Вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. Анатомия в эскизах Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи — биография, интересные факты

Родился Леонардо да Винчи в городке Винчи (или рядом с ним), находящемся западнее Флоренции, 15 апреля 1452 г. Он был незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование.

1467 год — в возрасте 15 лет Леонардо пошел учеником к одному из ведущих мастеров Раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо; 1472 год — вступил в гильдию художников, изучал основы рисунка и других необходимых дисциплин; 1476 год – так и работал в мастерской Вероккьо, как видно, в соавторстве с самим мастером.

К 1480 году у Леонардо уже были крупные заказы, но спустя 2 года переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представлялся как инженер, военный эксперт и художник. Годы, которые он провел в Милане, были наполнены различными занятиями. Леонардо да Винчи написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и стал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

1499 год — после изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами Леонардо уезжает в Венецию, посещает по дороге Мантую, где участвует в строительстве оборонительных сооружений, после возвращается во Флоренцию. В те времена он был настолько увлечен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение 12 лет Леонардо все время переезжает из города в город, работает на знаменитого в Романье, проектирует оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино.

Во Флоренции он вступает в соперничество с Микеланджело; кульминацией такого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для Палаццо делла Синьория (также Палаццо Веккьо). Потом Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. На протяжении всех этих лет он продолжает заполнять свои тетради. В них отражены его идеи, относящиеся к самым разным предметам. Это - теория и практика живописи, анатомия, математика и даже полет птиц. 1513 год — как и в 1499-м, его покровителей изгоняют из Милана…

Леонардо уезжает в Рим, где проводит 3 года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный из за отсутствия материала для анатомических исследований, он занимается экспериментами, которые ни к чему не приводят.

Короли Франции, вначале Людовик XII, потом Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, в особенности «Тайной вечерей» Леонардо. Потому нет ничего удивительного в том, что в 1516 г. Франциск I, хорошо осведомленный о разносторонних талантах Леонардо, приглашает его ко двору, который тогда находился в замке Амбуаз в долине Луары. Как писал скульптор Бенвенуто Челлини, несмотря на то что флорентиец работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, его основное занятие это почетная должность придворного мудреца и советника.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, флорентиец разработал вначале простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новая его идея — аэроплан с полным управлением. Но воплотить идею в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитая идея ученого — аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес большой вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитые картины Леонардо — «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и много других. Леонардо был требователен и точен во всем что делал. Даже перед тем как писать картину, он настаивал на полном изучении объекта перед началом.

Рукописи Леонардо бесценны. Они были полностью опубликованы только в XIX-XX веках. В своих заметках Леонардо да Винчи отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Леонардо да Винчи был талантлив во многих областях, он внес значительный вклад в историю архитектуры, искусства, физики.

Умер Леонардо да Винчи в Амбуазе 2 мая 1519 г.; его картины к этому времени разошлись как правило по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях, почти в полном забвении, еще несколько столетий.

Секреты Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество сможет до них «дозреть». Он писал левой рукой и очень мелкими буковками, справа налево, так что текст выглядел как бы в зеркальном отображении. Он говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Леонардо да Винчи не подписывал своих произведений, но на них присутствуют опознавательные знаки. К примеру, если повнимательней присмотреться к картинам, возможно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, как видно, немало, потому те или иные его сокрытые «детища» неожиданно обнаруживаются на известных полотнах, через столетия. Так, к примеру, было с «Мадонной Бенуа», которую на протяжении долгого времени, в качестве домашней иконы, возили с собой странствующие актеры.

Леонардом был открыт принцип рассеяния (или сфумато). У предметов на его полотнах нет четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Чтобы овладеть таким принципом, он советовал упражняться: разглядывать появляющиеся от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах отыскивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды: в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что Джоконда улыбается то нежно, то как бы зловеще. Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». На протяжении столетий ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания различных наук, потому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг разошлись по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо да Винчи предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хотя бы знаменитую иллюстрацию да Винчи, доказывающую пропорциональность тела человека. Человеческая фигура с раскинутыми руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, а с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат. Такая «мельница» дала толчок различным выводам. Леонардо оказался единственным, кто создал проекты церквей, в которых алтарь помещен посередине (символизируя пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

Флорентиец любил использовать контрапост, который создает иллюзию движения. Все, кто видел его скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, потому как неоконченность - неотъемлемое качество жизни. Окончить - означает убить! Медлительность флорентийца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, к примеру, благоустраивать долины Ломбардии или занимался созданием аппарата для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - «незавершенка». У мастера был особый состав, при помощи которого он на готовой картине словно специально делал «окна незаконченности». Как видно, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться и что-либо подправить…

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана слушалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Существует версия, что Леонардо да Винчи был гомосексуалист. Когда художник учился в мастерской Вероккио, он был обвинен в домогательстве к мальчику, позировавшему ему. Суд оправдал его.

По одной из версий, Джоконда улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой, Мону Лизу развлекают музыканты и клоуны во время того, как она позировала художнику.

Есть еще одно предположение, согласно которому, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо да Винчи, как видно, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Эксперты сомневаются в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируемый 1512-1515 гг.), изображающий его в старости, является таковым. Предполагают, что, вероятно, это только этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, начали высказываться с XIX столетия, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо да Винчи, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и американские исследователи, изучив загадочную улыбку Моны Лизы с помощью новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83 процента счастья, 9 процентов пренебрежения, 6 процентов страха и 2 процента злости.

Леонардо любил воду: им были разработаны инструкции по подводному погружению, он изобрел и описал прибор для подводных погружений, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо да Винчи легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первый из живописцев начал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Наблюдения за Луной в фазе растущего полумесяца привели исследователя к одному из важных научных открытий - Леонардо да Винчи установил, что солнечный свет отражается от нашей планеты и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Флорентиец был амбидекстром - одинаково хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушение способности чтения) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Известный факт, Леонардо писал зеркальным способом.

Относительно не так давно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитейший шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» было отведено две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. м. Громадное помещение было перестроено под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение великого Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, длилась около 4-х лет. Решение перенести «Мону Лизу» в отдельный зал приняла администрация Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских мастеров, этот шедевр терялся, а публика была вынуждена стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

2003 год, август — полотно великого Леонардо стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» похитили из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр был украден из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью.

Считается, что Леонардо был вегетарианец (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает его с одним индусом, не евшим мяса). Часто приписываемая Леонардо фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо да Винчи создал проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

Строя каналы, Леонардо сделал наблюдение, которое в последствии вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что наша планета намного старше, чем было указано в Библии.

В числе увлечений да Винчи были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане в течении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров. Им было изобретено несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - имело большую популярность на придворных пирах.

В книгах Терри Пратчеттa есть персонаж которого зовут Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает разнообразные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Немалое число рукописей Леонардо впервые опубликовал хранитель Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Итальянские ученые сделали заявление о сенсационной находке. По их утверждению, обнаружен ранний автопортрет Леонардо. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тверской государственный технический университет"

(ГОУ ВПО "ТГТУ")

по дисциплине "История науки"

на тему: "Леонардо да Винчи - великий учёный и инженер"

Выполнила: студентка I курса

ФАС АУ АТП 1001

Иванова Татьяна Любомировна

Тверь, 2010 год

I. Введение

II. Основная часть

1. Художник и ученый

2. Леонардо да Винчи - гениальный изобретатель

. "Лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу"

3.1 Летательные аппараты

3.2 Гидравлика

3 Автомобиль

4 Леонардо да Винчи как пионер нанотехнологий

5 Другие изобретения Леонардо

Заключение

Список литературы

Приложение

I. ВВЕДЕНИЕ

Возрождение (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) - это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения.

В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производства новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Высокого расцвета достигают наука, литература, искусство.

Эпоха Возрождения дала человечеству целый ряд выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры.

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основателя искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Феноменальная исследовательская мощь Леонардо да Винчи проникала во все области науки и искусства. Даже спустя столетия исследователи его творчества изумляются гениальности прозрений величайшего мыслителя. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, архитектором, философом, историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Художник и ученый

Леонардо да Винчи (1452-1519) - одна из загадок в истории человечества. Его разносторонний гений непревзойденного художника, великого ученого и неутомимого исследователя во все века повергал человеческий разум в смятение.

"Леонардо да Винчи - титан, существо почти сверхъестественное, обладатель настолько разностороннего таланта и такого широкого круга познаний, что его просто не с кем сравнить в истории искусств".

Для самого Леонардо да Винчи наука и искусство были слиты воедино. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, он считал ее универсальным языком, наукой, которая подобно математике в формулах отображает в пропорциях и перспективе все многообразие и разумное начало природы. Оставленные Леонардо да Винчи около 7000 листов научных записок и поясняющих рисунков являются недосягаемым образцом синтеза и искусства.

Задолго до Бэкона он высказал великую истину, что основа науки - это прежде всего опыт и наблюдение. Специалист по математике и механике, он первый изложил теорию сил, действующих на рычаг в косвенном направлении. Занятия астрономией и великие открытия Колумба привели Леонардо к мысли о вращении земного шара. Специально занимаясь анатомией ради живописи, он разобрался в предназначении и функциях радужной оболочки глаза. Леонардо да Винчи изобрел камеру-обскуру, проводил гидравлические опыты, вывел законы падения тел и движения по наклонной плоскости, имел ясное представление о дыхании и горении и выдвинул геологическую гипотезу о движении материков. Уже одних этих заслуг было бы достаточно для того, чтобы считать Леонардо да Винчи выдающимся человеком. Но если учесть, что ко всему, кроме скульптуры и живописи, он относился несерьезно, а в этих искусствах проявил себя как настоящий гений, то станет понятно, почему он произвел такое ошеломляющее впечатление на последующие поколения. Его имя вписано на страницы истории искусств рядом с Микеланджело и Рафаэлем, но беспристрастный историк отведет ему не менее значимое место в истории механики и фортификации.

При всех обширных научных и художественных занятиях, у Леонардо да Винчи хватало времени и на изобретение различных "несерьезных" приспособлений, которыми он развлекал итальянскую аристократию: летающих птичек, надувающихся пузырей и кишок, фейерверков. А еще он руководил проведением каналов из реки Арно; строительством церквей и крепостей; артиллерийскими орудиями при осаде Милана французским королем; всерьез занимаясь искусством фортификации, он успел тем не менее параллельно сконструировать необыкновенно гармоничную серебряную 24-струнную лиру.

"Леонардо да Винчи - это единственный художник, о котором можно сказать, что все, к чему прикасалась его рука, становилось вечной красотой. Структура черепа, фактура ткани, напряженный мускул... - все это выполнено с удивительным чутьем на линии, цвет и освещенность превращены в истинные ценности" (Бернард Беренсон, 1896).

В его работах вопросы искусства и науки практически неразделимы. В "Трактате о живописи", например, он добросовестно начинал излагать советы молодым художникам, как правильно воссоздавать на холсте материальный мир, потом незаметно переходил к рассуждениям о перспективе, пропорциях, геометрии и оптике, затем об анатомии и механике (причем к механике как одушевленных, так и неодушевленных объектов) и, в конце концов, к мыслям о механике Вселенной в целом. Очевидным представляется стремление ученого создать своеобразный справочник - сокращенное изложение всех технических знаний, и даже распределить их по их важности, как он себе это представлял. Его научный метод сводился к следующему: 1) внимательное наблюдение; 2) многочисленные проверки результатов наблюдения с разных точек зрения; 3) зарисовка предмета и явления, возможно более искусная, так чтобы они могли быть увидены всеми и поняты с помощью коротких сопроводительных пояснений.

Для Леонардо да Винчи искусство всегда было наукой. Заниматься искусством значило для него производить научные выкладки, наблюдения и опыты. Связь живописи с оптикой и физикой, с анатомией и математикой заставляла Леонардо становится ученым.

2. Леонардо да Винчи - гениальный изобретатель

Леонардо да Винчи обогатил мировоззрение Возрождения идеей ценности науки: математики и естествознания. Рядом с эстетическими интересами - и выше их - он поставил научные.

В центре его научных конструкций - математика. "Никакое человеческое исследование не может претендовать на название истинной науки, если оно не пользуется математическими доказательствами". "Нет никакой достоверности там, где не находит приложения одна из математических наук, или там, где применяются науки, не связанные с математическими". Не случайно наполнял он свои тетради математическими формулами и вычислениями. Не случайно пел гимны математике и механике. Никто не почуял острее, чем Леонардо, ту роль, которую в Италии пришлось сыграть математике в десятилетия, протекшие между его смертью и окончательным торжеством математических методов в работах Галилея.

Материалы у него были собраны и в значительной мере научно обработаны по самым разнообразным дисциплинам: по механике, по астрономии, по космографии, по геологии, по палеонтологии, по океанографии, по гидравлике, по гидростатике, по гидродинамике, по различным отраслям физики (оптика, акустика, териология, магнетизм), по ботанике, по зоологии, по анатомии, по перспективе, по живописи, по грамматике, по языкам.

В его записях есть такие удивительные положения, которые во всех своих выводах раскрыты только зрелой наукой второй половины XIX века и позднее. Леонардо знал, что "движение есть причина всякого проявления жизни" (il moto e causa d"ogni vita), ученый открыл теорию скорости и закон инерции - основные положения механики. Он изучил падение тел по вертикальной и наклонной линии. Он анализировал законы тяжести. Он установил свойства рычага как простой машины, самой универсальной.

Если не раньше Коперника, то одновременно с ним и независимо от него он понял основные законы устройства вселенной. Он знал, что пространство беспредельно, что миры бесчисленны, что Земля - такое же светило, как и другие, и движется подобно им, что она "не находится ни в центре круга Солнца, ни в центре вселенной". Он установил, что "Солнце не движется"; это положение записано у него, как особенно важное, крупными буквами. Он имел правильное представление об истории Земли и о ее геологическом строении.

Леонардо да Винчи обладал весьма солидной научной подготовкой. Он был, без сомнения, отличный математик, и, что весьма любопытно, он первый в Италии, а может быть и в Европе, ввел в употребление знаки + (плюс) и - (минус). Он искал квадратуру круга и убедился в невозможности решения этой задачи, то есть, выражаясь точнее, в несоизмеримости окружности круга с его диаметром. Леонардо изобрел особый инструмент для черчения овалов и впервые определил центр, тяжести пирамиды. Изучение геометрии позволило ему впервые создать научную теорию перспективы, и он был одним из первых художников, писавших пейзажи, сколько-нибудь соответствующие действительности.

Более других областей науки занимали Леонардо да Винчи различные отрасли механики. Ученый также известен как гениальный усовершенствователь и изобретатель, одинаково сильный и в теории, и в практике. Теоретические выводы Леонардо да Винчи в области механики поражают своей ясностью и обеспечивают ему почетное место в истории этой науки, в которой он является звеном, соединяющим Архимеда с Галилеем и Паскалем.

С замечательной ясностью излагает ученый-художник в общих, крупных чертах, теорию рычага, поясняя ее рисунками; не остановившись на этом, он дает чертежи, относящиеся к движению тел по наклонной плоскости, хотя, к сожалению, не поясняет их текстом. Из чертежей, однако, ясно, что Леонардо да Винчи на 80 лет опередил голландца Стевина и что он уже знал, в каком отношении находятся веса двух грузов, расположенных на двух смежных гранях треугольной призмы и соединенных между собою посредством нити, перекинутой через блок. Леонардо исследовал также задолго до Галилея продолжительность времени, необходимого для падения тела, спускающегося по наклонной плоскости и по различным кривым поверхностям или разрезам этих поверхностей, то есть линиям.

Еще более любопытны общие начала, или аксиомы, механики, которые пытается установить Леонардо. Многое здесь неясно и прямо неверно, но встречаются мысли, положительно изумляющие у писателя конца XV века. "Ни одно чувственно воспринимаемое тело,- говорит Леонардо,- не может двигаться само собою. Его приводит в движение некоторая внешняя причина, сила. Сила есть невидимая и бестелесная причина в том смысле, что не может изменяться ни по форме, ни по напряжению. Если тело движимо силой в данное время и проходит данное пространство, то та же сила может подвинуть его во вдвое меньшее время на вдвое меньшее пространство. Всякое тело оказывает сопротивление в направлении своего движения. (Здесь почти угадан Ньютонов закон действия, равного противодействию). Свободно падающее тело в каждый момент своего движения получает известное приращение скорости. Удар тел есть сила, действующая в течение весьма недолгого времени".

Еще более отчетливы и замечательны воззрения Леонардо да Винчи на волнообразное движение. Чтобы пояснить движение частиц воды, Леонардо да Винчи начинает с классического опыта новейших физиков, то есть бросает камень, производя круги на поверхности воды. Он дает чертеж таких концентрических кругов, затем бросает два камня, получает две системы кругов и задается вопросом, что произойдет, когда обе системы встретятся? "Отразятся ли волны под равными углами? - спрашивает Леонардо и прибавляет.- Это великолепнейший (bellissimo) вопрос". Затем он говорит: "Таким же образом можно объяснить движение звуковых волн. Волны воздуха удаляются кругообразно от места своего происхождения, один круг встречает другой и проходит далее, но центр постоянно остается на прежнем месте".

Этих выписок достаточно, чтобы убедиться в гениальности человека, в конце XV века положившего основание волнообразной теории движения, которая получила полное признание лишь в XIX столетии.

3. "Лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу"

Леонардо да Винчи - гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках.

Историки техники насчитывают сотни изобретений Леонардо, рассеянных по его тетрадям в виде чертежей, иногда с короткими выразительными ремарками, но часто без единого слова пояснения, как если бы стремительный полет фантазии изобретателя не позволял ему останавливаться на словесных разъяснениях.

Остановимся на некоторых наиболее известных изобретения Леонардо.

3.1 Летательные аппараты

"Большая птица начинает своей первый полет со спины исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, вечной славой гнездо, где она родилась".

Наиболее дерзновенной мечтой Леонардо-изобретателя, без сомнения, был полет человека.

Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета. Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу. Современные специалисты утверждают, что мускульной силы четырех человек не хватило бы для поднятия данного устройства в воздух (тем более что даже в случае подъема эта конструкция стала бы вращаться вокруг своей оси), однако если бы в качестве "двигателя" использовалась, например, мощная пружина, такой "вертолет" был бы способен на полет - пускай и кратковременный.

Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил внимание на механизм полета, который успешно работал уже миллионы лет, - крыло птицы. Леонардо да Винчи был убежден, что "человек, преодолевающий сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может подняться в воздух. Лишь бы члены ее были большей стойкости, способные противостоять стремительности и импульсу спуска связками из прочной дубленой кожи и сухожилиями из сырцового шелка. И пусть никто не возится с железным материалом, потому что последний быстро ломается на изгибах или изнашивается".

Леонардо думал о полете с помощью ветра, т. е. о парящем полете, справедливо заметив, что в этом случае требуется меньше усилий для удержания и продвижения в воздухе. Он разработал конструкцию планера, прикреплявшегося к спине человека так, чтобы последний мог балансировать в полете. Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: "Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела".

Мастер сделал эту запись в промежутке между 1483 и 1486 годом. Несколько веков спустя такое устройство получило название "парашют" (от греческого para - "против" и французского "chute" - падение). Эту идею Леонардо довел до логического конца лишь русский изобретатель Котельников, создавший в 1911 году первый ранцевый спасательный парашют, крепившийся к спине пилота.

3.2 Гидравлика

Леонардо да Винчи начал интересоваться гидравликой, работая в мастерской Вероккио во Флоренции, занимаясь фонтанами. Будучи главным инженером герцога, Леонардо да Винчи разрабатывал вопросы гидравлики для использования в сельском хозяйстве и обеспечения энергией машин и мельниц. "Вода, движущаяся в реке, или призываемая, или гонима, или движется сама. Если гонима - кто тот, кто гонит ее? Если призываема или требуема - кто требующий".

Леонардо часто использовал деревянные или стеклянные модели каналов, в которых он окрашивал создаваемые потоки воды, отмечал их маленькими буйками, чтобы удобнее было следить за течением. Результаты этих экспериментов нашли свое практическое применение в решении проблем канализации. Среди его рисунков - порты, затворы и шлюзы с раздвижными дверями. Леонардо да Винчи даже планировал прорыть судоходный канал, отводящий р. Арно, чтобы связать Флоренцию с морем через Прато, Пистойю и Серраваль. Другой гидравлический проект был задуман для Ломбардии и Венеции. Он предполагал затопление долины Исонцо в случае турецкого вторжения. Существовал и план осушения Понтинских топей (о чем советовался с Леонардо да Винчи папа Медичи Лео Х).

Леонардо да Винчи создавал спасательные круги и противогазы как для военных, так и для практических нужд. Имитируя очертания рыбы, он совершенствовал форму корпуса корабля для увеличения его быстроходности, для этой же цели он использовал на нем устройство, управляющее веслами. Для военных нужд Леонардо да Винчи изобрел двойную обшивку корабля, способную противостоять обстрелу, а также потайное приспособление для установки корабля на якорь. Эту задачу решали при помощи водолазов, которые опускались под воду в специальных костюмах или на несложных подводных лодках.

Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.

Одна из самых необходимых вещей для обучения человека плаванию - спасательный круг. Это изобретение Леонардо осталось практически без изменений.


3.3 Автомобиль

Именно в голове Леонардо да Винчи родилась идея автомобиля. К сожалению, чертежи кузова не были до конца прорисованы, потому что во время разработки своего проекта мастер был очень увлечен двигателем и ходовой частью.

На этом знаменитом рисунке прототип современного автомобиля. Самодвижущаяся трехколесная телега движется с помощью сложного арбалетного механизма, который передает энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имеют дифференцированные приводы и могут двигаться независимо. Кроме большого переднего колеса, было еще одно - маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения.

Сегодня словом "экскаватор" ни кого не удивишь. Но вряд ли кто задумывался над историей создания этой универсальной машины. Экскаваторы Леонардо были предназначены скорее для подъема и транспортировки вырытого материала. Это облегчало труд рабочих. Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.

3.4 Леонардо да Винчи как пионер нанотехнологий

художник винтовой гидравлический пила

Группа исследователей из лаборатории Центра исследований и реставрации музеев Франции под руководством Филиппа Вальтера однажды нагрянула в Лувр и, отодвинув музейных работников в сторону, провела рентгенофлюоресцентный анализ работ Леонардо да Винчи. Под лучи портативного рентгеновского аппарата попали семь портретов кисти великого мастера, включая "Мону Лизу".

Анализ позволил определить толщину отдельных слоёв краски и лака на картинах и выяснить некоторые особенности техники живописи сфумато (sfumato - ит. "расплывчатый, размытый"), позволявшей смягчать переход между светлыми и темными участками на картине и создавать правдоподобные тени. Собственно, сфумато - это и есть изобретение да Винчи, и именно он достиг в этой технике наибольших высот.

Как оказалось, Леонардо использовал лак и краску с уникальными добавками. Но самое главное - да Винчи был в состоянии наносить глизаль (лессировку) слоем толщиной в 1-2 микрона. Суммарная толщина всех слоев лака и краски на портретах кисти Леонардо не превышает 30-40 мкм; однако преломление лучей света в различных прозрачных и полупрозрачных слоях создаёт мощный эффект объёма и глубины. Любопытно, что современные покрытия для экранов, формирующие стереоскопический эффект, устроены по тому же принципу (см. Приложение).

Вопрос о том, каким образом Леонардо удавалось наносить краску и лак столь тонким слоем (до 1/1000 миллиметра!), исследование оставило открытым. Дополнительно интригует тот факт, что следов от мазков и тем более отпечатков пальцев ни в одном слое картин обнаружено не было.

3.5 Другие изобретения Леонардо

Теоретический вклад Леонардо в науку содержится в его исследованиях по "тяжести, силе, давлению и удару... детям движения...". Остались его рисунки составных частей механизмов и устройств для передачи движения. Пять основных типов механизмов известны с античных времен: лебедка, рычаг, блок (ворот), клин и винт. Леонардо применял их в сложных устройствах, автоматизирующих различные операции. Особое внимание он уделял винтам: "О природе винта и его применении, о том, сколько вечных винтов можно изготовить и как дополнить их зубчатыми колесами"

С проблемой трансмиссии движения тесно связаны исследования трения, которые привели к появлению подшипников, применяемых и в наши дни. Леонардо испытывал подшипники, сделанные из антифрикционного материала (сплава меди и жести), и в конечном итоге остановился на разнообразных шарикоподшипниках - прообразах современных.

Упомянем еще наиболее известные изобретения Леонардо: приспособления для преобразования и передачи движения (например, стальные цепные передали, и сейчас применяемые в велосипедах); простые и переплетенные ременные передачи; различного вида сцепления (конические, спиральные, ступенчатые); роликовые опоры для уменьшения трения; двойное соединение, называемое теперь "кардановым" и применяемое в автомобилях; различные станки (например, точный станок для автоматического нанесения насечки или молотобойная машина для формовки слитков золота); приспособление (приписывавшееся Челлини) для улучшения четкости чеканки монет; скамья для опытов над трением; подвеска осей на расположенных вокруг нее подвижных колесах для уменьшения трения при вращении (это приспособление, вновь изобретенное Атвудом в конце XVIII века, привело к современным шариковым и роликовым подшипникам); приспособление для опытной проверки сопротивления металлических нитей растяжению; многочисленные ткацкие машины (например, стригальная, сучильная, чесальная); механический ткацкий станок и прядильная машина для шерсти; боевые машины для ведения войны ("жесточайшего помешательства", как он ее называл); различные замысловатые музыкальные инструменты.

Как ни странно, лишь одно изобретение да Винчи получило признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции латы: доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

Но, как это часто бывает, признание к гениям приходит спустя века: многие его изобретения были дополнены и модернизированы, а сейчас используются в повседневной жизни.

Архимедовы винты и водяные колеса

Гидравлическая пила

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории науки, являющейся историей человеческого познания, важны люди, совершающие революционные открытия. Без этого фактора история науки превращается в каталог или инвентарную книгу открытий. Самым ярким примером этого и является Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи - итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер, естествоиспытатель. Его необычайная и разносторонняя одаренность вызывала изумление и восхищение современников, видевших в нем живое воплощение идеала гармонически развитого совершенного человека. Во всех своих начинаниях он был исследователем и первооткрывателем, и это самым непосредственным образом сказалось на его искусстве. Он оставил после себя немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры. Ученый известен также как разносторонний ученый. О масштабе и уникальности дарования Леонардо да Винчи позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали на нее огромное влияние.

Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается всё ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвидение атомных взрывов.

Леонардо верил в идею homo faber, человека - творца новых орудий, новых вещей, которых не было в природе. Это не противление человека природе и ее законам, а творческая деятельность на основе тех же самых законов, ибо человек - "величайшее орудие" той же самой природы. Разливам рек могут быть противопоставлены плотины, искусственным крыльям суждено поднять человека в воздух. В этом случае уже нельзя сказать, что человеческие силы расточаются даром и бесследно тонут в потоке времени, "разрушителя вещей". Тогда наоборот нужно будет сказать: "Несправедливо жалуются люди на бег времени, виня его в чрезмерной быстроте, не замечая, что протекание его достаточно медленно". И тогда будут оправданы слова Леонардо, которые он написал на 34-м листе "кодекса Тривульцио":

Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь.

La vita bene spesa longa `e.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршинов, В. И., Буданов В.Г. Когнитивные основания синергетики. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М., 2002, С. 67-108.

2. Волошинов, А.В. Математика и искусство. - М., 1992, 335 с.

Гастеев А.А. Леонардо да Винчи. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 1984, 400 с.

Гнедич П.И. История искусств. Высокое Возрождение. - М.: Изд-во Эксмо, 2005, 144 с.

Зубов В.П. Леонардо да Винчи. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962, 372 с.

Каминг Р. Художники: жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. - М., 1999, 112 с.

7. КОМПЬЮЛЕНТА. Наука и техника / Прикладные исследования / <#"526349.files/image003.gif">

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).

Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.

Портрет Леонардо да Винчи

Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.


Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.


Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.


Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.


К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.


К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.


Фрагмент картины «Дама с Горностаем»

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Смерть и могила

Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.

Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.

К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.


После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.


В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.

На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Тайны картин да Винчи

Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.


С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.

Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель . Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».

О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.


На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.

Прижизненный соперник Леонардо тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.


Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.


Фрагмент картины “Поклонение волхвов”

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

  • Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
  • Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
  • Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
  • Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».

  • Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
  • Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи, годы жизни и смерти которого знает весь мир, пожалуй, самая загадочная фигура эпохи Возрождения. Многих волнует, где родился Леонардо да Винчи и кем был. Он известен как художник, анатом и инженер. Помимо многочисленных открытий, этот уникальный человек оставил после себя огромное количество различных загадок, которые весь мир пытается разгадать по сей день.

Биография

Когда родился Леонардо да Винчи? Он появился на свет 15 апреля 1452 года. Интересно узнать, где родился Леонардо да Винчи, а конкретно в каком городе. Нет ничего проще. Фамилия его произошла из названия места рождения. Винчи - итальянский город в существовавшей тогда флорентийской республике.

Леонардо был незаконнорожденным ребенком чиновника и обычной крестьянской девушки. Мальчик рос и воспитывался в доме своего отца, благодаря которому и получил хорошее образование.

Как только будущему гению исполнилось 15 лет, он пошел в ученики к Андреа дель Вероккьо, который являлся талантливым скульптором, живописцем и представителем Флорентийской школы.

Однажды учитель Леонардо взялся за одну интересную работу. Он договорился написать алтарный образ в церкви Санти Сальви, на котором было изображено крещение Христа Иоанном. В этой работе участвовал юный да Винчи. Он написал всего лишь одного ангела, который оказался на порядок прекрасней всего образа. Это обстоятельство послужило причиной того, что решил никогда более не брать в руки кисти. Его юный, но неимоверно талантливый ученик смог превзойти своего учителя.

Спустя еще 5 лет Леонардо да Винчи становится членом гильдии художников. Там он с особой страстью стал изучать основы рисунка и многие другие обязательные дисциплины. Чуть позднее, в 1476 году, он продолжил работать вместе с бывшим учителем и наставником Андреа дель Вероккьо, но уже в качестве соавтора его творений.

Долгожданная слава

К 1480 году имя Леонардо да Винчи становится известным. Интересно, когда родился Леонардо да Винчи, могли ли его современники предположить, что он станет столь знаменит? В этот период художник получает самые крупные и дорогие заказы, но спустя два года решает покинуть родной город и переезжает в Милан. Там он продолжает работать, пишет несколько успешных картин и прославленную фреску «Тайная Вечеря».

Именно в этот период жизни Леонардо да Винчи начинает вести собственный дневник. Оттуда мы узнаем, что он уже не просто художник, а также архитектор-проектировщик, гидравлик, анатом, изобретатель всевозможных механизмов и декораций. Помимо всего этого, он еще и находит время, чтобы сочинять загадки, басни или ребусы. Более того, в нем просыпается интерес к музыке. И это лишь малая часть того, чем прославился Леонардо да Винчи.

Некоторое время спустя гений понимает, что математика гораздо увлекательней живописи. Он так сильно увлекается точной наукой, что и думать забывает о написании картин. Еще позже да Винчи начинает проявлять интерес к анатомии. Он отбывает в Рим и находится там 3 года, живя под «крылом» семьи Медичи. Но очень скоро радость сменяется грустью и тоской. Леонрадо да Винчи расстраивается из-за отсутствия материала для проведения анатомических опытов. Тогда он пробует заниматься различными экспериментами, но и это ни к чему не приводит.

Жизненные перемены

В 1516 году жизнь итальянского гения кардинально меняется. Его замечает король Франции по-настоящему восхищенный его творчеством, и приглашает ко двору. Позднее скульптор напишет, что хоть основной работой Леонардо являлась весьма престижная должность придворного советника, он не забывал и о своем творчестве.

Именно в этот жизненный период да Винчи начинает разрабатывать идею летательного аппарата. Сначала ему удается придумать простейший образец на основе крыльев. В дальнейшем он послужит основой для совершенно безумного на тот момент проекта - аэроплана с полным управлением. Но хоть да Винчи и был талантлив, изобрести мотор он так и не смог. Мечта об аэроплане оказалась несбыточной.

Теперь вы точно знаете, где родился Леонардо да Винчи, чем увлекался и какой жизненный путь ему пришлось пройти. Скончался флорентинец 2 мая 1519 года.

Живопись знаменитого художника

Итальянский гений был очень разносторонен, но большинство людей думают о нем исключительно как о живописце. И это неспроста. Живопись Леонардо да Винчи - истинное искусство, а его картины - настоящие шедевры. Над загадками самых известных произведений, вышедших из-под кисти флорентийца, бьются тысячи ученых со всего земного шара.

Выбрать несколько картин из всего многообразия довольно сложно. Поэтому в статье будут представлены топ-6 самых известных и самых ранних работ автора.

1. Первая работа известного художника - "Маленький набросок долины реки".

Это действительно аккуратный рисунок. На нем изображен замок и небольшой лесистый склон. Набросок сделан быстрыми штрихами с помощью карандаша. Весь пейзаж изображается таким образом, что создается впечатление, как будто мы смотри на картину с какой-то высокой точки.

2. «Туринский автопортрет» - создан художником примерно в 60 лет.

Эта работа интересна для нас прежде всего тем, что именно она дает представление о том, как выглядел великий Леонардо да Винчи. Хотя бытует мнение, что здесь изображен совершенно другой человек. Многие искусствоведы считают «автопортрет» эскизом к знаменитой «Джоконде». Эту работу считают одним из лучших произведений Леонардо.

3. «Мона Лиза» или «Джоконда» - самая знаменитая и, пожалуй, самая таинственная картина итальянского художника, написанная примерно в 1514 - 1515 годах.

Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи. С картиной связано столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Многие специалисты утверждают, что на полотне изображена обычная на фоне весьма необычного пейзажа. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы д"Авалос. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды. Но существует и более современная версия. Она гласит, что великий художник запечатлел вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика.

4. «Витрувианский человек» - рисунок, созданный как иллюстрация для книги ориентировочно в 1490-1492 годах.

На нем очень хорошо изображен обнаженный мужчина в двух слегка разных позициях, которые нанесены друг на друга. Эта работа получила статус не только произведения искусства, но еще и научного труда.

5. Тайная вечеря Леонардо да Винчи - картина, на которой показан момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что он будет предан одним из них. Создана в 1495-1498 годы.

Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда». Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа. Как-то раз ему посчастливилось найти в церковном хоре одного прекрасного юношу, одухотворенного и светлого настолько, что сомнения у автора исчезли - вот он, прототип Иисуса. Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. Долгие три года Леонардо разгуливал по злачным закоулкам, разыскивая самого опустившегося и гнусного человек. Однажды он нашел такого. Это был пьяница в сточной канаве. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Каким же невообразимым было удивление автора, когда выяснилось, что он написал Иисуса и предавшего его ученика с одного и того же человека, просто встреченного в разные периоды жизни последнего.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи знаменита и тем, что по правую руку от Христа мастер изобразил Марию Магдалину. Из-за того, что он разместил ее именно так, многие стали утверждать, что она являлась законной женой Иисуса. Даже появилась гипотеза о том, что контуры тел Христа и Марии Магдалины обозначают букву M, что означает «Matrimonio», то есть брак.

6. «Мадонна Литта» - картина, посвященная Богоматери и Младенцу-Христу.

На руках -это весьма традиционный религиозный сюжет. Но именно картина Леонардо да Винчи стала одной из лучших в данной тематике. На самом деле этот шедевр не очень большого размера, всего 42 x 33 см. Но она все равно по-настоящему поражает воображение своей красотой и чистотой. Эта картина примечательна еще и своими загадочными деталями. Почему младенец держит в руке птенца? По какой причине у его матери распорото платье в том месте, где младенец прижимается к груди? И почему картина столь темная?

Живопись Леонардо да Винчи - это не просто прекрасные полотна, это целый отдельный вид искусства, поражающий воображение своим непередаваемым великолепием и завораживающими тайнами.

Что великий творец оставил миру?

Чем прославился Леонардо да Винчи помимо картин? Несомненно, он был талантлив во многих областях, которые, казалось бы, вообще не могут сочетаться друг с другом. Однако, несмотря на всю его гениальность, у него была одна занимательная черта характера, не очень вяжущаяся с его делом - он любил забросить начатую работу и оставить ее такой навсегда. Но тем не менее, Леонардо да Винчи все же довел до конца несколько по истине гениальных открытий. Они перевернули тогдашние представления о жизни.

Открытия Леонардо да Винчи поражают воображение. Что можно говорить о человеке, который создал целую науку? Вам знакома палеонтология? А ведь именно Леонардо да Винчи является ее родоначальником. Именно он впервые сделал запись в своем дневнике о неком редком ископаемом, которое ему удалось открыть. Ученые так до сих пор и гадают, о чем же велась речь. Известно лишь примерное описание: некий камень, похожий на окаменелые соты и имеющий шестиугольную форму. Также Леонардо описал первые представления о палеонтологии как о науке в целом.

Благодаря да Винчи люди научились прыгать из самолетов, не разбиваясь. Ведь именно он придумал парашют. Конечно, изначально это был лишь прототип современного парашюта и выглядел он совсем иначе, но важность изобретения от этого не становиться меньше. В своем дневнике мастер писал о куске льняной ткани, длиной и шириной 11 метров. Он был уверен, что это поможет приземлиться человеку без каких-либо травм. И как показало время - был абсолютно прав.

Разумеется, вертолет изобрели гораздо позже, чем скончался Леонардо да Винчи, но идея летательного аппарата принадлежит ему. Он совсем не похож на то, что мы теперь называем вертолетом, а скорее напоминает перевернутый круглый стол с одной ножкой, к которому прикручены педали. Именно за счет них изобретение и должно было летать.

Невероятно, но факт

Что создал Леонардо да Винчи еще? Невероятно, но он приложил руку и к робототехнике. Подумать только, еще в 15 веке он собственноручно сконструировал первую модель так называемого робота. Его изобретение имело множество сложных механизмов и пружинок. Но самое главное - этот робот был человекоподобным и даже умел двигать руками. Помимо этого, итальянский гений придумал несколько механических львов. Они могли сами по себе передвигаться, используя механизмы, вроде часовых.

Леонардо да Винчи сделал столько открытий на земле, что стал интересоваться чем-то новым в космосе. Он часами мог разглядывать звезды. И хоть нельзя сказать, что он придумал телескоп, в одной из его книг можно найти инструкцию для создания чего-то очень на него похожего.

Даже своими автомобилями мы обязаны да Винчи. Он придумал деревянный макет авто, имеющий три колеса. Вся эта конструкция приводилась в движение специальным механизмом. Многие ученый полагают, что это идея родилась еще в далеком 1478 году.

Помимо всего прочего, Леонардо увлекался и военным делом. Он придумал многоствольное и скорострельное оружие - пулемет, а точнее сказать, его прототип.

Конечно же, Леонардо да Винчи не мог не придумать что-нибудь для живописцев. Именно он развил худоожественную технику, при которой все далекие вещи кажутся размытыми. Также он придумал светотень.

Стоит отметить, что все открытия Леонардо да Винчи оказались весьма полезны, а некоторые его разработки используется и сегодня. Они лишь слегка усовершенствованы.

Все же мы не можем не признать, что Леонардо да Винчи, вклад в науку которого был огромен, являлся настоящим гением.

Вода - любимая стихия Леонардо да Винчи

Если вы любите заниматься дайвингом или хоть раз в жизни погружались на значительную глубину, то благодарите Леонардо да Винчи. Это он придумал акваланг. Да Винчи сконструировал некий плавающий пробковый буй, который держал над водой тростниковую трубку для воздуха. Также именно он придумал кожаный мешок для воздуха.

Леонардо да Винчи, биология

Гения интересовало все: принципы дыхания, зевоты, кашля, рвоты, а в особенности биения сердца. Леонардо да Винчи биологию изучал, тесно связывая ее с физиологией. Именно он впервые описал сердце как мышцу и почти пришел к заключению, что именно оно качает кровь в человеческом теле. Да Вични даже предпринял попытку создать протез клапана аорты, через который проходил ток крови.

Анатомия как искусство

Всем хорошо известно, что да Винчи увлекался анатомией. В 2005 году исследователи обнаружили его тайную лабораторию, где он, предположительно, препарировал стони трупов. И это, по всей видимости, имело эффект. Именно да Винчи точно описал форму человеческого позвоночника. Помимо прочего, бытует мнение, что он открыл такие болезни, как атеросклероз и артериосклероз. Еще итальянец успел отличиться в стоматологии. Леонардо был первым человеком, который изобразил правильную структуру зубов в полости рта, подробно описав их количество.

Носите очки или линзы? И за это стоит сказать спасибо Леонардо. В 1509 году он записал в дневнике некую модель того, как и с помощью чего можно изменить оптическую силу человеческого глаза.

Леонардо да Винчи, вклад в науку которого просто неоценим, создал, изучил или открыл столько всего, что невозможно сосчитать. Его гениальным рукам и голове точно принадлежат самые великие открытия.

Был очень загадочной фигурой. И, безусловно, по сей день появляются различные интересные факты о Леонардо да Винчи.

Доподлинно известно, что он был шифровщиком. Леонардо писал левой рукой и очень маленькими буквами. Да ещё и делал это справа налево. Но к слову, Да Винчи одинаково хорошо писал обеими руками.

Флорентинец вечно говорил загадками и даже делал пророчества, большинство из которых сбылись.

Интересно, что не там, где родился Леонардо да Винчи, установлен ему памятник, а совершенно в другом месте - в Милане.

Есть мнение, что итальянец был вегетарианцем. Но это не помешало ему в течении тринадцати лет быть распорядителем придворных пиров. Он даже придумал несколько кулинарных «помощников», чтобы облегчить труд поваров.

Помимо всего прочего, флорентинец безумно красиво играл на лире. Но даже это далеко не все интересные факты о Леонардо да Винчи.

Отчего зависит рождение гения неизвестно никому. Ученые веками бьются над загадкой гениальности, отыскивая причины и условия, в которых могли бы рождаться талантливые дети, но пока безрезультатно.

Человек, который известен всему миру, давно умер, однако имя его остается на слуху и в его гениальности сомневаться не приходится: величайший изобретатель, инженер и ученый, опередивший собственное время Леонардо да Винчи оставил своим потомкам загадки и идеи, над которыми будет ломать головы еще не одно поколение.

Уникальность да Винчи состоит еще и в его удивительной разносторонности – ему было интересно и подвластно все – от живописи до механики, он интересовался строением человеческого организма не меньше, чем искусственными конструкциями. Злопыхатели могут сколько угодно говорить о том, что рисунки и наброски Леонардо не закончены, что построить по ним задуманные машины и механизмы очень сложно. Однако факт остается фактом: ни один человек за всю историю существования человечества не дал столько изобретений, опережающих свое время, ни одно имя не обрело такой же мистический и загадочный ореол, как имя Леонардо да Винчи.

Живопись и медицина, история и биология, механика и стихи – все это сочеталось в одном человеке. Леонардо да Винчи писал обеими руками и в обоих направлениях, танцевал, фехтовал, был скульптором. Уникальный талант раскрывается в разных сферах!

Военно-технические идеи и изобретения да Винчи

Ему были очень близки военно-технические идеи. Первые танки родились в воображении ученого, и он настоятельно пропагандировал идею создания колесницы, прикрытой сверху листами брони. Полукруглая форма позволила бы противостоять натиску врага, а пушка, которой должен быть оборудован «танк», могла корректировать угол стрельбы с помощью укрепленного подъемного блока.

Изначально, колесницу в движение должны были приводить лошади. Однако, будучи животными пугливыми, они могли испортить все дело. Поэтому, усовершенствовав свою идею, Леонардо заменил лошадей людьми. Экипаж «машины боевой» состоял бы из восьми человек, тянувших эту махину. Что и говорить, боеспособность таких колесниц была бы очень низкая, танкам пришлось дожидаться своей очереди на воплощение еще несколько столетий.

Исследования подводного мира

Да Винчи очень любил воду, и не удивительно, что для исследования подводного мира ему понадобился аппарат, позволяющий дышать под водой. Пытливый ум справился и с этой задачей, и первый акваланг был изобретен именно знаменитым итальянцем. Для изготовления костюма «дайвера» была использована кожа, стеклянные линзы позволяли смотреть вокруг, а для чересчур сильного восторга от красот подводного мира был предусмотрен мешочек для оправления естественной нужды. Воздух подавался по специально для этих целей закрепленным тростниковым трубкам. В месте их сочленения с кожей, Леонардо предусмотрел пружины, не позволяющие коже спадаться под давлением воды. С Собой аквалангист брал мешочки с песком – балласт, резервуар с воздухом (на случай экстренного всплытия), нож и веревку, а так же рожок для подачи сигнала о всплытии наверх.

Изобретения Леонардо да Винчи в области воздухоплавания

Всю жизнь Леонардо мечтал о небе. Он считал страшной несправедливостью невозможность полета в облаках и всячески работал над ее устранением. Среди рисунков и набросков, дошедших до наших дней, есть модель устройства для полета, которую принято считать прототипом вертолета. Отсутствие современных материалов, используемых в самолетостроении, в военной промышленности, значительно усложняло работу ученого, но он искал варианты среди того, что было ему доступно.

Например, в случае с «вертолетом», винт аппарата должен был быть изготовлен из накрахмаленного льна. А приводить его в движение для запуска предполагалось вручную. Идея осталась не воплощенной. Леонардо утратил к ней интерес, переключившись на естественное крыло, созданное природой.

  • Долгими и безуспешными, но, безусловно, интересными с точки зрения современных исследователей, были попытки создать аппарат, летающий, как птица и обладающий возможностью поднять в воздух человека. Отбросив эту идею, Леонардо да Винчи увлекся планирующим полетом. Конструкция крепилась к спине человека, позволяя управлять ею и изменять направление полета. Та часть, которая непосредственно крепилась к телу, была самой широкой и неподвижной, а вот кончики можно было сгибать с помощью тонких тросиков, меняя, таким образом, вектор полета.
  • Как ни удивительно это звучит, но и парашют был изобретен тоже да Винчи. Он описывал его, как тканевый купол, с высотой примерно 7,2 м. Ученый утверждал, что с таким приспособлением можно прыгать с любой высоты, не опасаясь за свое здоровье. Техническое воплощение этой бесценной идеи свершилось лишь в начале двадцатого века – ранцевый спасательный парашют, который крепился на спине и открывался в воздухе, был создан русским изобретателем Глебом Котельниковым.

Леонардо да Винчи разрабатывал и самодвижущиеся машины

Но не только в небе и под водой искал вдохновение для своих открытий и идей великий итальянец. Дела земные его, к счастью, интересовали не меньше. Ведь именно Леонардо изобрел первый …автомобиль! Пружинный механизм приводил в движение повозку о трех колесах, а дополнительное четвертое колесо располагалось впереди на деревянном рычаге и служило для поворотов машины. Задние колеса приводились в движение с помощью системы шестеренок. В жизнь подобное чудо техники, для движения которого прикладывали силу два человека, было воплощено лишь спустя сто с лишним лет, а настоящие автомобили появились еще позже.

Напоследок, стоит упомянуть о большом количестве «повседневных» изобретений, которые с успехом используются по сей день (несколько доработанные и модернизированные, но ведь этот факт не умаляет заслуги Леонардо да Винчи). Им был изобретен прибор, позволяющий сверлить дерево и землю, колесцовый пистолетный замок, признанный еще при жизни изобретателя, телескоп с двумя линзами, велосипед, катапульту, прожектор – этот список можно продолжать очень долго.

После себя Леонардо оставил около тринадцати тысяч страниц рукописей, и не все из них на сегодняшний день полностью расшифрованы. А найденный в 2005 году тайный архив Леонардо позволяет надеяться, что есть еще тайны и загадки, которые оставил после себя пытливый, гениальный изобретатель.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения