Анализ произведения «Гранатовый браслет» А.И. Куприна. Анализ произведения гранатовый браслет куприна

«Гранатовый браслет»


Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», опубликованная в 1910 году, является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века. Оно открывается эпиграфом, относящим читателя к известному произведению J1. ван Бетховена - сонате «Аппассионата». К этой же музыкальной теме автор возвращается в финале повести. Первая глава представляет собой развернутую пейзажную зарисовку, обнажающую противоречивую переменчивость природной стихии. В ней же А.И. Куприн знакомит нас с образом главной героини - княгиней Верой Николаевной Шейной, женой предводителя дворянства. Жизнь женщины кажется на первый взгляд спокойной и беззаботной. Несмотря на финансовые затруднения у Веры с мужем в семье царит обстановка дружбы и взаимопонимания. Лишь одна небольшая деталь настораживает читателя: на именины муж дарит Вере серьги из грушевидных жемчужин. Невольно закрадывается сомнение в том, что так прочно, так нерушимо семейное счастье героини.

На именины к Шейной приезжает ее младшая сестра, которая, подобно пушкинской Ольге, оттеняющей образ Татьяны в «Евгении Онегине», резко контрастирует с Верой и по характеру, и по внешнему облику. Анна резва и расточительна, а Вера спокойна, рассудительна и экономна. Анна привлекательна, но некрасива, а Вера наделена аристократической красотой. У Анны двое детей, а у Веры детей нет, хотя она страстно желает их иметь. Важной художественной деталью, раскрывающей характер Анны, является подарок, который она делает сестре: Анна привозит Вере маленькую записную книжечку, сделанную из старинного молитвенника. С энтузиазмом рассказывает она о том, как тщательно подбирала для книжки листочки, застежки и карандаш. Вере же сам факт переделки молитвенника в записную книжку кажется кощунственным. Это показывает цельность ее натуры, подчеркивает, насколько старшая сестра серьезнее относится к жизни. Вскоре мы узнаем, что Вера окончила Смольный институт - одно из лучших учебных заведений для женщин в дворянской России, а ее подругой является известная пианистка Жени Рейтер.

Среди приехавших на именины гостей важной фигурой является генерал Аносов. Именно этот умудренный жизнью человек, повидавший на своем веку опасность и смерть, а следовательно, знающий цену жизни, рассказывает в повести несколько историй о любви, которые можно обозначить в художественной структуре произведения как вставные новеллы. В отличие от пошлых семейных историй, которые рассказывает князь Василий Львович, муж Веры и хозяин дома, где все перевирается и высмеивается, превращается в фарс, рассказы генерала Аносова наполнены реальными жизненными деталями. Гак возникает в повести спор о том, что такое настоящая любовь. Аносов говорит о том, что люди разучились любить, что брак совсем не предполагает душевной близости и теплоты. Женщины часто выходят замуж, чтобы выбраться из-под опеки и быть хозяйкой в доме. Мужчины - от усталости от холостой жизни. Немалую роль в брачных союзах играет желание продолжить род, да и корыстные побуждения часто оказываются не на последнем месте. «А где же любовь-то?» - вопрошает Аносов. Его интересует такая любовь, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Здесь словами генерала Куприн, по сути, раскрывает свою концепцию любви: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Аносов рассказывает о том, как люди становятся жертвой своего любовного чувства, о любовных треугольниках, которые существуют вопреки всякому смыслу.

На этом фоне рассматривается в повести история любви телеграфиста Желткова к княгине Вере. Это чувство вспыхнуло, когда Вера была еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины даже прислал подарок - золотой браслет с гранатами, похожими на капельки крови. Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет.

Сцена визита князя Шейна в квартиру Желткова является одной из ключевых сцен произведения. А.И. Куприн предстает здесь подлинным мастсром-рсалистом в создании психологического портрета. Образ телеграфиста Желткова представляет собой типичный для русской классической литературы XIX века образ маленького человека. Примечательной деталью в повести является сравнение комнаты героя с кают-компанией грузового парохода. Характер самого обитателя этого скромного жилища показан прежде всего через жест. В сцене визита Василия Львовича и Николая Николаевича Желтков то в замешательстве потирает руки, то нервно расстегивает и застегивает пуговицы короткого пиджачка (причем эта деталь в данной сцене становится повторяющейся). Герой взволнован, он не в силах скрыть своих чувств. Однако по мере развития беседы, когда Николай Николаевич озвучивает угрозу обратиться к властям, чтобы оградить Веру от преследования, Желтков внезапно преображается и даже смеется. Любовь придает ему силы, и он начинает ощущать собственную правоту. Куприн акцентирует внимание на разнице в настроении Николая Николаевича и Василия Львовича во время визита. Муж Веры, увидав соперника, вдруг становится серьезным и рассудительным. Он старается понять Желткова и говорит шурину: «Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». В отличие о Николая Николаевича Шейн разрешает Желткову написать Вере прощальное письмо. Огромную роль в этой сцене для понимания глубины чувств Желткова к Вере играет развернутый портрет героя. Губы его становятся белыми, как у мертвого, глаза наполняются слезами.

Желтков звонит Вере и просит ее о малом - о возможности хоть изредка видеть ее, не показываясь при этом ей на глаза. Эти встречи могли бы придать его жизни хоть какой-то смысл, но Вера отказала ему и в этом. Ей была дороже ее репутация, спокойствие семьи. Она проявила холодное равнодушие к судьбе Желткова. Телеграфист же оказался беззащитным перед решением Веры. Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали его уязвимым. Эту беззащитность Куприн постоянно подчеркивает портретными деталями: детский подбородок, нежное девичье лицо.

В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив судьбы. Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опасаясь испачкать руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о самоубийстве Желткова. Этот фрагмент произведения переплетается со сценой, в которой генерал Аносов говорит Вере: «...Почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Не случайно княгиня вновь вспоминает эти слова. Создается впечатление, что Желтков действительно был послан Вере судьбой, а она не смогла разглядеть в душе простого телеграфиста самоотверженное благородство, тонкость и красоту.

Своеобразное построение сюжета в творчестве А.И. Куприна заключается в том, что автор делает читателю своеобразные знаки, помогающие предугадать дальнейшее развитие повествования. В «Олесе» это мотив гадания, в соответствии с которым складываются все дальнейшие взаимоотношения героев, в «Поединке» - разговор офицеров о дуэли. В «Гранатовом браслете» знаком, предвещающим трагическую развязку, является сам браслет, камни которого похожи на капельки крови.

Узнав о смерти Желткова, Вера понимает, что предчувствовала трагический исход. В прощальном послании к возлюбленной Желтков не скрывает всепоглощающей страсти. Он буквально обожествляет Веру, обращая к ней слова из молитвы «Отче наш...»: «Да святится имя Твое».

В литературе «Серебряного века» были сильны богоборческие мотивы. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные человеку на земле. Но всем ходом развития сюжета А.И. Куприн оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную героиню повести зовут Вера. Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино. Перед смертью герой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону.

Глядя на покойного Желткова, Вера, наконец, убеждается в том, что в словах Аносова была правда. Своим поступком бедный телеграфист смог достучаться до сердца холодной красавицы и растрогать ее. Вера приносит Желткову красную розу и целует его в лоб долгим дружеским поцелуем. Только после смерти герой получил право на внимание и уважение к своему чувству. Только собственной гибелью он доказал истинную глубину своих переживаний (до этого Вера считала его сумасшедшим).

Слова Аносова о вечной исключительной любви становятся сквозным мотивом повествования. В последний раз они вспоминаются в повести, когда по просьбе Желткова Вера слушает вторую сонату Бетховена («Аппассионату»). В финале же повести А.И. Куприна звучит другой повтор: «Да святится имя Твое», не менее значимый в художественной структуре произведения. Он еще раз подчеркивает чистоту и возвышенность отношения Желткова к возлюбленной.

Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть, вера, А.И. Куприн подчеркивает значимость этого понятия для жизни человека в целом. Не все люди умеют любить и сохранять верность своему чувству. Повесть «Гранатовый браслет» можно рассматривать как своеобразное завещание А.И. Куприна, обращенное к тем, кто пытается жить не сердцем, а рассудком. Их правильная с точки зрения рационального подхода жизнь обречена на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку истинное счастье.

Одно из самых известных в русской литературе произведений о трагической любви, в котором Куприн исследует "любовь-трагедию", показывает ее истоки и роль этого чувства в жизни человека, причём исследование это проводится на социально-психологическом фоне, который во многом определяет всё происходящее с героями, но не может до конца объяснить феномен любви как чувства, находящегося, по мнению писателя, за гранью понятных рассудку причинно-следственных связей, зависящего от некой высшей воли.

Творческая история рассказа "Гранатовый браслет", анализ которого мы проведем, широко известна: его герои не выдуманы, у каждого из них есть прототипы, а сама "история с браслетом" и в самом деле произошла в семье видного чиновника князя Д.Н. Любимова (члена Государственного совета), жене которого Людмиле Ивановне был преподнесён метким телеграфным чиновником П. П. Желтковым вульгарный "гранатовый браслет"; подарок этот был оскорбителен, дарителя легко установили и после беседы с мужем и братом Людмилы Ивановны (в рассказе - Николай Николаевич) он навсегда исчез из её жизни. Всё это так, но ведь историю эту Куприн услышал ещё в 1902-м году, а рассказ был написан в 1910-м... Очевидно, писателю понадобилось время для того, чтобы первые впечатления от услышанного воплотились в художественные образы, чтобы история из жизни (довольно смешная в изложении Д.Н. Любимова...) превратилась в подлинно трагическую историю возвышенной любви, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

Сюжет рассказа "Гранатовый браслет" прост: в день своих именин Вера Николаевна Шеина, "жена предводителя дворянства", получает в подарок гранатовый браслет, посланный её давним, еще с девичьих лет, поклонником, сообщает об этом мужу, а тот, под влиянием ее брата, отправляется к таинственному "Г. С. Ж.", требуют от него прекратить преследование замужней женщины, которая принадлежит к высшему обществу, он просит разрешения позвонить Вере Николаевне, после чего обещает оставить ее в покое - и на следующий день она узнает о том, что он застрелился. Как видим, внешне история почти повторяет жизнь, только в жизни, к счастью, финал не был таким трагическим. Однако психологически все намного сложнее, Куприн не описал, а творчески переработал случай из жизни.

Прежде всего, необходимо остановиться на конфликте рассказа "Гранатовый браслет". Здесь мы видим конфликт внешний - между миром "высшего общества", к которому принадлежит героиня, и миром мелких чиновников, им "не положено" испытывать каких-либо чувств по отношению к таким женщинам, как Вера Николаевна - а Желтков давно, самоотверженно, можно даже сказать, самоотречённо любит её. Здесь же истоки и внутреннего конфликта: любовь, оказывается, может стать для человека смыслом жизни, тем, ради чего он живёт и чему служит, а всё остальное - "по-Желткову" - всего лишь ненужные для человека вещи, отвлекающие его от главного в его жизни предназначения - служить любимому человеку. Нетрудно заметить, что и внешний, и внутренний конфликты произведения становятся главным способом раскрытия характеров действующих лиц, которые проявляют себя в том, как они относятся к любви, как они понимают природу этого чувства и его место в жизни каждого человека.

Вероятно, своё понимание того, что же такое любовь, автор выражает в словах генерала Аносова, сказанных им на дне рождения Веры Николаевны: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться". Авторская позиция в моральном плане, действительно, бескомпромиссна, и в рассказе "Гранатовый браслет" Куприн исследует, почему же такая любовь (а ведь она существует в жизни, автор убеждает читателя в этом!) оказывается обречённой.

Для понимания происходящих в рассказе событий нужно уяснить, какие отношения связывают Веру Николаевну и Василия Львовича Шеиных. В самом начале повествования автор говорит об этом: "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, искренней дружбы..." Это очень важно: герои знают, что такое настоящая любовь, вот только в их жизни случилось так, что их чувство переродилось в дружбу, которая, наверное, тоже необходима в отношениях супругов, но ведь не вместо любви же?.. Но тот, кто сам испытал чувство любви, может понять другого человека, того, кто любит - в отличие от людей, так и не знавших в жизни, что же это такое - настоящая любовь, поэтому так необычно ведёт себя князь Василий Львович, жене которого пришло такое компрометирующее, если не сказать оскорбительное (именно так воспринимает его брат Веры, Николай Николаевич Тугановский, настоявший на визите к Желткову) поздравление.

На сцене именин, после которой и произошёл разговор супругов Шеиных и Николая Николаевича, следует остановиться подробнее потому, что она очень важна для понимания той роли, которую, как полагает автор, играет любовь в жизни человека. Ведь на именинах княгини Веры собрались вполне благополучные люди, у которых вроде бы "всё хорошо" в жизни, но почему же они так увлечённо говорят об этом чувстве - о любви? Может, потому, что любовь супругов Шеиных превратилась в "дружбу", Анна Николаевна своего "мужа... терпеть не могла, но родила от него двух детей - мальчика и девочку..."? Потому, что любой человек, что бы он ни говорил о любви, втайне верит в неё и ждёт, что и в его жизни будет это светлое чувство, изменяющее жизнь?..

Интересен композиционный прием, который использует Куприн, создавая образ Желткова: этот герой появляется почти что в самом конце рассказа, появляется как бы на мгновение (разговор с гостями), для того, чтобы исчезнуть навсегда, но его появление подготовлено и историей с подарком, и рассказом о его отношении к княгине Вере, поэтому читателю кажется, что он знает этого героя уже давно. И всё-таки реальный Желтков оказывается совсем непохожим на "героя-влюбленного", каким, возможно, его рисовало воображение читателя: "Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти". Сначала он чувствует себя очень неловко, но это именно что неловкость, он не боится своих высоких гостей, а окончательно он успокаивается тогда, когда Николаи Николаевич начинает ему угрожать. Это происходит потому, что он чувствует себя защищенным своей любовью, ее, любовь, у него невозможно отнять, это чувство, определяющее его жизнь, и оно останется с ним до конца этой жизни.

После того, как Желтков получает у князя Шеина разрешение и идёт звонить Вере Николаевне, Николай Николаевич укоряет родственника за его нерешительность, на что Василий Львович отвечает: "И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя... Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать". Для Николая Николаевича происходящее - "Это декадентство", но Василий Львович, знающий, что такое любовь, чувствует совсем иначе, и сердце его оказывается более точным в понимании того, что происходит... Не случайно же Желтков в разговоре обращался только к князю Василию, и высшая мудрость их беседы была в том, что оба говорили на языке любви...

Желтков ушёл из жизни, но перед смертью он отправил письмо женщине, ради покоя которой он с радостью решился на этот шаг. В этом письме он объясняет, что именно с ним произошло: "Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно меня за что-то вознаградить". Вот он и дал ответ на вопрос, который мучил княгиню Веру: "И что это было: любовь или сумасшествие?". Очень убедительный, неопровержимый ответ, потому что дан он был так, как поступил Желтков, цена этого ответа - жизнь человека...

О том, что Желтков по-настоящему любит княгиню Веру, говорит, помимо всего прочего, и то, что даже своей смертью он сделал её счастливой. Тем, что простил ее - хотя в чем же ее-то вина?.. В том, "что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее"? Но разве, если это случилось, не было ли так суждено свыше, как была послана его трагическая любовь Желткову? Может быть, настоящая любовь, как и говорил генерал Аносов, всегда трагична - и именно это определяет ее подлинность?

Трагический финал рассказа "Гранатовый браслет" не оставляет ощущения безнадежности - несмотря ни на что! Ведь, если в мире существует настоящая любовь, значит, она делает людей счастливыми, что бы при этом ни пришлось им пережить? Желтков умер счастливым, потому что мог сделать что-то для любимой женщины, можно ли его судить за это? Вера Николаевна счастлива потому, что "он меня простил теперь. Всё хорошо". Насколько эта трагическая судьба героев "человечнее" жизни без любви, насколько они, страдавшие и страдающие, духовно выше и по-человечески счастливее тех, кто не знал в своей жизни подлинного чувства! Поистине, рассказ Куприна - это гимн любви, без которая и делает жизнь жизнью...

Нельзя не сказать о потрясающей художественной детали, которая является центральной метафорой рассказа. В описании браслета есть такие строки: "Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину". Этот "странный маленький зеленый камешек" - тоже гранат, только это редкий гранат необычного цвета, распознать который может далеко не каждый, тем более - на фоне "прекрасных гранатов-кабошонов". Точно так же, как и любовь Желткова - это самое настоящее, только очень редко встречающееся, чувство, которое так же трудно распознать, как и гранат в маленьком зеленом камешке. Но от того, что люди не способны понять того, что открывается их взору, гранат не перестаёт быть гранатом, а любовь не перестаёт быть любовью... Они-то есть, они существуют, и не их вина, что люди просто не готовы к встрече с ними... Наверное, это и есть один из главных уроков трагической истории, рассказанной Куприным: нужно очень бережно относиться к себе, к людям, к своим и чужим чувствам, чтобы, когда "бог вознаградит" человека любовью, увидеть, понять и сберечь это великое чувство.

Роман «Гранатовый браслет» был написан Куприным в 1910 году. В основу роману лег сюжет, происходящий в реальной жизни. Мать Куприна была в такой же ситуации, как и героиня романа. Большинство из произведений Куприна пронизано темой любви, «гранатовый браслет» не исключение. «Гранатовый браслет» Куприн не случайно называет роман именно так, для автора красный гранат – это символ любви, опасной любви. Главная героиня рассказа Вера Николаевна Шеина – женщина средних лет, отличавшаяся своей добротой, вежливостью, воспитанностью, способностью экономить, умной и особой любовью к детям, которых, к сожалению, она не имела, но с удовольствием нянчила двух ребятишек своей сестры Анны Николаевны. Она жена князя Василия Львовича Шеина, находившегося на грани разорения человека, державшегося в светском кругу из – за своего громкого имени и занимаемой должности. Первый эпизод, которым удостаивает нас автор это 17 сентября – день рождения княгини Веры Николаевны. Она верила, что день рождения – это праздник, когда происходит что – то чудесное, волшебное. Стоит обратить внимание на подарки, которые получила героиня на праздник. Муж подарил серьги, сестра – старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. НА праздник были приглашены только близкие люди, поэтому вечер был приятен, все поздравляли именинницу, пили, ели, играли в карты, разговаривали о насущных проблемах. А так же автор знакомит нас с одним героем, который играет немаловажную роль. Это генерал Аносов, он был близким другом семьи, сестры, Анна и Вера, считали его своим дедушкой, так как он был мудрый, всегда помогал им советом. В разговоре с Верой он высказывает ей очень умную мысль, Вере Николаевне она всерьез западает в душу. Но какой день рождения без конфуза. Княгине Вере приносят еще один подарок и письмо. Этот подарок – гранатовый браслет играет большую роль для Куприна, так как он считал это символом любви. Отправителем этого подарка был тайный воздыхатель Веры Николаевны Г.С. Желтков. Это молодой человек лет тридцати, тридцати пяти, худоватый, лицо его было желтоватым (из – за этого скорее всего и была взята такая фамилия), работал он мелким чиновником. Его чувства к Вере Николаевне кипели на протяжении 8 лет, это безответная любовь, доходящая в некоторых местах до сумасшествия, Желтков собирал все вещи, которые принадлежали или находились хоть секунду в руках его возлюбленной. Своим подарком он раскрыл себя и свои чувства перед всей семьей Шеиных. Муж и брат княгини решают, что надо вернуть подарок владельцу и объяснить, что с его стороны это не пристойный поступок. При разговоре с Желтковым князь Шеин проявляет благородность, он видит, что любовь Желткова настоящая, порывистая, страстная. Любовь Желткова была настолько сильна, что он не мог с собой ничего сделать, в его речах звучит мысль, что он не может никак выкинуть из головы Веру Николаевну, единственным выходом из сложившейся ситуации является только его смерть. После разговора с Желтковым, Вера Николаевна предчувствует скорую смерть этого человека, которого она ни разу в жизни не видела. И правда через пару дней в газетах было написано о самоубийстве Желткова, этот случай был списан на то, что Желтков совершал большие траты из казны, но на самом деле это не так, это была не разделенная любовь. У Веры Николаевны возникает желание увидеть этого человека, хотя бы даже после его смерти. Будучи в квартире умершего, Вера Николаевна ощущает то, что это тот самый человек, который был ей нужен. Любовь с мужем уже давно переросла во взаимное понимание и уважение. Важным символом является письмо, оставленной Желтковым княгине, в котором он пишет ей о сонате Бетховена. Эта мелодия – есть символ любви, ведь музыка, так же как и любовь непредсказуема, увлекательна, вызывает зависимость у людей.
Любовь – самое прекрасное чувство на земле. В литературе тема любви является центральной, без любви не было бы человечества, это одна из составляющих общества. Произведение «Гранатовый браслет» является одним великих памятников литературы, посвященных любовной теме.


Произведение "Гранатовый браслет", анализ которого мы сейчас приведем в этой статье, читают все - и учащиеся, и взрослые, давным давно окончившие школу. А всё потому, что Александр Иванович Куприн является большим мастером короткой прозы, его рассказы, так ярко описывающие самые светлые чувства, имеют свой неповторимый стиль и помогают разобраться в тонких нотках души русского человека. Именно поэтому сейчас мы рассмотрим анализ рассказа "Гранатовый браслет".

О чем рассказ

Основанием для сюжета рассказа стала настоящая история, которую узнал Куприн. Любовь одного телеграфного чиновника к замужней даме привела к тому, что он больше не мог скрывать свои чувства и решил сделать ей подарок. Итак, главной героине, которую зовут Шеина Вера Николаевна, преподносят в подарок очень интересное украшение. Мало того, что судя по записке, подарок сделал тайный поклонник, там сказано о свойствах зеленого граната. А подарок - это гранатовый браслет. Подаривший уверен, что обладательница этого камня получает возможность предвидеть.

В анализе рассказа "Гранатовый браслет" важно отметить, что зеленый гранат становится, как символ страстной любви и пылких чувств. Княгиня Шеина, получившая подарок, решает рассказать супругу о том, что она получила такой подарок и даже дает прочесть ему приложенную записку. Читатель вскоре узнает, что тайным воздыхателем является герой рассказа Желтков. Он служит мелким чиновником и давно влюблен в княгиню. Хотя после того, как о нем становится известно, Желтков получает угрозы от брата Шеиной и другие обидные слова, благодаря своей любви он всё терпит.

В конце концов, чтобы отвести позор от любимой, Желтков сводит счёты с жизнью. Даже не делая глубокого анализа рассказа "Гранатовый браслет", видно, что княгиня только после этих печальных событий понимает, насколько глубоки и чисты были чувства бедного чиновника Желткова. Но она понимает не только это, но ещё кое-что важное.

Куприн раскрывает тему любви

Образ Желткова, который красной нитью проходит через всё повествование, показывает, какая беззаветная и самопожертвованная любовь может быть в сердце человека. Не предавая своих чувств, Желтков решает проститься с жизнью. Однако происходят изменения и в княгине Шеиной, и это благодаря любви Желткова. Теперь Вера снова хочет почувствовать, что любят её и хочет любить сама, и это становится центральной темой рассказа "Гранатовый браслет", анализ которого мы сейчас проводим. Ведь за то время, что главная героиня замужем, она практически забывает о чувствах и плывет по течению.

Какой смысл Куприн вложил в символ гранатового браслета? Во-первых, благодаря этому браслету княгиня Вера поняла, что страсть и любовь снова можно испытать, а во-вторых, получив такой подарок, она расцвела и вновь полюбила жизнь, вновь ее дни наполнились красками и эмоциями.

Александр Куприн в своих произведениях огромное значение придавал теме любви, и как раз в "Гранатовом браслете" это хорошо видно. Любовь, как чистое чувство, должна быть в сердце человека. Хотя финал в рассказе печален, главная героиня осталась счастливой, потому что поняла, на какие чувства способна ее душа.

"Гранатовый браслет" делался уже не раз известными литературоведами. Еще Паустовский отметил необыкновенную силу и правдивость, которую Куприн сумел придать сюжету, появившемуся еще несколько веков назад в средневековых романах, а именно истории о великой и неразделенной любви. Рассуждать о смысле и значении повести в художественной литературе можно очень долго, однако в этой статье собраны лишь наиболее важные для ее понимания и изучения детали.

Творчество Куприна

Проводя кратко анализ "Гранатового браслета", следует начать с описания общих художественных особенностей произведения. Наиболее яркими среди них являются:

  • Обилие и разнообразие тем, образов, сюжетов, в основе которых всегда лежит жизненный опыт. Практически все повести и рассказы Куприна основаны на событиях, действительно имевших место в реальности. Персонажи имеют реальные прототипы - по словам самого писателя, это Людмила Ивановна Туган-Барановская, в замужестве Любимова, ее муж, брат и отец И. Я. Туган-Барановский, участник Кавказской войны. Черты отца Любимовой нашли отражение в образе генерала Аносова. Чета Фриессе - это, по свидетельству современников, Елена Туган-Барановская, старшая сестра Людмилы, и ее муж, Густав (Евстафий) Николаевич Нитте.
  • Образ маленького человека, который писатель идейно унаследовал у Чехова. Он играет важную роль в анализе "Гранатового браслета": Куприн исследует жизнь этого образа на фоне совершенно порочного, бессмысленного существования остального общества: писатель не идеализирует последнее, но создает один идеал, к которому стоит стремиться.
  • Романтизация, поэтизация прекрасного чувства (это следует из последних слов предыдущего пункта). Возвышенная, "не от мира сего" любовь ставится в противовес обыденности.
  • Обогащение событийным началом - не главная, но достойная упоминания при анализе "Гранатового браслета" черта прозы Куприна. Эта стилистическая особенность происходит из подлинности сюжетов и героев. Писатель не извлекает поэзию из мира вымыслов, но ищет ее в реальном мире, в обыденных, на первый взгляд, историях.

Вера Шеина

Начиная анализ "Гранатового браслета", следует обратить внимание на детали. Повесть начинается с описания природы: приморская осень, увядающие цветы, тихая погода - во всем ровное, безразличное спокойствие. Образ Веры Николаевны хорошо сочетается с этой погодой: ее "аристократическая красота", сдержанность, даже некоторое высокомерие в обращении с людьми делает княгиню отчужденной, лишенной жизненной силы. Это же подчеркивается и в ее отношениях с мужем, которые давно уже остыли, превратились в ровную, никакими чувствами не омраченную дружбу. Для Куприна, который считал любовь одним из важнейших чувств в человеческой жизни, отсутствие ее в браке - однозначный показатель холодности, бездушности героини.

Все, что окружает княгиню Веру Николаевну - имение, природа, отношения с мужем, образ жизни, характер - спокойно, мило, хорошо. Куприн подчеркивает: это - не жизнь, это лишь существование.

В анализе "Гранатового браслета" нельзя обойти образ сестры Анны. Он дан для контраста: ее яркая внешность, живая, подвижная мимика и манера речи, образ жизни - ветреность, непостоянство, легкомысленный флирт в замужестве - все противопоставлено Вере. У Анны двое детей, она любит море. Она - живая.

Княгиня Вера детей не имеет, и море надоедает ей быстро: "Я люблю лес". Она холодна и рассудительна. Вера Николаевна не живая.

Именины и подарок

Проводя анализ "Гранатового браслета" Куприна, удобно идти по сюжету, постепенно раскрывающему детали истории. В пятой главе впервые говорится о таинственном поклоннике Веры Николаевны. В следующей главе читатель узнает его историю: муж Веры, Василий Львович, преподносит гостям ее как курьез, насмехается над несчастным телеграфистом. Однако Вера Николаевна имеет несколько другое мнение: она сначала пытается попросить мужа не рассказывать и потом испытывает неловкость, судя по поспешному "Господа, кто хочет чаю?". Конечно, Вера все еще считает своего поклонника и его любовь чем-то нелепым, даже неприличным, однако она воспринимает эту историю более серьезно, чем ее муж, Василий Львович. Про красные гранаты на золотом браслете она думает: "Точно кровь!". Это же сравнение повторяется еще раз: в конце главы употребляется перифраз - и камни превращаются в "алые кровавые огни". Куприн сравнивает цвет гранатов с кровью, чтобы подчеркнуть: камни - живые, как и чувство влюбленного телеграфиста.

Генерал Аносов

Далее по сюжету идет рассказ старого генерала о любви. Читатель познакомился с ним еще в четвертой главе, и тогда уже описание его жизни занимало больше места, чем описание жизни Веры - то есть история этого персонажа гораздо важнее. В анализе повести "Гранатовый браслет" следует заметить: образ мыслей генерала Аносова достался ему от самого Куприна - в слова персонажа писатель вложил свое представление о любви.

Генерал считает, что "люди в наше время разучились любить". Он видит вокруг себя лишь корыстные отношения, иногда скрепляемые браком, и приводит в пример свою жену. Тем не менее он еще не утратил идеала: генерал верит, что та истинная, самоотверженная и прекрасная любовь существует, однако не ожидает увидеть ее в реальности. То, что знает он - "два случая похожих" - жалко и нелепо, хотя в этой бытовой житейской нелепости и неуклюжести проглядывает искра истинного чувства.

Поэтому генерал Аносов, в отличие от мужа Веры Николаевны и брата Николая Николаевича, относится к истории с любовными письмами серьезно. Он уважает чувство таинственного поклонника, потому что за курьезом и наивностью сумел разглядеть образ истинной любви - "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной".

Желтков

"Увидеть" Желткова читателю удается только в десятой главе, и здесь в анализе "Гранатового браслета" дается его характеристика. Облик Желткова дополняет, раскрывает его письма и поступки. Благородная внешность, разговор, а потом самое главное - то, как он держит себя с князем Шеиным и Николаем Николаевичем. Сначала волновавшийся Желтков, когда узнает, что брат Веры Николаевны думает, что этот вопрос можно решить силой, что можно с помощью власти заставить человека отказаться от чувства, совершенно преображается. Он понимает, что духовно выше, сильнее Николая Николаевича, что именно ему доступно понимание чувства. Отчасти это ощущение с Желтковым разделяет князь Василий Львович: он, в отличие от своего шурина, внимательно прислушивается к словам влюбленного и позже скажет Вере Николаевне, что поверил и принял историю необыкновенного по своей силе и чистоте чувства Желткова, понял его трагедию.

Итог

Заканчивая анализ "Гранатового браслета", стоит сказать, что если для читателя вопрос о том, было ли чувство Желткова воплощением истинной любви или лишь маниакальной одержимостью, остается открытым, то для Куприна же все было очевидно. И в том, как Вера Николаевна восприняла самоубийство Желткова, и в чувстве, и в слезах, которые были вызваны сонатой Бетховена из последнего его письма - это осознание того самого огромного, истинного чувства, которое "случается только один раз в тысячу лет".

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения