Егэ по литературе время. Что надо знать к ЕГЭ по литературе, чтобы сдать его

Согласно статистике, ЕГЭ по литературе сдают лишь 5 процентов выпускников. Однако с каждым годом популярность гуманитарных специальностей среди школьников возрастает, и нередки случаи, когда решение о сдаче того или иного предмета принимается в последний учебный год или вообще за пару месяцев до экзаменов. Как готовиться к одной из самых "объемных" дисциплин по выбору на ЕГЭ, рассказывает опытный преподаватель Василий Михайлович .

Существует три пути подготовки к ЕГЭ по литературе.

Первый – учиться на школьных уроках, не лениться, каждый год читать все произведения из списка книг на лето. Путь школьника – это самый простой и правильный путь, но, к сожалению, выбирают его довольно редко. Во-первых, потому что желание сдавать экзамен по литературе порой приходит внезапно. Во-вторых, не всегда удается найти общий язык с учителем, и интерес к предмету пропадает. В-третьих, лень никто не отменял. И, наконец, стоит признать тот печальный факт, что удовольствие от чтения получают далеко не все, а от чтения "обязательной" литературы школьники бегут как от самого скучного и утомительного времяпрепровождения. Но не будем больше о грустном...

Второй путь – путь джедая (или ботаника, или как там сейчас называют "книжных червей", отличников, самоотверженных умников и умниц – тех, кто готов пройти путь самурая до конца?). Самый сложный путь. Как ему следовать? Прочитать – все-все по "Кодификатору" ФИПИ, включая сведения по истории литературы, биографии писателей и критику. Кроме того, придется выучить литературоведческие термины (список там же) и, что самое важное, понять прочитанное! Не забудьте также прочитать расширенный список литературы. Нельзя ограничивать изучение творчества Льва Толстого чтением рассказа "После бала" и романа-эпопеи "Война и мир". Это много, но желательно осилить хотя бы еще два романа: "Воскресение" и "Анну Каренину". А у Тургенева нужно прочитать "Дворянское гнездо" и "Рудина" или "Дневник лишнего человека". И так почти с каждым писателем из списка. Тяжело? Тяжело в учении – легко в бою! Да, и по прочитанному и понятому не забываем писать сочинения. Тут необходима помощь. Написанные сочинения кто-то должен проверить. Ваш учитель по литературе не должен вам отказать. Если вы стесняетесь или по каким-то причинам не хотите обращаться с дополнительными просьбами к школьному педагогу, репетитор в помощи никогда не откажет. Не ленитесь и учитесь самостоятельно находить ошибки по критериям ФИПИ (см. "ДЕМО" по литературе) и исправлять их. Итак, читаем, анализируем, работаем над ошибками. И учим наизусть! Минимум треть ЕГЭ по литературе – лирика.


Третий путь – самый распространенный. Путь потребителя . Вам надо получить как можно больше баллов, читать вы будете не все, преимущественно краткие содержания. Что ж, добавьте сюда литературоведческие термины. Учить определения не нужно, но знать обязательно. Парадоксально? Может быть. Обязательно заучите по нескольку стихотворных строк каждого поэта из "Кодификатора". Занимайтесь ежедневно, хотя бы минут по 15-20. И раз в неделю – полноценное занятие-консультация: хотите – ходите на курсы, хотите – найдите репетитора. Жалко денег? Ищите видеоуроки в интернете. Со своим учителем вряд ли получится договориться, так как ваш путь ему (ей) вряд ли понравится. Тренируйтесь по КИМам (сайты ФИПИ, "Решу ЕГЭ", бумажные и электронные пособия с вариантами заданий), естественно, с ответами. Читайте, учите чужие сочинения. Если нет времени и желания развивать собственные мысли (а жаль), заимствуйте их у других. Оговоримся сразу: путь этот - утомительный и, по сути, бессмысленный. Ведь даже получив более-менее высокий балл на экзамене, вы не вынесете из процесса обучения главного - любви к литературе. А без нее жизнь теряет огромное количество граней и красок...

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно? И да, и нет. Выражаясь современным языком, на этом экзамене проверяют, в теме ли вы. На литературном ли языке говорите? Знаете ли содержание произведений? Умеете ли их анализировать в заданном ключе и формате? Нюансов много, а потому помощь специалиста крайне желательна. Он убережет от глупых ошибок, направит в нужное русло мышление, систематизирует процесс подготовки.

Для самостоятельных занятий важно правильно выбрать пособия и интернет-ресурсы. Порекомендую несколько.

Топ-5 пособий для ЕГЭ по литературе:

1) Русская литература XIX – XX веков: Конспективное изложение программных тем

В аннотации указано: "В данном пособии избрана форма изложения материала, наиболее близкая к ситуации экзамена. В каждом разделе даются вопросы, которые отражают самые существенные стороны данной темы" . Лучшей книги для абитуриента, готовящегося к экзамену по литературе, нет вот уже пару десятков лет. Здесь все просто, все по делу, объемно и емко одновременно. Это пособие известно под названием "Шурики" (по портретам двух Александров на обложке: Пушкина и Блока).

2) Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы

В этом пособии вы найдете все самое нужное, самое главное – от сюжета и системы образов до идейно-художественных особенностей. По таблицам и схемам можно повторять или учить – на ваше усмотрение. Не люблю опорные конспекты, но кому-то они действительно помогают.

3) Литература в схемах и таблицах / Е.А.Титаренко, Е.Ф,Хадыко

"В издании в сжатой, концентрированной форме приводится основной теоретический материал, охватывающий школьный курс литературы ", – говорится в аннотации. Что ж, вполне справедливо.

4) Скубачевская Л.А. ЕГЭ. Литература: универсальный справочник

Что интересно, "справочник адресован учащимся", но "издание будет полезно учителям литературы, родителям", как утверждают авторы пособия. Из-за одного этого факта стоит полистать книгу. Материала много!

5) Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература

Как преподаватель я не сторонник кратких изложений. Однако невозможно отрицать, что порой именно такие форматы получения знаний становятся палочкой-выручалочкой для выпускников. Рекомендуемое пособие - шпаргалка-бомба! Никаких конспектов. Простой пересказ произведений, причем подробный, со всеми важными деталями. Заканчивается список Шолоховым.

В этом году хорошо зарекомендовало себя пособие М.Б. Ладыгина "Литература: новый полный справочник школьника ля подготовки к ЕГЭ". Будут полезны справочники Быковой, Потапурченко, Безносова – отличное дополнение к пяти вышеназванным. Еще мне очень нравится советский учебник С.М. Флоринского "Русская литература" (в нем только классика). Отсылки к Марксу-Энгельсу-Ленину слегка отвлекают, но плюсы затмевают все недостатки. Учить литературу по советским учебникам можно, а вот некоторые современные оставляют желать лучшего.

Топ-5 электронных ресурсов:

Здесь все-все-все по алфавиту. Причем материал распределен по разделам: "Писатели", "Произведения", "Персонажи", "Словарь". В свою очередь они имеют подразделы, те – подпункты. Скажем, "Капитанскую дочку" Пушкина можно повторить по краткому содержанию здесь же. После чего почитать о произведении то, что нужно знать для сочинений. Все книги – в одном месте.

Пожалуй, наиболее полное собрание КИМов для ЕГЭ на сегодняшний день. Задания непосредственно с сайта ФИПИ (http://fipi.ru), реальные экзаменационные варианты, а также варианты из различных сборников КИМов. Сборник сборников: по вариантам, по темам, вопросы, ответы, пояснения. Ограничиваться одним этим сайтом не стоит, во всяком случае при самостоятельной подготовке.

Электронный аналог справочника для подготовки к ЕГЭ с теорией, КИМами, тестовыми заданиями с онлайн-проверкой. В чем-то бедновато, уступает двум предыдущим в глобальности, но в целом тоже неплохо. Авторы утверждают, что вы можете сами подготовиться к экзамену. Разумеется, с помощью данного сайта. Можете попробовать.

Изначально может показаться, что это сайт не столько по литературе, сколько по русскому языку. Однако разделы "Литература", "Рецензии на экранизации классики", "Фильмотека", "Готовые сочинения", безусловно, интересны. На сайте постоянно обновляются полезные новости для школьников, абитуриентов, студентов, их родителей и учителей. А знание русского языка для сдающих русскую литературу обязательно. Да, орфографию и пунктуацию сейчас на экзамене по литературе не проверяют, но работы с большим количеством ошибок не будут в приоритете. А главное, литература – искусство слова. Русская литература – искусство русского слова.

5) MyBook (youtube-канал)

Независимо от ваших возможностей и запросов, вам необходимо:

2) понимать значение основных литературоведческих терминов;

3) знать хотя бы несколько строк из стихотворений всех поэтов из "Кодификатора" по разным темам (любовь, Родина, природа, творчество, свобода, жизнь и смерть);

4) уметь писать сочинения по литературе.

Самый первый совет - начинайте готовиться своевременно! При самом интенсивном обучении за месяц вы сумеете улучшить свой результат баллов на двадцать максимум. Так что не откладывайте ЕГЭ на завтра, а приступайте к подготовке уже сегодня... Ведь летом время на самообразование найти гораздо проще. Удачи!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Учеников для сдачи экзаменов по окончании школы. Сейчас ее сдают лишь около 5% выпускников. Это происходит потому, что литература нужна для поступления на не самые популярные специальности : филолог, лингвист и преподаватель русского и литературы.

До введения ЕГЭ литература обязательно сдавалась при окончании школы в виде сочинения и оценка выставлялась сразу по двум предметам: литературе – за качество текста и раскрытие основной идеи, свое мнение и знание мнений критиков и по русскому языку – за отсутствие ошибок.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. По сравнению с прошлым годом вариант КИМ ЕГЭ 2019 изменился. Теперь в задании 17 вам предстоит выбрать одну тему сочинения из четырех (было – из трех). Максимальный первичный балл за весь тест сильно подняли – с 42 до 57. Остальные изменения не очень серьезные, можете с ними ознакомиться .

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по литературе хотя бы на тройку, достаточно было набрать 32 первичных балла. Их давали, например, за правильно выполненные задания № 1-7, 10 и 11.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл сильно увеличился, очень вероятно, что может поменяться и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:

Структура теста ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.

  • Часть 1: Состоит из двух комплексов заданий. Первый относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: включает семь заданий (1–7) с кратким ответом и два задания (8, 9) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Второй относится к анализу лирического произведения: включает пять заданий (10–14) с кратким ответом и два задания (15, 16) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений.
  • Часть 2: 4 темы сочинения (17.1–17.4), из которых нужно выбрать ОДНУ и написать текст объемом 200 слов или более.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 30
2010 29 57,59 54 313 5 422 240
2011 32 57,15 39 317 5 355 240
2012 32 56,3 46 030 4,8 324 240
2013 32 58,4 44 420 5,6 457 240
2014 32 53,6 235
2015 40 56,9 235
2016 32 235
2017 32 235
2018

ЕГЭ по литературе рассчитан на выпускников профильных гуманитарных школ и классов. Для того чтобы сдать этот экзамен, недостаточно просто «любить читать». Необходима специальная подготовка.

Заданий с выбором ответа здесь не будет. Очень мало вопросов, рассчитанных на базовый уровень. Основное внимание уделяется творческим заданиям повышенной сложности. Это часть С.
Часть С на ЕГЭ по литературе включает в себя:

Четыре ответа (в объёме 5–10 предложений) на вопросы, связанные с анализом двух конкретных художественных текстов;
Полноценное сочинение на одну из трёх предложенных проблемных тем.

Ответы на задания С1 - С4 оцениваются по критерию содержательности (точность ответа и полнота аргументации). За каждое из них можно получить до 3 баллов.
Задание С5 может быть максимально оценено 15 баллами. Здесь критериев пять:
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы;
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями;
3. Обоснованность привлечения текста произведения;
4. Последовательность и логичность изложения;
5. Следование нормам речи.

Но и здесь главное – содержание. Если при проверке работы эксперт оценивает уровень понимания проблемы нулём, задание дальше не проверяется и считается невыполненным.
Орфографические и пунктуационные ошибки на оценку не влияют. Речевые ошибки в сочинении учитываются.

Основная сложность экзамена – необходимо уметь оперировать очень большими объёмами информации. В Кодификаторе ЕГЭ по литературе указаны:
11 романов,
4 повести,
6 пьес,
9 поэм (одна из них - поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»),
около 20 рассказов,
порядка 150 стихотворений.

Древнерусская литература представлена «Словом о полку Игореве», литература XVIII века - произведениями Г. Р. Державина и Д. И. Фонвизина. Основной корпус текстов относится к XIX - первой половине XX веков. Все эти тексты ученик должен знать и разносторонне использовать. А ведь на экзамене перед выпускником будут только задание, листы для черновиков, чистовые бланки и ручка.

ЕГЭ по литературе предполагает отличное знание произведений и авторов. Хотелось бы, чтобы вы не называли повесть романом, а Чингиз Айтматов у вас не оказался Ахматовым.
Литературу надо изучать в совокупности с исторической действительностью. Досадно, когда абитуриент считает Сергея Есенина «певцом русской революции», а Пастернака – пролетарским поэтом.

Нам придётся привлекать сведения из истории литературы - без этого можно многое упустить в понимании произведения. Например, сложно правильно оценить безапелляционные резкие высказывания Чацкого, если не знать, что декабристы рассматривали такое "витийство" как особую доблесть и старались демонстрировать это в своем поведении.

Успешная сдача ЕГЭ по литературе базируется не только на том, что вы много читаете. Читать много – еще не значит качественно. Читать качественно – это запоминать и анализировать прочитанное, выносить свое суждение, проводить параллели между сюжетной линией и духовным состоянием автора. Но и этого недостаточно, чтобы отлично сдать ЕГЭ по литературе.

Основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе

Подготовка к ЕГЭ по литературе для одних - занятие более чем простое, для других - настоящая мука. Кто-то занимается литературой в школе должным образом, кому-то достался не совсем требовательный педагог, а кто-то просто лентяй - для всех подготовка к ЕГЭ будет разной. И если не любить литературу, то хорошо к ней подготовиться и сдать практически невозможно. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным расскажет эта статья. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я подготовиться к литературе за оставшееся время?» Ведь объем материала для изучения довольно велик. Давайте определимся с некоторыми важными моментами в подготовке к экзамену по литературе.

Этапы подготовки к ЕГЭ по литературе :

1. Этап первый (самый важный). Мы смотрим список произведений , который необходимо прочитать, задания составляются из этих произведений, из других на реальном экзамене Вам ничего не попадётся, будьте уверены. Львиная доля текстов должна быть прочитана за последние пять лет, а это значит, что Вам лишь необходимо будет перечитать только то, что было подзабыто. Ах, да, обязательно ознакомьтесь с разделом самые популярные вопросы .

2. Этап второй. Внимательно изучаем требования к экзамену , они даются нам в кодификаторе. Изучаем структуру экзамена, критерии, по которым тебя будут оценивать, нам может показаться, что теории, которую необходимо знать - много, но это не так.

3. Третий этап вытекает из второго. Подходим к теории литературы . На нашем сайте она представлена практически полностью. Там нет ничего сложного, зазубривать сложные формулы, которые есть в математике или физике, нам не нужно. Порой достаточно научиться отличать одно от другого, чтобы решить большую часть заданий из части В.

4. Этап четвертый (основной). Мы подходим к части С. Вновь возвращаемся к критериям (С1-С3 , С2-С4 , С5). Начинаем «отогревать застывшие чернила нашего пера». Пишем. Пишем. Критерии понятие не условное, а очень нужное, это то, чему нужно подчиняться в ходе всей работы над сочинением и вашим кратким ответом на задания С1-С4. В ходе этого этапа Вы и повторите все прочитанные произведения, теорию литературы (в критериях отдельным пунктом прописано использование теории в работе), научитесь сравнивать произведения, анализировать их.

Часть В должна прорабатываться самостоятельно . С частью С дела обстоят несколько иначе, здесь вмешивается и субъективный фактор, потому что, читая сами себя, мы невольно можем думать, что то, что нами написано есть хорошо. И нам нужен учитель, который бы трезво оценивал всю вашу писанину, давал советы, разбирал ваши ошибки, говорил Вам над чем нужно поработать и т.д. Настоятельно советую почитать методические рекомендации .

И вновь хочется повторить – чем больше пишем, тем лучше должен стать наш результат. Вы должны наладить связь со своим учителем, если нет возможности обратиться к услугам репетитора (ваш автор не рекомендует пользоваться их услугами). Но тут опять всё зависит от того, кто с Вами будет работать. Решать к кому обращаться – это сугубо личное дело каждого из Вас. А если у Вас есть друг или подруга, разбирающиеся в литературе, то почему бы не обратиться к ним за помощью?

Мы выделили 4 этапа подготовки к экзамену по литературе. Вполне возможно, что у вас стратегия иная; кому как удобнее, тот так и поступает. Грамотно распределив время, можно подойти к экзамену во всё оружие. Дело за Вами, друзья.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2013 году:

Безусловно, могу сказать, что своим высоким результатом я обязана, в первую очередь, своему преподавателю: ни одно написанное сочинение и ни один подробный пересказ не прошли даром. Но какой бы ни был замечательный педагог, нельзя забывать о самоподготовке.

Во-первых, все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте. Анализы я конспектировала строго по тому же списку, начиная со «Слова…» и заканчивая прозой, поэзией и драматургией второй половины ХХ века. Для анализа выбирала такие ключевые моменты, как год написания, история создания (при наличии), сюжет (у достаточно крупных прозаических произведений), композиция, проблематика, жанр и т.д. Та же процедура со стихотворениями. Стихотворения к экзамену тоже не заучивала, надеялась на багаж, приобретённый за годы обучения. К тому же сказывалась нехватка времени, ведь готовиться я начала только за два месяца до ЕГЭ, поэтому всем, кто собирается сдавать литературу, советую не затягивать, а начинать подготовку хотя бы со второго полугодия, ведь объём информации, которую необходимо знать, очень большой, тем более, если вы чувствуете, что пробелы имеются.
Во-вторых, очень важна теория. Все термины и понятия нужно знать и уметь различать. В повторении теории также помог данный сайт. Даже такие тонкости, как разница между рифмой и рифмовкой или системы стихосложения, были разъяснены доступным языком.
И в-третьих, тренировка с тестами и сочинениями. Здесь же можно найти обширный банк тестовых заданий и заданий уровня С. Так же для подготовки рекомендую книгу «100 дней до экзамена. Экспресс-подготовка».
К репетитору я не ездила и в последние дни перед экзаменом ходила на консультации к своему педагогу. Мы разбирали прозу и поэзию второй половины ХХ века, так как в школьном курсе она почти не даётся.

Главное, не паниковать и верить в свои силы, ведь если вы действительно стремитесь к наилучшему результату и готовы потрудиться, ваша любовь к чтению, а как следствие и к литературе вообще, вместе с качественной систематизированной подготовкой обязательно принесут вам желанные 100 баллов.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2012 году:

Я прочитала всю необходимую литературу, большие произведения вроде "Войны и мира" прочитала еще примерно за год-полгода до экзамена, не торопясь, чтобы все в голове хорошо уложилось, а маленькие начала повторять уже незадолго до экзамена, иначе они быстро забываются. Кстати, не стоит пренебрегать стихотворениями и оставлять их на последние дни, иначе будет легко что-нибудь перепутать, например, забыть автора стихотворения. Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким.

К ЕГЭ по литературе я готовилась сама, без репетитора. Ничего сверхъестественного я не делала: перечитывала все программные произведения, которые подзабыла, причём очень внимательно перечитывала, учила цитаты, литературоведческие термины. Вообще к части В я готовилась в основном в конце 10-го класса, в 11-ом я занималась только частью С, поскольку она гораздо сложнее. Тренировалась в написании С1-С5, но не слишком часто, раз в неделю, а то и в две. Главное, не сколько готовиться, а как:) Также я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха.

Нам с Вами, сдавшим и сдающим, литературу очень повезло. Потому что литература – это предмет, который нельзя зазубрить. Даже больше скажу. Это предмет, который ни в коем случае не надо зубрить. Литература призвана развивать нашу мысль, и больше всего ценится в ней новизна, индивидуальность мысли. Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов.

Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась.

Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами.

Литературу, прежде всего, надо любить. Любить всей душой.

Это один из немногих предметов, который действительно есть за что полюбить всем сердцем.

Любовь к книгам мне прививали с детства. Я никогда не читала книги, не вдумываясь. Даже так ненавистные для меня сцены природы.

Первый совет : научитесь правильно читать

Это значит, не просто пробегаться глазами и не терять нить сюжета. Это значит, переваривать каждое предложение, извлекая из него нечто для себя новое. Сопоставлять со своей жизнью, находить аналоги. Думать мыслями героев, жить внутри книги.

Я не читала истерически весь 10-11 класс всю необходимую программу.

Всю программу я и так проходила в школе. И огромное спасибо моим учителям литературы, которые, несомненно, помогли мне. Открывали такие темы, к которым я бы сама не пришла. Например, в конце 11 класса мы бегом проходили «Тихий Дон», и на одном из уроков учитель дала нам тему для сочинения за 10 минут до конца урока на полстранички. Тема была «Роль образа матери в романе-эпопее «Тихий Дон». Я развила довольно неплохо эту тему и получила похвалу.

16 июня в части одна из трех тем была: «Роль женских образов в романе «Тихий Дон». Понятно же что для меня было опорой при написании С части…

Итак, так как всю программу нам разжевывали, даже не так, не разжевывали, а учили разжевывать в школе, то дома я читала уже литературу на свое усмотрение. Зимой на меня нашел необыкновенный жор на зарубежную классику, и я осваивала ее. Повторюсь, никаких современных мастеров, только признанную классику.

Современную литературу я опробовала в 10 классе, после чего написала статью о влиянии современной литературы на молодежь и получила второе место в областном съезде юных журналистов «Серебряное перо губернии».

Кстати, изучение зарубежной классики также мне помогло при написании С части – я сопоставила Наталью и Аксинью со Скарлетт О’Хара из «Унесенные ветром».

Итак,совет второй : не надо пичкать себя всей классикой подряд. Читайте то, что Вам интересно. Произведениями по кодификатору Вас снабдят в школе сполна.

Как я уже говорила, литература учит нас анализировать и в ней ценится индивидуальность нашей мысли.

Но кроме анализа при чтении, необходимо анализировать на бумаге. Для этого мы и пишем сочинения на уроках. Однако надо постоянно тренироваться, чтобы эта способность не атрофировалась у нас. Мне было очень лень писать сочинения. У меня всегда была так называемая «болезнь чистого листа». И я нашла новый для себя способ. Может, и не совсем новый, но действенный.

Совет третий : заведите блог или дневник.

Это я сделала не совсем специально. Мне надо было куда-то выливать свои мысли, рассуждения. И это и стало своеобразной тренировкой. Я рассуждала, анализировала и приходила к новым выводам. Одна моя знакомая и вовсе анализирует произведения, и, поверьте, приходит к весьма интересным выводам. В интернете чувствуешь себя свободнее.

Совет четвертый : не бойтесь высказываться, экспериментировать на уроках.

Уроки – это подготовка к самому бою. Но это еще не бой. Двойка на уроке – это еще не двойка на экзамене. Пытайтесь думать на уроках и обязательно слушать. Сколько интересного я узнала от своих одноклассников и учителя. Столько точек зрения!

Не бойтесь сами вступать в дискуссии. Ведь, как говорится, только в спорах рождается истина. И не бойтесь развивать свою мысль на бумаге. Использовать шаблонные мысли вы всегда успеете, а собственные, на своей шкуре, так сказать, выстраданные вы можете написать в сочинении. Учитель проверит, и, если мысль дельная, то мы можете смело пользоваться ею на экзамене, как в моем случае. Если нет, то вы это уже не напишете на экзамене.

Могу Вам перечислить те произведения, которые вы должны знать практически во всех подробностях: «Война и Мир», «Мертвые Души», «Горе от ума», «Отцы и дети», «Евгений Онегин», «На дне», «Преступление и наказание».

Менее подробно: «Тихий Дон», «Обломов», «Мастер и Маргарита».

Что касается лирики, то в 11 классе мы все ее переосмыслили: учили уже не то, что покороче, но то, что больше по душе.

Итак,совет номер пять : учите лишь те стихотворения, что больше Вам импонируют.

Их не надо будет специально заучивать перед экзаменами, они сами запечатлеются в Вашей памяти.

Так же на олимпиаде мне попалось задание: сравнить три стихотворения «Памятник»: Пушкина, Державина и Высоцкого. Это мне очень помогло. Сравнение стихотворений по темам у разных поэтов помогает. Опять же. Анализируйте все. Смотрите сквозь строчки и буквы.

Совет шестой : читайте различные публицистические статьи об авторах или сочинения своих одноклассников. Так же во всех сборниках по подготовке к экзаменам есть примеры сочинений разных лет на разные темы. Вы многое откроете для себя, поверьте.

А читая различные публицистические статьи, знаете, предисловия редактора или издателя, обычно печатаются перед самим произведением, Вы уже узнаете одобренную точку зрения на то или иное произведение. Мнение взрослого литературного критика никогда не испортит Ваше мнение.

Вот как раз в этих самых статьях обычно и цитируются важные части произведений, фразы из стихотворений, которые Вы так же можете процитировать в своем сочинении. Так сказать, Вам на тарелочке с голубой каемочкой дается материал, который можно использовать, а, если еще и упомянуть в сочинении «как говорил Писарев», например, то это уже Вам в плюс.

Мне мой учитель дала в январе месяце прочитать книгу «Воскресение Маяковского» до самого изучения Маяковского. И это сразу сделало мое мнение о нем. После этой книги я могла свободно рассказывать факты его биографии и имела уже свое сформировавшееся мнение о нем, что, как я убедилась, очень ценно.

Кстати, фразы из Маяковского легко запоминать и потому их всегда можно использовать в сочинении.

Немаловажную роль играет доля наглости. Как говорила моя знакомая: «делай вид, что ты знаешь все о творчестве и о самом писателе, даже если это не так».

И напоследок, просто любите литературу, бережно работайте над ней. И она, несомненно, ответит Вам взаимностью

У Вас обязательно все получится, раз вы зашли на этот сайт и читаете эту статью.

У Вас все получится! Пусть Ваша муза не покидает Вас!

Всем выпускникам не понаслышке знакома фраза «ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти». Но не стоит отрицать, что испытание это очень ответственное и сложное, поэтому к нему нужно отнестись с полной серьезностью. В этой статье собраны самые полезные советы для подготовки к экзамену по литературе.

Специфика экзамена

Если с такими предметами, как русский язык и математика, все в целом понятно, поскольку существует огромное количество учебной литературы по ним и, конечно же, немало репетиторов, то с литературой все не так-то просто.

Во-первых, этот экзамен считается достаточно сложным, и сдают его немногие - лишь 5% выпускников. Во-вторых, многие учителя общеобразовательных школ стараются отговорить смелых учеников, которые хотят сдавать ЕГЭ по литературе, от этой затеи, поскольку боятся неудовлетворительных результатов и, главное, не желают помогать ученику в подготовке. В-третьих, иногда бывает очень сложно найти достойного репетитора по литературе (особенно если вы живете в маленьком городе). И в-четвертых, этот экзамен по своей структуре заметно отличается от всех остальных: в нем есть два фрагмента художественных произведений (эпическое/лироэпическое и лирическое), 12 заданий с кратким ответом к представленным фрагментам, четыре развернутых ответа (мини-сочинения) и большое сочинение по одной из четырех предложенных тем.

Совет №1: заранее рассчитайте, сколько страниц нужно читать в день, чтобы успеть освоить все произведения до ЕГЭ

Схема следующая: составьте список книг, которые вам нужно успеть прочесть (возможно, какие-то вы не читали, а какие-то хотите вспомнить). Затем сложите количество страниц всех этих книг. Допустим, «Герой нашего времени» (132 стр.) + «Евгений Онегин» (181 стр.) + «Гроза» (59 стр.) + «Старуха Изергиль» (68 стр.)= 440 страниц. Далее посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Предположим, 10 дней. Теперь поделите количество страниц на оставшееся время, и вы получите то количество страниц, которое нужно читать каждый день, чтобы успеть освоить все нужные произведения до дня экзамена. Например: 440 страниц: 10 дней = 44 страницы в день.

Конечно же, книг может быть гораздо больше, точно так же, как и времени до экзамена. Но с этой готовой формулой вы сможете рассчитать индивидуальное количество страниц в день.

Кодификатор - это не только документ, в котором прописаны «особые» требования и темы, но и, прежде всего, это ваш помощник в подготовке к ЕГЭ. В нем содержатся все элементы, которые нужно повторить, выучить или освоить хотя бы в общих чертах. К слову, именно в кодификаторе прописан весь список произведений, которые нужно прочитать. Самый оптимальный вариант - распечатать этот прекрасный документ и в ходе подготовки к экзамену помечать (допустим, выделять маркером) те произведения, которые вы уже прочли. Найти кодификатор можно на официальном сайте ФИПИ .

Знакомьтесь, кодификатор.

Вы наверняка думаете, что наиболее сложное задание - большое сочинение (№ 17.1 - 17.4). Да, с одной стороны, это так, ведь оно самое объемное и за него дают больше всего баллов. Но, на самом деле, самое опасное задание - задание с развернутым ответом на сопоставление лирических произведений (№ 16). Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Что же нужно делать, чтобы не столкнуться с ней? Вам нужно составить таблицу всех возможных тем (любовь, добро и зло, свобода и т.д.). К каждой теме нужно написать как минимум три стихотворения, таким образом вы будете ориентироваться в тематике лирики.

Допустим, к теме дружбы можно написать такие стихотворения: Пушкин «Пущину», Окуджава «Возьмемся за руки, друзья», Высоцкий «Песня о друге», Огарев «Другу Герцену».

Кстати говоря, пользуясь такой таблицей, будет проще учить стихотворения, ведь вы сможете выбрать по одному произведению из каждой темы.

Теория без практики - мертва. Безусловно, для вас эти слова совсем не новость. Хотя бы два-три раза в неделю полностью решайте тренировочный вариант ЕГЭ по литературе. Обратите внимание, полностью - значит вместе с сочинениями, да-да! Если вы думаете, что писать сочинения нет смысла, раз их никто не проверит, вы ошибаетесь.

Во-первых, в сборниках для подготовки к экзаменам всегда есть ответы и, как правило, примерные темы сочинений в ответах тоже есть. Во-вторых, не забывайте про прекрасный сайт Решу ЕГЭ , где обязательно можно сверить свой ответ с примерным возможным. Ну, и в-третьих, не забывайте про своих учителей по литературе.

Как бы то ни было, чем больше вы будете писать - тем больше набьете свою руку.

Конечно же, прочитав книгу, на вас нахлынивает море мыслей, вы делаете какие-то выводы о героях, об авторе и в целом о прочитанном - и это замечательно! Но взгляните правде в глаза. Хоть ЕГЭ по литературе - это самый творческий из всех экзаменов, но и здесь от вас требуют уже давно принятых суждений. Для того чтобы не попасть в просак и правильно истолковать мысли и идеи автора, важно ознакомиться с анализами произведения, а еще лучше - с критикой. Вот несколько литературных критиков, статьи которых будут полезны для понимания произведения: Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, П.В. Палиевский.

Разумеется, учителя часто говорили вам об этом. Но все почему-то игнорируют этот совет. Сейчас вы поймете, почему же так важно делать план.

Во-первых, для того, чтобы четко наметить состав своего сочинения и не уйти в другую степь. Часто бывает так, что в ходе рассуждения ученик отходит от заявленного вопроса и начинает писать совсем о другом. Так вот план не позволит вам этого сделать, ведь прежде, чем начать писать сочинение, вы уже будете знать, о чем следующий пункт (абзац). Во-вторых, на экзамене у вас будет не так уж много времени, как кажется. Поэтому набросав план мини-сочинения, вам не придется писать его в черновик и вы сможете, следуя составленному плану, писать сразу в бланк ответов №2. Что касается большого сочинения, его все-таки стоит хотя бы сокращенно написать сначала на черновике.

По мнению многих, 3 часа 55 минут - достаточно мало для такого объемного экзамена. И это действительно так. Чтобы не оказаться в ситуации, когда время вышло, а у вас еще не сделано задание (или, не дай Бог, несколько заданий!), важно правильно распределить время.

Тестовая часть (№ 1-7, 10-14) должна занять у вас не больше 15 минут. Мини-сочинения (№ 8 и № 15) - так же, примерно по 15 минут на каждое. Мини-сочинения на сопоставление (№ 9 и № 16) - постарайтесь уложиться в 20 минут на каждое. Большое сочинение (№ 17) - на него у вас должно остаться примерно 2 часа 30 минут

Котик, который следует моим советам.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения