Почему произведение воробей можно отнести к лирическим. «Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева

Комплексный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств, особое внимание уделяется антитезе на всех уровнях языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

8 класс. Русский язык. Учебник «Русский язык. 8 класс» М.М. Разумовская. Изд. Москва. Дрофа. 2008

г.Нижний Новгород

МБОУ СОШ №45,

Н.М.Подковырина

учитель высшей категории

Тема

Комплексный анализ текста (И.С. Тургенев «Воробей»).

Цель:

Закрепление темы «Типы сказуемых».

Повторение основных речеведческих понятий (основная мысль, стиль, тип речи, структура текста).

Проведение комплексного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств (особое внимание уделить АНТИТЕЗЕ).

Работа над нравственными понятиями: любовь, долг, уважение, героизм.

Развитие творческих способностей в построении собственного текста.

Умение самостоятельно находить материал по предложенной теме.

Ход урока.

  1. Работа с текстом упражнения № 59
  2. Выразительное чтение текста. Фонохрестоматия.
  3. Слово учителя.

Итак, перед нами стихотворение в прозе «Воробей». Эта лирическая миниатюра, замечательный» этюд с натуры» является составной частью маленьких поэм, входящих в цикл «Стихотворений в прозе» замечательного русского писателя И.С. Тургенева.

Радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, доброте, чести и честности, совести и вере сливаются здесь у писателя в многоголосье искренних человеческих чувств, вселяют глубокую надежду на лучшее своей родины.

  1. Работа с классом.

Что такое стихотворение в прозе?

(Небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как проза. Ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички (т.е. те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи).

Орфографическая работа. Объяснить орфограммы в словах:

По аллее, вдоль аллеи, сбросил, неподвижно, беспомощно, медленно, растопырив, прораставшие, все-таки, как бы, взъерошенный, искаженный, отчаянный, смущенный, близкого, желтизна.

Пунктуационная работа. Найти предложения с деепричастными оборотами. Сделать синтаксический разбор одного из них.

Выписать грамматические основы всех предложений. Определить типы сказуемых.

5. Анализ текста:

- К какому стилю речи принадлежит данный текст?

(Это художественный стиль, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие. Очевидны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность, выразительность.)

Определить тип речи.

(Это повествование с элементами описания. В центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий. Описывается молодой воробей, старый воробей).

Определите основную мысль текста.

Выпишите наречия и определите их роль в тексте.

6. Давайте понаблюдаем за тем, как описаны действия в этом тексте:

Возвращался и шел – однородные сказуемые. Глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, причем это синонимы, обозначающие одно и то же действие.

Наречие вдруг как бы сигнал к резкому повороту событий, к началу действия. Обратим внимание на взрывную звуковую сторону этого слова: 4 звонких согласных и 1 гласный звук. Отсутствие гармонии, благозвучия.

- уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … - вот она завязка действия. Резко уменьшила и медленно начала красться (замедленность показана на лексическом и морфологическом уровне);

Глянул и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ . Итак, действие и его результат.

- упал и сидел, растопырив … последовательность действий. Добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья.

Как показана беспомощность маленького воробья?

(На лексическом и на морфемном уровнях. Наречия НЕПОДВИЖНО , БЕСПОМОЩНО , деепричастный оборот ЕДВА РАСТОПЫРИВ КРЫЛЫШКИ ; суффикс – ЫШК - уменьшительно-ласкательный. Крылышки не просто маленькие, они ЕДВА прорастали.

Почему так много однородных сказуемых?

(Конкретизация, дробление действия помогает нарисовать образную картину).

Опять события развиваются плавно, неторопливо – на это указывает наречие МЕДЛЕННО

И вновь наречие ВДРУГ резко меняет обстановку.

СОРВАВШИСЬ С БЛИЗКОГО ДЕРЕВА …

Давайте попробуем заменить деепричастие глаголом. Что изменится?

(Как вдруг сорвался с близкого дерева старый черногрудый воробей и камнем упал перед самой ее мордой). Теряется динамика, действие замедляется. С деепричастным оборотом действия совершаются одновременно, молниеносно

Вернемся к описанию.

Как описан молодой воробей? А старый воробей?

А описана ли собака?

(есть только признаки предмета, о действиях которого повествуется… ЗУБАСТАЯ РАСКРЫТАЯ ПАСТЬ, ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ ).

Что положено в основу описания?

(Антитеза).

На каком языковом уровне дано противопоставление?

(Прежде всего на лексическом).

Кто кому противопоставлен?

(Молодой воробей с желтизной около клюва – старый черногрудый воробей.)

Антонимы: молодой – старый. Цвета: желтизна – черный. Грудь – около клюва (маленькая грудка)

- МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО – ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ (разница слишком очевидна. Не просто маленький – большой, а маленький – громадный, т.е. полярные точки). – Выделите суффиксы, определите их значение.

ЕНЬК - уменьшительно-ласкательный.

ИЩ- увеличительно-пренебрежительный (но здесь отсутствует оттенок пренебрежительности). Значит, противопоставление дано не только на лексическом, но и на морфемном уровне.

Итак, сзади ДЕТИЩЕ , а впереди ЧУДОВИЩЕ . Почему чудовище – понятно, а почему детище? (В равной степени воробью дорого свое детище и страшно чудовище)

Есть ли еще в тексте антитеза? (Морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк).

МОРДА и ПАСТЬ . Какова стилистическая окраска этих слов? (Разговорная, грубоватая. Но в данном тексте она уместна).

КАМНЕМ УПАЛ . Какую картину помогает нарисовать эта метафора?

(В основе метафоры лежит сравнение, помогающее нарисовать картину стремительного падения).

Найдите в тексте слова, ярко описывающие поведение «маленькой героической птицы». Автор использует эмоционально-экспрессивную лексику (…весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два). Воробей не просто защищает, но и нападает.

Как показано, что старый воробей жертвовал собой? (ОН РИНУЛСЯ СПАСАТЬ, ОН ЗАСЛОНИЛ СОБОЮ СВОЕ ДЕТИЩЕ … НО ВСЕ ЕГО МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО ТРЕПЕТАЛО ОТ УЖАСА, ГОЛОСОК ОДИЧАЛ И ОХРИП, ОН ЗАМИРАЛ, ОН ЖЕРТВОВАЛ СОБОЮ!) Особенно выразительна здесь роль глаголов. Они передают точно и образно все мельчайшие оттенки действия. Средством выразительности здесь выступает и синтаксис. (Повтор ритмически подобных синтаксических конструкций).

Какое это предложение по интонации? (Восклицательное).

Какова здесь функция многоточия? (Фигура умолчания дает возможность дорисовать картину, представить весь тот невыразимый ужас, который испытывала «героическая птица».)

Какова роль противительного союза НО? (Несмотря на весь героизм, жертвенность очевидна, силы были слишком неравными. Показывает безнадежность, отчаяние, страх маленькой птички перед громадным чудовищем).

«КАКИМ ГРОМАДНЫМ ЧУДОВИЩЕМ ДОЛЖНА БЫЛА ЕМУ КАЗАТЬСЯ СОБАКА!».

Каким является предложение по интонации? Обратите внимание на порядок слов в предложении. (Здесь выразительным средством является инверсия).

Почему же воробей не смог усидеть на высокой, безопасной ветке? (Он не сам упал, а какая-то сила сбросила его оттуда).

Что же это за сила? (ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ ).

Что значит благоговеть?

В каком времени ведется повествование? Обратите внимание на глаголы.

(Это глаголы прошедшего времени совершенного вида).

А вывод? (ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ ДЕРЖИТСЯ И ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ).

Основная мысль, которая стала афоризмом, несущим философское жизнеутверждающее звучание, вселяющая надежду выражена глаголами настоящего времени несовершенного вида. Т.е. это вечно, есть всегда, в каждый момент и никогда не исчерпает себя.

В каких еще произведениях мы встречались с похожей ситуацией?

(Л.Толстой «Орел», Ушинский «Орел и кошка», Носов «Белый гусь»).

Почему Тургенев назвал воробья «героической птицей»? Как вы думаете какой поступок можно назвать героическим?

(ГЕРОИЗМ - это поступок, сопряженный с риском для жизни. Когда тебе страшно, ты боишься, но все-таки жертвуешь собой, т.к. то, ради чего ты жертвуешь, вмещает в себя гораздо больше, чем твоя жизнь. В этом и заключается гармония жизни, природы.)

А всякий ли поступок, связанный с риском для жизни, мы назовем героическим?

Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение «Героизм…что это?..» - 1 вариант, «Любовь сильнее смерти – 2 вариант. (Привести примеры из художественной литературы).

В разделе на вопрос Анализ стихотворения И. С. Тургенева "Воробей". 1)Тема 2)Анализ заданный автором LOL Pirozhkov лучший ответ это Тезисы. ДОС.
Данная работа – восприятие, понимание художественного текста ученицей 9 класса национальной школы. Особый упор сделан на идею стихотворения в прозе.
Статья. ДОС.
Анализ стихотворения в прозе «Воробей» И. С. Тургенева.
Я недавно прочитала стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей» . Это произведение заставило меня задуматься о многом. В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. По-моему, первое главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая. А второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.
Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь.
Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.
Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви.
Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле.
Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.
Прочитав произведение, я поняла очень многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная и вечная любовь на всём белом свете.

Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.

Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем» . Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .

Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком» , наступать на обидчика своего детеныша.

Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).

С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь» . Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
Конспект урока литературы в 5 классе

по теме «Стихотворение в прозе «Воробей» И.С.Тургенева». Введение в лингвистический анализ текста»

Цель:

Знакомство с литературным жанром «стихотворение в прозе»; обучение учащихся элементам лингвистического анализа стихотворения, умению определять чувства и переживания лирического героя.

Задачи:

    Воспитательные

Воспитывать любовь к русской классической литературе;

Воспитывать нравственные качества личности: умение сопереживать, уважительно относиться к «братьям нашим меньшим», доброту и любовь к природе.

2. Развивающие

Развитие коммуникативных компетенций учащихся, аналитических умений и

и навыков, творческих способностей.

3. Обучающие

Формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в

прозе, навыков аналитической работы с текстом.

Тип урока: сообщение новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

    Предметные

    Умение определять жанровые особенности произведения, определять образ лирического героя, характеризовать художественный мир произведения и писателя.

    Формирование поисково-исследовательских навыков, навыков работы с книгой, лексической работы.

Умение самостоятельно определять задачи и проблемы урока,

структурировать материал, давать самооценку деятельности, выражать

(высказывать) свою позицию, подбирать аргументы.

    Личностные

Воспитание уважительного отношения к слову, к русской литературе;

воспитание на примере художественного произведения нравственных качеств личности.

Решаемые учебные проблемы:

    Выявление художественной идеи стихотворения в прозе «Воробей».

    Определение роли образно-выразительных средств в стихотворении.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

    Стихотворение в прозе

    Художественная идея

    Образно-выразительные средства языка художественного произведения

    Смысловой центр повествования

Методы работы с учащимися:

    ИКТ (презентация – визуализация информации)

    Выразительное чтение художественного произведения

    Работа с учебной информацией (работа в парах)

    Исследовательская работа с текстом стихотворения в прозе «Воробей» (работа в группах)

    Лингвистическая работа по определению лексического значения слова «благоговеть»

Ход урока

    Этап. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала

    Видеоряд о животном мире в сопровождении «Вальса ля минор» Шопена

(слайды 1-23)

    Беседа с учащимися:

Ребята, какие чувства возникли у вас при просмотре слайдов?

(Чувство умиления, доброты)

Что объединяет картинки в этом видеоряду?

(Забота старших о младших, нежность, родительская

защита и опека своих детенышей)

Кому были посвящены последние фото презентации?

(Воробью)

Обратите внимание на последний слайд. Каким вы увидели воробышка?

(Жалким, взъерошенным, одиноким; наверное, ему

грозит какая-то опасность)

Как вы думаете, кто сегодня будет «героем» нашего урока?

(Правильно, воробей) (Слайд № 23)

II .Этап. Изучение нового материала. Анализ стихотворения в прозе «Воробей»

И.С.Тургенева

(Запись темы урока в тетрадь)

1. Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Воробей». (Слайд №24)

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

(Восхищение поступком старого воробья, жалость

к воробышку)

И.С.Тургенев любил природу, тонко её чувствовал, умел подмечать в ней

важные и удивительные моменты. Создал замечательный цикл «Стихотворения

в прозе».

(Сообщение ученика о работе И.С.Тургенева над стихотворениями в прозе)

2.Работа над жанром произведения.

Ребята, а вас ничего не удивляет в названии – «стихотворение в прозе»?

(Стихотворение и проза)

Действительно, существует такой жанр в литературе. Откройте стр.261

учебника. Запишите в тетради определение:

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

(Работа в парах)

Прочитайте статью учебника заполните таблицу:

(на работу отводится 3-4 минуты)

В чем сходство и в чем различие стихотворной и прозаической речи?

(ответы учащихся)

Сравните свои записи с записью в таблице. (Слайд № 25)

Стихотворная речь

Прозаическая речь

    Ритм. Рифма.

    Деление текста на строфы.

Деление текста на абзацы.

Обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа.

    В большей мере выражается личное переживание или впечатление.

В меньшей мере выражается личное переживание или впечатление.

Итак, «Воробей» - стихотворение в прозе.

И.С.Тургенев обращался к своим читателям: (слайд №26)

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет – книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня

одно, завтра другое, - и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-

Нибудь в душу».

    Анализ стихотворения в прозе «Воробей».

Назовите персонажей произведения.

(Собака Трезор, молодой воробей, старый

черногрудый воробей, рассказчик)

    Исследовательская работа с текстом (работа в группах, учащиеся делятся на 3 группы, заполняют таблицы)

Задание: Выпишите ключевые слова, характеризующие каждый из этих образов:

1 группа – собака,

2 группа – молодой воробей,

3 группа – старый черногрудый воробей.

(на работу отводится 4-5 минут)

Проверим выполнение задания. Выберите в группе того, кто будет характеризовать поведение персонажей, остальные записывают в тетради недостающие сведения.

(слайды № 28,29,30)

    Средства выразительности, используемые автором для создания образов.

А сейчас, ребята, мы с вами рассмотрим языковые средства выразительности, при помощи которых автор создаёт образы героев данного произведения. (Продолжение работы в группах, заполнение таблицы)

Обсуждение полученных результатов, проверка по сводной таблице. (Слайды № 31-33)

Образы произведения

Средства выразительности

С какой целью используются

Молодой воробей

Деталь:

С желтизной около клюва и пухом на голове

Оценочная лексика:

Сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки

Словообразующие суффиксы:

Крыл ышк и, дет ищ е

Для привлечения внимания читателя – перед нами птенец, он только появился на свет.

Оценочные слова усиливают восприятие читателя – беззащитность, беспомощность маленького существа вызывают чувство сострадания, жалости.

Суффиксы –ышк- (умен.-ласкат.) передают отношение лирического героя к персонажу. Суффиксом –ищ- рассказчик показывает, что старому воробью птенец дорог так же, как человеку его дитя.

Старый воробей

Сравнение:

Камнем упал

Эпитеты:

Взъерошенный, искаженный,

с отчаянным и жалким писком

Уменьшительно-ласкательный суффикс :

Мал еньк ое тело

Глаголы:

Камнем упал, прыгнул два раза, ринулся спасать, заслонил собой;

Тело трепетало, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой

Эпитет:

Героическая птичка

Для усиления образности: движения воробья решительны и отчаянны: он чувствует смертельную опасность, но сила сильнее смерти заставляет его, превозмогая ужас, броситься навстречу «чудовищу»

Эпитет героическая птичка выражает авторскую оценку поступку старого воробья

Собака

Трезор

Глаголы:

Бежала впереди – уменьшила шаги – начала красться – медленно приближалась – остановился – попятился – признал силу

Эпитеты:

зубастая раскрытая пасть

смущенный пес

Собака осторожна(ведь она охотничья, а воробышек для нее – добыча), движения медленны. И вдруг – воробей, камнем упавший (эффект неожиданности), Трезор чувствует необыкновенную силу в этом маленьком существе, ведь воробей защищает свое детище, - и остановился, попятился.

3. Образ рассказчика

А теперь, ребята, посмотрим на образ рассказчика в стихотворении. Найдите в тексте слова, которые передают чувства рассказчика.

(«Я поспешил отозвать смущенного пса –

И удалился благоговея… Я благоговел перед той

маленькой героической птичкой, перед любовным

её порывом»)

Что обозначает слово благоговеть?

Лексическая работа

благоговеть, -ею, -еешь ; несов .. перед кем-чем (высок.). Относиться с благоговением к кому-чему-н.

благоговение, -я, ср. (высок.). Глубочайшее почтение.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

Какие качествами личности наделен рассказчик в стихотворении?

(Рассказчик наделен высокими нравственными

качествами: уважением ко всему живому, умением

чувствовать происходящее, добротой и

милосердием)

    Идея стихотворения в прозе «Воробей»

Найдите в тексте предложения, в которых заключается основная мысль, идея произведения, предложение, которое является смысловым центром повествования.

(слайд №34)

«Любовь, думал я, сильнее смерти. Только ею,

Только любовью держится и движется жизнь».

Сколько раз в этих предложениях употребляется слово любовь? И чему противопоставляется?

(Слово любовь употребляется дважды, т.е. это повтор.

Противопоставляется слову смерть)

Что такое повтор, для чего употребляется в художественном тексте?

Повтор – двукратное или многократное использование одних и тех же

речевых элементов, придает тексту связность, усиливает его

эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

О какой любви говорит писатель?

(О любви как наивысшей форме проявления доброты,

граничащей с самопожертвованием. О любви,

которая сильнее смерти. Именно это

хотел донести до нас писатель своим стихотворением

в прозе «Воробей»)

Встречались ли в вашей жизни случаи, похожие на ту, которую описал И.С.Тургенев? (Возможно, да. Учащиеся делятся своими историями)

III этап.

Ребята, в жизни очень много примеров безграничной любви в мире животных, заботы о тех, кто попал в беду. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о дружбе в мире животных.

(презентация)

IV этап. Рефлексия.

    Ваше впечатление от урока.

    Что нового вы узнали?

    Продолжите предложение: «Иван Сергеевич Тургенев – человек, любящий и глубоко чувствующий …»

V этап. Домашнее задание.

    Рисунки к стихотворению в прозе «Воробей»

    Продолжить знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. Выучить наизусть и выразительно рассказать стихотворение «Русский язык».

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Урок разработан по тексту из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова).

Урок проведён в 3 классе

Тема: «ТЕМА САМООТВЕРЖЕННОСТИ И ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ»

Цели: 1. Познакомить с особенностями жанра стихотворения в прозе.

2. Способствовать формированию умения видеть главную мысль автора в произведении.

3. Способствовать развитию навыка словесного рисования, умения подбирать к рисунку точные образы, выражающие идею произведения.

Ход урока

  1. Целеполагание.

(На доске – рисунки детей по произведению И.Тургенева «Воробей»)

Что было задано на дом?

(Самостоятельно познакомиться с произведением И.Тургенева «Воробей» и проиллюстрировать это произведение.)

Что изобразили на своих рисунках?

(Краткое словесное рисование детей.)

Кого из вас тронуло это произведение? Чем?

(Воробей не побоялся собаки. Храбрость воробья тронула душу.)

О том, храбрость это или что-то другое двигало воробьём, мы поговорим позже.

Итак, тема урока?

(«Иван Тургенев «Воробей»)

(Рассказ)

Докажите.

(Небольшое прозаическое произведение. В нём описывается одно событие с малым количеством действующих лиц.)

Верно доказали, но это произведение по жанру не рассказ. Есть в литературе небольшие по объёму произведения. Эти произведения, как и рассказ, написаны в прозе, но в них прослеживается повышенная эмоциональность, обилие восклицательных и вопросительных предложений, пауз, как в лирическом стихотворении. Главное, что изображает автор в таком произведении, - это не события, а проявление какого-то характера. Такие произведения относятся к жанру стихотворения в прозе.

Итак, что нового на уроке узнаете?

(Признаки жанра стихотворения в прозе. – на доске запись )

Чему будете учиться?

(Доказывать, что произведение «Воробей» является стихотворением в прозе. - на доске запись )

  1. Анализ произведения «вслед за автором».

На доске:

Стихотворение в прозе

  1. Лирическое произведение.
  2. Небольшое по объёму.
  3. Повышенная эмоциональность.
  4. Обилие пауз.
  5. Восклицательные и вопросительные предложения.
  6. Изображение характера.

Что такое лирика?

(Изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств.)

Можно ли назвать данное произведение лирическим?

(В этом тексте описываются переживания, но не человека.)

А какие и чьи переживания описаны в тексте?

(Переживания воробья за жизнь воробышка.)

Разве в этом воробышке мы не можем увидеть человека, переживающего за жизнь своего ребёнка, когда тому угрожает опасность?

Описываются ли в этом тексте чувства? Прочитайте еще раз, чтобы ответить на этот вопрос.

(Чувство страха за жизнь своего детёныша, любовь к нему – у воробья; у пса – смущение; у автора – благоговение.)

Как у пса проявилось чувство смущения?

(…остановился, попятился…)

Что смутило пса?

(Сила этой маленькой птички.)

В чём сила этой птички?

(В её любви к детёнышу)

Как понимаете значение слова благоговение ? Обратитесь к толковому словарю учебника на с.131.

(Благоговение – чувство глубокого восхищения и преклонения.)

(…благоговел перед…маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.)

(Это произведение лирическое, т.к. в нём описаны чувства и переживания.)

Можно ли сказать, что это произведение по объёму маленькое?

(Это небольшое по объёму произведение.)

Чувствуется ли в нём повышенная эмоциональность? Прочитайте ещё раз и проследите, какие эмоции описаны в тексте.

(Воробей ещё не умеет летать. Он выпал из гнезда – его может съесть собака.)

(…сидел…беспомощно растопырив…крылышки. В слове крылышки – уменьш.-ласкат. суффикс –ышк-.)

(4 абзац – отчаяние, страх воробья.)

Опишите внешний вид взрослого воробья.

(Взъерошенный, искажённый.)

Почему так выглядел воробей?

(Переживал за своего воробушка.)

Как вёл себя взрослый воробей?

(…с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.)

Неужели воробей хотел напугать пса?

(Сработал инстинкт защиты своего ребёнка. Воробей, защищая своё дитя, не думал о собственной жизни, о том, что ей тоже грозит опасность.)

Какой писк издал взрослый воробей? Почему?

(Отчаянный и жалкий писк: воробей чувствовал, что смерть рядом.)

Итак, за чью жизнь опасался взрослый воробей?

(За жизнь птенца.)

Объясните значение данных слов.

На доске:

самооборона

самоотверженность

самолюбие

(Самооборона - оборона самого себя собственными силами. Самоотверженность – жертвование своими интересами, своей жизнью ради спасения других. Самолюбие – чувство самоуважения.)

Каким словом можно назвать такой поступок воробья? Выберите.

(Самоотверженность, т.к. взрослый воробей не думал о своей жизни, спасая своего детёныша.)

В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

(5 абзац – ужас, который испытывал воробей перед собакой; 7 абзац – смущение на морде пса.)

Почему пёс смутился?

(Он не ожидал такого поведения от маленькой птички.)

Как повёл себя пёс? Почему?

(…остановился, попятил: признал эту силу.)

О какой силе идёт речь?

(О силе любви к своему ребёнку.)

В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

Итак, что мы с вами доказали?

(В этом произведении чувствуется повышенная эмоциональность.)

Есть ли паузы в тексте? Как они обозначены?

(В 5, 6, 7 абзацах - паузы. Обозначены многоточием.)

Какой смысл несёт пауза в 5 абзаце?

(Чтобы читатель ярче смог увидеть картину, как эта маленькая взъерошенная птичка заслонила собою своё детище.)

Какой смысл несёт пауза в 6 абзаце?

(Чтобы мы поняли, насколько сильно этот воробей-родитель любит своё детище, что не смог усидеть на ветке, где был в безопасности.)

Какой смысл несёт пауза в 7 абзаце?

(Чтобы читатель смог разглядеть смущение на морде собаки.)

Итак, что мы с вами доказали?

Встречаются ли в тексте восклицательные и вопросительные предложения?

(В 5 и 6 абзацах – восклицательные предложения.)

Итак, что мы с вами доказали?

(В тексте есть восклицания – для более точного, яркого описания чувств.)

Можно ли сказать, что в этом произведении автор изображает проявление характера? Какого?

Итак, мы доказали, что данное произведение относится к жанру…?

(…стихотворения в прозе.)

Перечислите признаки этого жанра.

III. Формулировка идеи произведения.

Какова главная мысль этого произведения? Что хотел донести до нас писатель на примере этого воробья?

(Главная сила не в физических показателях. Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности.)

Если бы Иван Тургенев не дал своему произведению названия, как бы по-другому можно было бы его озаглавить? Какие строчки в тексте выражают главную мысль автора и хорошо подходят для заголовка?

(Маленькая героическая птица.)

IV. Словесное рисование.

Вернёмся к вашим рисункам. Кто изменил бы свой рисунок?

Что, на ваш взгляд, нужно изобразить на рисунке, чтобы передать главную мысль произведения?

(Маленький, взъерошенный, испуганный воробей, с раскрытыми крыльями, а напротив – огромная, ужасная собака.)

На самом ли деле собака была ужасной?

(Такой её видела птичка.)

Итак, какую мысль произведения вы передадите своим рисунком?

(Любовь – это огромная сила, даже если она у такого крошечного создания, как воробей.)

V. Домашнее задание.

Дома проиллюстрировать произведение Ивана Тургенева «Воробей».

VI. Выразительное чтение.

(Чтение 3-4 учеников. Чтение детей оценивают одноклассники, анализируя свою оценку.)

VII. Итог урока.

С каким произведением познакомились?

К какому жанру относится это произведение?

(Стихотворение в прозе.)

Докажите, что произведение «Воробей» - стихотворение в прозе.

(Лирическое произведение. Небольшое по объёму. Повышенная эмоциональность. Обилие пауз. Восклицательные и вопросительные предложения. Изображение характера.)

(Иван Тургенев.)

Иван Сергеевич Тургенев (показываю портрет автора) родился в 1818 году, умер в 1883 году. Этого писателя называют мастером языка: он писал и стихи, и повести, и романы, и мемуары. А в 59 лет стал писать стихотворения в прозе.

Как вы думаете, почему в конце своей жизни Тургенев обратился к этому жанру?

(Это сложный жанр в литературе. Только имея за плечами жизненный опыт, можно писать такие стихи.)

Да, только имея жизненную мудрость, можно создавать такие произведения, в которых – философские рассуждения о разных проявлениях жизни: о любви, дружбе, предательстве, взаимовыручке… Только человек, проживший полную жизнь, может в таких небольших по объёму произведениях так ярко раскрыть разные характеры жизни.

Иван Тургенев

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения