Методическая разработка "кодификатор по литературе. фгос". Кодификатор егэ по литературе Кодификатор егэ по литературе фипи

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2019 году единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по литературе).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

4. Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1-17.4).

Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в.. литературы XIX - XXI веков (включая новейшую литературу 1990-х - 2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1-17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1-17.4 - это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы.
Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал официальные версии демоверсии, кодификаторы и спецификации к ЕГЭ 2019:

Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 г.

В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов на бланках №1 и №2 под соответствующими номерами заданий.

Все изменения в КИМ ЕГЭ не носят принципиального характера. По большинству предметов проводится уточнение формулировок заданий и совершенствование системы оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы.

Математика География Физика Химия Информатика и ИКТ - Изменений нет

Русский язык

Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.

Изменён формат заданий 2, 9-12.

Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий.

Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.

Биология

Изменена модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58.

Иностранные языки

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

Уточнены критерии оценивания выполнения задания 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена, а также формулировка задания 40, в котором участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение»

Литература

Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1-17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).

Обществознание

Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4. Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65

История

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. В задание 21 добавлено дополнительное условие, определяющее требование к оформлению ответа. Соответственно, дополнены критерии оценивания задания 21.

Редакция "сайт"

Кодификатор – это перечень книг, терминов и других элементов литературоведения, знанием которых должен похвастать выпускник на финальном этапе обучения. Данное учебное пособие ежегодно обновляется на сайте ФИПИ, и 2019 год не стал исключением. Сегодня мы уже располагаем сведениями о том, что будут спрашивать с учеников взыскательные ревизоры КИМов. Эта информация – основа самоподготовки каждого потенциального абитуриента, который уже мысленно считает необходимые для поступления баллы. Поэтому скорее сохраняйте в закладках удобный и лаконичный список книг на ЕГЭ по литературе в 2019 году от Многомудрого Литрекона. Он держит руку на пульсе и всегда вовремя вносит в него обновления, если таковые появляются в официальных источниках.

Начнем с того, что далеко не все книги, которые мы проходили на уроках, вошли в заветный список произведений. Он, как правило, сильно упрощен, и особой «жести» там не предвидится. Однако важно обратить внимание на казуистику вступления к кодификатору, где организаторы экзамена упоминают о том, что в КИМе ученик может увидеть задание по стихотворению, которого нет в перечне (стр. 4). Та же проблема с авторами, произведения которых не конкретизированы в списке.

Например, в бланке может попасться любая книга А. Платонова или Н. Лескова. Поэтому на кодификатор надейся, а сам читай все – получается так. Хорошо хотя бы то, что Л. Толстого ограничили, а то его полное собрание сочинений занимает 90 увесистых томов. Вот и думай, что из этого богатого творческого наследия просочится в ЕГЭ по литературе.

Но клеймить позором несправедливые экзамены можно вплоть до мая, а сейчас пора бы уже начать подготовку. Основные элементы расположены в хронологическом порядке, рядом с каждым из них обозначен присвоенный ему свыше код. Курсивом оформлены те определения или произведения, знание которых не проверяется на ЕГЭ, но пригодится для раскрытия того, что проверяться будет.

Код Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос , драма. Жанры лит-ы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза . Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора . Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение ), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон . Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
1.15 Литературная критика.
2

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»
3

Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
4

Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…».
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова».
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
5

Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение).
5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого: «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Пугало», «На часах»).
6

Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
7

Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне».
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
7.15А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
7.15Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…».
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого: «Юшка», «Котлован»).
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
8

Из литературы второй половины ХХ в.

8.1 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену. В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов.

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
    одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

На этом список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе подошел к концу. Многомудрый Литрекон таит в сердце надежды и упования, что данный перечень облегчит Вам путь к успеху на выпускных экзаменах.

Единый государственный экзамен по литературе один из самых сложных. По данным статистики его выбирают не более 5% учащихся. Все дело в том, что задания составлены с расчетом на программу профильных гуманитарных классов и школ. Раньше, до введения ЕГЭ, экзамен в виде сочинения был обязательным и по нему выставляли сразу 2 оценки – по литературе и русскому языку. Теперь сдать единый государственный экзамен по литературе – достаточно сложная задача для выпускника обычной школы, поскольку вопросы охватывают темы, изучаемые в профильных классах, да и сама структура билета ежегодно меняется.

Большинство преподавателей едины во мнении, что для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2017-2018 учебном году мало просто прочесть все произведения из перечня школьной программы и уметь грамотно излагать свои мысли. Необходима профессиональная подготовка, учитывающая специфику актуальных на данный момент КИМов.

В данном материале мы расскажем:

Успешно сдав единый государственный экзамен по русскому языку, математике базового либо профильного уровня (в зависимости от требований ВУЗа) и литературе, выпускник может выбрать для себя различные направления.

В 2018 году такой набор предметов предоставит возможность поступления на абсолютное большинство творческих направлений:

  • факультет журналистики или военной журналистики. Журналистика является самым популярным гуманитарным направлением с большими перспективами трудоустройства. В большинстве ВУЗов огромный конкурс на данную специальность. Помимо литературы, в большинстве случаев, будет необходим и сертификат по иностранному языку;
  • стабильно высокий конкурс на место и в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • лингвистические и филологические факультеты;
  • в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • факультет журналистики или военной журналистики (в некоторых ВУЗах также требовали сертификат по иностранному языку);
  • факультеты, обучающие творческим специальностям: графика, живопись, скульптура, реставрация, дизайн, вокал, хореография, театральное искусство и др. (во многих ВУЗах обязательным является дополнительный творческий конкурс);
  • факультеты, дающие образование продюсера, звукорежиссера, кинооператора (необходим сертификат по математике профильного уровня).

Определиться с перечнем необходимых предметов стоит еще до начала 2017-2018 учебного года, ознакомившись с требованиями к абитуриентам определенного факультета, которые можно найти на официальном сайте соответствующего высшего учебного заведения.

Все изменения, которые будут внесены в 2018 году, а также самую актуальную информацию о ЕГЭ по литературе также всегда можно найти на нашем портале.

Изменения в ЕГЭ по литературе в 2018 году

В рамках усовершенствования КИМов, Министерство образования и науки РФ разработало кардинально новую перспективную модель билетов ЕГЭ по литературе и, скорее всего, уже в 2018 году выпускникам придется столкнуться с целым рядом инноваций:

  1. Из билетов полностью исключены вопросы с кратким ответом.
  2. Число заданий по выбору участника возросло.
  3. В заданиях на сравнение необходимо будет сопоставить текст только с 1 произведением (ранее было 2).
  4. Сочинения будут проверятся более тщательно, а критерии проверки ужесточатся.
  5. Минимальный объем развернутого ответа – 50 слов, а сочинения – 250 слов (сочинения, объем которых будет менее 200 слов, оцениваются в 0 баллов).

Также вы можете узнать о нововведениях в ЕГЭ по литературе, посмотрев видео интервью с Дмитрием Баком, профессором Российского Государственного Гуманитарного Университета:

На выполнение всех заданий отводится 235 минут.

Минимальный проходной балл – 32 балла.

Для получения оценки «отлично» необходимо набрать более 67 баллов.

При оценке сочинения члены комиссии будут опираться на такие критерии:

  1. Глубина понимания проблемы и наличие своих мыслей. Содержание ответов – главное. Правильность орфографии и пунктуации не влияют на ответ, но речевые ошибки, нарушение лексических норм, будут отнимать баллы.
  2. Уровень теоретико-литературных знаний экзаменуемого.
  3. Обоснованность приведенных отрывков из произведений.
  4. Логичность и последовательность изложения.
  5. Соблюдение норм и правил русского языка.

Список произведений для сдачи ЕГЭ по литературе

Один из самых актуальных вопросов, волнующий 11-классников – это список произведений, которые необходимо досконально изучить для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в предстоящем 2018 году.

Действительно, основная сложность экзамена в необходимости владения достаточно большим объемом информации, ведь в кодификаторе ЕГЭ по литературе перечислено:

  • более 150 стихов;
  • 11 романов;
  • 9 поэм;
  • 6 пьес;
  • 4 повести;
  • около 20 рассказов.

Полный список произведений можно найти в разделе «кодификаторы» официального сайта ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Важно понимать, что качественная подготовка к ЕГЭ заключается не только в ознакомлении со смыслом различных произведений, ведь для успешной сдачи экзамена по литературе в 2018 году потребуется:

  • глубокое понимание сути проблем, поднимаемых разными авторами;
  • владение информацией о портретах и характерах героев;
  • умение проводить параллели между сюжетом произведения и духовными переживаниями автора;
  • наличие собственного мнения и умение его отстаивать и обосновывать;
  • познания из области истории литературы.

Именно поэтому, читать романы, повести, поэмы, пьесы, рассказы и другие литературные произведения необходимо в оригинале, а не по критике, а в процессе прочтения, обращать внимание на мелочи и вести читательский дневник, в котором записывать основную информацию, которая будет необходима при подготовке к ЕГЭ и написании сочинений.

  1. Писать как можно больше тренировочных сочинений, выстраивая для себя определенные шаблоны для различных тематик.
  2. Создайте карточку для каждого писателя, в которую вынесите основные даты и важную информацию.
  3. Думайте над проблематикой произведений.
  4. Не ленитесь выписывать фразы, которые можно будет использовать в сочинениях.
  5. Если что-то очень сложно запоминается, используйте схемы и зарисовки.

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений

для проведения в 2012 году

единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор 2012 г., как и в прошлые годы, опирается не только на стандарт среднего (полного) общего образования, но и на стандарт основного общего образования по литературе, что не приводит к изъятию из экзаменационного материала важнейших тем, которые традиционно присутствовали как в содержании государственного (итогового) контроля, так и в программах для поступающих в вузы (древнерусская литература и литература XVIII в., значительная часть произведений первой половины XIX в. и др.).

Разработка КИМ ЕГЭ требует конкретизации некоторых положений раздела «Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения» стандарта. Для решения данной задачи при составлении кодификатора использованы нормативные документы прошлых лет: Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 30.06.1999 № 56). Данное решение позволяет включить в кодификатор произведения, представленные и рассмотренные во всех учебниках, рекомендованных и допущенных Минобрнауки России.

Вместе с тем при разработке кодификатора 2010–2012 г. в определенной степени осуществлялась опора на нормативную базу
1998–1999 г., так как она позволяет сохранить в итоговом контроле ряд важных терминов и понятий, рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», конкретизировать перечень сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и списки стихотворений (в стандарте 2004 г. минимальный перечень стихотворений дан с установкой на дополнительный самостоятельный выбор
3–5 стихотворений). В приложении 1 дан перечень элементов содержания, включенных в кодификатор на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999
№ 56).

ЕГЭ по литературе трех последних лет в большей степени ориентируется на государственный образовательный стандарт профильного уровня, что заложено в общей концепции единого государственного экзамена и соответствует следующим специфическим особенностям двухуровневого стандарта по литературе:

– в стандарт профильного уровня полностью включен стандарт базового уровня;

– большая часть отличий стандарта базового и профильного уровней не сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена ; различия в части материала, подлежащего контролю, минимальны (изучение профильного курса литературы предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне).

Начиная с 2010 г. кодификатор в полном объеме содержит элементы проверяемого содержания, названные в обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования, включенного в стандарт профильного уровня. В приложении 2 дан перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Следует подчеркнуть, что кодификатор элементов содержания формируется в первую очередь на основе перечня произведений, который включен в Обязательный минимум содержания основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни). Структура КИМ ЕГЭ по литературе учитывает следующие четыре способа представления учебного материала в названном перечне, отличающиеся разной степенью детализации материала:

1) названо имя писателя с указанием конкретного(-ых) произведения(-ий);

2) названо имя писателя с указанием на обзорное изучение конкретного произведения (так представлены, например, роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»);

3) названо имя писателя без указания конкретных произведений, выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так представлено, например, творчество Н.С. Лескова и А.П. Платонова);

4) предложен список имен писателей, и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (так представлен, например, раздел «Литература второй половины ХХ в.»).

В первом случае задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы. В остальных – задания даются только в части 3 экзаменационной работы. При этом в одном случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый), а в другом формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осуществляет экзаменуемый).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ: данное содержание подлежит изучению, но не является объектом итогового контроля.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования 1998 и 1999 гг.

В первом столбце таблицы указаны коды разделов и элементов содержания, для которых создаются проверочные задания. Жирным шрифтом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.

Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.15.А и 7.15.Б, поскольку экзаменуемым предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

Курсивом выделены понятия, которые напрямую не названы в государственном образовательном стандарте, однако являются необходимыми для конкретизации включенных в стандарт терминов и понятий высокого уровня обобщения. Например, при характеристике особенностей композиции произведения часто требуется использовать термин антитеза ; анализ проблематики произведения, образа героя (в том числе с учетом авторской позиции) требует знания понятий портрет, пейзаж , говорящая фамилия, ремарка ; выявление языковых особенностей текста предполагает использование таких понятий, как риторический вопрос, афоризм, инверсия, повтор, анафора, олицетворение ; оперирование понятиями поэзия , стихотворение требует владения термином рифма.

Код эле-ментов

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1 Сведения по теории и истории литературы
1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Фольклор. Жанры фольклора
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство
1.4 Содержание и форма. Поэтика
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
1.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Психологизм. Народность. Историзм
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
1.12

Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение ), метонимия. Гипербола. Аллегория.

Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.13 Стиль
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
1.15 Литературная критика
2 Из древнерусской литературы
2.1 «Слово о полку Игореве»
3 Из литературы XVIII в.
3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
4 Из литературы первой половины XIX в.
4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»,
«К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…»
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон»
(«В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»
4.9 М.Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
5 Из литературы второй половины XIX в.
5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
5.10 Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
6 Из литературы конца XIX – начала XX в.
6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
7 Из литературы первой половины XX в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне»
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.15.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
7.15.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
8 Из литературы второй половины ХХ в.
8.1

Проза второй половины XX в.

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

8.2

Поэзия второй половины XX в.

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

8.3

Драматургия второй половины ХХ в.

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене поЛИТЕРАТУРЕ

Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов содержания, но с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В первом столбце таблицы указаны коды требований, для которых создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки требований, которые ниже разбиты на более мелкие элементы .

Код требования Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ
1 Знать/понимать:
1.1 образную природу словесного искусства;
1.2 содержание изученных литературных произведений;
1.3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков
XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
1.4 историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
1.5 основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
1.6 основные теоретико-литературные понятия
2 Уметь:
2.1 воспроизводить содержание литературного произведения;
2.2 анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
2.3 соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
2.4 раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
2.5 соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
2.6 определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
2.7 сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
2.8 выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
2.9 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
2.10 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
3 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3.1 создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;
3.2 участия в диалоге или дискуссии

Проверяемые в ЕГЭ умения, сформулированные на основе указанных требований, описаны также в разделе 5 спецификации КИМ ЕГЭ по литературе 2012 г.

Не все умения, соответствующие требованиям к уровню подготовки выпускников, сформулированным в государственном образовательном стандарте по литературе, могут быть проверены в формате ЕГЭ (например, не проверяется умение выразительно читать изученные произведения, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы). Кроме того, часть знаний и умений, сформулированных в требованиях, прямо не отражена в формулировках заданий, но эти знания и умения могут быть проявлены выпускниками при выполнении заданий с развернутым ответом (например, знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапов их творческой эволюции, творческой истории изучаемых произведений; умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; сопоставлять различные художественные, критические и научные интерпретации литературных произведений, умение подать материал в дискуссионной форме, писать рецензии на прочитанные произведения, оценивать их эстетическую значимость).

Приложение 1

Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор

на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по ЛИТЕРАТУРЕ

(приказы Минобразования России

от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56)

(жирным шрифтом выделены стихотворения, добавленные в кодификатор в 2010 г.)

1. Г.Р. Державин. «Памятник».

2. В.А. Жуковский. «Море».

3. А.С. Пушкин. «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...»,
«Поэт».

4. М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» «Тучи», «Нищий»,
«Из-под таинственной, холодной полумаски…».

5. Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…»;

6. А.А. Фет. «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…».

7. А. Некрасов. «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...».

8. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

9. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

10. А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь»,
«О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…».

11. В.В. Маяковский. «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой» .

12. С.А. Есенин. «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» .

13. М.И. Цветаева. «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») .

14. А.А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество» .

15. Б.Л. Пастернак. «Никого не будет в доме...», «Снег идёт», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль» .

Приложение 2

Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта

среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

(утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)

1. В раздел «Сведения по теории и истории литературы» добавлены следующие термины и понятия:

– художественное время и пространство;

– постмодернизм;

– фабула;

– внутренняя речь;

– дольник, акцентный стих, верлибр;

– литературная критика.

2. В раздел «Из литературы первой половины XIX в.» добавлены следующие стихотворения:

– А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»;

– М.Ю. Лермонтов. «Валерик».

3. В раздел «Из литературы второй половины XIX в.» добавлены следующие произведения:

– Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней...»;

– М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение);

– Н.С. Лесков. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого).

4. В раздел «Из литературы конца XIX – начала XX в.» добавлен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой».

5. В раздел «Из литературы первой половины XX в.» добавлены следующие произведения:

– Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов);

– А.П. Платонов. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого);

– А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».


Список изучаемых произведений, включенный в образовательный стандарт профильного уровня, в сравнении со стандартом базового уровня расширен, прежде всего, за счет выделенных курсивом произведений. Маркировка курсивом означает, что данный материал изучается, но не проверяется в рамках государственного (итогового) контроля (например, трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов», поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», рассказы И.Э. Бабеля, роман Е.И. Замятина «Мы»).

1 Требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе базового уровня, не приводятся, так как они полностью включены в стандарт профильного уровня. Требования цитируются не в полном объеме (изъяты требования, не проверяемые в рамках ЕГЭ).

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения