Музыкальные произведения про весну. Образ весны в классической и народной музыке. Сообщение целей урока

I Организация начала урока

Введение в тему урока (слайд 1)

Человек любит свою землю, потому что не может жить без запаха листьев, без звонкой струи ручья, без синей головки василька в поле. Без рек и гор человек как без друзей.

В нашей стране много художников, композиторов, поэтов, способных передать красоту нашей родной земли.

Времена года - осень, зима, весна, лето - сменяют друг друга. ВЕСНОЙ оттаивает с согревается земля, природа пробуждается от долгого зимнего сна. ЛЕТО - пора жаркого солнца, купания, прогулок в тенистом лесу. ОСЕНЬ приносит людям богатый урожай: полные корзинки ягод и грибов. А ЗИМОЙ природа вновь погружается в сон. И каждое время года прекрасно по своему.

У: Посмотрите на картины (слайд 2).

Какое время года изображено?

Д: Весна.

Как вы определили, по каким признакам?

Что весной происходит с природой?

Как мы узнаём, что наступила весна?

Как мы одеваемся весной?

У: Правильно. Ребята. И сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. (слайд 3)

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это весною

С носа капает вода?

(сосулька)

Играю вступление.

Что это за песня?

- "Солнечная капель".

Повторяем слова. (к каждому куплету - иллюстрация)

У: Какая музыка по характеру? Какое в ней настроение?

Д.: Музыка весёлая, звонкая, радостная, бодрая.

У.: Музыка звучала одинаково по характеру или нет?

Д.: В запеве плавно, в припеве – отрывисто.

У.: Что изображает припев?

Д.: Как падают капли.

У.: Эта песня называется “Солнечная капель”(слайд 4).

Такой показал нам весну композитор Сергей Соснин. Какую можно представить картину?

Д.: Солнечный, весёлый, радостный день, капают сосульки, звенят, бегут, журчат ручьи.

II Слушание музыки

Весна - это светлый праздник рождения природы. Природа просыпается. Человеку весной легче дышится. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется зелень травы; бабочки, жуки выползают из щелей и греются на солнце. Появляются первые подснежники:

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

"Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?"

Итак, вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски, и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки берёзы.

Слушайте и смотрите весну!

(слушают)

Прозвучала музыка. Когда вы ее слушали, какую картину весенней природы вы представили?

Какая музыка по характеру? (плавная, напевная, нежная)

Темп? (не очень быстрый)

Танцевальная, песенная или маршевая? (танцевальная)

В ритме какого танца исполняется? (вальса)

Эту музыку написал русский композитор П.И.Чайковский . Свою пьесу Чайковский назвал «Апрель. Подснежник "(слайд 6) С самого раннего детства Чайковский любил наблюдать и наслаждаться в русских лесах этим чудом природы, как под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы-подснежники.

Да, подснежник - это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П.И. Чайковского.

Повторное слушание.

Сейчас будем слушать ещё раз. Плавность мелодии передадим движениями рук.

Кто исполняет?

Ансамбль.(показать иллюстрацию) (слайд 7)

Какие инструменты звучали? (показать на стенде)

Иллюстрации (слайд 8)

А сейчас, мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать её песню и всматриваться в её краски.

Презентация "Апрель.Подснежник" (в исполнении ф-но)

Узнали произведение?

Кто исполнял? (ф-но)

Как называется?

Кто написал?

III Игра на детских музыкальных инструментах

У: А мы на каких инструментах умеем играть?

Д: металлофон, ксилофон, маракасы, погремушка "Румба"

(показываю инструменты - дети называют)

(исполняют "Рондо" Моцарта на детских музыкальных инструментах)

IV Исполнение

У: Ребята, а вы знаете как встречали весну раньше? В эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Других надевали на длинные шесты и раскачивали так, что птицы казались летящими. При этом ребята пели песни – заклички. Как назывались такие песни?

Д: Веснянки.

У: скажите, что особенного в Веснянках?

Д.: В Веснянках много раз повторяются настойчивые, восклицательные интонации.

Всё живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Давайте споём песню так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.

VI Музыкально-дидактичесая игра

Но не только композиторы отражали картины природы, времена года в музыке.

Весна волновала сердца настоящих художников. Предлагаю вам представить, что вы художники. Лучше понять, почувствовать её поможет нам музыка Рамиресса "Жаворонок".

У: Какие бы вы взяли краски чтобы изобразить звучание весны.

Светлые или тёмные?

(Звучит музыка - дети откладывают карточки нужного цвета)

Д: Светлые, тёплые тона, потому что весной всё оживает, просыпается, радуется.

VII Исполнение

У: Пришла весна. Всё радуется. И всё-таки символично, что именно в первые дни марта отмечают самый светлый, нежный и ласковый праздник.

Кого мы поздравляем?

Да, мы поздравляем мам. Таких же нежных ласковых, красивых, как сама весна.(исполнение песни)

VIII Подведение итогов.

Наш урок подошел к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.

С музыкой какого композитора познакомились? (слайд 9)

Как называется?

Кто исполнял?

Наш урок подошёл к концу, но путешествие в весенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите весну. А о своих необычных наблюдениях вы расскажете на следующих уроках .(слайд 11)

На этом наш урок закончен, но хотелось бы доставить ещё одну маленькую радость всем присутствующим гостям вашей любимой песней. (Исполняется песня по желанию детей " Отличное настроение"

Цели занятия:

  • Образовательные :
    • познакомить с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства, выяснить, как поэты, художники, музыканты разных эпох отражают весну в своих произведениях;
    • выяснить разнообразие весенних образов в музыке, в изобразительной деятельности;
    • вспомнить творчество П. Чайковского, дать представления о творчестве А. Вивальди;
    • учить детей наблюдать за красотой весенней природы;
    • учить соблюдать в изображении пропорции, размер.
  • Развивающие :
  • Воспитательные :
    • совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;
    • воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.

Методическое оснащение занятия:

  • фонограммы песен «Весна» Оксана Разумовская, «Весна-красна» – Т. Морозова
  • музыка П. Чайковского – «Апрель. Подснежник»,
  • видеосюжет из альбома «Времена года» П. Чайковского,
  • музыка А. Вивальди «Весна» из альбома «Времена года», С. Рахманинов «Весенние воды»,
  • портрет П. Чайковского.
  • слайды репродукций художников:
  • И.И.Левитан. «Март», «Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег», «Цветущие яблони»;
  • И.Шишкин: «Лес весной»;
  • Саврасов: «Грачи прилетели»;
  • К.Юон. «Конец зимы. Полдень»;
  • А.Сислей: «Фруктовый сад. Весна».

ТСО: диапроектор, экран, компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Материалы для детей: подмалевки весеннего неба и земли на белой бумаге формата А4, карандаш, ластик, гуашь, акварель, кисти, баночка для воды, салфетка, методические таблицы «Как дерево растет», «Зимние деревья», детские рисунки прошлых лет.

План урока:

I. Организационный момент. Вход под музыку
II. Беседа о весне в творчестве композиторов, художников, поэтов.
III. Беседа о творчестве великих художников (показ картин о весне – презентация).
IV. Составление поговорок и примет о весне Исполнение песни «Весна-Красна идёт». Стихи о весне.
V. Просмотр видео сюжета «Апрель» П. Чайковского из альбома «Времена года».
VI. Практическая работа. Рисование весны под музыку А. Вивальди «Весна».
VII. Выставка рисунков.
VIII. Итог.
IX. Исполнение песни «Весна».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вход под музыку С. Рахманинова «Весенние воды».

II. Беседа о весне в творчестве композиторов .

Учитель музыки: Ребята, кто обратил внимание на то, о чём пелось в музыкальном произведении, под которое вы вошли в класс? (О весне)
Действительно, прозвучал романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” (Приложение 1 1 . Слайд 1). По каким признакам вы определили, что это именно весна?

Учащиеся: Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи.

Учитель музыки: Композитор сумел передать весеннее состояние природы с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа, мажорного лада. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что мы стоим возле ручья.

– Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да)

Учитель музыки: Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. Но сегодня нам хотелось бы поговорить о весне, том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы. Тема нашего урока: «Образ весны в …»(Приложение 1 . Слайд 2)

III. Беседа о весне учителя ИЗО , составление пословиц и поговорок, исполнение песни «Весна-Красна идёт»

Учитель ИЗО: Ребята, поднимите руку, кто из вас любит весну? За что вы её любите?

Ответы детей: За яркое солнце, за тёплый воздух, за свежую молодую листву и т.д.

Учитель ИЗО: Я добавлю: (Приложение 1 . Слайды 3-16) Весна наполняет души людей чувством ожидания. Для детей это бодрое ожидание тепла, каникул, свободы, пускание по ручейкам бумажных лодочек, звонкая веселая капель с крыш, это яркое теплое солнышко. А для взрослых весеннее пробуждение природы вселяет надежду на обновление чувств.

– Я открою вам секрет: есть две весны – это ранняя и поздняя. Вопрос детям: Назовите признаки ранней весны?

Работа по слайду № 16.

Ярко светит солнце, но еще не сильно греет, длиннее тени, набухают почки у вербы, рыхлый снег, весеннее тепло, свежесть воздуха, запах мокрой коры и тающего снега.

Учитель ИЗО: А признаки поздней весны?

Ответы детей : солнце яркое и греет, день стал длиннее, появляется зеленая трава и первоцветы, снег только в глубоких оврагах.

Учитель ИЗО: Кто из вас покажет мне раннюю весну по тем признакам, о которых вы сказали.

(Дети выбирают из представленных картин на слайде № 16 раннюю весну).

– Молодцы!

Учитель ИЗО: А кто покажет позднюю весну? (Дети выбирают из представленных картин на слайде № 16 позднюю весну).

– Молодцы, вы справились, вы умеете отличать раннюю весну от поздней весны. (Приложение 1 . Слайд 16) Посмотрите, какие цвета художники использовали в своих картинах при описании образа весны? (Теплые света, желтые, зеленые, красные, оранжевые, но встречаются и холодные цвета).

– Да, весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная. Ребята, вы знаете, что художники, которые пишут о природе, называют пейзажистами, а их картины – пейзажами. Художников, изображающих природу, очень много, это и И.Левитан, И. Шишкин, Саврасов, Юон и др.

IV. Составление поговорок и примет о весне. Исполнение песни «Весна-Красна идёт»

Учитель ИЗО: А еще о весне существуют множество поговорок и пословиц, и мы сейчас проверим насколько хорошо вы их знаете. Вам предлагается игра «Составь пословицу».

Составление поговорок и пословиц о весне (по группам), дети называют пословицы и поговорки.

  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • На чужой стороне и весна не красна!
  • Прилетела бы чайка, а весна будет.
  • Рано затает – долго не растает.
  • Ранняя весна – много воды.
  • Весна всё покажет.
  • Гуси высоко летят – воды будет много; низко – мало.
  • Весна красна цветами, осень – снопами.
  • Лёд весенний тонет – на тяжёлый год.
  • Ранние ласточки – к счастливому году.

Исполнение песни «Весна-Красна идёт».

Учитель музыки: Молодцы, поговорки и пословицы о весне вы знаете. Но ещё о весне написано очень много песен и стихов, в которых по-разному раскрывается образ весны. Сейчас мы исполним с вами песню «Весна-Красна идёт», а вы подумаете над вопросами.

(Приложение 1 . Слайд 17)

Учитель музыки: Дети, кто желает просолировать?

Исполнение песни «Весна-Красна идёт» .

Учитель задает вопрос после исполнения песни.

1. Какой образ весны раскрывается в песне и как вы определили? С кем сравнивается весна и почему?
2. Каким настроением проникнута песня?

Ответы детей:

– Весна солнечная, весёлая, весна торопится, звонкая, задорная.
– Весна сравнивается с красной девицей.
– Песня вызывает весёлое, радостное настроение, хочется танцевать.

Учитель музыки: Какой духовой инструмент передаёт нам звучание птиц и весеннюю капель, и вообще, придаёт песне лёгкость, изящество?

Ответы детей: свирель.

Учитель музыки: Ребята, раньше в далёкие времена, люди к встрече весны готовились заранее, выпекали из теста птиц, выходили на улицу или в лес, развешивали их на деревьях, пели заклички о весне.
– Как вы думаете, для чего люди пели заклички?
– Кто из вас знает весенние заклички?
– А кто сможет прочесть стихи о весне?

Дети читают стихи о весне.

V. Просмотр видеосюжета П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»

Учитель музыки: Сейчас вы просмотрите небольшой видеосюжет, в котором услышите звучание музыки одного очень известного композитора. После просмотра (Приложение 1 . Слайд 18)
1. Попытайтесь определить, какой месяц характеризует музыка и что указывает на это?
2. Какой композитор мог сочинить такую музыку?

– Что вам известно об этом композиторе?

Ответы детей:

1. Музыка характеризует месяц апрель, т. к. мы видим журчание ручья…
2. Автором музыки является П. И. Чайковский – русский композитор.

Учитель музыки: Ребята, действительно, музыка называется «Апрель» из известного альбома Чайковского «Времена года». Назовите мне особенность этого альбома?

Ответы детей: В альбом вошли 12 музыкальных пьес, каждой из которых Чайковский дал своё название.

На доске зашифровано название этой пьесы (подснежник)

Учитель музыки: Итак, скажите какой же образ весны, предстал перед нами в сюжете? (Весёлой, …)
– Да, весна бежит, торопится, оживляет все вокруг, весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек.

VI. Практическая работа

Учитель ИЗО: Ну а сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим, что мы с вами художники-пейзажисты и на наших подмалевках, что вы приготовили дома, дорисуем свою весну. Она, может быть, журчать ручьями, цвести подснежниками, распускаться вербой. На досуге я тоже люблю рисовать пейзажи. Я изобразила свою весну, которая мне нравиться, а вы изобразите свою весну.

– Ребята, а чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А.Вивальди, которая тоже называется «Весна», как и у П. Чайковского из альбома «Времена года». Только Вивальди жил в другое время, намного раньше Чайковского, но также очень любил природу и музыку.

VII. Выставка рисунков

Учитель ИЗО: Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и весёлая, и грустная, и даже счастливая.

VIII. Итог

Учитель музыки: Итак, ребята, скажите, кто же из великих художников и музыкантов рисовал при помощи звуков и красок весну? (Ответы детей)

Учитель ИЗО: Какая же весна встречается в их произведениях? (Ранняя, яркая, быстрая, стремительная, журчащая, торопливая, грустная).

(Приложение 1 . Слайд 19)

Перед ребятами представлен слайд со словами вразброс, дети должны выбрать подходящие:
грустная, печальная, весёлая, задорная, злобная, бесстрашная, яркая, пробуждающая, стремительная, журчащая, торопливая, бурная, звонкая, долгожданная, солнечная.

IX. Исполнение песни «Весна» (Приложение 1 . Слайд 20)

– Нам хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была весёлой, солнечной, радостной и конечно счастливой, как это поётся в песне, которую мы сейчас исполним все вместе.

– Урок закончен! До свидания!

Авторы: Чернуха Эльмира Рафиковна, Удовиченко Олеся Риммовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин,преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Филиал МБУДО ДШИ "Свирель"ДШИ с Кубанка
Населённый пункт: с Кубанка Оренбургская обл
Наименование материала: интегрированный открытый урок
Тема: "Весна в произведениях художников и композиторов"
Дата публикации: 09.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Интегрированный открытый урок музыки и изобразительного искусства

«Весна в произведениях художников и композиторов»

1кл-«Беседы об искусстве»1кл-«Слушание музыки»

Данный урок подготовили:

Преподаватель теоретических дисциплин – Чернуха Э.Р.

Преподаватель изобразительного искусства- Удовиченко О.Р.

Разделы: Преподавание музыки. Преподавание ИЗО .

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Цель урока

Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств – музыки и живописи.

Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.

Задачи

Воспитательные:

обогатить духовный мир учащихся.

Формировать гордость за выдающихся деятелей искусства России.

Обучающие:

Обобщить и закрепить знания произведений великого русского

композитора П.И.Чайковского изученных на предыдущих уроках.

Отразить, посильными для данного возраста средствами

художественной выразительности, своего видения окружающего мира;

Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и

музыкальной тональности.

Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и

живописи.

Развивающие::

Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать,

обобщать;

Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность

учащихся;

Учить вокально-хоровому пению.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями

искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования

особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя

свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений

живописи.

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для

решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической

формой коммуникации;

адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой

деятельности

1.Звучит фоновая музыка В.А. Моцарт «Ночная серенада»

Учитель изобразительного искусства.

3.Психологический настрой

Оглянитесь вокруг. Попробуйте назвать тему урока…

Да,сегодня мы будем говорить о весне. Весна: Одно из красивещих времен

года. Она кажется яркая даже в унылые дождливые дни, когда все таит и

промозглые холодные дни. Но все равно после зимних мало солнечных дней

и морозов нам она пахнет сочными красками, птицы поют солнышко светит

ярче и запах становится как будто чище… Прогулки наши становятся всё

длинней, Солнышко поднимается высоко и нам не хочется заходить домой.

Деревья распускают листочки. Вся природа оживает. Многие художники и

композиторы писали свои произведения именно о ней.

Учитель теоретических дисциплин :

4.Сообщение целей урока

Мы будем учиться передавать осеннее музыкальное настроение красками.

Сегодня у нас урок необычный. Мы на уроке будем рисовать, танцевать,

слушать музыку, повторим музыкальную грамоту.

(Раздаётся стук в дверь, заходит девочка)

Здравствуй, девочка. Как тебя зовут?

Меня зовут песенка.

Ты пришла с нами петь?

Я бы с радостью пела с вами, но сильный осенний ветер разбросал мои

нотки(плачет)

Мы тебе поможем. Наши ребята соберут все нотки.

Где находится нотка ре,фа,ля,до,ми,соль,си.

(Дети по очереди расставляют нотки. Песенка улыбается.)

Спасибо вам, ребят а. Теперь я снова могу петь!

Сколько нужно нот, чтобы написать музыку?

А сколько надо цветов,чтобы написать картину?

Ребята поглядите наши нотки не простые а цветные. У каждой нотки свой

цвет и настроение.

Учитель ИЗО:

Давайте повторим основные цвета. В этом нам поможет предложение

«Каждый –(красный)охотник желает знать,где сидит фазан»

Сколько цветов мы повторили? Посмотрите, как интересно! Нам известно

семь цветов и семь нот. При помощи этих семи нот композиторы пишут

музыку, а при помощи семи цветов радуги художники пишут картины.

Изучение нового материала

Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят –

не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).

Словарик художника:живопись.

вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей

зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую

поверхность.

Рассматривание картин

Учитель . Теперь посмотрите на эти живописные произведения. На каких из

них передано

радостное настроение?

Дети . На картине Исаака Левитана «

"Весна. Большая вода"

» – яркий цвет,

радостное настроение.

– На картине

"Март"

– яркий цвет, радостное настроение.

– На картине

А. Саврасов "Грачи прилетели"

– тусклые цвета, грустное

настроение.

– На картине

Ф. А. Васильев"Оттепель"

тусклые цвета, грустное настроение.

Преподаватель теоретических дисциплин

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант

описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые

сборники произведений из цикла "Времен года". Такие как

А. Вивальди "Времена года". Весна

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

Выход

Весны

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Мы знаем, что музыка бывает веселой и грустной. Сейчас мы прослушали 4

произведения. Какие из них были грустные а какие веселые?

Как мы называем музыку грустную а как веселую?

Учитель ИЗО

Знакомство с оттенками.

Какой первый весенний месяц приходит к нам в гости?

Март

Какими цветами мы можем описать этот месяц?

Предлагаю вам сделать маленький цветовой набросок на листочках.

А какой май?

Давайте сделаем небольшую маленькую закладку цветов

Преподаватель теоретических дисциплин:

Посмотрите к нам пришли в гости два гнома.

(Слайд 10)

Гном мажор и Гном минор. Гном мажор пишет весёлую музыку, а Гном

минор -грустную.

Словарик музыканта:

Мажор и минор . А теперь я предлагаю вас спеть со мной распевки, что бы

услышать Мажор и Минор, ученики с преподавателем поют распевки: «Как

светло..», «Добрый день»

Анализ произведения.

Много известных композиторов посвящали свои произведения Весне.

У меня в руках, друзья,

Шкатулка музыкальная.

Только я её открою-

Сразу музыка звучит-

Всех чарует, веселит

(звучит два отрезка с музыкой мажор и минор.) Располагаем нотки на нотной

доске минор и мажор

ПреподавательИЗО

Итог урока

Скажите - сумели ли вы «увидеть» музыку? Почувствовали ли связь

между музыкой и изобразительным искусством? Сегодня мы хотела помочь

вам понять истину: искусство- литература, музыка, изобразительное

искусство тесно связаны между собой

Мы сегодня с вами нарисовали музыку и смогли прочуствовать картины в

настроених.

Скажите ребята теперь вы можете связать два великих искусства Живопись и

Можем ли мы сказать что это две сестры которые не разлучны и помогают

друг другу услышать и увидеть?

8.Рефлексия

Какой бывает весна? (Грустной и весёлой)

Какая весна Вам больше нравится? Почему?

С каким настроением вы уходите с урока?

(смайлики)

Преподаватель теоретических дисциплин:

Предметы «ИЗО» и «музыка», глубоко интегрированные. Проводя такие

уроки, учителя помогают понять учащимся, что все предметы

общеобразовательного цикла связаны между собой. Эта связь представляет

одну из конкретных форм общего методологического принципа системности

Филиал МБУДО ДШИ «Свирель» с.Кубанка

Интегрированный Открытый урок по предмету «Слушание

музыки» и «Беседы об искусстве»1кл

«Весна в произведениях

художников и композиторов»

Подготовили и провели:

преподаватель теоретических дисциплин Чернуха Э.Р.

Преподаватель изобразительных искусств Удовиченко О. Р

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Предлагаем Вам окунуться в музыку весенней природы, почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года".

В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей - пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.



Вивальди Весна

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть - Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт - мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта - ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майко



Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков



Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.

Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет



Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце - всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам.

Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль.

Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Весна. Piazzolla - Primavera Porteña Allegro



Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон.

Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом.

Конец вступления и финал первого отрезка совпадают в хоре землепашцев, приветствующих весну. В хор включены 4 голоса, мужских и женских, они вступают в партию не одновременно. Начинают переход скрипки и флейты, после чего доминанта переходит к хору. Песня носит лирический характер, она отвечает мотивам народной музыки.

Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон.

Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения