Секреты построения рассказа. Определение жанра рассказа

Рассказ является большой литературной формой письменной информации в литературно-художественном оформлении. При записи устных пересказов рассказ обособился как самостоятельный жанр в письменной литературе.

Рассказ как эпический жанр

Отличительными чертами рассказа являются малое количество действующих лиц, небольшое содержание, одна сюжетная линия. Рассказ не обладает переплетениями в событиях и в нем не может встречаться пестрота художественных красок.

Таким образом, рассказ - это повествовательное произведение, которому присущ небольшой объем, малое количество героев и кратковременность изображаемых событий. Этот вид эпического жанра восходит к фольклорным жанрам устного пересказа, к иносказаниям и притчам.

В XVIII веке разница между очерками и рассказами была еще не определена, но со временем рассказ стали отличать от очерка конфликтностью сюжета. Существует различие между рассказом "крупных форм" и рассказом "малых форм", но зачастую это различие условно.

Встречаются рассказы, в которых прослеживаются характерные черты романа, а также есть небольшие по объему произведения с одной сюжетной линией, которые называют все-таки романом, а не рассказом, несмотря на то, что все признаки указывают на этот вид жанра.

Новелла как эпический жанр

Многие считают, что новелла - это определенный вид рассказа. Но все же определение новеллы звучит, как разновидность малого прозаического произведения. От рассказа новелла отличается сюжетом, который зачастую острый и центростремительный, строгостью композиции и объемом.

Новелла чаще всего раскрывает острую проблему или вопрос через одно событие. Как образец литературного жанра, новелла возникла в эпоху Возрождения - самым знаменитым примером является "Декамерон" Бокаччо. Со временем новелла стала изображать парадоксальные и необычные происшествия.

Расцветом новеллы, как жанра, считается период романтизма. Знаменитые писатели П. Мериме, Э.Т.А. Гофман, Гоголь писали новеллы, центральной линией которых было разрушить впечатление о привычной повседневности.

Новеллы, которые изображали судьбоносные события и игру рока с человеком, появились в начале XX века. Такие писатели, как О. Генри, С. Цвейг, А. Чехов, И. Бунин уделяли значительное внимание жанру новеллы в своем творчестве.

Повесть как эпический жанр

Такой прозаический жанр, как повесть, представляет собой промежуточное место между рассказом и романом. Изначально повесть была источником повествования о каких-либо реальных, исторических событиях ("Повесть временных лет", "Повесть о Калкской битве"), но впоследствии она стала отдельным жанром для воспроизведения естественного течения жизни.

Особенностью повести считается то, что в центре ее сюжета всегда находится главный герой и его жизнь - раскрытие его личности и пути его судьбы. Для повести характерна последовательность событий, в которых раскрывается суровая действительность.

А подобная тема крайне актуальна для такого эпического жанра. Знаменитыми повестями являются "Станционный смотритель" А. Пушкина, "Бедная Лиза" Н. Карамзина, "Жизнь Арсеньева" И. Бунина, "Степь" А. Чехова.

Значение художественной детали в повествовании

Для полноценного раскрытия замысла писателя и для полного понимания смысла литературного произведения очень важна художественная деталь. Это может быть подробность интерьера, пейзажа или портрета, ключевым моментом здесь является то, что писатель подчеркивает эту подробность, тем самым обращая на нее внимание читателей.

Это служит способом выделить какую-ту психологическую черту главного героя или настроения, которое характерно для произведения. Примечательно, что важная роль художественной детали заключается в том, что она одна может заменить множество повествовательных подробностей. Таким образом автор произведения подчеркивает свое отношение к ситуации или к человеку.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: О’Генри «Последний лист»: размышления о назначении художника и искусства
Следующая тема:   Басни Крылова: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок» и др.

Литературное искусство располагает большим количеством средств передачи интенции автора. При этом жанр произведения играет определенную роль в выражении замысла автора, так как выбор жанра произведения определяет его структуру, особенности использования языковых средств, процесс создания образов героев, выражение отношения автора к представленным событиям и героям и т.д. Все многообразие эпических жанров в литературе можно классифицировать по признаку объемности и выделить следующие формы: большую (роман), среднюю (повесть, новелла) и малую (рассказ). В данной работе рассматривается только малая форма эпического жанра - рассказ.

Понятию «рассказ» можно дать следующее определение: Рассказ - малый прозаический (изредка стихотворный) жанр, соотносимый с повестью, как более развернутой формой эпического повествования.[энциклопедия] .

Н. А. Гуляев (Н. А. Гуляев. Теория литературы. - М., Высшая школа, 1985.) дает такое толкование понятию «рассказ»: Рассказ - малая эпическая форма. Он отличается меньшим объемом, сосредоточен на изображении какого-либо одного события часто в жизни одного лица, раскрывая какую-нибудь его одну черту. Односторонность, однопроблемность - характерные особенности рассказа как жанра. Обычно рассказчик исследует ситуацию, в которой герой проявляет себя наиболее ярко. В основе рассказа обычно лежит какой-нибудь отдельный случай из жизни, повествование, которое характеризуется «замкнутостью» (имеет начало и конец). В нем достаточно полно представлены черты раскрываемого события или человеческого характера. Рассказ требует от писателя величайшего мастерства, умения на малом пространстве уложить многое. Своеобразие малой эпической формы поэтому заключается в исключительной сжатости изложения, спресованности, художественной насыщенности.

Ф. М. Головенченко дает такое определение понятию «рассказ»: рассказ - короткое повествовательное произведение, изображающее какое-либо яркое событие, социальный или психологический конфликт и связанные с ним характеры. Такая форма эпического жанра наиболее употребительна в литературе, так как она позволяет наиболее активно вмешиваться в жизнь. В рассказе представлен какой-то конкретный период из чьей-либо жизни, начавшейся задолго до того, как ведется повествование, и продолжающейся после того, как рассказ окончен. Этот период жизни должен быть обязательно ярким, характерным для тех условий, той среды, тех людей, которых автор намеревается представить читателю.

Рассказ может касаться самых разнообразных вопросов духовной и общественной жизни, но в силу жанровых особенностей лишен возможности предоставлять разностороннюю и широкую картину жизни, которую может дать большая форма эпического жанра (роман, поэма, повесть). Данной форме эпического жанра присущи такие характерные черты как краткость и интенсивность повествования, отсутствие побочных отступлений, предельная сжатость, стремительность развития сюжета, завершение эффектной концовкой. Обычно в рассказе мало действующих лиц, и каждое из них обрисовывается только в самых существенных для разрешения идейно-художественного замысла чертах. Кроме того, не допускаются те подробности и детализации, которые необходимы в более крупных формах эпического жанра. Характеры здесь не даются в развитии: каждое лицо предстает уже сложившимся и раскрывается с какой-либо одной стороны; точно так же и события берутся такие, которые разворачиваются на небольшом отрезке времени.

Рассказы можно разделить, по мнению Ф. М. Головенченко, в зависимости от ведущего мотива на бытовые, авантюрные, социальные или психологические. Однако не всегда можно встретить рассказы только какого-то одного из названных типов. Чаще всего элементы психологизма, авантюризма и быта переплетаются между собой. Тогда характер рассказа определяется по доминирующему мотиву.

Однако в литературоведении рассказ противопоставляется другим эпическим формам. Возникает так называемая проблема рассказа. С одной стороны, возможность соотнесения рассказа, в отличие и от новеллы, и от повести с обоими этими «простыми» жанрами, которые считаются источниками и прообразами названных средних форм. С другой стороны, рассказ следует соотнести - через повесть - и с романом.

Существует несколько критериев разграничения жанров. [теория литературы Тамарченко]

1)»Малая форма» как критерий. С одной стороны, различие в объеме текстов - убедительный критерий для разграничения жанров повести и рассказа. В соответствии с названным критерием идентифицировать рассказ легче, чем повесть: для этого достаточно приблизительного представления о границе, до которой объем текста может считаться минимальным. Например, в западной научной традиции, где объему текста уделяется значительно больше внимания, принято в определении рассказа (не случайно эта форма называется «short story», «Kurzgeschichte») включать указания на количество слов: «короткое реалистическое повествование» должно содержать менее 10000 слов. (Shaw H. Dictionary of Literary Terms. - N. Y., 1972. - P. 343) Объем текста - немаловажный, но недостаточный критерий. Следует также учитывать деление текста на главки или отсутствие такого деления. Этот момент более очевидно связан с содержанием: с количеством событий и эпизодов. Но по отношению к эпизодам и событиям количественный подход должен становиться более дифференцированным и должен сочетаться с качественными критериями. Когда речь идет не только об элементах текста, но и произведения. Здесь выделяются два аспекта: «предметный» план изображения (чт о изображено: событие, пространство и время, в котором оно происходит) и план «субъектный» (кто изображает событие и с помощью каких форм речи). Фридман Н. указывает, что рассказ может быть коротким, потому что его действие - малое, или потому, что его действие, будучи большим, сокращено по объему с помощью приемов отбора, масштаба или точки зрения. (цит. По: Смирнов И. П. О смысле краткости // Русская новелла: Проблемы истории и теории: сб. статей. - СПб., 1993. - С. 5.)

Как показал Смирнов И. П., минимум событий в новелле - не одно, а два, так как художественность, независимо то того, какую жанровую форму она ни принимает, основывается на параллелизме (на эквивалентности). (Смирнов И. П. О смысле краткости. - с. 6) Аналогичный принцип существует также в повести и в романе. Однако за пределами «малой формы» кроме главных «параллельных» событий есть и другие, которые дублируют или варьируют этот параллелизм.

В предметный план эпизода , т. е. той части текста, где сохраняется одно и то же место и время действия и набор действующих лиц, кроме события входят пространственно-временные условия его совершения. Следует подчеркнуть, что без анализа этих условий может быть не ясен событийный состав действия. Как утверждает Тамарченко Н. Д., минимум в предметном плане содержания, который присущ «малой форме», составляют два начала: две пространственно-временные сферы, на границах которых совершается событие, т.е. перемещение персонажа через границу семантического поля. (Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970. - С. 282)За пределами «малой формы» - в повести и романе - возможно большее количество мест действия. Но их соотнесенность друг с другом образуется вокруг основного противопоставления и многообразно варьирует его.

Кроме того, субъектный план каждого эпизода создается определенным комплексом композиционных форм речи, который всегда имеет два полюса: речь изображающего субъекта (повествователя или рассказчика) и речь персонажей. В этом случае количество эпизодов определяется тем, стремится ли автор варьировать соотношение основных точек зрения: изображающей и изображенной (внешней и внутренней), т. е. реализуется ли идея бинарности. Так, Я. Ван дер Энг пытался распространить идею бинарности на все аспекты структуры «малой формы». Он говорит, что для нее характерно сквозное сочетание двух так называемых «вариационных рядов» мотивов «действия, характеристики и среды»: «интегральном» и «дисперсном». (Ван дер Энг Я. Искусство новеллы. Образование вариационных рядов как фундаментальный принцип повествовательного построения // Русская новелла: Проблемы истории и теории. - С. 197 - 200)

Исходя из сказанного, специфику малой формы можно определить следующим образом: объем текста достаточен для того, чтобы реализовать принцип бинарности в основных аспектах художественного целого - в организации пространства-времени и сюжет а и в субъективной структуре, материализованной в композиционных формах речи. В то же время, объем минимален том смысле, что указанный принцип везде реализуется в единственном варианте.

Следует указать также еще на одну концепцию «малой формы». В соответствии с количественными критериями эта концепция оставляет в стороне вопрос о структурных различиях рассказа и новеллы . Существующие определения понятия «рассказ» либо не отграничивают его четко от новеллы, либо это отграничение строится на явном или скрытом сближении рассказа с повестью. Wilpert G. (von Sachwцrtebuch der Literatur) дает такое определение понятию «рассказ»: «… особый жанр, короткая эпическая прозаическая промежуточная форма между новеллой, очерком и анекдотом, характеризуемая целеустремленной, линейной, сжатой и осознанной композицией, направленной на неизбежное решение (рассчитанной до конца), имеющее целью сотрясение или приносящее жизненный крах, или открывающее выход». Похожее определение дает Shaw H. (Dictionary of Literatury Terms. P. 343): «В рассказе внимание сконцентрировано на одном герое в одной определенной ситуации в определенный момент. … Драматический конфликт - противоборство противостоящих друг другу сил - в центре любого рассказа». Другое определение, в котором рассказ имеет сходство с новеллой, можно найти у Кожинова В. (Рассказ // Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974. - С. 309 - 310): «Новеллу и рассказ различают как повествование с острой, отчетливо выраженной фабулой, напряженным действием (новелла) и, напротив, эпически спокойное повествование с естественно развивающимся сюжетом (рассказ)»). С тех же позиций Sierowinski S. (Slownik terminow litreackich. - Wroclaw, 1966. - S. 177) рассматривает понятие «рассказ»: «эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиций». Однако такое сближение рассказа с повесть и новеллой закономерно ведет к выведению рассказа за пределы «малой формы» - в отличие от новеллы в нем обнаруживается «расширение» объема текста за счет «внефабульных элементов»: «рассказ в таком случае допускает большую авторскую свободу повествования, расширение описательных, этнографических, психологических, субъективно-оценочных элементов…» (Нинов А. Рассказ // КЛЭ. Т.6. - Стлб. 190 - 193) Таким образом, для уяснения жанровой специфики рассказа необходимо противопоставить его новелле, оставаясь при этом в рамках «малой формы». В настоящее время эта проблема не имеет решения, хотя этот вопрос уже давно поставлен в статье К. Локса: «В то время как итальянская новелла эпохи Возрождения … твердый литературный жанр… этого нельзя сказать о «рассказе». … Все эти соображения заставляют начать определение термина «рассказ» не с его теоретически и абстрактно установленного типа, а скорее с общей манеры, которую мы обозначим как особую тональность повествования, придающую ему черты «рассказа». … Тон рассказывания предполагает … строгую фактичность, экономию (иногда сознательно рассчитанную) изобразительных средств, незамедленную подготовку основной сущности рассказываемого. Повесть, наоборот, пользуется средствами замедленной тональности - она вся наполнена подробной мотивировкой, побочными аксессуарами, а ее сущность может быть распределена по всем точкам самого повествования с почти равномерным напряжением.… Сосредоточенность внимания, выдвинутый по напряженности центр и связанность мотивов этим центром - отличительные признаки рассказа. Его сравнительно небольшой объем, который пытались узаконить в качестве одного из признаков, всецело объясняется этими основными свойствами». (Локс К. Рассказ // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т. - Т. 1. - Стлб. 693 - 695) Однако и в этой работе присутствует направленность на выявление общих признаков прозаической «малой формы»; центр напряженности рассказа никак не отграничивается от новеллистического центра напряженности.

Кроме объема произведения важную роль в определении формы произведения играют художественные задачи. Новелла создает новое видение житейской ситуации, но из нее (как из анекдота) никогда не извлекают уроки. Акцентированное переосмысление сюжета повести в финальном событии, отделенном от основной истории, придает всей рассказанной истории учительный смысл. Такая особенность возникает из-за использования в повести элементов притчи - переосмысление в финале результатов центрального события - испытания, их оценивание. Как правило, итоговый смысл рассказа представляет собой открытую ситуацию читательского выбора между «анекдотическим» истолкованием всего рассказанного и «притчевым» его восприятием как примера временного отступления от всеобщего закона и последующего внутреннего слияния с ним. Подобная двойственность и незавершенность характеризует вообще смысловую структуру рассказа как жанра.

малая форма эпического рода литературы; небольшое по объему прозаическое произведение. В отличие от очерка рассказ имеет сюжет и конфликт и является менее документальным, т. е. содержит художественный вымысел. Новелла отличается от рассказа динамичностью построения и, как правило, неожиданной развязкой сюжета. В зависимости от содержания различаются рассказы двух видов: новеллистического и очеркового типа. В основе рассказа новеллистического типа лежит некий случай, раскрывающий становление характера главного героя. Такие рассказы фиксируют либо момент, изменивший мировосприятие героя, либо несколько событий, приведших к этому моменту: «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Невеста» и «Ионыч» А. П. Чехова, «босяцкие» рассказы М. Горького. Рассказ такого типа восходит к литературе Возрождения, где множество рассказов новеллистического типа объединялись в более крупное произведение: так построены «Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа, «Тиль Уленшпигель» Ш. де Костера. Рассказ очеркового типа фиксирует некое состояние мира или общества, его задача – показать не ключевой момент, а обычную, нормальную жизнь какой-либо группы людей или одного человека, выбрав для этого наиболее типичный момент: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Антоновские яблоки» И. А. Бунина, «Конармия» И. Э. Бабеля. Такие рассказы часто входят в состав более крупного произведения, разворачивающего нравоописательную картину, часто с сатирическим пафосом; напр., у Дж. Свифта, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рассказ может соединять обе тенденции: автор использует новеллистическую форму для нравоописательного содержания; напр., «Муму» И. С. Тургенева, «Смерть чиновника» А. П. Чехова и т. д.

Среди рассказов выделяются детективные и фантастические. В детективных рассказах описывается какое-либо криминальное происшествие, их сюжет основан на поисках преступника. Часто писатели создают циклы детективных рассказов, объединенных сквозным героем: напр., Шерлок Холмс у А. К. Дойла или Эркюль Пуаро и мисс Марпл у А. Кристи. Фантастические рассказы помещают действие в вымышленный мир (будущее или другая планета), показывая жизнь героев среди технических новинок в условиях практически неограниченных возможностей, напр. фантастические рассказы Р. Брэдбери.

В русской литературе рассказ – один из самых распространенных жанров 19–20 вв. В 20 в. возник жанр т. н. «женского» рассказа (В. С. Токарева, Д. Рубина), представляющего собой эпизод из жизни героя, раскрывающий его психологию, а через нее – психологию всех современных людей. По содержанию он тяготеет к роману, но по объему и форме остается рассказом.

Введение

Данная курсовая работа дает возможность в общих чертах ознакомиться с творчеством У.С.Моэма. В зарубежном литературоведении интерес к творчеству Моэма не угасает на протяжении всего ХХ века.

Объектом исследования являются рассказы Моэма. Что может быть в них общего, а также в чем их уникальность. Первая глава не относится к творчеству писателя, здесь описываются признаки рассказа, что можно считать рассказом, жанрово-стилистические особенности рассказа, можно ли новеллу отнести к рассказу. Во второй главе можно в целом ознакомиться с биографией прозаика. Третья глава посвящена рассказам У.С. Моэма, дается краткое содержание некоторых рассказов и анализ. Чем отличаются периоды творчества, и по какому признаку можно разгруппировать рассказы.

Предметом анализа служат жанрово-стилистические особенности рассказов Моэма и элементы повествования.

Актуальность данной работы заключается в ярко выраженной индивидуальности стиля У.С.Моэма. Целью является доказать это, проанализировать рассказы и рассказать о личности Моэма.

Короткий рассказ как жанр

Жанровые признаки короткого рассказа

Литературные жанры, как и все общественные явления, подвержены законам эволюции. Поэтому жанры словесности никогда не будут окончательно завершенными: они находятся в постоянном диалектическом изменении, при этом сохраняя определенные жанровые особенности. Жанр - явление настолько сложное, что его невозможно определить даже развернутой дефиницией. Жанры сливаются, пересекаются, и в любом жанре наступает переломный момент, так называемый «кризис жанра», тогда происходят непроизвольные изменения. Эти изменения неизбежны, они вызваны различными причинами - историческими, социально-политическими, художественными и прочими. Эти причины и обусловливают становление и развитие каждого жанра.

Рассказ -- малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. -- и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Прежде всего нас интересует вопрос о рассказе как о явлении целостном, всегда изменяющемся во времени, но в то же время устойчивом. Каковы характерные признаки, позволяющие отличить рассказ от других видов литературы? Поиском ответа на этот вопрос литературоведы занимаются уже давно. Проблема жанровой специфики рассказа ставилась и решалась в работах И.А. Виноградова, Б.Н. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, В. Гоффеншеффера, и других критиков еще в 20-е, 30-е годы XX века.

Некоторые литературоведы причисляют новеллу к рассказам, некоторые относят новеллу и рассказ к жанровым разновидностям малой прозы. Я склоняюсь к последнему мнению, потому что для новеллы характерна напряженность действий и драматизм, главный герой борется с чем-то на протяжении истории. Так что новелла представляет собою малый роман. В рассказе же может быть лишь повествование, описание, и в конце его доносится какая-либо идея, философская мысль, или просто показывается исключительность героя или событий, при этом напряженность не является целью, и сюжет не запутывается.

Таким образом, рассказ (тем более короткий) - видоизменение жанров басни, сказки, легенды, которые уже устарели стилем, и им на смену пришел так называемый рассказ. Например, с исторической точки зрения, в баснях Крылова содержатся философские мысли. В басне «Ворона и лисица» прослеживается идея лести и мысль о том, что лесть лжива и обманчива, что ее следует остерегаться и не попадаться в е сети, т.к. человек льстит ради выгоды. При этом автор использует прием аллегории.

Корни рассказа лежат в фольклоре. Легенда, анекдот, сатира, песня, пословицы и другие виды народного творчества обусловили возникновение в художественной литературе повествовательного (рассказываемого) жанра.

Именно с фольклора писатели черпали и способы реалистического изображения людей, картин природы, образы, темы и сюжеты для своих произведений. Рассказ возник на почве жанров устного народного творчества, стал удобной формой художественного отображения действительности и получил широкое распространение. Элементы рассказа наблюдались еще в античной литературе (II - IV в н. э.), но как отдельный жанр рассказ окончательно сформировался в эпоху Возрождения. Образцами первых произведений рассказываемого жанра явились «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера в Англии, в Италии - «Декамерон» Боккаччо.

В рассказе материалом для перипетий выступают поступки, действия персонажей. Элементы композиции расположены почти всегда в причинно-логической последовательности. Детали тщательно отбираются, в основном наиболее яркие характеристичные, это создает лаконизм. Его задача - показать предмет, образ в его уникальности. Развязка рассказа представляет собой логическое умозаключение, которое и является идеей всего его.

По мнению большинства литературоведов, основные характерные признаки рассказа заключаются в следующем:

Малый объем;

Изображение одного или нескольких событий;

Четкий конфликт;

Краткость изложения;

Закон выделения главного героя из среды персонажей;

Раскрытие одной, доминирующей черты характера;

Одна проблема и вытекающее из этого единство построения;

Ограниченное количество персонажей;

Полнота и законченность повествования;

Наличие драматургического построения.

Исходя из названных признаков, можно вывести определение рассказа.

Рассказ - небольшое повествовательное художественное произведение про одно или несколько событий в жизни человека или группы людей, в котором изображаются типовые картины жизни. Таким образом рассказ обособливает частный случай из жизни, отдельную ситуацию и придает им высокий смысл. Главная задача рассказчика - передать событие, образ, в его доподлинной уникальности. Жанровое отличие рассказа ряд исследователей видит в особенностях изображения характера: в рассказе он статичен, то есть не меняется в поступках и действиях, а только раскрывается. Джек Лондон, например, говорил, что «развитие не присуще рассказу, это особенность романа».

Малый размер произведения влечет необходимость создавать строго ограниченный по объему материал» рассказ держит автора в строгости и композиционной, и стилистической.

Особую роль в создании картины в рассказе играет художественная деталь, т.е. особо содержательная подробность. Она помогает автору добиться предельной сжатости изображения.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения