Основные темы творчества виктора астафьева. О чем написал пропавший журналист хашогги в своей последней колонке. Бесстрашный солдат литературы

"ЗАВТРА". Владимир Сергеевич, вы много писали о Солженицыне. Почему вы уделяете ему такое большое внимание?

Владимир БУШИН. Дело в том, что хотим мы этого или нет, но он действительно сыграл большую роль в жизни нашей страны, он был известен и популярен во всём мире. Сейчас, наверное, уже мало кто им интересуется, но в своё время, когда он появился со своими произведениями, с рассказом "Один день Ивана Денисовича", его все приветствовали - вплоть до Шолохова. Были статьи о нём Симонова, Маршака, Григория Бакланова, и я оказался в этой компании в ленинградском журнале "Нева". Потом выяснилось, что он много врал, когда рассказывал и о себе, и о войне, и о стране. Его, тем не менее, подхватили, использовали, раздули. Наша пропаганда не нашла силы и возможности своевременно и убедительно ответить на его писания. И так получилось, что он сыграл важную роль в том, что произошло со страной в 90-е годы, в разрушении страны. Предстоящий его 100-летний юбилей в нынешнем декабре - это весьма странное торжество.

"ЗАВТРА". С какой целью власть возносит эту фигуру, которая, как вы правильно сказали, сыграла негативную роль в истории нашей страны и способствовала разрушению государства?

Владимир БУШИН. Ведь власть-то у нас антисоветская, она взошла на отрицании и поношении всего того, что было в советское время. Делаются попытки вообще выбросить из истории нашего народа героический 75-летний Советский период. И Солженицын тут - очень подходящий человек. Дело дошло до того, что его писания сейчас в школах рекомендуют изучать. Не знаю, в какой точно форме, но во всяком случае, его вдовица сократила "Архипелаг ГУЛАГ" в 4 раза и предложила для чтения юношеству. Ну как же! Человек вроде бы ни за что сидел, отбыл в неволе, и вот он разоблачает тот режим, который его туда отправил. Хотя Солженицын сам признаёт, что его совершенно закономерно посадили. Будучи на фронте, он писал и рассылал своим знакомым письма, в которых поносил руководство страны, командование Красной армии, лично Сталина.

"ЗАВТРА". Но ведь он, будучи офицером, наверняка знал о том, что письма могут просмотреть, последуют какие-то меры.

Владимир БУШИН. Он не мог этого не знать, потому что на конвертах стоял штамп "просмотрено военной цензурой". Поэтому есть все основания считать, что он действовал сознательно. У него ведь была такая идея, и он об этом писал своей жене Решетовской: вот кончается война отечественная и начнётся война революционная. Т.е. с фашизмом покончили, а теперь будет война против Англии, Франции и Америки. И он считал, что это будет ещё более ужасная война. Ну, и хорошо бы от неё улизнуть. Он стал писать эти письма, провокационные по сути. И должен был понести за такое поведение наказание, это очевидно. Офицер действующей армии поносит своё командование! В любой армии в любое время такое расценивается как действие в пользу противника. И ведь он, надо сказать в своих хитроумных построениях был недалёк от истины. Теперь-то мы знаем, что Черчилль готовил немыслимую операцию против СССР. Вот мы взяли Берлин, остановилась, а он планировал англо-американскими силами с помощью сохранившихся немецких частей нанести удар по измотанной Красной Армии. Об этом писали многие авторы, в том числе бывший секретарь ЦК ГКБ КПСС и зав. международным отделом ЦК КПСС Валентин Фалин. Все эти документы известны. Не состоялся этот удар только потому, что американцы отказались его поддержать. Им нужна была наша помощь для борьбы против Японии. Кажется, Рузвельт говорил о Черчилле, что у него ежедневно возникает множество великих идей, из них две-три дельных. Но это была не дельная идея.

"ЗАВТРА". Мне кажется, сам факт того, что Солженицын такие письма писал в военное время, провоцируя внимание к себе и предвидя последствия, опровергает утверждения, что Советский Союз был немыслимой репрессивной машиной, которая за любое неосторожно сказанное слово в застенки бросала, а то и расстреливала. Он прекрасно, как видим, понимал, что за антигосударственную деятельность в пользу противника, когда осуждается и руководство страны, и действия армии, его отнюдь не расстреляют.

Владимир БУШИН. Он сам признаёт, что его закономерно посадили. Он переписывался со своим школьным товарищем Николаем Виткевичем, жене писал и ещё по нескольким адресам. Наивно и смешно думать, что он не знал о последствиях.

"ЗАВТРА". Вы сказали о том, что он много врал. А какие примеры вранья?

Владимир БУШИН. Если отбросить всякую политику, а взять просто с точки зрения достоверности то, что он говорит, - это сплошное враньё. Например, когда его первая публикация появилась, он говорил о себе: я всю войну, не уходя с передовой, командовал батареей.

В этой фразе уже несколько поразительных выдумок. Во-первых, слово "батарея" многозначное. Поставьте пять бутылок подряд - это уже батарея бутылок. И когда мы слышим слово "батарея" применительно к войне, то мы сразу думаем о пушках. У него на фронте была батарея, в которой не было ни одной пушки. Он командовал батареей звуковой разведки. Это совсем не то, что боевая, огневая батарея. Звуковая батарея располагается на достаточном удалении от фронта. А что это была за передовая, можно понять, вспомнив о том, что к нему на фронт припожаловала супруга.

Фронт в то время был в Белоруссии, Солженицын из Белоруссии в Ростов-на-Дону послал ординарца, и тот по фальшивым документам привёз ему на фронт молодую супругу. Она жила у него в землянке. Они читали Максима Горького "Жизнь Матвея Кожемякина", она переписывала его поэмы и рассказы, посылала их в Москву по разным адресам - Борису Лавренёву, литературоведу Тимофееву Леониду Ивановичу, у которого я потом учился в Литературном институте.

Вот такая "передовая". А когда командиру дивизиона надоело пребывание посторонней женщины, он её попросил удалиться. Что касается рассказов Солженицына о страданиях и ужасах в лагерях, то, конечно, лагерь - не мёд с молоком, не у тещи на блинах... Но вот, например, слова о том, что приговорённых к расстрелу не расстреливали, а отдавали на съедение диким зверям в зоопарке, - это что такое? Причём он очень часто говорит так: мол, за что купил, за то и продаю...

"ЗАВТРА". Ссылаясь на кого-то?

Владимир БУШИН. Да. Мол, говорят люди, а почему не поверить? Действительно, почему антисоветчику не поверить в то, что ему приятно слышать? И бесконечно такого рода ссылки: один узбек, две студентки, три красноармейца… Без имён, без дат, без фактов. Этому верить невозможно. Но это производит на многих впечатление. Хотя иногда есть и цифры. Человек он достаточно был умный, и свою ложь пересыпал порой действительными фактами. Ну, скажем, репрессированы были многие известные политические деятели, он рассказывает об этом, упоминает их.

Его супруга четвертовала "Архипелаг ГУЛАГ" главным образом за счёт самых больших нелепостей там. Она понимает, что это невозможное враньё. Как сто шесть миллионов репрессированных, к примеру. А кто воевал тогда, кто страну отстраивал? Она это всё почистила, придала более достоверный вид. Но всё равно много вранья осталось.

"ЗАВТРА". Владимир Сергеевич, может быть, много чести этой фигуре сказать, что он был одним из грозных орудий, которым били по Советскому Союзу. Говорили, что метили в коммунизм, а попали в Россию. Но изначально метили в Россию. И Солженицын был одним из орудий этой западной машины, которая действовала против нашей страны. Почему же сейчас это орудие, прямого врага страны, не просто не забыли и не положили под спуд, а очень активно пропагандируют? Хотя Путин сказал о том, что развал Советского Союза, (я считаю, это был не развал, а уничтожение) - это трагическое событие, он это признаёт, тем не менее фигуре, которая способствовала убиению нашей страны, нашей Родины, такое внимание, его навязывают обществу.

Владимир БУШИН. Думаю, это просто глупость. Наше руководство не умеет переступать через ненужные страницы. Ведь глупостей таких много. Вот маскируют Мавзолей. Зачем? Так и это - хорошо бы забыть его и всё. Чти его, если тебе нравится. Но делать из этого государственное дело! Он американский гражданин, предатель Родины, и мы его чтим. Не мы с вами, Катя, а они будут его чтить.

"ЗАВТРА". Но ведь они - государственные деятели, и они от имени государства чтут.

Владимир БУШИН. Конечно. Был создан комитет, в котором, правда, ни одного писателя нет. Предложили Юрию Полякову, он отказался, что очень хорошо о нём говорит. В комитете этом губернаторы, чиновники, у них в руках власть. Тут один шаг остаётся до генерала Власова и почестей ему.

"ЗАВТРА". Юрий Поляков, когда отказался, аргументировал это тем, что многим достойным и писателям, и деятелям памятников нет, хотя почили они гораздо раньше, заслуги перед страной огромные.

Создаётся впечатление, что уже абсолютно каждому предателю, врагу Родины, установлен памятник, или его именем названы улицы, центры построены. Зачем власть превозносит предательство?

Владимир БУШИН. Это просто от не ума. Жорес Алферов написал книгу "Власть без мозгов". Ничего не остаётся, как поддержать товарища Алфёрова. На каждом шагу эти глупости. Вот была годовщина Курской битвы. Великая битва, после которой немцы уже не оправились. В Курске были торжества, парад. Туда приехал Верховный главнокомандующий. И в беседе с участником парада сказал, что да - это великая битва, и без этой битвы и без многих других ещё неизвестно, что было бы с русским народом и с нашим государством.

Подумайте: не известно! Это известно всем! Его родной город Ленинград был бы уничтожен, стёрт с лица земли. Город, в котором он живёт, тоже бы был уничтожен. Ему можно посоветовать почитать, он знает немецкий, "План Ост", там очень подробно рассказано, что они хотели сделать с нашей Родиной. У них такая была идея - лебенсраум (Lebensraum) - жизненное пространство. Они расчищали жизненные пространства для себя! Главным образом за счёт русских и других славян.

"ЗАВТРА". Владимир Сергеевич, вы - участник Великой Отечественной войны. И Солженицын - участник войны. У вас есть с ним общность, братство фронтовое?

Владимир БУШИН. Я с ним был лично знаком. Я его тоже приветствовал, когда появился его рассказ. Там сказано, что сидят в лагере невинные люди. Да, были такие дела, и я вместе с другими писателями приветствовал то, что об этом стали говорить. У нас завязалась с ним переписка, потом мы виделись несколько раз. Даже случайно на улицах Москвы, в районе площади Маяковского однажды я его встретил, ещё где-то.

Но о каком братстве может идти речь? Он предатель в прямом смысле этого слова, и то, что его называли "литературный власовец" - совершенно справедливо. Никаких тут сомнений не может и не должно быть.

"ЗАВТРА". Почему он вернулся в Россию, по вашему мнению? Соскучился по Родине?

Владимир БУШИН. Он человек очень расчётливый, и с точки зрения того, что он делал для себя, это человек необыкновенного таланта. По своей ловкости, пройдошливости, оборотливости, тороватости - он поразительный человек. И обратите внимание, ведь он не сразу приехал, он выжидал: а как там? а надёжен ли этот переворот? Выждав года три, кажется, приехал. И сделал это помпезно: через Владивосток, там его Светлана Горячева, коммунистка, понимаете ли, встретила и дала потом благостные интервью. Вот когда бы её надо было бы призвать к порядку, а её гораздо позже.

Он прибыл, поехал по всей стране, делал остановки, ему организовывали встречи. В Омске тоже собрался митинг. А там была газета "Омское время", где главным редактором - Галина Ивановна Кускова, я там печатался, и как раз ко времени его приезда была опубликована моя статья "Загадка ареста Солженицына". Потому что он рассказывает разные истории, как его арестовали. Он рассказывает одно, а его ординарец совсем другое рассказывает. И я опубликовал статью, уличая его во лжи. Ему на митинге кто-то говорит: а вот Бушин о вас что пишет. Он: Ааа! Бушин! Это змея, змея, я его знаю!

А такие похвалы он мне писал, когда мы с ним переписывались!

"ЗАВТРА". Вы опубликуете эти письма?

Владимир БУШИН. Я их публиковал. У меня вышла недавно пятым изданием книга о Солженицыне. Правда, в несколько несуразном виде с точки зрения иллюстраций. Туда насовали таких благостных фотографий, как будто это книга ЖЗЛ о хорошем человеке, достойном нашего внимания и уважения. Я попросил, если будет дополнительный тираж, убрать эти фотографии.

"ЗАВТРА". Вернулся он тоже, вы считаете, из-за расчётливости?

Владимир БУШИН. Да, он всё предусматривает. И сам об этом рассказывает! Вот он идёт на заседание секретариата Союза писателей и заранее планирует, в каком порядке с кем здороваться, кому пожать руку, кому только кивнуть, мимо кого пройти и не заметить. Всё он фиксирует! И на этом заседании он сидит и стенографирует. У него мать была стенографом, она его обучила. И он стенографировал всё, что только можно было. Многие его публикации идут в его записи. Когда, скажем, Твардовский говорил ему: "У вас ничего святого, вам хоть плюй в глаза, вам всё божья роса", - он это зафиксировал. И характерная его черта, которая получила сейчас развитие в обществе - он не только совершает какие-то гнусные вещи, он ими хвастается.

Был такой случай. Твардовский написал письмо в защиту Солженицына Константину Федину, который тогда возглавлял Союз писателей. Отправил, и через три дня вдруг оно появляется на Би-Би-Си. Твардовский говорит ему: как это могло быть? Я же с нарочным отправил, я никому, кроме вас, не давал, вы же читали, вы же не могли это списать. И он пишет - да, всё я не мог списать, но самое главное я успел списать. Т.е. списал и передал через соответствующие каналы на Би-Би-Си.

И он любуется своей подлостью. То, что сейчас распространено. Еще Вознесенский Андрей сказал: "нам как аппендицит поудалили стыд". Действительно, стыд удалён.

"ЗАВТРА". Вы писали о том, что юбилей Горького сделали региональным юбилеем, в Нижний Новгород его увели, а юбилей Солженицына на всю страну собираются справлять, намерены ставить ему памятник, государственный размах придают.

А что за странная фигура - его вдова? Почему, например, открывают памятник святому Владимиру, и она там, на открытии рядом с руководством страны. Где князь Владимир святой и где Солженицына? Почему эта вдова имеет такое влияние в стране?

Владимир БУШИН. Когда говорят, мол, зачем отмечают его юбилей, тут юбилеи Тургенева, Горького… Это нельзя сопоставлять. Никакого отношения эти юбилеи к юбилею Солженицына не имеют. Это писатели, а этот - враг народа. А вдова его просто достаточно шустрая, пронырливая, деловая и ловкая особа. Открывался памятник Твардовскому, она тут как тут. Подошла к дочерям Твардовского и пыталась с ними говорить. А Валентина Твардовская сказала: нет, сударыня, нам с вами разговаривать не о чем. Но этой вдовушке тоже - хоть плюй в глаза.

"ЗАВТРА". Мало ли кто какой активный, ведь это поддержка на государственном уровне. Когда открывали памятник князю Владимиру, было ограниченное количество людей. И - она.

Владимир БУШИН. Я думаю, что не сама она припожаловала. Её пригласили организаторы этого торжества, и она даже какую-то речь сказала. Женщина она образованная.

"ЗАВТРА". Опять - таки: образованных, не глупых женщин много, но ведь она - определенный символ. Власть подобными поступками, например, учреждением юбилеев, памятниками, приглашениями таких людей показывает, на что делает акценты и что считает важным и нужным для страны. Но это совершенно расходится с мнением большинства населения. Вы говорите, что она не глупа. Но не так, мне кажется, всё-таки власть глупа.

Владимир БУШИН. Власть несомненно глупа. Она ловка, пройдошлива, но делает глупости сплошь и рядом. Я уже о некоторых из них говорил, и можно без конца об этом говорить. Вот был, скажем, у нас срок давности за экономические преступления - десять лет. В других странах примерно так же. Пришёл товарищ Путин и сказал - это много, давайте сделаем три года. И стало три года.

"ЗАВТРА". Отсиделись три года на Лазурном берегу, и всё, неподсудны? Приезжай и дальше воруй. Вот тогда Станкевичу, который после уличения его в получении взятки умотал в Польшу, не пришлось бы так долго там отсиживаться, дожидаясь, когда закончится этот самый срок преследования. Припожаловал бы раньше, чтобы с экранов не сходить, поучая нас, что такое хорошо, и что такое плохо, как нам обустроить Россию.

Владимир БУШИН. Да, после трёх лет уже нельзя преследовать. Это с точки зрения национальных интересов - глупость. Это вредное решение, антинародное.

"ЗАВТРА". Наверное, по терминологии того же Солженицына, экономические преступники - духовно близкие власти люди: это те, кто ворует в огромных масштабах, коррупционеры. Они духовно близки власти, и поэтому власть им идёт навстречу, либерализирует наказание. Медведев вообще предлагал за экономические преступления штрафами ограничиваться. А ведь едва ли не все преступления совершаются ради денег.

Владимир БУШИН. Для власти Солженицын - фигура нужная, полезная, необходимая. Путин его посещал, был у него в гостях. И никто бы без соизволения высшего руководства не додумался устраивать торжества по случаю его столетия.

"ЗАВТРА". Нужная для чего?

Владимир БУШИН. Посмотрите: большевики к власти шли долго, шли через ссылки, тюрьмы, иммиграции. А эти пришли к власти моментально. Они вчера были успевающими советскими чиновниками, сегодня стали ещё более успевающими антисоветскими чиновниками. Так им же надо это как-то оправдать, надо доказать, что та эпоха, та власть была настолько отвратительной, что не предать её нельзя было, порядочный человек просто обязан был это сделать. И тут Солженицын как раз уместен, как раз он и доказывает. С большим энтузиазмом доказывает.

"ЗАВТРА". Солженицын был среди авторов, которые, по словам Александра Проханова Советскую власть заканчивали книгами. Они слово в буквальном смысле превратили в оружие, которым били по своей стране. И власть, которая превозносит предателей, на что рассчитывает? Ведь сейчас, когда санкции, когда нашу страну демонизируют во всём западном мире, который, собственно говоря, только и является авторитетом для нашего руководства, надо сплотиться, чтобы держать удар. Но в то же время человека, который был разрушительным оружием, который был в одном строю с Западом и с отношением Запада к стране, устами героя призывал сбросить атомную бомбу на Советский Союз, власти запускают внутрь страны.

Владимир БУШИН. Это и говорит о небольшом уме. Всё можно было сделать гораздо деликатнее, тоньше, даже при их ненависти к коммунистической партии можно было умнее и деликатнее поступить. Можно было сказать: она выполнила свою роль, исчерпала свои возможности, пусть уйдёт на покой. Но ведь этого ничего не было! Началась травля. По телевидению идёт передача, какая-то ведущая, перед которой девочка, говорит: ты могла бы выбить табуретку под коммунистом, у которого на шее петля? Та: да, я могла бы выбить. Или, например, изготовлен торт в виде Ленина, сходятся люди, жрут этот торт и восхищаются. Но это же патологично! Это же только совершенно другие биологические особи могут проделывать. Они существуют, и ими наша власть пользуется очень охотно.

"ЗАВТРА". Солженицын в советское время являлся членом Союза писателей, был обласкан вами в том числе. Когда он вернулся, у него была среда писательская, он продолжал общаться с писателями, к Союзу какое-то отношение имел? Или обособился?

Владимир БУШИН. Он состоял на учёте в Рязанской писательской организации, и его там исключили. И он опять в этом случае признал справедливость, говорит, ну какой я советский писатель? А когда он вернулся, наверное, он и не нуждался, и не вступал вновь в советские писатели, хотя Союз писателей ему какую-то премию присудил.

После возвращения, по-моему, он ни с кем из известных писателей не общался. Была в "Советской России" статья "Убить дракона" одного автора тамошнего, члена редколлегии, не буду её называть, женщина. Она обвиняет писателей в том, что сами, мол, советские писатели породили этого дракона. Ничего подобного. Как только он обнаружился, были многочисленные заявления и выступления против него. В начале, когда он появился, он написал письмо съезду писателей. Четвертый, кажется, был съезд писателей, он написал письмо туда, и я помню, ко мне пришёл почивший ныне Эмка Мандель с предложением подписать просьбу о том, чтобы тому дали слово. Я подписал.

Тогда даже такие писатели, как Валентин Катаев, Вениамин Каверин его поддержали. Они-то могли знать лучше, чем кто-либо другой, историю нашей литературы, судьбы многих писателей. Но потом, когда он достаточно обнаружил себя, тем более, когда опубликованы были его "Пир победителей" и другие вещи, то один за другим последовали многочисленные самые жестокие и жёсткие оценки его фигуры, вплоть до предложения исключить его из Союза писателей.

"ЗАВТРА". Аргументированно?

Владимир БУШИН. Да. Кто-то передал Твардовскому, что после прочтения первого рассказа Солженицына Шолохов сказал: поцелуйте за меня Солженицына. А потом он сказал: да нормальный ли он человек? У меня полное впечатление, что это какое-то болезненное бесстыдство.

Он прочитал несколько его вещей и дал самую жестокую оценку этим писаниям. И многие другие писатели и московские, и ленинградские, и из национальных республик выступили совершенно решительно против этой фигуры. И не только писатели, учёные, военные. Это была весьма дружная реакция на всё то, что он со временем обнаружил и показал нам.

"ЗАВТРА". Он - лауреат Нобелевской премии. Эти премии сейчас явно политизированы.

Владимир БУШИН. Да. Недавно попалась мне статья, автор пишет, что такой-сякой Солженицын, но он же Нобелевский лауреат.

Боже мой, да кто же всерьез воспринимает какие-нибудь премии? Премия - это чаще всего политика, а Нобелевская премия по отношению к России особенно пристрастна. Она существует с девятисотого года, и дважды выдвигали на Нобелевскую премию Толстого. Потом ему какие-то европейские писатели прислали своё сочувствие, мол Лев Николаевич, как досадно. Он их чуть-ли не послал куда подальше. Горького выдвигали неоднократно. Не дали. Дали Бунину за антисоветчину. Как не дать? Известный писатель, антисоветчик махровый, до конца жизни остался таким.

"ЗАВТРА". Алексиевич дали.

Владимир БУШИН. Да.

"ЗАВТРА". Недавно у нас в газете была беседа с губернатором Белгородской области Евгением Степановичем Савченко, и он сказал, что любое произведение надо оценивать по такому критерию: это способствует согласию в обществе, укреплению взаимоотношений в обществе или наоборот вносит раздор, разлад в общество. А книги Солженицына, его произведения, его деятельность способствуют чему?

Владимир БУШИН. Конечно, такой взгляд как один из критериев литературы вполне закономерен. Но всё творчество, вся личность Солженицына только сеет раздор и вражду среди людей. Ему памятник поставили во Владивостоке и буквально на другой же день на памятнике появилась вывеска "Иуда". В Москве около какого-то медицинского центра появилось его изображение, и то же самое произошло. Зачем это власти нужно, она сама это не понимает. Многое делается для того, чтобы людей столкнуть лбами. Или опять-таки, не от большого ума.

"ЗАВТРА". Владимир Сергеевич, спасибо за беседу.

Сочинение

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) начал писать очень рано. Работая корреспондентом в различных газетах, Астафьев заявил о себе как прозаик в 1953 г., выпустив сборник рассказов «До будущей весны». Следом вышли книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958). Писателя волновала проблема становления личности в нелегких жизненных условиях. Эта тема нашла отра­жение в произведениях: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит вой­на». В последующих рассказах Астафьев писал о людях села, про­изведения писателя критика стала причислять к деревенской прозе. Жанр короткого или приближенного к повести рассказа ста­новится любимым для писателя.

Большое место в творчестве писателя заняла работа над прозаи­ческими циклами «Последний поклон» и «Царь-рыба». Замысел «Последнего поклона» (1958-1978), создаваемого в течение двух де­сятилетий, родился от желания писателя рассказать о Сибири, о впечатлениях детства. Автор назвал сборник «страницами детства». Главным героем цикла, объединяющим все рассказы, является ре­бенок Витька Потылицын. Первая книга наполнена описанием детских игр, рыбалок, деревенских забав. Мальчик Витька эмоцио­нально открыт к пониманию красоты, через его восприятие писа­тель передает песенную разноголосицу. Написанные от первого лица рассказы наполнены чувством благодарности судьбе за обще­ние с прекрасной природой, за встречи с необыкновенными людь­ми. Писатель отдал последний поклон всему хорошему, что было и есть в этом мире. Страницы книги проникнуты исповедальностью и лиризмом.

Новеллистический цикл «Царь-рыба» (1976) рассказывает о взаи­моотношении человека и природы. Сюжет книги связан с путешест­вием автора по родным местам Сибири. Действие каждого из расска­зов происходит на одном из притоков Енисея. Меняются люди, обстоятельства, неизменной остается река, олицетворяющая течение жизни. В нескольких рассказах поднимается проблема браконьерст­ва. Это, по мнению писателя, не только браконьеры из поселка Чуш, безжалостно уничтожающие речные богатства, не только государст­венные чиновники, так спроектировавшие плотину, что река за­гноилась и все живое в ней погибло, но и Гога Герцев, который раз­бивают сердца одиноких женщин. «Царь-рыба» - это книга- предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе, раз­мышления писателя о бездуховности современного общества.«Криком изболевшей души» назвал Василь Быков роман Астафь­ева «Печальный детектив» (1986). Сам автор считал его необычным романом, соединившим художественность с публицистикой. Героем романа является сотрудник милиции, оперуполномоченный Леонид Сошнин. Действие происходит в провинциальном русском городке Вейске в течение нескольких дней. В романе девять глав, рассказы­вающих об отдельных эпизодах из жизни героя. Воспоминания героя переплетаются с реальными эпизодами его профессиональной дея­тельности. Предстает страшная картина насилия, грабежей, убийст­ва. Конфликт произведения заложен в столкновении главного героя с миром безнравственности, беззакония.

Астафьев много размышлял о войне и неоднократно обращался к этой теме. Первым произведением, рассказывающем о военных событиях, была повесть «Звездопад» (1961). В начале 70-х вышло, по мнению критиков, самое совершенное произведение писателя - повесть «Пастух и пастушка» (Подзаголовок «Современная пасто­раль», 1867-1971). В центре повести история взаимоотношений Бо­риса Костяева и Люси. Писатель параллельно описывает нежные отношения влюбленных и страшные картины смерти и крови на войне. Свой миф о Великой Отечественной войне Астафьев создал в романе «Прокляты и убиты» (1992, 1994). Произведение резко от­личается от всего созданного о Великой Отечественной войне: писа­тель разрушает сложившиеся стереотипы изображения народа на войне.

О чем бы ни писал Астафьев главной темой в его творчестве все­гда были судьба и характер простого человека, жизнь народа «во глубине России».

Цель урока : познакомить с основными этапами жизни и творчества Астафьева; выявить своеобразие тематики творчества, особенности звучания темы взаимоотношения человека и природы: развивать навыки анализа прозаического текста.

Ход урока. За что судьба даровала мне счастье? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?
В. Астафьев (из статьи «Сопричастный всему живому»)

I. Вступительное слово.

Писатель и время... Как вы думаете, в чем связь этих понятий?

Эти два понятия тесно переплетены. Настоящий писатель умеет выразить свое время: у него отзывчивое сердце, он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и себе в этом мире. Таков был и Виктор Петрович Астафьев (1924-2001).

Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.

II. Жизненный и творческий путь Астафьева .

Учитель. Детство Виктора Астафьева - труднее не придумать. Мальчику было всего семь лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.

Ученик. «Если бы мне дано было повторить жизнь - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы у своей судьбы - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь...
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, - он пережил свою мать...»

Учитель. Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Её в первую очередь посвящена книга «Последний поклон» - воспоминания писателя о детстве и отрочестве. Астафьевская бабушка Катерина Ивановна несет столько тепла, света внуку, что, уже став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

Побывал Виктор Петрович и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.

Ученик. «Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и все мне хотелось кому-нибудь рассказать о «моем озере». В этом году преподавать литературу и русский язык нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский... Он часто заставлял нас писать сочинения на «вольные» темы. В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро... Игнатий Дмитриевич признал мое сочинение лучшим и поместил его в рукописный школьный журнал.

Много лет спустя я вспомнил о своем школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Учитель. Трудные судьбы детдомовцев, «вольных людей», как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести Виктора Астафьева «Кража». Тут любят и калечат друг друга в не по-детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая песня соседствует с пошлым блатным куплетом...

Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой, - нет, для него не чужой - ребячьей болью: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети - любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!». В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в великой душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева.

Ученик. «Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе - учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы.

Первый в жизни шрам.

Сколько потом их будет на теле и в душе?..

Сквозь все это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату - ответную любовь».

Звучит фрагмент песни «Священная война».

Учитель. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание - рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.

1-й ученик. «Сколько раз погибал я в мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах; шумливая березовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспененная потоком река...»
«И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне».

2-й ученик. «О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон... боится мое сердце... трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

Учитель. Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днем», «Жизнь прожить...».

В более позднем романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев снова обращается к теме своих произведений прошлых лет - человек и война.

Ученик. «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, - «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна... Там люди убивали людей - это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».

Звучит фрагмент песни «Не рубите, мужики, не рубите» в исполнении группы «Любэ».

Учитель. Есть проблемы, которые вечно сопровождают человеческое бытие. Одна из них - взаимоотношения человека и природы. «Нам не привыкать к потерям, - писал Сергей Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, - после этого терять уже будет нечего».

Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией. В ней автор предупреждает, что возмездием за истребление природы становится разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир.

1-й ученик.
Никогда
Ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Все равно не вернешься обратно,
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад невозможно.
Н. Новиков

2-й ученик. «Переменилась моя родная Сибирь. Все те чет, все изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
…Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы... Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни».

Учитель. Так родилась замечательная книга рассказов «Затеси». Затесь - это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Это мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.

Затесь - это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем «сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно...» «Затеси», собранные в книгу с таким названием, писались почти четверть века.

Художественное чтение учениками миниатюр из книги «Затеси», «Тоска», «Хвостик».

Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого удивительного художника слова. Остались его книги, а в руках мудрого читателя они становятся живым словом автора:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,
Дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Н. Заболоцкий


III. Тематика творчества Виктора Астафьева.

Работа с учебником.

Прочитайте статью в учебнике «Виктор Петрович Астафьев», с. 351-354, запишите в форме плана основные темы творчества этого писателя.

IV. Работа с текстом романа «Царь-рыба».

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

1. Природа и человек.

2. Мифологические мотивы и их роль в романе.

3. Повествование в рассказах - жанр этой книги.

4. Трагичность судьбы таежных поселков, разделивших судьбу распутинской Матеры.

Данные вопросы могут быть предложены для предварительной домашней подготовки в группах.

V. Итог урока.

Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) - известный советский писатель, прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (Красноярский край).

Начало жизненного пути

В.П. Астафьев прожил трудную жизнь, наполненную переживаниями, жизненными трудностями, испытаниями эпохой. Виктор был четвертым ребенком в семье, однако старшие его сестры умерли еще в младенчестве. Отца ребенок лишился тоже в юном возрасте. Кормильца, как и деда, посадили по политическим мотивам.

Мать будущего писателя погибла, когда маленькому Виктору едва исполнилось 7 лет. Он рос трудным подростком, лишенным родительской опеки и заботы. Некоторое время находился под покровительством родной бабушки, но после серьезных проступков в школе, его обязаны были отправить в детский дом. Виктор сбежал от преследователей, долгое время, скитаясь, как бездомный.

Испытания взрослой жизнью

По окончанию школы ФЗО, молодой Астафьев устроился работать сцепщиков поездов. Однако, трудовые будни очень скоро сменились ужасом войны. Несмотря на железнодорожную бронь, Виктор в 1942 году отправляется добровольцем на фронт. Там бывший хулиган и дебошир показывает всю свою натуру героя и патриота. Он был и шофером, и связистом.

Отличился в гаубичной артиллерии, где и получил тяжкое ранение, а затем и контузию. Заслуги перед отчеством были подкреплены целым рядом важнейших наград: орден «Красной Звезды», «За Отвагу», «За победу над фашистской Германией».

Демобилизация настигла героя в звании «рядовой» уже по окончанию военных действий в 1945 году. Бывший солдат переехал в городок Чусовой (Пермский край). Здесь он создал семью с Марией Корякиной, родившей супругу троих детей. Кроме этого, Астафьев стал приемным отцом еще двух дочерей.

Навстречу судьбе

Виктор перепробовал себя на многих работах: от слесаря и кладовщика до учителя и дежурного по вокзалу. Переломный момент наступил тогда, когда писатель устроился в редакцию «Чусовский рабочий» (1951 год). Здесь он впервые смог познакомить общественность со своими работами. Спустя 2 года выходит его первая книга «До будущей весны».

5 долгих лет понадобилось молодому писателю, чтобы стать частью Союза писателей СССР, С 1959 по 1961 Виктор обучается на Высших литературных курсах. Затем следовали года длительных переездов с Перми в Вологду, а затем в Красноярск. С 1989 по 1991 год писатель числился в чиновницких рядах.

Творчество

Ключевые темы творчества Астафьева - военно-патриотическое направление и романтика деревенской жизни. Первым его произведением, написанным еще в школе, стал рассказ «Васюткино озеро». Спустя много лет свою детскую работу писатель трансформировал в полноценную публикацию. Из ранних повестей самыми известными считаются «Стародуб», «Звездопад», «Перевал».

Эдвар Кузьмин в свое время охарактеризовал «язык» Астафьева, как живой, но корявый, исполненный неточностями, но с невероятной свежестью восприятия реальности. Писатель сибиряк писал, как простой солдат, часто описывая рабочих, воинов, простых сельских жителей.

Особую подачу, умению надрывно выражаться, раскрывая читателю свои личные переживания, отметил и маршал Д. Язов. О мирной жизни Астафьев писал сурово, не прикрывая всю бытовую горечь и трагедию «маленького человека».

Умер Виктор Астафьев в 2001 году в Красноярске.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения