Выставка шедевров пинакотеки ватикана в третьяковской галерее. Третьяковка устроила издевательство с продажей электронных билетов на "шедевры ватикана"

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка , прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX-XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.

Последние изменения: Сентябрь 20, 2018

Попадая в объятия одного из самых знаменитых музеев мира невольно начинаешь терять голову от той красоты, которая находится за его стенами. Художественная галерея Ватикана изобилует произведениями искусства, бережно хранимыми работниками музея на протяжении многих десятилетий. Пинакотека Ватикана , история которой начинается с небольшого собрания папы Пия VI (1775-1799 гг.), на сегодняшний день содержит порядка полутысячи художественных произведений религиозной тематики XII-XIX веков, экспонируемых в хронологическом порядке в 18 залах. В данной статье мы расскажем о самых известных полотнах галереи, которые обязательно стоит увидеть.

Искусство средневековья и раннего Возрождения

В первых шести залах художественной галереи Ватикана представлены работы средневековых художников сиенской, умбрийской, флорентийской школ, а также некоторые произведения периода раннего Ренессанса. Среди наиболее известных — «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII в.), триптих «Стефанески», работы Джотто, произведения Джентиле да Фабриано — Полиптих «Кваратези» и «Благовещение», а также произведения Пьетро Лоренцетти, Филиппо Липпи, Джованни ди Паоло, Беато Анжелико и др.

Джотто. Триптих «Стефанески»

Особого внимания заслуживают фрески Мелоццо да Форли «Ангелы-музыканты», написанные для свода абсиды базилики Святых 12 Апостолов в Риме во второй половине XV века. Сохранившиеся фрагменты росписи представлены в зале IV.

Среди наиболее известных работ художников раннего Возрождения, экспонируемых в галерее Ватикана, можно увидеть полотна Эрколе де Роберти, Бартоломео Монтанья, Марко Базаити, а также немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.

Работы Перуджино и Джованни ди Пьетро

Произведениями известных представителей умбрийской школы — Пьетро Перуджино и его ученика Джованни ди Пьетро — можно полюбоваться в VII зале пинакотеки Ватикана. Здесь представлены следующие полотна:

  • Алтарь децемвиров. Пьетро Перуджино. Конец XV века
  • Святой Бенедикт, Святая Флавия и Святой Плакида (фрагменты полиптиха «Благовещение»). Перуджино. Начало XVI века.
  • Воскресение Сан Франческо аль Прато. Перуджино. 1499 г.

Возможно Вас заинтересует:

Пинакотека Ватикана: зал Рафаэля

Одним из самых известных залов художественной галереи Ватикана является зал, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти. В центральной части помещения экспонируется три алтарные картины, а по его периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам мастера и его учеников.

Общий вид на экспозицию картин в Зале Рафаэля. Художественная галерея Ватикана

Алтарь Одди

В верхней части картины представлены Иисус и Богородица в окружении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В нижней — апостолы, собравшиеся вокруг цветущего саркофага. Пределла состоит из трех сюжетов: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Введение во храм».

Произведение было написано в 1503 году по заказу Маглалены Одди в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо а Прати в Перужде. В конце XVIII века была вывезена в Париж, но в начале XIX века вернулась в Италию, а благодаря Папе Пию VII стала частью коллекции Пинакотеки Ватикана.

Мадонна ди Фолиньо

Богородица представлена на картине в одеянии двух традиционных цветов: красном, характеризующий ее как Мать и голубом — как Царицу Небесную. У ее ног на фоне пейзажа изображены парами Святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский слева и Святой Иероним и коленопреклоненный заказчик данного произведения — Сиджизмондо дэ Конти, облаченный в пурпурную мантию, отделанную мехом.


Картина была написана в 1511 году и долгое время украшала главный алтарь базилики Санта Мария ин Аракоэли.

Преображение

Обна из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана — последняя работа Рафаэля , написанная в 1520 году по заказу кардинала Джулио Медичи, ставшего в последующем Папой, известного под именем Климент VII.



Сюжет произведения объединил в себе два не связанных между собой эпизода, описанных в Евангелие: Преображение Христа и изгнание апостолами нечистого духа из юноши. В верхней части картины — Иисус, парящий в воздухе, рядом — пророки Моисей и Илия. У ног Спасителя лежат пораженные ярким светом Петр, Иоанн и Иаков в традиционных одеяниях, символизирующих веру, надежду и любовь.
В нижней части картины изображены апостолы, пытающиеся исцелить юношу от вселившегося в него нечистого духа.

Вера, Милосердие и Надежда

Три небольших картины, олицетворяющие веру, милосердие и надежду, являются нижней частью алтарного образа — пределлы. Они были написаны в 1507 году по заказу представителей знатного перуджинского рода Бальони для фамильной капеллы также, как и главный запрестольный образ «Положение во гроб», который сегодня хранится в галерее Боргезе.

Леонардо да Винчи, Тициан и Караваджо в галерее Ватикана

Работы знаменитых живописцев эпохи Возрождения представлены в нескольких залах художественной галереи Ватикана. Помимо полотен Леонардо да Винчи, Тициана и Караваджо, в музее можно полюбоваться произведениями Джованни Беллини, Корреджо, Бенвенуто Тизи, Паоло Веронезе, Моретто, Гвидо Рэни, Федерико Бароччи, Джорджо Вазари, Доменикино и многих других. Не менее интересны и работы учеников Рафаэля, представленные в Зале X.

Джованни Беллини «Пьета». Вторая половина XV века


Леонардо да Винчи. «Святой Иероним». 1480 г


Тициан. «Мадонна». 1533-35 гг


Тициан. «Портрет дожа Николо Марчелло»


Веронезе. «Видение Святой Елены». 1580 г

Рассказываю…
У нас с женой были заранее через интернет куплены билеты на 25 ноября, вход в 11:30. Мы пришли минут за 10, немного постояли с такими же «билетниками» и все вместе вовремя вошли внутрь. Дальше бродили по залам сколько угодно. Прочие граждане стояли с утра в очень большой очереди, из которой впускали порциями по 10 человек каждые полчаса.

Экспозиция организована очень хорошо. Картины правильно развешены, на хорошем фоне. Отдельной похвалы заслуживают подписи - крупными буквами, так что людям со слабым зрением очень удобно: можно все прочитать без очков.

Выставка занимает три зала, причем в одном из них - третьем - всего восемь работ мне доселе неизвестного мастера: Донато Крети. О них расскажу в самом конце.

Так что основная и наиболее интересная часть выставки уместилась в двух совсем небольших залах. И это хорошо: неутомительно. Публика-то, в основном, из лиц среднего и пожилого возраста, многие с палочками и костыликами… Это та самая горячо мною любимая советская интеллигенция, к которой отношусь и я сам, и к которой испытываю самые теплые и самые уважительные чувства. Они и есть - хранители и хранительницы культуры, традиции, норм морали и жизни вообще. Те отбросы, которые, как я читал, проводят или недавно проводили шабаш под названием «Конгресс русской интеллигенции» сюда не ходят. Для них ненавидимая и оскорбляемая ими, но служащая и прислуживающая им власть организует отдельные «закрытые» показы по пригласительным билетам. Но - бог с ними! Конец их мерзок и недалек… (На этом свой политический запал считаю полностью истраченным: пошли на выставку!)

Фотографировать запрещено и за этим следят внимательно. Но в интернете уже выложено немало, чем я и воспользовался.

В первом зале 16 работ. Экспозицию открывает Христос Благословляющий, XII век.


Со всей очевидностью - это византийское письмо, византийская школа и т.д. Атрибутировано как «Римская школа». Но мы-то знаем - откуда в XII веке взялись все эти школы…

Вторая по древности работа - «Святой Франциск» (Маргаритоне д’Ареццо).


Затем - пять работ XIV-XV веков разных мастеров.


Посмотрим на них "вблизи".

"Иисус перед Пилатом" (Пьетро Лоренцетти):


"Рождество" (Мариотто ди Нардо):


«Рождество и Благовестие пастухам» (Джованни ди Паоло) - очаровательная в своей сказочности:


«Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» (Джентиле да Фабриано):

«Сцены жития Николая Чудотворца (Фра Анджелико) приковывают внимание неожиданно радостным и ярким колоритом (который, впрочем, эта фотография не передает):

В картине Карло Кривелли «Оплакивание» я к полной своей неожиданности увидел почти все живописные приемы, которые так эффектно взяли на вооружение прерафаэлиты. Интересно будет узнать - приходило ли это в голову и другим?

Центральное место в первом зале по праву занимает «Оплакивание Христа» Джованни Беллини. Это, конечно, шедевр:

Отмечу, что во всей экспозиции работ, которые я безоговорочно посчитал «подлинными шедеврами» - не так уж и много. Несмотря, порой, на великие имена…

Далее - если продолжить осмотр первого зала «по солнышку», висит продолговатая работа Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррара», отличающаяся и живостью сюжета со многими действующими лицами и высокой декоративностью в целом.

Вот ее фрагмент в увеличенном виде.



Затем (а, на самом деле - это первое, что бросается в глаза при входе) на нас будут смотреть ангелы работы Мелоццо да Форли: двое играющих на лютне, один - на виоле:


Этих ангелов ну никак не назвать бестелесными. Да и бесполыми - тоже затруднительно. Очень живые, трепетные, эмоциональные, скажем прямо: возбуждающие лица, губы, глаза… Не случайно эти ангелы растиражированы в сотнях поделок (открыток, магниток и пр.) для туристов, посещающих Рим.

Завершается экспозиция первого зала двумя небольшими работами Перуджино, одну из которых я безоговорочно отношу к колористическим шедеврам: «Святая Юстина» (еще недавно считавшаяся «Святой Флавией»). Снова скажу, что фото не передает всей полнотоы оттенков. Впрочем, эта фраза применима ко всем иллюстрациям:


Вторая работа Перуджино: "Святой Плакидо":


Переходим во второй зал. В нем - еще полторы дюжины работ.

И среди них тоже есть подлинные шедевры. Немного - но есть. (Не относя что-либо к "подлинным шедеврам", я не просто субъективен: я еще и подвержен влиянию сиюминутных настроений, капризам погоды, колебаний цен на редкие металлы, политических новостей, случайно оказавшихся рядом посетителей… В общем - не стоит воспринимать мои нотации всерьез.)

Перечислю, однако, все работы - в том порядке, в котором они появляются при обходе зала слева-направо.

"Троица с мертвым Христом" (Лодовико Карраччи):

«Юдифь и служанка с головой Олоферна» (Орацио Дженилески):

«Отречение Святого Петра» (Пенсионанте дель Сарачене?):

Рядом - одно из центральных полотен экспозиции: «Положение во гроб» (Караваджо):


Далее - «Святой Себастьян, исцеляемый святой Ириной» приписываемый Трофиму Биго:

Справа от него - знаменитое полотно Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел» (несомненный шедевр):


Еще одна работа Гвидо Рени и его мастерской, висит рядом - «Фортуна с кошельком». Хороша, но "не шедевр":


В центре второго зала застекленная, слабо освещенная ради сохранности работ, витринка с небольшими, почти монохромными работами Рафаэля: «Вера» и «Милосердие»:

Слева от неё «Христос во славе» Корреджо:


Справа от витринки с Рафаэлем «Видение святой Елены» кисти Веронезе:


Далее по кругу - «Кающаяся Магдалина» и «Неверие святого Фомы» Гверчино:


А затем - огромное полотно Пуссена «Мученичество святого Эразма», на котором несчастному Эразму вспороли живот и вытягивают из него кишки…

Как я пыталась купить их онлайн и что из этого вышло

Сегодня я попыталась купить электронные билеты на хитовую выставку в Третьяковке Roma Aeterna, куда привезли шедевры из ватиканской Пинакотеки. Процесс оказался издевательским - и не для одной меня, для тысяч людей, которые тоже пришли на сайт Третьяковской галереи в надежде заказать билет онлайн.

Выставка Roma Aeterna работает в Третьяковке с ноября. Еще до открытия все электронные билеты на декабрь раскупили. На экспозицию, впрочем, можно было попасть по живой очереди - вот и хорошо, думала я, постоим с ребенком в новогодние каникулы, с термосом и бутербродами.

Но в декабре живую очередь Третьяковка отменила, поскольку перекупщики перепродавали билеты с огромной наценкой. Руководство галереи объявило: билетики можно будет купить только в интернете или заранее, в определенный день в кассе, все они станут именными, а на входе надо показывать паспорт.

15 декабря Третьяковка выложила в онлайн-продажу очередную порцию билетов - они кончились за день. Уже тогда любители искусства жаловались на проблемы с сайтом (он глухо зависал), и я решила подождать «последней порции» в январе, надеясь, что к тому времени айтишники галереи отладят процесс.

12 января через кассы почти моментально продали 4 000 билетов на период до конца работы выставки - до 19 февраля, очередь народ занимал с ночи. Последний этап электронных продаж (на кону было 30 000 билетиков) назначили на полдень 13 января.

Обложившись аж тремя компьютерами, я приступила к покупке. Сперва все шло хорошо: на разные дни высвечивалось достаточно билетов.

Выбрала удобное время, и уперлась в известный вопрос “Вы не робот?». САРТСНА (тест, который позволяет отличить программу-робота от человека) просила выбрать из 9 картинок те, где есть дорожные знаки. Ну ладно, пусть картинки - Третьяковка все-таки. Выбрала, ввела свою почту и стала радостно ждать на нее кода, без которого купить билет нельзя.

В форме заказа на сайте меж тем пошел безжалостный отсчет времени. На все про все отвели 2 минуты.

Код на почту не пришел, заказ аннулировался.

Попробовала снова. САРТСНА велела то выбрать картинки с витринами магазинов, то фотки с зеленой травой, то изображения с патио. Патио, господа! Стулья на размытом фоне с бассейном - это патио? В патио ли бассейн? Иль снаружи? Но результат был один - после того, как до системы доходило: я не робот, а женщина (что уже порядком раздраженная, система понять не могла), на экране вылетало: «Лимит билетов исчерпан».

После часа мытарств - хорошо, ребенок был в школе и не слышал ругательств - я сделала это. Снова пробилась на стадию «ждите кода в почту».

Чудо, мечта: теперь этот чертов код можно было ввести в течение аж двух часов. Тем временем на сайте написали: «Билетов нет». Никаких. Кончились.

То есть осталась последняя надежда: открытое окно заказа, куда надо ввести код.

Минул еще час. Я лихорадочно лазила в почту с трех компов сразу. Фигушки. Ноль.

Большинство не сумело сделать на сайте Третьяковки вообще ничего.

Кто-то, как и я, не получил код.

Кто-то получил, но система отказалась его принимать.

Кто-то даже оплатил, но подтверждение не пришло.

Самая прикольная проблема: бесплатный билет на ребенка оплатить невозможно, но без оплаты его не получишь.

«Полдня сижу у компьютера как дундук, а надо готовить обед на всю семью!!! Сделайте что-нибудь!!!»

«Я из другого города, у меня аннулировались два заказа - ну как же так?»

«Обращайтесь в техподдержку», - лаконично отвечали на вопли о помощи представители Третьяковки.

Обратилась, прислала номер заказа, попросила код.

Молчание.

Счетчик времени высветил роковое «0:01:00». Еще минута - и шансов не останется, заказ исчезнет.

Дай Бог здоровья, жену непьющую и детей-отличников анониму, который подсказал на форуме: скорей перезагрузите страницу с заказом, они увеличили ожидание до 10 часов. Причем выяснил это аноним органолептическим способом - сайт Третьяковки ни о чем таком не сообщал.

Итог: когда я дописываю эти строки, на часах 17:30.

Кода в почте не видать (я ввела ее правильно! И в папке «спам» тоже ничего!)

На сайте Третьяковской галереи новость: «До 19 февраля все билеты куплены, часть - в стадии оформления. Если часть заказов не выкупят, эти билеты снова поступят на сайт».

Дедлайн на ввод кода у меня до половины второго ночи. Плюнуть, не ждать, спать?

Правильно сказала одна дама: «Проще, наверное, поехать прямо в Ватикан».

Живо представила айтишников Третьяковки. Неспешные, со вкусом ждавшие Нового года и веселившиеся в каникулы ребята. Конечно, никто из них не мог предугадать, что 13 января, когда все нормальные граждане готовятся отмечать Старый НГ, за билетами набегут тысячи ненормальных!

Поставила восклицательный знак и сдала было текст - но вернула.

Увидела Вконтакте, что некая Елизавета Щербак, шедшая тем же скорбным путем, кажется, единственная из всех нас, удостоилась ответа техподдержки: «Вместо кода вводите любые 6 цифр».

Ввела дрожащею рукой. Дай Бог Елизавете мужа непьющего, детей-отличников.

Теперь у меня два билета на Roma Aeterna. Посмотрим-таки на Перуджино с Караваджо. Всего-то шесть часов мучений.

Кстати, в Ватикан я однажды стояла живую очередь. Заняло это полтора часа.

Видео в тему напоследок.

Москва. 31 января. сайт - Третьяковская галерея (ГТГ) продлила работу выставки живописи из Пинакотеки Ватикана до 1 марта, сообщила "Интерфаксу" во вторник директор галереи Зельфира Трегулова.

"Понимая, что выставка из собрания Ватикана вызывает огромный интерес зрителей, мы обратились в дирекцию музеев Ватикана с просьбой рассмотреть возможность продлить эту выставку хотя бы на десять дней. Потому что эти произведения, снятые со стен Пинакотеки, крайне востребованы теми, кто приезжает в Рим и приходит в музей. Их отсутствие на протяжении 3,5 месяцев - проблема для наших коллег. Мне приятно, что новый директор музеев Ватикана госпожа Барбара Ятта согласилась продлить выставку с 20 февраля по 1 марта включительно", - сказала Трегулова "Интерфаксу".

По словам директора, учитывая наплыв посетителей, в музее решили работать без выходных - оба понедельника, 20 и 27 февраля, галерея будет открыта до 21:00.

"Эта выставка не про рекорд посещаемости. Для нее мы выбрали самые лучшие залы в Инженерном корпусе, где обеспечиваем необходимые условия безопасности и жесткое соблюдение температурно-влажностного режима", - отметила директор. Отчасти поэтому, пояснила директор, выставку может посетить не более 2 тысяч человек в день.

Продажа билетов

Новая партия билетов поступит в кассы на Крымском Валу 10 февраля. Будет открыто пять касс, постоянная экспозиция здания в этот день будет закрыта. "Мы будем продавать билеты в порядке живой очереди, постараемся максимально запустить людей в вестибюль, чтобы они не мерзли на морозе", - сказала Трегулова.

Онлайн продажи начнутся 17 февраля с 12:00 часов. В Галерее работают над тем, чтобы сайт, билетные системы и почтовый сервис не падали от одновременного захода на них десятков тысяч человек, как это было в начале января.

В настоящее время все билеты на выставку "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" полностью раскуплены до 19 февраля.

Борьба с перекупщиками

Для борьбы с перекупщиками ГТГ впервые ввела практику именных билетов. Теперь посетителям при покупке билетов в кассах и на сайте музея нужно указывать фамилии и имена тех, для кого они покупаются. При проходе в музей публике нужно будет иметь с собой удостоверение личности.

Кроме того, с 15 декабря вход в музей осуществляется только по предварительно приобретенным билетам - "живую" очередь в кассу за билетами на ближайший сеанс в галерее отменили.

На выставке "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" в Лаврушинском переулке представлено 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Среди них - работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Самая ранняя работа - образ "Христос Благословляющий" XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения