Среда обитания человека включает в себя. Человек как элемент среды обитания
Тема 1
СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ». 2
УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 11
МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.. 23
СУЩНОСТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.. 28
ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.. 36
КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ.. 45
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РИСКАМИ 50
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ, КАТАСТРОФ, АВАРИЙ.. 57
1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - СРЕДА ОБИТАНИЯ»
Безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.
Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровья и работоспособность. Это повседневная деятельность (игра, учение, труд) и отдых, способ существования человека.
В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой.
Среда обитания - окружающая человека среда , обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.
С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой.
Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Увеличивается количество различных заболеваний (одно из последних – "синдром компьютерного зрения"), происходит интенсивное загрязнение атмосферы, увеличивается количество озоновых "дыр", действует парниковый эффект, наблюдается изменение климата, потепление и т.д.
Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.
Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и без участия человека обречены на старение и разрушение.
Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.
В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворить свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникабельности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, главным образом, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.
Техносфера - регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия людским социально-экономическим потребностям.
Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами и поселками, промышленными зонами, промышленными предприятиями. К техносферным условиям относятся также условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать.
В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой и техносферой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытом и знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.
В последние годы, с конца XIX в., непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют все возрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация населения. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды.
2. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - СРЕДА ОБИТАНИЯ»
В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющих между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ и их соединений, энергий всех видов и информации. В соответствии с законом сохранения жизнц Ю.Н. Куражковского «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».
Человеку эти потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде и т. п. В то же время человек в жизненное пространство выделяет потоки механической и интеллектуальной энергии, потоки масс в виде отходов биологического процесса, потоки тепловой энергии и др.
Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создает, в свою очередь, потоки растительной и животной масс в биосфере, потоки абиотических веществ (воздух, вода и др.), потоки энергии различных видов, в том числе и при стихийных явлениях в естественной среде.
Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, жидкие и твердые отходы, различные энергетические воздействия). Последние возникают в соответствии с законом о неустранимости отходов и побочных воздействий производств: «В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве». Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах и пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т. п.
Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерные для человека как личности, кроме того, социум создает информационные потоки при передаче знаний, управлении обществом, сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создает потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т. п.
Характерные потоки масс, энергий и информации для различных компонент системы «человек + среда обитания» следующие:
Основные потоки в естественной среде:
- солнечное излучение, излучение звезд и планет;
Космические лучи, пыль, астероиды;
Электрическое и магнитное поля Земли;
Круговороты веществ в биосфере, в экосистемах, в биогеоценозах;
Атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в том числе и стихийные;
Основные потоки в техносфере:
- потоки сырья, энергии;
Потоки продукции отраслей экономики;
Отходы экономики;
Транспортные потоки;
Световые потоки (искусственное освещение);
Потоки при техногенных авариях;
Основные потоки в социальной среде:
- информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т. п.);
Людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения);
Потоки наркотических средств, алкоголя и др.;
Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности:
- потоки кислорода, воды, пищи и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики и т. п.);
Потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);
Информационные потоки;
Потоки отходов процесса жизнедеятельности;
Вам, со школы, известно, что «жизнь это , форма существования материи». Человек существует в процессе своей жизнедея-тельности.
Жизнедеятельность по своей сути представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с окружающей средой.
Проявления жизнедеятельности человека более многочисленны, чем у других организмов. И под «жизнедеятельностью человека» понимается не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.
Среда обитания человека - это окружающая человека среда, с ее природными и антропогенными факторами, которые прямо или косвенно влияют на самочувствие и состояние здоровья человека. Она характеризуется совокупно-стью различных факторов (физических, химических, биологических, информацион-ных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедлен-ное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.
Среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Среду обитания, с негативными факторами называют неблагоприятной.
Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, он воздействует на нее , и может оказывать на среду обитания благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой рассматриваются в аспекте взаимности и эти отношения образуют постоянно действующую систему «человек — среда обитания» . В процессе этого взаимодействия человек реализует свои физиоло-гические и социальные потребности.
В современном мире человек существует в двух средах обитания:
I. Природной (обитание в биосфере),
II. Техногенной (обитание в условиях производства, города, быта).
Современная схема взаимодействия человека со средой обитания
I . Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.
На протяжении многих ве-ков воздействие человека на биосферу было незначительным, то начиная с середины XIX века , преобразующая роль человека в развитии биосферы существенно возросла .
Это связано было с:
1. Ростом численности населения на Земле.
Это связано с достижениями в медицине, повышением комфортности жизни, ростом с/х, что способствовало увеличению продолжительности жизни человека. Наиболее высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая.
Статистические данные о численности населения Земли .
Годы |
1840 |
1930 |
1962 |
1975 |
1987 |
2006 |
|
Численность населения, млрд чел. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6,5 |
|
Период прироста, лет/ 1 млрд чел. |
500 тыс. |
90 |
32 |
13 |
12 |
>6 |
Варианты народонаселения планеты.
1-й вариант - неустойчивое развитие . К концу XXI в. возможен рост численности до 28—30 млрд. чел. В этих условиях Земля уже не сможет (при современ-ном состоянии технологий) обеспечивать население достаточным питанием и предметами первой необходимости . С определенного пе-риода начнутся голод, массовые заболевания, деградация среды оби-тания и, как следствие, резкое уменьшение численности населения и разрушение человеческого сообщества.
2-й вариант - устойчивое развитие . Численность населения стабилизируется на уровне 10 млрд. чел., что при сущест-вующем уровне развития технологий жизнеобеспечения будет соот-ветствовать удовлетворению жизненных потребностей человека и нормальному развитию общества.
2. Урбанизацией населения. Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты.
В период 1950— 1990 гг. в городах мира проживало:
К 1990г. в США урбанизировано 70 % населения, в РФ к 1995г. — 76 %.
Интенсивно растут крупные города: в 1959г. в СССР было три города-миллионера , в 1984г. — 22. В 2012 году прибавилось еще два (Красноярск и Воронеж).
Город, страна |
Данные на 2000г. |
Прогноз на 2015г. |
Токио (Япония) |
26,5 |
27,2 |
Нью-Йорк (США) |
16,8 |
17,6 |
Сан-Паулу (Бразилия) |
18,3 |
21,2 |
Мехико (Мексика) |
18,3 |
18,8 |
Шанхай (Китай) |
14,7 |
23,4 |
В обозримом будущем в мире появятся мегаполисы с численностью населения 25—30 млн. чел.
По итогам переписи 2002 г., население г. Москвы около 10 млн чел.
Урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни , уничтожает в городах природную среду. Для крупных городов характерен высокий уровень загрязнения компонент ов среды обитания . Так, атмосферный воздух городов содержит значительно большие концентрации токсичных примесей по сравнению с воздухом сельской местности (оксида углерода — в 50, оксидов азота — в 150 и летучих углеводородов — в 2000 раз).
3. Ростом потребления энергетических и сырьевых ресурсов, так же а ростом промышленности, с/х произ-водства, численностью транспорта.
Увеличение численности населения Земли, военные нужды стимулируют рост промышленно-го производства, транспорта, приводят к росту потреблению сырьевых ресурсов. Во второй половине XX в. каждые 12—15 лет удваивалось про-мышленное производство ведущих стран мира, что приводило и к удвоению выбросов загрязняющих веществ в биосферу.
В СССР в период с 1940 по 1980г. возросло производство электроэнергии в 32 раза; стали — в 7,7; автомобилей — в 15 раз; добыча угля в 4,7, нефти — в 20 раз.
Высокими темпами развивались химическая промыш-ленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов и др.
Постоянно увеличивается мировой автомобильный парк : с 1960 по 1990г. он вырос со 120 до 420 млн. автомобилей.
Развитие промышленности, технических средств сопровождается вовлечением в производство все большего числа химических элементов и тем самым увеличением выброса загрязняю-щих веществ:
Использование в производстве химических элементов
В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, и количество их увеличи-вается.
Интенсификация с/х производства . В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями используются удобрения и фитотоксиканты.
При избыточном при-менении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами , фосфорными удобрениями — фтором, стронцием , при использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила ) соединениями тя-желых металлов. Избыточное количество удобрений приводит к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами (нитратами).
Пестициды , применяемые для защиты растений от вредителей, опасны и для человека. Попадая в пищевые цепи, питьевую воду они обладают мутагенным и другими отрицательными воздействиями на человека.
4. Техногенные аварии и катастрофы.
До середины XX в. человек не обладал способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы. Появление ядерных объектов, рост химических и других производств, сделали человека спо-собным оказывать разрушительное воздействие на экосистемы . При-мером тому служат трагедии в Чернобыле, Бхопале.
И последнее это связано:
5. С войнами и вооруженными конфликтами.
II . В результате активной деятельно-сти человека во многих регионах нашей планеты была разрушена биосфера и замещена техносферой.
Техносфера - это новый тип среды обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду.
Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. С одной стороны, это благоприятно отразилось на условиях жизни и положительно сказалось на продолжительности жизни людей.
Но техносфера породила очередной парадокс — с одной стороны человечество обезопасило себя от многих естественных опасностей, но пришло к другим опасностям, связанным с производ-ством, использованием техники и технологий.
Сейчас на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах и в мегаполисах.
Территория Москве (данные 2000г.) занята следующим образом.
Вам, со школы, известно, что «жизнь это , форма существования материи». Человек существует в процессе своей жизнедея-тельности.
Жизнедеятельность по своей сути представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с окружающей средой.
Проявления жизнедеятельности человека более многочисленны, чем у других организмов. И под «жизнедеятельностью человека» понимается не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.
Среда обитания человека - это окружающая человека среда, с ее природными и антропогенными факторами, которые прямо или косвенно влияют на самочувствие и состояние здоровья человека. Она характеризуется совокупно-стью различных факторов (физических, химических, биологических, информацион-ных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедлен-ное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.
Среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Среду обитания, с негативными факторами называют неблагоприятной.
Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, он воздействует на нее , и может оказывать на среду обитания благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой рассматриваются в аспекте взаимности и эти отношения образуют постоянно действующую систему «человек — среда обитания» . В процессе этого взаимодействия человек реализует свои физиоло-гические и социальные потребности.
В современном мире человек существует в двух средах обитания:
I. Природной (обитание в биосфере),
II. Техногенной (обитание в условиях производства, города, быта).
Современная схема взаимодействия человека со средой обитания
I . Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.
На протяжении многих ве-ков воздействие человека на биосферу было незначительным, то начиная с середины XIX века , преобразующая роль человека в развитии биосферы существенно возросла .
Это связано было с:
1. Ростом численности населения на Земле.
Это связано с достижениями в медицине, повышением комфортности жизни, ростом с/х, что способствовало увеличению продолжительности жизни человека. Наиболее высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая.
Статистические данные о численности населения Земли .
Годы |
1840 |
1930 |
1962 |
1975 |
1987 |
2006 |
|
Численность населения, млрд чел. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6,5 |
|
Период прироста, лет/ 1 млрд чел. |
500 тыс. |
90 |
32 |
13 |
12 |
>6 |
Варианты народонаселения планеты.
1-й вариант - неустойчивое развитие . К концу XXI в. возможен рост численности до 28—30 млрд. чел. В этих условиях Земля уже не сможет (при современ-ном состоянии технологий) обеспечивать население достаточным питанием и предметами первой необходимости . С определенного пе-риода начнутся голод, массовые заболевания, деградация среды оби-тания и, как следствие, резкое уменьшение численности населения и разрушение человеческого сообщества.
2-й вариант - устойчивое развитие . Численность населения стабилизируется на уровне 10 млрд. чел., что при сущест-вующем уровне развития технологий жизнеобеспечения будет соот-ветствовать удовлетворению жизненных потребностей человека и нормальному развитию общества.
2. Урбанизацией населения. Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты.
В период 1950— 1990 гг. в городах мира проживало:
К 1990г. в США урбанизировано 70 % населения, в РФ к 1995г. — 76 %.
Интенсивно растут крупные города: в 1959г. в СССР было три города-миллионера , в 1984г. — 22. В 2012 году прибавилось еще два (Красноярск и Воронеж).
Город, страна |
Данные на 2000г. |
Прогноз на 2015г. |
Токио (Япония) |
26,5 |
27,2 |
Нью-Йорк (США) |
16,8 |
17,6 |
Сан-Паулу (Бразилия) |
18,3 |
21,2 |
Мехико (Мексика) |
18,3 |
18,8 |
Шанхай (Китай) |
14,7 |
23,4 |
В обозримом будущем в мире появятся мегаполисы с численностью населения 25—30 млн. чел.
По итогам переписи 2002 г., население г. Москвы около 10 млн чел.
Урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни , уничтожает в городах природную среду. Для крупных городов характерен высокий уровень загрязнения компонент ов среды обитания . Так, атмосферный воздух городов содержит значительно большие концентрации токсичных примесей по сравнению с воздухом сельской местности (оксида углерода — в 50, оксидов азота — в 150 и летучих углеводородов — в 2000 раз).
3. Ростом потребления энергетических и сырьевых ресурсов, так же а ростом промышленности, с/х произ-водства, численностью транспорта.
Увеличение численности населения Земли, военные нужды стимулируют рост промышленно-го производства, транспорта, приводят к росту потреблению сырьевых ресурсов. Во второй половине XX в. каждые 12—15 лет удваивалось про-мышленное производство ведущих стран мира, что приводило и к удвоению выбросов загрязняющих веществ в биосферу.
В СССР в период с 1940 по 1980г. возросло производство электроэнергии в 32 раза; стали — в 7,7; автомобилей — в 15 раз; добыча угля в 4,7, нефти — в 20 раз.
Высокими темпами развивались химическая промыш-ленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов и др.
Постоянно увеличивается мировой автомобильный парк : с 1960 по 1990г. он вырос со 120 до 420 млн. автомобилей.
Развитие промышленности, технических средств сопровождается вовлечением в производство все большего числа химических элементов и тем самым увеличением выброса загрязняю-щих веществ:
Использование в производстве химических элементов
В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, и количество их увеличи-вается.
Интенсификация с/х производства . В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями используются удобрения и фитотоксиканты.
При избыточном при-менении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами , фосфорными удобрениями — фтором, стронцием , при использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила ) соединениями тя-желых металлов. Избыточное количество удобрений приводит к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами (нитратами).
Пестициды , применяемые для защиты растений от вредителей, опасны и для человека. Попадая в пищевые цепи, питьевую воду они обладают мутагенным и другими отрицательными воздействиями на человека.
4. Техногенные аварии и катастрофы.
До середины XX в. человек не обладал способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы. Появление ядерных объектов, рост химических и других производств, сделали человека спо-собным оказывать разрушительное воздействие на экосистемы . При-мером тому служат трагедии в Чернобыле, Бхопале.
И последнее это связано:
5. С войнами и вооруженными конфликтами.
II . В результате активной деятельно-сти человека во многих регионах нашей планеты была разрушена биосфера и замещена техносферой.
Техносфера - это новый тип среды обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду.
Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. С одной стороны, это благоприятно отразилось на условиях жизни и положительно сказалось на продолжительности жизни людей.
Но техносфера породила очередной парадокс — с одной стороны человечество обезопасило себя от многих естественных опасностей, но пришло к другим опасностям, связанным с производ-ством, использованием техники и технологий.
Сейчас на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах и в мегаполисах.
Территория Москве (данные 2000г.) занята следующим образом.
Вопрос №1.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД )- это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.
Любая деятельность потенциально опасна. Из этого положения следует вывод, что всегда существует некоторый риск, и что риск не может быть равен нулю.
Опасность - явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.
В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.
Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей)как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.
Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.
Основная цель БЖД – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности.
Безопасность – это цель . Безопасность жизнедеятельности – средство достижения безопасности. По характеру неблагоприятного воздействия на организм человека воздействующие факторы называют вредными и опасными. К вредным относят такие факторы, которые становятся в определенных условиях причинами заболеваний или снижения работоспособности. Опасными факторами принято называть такие, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям (нарушение тканей организма и нарушение его функций) или другим внезапным и резким нарушениям здоровья.
Задачи:
· Идентификация (распознание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания.
· Защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека.
· Ликвидация отрицательных последствий воздействий опасных и вредных факторов.
· Создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Вопрос №2.
Предметом изучения в БЖД являются : объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере; анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях; средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды; правовые и организационные основы обеспечения БЖД.
Цель изучения безопасности жизнедеятельности - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов ипричин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.
По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:
Ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.
Управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.
Организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защи-ту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.
Технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности (защита количеством или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных устройств, защита расстоянием, защита с помощью ограждений;экранирование;блокировка;герметизация;принцип слабого звена
Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи , т. е. как элементы, дополняющие друг друга.
Вопрос № 3.
Биосферой называют совокупность всех живых организмов нашей планеты и те области геологических оболочек Земли, которые заселены живыми существами и подвергались в течение геологической истории их воздействию. Учение о биосфере было создано русским ученым В.И.Вернадским (оболочка жизни).
Современная жизнь распространена в верхней части земной коры (литосфере), в нижних слоях воздушной оболочки Земли (атмосфере) и в водной оболочке Земли (гидросфере).
Вопрос № 4.
Система «человек-среда обитания»
Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.
Деятельность - это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.
Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна . Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.
Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.
Среда обитания - это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.
В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.
В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек - среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.
Классификация условий для человека в системе "человек - среда обитания":
1)Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.
2)Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.
3)Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.
4)Чрезвычайно опасные . Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.
Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.
Безопасность можно обеспечить двумя путями:
1.устранением источников опасности;
2.повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.
Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения ϲʙᴏих потребностей.
Жизнедеятельность — ϶ᴛᴏ повседневная деятельность и время отдыха человека. Стоит заметить, что она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.
Деятельность — ϶ᴛᴏ активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.
Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с данным любая деятельность потенциально опасна. Стоит заметить, что она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.
Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.
Среда обитания — ϶ᴛᴏ окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.
В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в кᴏᴛᴏᴩой человек реализует ϲʙᴏи физиологические и социальные потребности.
В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Отметим, что каждая среда может представлять опасность для человека.
В составе окружающей среды выделяют:
- Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы) Стоит заметить, что она обладает как защитными ϲʙᴏйствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. По϶ᴛᴏму для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.
- Отметим, что техногенная среда (Отметим, что техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия среды социальным и экономическим потребностям.
На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.
В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:
- Рост численности населения и урбанизация
- Рост потребления энергии
- Массовое использование транспорта
- Рост затрат на военные цели
Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания":
- Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Пробудет наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.
- Допустимые
. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности.
Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах. - Опасные . Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.
- Чрезвычайно опасные . Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.
Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном) Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, будут неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
- устранением источников опасности;
- повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.
Безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.
Опасность — ϶ᴛᴏ угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление кᴏᴛᴏᴩой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.
Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности
— защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности. Материал опубликован на http://сайт
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.
За любой вред человек расплачивается ϲʙᴏим здоровьем и жизнью, кᴏᴛᴏᴩые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.
Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".