Что стало с актёрами советского фильма «Каникулы Кроша. Евгений Сальников — это наш художник

Работы находятся в Липецком областном художественном музее, Липецком областном краеведческом музее, Елецком краеведческом музее, Белгородском государственном художественном музее, в частных собраниях в России и других странах.

Это мастер ныне редкого монументального искусства. В советское время он украсил росписями интерьеры многих общественных зданий, но сегодня занимается исключительно станковой живописью. «Там была серьёзная социальная тема. Я был молодой, смелый, умный, а теперь старый и слабый, поэтому перешёл на пейзаж и натюрморт», - говорит о себе художник в одном из интервью. Но мы думаем, что это всё же не так, ведь Искусство измеряется не квадратными сантиметрами.

На выставках Сальников выделяется своей живописной манерой. Это яркая, интенсивная, иногда кричащая живопись. Это цветные звуки, нанесённые энергичной рукой, это мелодия и танец. Изображённое - намеренно изменяется, искажается. Угадываемое - трансформируется в абстрактное. Нет пейзажа, не дополненного смысловыми и красочными слоями прошлого и выдуманного. «Вот неплохой автопортрет, но… слишком похожий», - говорит Сальников, разглядывая холст. В интерьерах и жанровых картинах ощущается влияние Матисса и остальных гениев авангарда. Но всё же художник пришёл не к ним, а к себе, и продолжает идти в этом направлении. Можно сказать, что смысл живописи Сальникова - сама живопись.

Интересный биографический факт - родственники Сальникова по материнской линии происходили из семьи Клюевых. То есть бывший городской голова Митрофан Алексеевич Клюев, памятник которому стоит около Театра драмы - предок художника. Евгений Павлович – коренной липчан, сорок лет он прожил в доме Быханова на улице Ленина. Но Сальникову приятней называть её улицей Дворянской, а Плехановский спуск - Кореньковой горой. Потому что Липецк для него остался таким, каким был в его детстве, послевоенным и провинциальным.

Мы действительно ощущаем эту эмоциональность, кипучее творческое пространство вокруг нас – это мастерская художника. Она находится в самом центре города, однако мало кто обращает внимания на ветхую теперь дверь Художественного фонда. Входишь и здороваешься с гигантским мольбертом, в углах видишь пачки ДВП, покрытых живописью, кисти, краски, банки с непереводимым чаем, звуки радио, коллекцию белых чайников, подоконники с метровыми растениями и сухоцветы в вазах. Десятилетиями обжитое пространство, наполненное творческим счастьем и отчаянием.

Мастерству живописи Сальников учился одиннадцать лет: в 1953–57 в Ельце в Орловском художественном училище (ныне Елецкое государственное училище им. Т.Н. Хренникова), куда он поехал поступать по следам своего друга Виктора Соболева; в 1957–63 в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской А.А. Дейнеки.

Евгения Углова

На протяжении многих лет нас радует своими работами Евгений Павлович Сальников , один из старейших липецких живописцев.

С. Мекшен в заметке о художнике в газете «Панорама» за 1993 год писала: «Сальников - тот художник, который, по словам Блока, может видеть, что «дома растут как желанья». Художник - как бы ни ставили его столбом на землю! - все равно существо парящее, царствующее над миром осязаемым и ежеминутно расщепляемым. Только художник, пролетая над всей нашей несуразностью и раздробленностью, может собрать в щепоть наше неутоленное одиночество и разбросанную любовь, наши тоскующие о счастье сны и невидимые миру слезы… Художник Евгений Сальников служит тому, что дано Богом, но будет отдано людям…».
Евгений Павлович Сальников родился 15 сентября 1937 года в Липецке. Он относится к поколению детей, рожденных в самые трагические годы советской эпохи. Расстрелы, лагеря… Его дядя, родной брат матери, сгинул в лагерях. В 1941 году еще одна страшная потеря, погиб на фронте отец Жени. Ребенка пытались уберечь от тех невзгод, которые выпали на долю его семьи, поэтому воспоминание о детских годах осталось счастливым.
Семья жила в самом центре Липецка, на бывшей Дворянской улице (ныне улица Ленина). С какой теплотой в беседе с А. Новиковым Сальников вспоминает послевоенный провинциальный Липецк! «Я сорок лет своей жизни прожил в «Быхановском доме», он стоял рядом с Домом пионеров. Для меня Липецк той поры - самый настоящий рай. Только теперь начинаю понимать, как много мы потеряли: каждый дом был уникален, неповторим по архитектуре. У каждого дома был фруктовый сад. А какой был воздух! Наша улица, лишенная в ту пору даже общественного транспорта, имела уникальную мостовую из пиленого камня. Да и другие улицы были редкой красоты. Мальчишкой я буквально обследовал каждый уголок Липецка». Не случайно на протяжении многих лет образ родного города занимает центральное место в творчестве художника.
Первое посещение краеведческого музея, открыло перед юным Сальниковым удивительный мир живописи. Увиденные им картины Ю. Ю. Клевера и А. М. Васнецова потрясли воображение мальчика. А тесная дружба со старшим товарищем Виктором Соболевым дала толчок к серьезному увлечению живописью.
В 1951 году в 14-летнем возрасте Сальников уезжает учиться в Елецкое училище. В беседе с Т. Нечаевой период учебы в Ельце он вспоминает с особым чувством: «И самое лучшее в юности связано с елецким училищем. Но не с Москвой, не с институтом. Так сложилось. Елец, мою жизнь там я помню по часам» . Руководителем курса у него был Виктор Семенович Сорокин, который спустя годы, дал яркую оценку способностям Евгения Сальникова: «В училище Сальников отличался от других. Он был эмоциональный, хорошо чувствовал цвет, в живописи - аристократ. Не был натуралистом, не копировал натуру. И сейчас такой же. Мне нравится, что он свободен, в творчестве ничего не боится. Главное - не боится краски».
После училища, Сальников продолжил учебу в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Среди педагогов, которые менялись каждый курс, был и знаменитый А. А. Дейнека. Учеба в знаменитой Суриковке способствовала расширению творческого кругозора, освоению многообразия стилей, жанров и форм. Жизнь в Москве была насыщенной: посещения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, запасников Третьяковской галереи. Знакомство с работами Павла Никонова, Андрея Васнецова, Павла Кузнецова, Роберта Фалька кардинально повлияло на взгляды Сальникова. Смелые поиски своей манеры письма не у всех находили отклик и поддержку. Из-за этого на пятом курсе у Сальникова произошел конфликт с ректором. Затем был уход в академический отпуск. Возвращение в творческую среду вуза не оправдало ожиданий Евгения Павловича. Ушли любимые учителя - Жилинский, Дейнека, а с новыми преподавателями начинающий художник полностью разошелся во взглядах и решил прекратить занятия.
В родной город художник вернулся без защищенного диплома. Сформированное в 1957 г. местное отделение Союза Художников было в самом начале своего пути. Это был замечательный, разноликий коллектив, состоявший из товарищей Евгения по Елецкому училищу. В 1968 г. Сальникова приняли в Союз художников СССР. На протяжении творческого пути у художника не всегда складывались отношения с устроителями выставок. Это было вызвано тем, что Евгений Павлович всегда сторонился общественных условностей, заданной тематики. И тем не менее, он продолжал писать. Он много работал в монументальной живописи, затем заинтересовался станковой.
Особые чувства Сальников испытывал к натюрмортам. Самые ранние из них - небольшие по размеру, емкие по содержанию. Со временем натюрморт Сальникова объединяется с жанром интерьера. Эти картины хорошо передают размышления художника. На протяжении всего творческого пути Евгений Павлович пишет автопортреты, портреты близких. Немало работ мастер посвятил многообразию природы. Был период, когда тема пейзажа в творчестве художника встречалась нечасто. Причем писать он предпочитал в мастерской, т. к. не любил выходить на улицу с этюдником. Обратиться к пейзажу Евгения Павловича заставило творчество В. Сорокина. Для написания картины ему требовалась не столько натура, сколько настроение. Свои пейзажи художник называл фантазийными. Сальников - художник всегда был интересен разнообразием жанров, тем, технических приемов. Все его работы объединяет неисчерпаемое удивление перед жизнью, глубокий интерес к любому ее проявлению. В далеком 1988 году в интервью Т. Нечаевой «Альтернативы не было» Сальников поведал о том, что хотел бы достичь того, чтобы его как художника ни с кем не путали. Ему удалось свою мечту претворить в жизнь. За годы плодотворного творчества Евгений Павлович выработал свой стиль в живописи, узнаваемый мгновенно.
В 2002 году художник был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. В 2009 году Сальников удостоился звания Заслуженного художника России. По традиции, каждый год новый художественный сезон в Центре изобразительных искусств открывается персональной выставкой Евгения Павловича. Посетив в 2013 году одну из таких выставок, А. Вагнер поделился своими впечатлениями: «Сальников - удивительный художник, легкий и светлый. Его живопись помогает нам пережить это сложное время и дает надежду, что все будет в порядке» .
Произведения живописи Евгения Павловича хранятся в Липецком областном краеведческом музее, в Липецком областном художественном музее, в краеведческих музеях Елеца, Задонска Липецкой области, в Национальной галерее г. Сеула, в частных собраниях России, США, Канады, Франции, Италии, Индии.

Библиография

  • Евгений Сальников: [альбом] : в 2 томах / сост. Т. И. Нечаева. - Москва: М-Сканрус, 2007. - Т. 1. - 303 с.; Т. 2. - 160 с.
  • Сальников Е. П. // Липецкие художники: Липецкой организации Союза художников России - 50: [альбом] / [авт. вступ. ст. Т. И. Нечаева]. - Липецк: Неоновый город, 2008. - С. 124-125.
  • Кроль Т. Сальников Евгений Павлович // Липецкая энциклопедия: в 3 т. Т. 3: П - Я / ред.-сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. - Липецк: Липец. изд-во, 2001. - С. 203-204.

Статьи из периодических изданий

  • Сальников Е. Альтернативы не было: [интервью в выст. зале с Е. Сальниковым] / Е. Сальников; интервью вела Т. Нечаева // Ленинское знамя. - 1988. - 4 дек. - С. 3.
  • Мекшен С. Евгений Сальников - живописец нежный, задумчивый, запоминающийся / С. Мекшен // Панорама. - 1993. - 11 февраля. - С. 3.
  • Сальников Е. Ностальгия у мольберта: [интервью с худож. в день 60-летия, при участии В. Д. Дворянчикова] / Е. Сальников; записала Т. Нечаева // Липецкая газета. - 1997. - 13 сент. - С. 1, 3.
  • Сальников Е. Соединяя цвет и предмет: [интервью с Е. Сальниковым] / Е. Сальников; интервьюировал А. Новиков; фото А. Козина // Липецкие известия. - 2003. - 22 янв. - С. 14.
  • Нечаева Т. Непослушание академизму: штрихи к творч. портрету Евгения Сальникова / Т. Нечаева // Петровский мост. - 2009. - № 1. - С. 143-151.
  • Сальников Е. П. За художника говорят его картины: [беседа с Е. П. Сальниковым] / Е. П. Сальников; беседовал Р. Хомутский; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета: итоги недели. - 2009. - 14-21 сент. (№ 38). - С. 40-43.
  • Хомутский Р. «Свет в окне», или Максимальная степень красоты: [в Центре изобраз. искусств открылась персон. выст. Е. П. Сальникова] / Р. Хомутский; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета: итоги недели. - 2011. - № 39 (19-25 сент.). - С. 40-41. - (Культура: выставка).
  • Хомутский Р. Марш бездомных на лоне природы: [выст. Е. Сальникова открыл Центр изобраз. искусств новый сезон] / Р. Хомутский; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета: итоги недели. - 2012. - № 41 (1-7 окт.). - С. 47. - (Культура: юбилей).
  • Малюков С. Идеальный мир: [персон. выст. Е. Сальникова "Ностальгия по хорошему" открыла новый художеств. сезон в липец. Центре изобраз. искусств] / С. Малюков; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета: итоги недели. - 2013. - № 37 (2-8 сент.). - С. 9. - (Новости: словом).

Это мастер ныне редкого монументального искусства. В советское время он украсил росписями интерьеры многих общественных зданий, но сегодня занимается исключительно станковой живописью. «Там была серьёзная социальная тема. Я был молодой, смелый, умный, а теперь старый и слабый, поэтому перешёл на пейзаж и натюрморт», — говорит о себе художник в одном из интервью. Но мы думаем, что это всё же не так, ведь Искусство измеряется не квадратными сантиметрами.

— Вы начинали как монументалист. Сейчас в этой области не работаете?

— Монументалист я уже мёртвый. Как Союз рассыпался, так и заказов не стало.

— Но вы бы хотели продолжать это направление?

— Да, конечно.

На выставках Сальников выделяется своей живописной манерой. Это яркая, интенсивная, иногда кричащая живопись. Это цветные звуки, нанесённые энергичной рукой, это мелодия и танец. Изображённое — намеренно изменяется, искажается. Угадываемое — трансформируется в абстрактное. Нет пейзажа, не дополненного смысловыми и красочными слоями прошлого и выдуманного. «Вот неплохой автопортрет, но… слишком похожий», — говорит Сальников, разглядывая холст. В интерьерах и жанровых картинах ощущается влияние Матисса и остальных гениев авангарда. Но всё же художник пришёл не к ним, а к себе, и продолжает идти в этом направлении. Можно сказать, что смысл живописи Сальникова — сама живопись.

Художник наливает нам чай и перебирает холсты: «Вот эти работы… они мне нравятся! Если зритель будет внимательно рассматривать, что-нибудь для себя найдёт». И перед нами предстают образы абстрагированного Липецка, интерьеры в фовистическом духе, натюрморты с листьями агавы, красочные фантазии, лица родных художника.

Фотография 1 из 17.

Фотография 2 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 3 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 4 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 5 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 6 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 7 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 8 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 9 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 10 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 11 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 12 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 13 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 14 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 15 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 16 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 17 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

— Среди ваших родственников были художники?

— Нет, там все музыканты. И сейчас у меня музыкой занимаются: сестра, племянница, её муж. Все, кроме дочки.

— А по вашим стопам кто-нибудь пошёл?

— Внучка месяц назад художественно-графический факультет закончила.

Фотография 1 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 2 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 3 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 4 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 5 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 6 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 7 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 8 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Интересный биографический факт — родственники Сальникова по материнской линии происходили из семьи Клюевых. То есть бывший городской голова Митрофан Алексеевич Клюев, памятник которому стоит около Театра драмы — предок художника. Евгений Павлович – коренной липчан, сорок лет он прожил в доме Быханова на улице Ленина. Но Сальникову приятней называть её улицей Дворянской, а Плехановский спуск — Кореньковой горой. Потому что Липецк для него остался таким, каким был в его детстве, послевоенным и провинциальным.

— Почему сзади на работах стоит только год, но нет названия?

— Я не даю названия работам. Только когда просят, начинаю выдумывать. Хотя иногда называю. Например, эта работа называется еврейским словом «Песах», то есть «прохождение». Тут толпа людей, и ведёт их за собой вот этот скрюченный тип. Куда — не знаю…

— Как бы вы обозначили свой стиль в живописи?

— Сто работ — сто стилей. Мне все говорят, что у меня стиль «уникальный».

— Вы пользуетесь предварительными набросками, эскизами?

— Нет, я уже вижу внутри себя готовую картину, и пока не нарисую её, она мне будет во сне сниться. Но она никогда не совпадает с реальностью.

— Пишете с натуры?

— Всё, что вы видите, написано с натуры. Просто натура для меня — это повод. Я дохожу до какого-то момента — и отход.

— У вас есть какая-то цветовая система? Как у Ван Гога, например.

— Каждая идея, каждая тема требует своих красок. У меня нет никакой системы, я работаю эмоционально.

Мы действительно ощущаем эту эмоциональность, кипучее творческое пространство вокруг нас – это мастерская художника. Она находится в самом центре города, однако мало кто обращает внимания на ветхую теперь дверь Художественного фонда. Входишь и здороваешься с гигантским мольбертом, в углах видишь пачки ДВП, покрытых живописью, кисти, краски, банки с непереводимым чаем, звуки радио, коллекцию белых чайников, подоконники с метровыми растениями и сухоцветы в вазах. Десятилетиями обжитое пространство, наполненное творческим счастьем и отчаянием.

Фотография 1 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 2 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 3 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 4 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 5 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 6 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 7 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 8 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 9 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 10 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 11 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 12 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Фотография 13 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

— Евгений Павлович, сколько вы уже обитаете в этой мастерской?

— Да вот как Художественный фонд расформировали, уже лет тридцать. В этой комнате раньше сидели секретари фонда.

Моя мастерская. 1980
Оргалит, масло. 100х65

Canon EOS 550D (ape f/5.0: exp 1/60) 2014:07:09 20:56:05

— В вашей трудовой книжке кроме записи «художник» есть другие?

— Нет, я никогда ничем больше не занимался. Правда, пробовал себя в качестве сталевара-любителя (и Евгений Павлович демонстрирует нам большой булатный нож). У меня во дворе фонда в углу был свой комбинат. Я там экспериментировал.

Сальников — очень работоспособный художник, он постоянно рисует, иногда затворнически, не показываясь даже на открытиях своих выставок. На сегодняшний день им создано более тысячи работ. Мы раскладываем на полу огромные папки с рисунками. Это графические серии, выполненные карандашом, фломастерами, акварелью, углём, иногда всем сразу.

— Вы когда-нибудь пробовали себя в качестве иллюстратора?

— Нет, меня графика не привлекает. Если только это свободный рисунок, не связанный с какой-то тематикой, с литературой.

Автопортрет. 1978
Уголь. 57х40

Первое время по приезде из Москвы в Липецк молодого живописца на выставках критиковали, говорили: «А, Сальников… Это не наш!» И художник принципиально не выставлялся пять лет подряд. А в 1968 году отношение поменялось, и он был принят в члены Союза художников СССР. С тех пор Евгений Сальников активный участник областных, региональных, всероссийских художественных выставок. А в 2002 награждён медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

— В этом году планируете делать ежегодную выставку в Центре ИЗО?

— Конечно. Это будет уже шестой год подряд. Хозяин этого Центра, Присекин, сделал этот зал специально для меня. У него около пятисот моих работ, и там есть неплохие, можете посмотреть. Сейчас, когда его не стало, этим делом заведует его жена.

Мастерству живописи Сальников учился одиннадцать лет: в 1953–57 в Ельце в Орловском художественном училище (ныне Елецкое государственное училище им. Т.Н. Хренникова), куда он поехал поступать по следам своего друга Виктора Соболева; в 1957–63 в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской А.А. Дейнеки.

— Расскажите о вашей учёбе в Ельце.

— На первом курсе у меня преподавала Берта Арнольдовна Геллер, а с третьего Виктор Семёнович Сорокин. Но он был не очень хорошим педагогом. Зато учил примером. Станет рядом на этюдах, и мы смотрим больше не на натуру, а на его холст. Среди преподавателей могу ещё вспомнить Маревского, Дутченко. Из Ельца я сразу (не заезжая в Липецк) на поезде поехал в Москву поступать в Суриковское. И мне потом сказали, что я был последним в училище, кто получил диплом.

В.С.Сорокин на балконе. 1996
Холст, масло. 104х91

— Вы отучились в Суриковском институте, но не защитили диплом. Что произошло?

— Всю нашу группу не допустили к сдаче. Это было в 1963 году. Поменялся ректор — Хрущёв лично выписал из Киевской академии художеств нового ректора по фамилии Мызников. Из нашей маленькой группы в пять человек четыре (кроме меня) написали диплом дома, и только двое его защитили. Это жуткая история, которая совсем не пахнет искусством.

— Кого вы можете назвать своими главными учителями?

— Виктор Сорокин и Александр Дейнека. У последнего я учился у институтской группе. Правда, он редко бывал у нас. Вы только представьте, он собрал все существующие награды: герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР и так далее. Один из лучших художников ХХ века мирового значения. Он был в Италии, когда узнал, что поменялся ректор, и бросил преподавать. Мы были его последней группой. Я помню, в коридоре висел список «Оклады преподавательско-профессорского состава». Ищу его фамилию и удивляюсь, ведь она должна быть в самом начале, а нахожу её самой последней: «Дейнека — 500 рублей» (по тем временам это целой состояние! У меня стипендия была 20 рублей), и рядом приписка «отказ». То есть после всего этого он отказался от зарплаты.

— Какие у вас ещё остались воспоминания от института?

— Ещё я был заядлый волейболист. Даже входил в сборную Союза среди художественных ВУЗов.

Автопортрет

Canon EOS 550D (ape f/5.0: exp 1/60) 2014:07:08 17:58:31

— Кто вам нравился из «больших» художников в период ученичества?

— Передвижники, конечно. Репин, Врубель, Суриков, которого я и сейчас считаю настоящим гением. Потом появились французы (я говорю о постимпрессионистах).

— И кто для вас сейчас художник №1?

— Пикассо. И Матисс.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения