвятил свои строки В. А. Жуковскому:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
Бессмертны имена людей, которые посвятили свою жизнь России. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Пётр 1, Кутузов, Суворов, Ушаков, К. Г. Жуков.
Хочется закончить словами Александра Блока:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Проблема верности данному слову.
Порядочный человек должен быть честен, в первую очередь, по отношению к самому себе.
У Леонида Пантелеева есть рассказ «Честное слово». Автор рассказывает нам историю о мальчике, который дал честное слово стоять на часах до смены караула. У этого ребёнка была сильная воля и крепкое слово.
«Нет ничего сильнее слова», - сказал Меандр.

Проблема роли книги в жизни человека.
Встреча с хорошей книгой – всегда радость.
Чингиз Айтматов: «Добро в человеке надо растить, это общий долг всех людей, всех поколений. Это задача литературы и искусства».
Максим Горький сказал: «Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Проблема духовного развития личности.
Намой взгляд, каждый человек должен развиваться духовно. Д. С. Лихачёв писал» « У каждого человека помимо больших «временных» личных целей должна быть одна большая личностная цель…»
В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» примером духовно развитой личности является Чацкий. Мелкие интересы, пустая светская жизнь вызвали у него отвращение. Увлечения, интеллект его были значительно выше окружающего общества.

Проблема отношения к телевизионным передачам.
Я считаю, что в настоящее время очень трудно выбрать для просмотра из сотен передач самую полезную.
В книге «Земля родная» Д. С. Лихачёв о просмотре телевизионных передач писал: «..тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Смотри с выбором».
Наиболее интересными, познавательными, нравственными передачами, на мой взгляд, являются «Жди меня», « Умники и умницы», «Вести», «Большие гонки». Эти передачи учат меня сочувствовать людям, узнавать много нового, переживать за свою страну и гордиться ей.

Проблема чинопочитания.
На мой взгляд, угодливость, лесть ещё не изжиты в нашем обществе.
В произведении А. П. Чехова «Хамелеон» полицмейстер менял своё поведение в зависимости от того, с кем он общался: он преклонялся перед чиновником и унижал рабочего.
В произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» вся элита вместе с городничим старается угодить ревизору, но когда выясняется, что Хлестаков не тот, за кого себя выдаёт, все знатные люди застывают в немой сцене.

Проблема искажения алфавита.
Я считаю, что ненужное искажение письменной формы ведёт к нарушению функционирования языка.
Ещё в древности Кирилл и Мефодий создали алфавит. 24 мая в России празднуется день славянской письменности. Это говорит о гордости нашего народа за русское письмо.

Проблема образования.
На мой взгляд, о пользе образования судят по конечным результатам.
« Ученье – свет, а неученье – тьма», - гласит русская народная пословица.
Политический деятель Н. И. Пирогов говорил: « Большая часть самых образованнейших из нас верно, скажет не более того, что учение есть только приготовление к настоящей жизни».

Проблема чести.
На мой взгляд, слово «честь» не утратило своего значения и в наши дни.
Д. С. Лихачёв писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно».
История героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринёва – подтверждение тому, что человеку дают силы правильно жить выполнение своего долга, умение беречь свои честь и достоинство, уважать себя и других, сохранение своих духовных человеческих качеств.

Проблема предназначения искусства.
Я считаю, что искусство должно иметь эстетическое предназначение.
В. В. Набоков говорил: «То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни, нужно уметь её улавливать, вот и всё».
Великие творения настоящих художников находят признание во всём мире. Недаром картины русских художников Левитана и Куинджи выставлены в парижском музее искусства Лувре.

Проблема изменения русского языка.
По моему мнению, от нас самих зависит роль русского языка.
« Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас. Наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и ощутить чудные законы его…», - писал Н. В. Гоголь.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!» - Призывал И. С. Тургенев.

Проблема человеческой отзывчивости.
Читая этот текст, вспоминаешь собственные примеры.
Когда-то незнакомая женщина помогла нам с родителями найти нужный адрес в городе Белгороде, хотя очень спешила по своим делам. А её слова врезались мне в память: «В наш век мы просто помогать друг другу, иначе превратимся в животных».
Бессмертны герои произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Ребята, бескорыстно оказывающие помощь помогают сформировать нравственное и эстетическое чутьё. Главное, воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям и понять, кем быть в этой жизни.

Проблема воспоминания о родных местах.
У Сергея Есенина есть замечательные строки:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
И. С. Тургенев последние годы жизни провёл за границей. Он умер во французском городе Бужевале в 1883 году. Перед смертью тяжело больной писатель обращался к другу Якову Полонскому: « Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, - родине, которую я уже, вероятно, никогда не увижу.
Прочитанный текст помог мне глубже осознать, что дороже родных мест, родины, а в это понятие очень много вложено, ничего быть не может.

Проблема совести.
Я считаю, что самое главное украшение человека – это чистая совесть.
«Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно», - писал Д. С. Лихачёв.
У Василия Макаровича Шукшина есть киноповесть «Калина красная». Главный герой Егор Прокудин, бывший уголовник, в душе не может себя простить, что очень много горя принёс своей маме. При встрече с пожилой женщиной он не может признаться в том, что он её сын.
Прочитанный текст заставил меня глубоко задуматься над тем, что в каких бы мы ситуациях не оказывались, нельзя терять своего человеческого лица и своего достоинства.

Проблема свободы личности и ответственности перед обществом.
Каждый должен осознавать свою ответственность перед обществом. Это подтверждают строки, написанные Ю. Трифоновым: « На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет ярким жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех».
Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности»
Чингиз Айтматов сказал о свободе: «Свобода личности и общества – это наипервейшая неизменная цель и наиглавнейший смысл бытия, и ничего важнее в историческом плане быть не может, это наиглавнейшее прогресса, а стало быть благоденствия государства»

Проблема патриотизма.
«Любовь к Родине дает смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование», - писал Д. С. Лихачёв.
Подвиги старшего поколения в годы Великой Отечественной войны подтверждают, что Родина в жизни человека – самое святое. Нельзя остаться равнодушным, читая повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие..» о юных девушках-зенитчицах, которые погибли, защищая родную землю от врага.
Настоящий солдат, самоотверженно любящий свою родину, - это Николай Плужников, герой повести Бориса Васильева « В списках не значился». До последней минуты жизни он защищал Брестскую крепость от фашистов.
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - писал К. Г. Паустовский.

Проблема выбора профессии.
В. Г. Белинский является автором строк: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделается собой».
Только тогда человек будет увлечён своим делом, если он не ошибётся в выборе профессии. Д. С. Лихачёв писал: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь(особенно это необходимо педагогу и врачу), и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их».

Роль милосердия в жизни человека.
Русский поэт Г. Р. Державин сказал:
Кто не вредит и не обидит,
И злом не воздаёт на зло:
Сыны сынов своих увидят
И в жизни всякое добро.
А Ф. М. Достоевскому принадлежат такие строки: «Не приемля мир, в котором пролита хоть одна слезинка ребёнка»

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
Добротой и человечностью веет со страниц повести-сказки Антуана Сент- Экзюпери «Маленький Принц». Он выразил свою главную мысль фразой, ставшей почти лозунгом: « Мы в ответе за тех, кого приручили»
Об общечеловеческой беде нас предупреждает роман Чингиза Айтматова «Плаха». Главные герои романа волки – Акбара и Ташчайнар, погибают по вине человека. В их лице погибла вся природа. Поэтому людей ожидает неминуемая плаха.
Прочитанный текст заставил меня задуматься над тем, что мы должны учиться у животных преданности, пониманию, любви.

Проблема сложности взаимоотношений людей.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: «Жизнь есть только тогда, если живёшь для других». В «Войне и мире» он раскрывает эту мысль, показав на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова, что есть настоящая жизнь.
А С. И.Ожегов сказал: «Жизнь – деятельность человека и общества, в тех или иных его проявлениях».

Проблема взаимоотношений «отцов и детей».
Б. П. Пастернак сказал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт себя…»
Писатель Анатолий Алексин описывает конфликт между поколениями в своей повести «Раздел имущества». «Судиться со своей матерью – самое лишнее на земле дело», - это произносит судья мужчине-сыну, который судится за имущество со своей матерью.
Каждому из нас нужно учиться делать добро. Не причинять неприятностей, боли близким людям.

Проблема дружбы.
В. П. Некрасов писал: «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать».
А. С. Пушкин характеризовал настоящую дружбу так: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен».

Проблема ревности.
Ревность – это чувство, неконтролируемое разумом, заставляющее совершать бездумные поступки.
В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Степан жестоко избивает свою жену Аксинью, впервые по-настоящему полюбившую Григория Мелехова.
В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» ревность мужа приводит Анну к самоубийству.
Я думаю, каждый должен стремиться к умению понять близкого человека и найти в себе мужество простить его.

Что есть настоящая любовь?
Замечательные строки у Марины Цветаевой:
Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка.
У К. Д. Рылеева есть историческая дума о Наталье Борисовне Долгорукой, дочери фельдмаршала Шереметьева. Она не оставила своего жениха, потерявшего волю, титулы, состояние и поехала за ним в ссылку. После гибели мужа двадцативосьмилетняя красавица постриглась в монахини. Она говорила: «В любви есть тайное, святое, ей нет конца».

Проблема восприятия искусства.
Правдивы слова Л. Н. Толстого б искусстве: «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».
А В. В. Набоков сказал так: «То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь её улавливать, вот и всё».

Проблема интеллигентности.
Д. С. Лихачёв писал: «… интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго не только физическое, но и умственное».
Подлинно интеллигентным человеком я считаю великого писателя А. И. Солженицына. Он прожил трудную жизнь, но до конца дней своих оставался физически и нравственно здоровым.

Проблема благородства.
Булат Окуджава написал:
Совесть, Благородство и Достоинство –Вот оно – святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,Но зато умрешь, как человек.
Величие нравственности и благородства – это составные подвига. В произведении Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» Николай Плужников остаётся человеком в любых ситуациях: в отношениях с любимой женщиной, под непрерывной бомбёжкой немцев. Это истинный героизм.

Проблема красоты.
Николай Заболоцкий размышляет о красоте в своём стихотворении «Некрасивая девочка»: «Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?».
Истинная красота – это красота духовная. В этом нас убеждает Л. Н. Толстой, рисуя в романе «Война и мир» образы Наташи Ростовой Марьи Болконской.

Проблема счастья.
Замечательные строки о счастье у поэта Эдуарда Асадова:
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в будни быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

Проблема взросления.
Когда человек начинает осознавать свою причастность к решению важных жизненных проблем, он начинает взрослеть.
Правдивы слова, принадлежащие К. Д. Ушинскому: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».
А поэт Эдуард Асадов сказал так:
Уж коль расти, то с юности настии,
Ведь не годами, а делами зреешь.
И всё, что не успел до тридцати,
Потом,всего скорее не успеешь.

Проблема воспитания.
А. С. Макаренко писал: «Вся наша система воспитания – это реализация лозунга о внимании к человеку. О внимании не только к его интересам, его нуждам, но и к его долгу».
У С. Я. Маршака есть строки: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Воспитатель, сделавший своё «сердце умным» по отношению к воспитаннику, добьётся желаемого результата.

В чём заключается смысл жизни человека
Известный русский поэт А. Вознесенский сказал:
Чем больше мы от сердца отрываем,
Тем больше нам на сердце остаётся.
Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» живёт по законам добра, всепрощения, любви. Матрёна отдаёт тепло своей души людям. Она «есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Проблема обучения.
Счастлив тот человек, в жизни которого есть учитель
Для Алтынай, героини повести Чингиза Айтматова «Первый учитель», Дюйшен был тем учителем, перед которым «…в самые тяжёлые минуты жизни» она держала ответ и «… не смела отступать» перед трудностями.
Человеком, для которого профессия учителя – призвание, является Лидия Михайловна В. Распутина «Уроки французского». Именно она стала для своего ученика главным человеком, о котором он помнил всю жизнь.

Проблема значимости труда в жизни человека.
В отношении человека к труду измеряется нравственная ценность каждого из нас.
К. Д. Ушинский сказал: «Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
А русская пословица гласит: «Без труда – не вынешь и рыбку из пруда».
По словам В. А. Сухомлинского: «Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим».

Проблема сомоограничения.
Потребности человека должны быть ограничены. Человек должен уметь управлять собой.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха потеряла всё, что ей помогла приобрести Золотая рыбка, потому что её желания превысили необходимый предел.
Справедлива русская народная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небеса».

Проблема равнодушия.
К сожалению, многие люди живут по пословице: «Моя хата с краю – ничего не знаю».
Правоту автора подтверждает знаменитое высказывание Бруно Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения