Усадьба чернышевых. Ярополец. Усадьбы Гончаровых и Чернышевых

Усадьбу Чернышевых, расположенную на северо-востоке Волоколамского района по истине можно назвать «русским Версалем». Этот дворцово-парковый ансамбль был отстроен елизаветинским генералом Захаром Григорьевичем Чернышевым (1722-1784 г.г). Получив в 1752 году в наследование от отца часть земель Ярополецкой волости, Захар Григорьевич и не думал, что спустя каких-нибудь 12-15 лет начнет здесь бурное строительство небывалого доселе размаха.

В 1766 году генерал начал межевание земель, а двумя годами позже развернул строительство дома. Замысел отставного вельможи З.Г. Чернышева поражал своей масштабностью. В центре архитектурной композиции усадьбы стоял дворец (в 1788 году дополненный вторым этажом и оригинальными башнями с винтовыми лестницами), отстроенный в стиле раннего классицизма с элементами французского рококо.

Кроме него в ансамбле имелись хозяйственные постройки, конные и скотные дворы, липовый парк, спускавшийся к пруду. Над созданием «Версаля» трудились архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. Такой увидела Чернышевскую подмосковную резиденцию императрица Екатерина II, посетившая эти места в 1755 году. К этому времени на территории усадьбы был разбит сад, с дивными оранжереями, украшенными барельефами, театр, мечеть, сооруженная в честь победы в войне с Турцией (1774 год).

В память о визите императрицы в центре парка был поставлен обелиск. Эту эпоху можно считать периодом рассвета рода Чернышевых и их фамильной усадьбы. Однако вскоре мужская линия известной фамилии обрывается. Тезка именитого фельдмаршала, его внучатый племянник, Захар Григорьевич Чернышев (1798-1826 г.г.) стал известен русской истории как участник Восстания Декабристов.

После его смерти владение усадьбой перешло одной из его сестер. Фамильным имением родственники Чернышева владели до 1917 года. С приходом большевиков к власти, усадьба Чернышевых стала использоваться как сельская больница, а затем как санаторий им. Павлика Морозова. В 1941 году Ярополец был оккупирован фашистами.

Тогда усадьба Чернышевых быстро утратила свой прежний лоск и совершенство русского Версаля. Некогда прекрасные пышные оранжереи, Храм и дворец запустели, превратившись в графские развалины именитого рода Чернышевых. Это печальное словосочетание прославило усадьбу его плачевным состоянием. В 1953 году здесь был снят советский фильм «Графские Развалины».

Мог ли представить отставной фельдмаршал, какая судьба уготована его родовому гнезду, ставшему для него впоследствии местом обретения вечного покоя? О торжественном убранстве мраморной усыпальницы графа Чернышева сегодня лишь очень отдаленно напоминают руины Храма Казанской Божьей Матери.

Эта Церковь была реконструирована вдовой фельдмаршала в 1798 году, и стала местом, куда был перенесен прах основателя родовой усадьбы. Но трудно назвать Храм Казанской Божьей Матери усадьбы Чернышевых местом обретения покоя. Это место, словно магнит для вандалов, безмолвно хранит в себе их бесчеловечные зверства. Поругано всё, и генеральское надгробье, и церковный иконостас, и даже массивные мраморные колонны кому-то помешали своим торжественным видом…
Адрес: Волоколамский р-н, село Ярополец











Усадьба Чернышевых.

О том, как добраться. До усадьбы легко доехать по асфальту в любую погоду. Если вы пешком, то электричка от Рижского вокзала отправляется в 8.00 ежедневно. Выйдите из электрички в Волоколамске - спешите к автобусу 28 на Лотошино. В Яропольце автобус делает две остановки, вам удобнее вторая. Остановка на перекрестке трех дорог, автобус приехал по одной, уехал дальше по другой, а вы идите по третьей. Дорога приведет вас прямо к усадьбе и церкви. Обратное расписание смотрите в Яропольце на остановке. Кстати, прямо рядом с воротами усадьбы есть остановка пригородного автобуса. Он ходит в Волоколамск раз в сутки, примерно в 15:45.

Про Ярополец.

Ярополец вообще отличное место для воскресной прогулки: и от Москвы близко, и много всего интересного на небольшом клочке земли.

Сразу отметим, что Ярополец - старший ровесник Москвы. Он был основанЯрополком, сыном Владимира Мономаха. Упоминается в летописи под 1135 годом, а Москва, как известно - под1147. Потом село принадлежало Ивану Грозному и было любимым местом царской охоты. В 1684 году село Ярополец вместе с окружающими деревнями было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко. Один из его сыновей, Петр,продал свою часть села графу Григорию Чернышеву, и с той поры вплоть до 1917 г. здесь жили его потомки.

В этот раз нас интересует как раз история и территория усадьбыЧернышевых.

И все же невозможно пройти мимо других достопримечательностей. Мы обязательно должны посмотретьудивительную заброшенную Казанскую церковь,плотину бывшей ГЭС, памятник Ленину и Крупской, памятник Кремлевским курсантам, часовню на могиле гетмана Дорошенко. В двухэтажном здании библиотеки, прямо в центре, расположен местный музей. А виды какие живописные! Город находится на высоком берегу реки Ламы, и по окрестностям хочется ходить пешком.В северном направлении вдоль шоссенаходится усадьба Гончаровых. Она в отличном состоянии, там сейчас дом отдыха МАИ. При ней действующий храм и парк. Чуть дальше -Казанская церковь необычной оригинальной архитектуры (правильнее, наверно, называть так: церковь Казанской Иконы Божией Матери).

А вот через дорогу от нее - та самая усадьба Чернышевых, которую когда-то называли «Русским Версалем».. Здесь совсем другая картина: тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописнымибашнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша -похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполнедостаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу.

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

Дополнительно

Усадьбу как единый комплекс создал сын Григория Чернышева, о котором я упомянул в .

Граф Захар Григорьевич Чернышев во всех отношениях был личностью выдающейся. Военную карьеру, как тогда практиковалось, начал в Гвардии с тринадцати лет, принимал участие и командовал войсками в ходе многих военных кампаний, руководил взятием Берлина в 1760 году (и взял его) во время войны за австрийское наследство. Как гражданский администратор, был Президентом Военной Коллегии, Наместником престола в двух губерниях Белоруссии после её присоединения к России, губернатором Москвы и Московской губернии. На этих постах он успешно внедрял новые для того времени управленческие и административные технологии. Короче, граф был в фаворе, милостями и наградами Русских самодержцев не обделен. Тем не менее, по-военному прямолинейный, он дважды уходил в отставку с государственной службы. Первое прошение об отставке было в знак протеста против возвышения «безродных» братьев Орловых. Вопреки ожиданиям графа Чернышева, который собирался только «попугать», прошение было принято Екатериной II. Вторая отставка была вызвана служебными трениями с другим фаворитом - графом Потемкиным.

Вот именно во времена этого вынужденного бездействия, правда, непродолжительного, закладывались идеи и проводились основные работы по созданию усадебного комплекса в Яропольце. И именно здесь нашел отражение мятежный дух графа.

Помотавшись в военных походах по Европам, многое повидав, да еще и имея колоссальный административный опыт, граф Захар Григорьевич умел мыслить масштабно. Поэтому проект устройства своего ярополецкого имения создал грандиозный. Комплекс включал в себя, помимо центральной усадьбы, все четырнадцать деревень имения, объединенных системой дорог, парковую зону, в которую входил и прилегающий участок реки Ламы, а так же храмовый комплекс. Но, пожалуй, самое поразительное то, что проект был реализован! О его оценке современниками красноречиво говорит закрепившееся за центральной усадьбой название Русский Версаль.

Русский Версаль - это название происходит от того, что за основу был взят архитектурный стиль раннего классицизма с мотивами французского рококо господского дома и хозяйственных построек центральной усадьбы, элементы декора, структура усадебного парка, характерные для настоящего Версаля. Соответствовало названию и внутреннее убранство господского дома, состоящее, в том числе и из многочисленных трофеев, прихваченных графом Чернышевым во время военных кампаний. Бунтарские замашки графа Чернышева проявились в масонских символах, щедро представленных в декоре как господского дворца, так и Казанской православной церкви. Непосредственное строительство усадьбы в Яропольце по разным источникам приписывают Баженову, Казакову, Жан-Батисту Валлен-Деламоту. И, скорее всего, все они приложили здесь свою руку на разных этапах создания комплекса…

Думаю, излишне говорить, что от всего усадебного комплекса Ярополец Чернышевых сейчас мало осталось: господский дом со следами вяло текущего ремонта (не реставрации, а именно ремонта), запущенный усадебный парк, да грандиозный остов храма Казанской иконы Божьей матери…

Господский дом усадьбы Ярополец Чернышевых в состоянии неспнешного восстановления


Одни из пяти ворот центральной усадьбы (боковые) , через которые мы прошли на территорию после попытки перелезть ограду и слов сторожихи, бабушки-божьего одуванчика, что нормальные люди ползуются воротами


Вид на господский дом усадьбы со стороны парка


Есть в графском парке Стелла в ознаменование визита в усадьбу Ярополец Чернышевых Екатерины II


Храм Казанской иконы Божьей Матери в Яропольце


Есть мнение, что символ Всевидящего ока в равной степени является как масонским, так и христианским...

После 1917 года во дворце усадьбы была устроена больница, а потом дом отдыха имени Павлика Морозова, поэтому хоть как-то усадьба поддерживалась в приемлемом состоянии. Полностью разорен дворец был в октябре 1941 года во время немецкой оккупации. Художественные ценности, собранные графом Чернышевым в ярополецком дворце, после революции в основном перевезены в Новый Иерусалим, где был организован народный музей, который, в свою очередь так же был уничтожен гитлеровцами. Но некоторые немногочисленные ценности сохранились в других музеях.

Усадьба Ярополец Чернышевых расположена в километре от усадьбы Ярополец Гончаровых и разительное отличие их состояния просто режет глаза. Поэтому во времена, когда я там имел место быть, маёвцы на обывательском уровне частенько сокрушались по поводу того, что усадьбу Чернышевых тоже не передают в ведение МАИ. Но вот сейчас, просматривая материалы, я обнаружил информацию о том, что обе усадьбы находятся на балансе института… Выходит, у МАИ силенок не хватило поднять обе… Правда, видно, что какие-то работы по восстановлению ведутся, но сейчас, похоже, именно та стадия, когда невольно думаешь о том, что лучше бы оставили, как было.

Я видел усадьбу тогда же, лет двадцать назад, в один из приездов на базу отдыха института. Очень сожалею, что не довелось заснять виденное: первичный осмотр проводился в сумерках, а следующий день, как это бывает, внес свои коррективы в планы: кажется, мы что-то отмечали. Тогда замок производил действительно сильное впечатление. Он еще не был обнесен глухим железным забором и сквозь железную решетку ограды в темных зимних сумерках угадывались контуры действительно грандиозного, но сильно обветшавшего дворца. Кстати, здесь снимался фильм «На графских развалинах».

Я до сих пор старательно обходил вопрос о приусадебных церквях, надеясь посвятить этому отдельный рассказ, но сейчас пару слов сказать придется. И вот в связи с чем.
Последнее время я с некоторым чувством раздражения отношусь к нытью тех, кто причитает письменно или устно по поводу утраты, разрушения, несохранения будь то самодержавие, социализм, духовные или материальные объекты, занимается обличением, как правило, безадресно или в адрес каких-то абстрактных властных структур. Уверен, что среди этих людей есть авторитетные, объективные специалисты, которые занимаются этим профессионально. Но большинство - дилетанты, оседлавшие этого конька исключительно как дань моде. А после осмотра Казанской церкви усадьбы Ярополец Чернышевых это раздражение переросло в чувство бессильной ярости. Это каким же лицемером и бескультурным выродком нужно быть, чтобы свои воззвания к сохранению культуры выцарапывать на стенах храма, писать краской на мраморном надгробье творца этого шедевра! Я сначала хотел поместить фотографии с этими надписями здесь как упрек всем псевдоборцам, а потом представил, как этот козел с гордостью показывает друзьям на фото и рассказывает, о своем вкладе в дело борьбы за справедливость. Поэтому эти вклады я затер. Хотя, в сети они уже многократно увековечены, к сожалению.

Между тем, Казанская церковь в Яропольце исправно функционировала со дня своего открытия до начала шестидесятых годов прошлого века, когда скончался последний настоятель храма. После этого за бесхозностью, так как РПЦ не озаботилась прислать нового, храм использовался как склад пиломатериалов и для других хозяйственных нужд, пока не был передан в ведение МАИ. В семидесятые годы проводились некоторые реставрационные работы, которые скорее можно назвать консервационными: обновлена крыша, укреплены перекрытия. В 1990 году церковь Иконы Казанской Божьей Матери передали РПЦ, но никаких работ по восстановлению не ведется, хотя у храма есть настоятель . Могу предположить, что храм не восстанавливается РПЦ в силу ненадобности, поскольку рядом, на территории усадьбы Ярополец Гончаровых, уже есть один действующий, давно отремонтированный, хоть и не такой огромный. Зато и содержать его легче. А практицизма и здравого смысла даже в духовной сфере пока никто не отменял.

Итак, в 1717г. часть земель Дорошенко была выкуплена генерал-майором Г.П.Чернышевым и появилась новая усадьба. Строительство усадебного комплекса началось при следующем владельце села – фельдмаршале Захаре Григорьевиче Чернышеве (1722-1784) , получившем его в наследство. Неординарная личность, человек, принёсший пользу государству, Москве. Один из молодых друзей Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией ; сумел на несколько дней захватить Берлин (за что и поплатилось его имение в 1941г. Немцы стреляли прямой наводкой.- zlv 14). 9 октября 1760 года русским были вручены символические ключи от города. Копии этих ключей в качестве сувениров разбрасывали над контингентом советских войск, стоящих перед Берлином, в 1945-м.

После Семилетней войны Захар Григорьевич более 10 лет возглавлял Военную коллегию , т.е. стоял во главе военного ведомства России. За эти годы он провел ряд важных преобразований в армии, основанных на осмыслении опыта Семилетней войны и сыгравших важную роль в победах русских войск в войнах второй половины XVIII века. Как отмечает биограф полководца, «около 12 лет граф Чернышев с примерным искусством и отличным успехом управлял Военной Коллегией: при нем изданы новые штаты, положения, инструкции для полков; водворены в войсках лучший порядок и благоустройство».

Руководство Комиссией о строении городов . Первой своей задачей видел создание инфраструктурной связи новых земель с Россией. Еще в 1772 году он составил «Почтовое учреждение для двух белорусских губерний», в кратчайшие сроки были созданы 134 постоялых двора и почтовые станции, которые не только связали новые территории со старыми губерниями, но и обеспечили устойчивую почтовую связь внутри наместничества. Привел в порядок дороги, за что его похвалила Екатерина 2.

В 1777 году под руководством Чернышева были составлены атласы Могилевской и Псковской губерний, а через год – утверждены планы городов.

Почти одновременно начинается широкомасштабное дорожное строительство . Города края связали шоссейные дороги с плотным покрытием, обсаженные по краям деревьями. Путешественникам они напоминали парковые аллеи. Проложенный по указанию графа тракт Гдов – Псков – Остров – Опочка – Полоцк – Могилев, был впоследствии продлен до Киева и стал одной из важных магистралей империи.

В 1782 году граф Чернышев назначается генерал-губернатором Москвы . По словам его биографа, он «обновил, украсил древнюю столицу многими зданиями». И действительно, хотя Захар Григорьевич возглавлял новообразованную Московскую губернию всего два с половиной года (с 4 февраля 1782 до своей смерти 29 августа 1784) он успел сделать весьма много. В его период в Москве построены Арсенальная башня и Бутырский тюремный замок. Свой личный дом показал Екатерине. Она пришла в восторг. Здание оказалось настолько удобным и настолько оптимально расположено, что в 1790 году казна выкупила его у наследников графа для резиденции московских генерал-губернаторов. В настоящее время в здании располагается московская мэрия.

В Яропольце с конца 1750-х гг. разворачивается грандиозное по замыслу строительство.

З а образец для своей усадьбы в Яропольце он взял Версаль . Пять лучей-проспектов, расходящихся от центральной площади – почти так же, как в резиденции французских королей.

Роскошный дворец выстроен в стиле раннего классицизма с элементами рококо, подъезд к нему украшают ворота с высокими башнями в стиле раннего русского романтизма. Звездным часом усадьбы стал визит Екатерины, случившийся в 1775 году, о чем свидетельствует стелла в честь её посещения. Стелла располагалась в парке, который спускался к пруду, общему с Гончаровыми. Деревья в парке формировались в виде канделябров. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.

Напротив ворот в 1780-х годах начинает строиться новый храм . Композиция храма уникальна для русской церковной архитектуры: два полностью симметричных прямоугольных объема, соединенные притвором. В восточном объеме располагалась сама Казанская церковь, а в западном − фамильная усыпальница . Чернышев был масоном, как многие в то время. Есть спорные знаки в оформлении, но исследователи усадеб отрицают их масонское толкование.

После смерти мужа, вдова с трудом достроила храм, но в усадьбе почти не жила. По просьбе хозяйки друг семьи Чернышевых, князь А.М.Голицын помог ей привлечь к строительству знаменитого архитектора К.И.Бланка. Под его руководством были восстановлены стены, завершены своды и начата внутренняя отделка. Отделка так и не была завершена полностью. Храм был освящен только в 1798 году, а в 1830 году здание горело, погибло внутреннее убранство и иконостас. Постепенно всё восстанавливали. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками - насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона - белоснежные. Возможно, внутри храм так и не был расписан.

Особое место в интерьере храма занимает надгробие фельдмаршала З.Г.Чернышева. Он был выполнен скульптором А.Триппелем в конце XVIII века . Часть деталей была выполнена Триппелем собственноручно, смонтирован памятник был уже в России. То, что поставлено было в церкви, несколько отличалось от проекта, т.к. при транспортировке разрушилось. Да и церковь отказывались освящать из-за некоторых фигур.

Его основу составляла огромная плоская пирамида в темной мраморной облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый – с изображением Георгия Победоносца, правый – с гербом Чернышевых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышева работы Ф.И. Шубина. О станки фельдмаршала Чернышева вдова не успела перенести в мавзолей.

Детей у них не было. В 1864-1874гг. имениями владел Ипполит Иванович Чернышев-Кругликов, чьё захоронение находится у церкви в Яропольце.

После революции 1917г. в главном доме распологались детская колония, больница, а позже санаторий имени Павлика Морозова, а перед Отечественной войной – госпиталь. В годы оккупации здесь почти три месяца стояли вражеские войска. размещенные в усадьбе Чернышевых В1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".

В советское время церковь пришла в состояние полнейшего запустения, которое довершила война. Здание церкви,хотя и пострадало меньше, чем усадебный дом, но также не обошлось без попадания снарядов, а в самом мавзолее немцы устроили склад боеприпасов. После войны храм снова передали приходу, но в 1966 году умер настоятель и службы прекратились. Начатая в 1970-х годах реставрация также продлилась недолго; к счастью, успели по крайней мере сделать крышу. Сейчас памятник разграблен, последним с него исчез мраморный барельеф работы Шубина фрагмент надгробия З.Г. Чернышёва.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Собственные фото 2006 и 2009гг.
  2. Статьи сайтов http://www.stoletie.ru, http://lamagrad.ru,http://strana.ru, http://arch-heritage.livejournal.com

Copyright© zlv14 2009,2013
Копирование материалов сайта без размещения обратной ссылки на источник запрещено

Усадьба находится в весьма плачевном состоянии и реставрацией там пока не пахнет. Нынешний собственник лишь огородил усадьбу забором, усадьба находится под охраной, но проникнуть на территорию можно, через дыры в заборе, так же можно проникнуть и на территорию храма.
В 1717 г. первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенок к Загряжским, которые выстроили на этих землях собственный дворец. Парк с прудами единый для обеих усадеб.




« » на Яндекс.Фотках


В 1760-е гг. первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв принялся за обустройство в Яропольце своей загородной резиденции. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника.

Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб.
После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.
Учреждённый бездетным фельдмаршалом майорат после его смерти перешёл к младшему брату Ивану, а затем к его сыну Григорию. После его смерти в 1830 г. имение было объявлено выморочным, так как сын последнего владельца Захар был лишён права наследования из-за участия в восстании декабристов.
По указу 1832 г. Ярополецкое поместье и титул графа Чернышёва переданы зятю Григория Чернышёва, И. Г. Кругликову (1787-1847). От Кругликовых майорат унаследовали дворяне Безобразовы. Дочь последнего владельца усадьбы, Ксения Чернышёва-Безобразова, состояла в браке с Рудольфом, младшим сыном последнего австрийского императора. До самой революции в усадьбе сохранялись в неприкосновенности мебель, скульптура и книги конца XVIII века - память о блистательных братьях Чернышёвых.
После Октябрьского переворота усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря. Именно туда были вывезены в 1924 году «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг».
В 1920-е гг. здания усадьбы использовались для размещения сельской лечебницы и детского санатория. Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышёвых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея; остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.

Храм Казанской иконы Божией Матери

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения