Философия. Спиркин А.Г


Спиркин Александр Георгиевич

Философия

Спиркин Александр Георгиевич

Философия

Рецензенты:

д-р философских наук, проф. П.В. Алексеев

д-р философских наук, проф. Л.Е. Серебряков

Автор учебника А.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

Вводное слово

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

2. Философия и мировоззрение

Раздел первый

История философии

Глава 1. Античная философия

1. От мифа к Логосу

2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

3. О семи мудрецах

4. Пифагор и его школа

5. Гераклит Эфесский

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

7. Эмпедокл

8. Анаксагор

9. Атомизм Левкиппа-Демокрита

10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

11. Сократ

12. Платон

13. Аристотель

Философия раннего эллинизма

14. Киники и скептики

15. Эпикур и эпикурейцы

16. Стоицизм

17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

Глава 2. Философия средневековья

1" Блаженный Августин

2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия

3. П. Абеляр

4. Фома Аквинский

5. Р. Бэкон

7. У. Оккам

8. Об универсалиях

Глава 3. Философия эпохи Возрождения

1. М. Монтень

2. Пико делла Мирандола

3. Николай Кузанский

5. Дж. Бруно

Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий

1. Ф. Бэкон

2. Т. Гоббс

4. Б. Паскаль

5. Б. Спиноза

6. Дж. Локк

7. Г. Лейбниц

8. Дж. Беркли

Глава 5. Философия французского Просвещения

1. Вольтер

2. Ж.Ж. Руссо

3. Д. Дидро

4. П. Гольбах

Глава 6. Немецкая классическая философия

2. И.Г. Фихте

3. Ф. Шеллинг

4. Г. Гегель

5. Л. Фейербах

Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков

1. А. Шопенгауэр

2. С. Кьеркегор

3. Ф. Ницше

4. А. Бергсон

6. У. Джемс

7. Дж. Дьюи

8. Э. Гуссерль

9. Представители герменевтики

10. М. Шелер

11. П. Тейяр де Шарден

12. М. Хайдеггер

13. К. Ясперс

14. Ж.П. Сартр

15. Позитивизм О. Конта

16. Неопозитивисты

17. Б. Рассел

18. Л. Витгенштейн

19. К. Леви-Строс

20. К. Поппер

Глава 8. Русская философия

1. М.В. Ломоносов

2. А.Н. Радищев

3. П.Я. Чаадаев

4. Славянофилы

5. Западники

6. Л.Н. Толстой

7. Ф.М. Достоевский

8. Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов

9. B.C. Соловьев

10. О философии XX века

Раздел второй

Основы общей философии

Глава 9. Учение о бытии

1. Бытие как всеохватывающая реальность

2. Историческое осознание категории бытия

3. Объективное бытие и Я-бытие

4. О метафизике

5. Иерархия типов реальности

6. Бытие как проблема

7. Материя

8. Движение

9. Пространство и время

Глава 10. Человек и его бытие в мире

1. Общее понятие о человеке

2.О многомерности человека

3. Человек и человечество

4. Личность и Я

5. Идея личностной уникальности

Глава 11. Душа, сознание и разум

1. Общее представление о душе

2. Душа и тело

3. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального

4. Что такое сознание

5. Сознание, самосознание и рефлексия

6. Сознание и сфера бессознательного

7. О психике животных

8. О рассудке и разуме, уме и мудрости

9. Сознание, язык, общение

Глава 12. Теория познания

1. Сущность и смысл познания

2. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм

3. Виды познания

4. Соотношение знания и веры

5. Субъект и объект познания

6. Познание, практика, опыт

7. Идеальные побудительные силы познания

8. Что есть истина

9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание

10. Мышление: его сущность и основные формы

11. Методы и приемы исследования

12. Об открытии и изобретении

13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества

14. Доказательство и опровержение

Раздел третий

Основы социальной философии и философии истории

Глава 13. История социальной философии и историософии

1. Зарождение социально-исторического сознания

2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения

3. Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени

Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории

1. Идея общественно-исторической закономерности

2. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе

3. Стихийное и сознательное в истории

Глава 15. Общество и человечество, нация и семья

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа

2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система

3. Сущность нации

4. Любовь, брак, семья

5. Вопросы демографии

Глава 16. Экономическая философия

1. Философско-экономический образ мышления

2. Философия и психология труда

3. Философия техники

4. Человек, общество и природа: проблемы экологии

5. Собственность и самоутверждение личности

6. Сущность и составляющие социально-экономического управления

7. "Невидимая рука и зоркий глаз" государства

8. Нравственно-психологические устои экономики

Глава 17. Политическая философия

1. Идея права: право власти и власть права

2. Социальная справедливость как правовая ценность

3. Сущность государства

4. Политическая власть

5. Политика и нравственность

6. Идея разделения властей и институты власти

7. Политический строй либерально-демократического общества

8. Либеральная демократия, права человека и достоинство личности

Глава 1. Античная философия

Глава 2. Философия средневековья

Глава 3. Философия эпохи Возрождения

Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий

Глава 5. Философия французского Просвещения

Глава 6. Немецкая Классическая философия

Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков

Глава 8. Русская философия

Глава 9. УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Глава 10. Человек u его бытие в мире

Глава 11. Душа, сознание и разум

Глава 12. Теория познания

Глава 13. История социальной философии и историософии

Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории

Глава 15. Общество и человечество, нация и семья

Глава 16. Экономическая философия

Глава 17. Политическая философия

Глава 18. Духовная жизнь общества

Глава 19. О роли народных масс и личности в истории

Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса

Рецензенты:

д-р философских наук, проф. П. В. Алексеев

д-р философских наук, проф. Л. Е. Серебряков

Спиркин А.Г.

Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 816с.

ISBN 5-7975-0126-0 (в пер.)

Автор учебника А.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80- е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания: социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Александр Георгиевич Спиркин (24 декабря 1918, с.Чигонак, ныне Саратовская область - 28 июня 2004) - советский и российский философ. Специализация: диалектический материализм, философские проблемы психологии и кибернетики. Доктор философских наук (1959), профессор (1970), член-корреспондент АН СССР по Отделению философии и права (философия) с 26 ноября 1974.

Окончил (1941) Московский институт дефектологии (ныне - факультет Московского государственного педагогического университета). По сфабрикованному делу был арестован и в 1941-1945 находился в заключении. В 1945-1946 гг. работал научным сотрудником в Институте неврологии Академии медицинских наук СССР. В 1946-1952 гг. - научный сотрудник Института философии Академии наук СССР. В 1952-1953 гг. был деканом дефектологического факультета Московского заочного педагогического института. С 1954 г. работал в издательстве «Советская энциклопедия», где в 1960-1970 г. заведовал редакцией философии. В 1962-1978 гг. был старшим научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где в 1978-1982 гг. заведовал сектором диалектического материализма, а с 1982 г. работал главным научным сотрудником (ныне - Институт философии РАН).

В 1979-1984 гг. заведовал лабораторией биоинформации при Обществе радиотехники, электроники и связи имени А. С. Попова. С 1946 г. преподавал философские и психологические дисциплины в высших учебных заведениях г. Москвы. С 60-х гг. публиковал популярные учебники по философии. Рукопись учебника А. Спиркина «Основы философии» была удостоена премии на Всесоюзном конкурсе учебников для студентов высших учебных заведений. В 1990 г. этот учебник вышел на английском языке в издательстве «Прогресс», а после распада СССР был переиздан на русском языке в существенно переработанном виде.

Книги (1)

Сознание и самосознание

Книга известного советского философа и психолога, автора ряда монографий А.Г. Спиркина посвящена анализу философско-психологических аспектов проблемы сознания и самосознания человека.

Хотя эта проблема давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом, до сих нор не смолкают споры о сущности и структуре сознания, о его активности, о природе идеального, о соотношении сознательного и бессознательного в процессе познания и деятельности, о возможности создания искусственного сознания и его границах.

Комментарии читателей

gor dintsov / 18.12.2016 Николаев И В (специлист по системной логике, СПб профессор) и Зырянов Н.А опубликовали книгу "АНТИ-СПИРКИН"(учебное пособие философии,логике и политологии),М.СПб 2003 -дают анализ, "как повлияли идеи С-на на разрушение сознания россиян и на разрушение всей страны".
Обязательно прочтите, полезная вещь
Игорь Одинцов
историк

Виталий / 11.02.2014 Я вольный читатель, но прочитавши буквально пол учебника этого выдающегося автора- поумнел в общем

/ 27.08.2013 ИЗ БИОГРАФИИ ИЗЪЯТЫ СВЕДЕНИЯ ТОМ, ЧТО ГОСПОДИН СПИРКИН РУКОВОДИЛ ВЫСШЕЙ ПАРТИЙНОЙ ШКОЛОЙ ПРИ ЦК КПСС

Гость / 17.01.2012 Талантливый автор,учебное пособие одно из лучших,необходимое

Сергей / 13.01.2011 С.Н. Мареев пишет следующее. В свое время был широко известен учебник А.Г. Спиркина «Курс марксистской философии», первое издание которого состоялось в 1963 году. При Советской власти в нем в идеологическом плане все было обставлено в соответствии с обстоятельствами места и времени. Но произошла «перестройка», и тот же учебник Спиркина объявился вновь, но уже под названием «Основы философии» .
то, что сейчас выходит в России в качестве учебников «философии», тоже по существу является «диаматом», хотя называется по-разному: «теоретическая философия», «онтология» и т.д.

«Философия»: Гардарики; М.; 2004

ISBN 5-8297-0098-7

Аннотация

Автор учебника А. Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений

Спиркин А.Г.

С72 Философия: Учебник.-2-е изд. - М.: Гардарики, 2004.- 736с.

УДК 1(075.8)

ББК87

ISBN 5-8297-0098-7

© “Гардарики”, 1999

© Спиркин А.Г., 1999

В оформлении переплета использован фрагмент картины Сальвадора Дали “Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера” (1940)

Философия. А. Г. Спиркин Вводное слово § 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы “растопыренные” пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.

Можно было бы сказать, что философия - это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью 1 . Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово “философия” восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм 2 и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство 3 , особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не толькокак, ночто, почему изачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Каждая наука - это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков 4 . Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот “интеграл”, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

“Ее задача - не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство” 5 .

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, авсе сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии - таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (Или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет, много споров. Мы не собираемся углубляться в дебри этих споров, а очень кратко выразим свою позицию. Философия - это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только на эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.

В заключение можно отметить, что философия существует и развивается не только, если можно так выразиться, в академической, университетской форме, в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.

Александр Георгиевич Спиркин - это советский, а впоследствии и российский философ, книги которого стали популярными как у студентов высших учебных заведений, так и у читателей, которые хотят расширить свой кругозор. Несмотря на то что автор писал свои известные пособия в шестидесятых годах прошлого века, они до сих пор не утратили актуальности. Дисциплина, которой посвятил свою жизнь Александр Спиркин - философия. Но мыслитель известен не исследованиями в какой-то определенной области. Он пытался сжато, кратко и точно сформулировать основные понятия философии и вехи ее истории для тех, кто желает изучить этот предмет и разобраться в нем. Попробуем охарактеризовать этот учебник, чтобы оценить его значение для нашего образования и духовного развития.

Биография

Спиркин А. Г, «Философия» которого сделалась настольной книгой множества вначале советских студентов и ученых, а потом и молодых людей стран СНГ, прожил трудную, но интересную жизнь. Он родился в 1918 году в Саратовской области, но вначале хотел посвятить свою жизнь медицине. Окончил будущий философ Московский институт дефектологии перед самой войной, но потом, как и многие интеллигентные люди его поколения, был арестован по ложному обвинению и до 1945 года находился в лагерях. Там он и заинтересовался «любовью к мудрости».

После освобождения Александр Спиркин вначале пытался работать по специальности, но потом стал научным сотрудником Института философии АН СССР. Кандидатскую диссертацию он защищает по социальной психологии Плеханова, а докторскую - по проблемам происхождения сознания. В 1970 году за большие заслуги он становится профессором, в 1974 - членом-корреспондентом Академии наук Советского Союза. Если в молодом возрасте философ больше интересовался проблемами диалектического материализма, то с шестидесятых годов он увлекается теориями искусственного разума и идеями кибернетики.

История создания учебника

Александр Спиркин начал преподавать философию в разных учебных заведениях Москвы. Он имел собственную концепцию образования студентов и из своих конспектов к концу пятидесятых годов двадцатого века составил рукопись. Он долго добивался того, чтобы на ее основе писать учебники. Свою рукопись мыслитель назвал «Основы философии». Спиркин подал ее на Всесоюзный конкурс учебников для студентов вузов, и она получила премию. На основе этой рукописи философ опубликовал несколько пособий, сразу же ставших необычайно популярными. Даже в эпоху перестройки и после распада СССР учебники Спиркина оставались очень востребованными. В 1990 году его знаменитые «Основы философии» были опубликованы издательством «Прогресс» на английском языке. Последнее издание учебника было напечатано в 2002, а затем в 2005 году. В переработанном виде его опубликовало издательство «Гардарики». «Философия» Спиркина смогла избавиться от отжившей идеологии достаточно просто, в основном материал читается легко и с интересом.

Характеристика книги в целом

Свой учебник по философии Спиркин задумал как некий компендиум знаний, собранных человечеством в этой области. Написан он простым человеческим языком, даже в некоторой степени в художественной манере изложения, многие понятия объясняются доступно. Его часто называли путеводителем по таинственному морю философии. Учебник состоит из четырех частей. Это вводное слово, где философ дает определение данной области знаний, а также рассматривает его отличие от мировоззрения. Затем следует раздел, посвященный истории философии.

Следующая часть рассматривает общефилософские проблемы, такие как бытие, познание и разум. Третий раздел рассматривает социальную философию. Автор кратко, но емко дает представление об обществе, его развитии и тенденциях, а также чертах его духовной жизни. Учебник этот был популярен, особенно в 60-80 годах прошлого века, не только у студентов, но и у преподавателей вузов. В издательстве «Гардарики» он вышел в значительно сокращенном виде. Но Министерство образования Российской Федерации рекомендует его в качестве пособия для студентов.

Вводное слово

Александра Спиркина философия интересовала прежде всего как некий обобщающий вид познания, позволяющий соединить и найти нечто общее между различными видами науки и культуры. Во введении к своему учебнику он называет ее квинтэссенцией духовной жизни человечества. Он полагает, что такой способ мышления появился из желания понять сущность тайны. Человек не может удовлетвориться частичными представлениями о мире, у него существует потребность в целостном восприятии. Вопросы смысла жизни и наличия у нашей экзистенции разумной цели всегда интересовали людей. В отличие от остальных наук, которые предлагают нам обрывочные, дифференцированные сведения, философия дает возможность интегрировать наши знания, уложить их в систему. Она также определяет внутренние связи между различными сторонами нашего мировосприятия. Автор кратко характеризует структуру философского знания, делая ударение на том, что оно доступно не только ученым, но любым творческим и креативным людям.

История философии

Первый раздел учебника является самым объемным. Он состоит из восьми глав. «Философия» Спиркина в исторической части дает читателю понятие обо всем богатстве наследия мыслителей прошлого. Начинается раздел с античных авторов, где рассматриваются изречения Пифагора, Фалеса, Гераклита, Демокрита, а также системы Платона и Аристотеля. Из этой части можно узнать о том, что идеи гармонии Вселенной, бессмертия души и даже ее переселения из одного тела в другое существовали и у древних греков.

Много внимания уделено философии раннего эллинизма - скептикам, эпикурейцам, стоикам, неоплатоникам. Целая глава посвящена тысячелетней истории мышления Средневековья. Охарактеризована эпоха европейской философии от поздней Римской империи до Ренессанса. Читатель узнает об учении Августина, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона. Несколько страниц уделено и философии эпохи Возрождения.

Зарождение классики

Очень вдумчивым автором был Александр Спиркин. «Философия», и особенно исторический раздел, является этому доказательством. Он уделяет особое внимание формированию европейской мысли в XVII- XVIII столетиях. Ведь именно в это время родилось огромное количество гениев, которые не только перевернули представление человечества о мире, но и полностью изменили общественную жизнь. Начало этому положили такие видные мыслители, как Декарт и Юм, затем достаточно серьезный вклад внесли деятели французского Просвещения - Вольтер, Дидро, Руссо, создавшие атмосферу любви к прогрессу. Главное внимание раздела сосредоточено на гигантах немецкой классической философии - Канте, Гегеле, Фихте, Шеллинге, Фейербахе. Много внимания уделено таким западноевропейским мыслителям, как Ницше, Шопенгауэр и другие. Есть здесь и глава, посвященная русской философии - от Ломоносова и Радищева до Достоевского и Соловьева.

Мудрость, бытие, познание и душа

С девятой по двенадцатую главу Спиркин А. Г («Философия», учебник) повествует об основных понятиях и терминах. Мы узнаем о том, что такое бытие (которое мыслитель отождествляет с реальностью), как соотносятся между собой материя, движение, пространство и время. Много говорится о познании, его методах и принципах, а также о том, может ли человек понять окружающий его мир или ему суждено всегда оставаться за завесой тайны. Поднимаются также вечные вопросы о первичности и взаимоотношении сознания и бытия. Ведь об этом велись философские споры, а оппоненты ломали копья. Из ответа на эти вопросы следовало и отношение к месту человека в мире. Автор учебника также проводит различие между бытием объективным и индивидуальным (восприятием «Я»). Многие неожиданные и интересные вопросы, которые беспокоят современного человека, например, отношение знания и веры, возможность существования разума у животных, проблема истины, роль интуиции и остроумия в познании, тоже отражены в этой книге.

Третий раздел

Будучи ученым марксистской диалектической закалки, в своем учебнике «Философия» для вузов Спиркин выделяет особую часть, посвященную жизни общества. Он кратко излагает для студентов основные теории осмысления истории и развития социума. Автор рассказывает о том, что представляет собой для человеческого рода общество, каков его экономический и политический анализ, а также какими бывают его отдельные группы - классы, страты, нации, народы, семьи. В этом разделе Спиркин возвращается к истории философии, показывая, как зародилось сознание социального времени и смысла человеческого общества, когда начались поиски идеала и появилось понятие прогресса. Он рассматривает проблему случайности в истории, роль массовых движений и отдельных лиц, а также подает разные взгляды о закономерностях и тенденциях развития социума. Автор также рассуждает о вопросах нравственности, гуманизма, культуры, дилемме власти и государства по отношению к личности и ее правам.

Значение учебника

Многие поколения студентов учились по книгам, написанным на основе трудов Александра Спиркина. Они узнавали не только, что такое философия, ее история и основные категории, но и открывали для себя логику, метафизику, эстетику. Несмотря на то, что рукопись в главной своей части была создана еще в советские времена, даже в старых изданиях автор больше уделяет внимание фактам, чем идеологии, и тем самым выгодно отличается от своих тогдашних коллег. Он излагает ту же тематику, что и в других учебниках, но всегда при этом учитывает новые реалии и веяния, да еще и в очень доходчивой форме.

Спиркин, «Философия», учебник для вузов: отзывы читателей

Студенты, которые изучали философию по этой книге и готовились к сдаче тестов и экзаменов, очень хвалят ее. Они пишут, что в учебнике все понятия, термины и самые сложные вопросы и проблемы изложены не просто обычным человеческим языком, но хорошим литературным стилем, увлекательно и захватывающе. Пособие читается на одном дыхании, и кроме того, оно помогает систематизировать полученные знания и разложить их по полочкам. Изложение материала иллюстрировано различными историями и примерами из жизни, что только помогает усвоить информацию. А люди, увлекающиеся научно-популярной литературой, уверяют, что книга эта, если в нее вникнуть, меняет взгляд читателя на многие вещи, заставляет задуматься и иначе посмотреть на вопрос о том, нужна ли философия в жизни.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения