Мастер-класс по рисованию «Подводное царство. Морской царь: "Образ властелина морей" из древних былин Рисунок морского царя или подводное царство

М ОРСКОЙ ЦАРЬ - владыка над всеми морями, над всеми обитателями моря и морскими стихиями. Столь же древен, как и само Море. Разъезжает по морям в раковине, запряженной морскими псами или морскими конями. На голове у него венец из морского папоротника, в одной руке он держит весло, которым укрощает при необходимости волны, Морские стихии, в другой - острогу или трезубец, которым он возбуждает стихии, вызывает бури, сражается со своими противниками и карает ему непослушных. Чертоги его находятся в морской пучине, во глубине океана.

В недосягаемой от смертных стороне,

Между высокими кремнистыми горами,

Помост из аспида и чистого лазуря,

Палаты из одной изсечены горы;

Там трон усыпанный жемчугами янтарь,

На нем сидит волнам седым подобный Царь.

В заливы, в океан десницу простирает,

Сапфирным скипетром водам повелевает.

М. В. Ломоносов

Служит ему бесчисленное морское воинство. Когда царь Морской гневается или когда он веселится, - а он любит повеселиться и п: причине однообразия подводной жизни старается затащить к себе человека, способного его развлечь, - на море поднимается страшная буря, гибнут корабли и люди.

Женой Морского царя является Белорыбица. Есть у них и дети, но только все дочери. Выдать бы их замуж, да женихов-то где взять? Вот и старается Морской царь во всех сказках затащить какого-либо юношу к себе в подводное царство.

В русской мифологии, бог моря, властелин подводного царства. Безуспешно сватался к , дочери бога ночного неба Дыя. В образе Трехголового Змея сражался с и был побежден им. Превратил в змею Пленку, которая отказалась выйти за него замуж. После этого женился на Белорыбице, «всем рыбам царице». Жил в большом дворце на дне моря, имел в подчинении огромное морское воинство, разъезжал по морю на золотой колеснице. Восседал на троне, окруженный стражей - «раками-крабами с огромными клешнями». В его ближайшей свите были «рыба-сом со большим усом, и налим-толстогуб - губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, жаба с брюхом - что жбан ». В гневе и радости поднимал волны и топил корабли.

Требовал дани с кораблей Садко. Так восхитился игрой Садко на гуслях, что отдал за него свою дочь Чернаву. В его царстве на дне была пещера, ведущая под землю, откуда в конце времен должен был выйти Великий Черный Змей. Мирно уживался с другим царством на дне морском, владычицей которого была Волыня, супруга бога солнца Ра. Когда Ра обратился в реку, Волыня и ее царство опустились на дно моря. Согласно некоторым гипотезам, этот мотив народных преданий мог быть связан с памятью о материках, ушедших под воду, - Атлантидой в Атлантическом, Арктидой в Северном Ледовитом, Лемурией в Тихом, Паци-фидой в Тихом океанах. Царь Морской почитался мореходами также под именами Черноморца, Царя Поддонного. Царь Морской играет также значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он тоже хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь Царя Морского, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Былинного и сказочного Царя Морского следует отличать от водяного духа, который занимал видное место в демонологических верованиях простонародья. Эти , с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного Царя Морского, который живет в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.

Методическая разработка по проведению урока литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»(3класс УМК Гармония).

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая» Задачи: 1) Образовательные : создать условия для формирования выразительного чтения, учиться находить ответы на вопросы из текста, способствовать овладению речевой и коммуникативной культурой через участие в диалоге (работа в парах) и высказывание собственного мнения . 2) Развивающие: способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воображения, творческого мышления и способностей. 3) Воспитательные : создать условия для воспитания, любви и бережного отношения к русскому фольклору, взаимопомощи и уважения, воспитания чувства, товарищества.
    Организационный момент.
Учитель. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих этот будет, сказка, рассказ: Выучите их – они учат вас! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполняются Души их до донышка.
    Речевая разминка.
а) Работа над скороговоркой.

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

б) Первый ряд прочитайте радостно, второй ряд грустно, третий ряд удивленно, все вместе рассержено.

    Проверка домашнего задания.
а) Учащиеся демонстрируют сделанные ими в тетрадях рисунки, а их одноклассники определяют, какому вопросу относятся та или иная иллюстрация, ы также выборочно зачитывают из текста ответ на данный вопрос. Подобным образом проводится работа по всем вопросам, перечисленным в задание № 5 к сказке. б) Работа в группах. По одному желающему от группы, пересказать сказку «Дочь семилетка» от лица бедного, сменяя друг друга. 4. Ведение в тему урока. Учитель. Как называется раздел, с которым мы начали знакомство. Дети. Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. Учитель. О чем будут произведения в этом разделе? Дети. О мудрости и глупости. Учитель. Произведения, какого жанра собраны в этом разделе? Дети. Сказки. Учитель. Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Как вы понимаете эту поговорку? Учитель. Какие виды сказок вам известны? Дети. Бытовые, сказки о животных, волшебные. Учитель. Приведите примеры. Многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг. Посмотрите внимательно на обложки книг. Учитель. Почему на некоторых из них указан автор, а на других его нет? Кто сочиняет сказки? Дети. Бывают сказки авторские, а бывают народные. 5.Подготовка к восприятию.

Упражнения читай слова слитно.

И ван – царевич Хожу – высматриваю До поры – времени Давным-давно Подождали – подождали Целовать – миловать Чисто – начисто Красная девица Добрый молодец Церковь Б ожия Святая Р усь

Читай внимательно.

ТИХОНЬКО – ТИХОХОНЬКО УВИДЕЛА – УВИДАЛА ОБРАТИЛА – ОБОРОТИЛА Работа в парах. Лексическая работа. Объясни значение выражений: «красная девица», «голова с плеч долой». Из каких двух слов образовано и что обозначает слово ЧАСТОКОЛ? 6. Работа в тетрадях.
7. Постановка темы и целей, и задач на урок. Учитель. Вы можете назвать тему нашего урока? Дети. «Морской царь и Василиса Премудрая». Русская народная сказка. Учитель. Зная тему, подумайте, какую цель поставим перед собой. Дети. Познакомиться с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая». Учитель. Какие поставите задачи? Дети. Выразительно читать сказку, пополнить свой словарный запас, уметь задавать вопросы, работать сплоченно в группе, с уважением относить друг к другу, находить правильные ответы. 8. Физкультминутка В темном лесу есть избушка (шаги на месте), Стоит задом наперед (поворот). В этой избушке есть старушка (наклоны вправо и влево), Бабушка – Яга живет (поворот обратно). Нос крючком (показать нос), Глаза большие (показать глаза), Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! (грозим пальцем) Дыбом волосы стоят (руки вверх). 9. Знакомство с текстом. Комбинированный способ чтения. Учитель. Читает те фрагменты, которые, считает наиболее трудными для учащихся своего класса, наиболее эмоциональными. На первом уроке по сказке текст читается до слов «Не много не мало прошло времени». (С.66) 10. Перечитывание и работа с текстом. Дети отвечают на вопрос 1 учебника. Почему царь отдал сына Водяному? - Кем были прекрасные голубки? Как они выглядели? Подтвердите словами из текста. - Каким представляли подводное царство люди слагавшие сказки? Прочитайте.

Рисование словесных картин.

    Каким ты представляешь подводное царство? Каким ты представляешь морского царя?
- Каким было первое задание Морского царя для Ивана царевича? Найдите этот эпизод в сказке и прочитайте. - Каким было второе задание? Третье задание? - Почему Василиса Премудрая помогла Ивану Царевичу? 11. Итог урока, рефлексия. Учитель. С какой сказкой мы познакомились сегодня? Дети. «Морской царь и Василиса премудрая». Учитель. Кто ее автор? Дети. Русский народ. Учитель. К какому виду она относится? Дети. К волшебному. Учитель. Чему научила эта сказка? Дети. Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается. Учитель. Достигли мы поставленной цели? Какие задачи мы планировали? Домашнее задание. Подготовить пересказ прочитанной сказки. Творческое задание. Нарисовать в тетради портрет морского царя или подводное царство. Подведем итог урока. У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполонить. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли? Выберите из двух предполагаемых вариантов тот ответ, который вам больше подходит, и обведите его ручкой.
    1) На уроке я работал активно/пассивно. 2) Своей работой на уроке я доволен/недоволен. 3) Урок для меня показался коротким/длинным. 4) Материал урока мне понятен/непонятен. 5) Материал урока полезен/бесполезен. 6) Материал урока интересен/скучен.
Учитель. Поднимите руки те, кто сегодня проявил активность. А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке. Для кого показался урок коротким? Для кого показался урок длинным? Поднимите руки, кому было все понятно на уроке. А кто считает, что урок был интересным и прошел с пользой. Я благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.

Используемая литература:

    Учебник О. В. Кубасова литературное чтение для 3 класса 1 часть Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год. Рабочая тетрадь часть 1 О. В. Кубасова литературное чтение Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений О. В. Кубасова, Смоленск, ассоциация 21 век, 2013 год. Уроки литературного чтения с применением информационных технологией. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О. А. Архипова, Т. В. Белых (и др.); сост. Е. С. Галанжина. – М.; Планета, 2011.-240 с.- (Современная школа).

Наталья Бурмистрова

Представляю вашему вниманию мастер-класс по рисованию с применением нетрадиционных техник в старшей группе «Подводное царство » .

Для работы нам понадобится :

Альбомный лист;

Восковые карандаши;

Акварельные краски;

Кисти тонкая и толстая;

Баночка с водой.

Сначала на белом листе в разных местах рисуем различных рыбок восковыми карандашами. Используем яркие цвета : желтый, красный, оранжевый и другие. Лучше, если рыбки будут плавать в разных направлениях. Внизу рисуем камешки черным, коричневым или серым цветом.

Затем закрашиваем толстой кистью весь лист акварельными красками холодными цветами : синим, фиолетовым, голубым. Воды берём на кисть достаточно много, чтобы получались интересные вливания одного цвета в другой и цветовые растяжки. Чем плавнее будет переход цветов и тонов, тем эффектнее будет выглядеть работа. Изображение рыбок и камешков проступит, поскольку воск отталкивает воду.

Затем, пока синяя краска не высохла, рисуем тонкой кистью водоросли зеленым цветом в технике «по мокрому» . «Подводное царство » готово!

Вот работы наших детей :

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

На днях мы читали сказку русалочка и смотрели мультфильм "Ариэль" производство Уолт Дисней. Дети очень внимательно смотрели и слушали, понравилось.

Сценарий новогоднего праздника «Подводное царство» Дети в бегают в зал под веселую музыку,встают перед елкой полукругом,на которой горят огни. исполняют песню новый год. 1 ребенок: пришел.

«Подводное царство». Конспект занятия по рисованию в технике «граттаж» в старшей группе ГБОУ Школа №1861 «Загорье» Дошкольное отделение № 4 «Подводное царство» Интегрированное непосредственная образовательная деятельность.

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Путешествие в подводное царство» Задачи: Формировать и обогащать представления детей о временах года, Уточнять и систематизировать представления о рыбах и местах их проживания.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Подводное царство» Программное содержание: учить детей рисовать нетрадиционным способом "по мокрому листу". Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения.

Мини-музей «Подводное царство» Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Мини-музей «Подводное царство» МБДОУ № 16 Ленинск-Кузнецкого городского.

Непосредственно образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Подводное царство» (подготовительная группа) Программные задачи: Образовательные: продолжать учить детей смешивать краски; учить рисовать нетрадиционным.

После долгого плавания в заморские земли возвращался купец Садко со своей верной дружиною в Господин Великий Новгород. Вдруг посреди бескрайнего моря встали корабли Садко как вкопанные! Три дня и три ночи вокруг них бушует буря, ураган ломает мачты и рвёт паруса, но не двигаются корабли с места!

- Что за диво такое? А не прогневался ли на нас морской царь? - спрашивает у Садко команда.

Выходит Садко на палубу и кричит в звенящие молниями небеса

- Чем прогневал тебя, царь морской? Скажи!

Слышит Садко

- Три года и три месяца плаваешь ты по моим морям, а не платил ты мне за всё это время ни дани ни пошлины!

Приказал Садко набрать бочку чистого золота и бросить её в море!
Еще больше усилилась буря!

Приказал Садко набрать бочку чистого серебра и бросить её в море!
Еще ближе по кораблям бьют из неба молнии!

Приказал Садко набрать бочку рассыпного жемчуга и бросить её в море!
Волны качают корабли так, что те не ровен час перевернутся!

Собирает Садко команду и держит такую речь:

- Видно нет у меня другого пути, как к морскому царю на поклон идти! Дайте мне перо с бумагою, напишу я вам завещание — кому сколько из вас, моих верных друзей, богатство моё перейдёт, а сам я сяду на досочку дубовую, возьму с собой гусли яровчатые и прыгну в море буйное, да не поминайте лихом меня!

Только прыгнул Садко в море буйное, сразу оно стало тихое! Видит Садко — поплыли его корабли с верной дружиною и скоро скрылись они с его глаз. Сам же он заснул на досочке дубовой крепким сном.

Как проснулся Садко — видит — во дворце он богатом! А перед ним царь морской.

- Здравствуй, Садко, купец новгородский!
- Здравствуй царь морской! Чем разгневал тебя?
- Три года и три месяца плаваешь ты по моим морям, а не платил ты мне за всё это время ни дани ни пошлины!
- Как услышал я от тебя эти слова — бросил я в море буйное бочку золота, бочку серебра и бочку жемчуга рассыпного. А ли не видел ты?

Смеётся царь морской.

- Посмотри вокруг — сколько у меня злата/серебра! А на свой жемчуг рассыпной мог бы я купить все товары в Великом Новгороде и все товары, что плывут в него.
- Что же надобно тебе?

- Вот слышал я, что большой мастак ты на гуслях играть, да споры чинить! Разбуди ты моё сонное царство — оставлю тебя в живых!

Взял Садко гусли яровчатые, ударил по струнам звонким, полилась музыка волшебная. Видит Садко — в пляс пустились все обитатели царства морского. И сам морской царь на месте не сидит — отплясывает.
Три дня и три ночи без устали играет Садко на гуслях яровчатых, а всё морское царство в пляске ходуном ходит.

Вдруг видит Садко перед собой старика.

- Что же ты Садко делаешь? - спрашивает старик
- А ли не видишь старче, на гуслях играю, морской царь развлечься пожелал!
- А знаешь ли ты, что от этой пляски на море переполох великий вот уже три дня и три ночи! Много кораблей ко дну пошло! Прекращай ты игру свою гусельную!
- А как же мне потом от морского царя выбраться?
- Царь морской решит оставить тебя у себя на потеху, и предложит тебе жениться, а выбор у тебя будет велик! Первые триста невест не выбирай, и вторые триста не выбирай, и третьи триста не выбирай, а выбери себе простую девушку, Чернаву. Она и выведет тебя из морского царства.
- А как звать тебя, старче?
- Никола Можайский
— ответил старик и в воде растворился, будто и не было его!

Порвал на гуслях своих Садко струны звонкие. Не звучит больше музыка волшебная. Прекратили плясать царь морской и всё его царство. Успокоилось море буйное. Спрашивает царь у Садко:

- Что прекратил ты играть, гость новгородский?
- Струны порвал, царь морской! - отвечает Садко
- Да, повеселил ты меня, порадовал — говорит морской царь — Считай победил ты в этом споре — твоя жизнь при тебе останется! Только останешься еще ты у меня в царстве, будешь на гусельках играть, нас тешить. А чтоб не заскучал ты — женить тебя решаю. Вот тебе на выбор триста лучших красавиц моего царства!

- Приглянулся ли кто тебе, гусляр царский? - спрашивает царь морской?
- — отвечает Садко.

Видит Садко — проплывают перед ним в нарядах богатых красавицы неписанные! Глаз от них не отвести, иные прямо в сердце заглядывают.

- Приглянулся ли кто тебе, певец ты мой сказочный? - спрашивает царь морской?
- Не вижу я здесь своей суженой — отвечает Садко.

Приказывает царь другие триста красавиц привести.

Видит Садко — проплывают перед ним в нарядах богатых красавицы неписанные! Глаз от них не отвести, иные прямо в сердце заглядывают.

- Приглянулся ли кто тебе, волшебник ты мой яровчатый - спрашивает царь морской?
- Не вижу я здесь своей суженой — отвечает Садко.
- Задал ты мне задачу! Придётся мне еще триста кораблей потопить, но найти тебе невесту по вкусу!
- А всех ли ты показал мне в морском царстве — спрашивает царя Садко — может служанки какие или другие простые дувушки у тебя имеются?

Приказывает царь простых девушек на поклон Садко вывести. Смотрит Садко на одну из них и чувствует, как от неё родным домом веет!

- Как звать тебя, девица? — подходит к ней купец новгородский — не Чернава ли?
- Чернава — отвечает девица — старик тебе правду сказал — если выберешь меня — завтра дома будешь! Скажи царю, чтобы без промедления нас в покои проводили!

Берёт Садко Чернаву под руку и ведёт к морскому царю.
- Вот моя суженая! Позволь царь морской со своей женой в покои отправиться, утомился я у тебя в гостях!

Отправились Садко с Чернавой в покои.

- Сейчас спать ложись — говорит ему Чернава — ни о чём больше не думай!

Заснул Садко крепким сном, а проснулся он у себя в палатах, в Новгороде. Видит Садко — рядом Чернава, а за столом вся его дружина

- С возвращением, Садко — говорят — весь товар твой в целости в Новгород доставили!

После этого не ездил больше Садко в страны заморские. А в память о путешествии этом поставил в Новгороде церковь в честь Николая Угодника.

Морской царь или царь Поддонный - это знаменитый персонаж былин древней Руси, является отрицательным героем, повелителем морей, водной стихии, владелец огромных сокровищ и несметных богатств. В сказках у него есть жена Водяница и множество прекрасных дочерей. Морского царя можно встретить в таких былинах, как "Садко", "Сказка о Василисе Премудрой" и других произведениях не только русских, но и норвежских, финских, эстонских, греческих, киргисзских и старофранцузских. Морской царь - это самый непредсказуемый и интересный герой сказок, поскольку с одной стороны он считается злодеем, а с другой - ничего агрессивного и зловещего он не делает ни богатырям, ни жителям Руси.

Не стоит путать Морского царя с Водяным. Последний - это хитрый пьяница и задира с большим пузом, зеленой бородой и непривлекательной внешностью, окутанный тиной. Он пугает людей, топит купающихся, разоряет плотины и разгоняет рыб. Царь же - это благородный старец-богач, который повелевает стихией, владеет всем живым и не живым в морском мире.

Характеристика и описание персонажа

(Картина К.А. Васильева "Садко и владыка морской", 1974 )

Морской царь живет в синем море, на дне и является его повелителем. У него огромные богатства, шикарный дворец, сделанный из хрусталя, серебра и золота. Также имеет венец из морского папоротника, а разъезжает по своим владениям на раковине, запряженной морскими псами. В одной руке царь держит весло (что означает укрощение волн морских), а в другой - острогу (знак их возбуждения). Это уже говорит о том, что персонаж является героем непостоянным и противоречивым, что и выражается в его поведении и поступках: то он наделяет богатством Садко и Ивана-царевича, то требует взамен поселиться и служить у него в море.

Поддонный царь любит веселье и танцы. Когда у него праздник, то море бушует и тонут корабли. Нельзя сказать, что он специально топит лодки и губит людей, это и отличает его от других злодеев. Поэтому с полной уверенностью назвать Морского царя отрицательным нельзя: он не грабит, не убивает ради наживы, не разбойничает и не нападает.

Образ Морского царя в былинах и сказках

(Танцы и пляски в подводном царстве, зачиненные Садко, рисунок В. Перцова, 1970 )

Изначально в былинах о Садко и сказке о Василисе Прекрасной Морской царь предстает положительным героем: дарит богатства, предоставляет все желаемое, но потом просит что-то в замен. Сам же купец и царевич воспринимают эти дары, как обыденность и данность, не подозревая никакого подвоха. Так образ Поддонного царя можно сравнить с самой стихией: люди берут от природы все, воспринимая это, как должное, и не понимают, что рано или поздно может прийти час расплаты.

Также действия царя можно расценить следующим образом: за все в этом мире нужно платить, ничего не дается просто так. Так и в былине - за богатство нужно расплатиться жизнью, отплатить службой или женщиной.

Своими действиями и поступками Морской царь напоминает: будьте разумны, чтите силы природы, своих родных и близких, не забываете помогать друг друг, не давайте опрометчивых обещаний, а также учит смекалке, находчивости и смелости.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения