Понятие «самовоспитание», его методы и приемы. Самовоспитание. Методы самовоспитания. Критерии самовоспитания

Страница 25 из 29

Методы самовоспитания

В самосознании формируются также специальные центры управления самовоспитанием. Методика самовоспитания в основном сводится к применению личностью и коллективом трех групп действия: «самопознания, самопринуждения и самообладания». В то же время, в самовоспитании применяются и другие приемы, способы и т.д. Но здесь возникают разночтения из-за неточности формулировок и определений. Вот почему необходимо дать ряд определений.

То, что называют группами действий (самопознание, самопринуждение, самообладание) есть не что иное, как комплекс приемов самовоспитания. Прием? это способ воздействия на себя (например, самоприказ). Но, по логике, сумма приемов дает метод. Почему же мы говорим не о методах самовоспитания, а именно о группах действий?

Чтобы разобраться во всем этом, остановимся подробнее на группах действий (способах работы над собой).

Говоря о процессе воспитания, мы имеем в виду изучение личности; говоря о самовоспитании и наблюдении, имеем в виду соответственно самопознание и самонаблюдение. Если ее метод? способ организации деятельности, то методы самовоспитания? способы организации работы над собой. Вот почему считается правильнее говорить именно о группах действий, а не о методах самовоспитания, хотя управление действиями извне можно вполне назвать методами самовоспитания.

1-я группа действий по самовоспитанию? самопознание. В нее входят самонаблюдение, самопроверка, самоанализ, самооценка, самокритичность. Самонаблюдение включает в себя ряд частных приемов: внимание к собственному внутреннему миру, фиксацию фактов о своих положительных и отрицательных качествах, интроспекцию (углубление в себя), самовыражение и его анализ.

Самопроверка включает такие приемы самопознания, как постановку себя в определенные условия, анализ результатов своей деятельности в этих условиях, связь между действиями и чертами характера.

Пока трудно дать перечень точных приемов в каждом из способов самовоспитания. Механизм самовоспитания еще недостаточно исследован. Поэтому трудно говорить о приемах самокритичности, самоанализа, самооценки. Они друг с другом тесно связаны, в них немало общих элементов. Например, сравнение себя с другими важно и для самоанализа, и для самооценки, и для самокритичности.

2-я группа действий по самовоспитанию? это самообладание, самоуправление поведением. Сюда входят самодисциплина, самостоятельность, активность, выдержка и т.д. В качестве отдельной группы действий выделяют самопринуждение (самоотчет, самоприказ, самонаказание, требовательность к себе и др.).

В то же время, все это одна группа приемов самоуправления поведением. Для самовоспитания важно где-то усилить свои действия, где-то от них воздержаться, где-то заставить себя согласиться а где-то проявить волю к победе.

3-я группа действий по самовоспитанию? методы регулирования своего эмоционального состояния: самоодобрение, самоосуждение, самовнушение.

Процесс самовоспитания включает в себя взаимодействие всех указанных способов действий по самовоспитанию. Сочетание этих действий проявляется в конкретных методах работы над собой. Среди них существуют коллективные, групповые методы самовоспитания (коллективные обязательства, занятия в группах по интересам, подготовка к профессии, коллективная подготовка к военизированным играм и т.д.). Но коллективные методы самовоспитания все-таки редко применяются? главным образом как способы обучения работе над собой. Индивидуальными методами самовоспитания являются задания самому себе, самообязательства, личные планы работы над собой, составление девизов и правил жизни и др.

В целом процесс самовоспитания включает в себя комплекс способов и методов. Для него характерны следующие признаки:

Самовоспитание - это всегда процесс осознанного развития сил и способностей. Интеллектуальная насыщенность развития при самовоспитании такова, что осознается, оцени-вается, анализируется весь процесс развития. Сознательный характер деятельности личности? главный признак самовоспитания. Самовоспитание - всегда процесс, насыщенный максимальной мыслительной деятельностью, где оценивается все: мир, люди и сам субъект воспитания;

Самовоспитание предполагает максимальную самостоятельность личности. Всякое педагогическое принуждение недопустимо, оно ведет к прекращению работы над собой. Самовоспитание предполагает, что воспитанник сам выбирает идеал, ставит цель, отбирает методы, составляет план самосовершенствования, А для всего этого необходимо максимальное развитие самостоятельности воспитуемого во всех сферах его деятельности. Самовоспитание? высшая по насыщенности любыми проявлениями самостоятельности форма саморазвития и самосовершенствования личности, Вот почему самовоспитание? самоуправляемый, саморегулирующийся процесс во всех его звеньях и элементах;

Самовоспитание? наиболее активная, интенсивная форма саморазвития ребенка. Вот почему третьим его признаком является высокая активность воспитанника в процессе развития запланированных им свойств, качеств, сил и способностей.

Эта активность относится не только к деятельности по самосовершенствованию, поскольку в самовоспитании воспитуемый активно преобразует не только себя, но и окружающий его мир, улучшает не только свои качества, но и обстоятельства, в которых он живет. Вот почему, когда это возможно, работающий над собой любую свою деятельность в состоянии превратить в самовоспитание. Так, для ребенка, решившего стать художником, и уроки рисования становятся самовоспитанием. Работа над собой неотделима от всей деятельности, которой занят ребенок.

Долгое время утверждалось положение о том, что самовоспитание есть результат и условие воспитания, что правильно организованное воспитание ведет к самовоспитанию. В то же время в результате исследований были установлены следующие научные факты.

Во-первых, никому не удалось добиться всеобщего вовлечения всех учащихся и даже взрослых в постоянную работу над собой. Каждый работает над собой, но не всегда регулярно, все дети являются не только объектами, но и субъектами воспитания, однако прямого перехода от воспитания к самовоспитанию нельзя обнаружить в большинстве случаев. Само воспитание по своему существу? процесс прерывистый и неустойчивый.

Во-вторых, ни один из ученых не привел ни одного достоверного факта самовоспитания в нескольких направлениях одновременно. Как правило, школьники работают над собой преимущественно в одной области и для достижения одной цели. Самовоспитание оказалось процессом односторонним.

В-третьих, главным источником самовоспитания являются не внешние, а внутренние факторы. Например, в подростковом возрасте самовоспитание проходит наиболее интенсивно тогда, когда его стимулами являются интерес к какой-либо деятельности. Среди старшеклассников самовоспитание стимулируется наиболее сильно профессиональной направленностью и подготовкой себя к будущей жизни, труду. Воспитание переходит в самовоспитание во всех случаях тогда, когда оно направлено на развитие способностей, дарований ребенка. В других случаях даже самое правильное воспитание не приводит к самовоспитанию, а лишь стимулирует приспособление и подражание.

Переход воспитания в самовоспитание зависит и от внешних влияний, и от внутреннего состояния, от потребностей психического развития.

В обычных условиях формы саморазвития носят смешанный характер, причем тесно перепле-таются ориентация на взрослого, коллектив, подражание и приспособление. Но в ответственные периоды жизни ребенка, когда требуется ускорение темпов развития, когда формируется что-то очень важное во внутреннем мире человека, например его дарования, включается самовоспитание как наиболее интенсивная и быстрая форма развития сил и способностей.

Самовоспитание выступает как ускоритель психического развития в решающий момент и на главном направлении движения личности. Вот почему самовоспитание? процесс прерывистый и преимущественно односторонний

В решающие моменты развития психики в этот процесс как бы включаются в ее резервы, и тогда начинается самовоспитание. Если бы человек работал над собой всегда и во всех направлениях, это неизбежно потребовало бы громадной психической энергии, нервных затрат, привело бы к перенапряжению психики, к срыву в развитии ребенка. Значит, самовоспитание в значительной мере есть резерв психического развития, им надо пользоваться осторожно, разумно, и это - задача воспитателей. Но если в этот важный период воспитание не будет связано с самовоспитанием, если оно будет противостоять ему, работа над собой может задержаться, исказиться или прекратиться совсем. Воспитание всегда было и остается важнейшим условием и фактором рационального самовоспитания.

Поэтому рассматривать самовоспитание лишь как осознанное саморазвитие, не видя другой его стороны? связи с воспитанием, было бы неправильным. Самовоспитание есть одновременно процесс субъективного преломления и отражения воспитания. Без связи с воспитанием самовоспитание не может протекать нормально.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности

Введение 2

Сущность, методы и этапы самовоспитания 3

От самопознания к самовоспитанию 6

Этапы самовоспитания 8

Заключение 10

Список литературы 12

Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.

Сущность, методы и этапы самовоспитания

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: "Не плачь - ты мужчина", "Не пачкайся - ведь ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает эталоны "хорошего - плохого". И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОВОСПИТАНИЯ

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием ” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.

В книге “Воспитай себя ” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя ” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера ”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дейла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей ”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.

Методы самовоспитания

К методам самовоспитания относятся:

1) самопознание;

2) самообладание;

3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития.Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.

Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

В. Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

От самопознания к самовоспитанию

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. "Познай самого себя" - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

Очевидно, понятно как важно заниматься самоизучением, самопознанием, как полезен самоотчет, программа и применение таких средств, как самоприказ и самообязательство.

Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения.

Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).

Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает. Владеющие, методом самоанализа никогда не позволяют себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над

Этапы самовоспитания

Процесс самовоспитания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов.

1. Первый этап - принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).

2. Второй этап - самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека.

3. Третий этап - выбор средств, составление плана.

Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.

4. Четвертый этап - реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.

Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить тот, я думаю, неоспоримый факт, что задатки творческой личности есть у каждого человека. Нужно эти задатки обнаружить и исходя из них, формировать свою неповторимую творческую личность. Пожалуй, не стоит вкладывать в понятие "творческая способность личности" только художественно - эстетическую направленность. Творчество присутствует в любой работе, во всяком учении, стоит лишь немножко включить воображение.

Итак, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попытался выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во-первых, это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания.

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой хочу добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судишь о себе, верные ли цели я ставлю и нужные ли приемы выбираю.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

самовоспитание личность самостоятельное развитие

Таким образом, если убедить себя в необходимости самовоспитания, то процесс формирования творческой личности будет протекать более эффективно.

Таким образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития творческих способностей личности. Самовоспитание помогает подростку справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своему творчеству критично, что в большей степени обуславливает уровень профессионализма в той или иной творческой деятельности, т.е. критично относясь к своей деятельности человек, видит, где ему стоит "поднажать", а где и "попустить", или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.

Список литературы

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.

2. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2006.

3. Дебесс М. Подросток. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… Мн.: Высш. шк., 1986.

5. Малахова И.А. Развитие личности. Ч.2. Художественно-творческая деятельность. Мн.: "Беларуская навука", 2003.

6. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии.8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия "высшее образование".) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005.

9. http://www.vfly.ru/book/lichnost_samosozid_i_tvorch. htm

10. http://www.ageyev. kz/books/Deyatelnost/Chapters/7/7.6 htm

Тест на определение уровня воспитанности

Инструкция: обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося.

5 - качество проявляется всегда;

4 - качество проявляется часто;

3 - качество проявляется редко;

2 -качество не проявляется никогда.

Критерии (показатели воспитанности)

оценивая

Оценка родителя

Оценка учителя

(итоговая

Любозна­тельность

Познавательный интерес к учебе

Мне нравится учиться

Я сообразительный

У меня развита речь

Мне нравится выполнять задания

Средний балл

Отношение к школе, обществу

Я выполняю правила для учащих­ся

Я выполняю устав школы

Я следую нормам и правилам че­ловеческого общежития

Я добрый в отношении с людьми

Я участвую в делах класса, шко­лы

Средний балл

Прилежание, трудолюбие

Я стараюсь учиться хорошо

Я помогаю другим в делах

Я обращаюсь за помощью сам

Помогаю в семье выполнять домашнюю работу

Люблю дежурить в классе

Помогаю учителю

Средний балл

Бережное от­ношение к природе

Бережливость к земле

Бережливость к растениям

Бережливость к животным

Средний балл

Красивое в жизни

Аккуратен в делах

Опрятен в одежде

Люблю красивое вокруг себя

Вежлив в отношении с людьми

Посещаю кино, театр, выставки, бываю в парке...

Средний балл

Отношение к себе

Умею управлять своим поведени­ем

Соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

У меня нет вредных привычек

Забочусь о здоровье

Умею организовать свое время

Средний балл

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осу­ществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со спо­собностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт че­ловечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами раз­вития человека являются самовоспитание, самообразование, са­мообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самовоспитание это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно по­ставленными целями, сложившимися идеалами и убеждения­ми. Самовоспитание предполагает определенный уровень раз­вития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками дру­гих людей. Отношение человека к своим потенциальным воз­можностям, правильность самооценки, умение видеть свои не­достатки характеризуют зрелость человека и являются предпо­сылками организации самовоспитания.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невоз­можно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганиза­ции по усвоению опыта поколений, направленной на собствен­ное развитие.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устрем­лений и самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «само­обучение» педагогика описывает внутренний духовный мир че­ловека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь усло­вия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот по­чему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости:

Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов из­вне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построе­ние программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приема­ми мобилизации и расслабления.

Низкий уровень: отсутствие потребности и способности са­мому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внут­реннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие ин­тереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов:

■ самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);

■ самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

■ осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);

■ самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком це­лей, программы действий, контроля за выполнением програм­мы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Основные методы самовоспитания:

1. Самопознание , которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

2. Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

3. Самостимулирование , которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

4. Самопомощь - умение поддержать себя, вывести себя из тяжелого душевного состояния, умение самоубеждением облегчить самую слож­ную ситуацию, умение, не уходя в переживания, решать проблемы в психологически некомфортном состоянии стресса, что, в конечном итоге, учит самоорганизации всей жизни.

Обучение навыкам самопомощи базируется на:

социальной активности, высокой восприимчивости к усвоению норм,

ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых;

формировании и развитии воли;

готовности к сильным чувствам, активизирующим внутреннее внимание.

В организации самовоспитания важную роль играют развитие и расширение всех видов деятельности учащихся: умственной, физи­ческой и т. д. Важную роль в этом играет личность педагога, который представляет собой один из основных образцов поведения.

Проблема современного воспитания

Этот процесс не всегда оказывается эффективным из-за расхожде­ния между декларируемыми и реально разделяемыми ценностями со стороны воспитателей. Не об этом ли писал еще К. У. Ушинский: «Как бы далеко ни запрятал воспитатель или наставник свои глубочайшие нравственные убеждения... они выскажутся... и будут действовать тем сильнее, чем скрытнее»?

В залючени подводя итоги лекции важно подчеркнуть, несмотря на то, что затруднительно дать единственно верное опреде­ление того, что такое «воспитание», не вызывает сомнения, что вос­питание - один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей, а предмет воспитания - человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Психология воспитания изучает закономерности и механизмы формирования личности человека, динамику становления, развития и проявления ее свойств.

Основными направлениями воспитания являются воспитание ученика (умственное воспитание), труженика (трудовое воспитание), семьянина (семейное воспитание), воспитание гражданина России и мира (гражданское воспитание), нравственное воспитание.

Методика комплексной, коллективной организации воспита­тельного процесса по И. П. Иванову складывается из планирования воспитательной работы, реализации коллективных творческих дел с участием воспитателей и воспитанников, а также организации товари­щеской воспитательной заботы.

Отношение человека к своим потенциальным возможностям, пра­вильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовос­питания.


Похожая информация.


"Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский)
Важную роль в развитии и становлении личности играет самовоспитание. Как-то мой отец сказал мне, что "ты должен бороться с самим собой". Родители никогда плохого не посоветуют с одной стороны, но с другой когда ты осознаешь это сам, это уже часть победы над собой. Пусть и небольшая, но это важно.Самоосознание важности борьбы над собой это сигнал к тому, что ты отказываешься от образа папиной дочки, маменькиного сынка или грудного сосунка. Научившись противостоять не только давлению родителей будучи взрослым, но также давлению толпы и извне ты разрушаешь в себе психолгию марионетки и манкурта, которого сильные мира сего попытались бы использовать в своих корыстных интересах, оставив тебя и твой народ с гавном на блюдечке, да еще и насмехнувшись над тобой. Психологически сильных людей боятся и ненавидят, нередко угрожают расправой. Самовоспитание это не только занятия спортом; помимо силы ты обязан(а) включать собственные мозги, чтобы тебя не грызла твоя же совесть. Совесть — это твой собственный регулятор, мозг — аппарат для анализа и принятия решений. Их взаимосвязь сродни отношениям мужчины и женщины. Даже обратившись к слогану социал-дарвинизма "кто сильнее, тот и прав", правы и сильны те, кто работает над собой на протяжении всей своей жизни. Вот откуда и рождается ненависть у тех, которые всю свою жизнь живут ради наживы и презрения.


"У тебя есть враги? Хорошо. Значит тебе есть, что защищать." (Уинстон Черчиль)
Вывод: БОЛЬШЕ ВРАГОВ — БОЛЬШЕ ЧЕСТИ! "ВСЕ, ЧТО НЕ УБИВАЕТ, ДЕЛАЕТ СИЛЬНЕЙ" (Ф. Ницше)

Согласно определению, самовоспитание - это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, или, проще, самовоспитание — выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными.

Самовоспитание - очень важная сторона воспитания, которая реализуется как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы "самости" на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция позволяет сдержанно относиться к другим людям и терпимо воспринимать их недостатки, вырабатывая умение не раздражаться в самых критических ситуациях. В выработке нравственной культуры, мужества, в формировании эрудиции и в умении руководить людьми немалую роль играют приемы самовоспитания.

Самооценка (самоанализ)

Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя, поэтому самовоспитание начинается с самооценки. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.

Самоконтроль

Самоконтроль обязательный прием самовоспитания, способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил. Он уберегает от ошибок в поведении и в работе. Но самоконтролю нужно упорно учиться. Это вовсе не простой прием самовоспитания, как может показаться на первый взгляд. Здесь очень много тонкостей. Прежде всего, контролировать одновременно можно число объектов, которое не превышает объем внимания, а в трудных условиях человек может успешно контролировать что-либо одно. Иначе число ошибок может увеличиться.

В каждом конкретном случае надо строго определить, что контролировать и поставить перед собой точную задачу: чего не сделать, от чего удержаться и что сделать наилучшим образом. Никогда не выпускайте себя из-под контроля, чтобы избежать ошибок в своей работе.

Самосознание, самоуважение

Выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя успешным.

Отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии рождают массу вопросов о жизни и о себе. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее Я перестаёт совпадать с внешним, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

Самовнушение

Оно помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул.

Неприятные эмоции, сопутствующие боли, исчезают при переключении внимания. Г. Гейне переставал чувствовать преследовавшую его мучительную боль, когда сочинял стихи. Исследовательская работа помогала избавиться от болевых ощущений философу И. Канту, физику Б. Паскалю, писателю Н. Островскому. Люди заметили давно, что мысли о боли многократно ее увеличивают. Еще Л. Сенека писал: «Боль легко перенести, если не увеличивать ее мыслями о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это ничего, или, по крайней мере, — это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро пройдет, — то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит». Самовнушение или увлечение каким-то делом создает в мозгу очаг возбуждения, который став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и те, которые вызывают ощущение боли.

Академик Кассирский говорил студентам:" — Когда вы даете аспирин — это лекарство. А когда я даю лекарство — это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет. На этом принципе основано применение плацебо, которое авторитетный врач называет новым сильнодействующим лекарством."

Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.

Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения, еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки.

Еще в 20-е гг. своеобразную школу внушения создал французский целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно выполнять эти обязанности. Здесь помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.

Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.
Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!» . С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

Самопринуждение

Обязательный прием самовоспитания, которым должны владеть все школьники и взрослые люди. При выявлении причин неуспеваемости школьников мы сталкиваемся с тем, что они не могут заставить себя заниматься теми учебными дисциплинами, которые им не нравятся, не могут заставить себя прекратить чтение интересной книги, чтобы выполнить школьные домашние задания.

Часто такое поведение наблюдается и у взрослых. Смотреть телевизор, лежа на диване, конечно же, гораздо приятнее, чем убирать в квартире или помогать детям в освоении учебных программ и решении их локальных и глобальных проблем.

Самокорректировка

Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение.
Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.

Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков. Самое трудное, по его мнению, — подчинить контролю движение собственной мысли.

Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Саморегуляция

Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться — движение. Очень хорошо молча и задумчиво пройти по кабинету, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают руководителя от ситуации, успокаивают.

В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.

Самостимуляция

Мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самоободрения, самопоощрения, самоосуждения и самонаказания.

Самоободрение наиболее полезно слабовольным неуверенным в себе людям. Этот прием рекомендуется для настойчивого использования после разных неудач: на работе, на экзаменах, на спортивных соревнованиях и т. д., чтобы не потерять уверенности в своих силах, в своих возможностях, в своем обязательном будущем успехе.

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя (самопоощрить), мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.

Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы — одна из причин повышения нервозности, депрессий.

Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания.

Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.
Слабовольные люди часто себя ругают вне всякой связи с самовоспитанием, но лучше от этого они не становятся. Поругав себя, они потом опять делают то же. Поругав себя за что-либо, обязательно делайте для себя определенные выводы и старайтесь в следующий раз вести себя и работать лучше, чтобы ругать себя не приходилось.

Воля , как сознательная саморганизация и самовоспитание (саморегуляция) деятельности, направленное на преодоление внутренних трудностей — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.

У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли.

Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели.
Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие.

Так, решительность—это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” говорит, в свою очередь, о неразвитости воли.

Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающееся в коллективистском самоопределении.

Приемы самовоспитания волевых качеств могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий:

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”.
Приемы: самоанализ, самоконтроль, самопринуждение

2. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.
Приемы: самоконтроль, самопринуждение, самоприказ

3. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеждений. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.
Приемы: самосознание, саморегуляция

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.
Приемы: самоконтроль

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

Таким образом, при формировании волевых качеств личности можно рекомендовать использовать следующие приемы самовоспитания:
— самоанализ
— самоконтроль
— самоприказ
— самопринуждение
— самосознание
— саморегуляция

Подытожу: научитесь работать над собой и побеждать себя, чтобы вас не спрашивали, правду вы говорили или нет.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются:

ü самоубеждение и самовнушение;

ü самообязательство;

ü самокритика;

ü мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия - т.е. сопереживание);

ü самопринуждение (самоприказ);

ü самонаказание

1. Метод самоубеждения. ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривать вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.

2. Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

3. Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух, в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

4. Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

5. Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

6. Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.



7. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре выделяются ряд компонентов:

ü критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;

ü разработка программы самовоспитания;

ü определение его методов;

ü аутотренинг, т.е. непосредственная (внушающего плана) работа личности над собой;

ü самоконтроль.

Важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося имеет педагогическое руководство.

В целом организация педагогического руководства самовоспитанием осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

· формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

· оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

· практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации

Практическая работа по реализации этих направлений позволит учащимся получить более ясное представление о содержании работы над собой.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек - выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

27Воспитательная ситуация составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве. Ситуации – это клеточки педпроцесса, обладающие определенной автономией в нем и в то же время представляющие его. Выражается она как конкретные воспитательные отношения, возникающие в зависимости от того, как организован педпроцесс и вся воспитательная система образовательного учреждения. Воспитательная ситуация состоит из ее участников, т.е. субъектов педпроцесса, возникшего противоречия между ними и способов его разрешения. Ситуации в педагогическом процессе очень похожи на акты и действия в пьесе. Проживание таких ситуаций и есть накопление жизненного опыта, в том числе ученического и учительского. Воспитательные ситуации классифицируются по месту возникновения (на уроке, во внеклассной работе, в кружке и т.д.), по степени проективности (стихийно возникшие и плановые, созданные преднамеренно), по степени оригинальности (стандартные типовые и нестандартные), по степени управляемости решения противоречия (жестко управляемые и неуправляемые), по участникам (между учащимися; учащимся и учителем; учащимся; учителем и родителями), по характеру противоречия (конфликтные и бесконфликтные, проблемные, критические), по содержанию (ситуация успеха, подавления, перевоспитания). Большинство воспитательных ситуаций носит коммуникативный характер и является ситуациями общения, в общении, через общение и разрешаются.

В процессе обучения и воспитания важной единицей анализа оказывается учебно-воспитательная, педагогическая ситуация. Все социальные ситуации, к числу которых относятся и учебно-воспитательные, отличаются исключительной сложностью, динамичностью, изменчивостью, противоречивостью и неопределенностью, т. е. такими параметрами, которые придают им проблемный характер. Ситуацию, включающую неопределенность, а следовательно, требующую решения, принято называть проблемной.

В педагогике учебно-воспитательная, педагогическая ситуация определяется как реальная обстановка, в которой принимаются решения о способах педагогического взаимодействия и воздействия на военнослужащего, с тем чтобы перевести его из исходного состояния обученности, воспитанности, подготовленности в качественно новое. Осознание ситуации и соотнесение ее с целями обучения и воспитания образуют педагогическую задачу. По степени обобщенности ситуаций, задач и решений применительно к области обучения выделяют три уровня.

К первому относятся ситуации, задачи и решения, связанные с определением перспектив развития, обучения и воспитания человека.

Второй уровень касается определения общих принципов и стратегий решения проблемных ситуаций.

Третий уровень образуют конкретные педагогические и учебные ситуации.

В проблемной ситуации человек проявляет три основных типа поведения. При первом он вообще не пытается разрешить ситуацию из-за ее низкой для него субъективной значимости или при изменении им целей. При втором типе поведения использует ранее известные и применяемые им способы действия. Третий тип поведения связан с ситуациями, когда человек вынужден формировать новые способы действий.

Отражение в сознании человека соотношения его целей с конкретной ситуацией называется задачей. Перевод проблемной ситуации в педагогическую задачу возникает всякий раз, когда необходимо подвинуть учащегося с одного уровня обученности и воспитанности на более высокий, когда существует множество способов решений и возникает необходимость выбора одного (лучшего) с точки зрения заданного целевого критерия, когда имеются объективные и субъективные ограничения в средствах и условиях достижения целей. Специфика учебной задачи состоит в том, что предусмотренные педагогом способы ее решения должны вести к изменению и психическому развитию самих обучаемых. Этим она отличается от всех других задач, цель и результат которых заключаются не в изменении самого субъекта деятельности, а ее предмета.

При характеристике учебных задач принято выделять в них такие параметры, как сложность и трудность.

1 . Сущность воспитательного процесса .

Воспитательный процесс - это двухсторонний взаимосвязанный процесс деятельности учителя и ученика. Учитель организует, планирует, направляет,

корректирует, а ученик или поддается воздействию, или проявляет противоборство к воспитательным воздействиям. Ученик одновременно выступает и как объект воспитания (руководят взрослые), и как субъект (сам действует, усваивает). Поэтому воспитательный процесс связан со сложными и глубинными, внутренними отношениями, пронизывающими все составные элементы процесса воспитания.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешние объективные факторы становятся достоянием внутренних, субъективных

качеств личности ребенка, т.е. переводятся в область сознания, а затем это отражается в результатах поведения и деятельности. Личность формируется в единстве многих факторов (социальных, биологических, внешних, внутренних). Чем грамотнее воспитатель, тем воспитание становится подвластным управлению. Источником регуляции поведения являются потребности, которые становятся основным видом отношений человека к окружающей действительности. От удовлетворения потребностей зависит само существование и место человека в обществе. Поэтому смысл воспитательной работы лежит в “отборе и воспитании человеческих потребностей” (А.С.Макаренко). В психике ребенка находятся регуляторы поведения: убеждения, мотивы, интеллектуальная и эмоционально-волевая активность. Эффективность воспитания будет выше, если оно обогащает и перестраивает потребности и мотивационную сферу личности и развивает ее активность. Сущность человеческой личности проявляется в поступках и деятельности. Для этого недостаточно лишь одного желания; здесь необходимы отдельные поступки совершать многократно. Чтобы сознание перешло в акт поведения, следует связать длительные упражнения в правильном поступке, реальные взаимоотношения и организацию жизни детей на основе деятельности и общения. Длительные упражнения в поведении порождают навыки и привычки поведения. Эти привычки могут становиться свойством личности. “Добрая привычка - это прочный капитал человека” (К.Д.Ушинский). Сама личность может достигать определенных результатов через самовоспитание, т.е. внутренней деятельностью, направленной на выработку ценных качеств личности с точки зрения самой личности. Процесс воспитания имеет определенные характерные особенности, он является процессом:

Целенаправленным;

Двусторонним;

Многофакторным;

Организованным;

Комплексным (качества формируются не поочередно, а сразу):

Длительным, непрерывным;

Сложным, многогранным.

Для процесса воспитания характерна отдаленность и неодинаковость результатов воспитания.

6. Закономерности воспитания . Закономерности – это существенно необходимые внутренние связи между причиной и следствием. В основе воспитательного процесса лежат закономерности, отражающие объективные потребности общественной жизни, социальной сущности и естественной природы человека. Личность является носителем определенной социальной программы. Будучи совокупностью интегрированных социально значимых черт, личность выступает субъектом познания, общения, труда и эмоционально-волевых характеристик. Основные закономерности:

(Закономерности и методы воспитания- это устойчивые, повторяющ. и существенные связи воспитательного процесса. Реализация которых, позволяет добиваться эффективных результатов в процессе воспитания.)

1. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящими классами (идеология). Может существовать в 21 веке.

2. Единство цели содержания и метода воспитания

3. Неразрывное единство обучения и воспитания. Воспитание (в пер смысле) – воспитание нового поколения. Воспитание (узко) работа с определенными группами учащихся

4. Воспитание личности происходит только в процессе вкл ее в деятельность

5. Воспитание есть стимулирование активности формирования личности в организуемой деятельности

6. В процессе воспитания необх проявл гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью

7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы роста, помогать им добиваться

8. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них

9. В воспитании необходимо учитывать возможные и индивидуальные особенности

10. Воспитание должно осуществляться через коллектив и в коллективе

11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности пед усилий учителей, семьи и общ организаций

12. В процессе воспитания необх побудить ребенка к осуществл самовоспитания

8. Понятие о методах воспитания .

Метод - это способ или путь воздействия на сознание, волю, чувства, поведение, отношения детей. Метод состоит из приемов. Чтобы вызвать готовность ребенка к воспитательному воздействию, учитель создает внешние условия и организует деятельность. Организация форм воспитания- это как бы “внешняя оболочка” функционирования деятельности (урок, собрание, экскурсия и т.п.). Средства воспитания - это методические пути в решении воспитательных задач (пособия, кино, книги) и виды деятельности (игра, обучение, труд). Результат воспитания зависит от умелого использования методов, приемов, средств и норм организации воспитательного процесса. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему виду деятельности ребенка. Методы взаимодействуют друг с другом, усиливая свое влияние при различных сочетаниях.

Существуют классификации методов воспитания по различным основаниям:

По источникам познания (словесные, практические, наглядные);

На основе структуры личности (методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы формирования чувств и стимулирования);

По степени продуктивности (объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично поисковые, исследовательские) и др.

Методы воспитания также можно разделить на четыре группы:

1. Методы убеждений.

2. Методы упражнений (приучений).

3. Методы стимулирования деятельности.

4. Методы самовоспитания.

7. Принципы воспитания .

Принцип - это основополагающее или исходное положение, которым руководствуется учитель при организации воспитательного процесса. Принципы отражают общие закономерности воспитательного процесса, а также особенности целевых установок в формировании личности ребенка. В педагогической литературе встречаются различные подходы к классификациям принципов и методов воспитания.

Принципы воспитания:

1. Целенаправленность воспитательных воздействий.

2. Связь воспитания с жизнью.

3. Воспитание происходит в процессе деятельности.

4. Личностный и индивидуальный подход.

5. Сочетание единства требований и уважение к личности ребенка.

6. Опора на позитивное в воспитании.

7. Комплексное воздействие, взаимосвязь всех факторов в воспитании.

8. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.

9. Согласованность влияний обучения и воспитания на развитие ребенка.

25. Развитие личности в коллективе . Личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характерразвития личности зависит от уровня развития группы, в которую она включена.

Фазы развития личности в коллективе (А.В. Петровский):

1. Адаптация - в новом коллективе человек начинает осваивать действующие нормы (нравственные, учебные), постепенно овладевает теми приемами и средствами, которые присущи всем членам коллектива. Его задача - “быть как все”. Здесь происходит становление личности на фоне коллектива.

2. Индивидуализация - на этом этапе обнаруживаются и обостряются противоречия между необходимостью “быть как все” и стремлением человека к максимальной индивидуализации. Поэтому ему приходится искать свои средства и способы для осуществления своих целей.

3. Интеграция - на этом этапе происходит обострение противоречий между стремлением человека представить себя как индивидуальность и потребностью окружающих принять или одобрить лишь те его качества,которые им импонируют и способствуют общему успеху. Если противоречие не устраняется, то происходит дезинтеграция, в результате которой личность вытесняется из группы и даже изолируется. Часто в группе закрепляются положительные или отрицательные черты, благодаря контрастирующей

личности в ней. Личность принимается в одной группе, как свой человек, а в другой -отвергается. С возрастом ребенку приходится снова и снова утверждать себя в новых возрастных коллективах в качестве самостоятельной личности.Поэтому здесь возникают новые противоречия, проблемы и трудности.Поскольку все группы находятся в процессе развития, то и развитие личности будет определяться процессом развития того коллектива, в котором она интегрируется. Так происходит взаимное обогащение коллектива и личности. Педагог должен помогать сливать личные и общественные цели, и при этом личная цель не должны потеряться.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения