Возрождение. Эпоха возрождения

В развитии мировой художественной культуры Возрождение явля­ется эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и ис­торик искусства Дж. Вазари (1512-74 гг.) в своей книге «Жизнеописа­ние наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако истоки такого толкования культуры Италии XIV - XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс при­сущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая куль­тура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются явления возрождения в культурах других стран.

Основными чертами культуры Возрождения являются: антро­поцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение антич­ных памятников искусства и античной философии, новое отноше­ние к миру. Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.

Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ро­стки нового мировоззрения и нового искусства (проторенессанс); яр­кое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение) - (1490-1530 гг.). Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Ве­неции он продолжается до конца столетия.

Почему классическая страна Возрождения - Италия? На Апеннин­ском полуострове раньше, чем в других странах Европы начали скла­дываться новые экономические отношения. Благодаря своему геогра­фическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Отличалась Италия и политическим ук­ладом. Она не была единой страной, а представляла ряд независимых, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов. Уже в XI - XIII вв. в некоторых из них произошли антифео-дальные революции, в результате которых эти города обрели самостоя­тельность и установили республиканскую форму правления.

Первенство среди итальянских городов-гос}"дарств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от кре­постной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справед­ливости", которое лишало патрициев всех привилегий.

И, наконец, Италию выделяло еще одно важнейшее с точки зрения культуры, обстоятельство: именно здесь была заново открыта антич­ность. В забытых хранилищах разыскивали творения древних авторов: извлекали обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы, горельефы. Измерения руин античных построек обнаружи­вали закономерности гармонических пропорций.

С определением основных черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса). Периоды истории итальян­ской культуры принято обозначать названиями столетий:

Дученто - (XIII в.) - Проторенессанс;

Треченто (XIV в.) - продолжение Проторенессанса;

Кватроченто (XV в.) - Ранний Ренессанс;

Чинквеченто (XVI в.) - Высокий Ренессанс.

При этом хронологические рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: так, Проторенессанс датируется концом XIII в., Ранний Ренессанс заканчивается в 90-х гг. XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в. Лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «венецианское Возрождение» или «поздний Ренессанс».

Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоз­зрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а че­ловек - прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земны­ми радостями.

Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего Бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умер­щвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир. Главным в новом - гуманистическом мировоззре­нии стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Идеалом стала гармони­ческая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность. Свобода - вот самое драгоценное приобретение человека.

Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко все­му земному гуманисты (прежде всего Италии) находили в наследии ан­тичности - памятниках искусства, истории, философии. Отсюда и на­звание эпохи - Возрождение (по ит. - Ринашименто, по фр. - Ренес­санс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни.

В области философии новое развитие и наполнение получили ан­тичные учения:

Стоицизм (Петрарка),

Эпикуреизм (Валла),

Неоплатоноизм (Фичино, Пико делла Мирандолла),

Пантеизм (Н. Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно). Согласно пантеистическим воззрениям, законы, управляющие

миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с приро­дой. Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмо­са (человека) и макрокосмоса (природы).

В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (В. да Фельтре). Ее название - "Дом радости" - подчеркивало стрем­ление придать учению характер удовольствия, а не зубрежки.

В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, матема­тика: Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку; Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию; Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-22 гг.) и другие мореплаватели доказали шаро­образность Земли. Научной революцией стала гелиоцентрическая сис­тема Н.Коперника (опубл. в 1543 г.). Дж. Бруно под влиянием теории Коперника и Н. Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и сделал другие открытия.

Эпохальному периоду в истории мировой культуры, который предшествовал Новому времени и сменил дали название Ренессанс, или Возрождение. История эпохи берет свое начало на заре в Италии. Несколько столетий можно охарактеризовать как время становления новой, людской и земной картины мира, имеющей по своей сути светский характер. Прогрессивные идеи нашли свое воплощение в гуманизме.

Годы эпохи Возрождения и понятие

Поставить конкретные временные рамки для данного феномена в истории мировой культуры достаточно сложно. Объясняется это тем, что в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки. Одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. С последним, кстати говоря, и связано название этого периода. Происходит возрождение ее внедрение в европейский мир.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Данный виток в развитии культуры человечества произошел в результате изменения европейского общества и отношений в нем. Важную роль играет падение Византии, когда ее граждане массово бежали в Европу, принося с собой библиотеки, различные античные источники, неизвестные ранее. Увеличение количества городов привело к усилению влияния простых сословий ремесленников, купцов, банкиров. Активно стали появляться различные центры искусства и науки, деятельность которых церковь уже не контролировала.

Первые годы эпохи Возрождения принято отсчитывать с ее наступлением в Италии, именно в этой стране началось данное движение. Начальные его признаки стали заметны в 13-14 веках, но твердые позиции оно заняло в 15 веке (20-е года), достигнув максимального расцвета к его окончанию. В эпохе Ренессанса (или Возрождения) выделяют четыре периода. Остановимся на них более подробно.

Проторенессанс

Данный период датируется приблизительно второй половиной 13-14 века. Стоит заметить, что все даты касаются Италии. По сути, данный период представляет собой подготовительный этап Возрождения. Его условно принято делить на два этапа: до и после смерти (1137 год) Джотто ди Бондоне (скульптура на фото), ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника.

Последние годы эпохи Возрождения данного периода связаны с эпидемией чумы, которая обрушилась на Италию и всю Европу в целом. Проторенессанс тесно связан со средневековьем, готическими, романскими, византийскими традициями. Центральной фигурой принято считать Джотто, который наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло ее развитие.

Период раннего Возрождения

По времени он занял восемьдесят лет. Ранний годы которого характеризуются весьма двояко, пришелся на 1420-1500 гг. Искусство еще не отреклось окончательно от средневековых традиций, но активно добавляет элементы, позаимствованные у классической древности. Словно по нарастающей, год за годом под влиянием меняющихся условий социальной среды, происходит полный отказ художниками от старого и переход к античному искусству в качестве основной концепции.

Период высокого Возрождения

Это вершина, пик Ренессанса. На данном этапе эпоха Возрождения (года 1500-1527) достигла своего апогея, и центр влияния всего итальянского искусства переместился в Рим из Флоренции. Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II, который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время настоящие титаны эпохи Возрождения создают свои шедевры, которыми весь мир восхищается и поныне.

Позднее Возрождение

Охватывает временной отрезок с 1530 по 1590-1620 годы. Развитие культуры и искусства в данный период настолько неоднородно и разнообразно, что даже историки не сводят его к одному знаменателю. По мнению британских ученых эпоха Возрождения окончательно угасла в тот момент, когда произошло падение Рима, а именно в 1527 году. погрузилась в Контрреформацию, которая поставила «крест» на всяком свободомыслии, в том числе и воскрешении античных традиций.

Кризис идей и противоречия в мировоззрении в итоге во Флоренции вылились в маньеризм. Стиль, который характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, свойственного эпохе ренессанса. К примеру, у Венеции была своя собственная дорога развития, там до конца 1570-х годов работали такие мастера, как Тициан и Палладио. Их творчество осталось в стороне от кризисных явлений, характерных для искусства Рима и Флоренции. На фото полотно Тициана «Изабелла Португальская».

Великие мастера эпохи Ренессанса

Три великих итальянца - это титаны эпохи Возрождения, ее достойный венец:


Все их произведения - это лучшие, отборные жемчужины мирового искусства, которые собрала эпоха Возрождения. Года идут, сменяются столетия, но творения великих мастеров - вне времени.

Краткая характеристика эпохи Возрождения. Возрождение (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв в других странах конец XV начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

Отличительные черты культуры Возрождения: антифеодализм в своей основе, светский, антиклериканский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII – XIV вв. его предвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и другие.

Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя арочные галереи, колоннады, своды, купала, архитекторы (Альберти, Палладио в Италии; Леско, Делорм во Франции и др.) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Художники (Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и др. в Италии; Ян ван Эйк, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт – в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали отражением всего богатства действительности – передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе и обнаженной) и реальной среды – интерьера, пейзажа.

Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533 – 1552 гг.) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605 – 1615 гг.) Сервантеса и т.д органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия.

Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героическая поэма Аристо, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня – в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения.

В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской музыки – сольная песня, кантата, оратория и опера, способствующие утверждению гомофонии. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии, астрономии, анатомии. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождающегося буржуазного общества.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Творчество Шекспира - вершина английского возрождения

Шекспира называют крупнейшим гуманистом эпохи Позднего Возрождения, одним из величайших писателей мира, гордостью всего человечества.Представители.. Бесконечное разнооб-разие форм, рождающееся под столь мощным влиянием так или.. Доказать, что творчество Шекспира является вершиной английского Возрождения и высшим синтезом традиций..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел.

Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.

Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.

Для литературы Возрождения характерны гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения" (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью человека и его поступков.


В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге "Утопия". Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ("Опыты") и Эразм Роттердамский ("Похвала глупости").

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон".

В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым.

Наиболее ярко мир человека эпохи Возрождения представлен в Сикстинской капелле Ватикана, расписанной Микеланджело. Библейские сюжеты образуют свод капеллы. Основной их мотив – сотворение мира и человека. Эти фрески полны величия и нежности. На алтарной стене находится фреска "Страшный суд" , которая была создана в 1537–1541 гг. Здесь уже Микеланджело видит в человеке не "венец творения", а Христос представлен гневным и карающим. Потолок и алтарная стена Сикстинской капеллы представляют собой столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла и трагизма осуществления. "Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) - это период в истории Европы, начинающийся примерно в 14 веке после окончания Средневековья.

«Ренессанс» - это французское слово, означающее «возрождение». Этот период называется таким именем, потому что в то время люди начали интересоваться изучением древних времен, в частности, изучением наследия Древней Греции и Рима. Ренессанс рассматривался как «возрождение» этого обучения. Ренессанс часто называют началом «современной эпохи».

Во времена Возрождения было много известных художников, восхитительных писателей и гениальных философов. Многие люди стали изучать досконально математику и разные науки. Человека, эрудированного и обладающего глубокими знаниями в разных сферах, иногда называют «человеком эпохи Возрождения». Леонардо да Винчи, который был и художником, и ученым, и музыкантом, и философом, является самым известным человеком эпохи Возрождения.

Ренессанс начался в Италии, но вскоре распространился по всей Европе. В Италии это время делится на три периода:

  • Ранний ренессанс.
  • Высокий ренессанс
  • Поздний ренессанс, который также называется маньеристским периодом.

После периода маньеристов в искусство пришел период барокко. Барокко стало распространяться по всей Европе примерно с 1600 года. За пределами Италии очень трудно определить, когда заканчивается эпоха Возрождения в искусстве, и начинается время барокко.

Многие ученые полагают, что причинами зарождения и такого быстрого распространения эпохи Возрождения послужили следующие факторы:

1. Развитие чтения и печати.

В средние века книг было очень мало. Книги, которые существовали почти все, принадлежали церквям, университетам или высшему классу. Они были написаны от руки и часто имели красивые картины с ручной росписью. Они были настолько дороги, что большинство людей не могли их себе позволить.

Большинство книг в то время были написаны на латыни, языке древних римлян, который использовался в католической церкви, и его понимали только священники и образованные знатные люди. Людям было запрещено законодательно переводить Библию на итальянский, английский, немецкий, французский или другие «местные» языки.

В 1423 году первые печатные книги появились в Европе. Способ печати быстро улучшался, так что большее книг можно было сделать быстро и продать дешево. Для печати одной Библии было нужно 300 шкурок теленка или 100 шкурок свиньи. Затем типографии начали печатать все, что, по их мнению, было интересно: - древнегреческие и римские писания, поэзию, пьесы, жизни святых, учебники по математике, медицинские учебники, христианские истории, книги о животных, советы князьям о том, как управлять своими людьми и карты мира.

До 1423 года все эти знания принадлежали священникам, монастырям и университетам. Внезапно вся эта лавина информации стала доступна тысячам людей.

2. Древнеримское культурное наследие.

Время Древней Греции и Рима, когда было много известных философов, писателей, живописцев, скульпторов, архитекторов и математиков, воспринималось людьми как золотой век истории мировой цивилизации. Поэтому Ренессанс и назван в честь изучения этого значительного наследия древних.

3. Деньги и политика.

В связи с появлением в итальянских городах больших денег от торговли, местная знать захотела ослабить влияние Папы Римского. А изучение новой информации и догматов, которые отрицаются церковью, ослабляло в глазах людей силу и мощь католической церкви. Больше всех помощь в развитии Ренессанса в Италии оказала богатая флорентийская семья Медичи.

4. Медичи.

Медичи были банкирами, но очень сильно поддерживали развитие искусства и науки. Благодаря своему банковскому капиталу, Медичи стали самой политически могущественной семьей из всех семей из Флоренции. Семью Медичи можно смело считать первыми меценатами и покровителями Ренессанса, так как главы этой семьи на протяжении столетий поддерживали писателей, художников, архитекторов и студентов. Козимо де Медичи основал во Флоренции «Платоническую академию», где студенты могли изучать произведения древнегреческих писателей и говорить о политике, религии и новых идеях. Козимо также призвал архитекторов проектировать здания в стиле Древнего Рима. Он собрал огромную библиотеку книг и отдал их в монастырь Сан-Лоренцо, для пользования ученикам. Его внук, Лоренцо продолжал дело дела и был прозван «Великолепный». Во время Лоренцо во Флоренции жили и творили такие великие художники мировой истории, как Боттичелли, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Вариант 2

Период средних веков условно занимает период между 4-5 и 13-14-15 веками новой эры. Собственно термин средние века появился именно в Ренессанс или Возрождение и стал обозначением промежуточного периода между античностью и собственно Возрождением (начинается в 14 веке).

Люди эпохи Ренессанса хотели вернуть античность и разнообразные античные идеалы в собственным мир. Эти идеалы казались более высокими и чистыми, достойными подражания. При этом могла рассматриваться и христианская и более древняя языческая античность, так или иначе, эти периоды воспринимались как более возвышенные.

Помимо этого некоторые преобразования в обществе, постепенное снижение роли религии тоже приводили к переменам. Если ранее нередко предметом изображений становились иконографические образы, а икона являлась чем-то наподобие окна в другой мир, то в эпоху Возрождения чаще художники обращаются к более повседневным сюжетам. Конечно, религиозная тематика остается превалирующей, но также изображаются и люди, на фоне природы, то есть изобразительное искусство становится как бы зеркалом, которое отражает не высший, но земной мир.

Довольно интересной тут является и концепция человека как венца творения, который стал лучшим созданием Господа и, соответственно, такое творение полно красоты и смысла. Поэтому люди эпохи Возрождения восхваляют природу и человека. Эти мотивы сочетаются с античными, к примеру культом человеческого тела и наслаждения его атлетичной красотой.

Эпоха Возрождения, как сказано ранее, не имеет четких границ и немного размыта, да и сама не однородна. Условно различают нижний, средний и высокий Ренессанс, который располагается хронологически ближе к 16 веку. Эти подпериоды отличаются, и отличи во многом обуславливаются историческими факторами, к примеру, на картинах высокого Ренессанса появляется больше пространства, пространство становится открытым и этот факт многие связывают с периодом великих географических открытий и, соответственно, пониманием людьми внушительных размеров мира и его освоения.

Весь Ренессанс основывается на идее высоких идеалов и воспевании красоты. Люди этой эпохи воспевали самостоятельность человека, его уникальность. Примерами таких работ являются многие великие творения и к наиболее существенным следует, конечно, отнести Джоконду.

  • Национальный Сочинский парк - доклад сообщение

    Территория России богата уникальными природными местами. Государство на протяжении нескольких десятилетий ведет активную работу по сохранению природных заповедников.

  • Жук-олень - сообщение доклад (2, 3, 7 класс окружающий мир)

    Жук-олень – крупный жук, входящий в семейство Рогачей. Он является первым по размерам жуком в Европе и вторым в России. Размеры самца жука-оленя в среднем достигают 6-7 см, однако встречаются представители и более крупные(8-9 см).

  • ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения