Гигер чужой олицетворение мужского начала. Ганс Рудольф Гигер: мрачное искусство

Про Орсона Уэллса, гениального кинорежиссера, говорят, что все любили с ним дружить, отираться вокруг, но мало кто был готов пойти с ним на прямое сотрудничество, мало кому приходило в голову спонсировать его фильмы. То же можно сказать и о кинокарьере Ганса Руди Гигера, швейцарского сюрреалиста - после ошеломительного успеха "Чужого", который принес ему "Оскар", она взяла в руки стаканчик из-под Кока-колы и жила от подачки до подачки.

= рывок = назад = мельтешение кадров = скрип локомотива = шепот призраков =

Первой кинокартиной Гигера стал коротенький "Убийца домов" ("Heimkiller", 1967), - он длится всего 11 минут - в котором демонстрируются своеобразные "кровяные" часы: в прозрачной емкости находится белая голова, а сверху и снизу установлено 2 бутылки. Единственный герой в исполнении самого художника переворачивает часы, и на голову изливается красная жидкость. Омерзительное зрелище усиливается явным сходством Гигера и головы в резервуаре.

В том же году Ф. М. Мюрер снимает короткометражку "Высшая точка" ("High"), которая полностью состоит из картин Гигера - динамика создается с помощью меланхоличного струнного саундтрека и плавного путешествия камеры по пейзажам и пассажам рисунков сюрреалиста.

Видимо, Гансу Руди понравились видеоэксперименты, потому что уже через два года выходит опус посерьезней - называется он сделано в "Сделано в Швейцарии, 2069" ("SwissMade 2069", 1969). Фильм потребовал серьезной подготовки, так как Гигеру понадобилось изготовить свой первый костюм инопланетянина, в вытянутой голове которого без труда просматривается эмбрион любимого всеми ксеноморфа: воистину гигеровское существо носило в голове видеокамеру, а на груди - бобинный магнитофон. Сыграла его женщина, что придает формам твари некую странную сексуальность.

До недавнего времени достать эти фильмы в СНГ было практически невозможно, однако сегодня упертый адепт биомеханики с успехом преодолеет все препятствия с помощью пресловутого Гугла и Ютьюба.

И вот, наконец-то, по-настоящему крупный проект, проект мечты: в 1975 году Алехандро Ходоровски задумал снять "Дюну" Фрэнка Герберта с Орсоном Уэллсом, Сальвадором Дали (он должен был исполнить роль Императора), Миком Джаггером и Аленом Делоном. Музыку должны были написать "Pink Floyd", а над декорациями и другими концептами работали Жан "Мёбиус" Жиро и Гигер. Ганс Руди решил вспахать поля планеты Харконенов - он создал серию впечатляющих полотен и известные кресла Харконенов. Планировался хронометраж в 10 часов экранного времени. Однако ветер в голове Ходоровского помешал вовремя начать съемки и продюсеры отказались от фильма.

Казалось бы, лучшего повода для того, чтобы плюнуть на киноворотил раз и навсегда, не найти. И все же "Дюна" познакомила Дэна О"Бэннона, который рассчитывал занять место режиссера по спецэффектам, с творчеством безумного швейцарца.

В ходе подготовки к съемкам "Чужого", О"Бэннон, соавтор сценария этого, в некотором роде, по-лавкрафтиански "космического" ужастика, вспомнил о Гигере и показал Ридли Скотту его альбом "Некрономикон". Скотт пришел в восторг, ткнул пальцем в картину "Necronom IV" и...

Повезло всем - и Гигеру, которому дали практически полную творческую свободу, и Скотту с Уивер, проснувшимся известными. Благодаря этому сотрудничеству появился один из самых мощных и оригинальных образов инопланетян в истории кино - он настолько отличался от всего, что было до него, был настолько "другим", что уже даже сам вид ксеноморфа внушал отвращение и ужас. Но, несмотря на это, образ получился весьма привлекательным - не потому ли, что в нем сквозит неприкрытый эротизм?

Издательство "Morpheus" выпустило по фильму замечательный арт-бук "H R Giger"s Alien".

1982 год. Для студии "Universal" Гигер создает несколько впечатляющих картин - идет подготовка к мрачному фантастическому фильму "Турист". Любители фильмов ужасов должны презирать "Инопланетянина" Спилберга за то, что он помешал успеху "Нечто" Джона Карпентера, настоящему шедевру, собрать достойную кассу. Но кто бы мог подумать, что все тот же И-Ти помешал воплощению в жизнь столь интригующего замысла! Конецепт-арты просто поразительны.

За этой неудачей последовал идиотский анекдот: некий Рональд Мур подкараулил Гигера на одном из фестивалей, и, расписав красоты новейшего, блестящего футуристического боевика "Охота будущего" ("Future-Kill", 1985), - мутанты! ужасы! большой город! убийства! ночь! панки! - уговорил художника создать постер картины. Впечатленный Гигер согласился. Каково же было его разочарование, когда ему на глаза попался не только воспетый, но и снятый лично Муром видеомусор...

В продолжении приключений бравой лейтенанта Рипли, последней выжившей с корабля "Ностромо", в "Чужих" (1986), их создатели даже и не думали заниматься тайной мрачной развалины. Более того, во второй части голливудщики обошлись без Гигера, и мрачный научно-фантастический хоррор превратился в боевик.

Но Страна Грез не забыла о швейцарце: в тот же 1986 год выходит "Полтергейст 2: По ту сторону" ("Poltergeist II: The Other Side"), для которого Гигер с плодотворностью трудоголика ваяет концепт-арты и генеририрует массу идей. Но рейтинг "PG-13" не позволил ему разогнаться на полную мощность, и большинство задумок так и остались воплощенными лишь в акриле.

Не остались в стороне и японцы, пригласившие Гигера в качестве создателя чудовищ для фильма "Токио: последний мегаполис" ("Tokyo: The Last Megalopolis", 1987). Ганс Руди очень хотел работать прямо на съемочной площадке, принимать непосредственное участие в создании фильма (видать, предыдущий горький опыт подсказывал, что нужно брать ситуацию в свои руки), но чрезвычайно плотный график этого ему не позволил. В результате его рука чувствуется только в дизайне Гохо Додзи, но японцам можно сказать спасибо - они очень постарались в точности передать видение Гигера. Фильм пользовался большим успехом, его даже называли "лучшим научно-фантастическим фильмом Японии".

Неизвестно, почему, но для "Чужого 3" решили вернуть Гигера. Возможно, Дэвид Финчер очень хотел снять неповторимое кино, которое при этом было бы ближе к истокам. Но франшиза приносила слишком много денег, чтобы продюсеры отпустили вожжи и позволили Финчеру с Гигером свободно творить. Как результат - несколько отвергнутых сценариев (один из них написал "отец киберпанка" Уильям Гибсон - от его версии остались только штрихкоды на затылках у заключенных), тонны отвергнутых концептов (в том числе и от других художников), масса переделок... Фильм начали снимать, когда сценарий еще не был готов, и разъяренный Финчер открестился от своего первенца.

В итоге получилось совсем не так плохо, как можно подумать - "Чужой 3" мрачный, оригинальный, пугающий. Особое внимание следует уделить режиссерской версии - в ней капельку меньше излишнего пафоса, и она значительно лучше.

Но вот Ганс Руди опять остался с носом, ведь его великолепные придумки опять остались не у дел - создатели фильма не приняли его оригинальный новый дизайн пса-чужого, остановившись на компромиссной версии, похожей на гибрид ксеноморфа из третьей части и свежей придумки. Вот как ксеноморф лишился изящного хвоста, чувственных губ, и голливудской улыбки.

1995 год ознаменовался двумя разочарованиями.

Сперва был Тим Бёртон с Джоэлем Шумахером - в поисках чего-то необычного для "Бэтмена навсегда" они обратились к Гигеру за дизайном бэтмобиля. Хотели оригинально - получите и распишитесь. Озадаченные Тим и Джоэль решили, что для них это слишком, ведь не рибут же у них, в конце концов!

Потом пришел Роджер Дональдсон с красавицей Наташей Хенстридж и предложил Гансу создать для фильма "Особь" ("Species") то, что он так долго хотел - инопланетную femme fatale, которая бы лучилась смертью и извращенной биомеханической сексуальностью. Языки вместо сосков, которые вырываются из груди и опутывают жертву; полупрозрачное тело, каким изначально должен был быть первый ксеноморф... Да все что угодно! Они даже выделили деньги на детскую мечту Гигера - санкционировали его идею с кошмаром инопланетянки, в котором присутствует страшный локомотив-призрак. И работа закипела.

Ганс Руди гордился своим творением - инопланетянка Сил выглядела потрясающе. Да и работа с поездом спорилась: составы походили на черепа с головками членов вместо черепной коробки; позади каждого состава выдвигался ковш, который забрасывал внутрь бегущих по платформе людей - там их пережевывало, и по языкам, по зубам составов бежала густая кровь. Выглядел поезд потрясающе - лучшей игрушки для уже стареющего Гигера и не придумать, он был счастлив.

То, что сделали киношники, просто чудовищно: они по большей части заменили Сил-робота компьютерной поделкой, а сцена с поездом проносится так быстро, что зритель не успевает понять, что это вообще было. Не потрудились сценаристы и растолковать присутствие этой сцены - как будто само ее наличие было уже подарком.

Американский писатель ужасов Лэрд Баррон вспоминает, как он и сотрудники пошли на премьеру фильма: когда в титрах появилось имя Гигера, паренек в пирсинге и татушках вскочил с криком "Гигер - это жесть!!!" Весь оставшийся фильм он просидел молча.

Потом был "Презерватив-убийца" ("Kondom des Grauens" 1996), экранизация одноименной серии комиксов Ральфа Кёнига. Гигеру очень нравился оригинал, и с энтузиазмом взялся за создании маленьких латексных злодеев. Согласившись на крохотный гонорар, Ганс Руди с обычным для него энтузиазмом принялся засыпать киношников всевозможными идеями - делал множество зарисовок, создал несколько прототипов презервативов-убийц из кондомов и черепов мелких животных... Но со временем он понял, что на него попросту не обращают внимания - как и Рональду Муру, создателям картины просто хотели заполучить его имя. В титрах художника обозвали "креативным консультантом". "Невостребованным", добавляет сам Гигер.

Казалось бы все, хватит! Но нет. Всего годом позже началась работа над короткометражным фильмом "Кошмар Г. Р. Гигера" ("HR Giger"s Alptraum"). Режиссер и сценарист фильма, немец Эрик Декода, планировал снять картину о жизни Гигера, и провести параллели между его биографией и творениями. Сам Гигер признается, что идеи для практически всех его картин пришли к нему во сне - отсюда название. Декода начал работать над "оживлением" картин, порой показывая зрителю, что находится за рамкой, что не попало "в кадр" холста - возможно, они должны были стать снами художника. Работа над картиной прекратилась из-за недостаточного финансирования.

Но, как бы то ни было, даже незавершенный фрагмент смотрится потрясающе. Да, компьютерная графика устарела, однако ожившие фантазии Гигера просто незабываемы.

= рывок = вперед = мельтешение кадров = визг гидравлики = взрыв сверхновой =

Гигер не работал с киношниками целых 15 лет, и это более чем понятно. Удивляет скорее обратное - то, что он каждый раз все им прощал и давал еще один шанс. Может потому, что первая серьезная работа в кино принесла ему столь оглушительный успех?

Но вот его вновь зовет Ридли Скотт, человек, который однажды уже позволил Гигеру сделать все, что ему хотелось, человек, который внимательно выслушивал его идеи. И Гигер идет ему навстречу.

В "Прометее" ("Prometheus", 2012) швейцарец возвращается на таинственную развалину и воскрешает "космического жокея". Он подарил ожившему инопланетянину новые фрески, украсил его жилище. Говаривают, что остальные мастера по спецэффектам устроили Гигеру настоящий алтарь - его можно различить где-то в комнате с исполинской головой. И пускай Всемирная Сеть бурлит от негодования поводу нестыковок и глупостей в сценарии, одно бесспорно - визуально картина безупречна, и в значительной мере это заслуга старика Г. Р. Гигера.

И, все же, либо Скотту не хватило былой смелости, либо у Ганса Руди поиссякли идеи (72 года - не подростковый возраст!), но отдельные кадры из "Прометея" до боли напоминают старые работы Гигера. К примеру, "храм" инженеров до боли напоминает концепт-арты для "Чужого" (по изначальной идее, яйца должны были быть обнаружены там) и "Дюны".

Но остальные придумки, которые сгенерировали другие умы, явно черпали вдохновение в картинах швейцарского сюрреалиста - достаточно поближе взглянуть на костюм Инженера. Гигер подарил фильму свою фирменную биомеханику, а вот отплатит ли "Прометей" столь же щедрой монетой?

= рывок = вперед = вперед = вперед = вперед =

...Он худой и высокий. Голодный и злой. Его кожа — нездорового серо-коричневого цвета. У него вытянутый череп и невеселое лицо. У него две пары челюстей, из них капают слюни. Он создан человеком, однако это вовсе не Буратино. Персонаж вам известен — это Чужой из одноименного фильма. Придумал его швейцарский художник Ганс-Руди Гигер — он сотворил целый зоопарк подобных монстров и даже целые миры, населенные ими. Но наш мир знает его в главным образом как создателя Чужого. Кто он, Гигер? Человек, создавший суперпопулярного монстра и с тех пор живущий с ним счастливо... Или... не все так просто?

«Оскар» — за кошмар

Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее — да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

Серен Кьеркегор

В середине 1970-х режиссер Ридли Скотт работал над фильмом «Чужой». Задумка казалась перспективной, не хватало главного — жуткого монстра-пришельца. Тогда сценарист фильма Дэн О’Бэннон вспомнил о своем приятеле Гансе-Руди Гигере — в то время уже известном швейцарском художнике.

О’Бэннон показал Скотту книгу под названием «Некрономикон Гигера» — альбом репродукций, полный удивительно реалистичных изображений странных и страшных существ. Одни твари пришли из эротических снов, других сделали из запчастей неведомых машин, для внешности третьих было характерно и то и другое...

Брат Чужой

Обложка первого издания «Некрономикона Гигера», 1977 год.

Несмотря на сомнительность «Некрономикона» как исторического текста, после Лавкрафта появилось множество поклонников этой книги. Возникли и оккультные течения, которые сделали ее своим «священным текстом». То же произошло и с «Некрономиконом Гигера» — некоторые посчитали, что художник в нем показал свое видение лавкрафтовской мифологии, хотя сам он себя с ней не связывал. Что забавно, одна из таких оккультных групп посчитала Гигера едва ли не пророком, и ребята посвятили его в свой «орден» под «тайным именем» — Frater Alien, то есть брат Чужой. Самому же Гигеру об этом стало известно позже; проще говоря, «магическое посвящение» произошло «заочно» — без просьбы и без ведома.

«Когда я увидел книгу, мои глаза на лоб полезли!» — вспоминает Скотт. Гигер оказался самой подходящей находкой. Более всего режиссера привлекла картина Necronom IV с длинноголовым чудищем, которое после небольших переделок стало знаменитым Чужим. Гигера немедленно пригласили в проект, и в феврале 1978-го с ним заключили договор.

Художник быстро подготовил рисунки, по которым следовало сделать скульптуру Чужого, и отправил их Скотту в Англию. Местные скульпторы с задачей не справились — пришлось позвать самого автора руководить работой. Гигер планировал задержаться в Великобритании на три недели, но работа затянулась на пять месяцев: помимо «Чужого» он занялся и оформительской работой — от проектирования образа космического корабля с его интерьером до создания пейзажа планеты.

«Некроном IV», прототип Чужого. От изначального вида, впрочем, пришлось отказаться — его пос-
читали чрезмерно эротически вызывающим.

«Чужие» игры

Через три года после фильма вышла первая компьютерная игра с Чужим — Alien (Fox Video Games) — для тогдашней Atari 2600. В 1980-х еще несколько игр под названием Alien (или Aliens) сделано разными производителями для разных компьютеров (Commodore 64, ZX Spectrum, Amstrad CPC, MSX и других динозавров). В 1990-х, с ростом популярности приставок, появилось множество консольных игр о Чужих, мало отличавшихся и сюжетом, и, как обычно, названиями. Что любопытно, использование Чужого не всегда было связано с использованием авторских прав. Впрочем, для ранних консольных и компьютерных игрушек этот образ эксплуатировать можно было спокойно — все равно ведь, сказать откровенно, получалось непонятно что...

Одной из первых игр для PC с Чужим стала Aliens: A Comic Book Adventure (Mindscape, 1995). Образы и сюжет она заимствовала не у Гигера и не из кино, а из комиксов по фильму (отсюда и название). К этому же периоду относится и игра Alien Trilogy (Probe Entertainment, Sculptured Software, 1995, 1996) для DOS и консолей (PlayStation, Sega Saturn).

О самой свежей игре, Aliens vs. Predator (Rebellion Developments), мы рассказывали в мартовском номере. Первая из них была издана в 1999 году, а всего насчитывается полтора десятка Alien(s) vs. Predator — попытка подружить монстров вполне удалась. А в перспективе — Aliens: Colonial Marines , выход которой Sega только планирует на этот год. Среди героев — все те же ксеноморфы...

Aliens: Colonial Marines: Sega обещает нечто захватывающее.

Чужого играл лондонский студент-нигериец. Он идеально подходил — был рослым (почти 2,1 метра) и худым. Гигер постоянно работал над костюмом Чужого, который актеру для этого приходилось почти ежедневно надевать на себя на несколько часов. «Одеяние» влетело в четверть миллиона долларов!

В 1979 году, как хорошо известно, новая «зоология» в виде Чужого буквально поработила мир. Ну а новая слава — в виде журналистов — попыталась «поработить» Гигера: всем хотелось узнать побольше о «папочке» Чужого. После выхода фильма диалоги с газетчиками иногда длились по пять часов ежедневно, а как-то Гигер дал за сутки двадцать три интервью — с этого времени у него развилась настоящая «аллергия на вопросы о Чужом».

В 1980 году Гигер получил «Оскар» в номинации «За лучшие визуальные эффекты» в «Чужом». После этого популярность Гигера и его «деточки» стала прямо-таки запредельной.

Биомеханика

И он прекрасен... как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки.

Граф Лотреамон, «Песни Мальдорора»

Но не Чужим единым жив Ганс-Руди Гигер. Милая мордашка и хрупкая тушка Чужого — это всего лишь один из множества адских персонажей гигеровского мира.

Ранние работы Гигера — типичный сюрреализм с заметными намеками на технику мастеров этого жанра, особенно Сальвадора Дали. Но художник пытался создать свой стиль, найти новые интересные источники вдохновения. Когда Гигеру попадаются какие-то новые образы, он старается максимально «выжать» их: по-всякому перерисовывает, комбинирует, а если этого недостаточно — создает их скульптурные образы.

Один из часто встречающихся сюжетов его картин — шахты. В биографии Гигера у шахт есть своя история. Он начал рисовать шахты в 1966 году, они ему тогда постоянно снились — пропасти с бесконечными лестницами без перил.

Другой сюжет — гильотины. Однажды Гигер купил игрушечную модель этого устройства, и оно стало одним из образов, который он часто рисовал. И чтобы ее как следует «проработать» в своем сознании, он захотел сделать гильотину в настоящую величину. Заказал у плотника все необходимые части и собрал гильотину — правда, без лезвия. «Отец говорил, что я сошел с ума», — вспоминает Гигер. Впрочем, бедного папу странное увлечение тревожило недолго — интерес к этой жуткой штуке у сына скоро пропал.

Как-то Гигер познакомился с творчеством американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта — создателя мифов о Ктулху и прочих божествах из недр земли и морских глубин. Эти мифы содержатся в таинственной книге «Некрономикон», которую, судя по всему, сам Лавкрафт и придумал. Но это неважно — ужасающие образы космических сил, готовых пробудиться и захватить мир, притягательны для современной культуры независимо от того, насколько правдивы эти истории.

Готовя к печати очередной альбом со своими картинами, Гигер долго размышлял, как назвать серию своих работ, пока не пришел к названию «Некрономикон Гигера», хотя книга с Лавкрафтом никак не связана.

Оккультные мотивы

Оккультная тематика всегда привлекала Гигера. Следы мистики можно найти в его работах, но обычно он к ней обращается совершенно спонтанно.

«Дебби-2» (1980). Эта картина, как и некоторые другие работы Гигера, представляет собой раскрашенную акрилом фотографию.

Так, в 1981 году Гигер создал серию картин — портретов Дебби Харри, актрисы и певицы из группы Blondie. На них Дебби изображена в странном виде: ее лицо проткнуто четырьмя акупунктурными иглами. Сам художник только позже понял, почему решил изобразить ее именно так, — игла около глаз символизировала огонь, у носа — воздух, у рта — воду, в шее — землю; пятая игла, появлявшаяся в клипе с этой картиной, означала дух. Это те самые пять элементов, из которых, согласно древним мистическим представлениям, состоит все сущее.

Здесь же интересно упомянуть о некотором интересе (хотя тоже не очень глубоком) к творчеству известного британского оккультиста Алистера Кроули. Один из примеров — картина «Иероглифы»; она представляет собой «биомеханоидную» перерисовку «Стелы Откровения» — доски из древнеегипетского погребения, которая имеет большое значение для кроулианской мистики.

Зная об интересе художника к колоде Таро, созданной Кроули («Таро Тота»), швейцарский оккультист Акрон в начале 1990-х сделал на пару с Гигером новую колоду — «Таро Бафомета». Правда, тут художник специально ничего не рисовал; они с Акроном отобрали для нее ранее нарисованные картины Гигера. Результат получился шокирующим: вместо традиционной философской символики гадальных карт зрителя встречают инфернальные зрелища... Тем не менее колода оказалась привлекательной и для почитателей таинственного, и для любителей сувениров, и ее вместе с пояснительным буклетом несколько раз переиздавали на разных языках.

К слову, мистическая тема в живописи Гигера коснулась и отечественной культуры: есть у него работы, посвященные «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

В 1968 году Гигер издал альбом постеров «Биомеханоиды». Биомеханоиды — придуманные Гигером существа, сочетающие в себе механику и органику, технологию и искусство. Именно благодаря Гигеру появился термин «биомеханическое искусство».

Пара биомеханоидов, нарисованных в 1974 и 1975 годах.

В идее биомеханоидов мало удивительного — это, возможно, закономерный ответ на новые достижения науки, которая готова менять человека с помощью клонирования, генетики, технологичных имплантатов... Приведут ли такие технологии к катастрофе? Никто не знает, но ожидания от них по большей части пугающие. И у Гигера представление о них не самое радужное.

Источник вдохновения

У того, кто живописует сверхъестественное, должно быть воображение, подсказывающее ему образы, или, составляя реальные сцены, он заимствует понемногу из призрачного мира, в котором живет.

Г.Ф. Лавкрафт, «Фотография с натуры»

Гигер и Гроф — давние друзья.

Один из главных источников вдохновения Гигера — ночные кошмары. Художник временами страдает расстройствами сна, которые и приносят новые образы. Живопись для него является как бы психотерапией: если он долго и тщательно работает с какими-то образами, то они постепенно покидают сновидения. На место их, однако, приходят новые кошмары...

Гигеру как персоне публичной постоянно приходилось вести довольно напряженную жизнь. Усталость не выбивает его из колеи, а вызывает очередные нарушения сна и новые кошмары. А они для него — источник вдохновения!.. Вот так непрерывно работает творческая лаборатория по имени Ганс-Руди Гигер.

Одну из интерпретаций живописи Гигера предлагает психолог Станислав Гроф. По его теории, человек до, во время и в первые дни после рождения проходит состояния, которые определяют специфику его психики в дальнейшем. Эти состояния могут быть негативными или позитивными — в зависимости от того, есть ли какие-то угрозы жизни и здоровью в процессе развития организма. Картины Гигера, по мнению Грофа, идеально иллюстрируют негативные состояния.

Фотограф из ада

Голландским таможенникам однажды показалось, что мои работы не нарисованы, что это фотографии. Интересно, где, по их мнению, я их снимал? В аду, что ли? Только после того, как приглашенный эксперт установил, что мои работы выполнены с помощью краскопульта, таможенники их пропустили.

Ганс-Руди Гигер

«Биомеханический ландшафт» (1977 год).

Рассматривая картины Гигера, невозможно не удивиться их натуралистичности. Заметно, что реальности добавляют детали типа прозрачных слоев, легких, «живых», бликов или будто бы настоящего сияния. Фотографического эффекта художник добивается, виртуозно используя краскопульт — пульверизатор, распыляющий краски. С его помощью сделано большинство работ Гигера.

Со временем Гигер расширил диапазон используемых техник — он рисует и чернилами, и маркерами, и пастелью; среди его поздних работ мало больших картин, сделанных краскопультом.

В 1989 году специально для съезда «Ангелов Ада» — известной международной группировки байкеров — Гигер создал серию постеров, нарисованных маркерами. Когда рисунки напечатали, он увидел, что получились они тусклыми. Но времени на перепечатку не было! Художник решил срочно возвратить им изначальные цвета и принялся прямо во время съезда раскрашивать распечатанные постеры — любимым краскопультом.

Серия картин работ 1980-1981 годов, посвященных Нью-Йорку.

Всюду Гигер

Чем популярнее я становлюсь, тем терпимее ко мне относится общество, хотя недоверие по-прежнему остается.

Ганс-Руди Гигер

В феврале 1987 года выставка живописи для «Чужого» и некоторых других работ приехала в Токио. Япония буквально помешалась — начался настоящий «гигеровский бум». Выставку посещало по две тысячи человек в день. Появился фан-клуб Гигера. Местные рисовальщики хоррор-комиксов мгновенно освоили гигеровский стиль, а производители игрушек наводнили рынок сотнями тысяч фигурок Чужого и похожих «монстриков».

В том же году на японский перевели несколько альбомов Гигера. Там же выходит многотомник А. Кроули, книги Т. Лири и Г.Ф. Лавкрафта с гигеровским оформлением. Одна из японских компаний предложила открыть «Гигер-бар» — развлекательное заведение, полностью оформленное по проекту художника в стиле фильмов о Чужом. Гигер согласился.

Планировалось, что в баре будут кабины, ездящие на высоту в четыре этажа, и прочая красота. А в результате обошлись грубыми набросками Гигера — чтобы закончить побыстрей. Возмущенный Гигер отказался от прав на заведение и никогда там не бывал. Через несколько лет заведение закрылось.

Музей Гигера в Грюйере.

Однако идея бара-имени-себя так понравилась Гигеру, что он довел ее до ума у себя на родине. Сейчас в Швейцарии есть два «Гигер-бара» — в Грюйере и в Куре, родном городке Гигера. Создание этих баров проходило под полным контролем художника. Помещения сделаны в духе космического корабля Чужого — от стен до столиков и кресел. Ясное дело, заходят туда не столько выпить-закусить, сколько поглазеть на интерьер и, вероятно, почувствовать себя Чужими.

Творчество Гигера много где можно обнаружить. Он известен как создатель скульптур, ювелирных украшений, оформления ряда фильмов (в частности, «Полтергейст-2» и сиквела «Особь»). Его картины пользуются популярностью в качестве обложек дисков многих рок-групп, а уж тату-мастера без его живописи — вообще никуда.

Мир игр тоже не обошелся без Гигера, и речь не только о Чужом. Самым ярким примером воплощения гигеровского творчества в компьютерных играх остается сиквел Dark Seed . В квесте герой Майк Доусон (его назвали именем главного дизайнера и продюсера), пытаясь спасти человечество от Древних (то есть от лавкрафтовских чудищ), путешествует по двум мирам — обычному и темному параллельному. Оформление потустороннего мира полностью основано на картинах Гигера и их фрагментах.

Dark Seed 2. Да уж, если бы в такой обстановке действительно оказался живой человек, сохранить разум ему было бы нелегко...

Соглашаясь на использование своего творчества, Гигер всегда трепетно и требовательно относится к тому, чтобы оно было представлено в самом лучшем виде.

Загадка черепа

А началось все... с черепа.

Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество. Об этом явно говорит то, что Гигер до сих пор хранит эту, казалось бы, не слишком удивительную вещь как огромную ценность.

Учёба
  • Zurich University of the Arts [d]

Ханс (Ганс) Ру́дольф «Рюди» Ги́гер (нем. Hans Rudolf «Rüdi» Giger ); 5 февраля 1940, Кур Граубюнден , Швейцария - 12 мая 2014, Цюрих , Швейцария ) - швейцарский художник , представитель фантастического реализма , наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой ».

Биография [ | ]

Родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария) в семье аптекаря. Катализатором развития воображения и без того увлечённого всем тёмным и таинственным ребёнка послужил принесённый отцом череп (врученный ему в качестве профессионального поощрения одной из медицинских фирм). [ ]

Гигер в 1985 году

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» - «Атомные дети») публиковались с 1959 году в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги « ». Особенно этот сборник рисунков привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта . Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой » и создания образа ксеноморфа . Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику «Оскар» в 1980 году за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника», хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Уникальное художественное качество картинам Гигера придаёт аэрограф - приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири :

Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдём. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки - за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше - в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. <…> Наши города похожи на гигантские муравейники, населённые колониями насекомых, безликих и уродливых. И это - мы.

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в (англ. ) , Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х. Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма. Последние годы жил и работал в Цюрихе .

Скончался 12 мая 2014 года в больнице от травм, полученных при падении с лестницы при невыясненных обстоятельствах .

Стиль [ | ]

«Женский торс», скульптура Гигера на выставке 2009 года, Швейцария

Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма . Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой , а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения […] Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства» .

Сотрудничество с музыкантами [ | ]

Микрофонная стойка Джонатана Дэвиса, созданная Г. Р. Гигером

Спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съёмок в клипах вокалиста группы Korn - Джонатана Дэвиса . В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис.

Оформил обложки таких музыкальных групп и исполнителей, как:

Примечания [ | ]

Ганс Рудольф Гигер – швейцарский художник, представитель фантастического реализма, наиболее известный своей работой для фильма «Чужой». Годы жизни 1940 – 2014. В мире есть 2 бара, где вы можете в полной мере ощутить всю силу воображения мастера, оба они находятся в Швейцарии. Во многих источниках указывается только один бар и часто вы можете видеть его название как Скелетон бар, но мы берем информацию с официального сайта художника и оперируем ей, сегодня вы узнаете о двух барах, оформленных в биомеханическом стиле. Продолжаем рассказывать вам о самых необычных барах планеты и их создателях.

Ганс Рудольф Гигер и биомеханоиды

Прежде чем рассказывать про необычные бары удивительного художника, хотим погрузить вас в мир биомеханики Гигера. Ранние работы Гигера - типичный сюрреализм с заметными намеками на технику мастеров этого жанра, особенно Сальвадора Дали. Но художник с самого начала пытался создать свой стиль, найти новые интересные источники вдохновения. Когда Гигеру попадаются какие-то новые образы, он старается максимально «выжать» их: перерисовывает, комбинирует, а если этого недостаточно - создает их скульптурные образы. В 1968 году Гигер издал альбом постеров «Биомеханоиды».

Биомеханоиды - придуманные Гигером существа, сочетающие в себе механику и органику, технологию и искусство. Именно благодаря Гигеру появился термин «биомеханическое искусство». Именно этот термин закрепился в сознании благодаря яркому воплощению в образе “Чужого” для одноименного фильма, а потом биомеханика явственно прослеживается и в интерьерах баров художника.

В середине 1970-х режиссер Ридли Скотт работал над фильмом “Чужой”. Задумка казалась перспективной, не хватало главного - жуткого монстра-пришельца. Тогда сценарист фильма Дэн О’Бэннон вспомнил о своем приятеле Гансе Руди Гигере - в то время уже известном швейцарском художнике.

Фильм “Чужой” вышел на экраны в 1979 году имел бешеный успех. В 1980 году Гигер получил “Оскар” в номинации «За лучшие визуальные эффекты» в «Чужом». После этого популярность Гигера и стала запредельной.

Бары Ганса Руди Гигера

В феврале 1987 года выставка живописи для «Чужого» и некоторых других работ приехала в Токио. Япония буквально помешалась - начался настоящий «гигеровский бум». Выставку посещало по две тысячи человек в день. Появился фан-клуб Гигера. Местные рисовальщики хоррор-комиксов мгновенно освоили гигеровский стиль, а производители игрушек наводнили рынок сотнями тысяч фигурок Чужого и похожих «монстриков». В том же году на японский перевели несколько альбомов Гигера. Там же выходит многотомник А. Кроули, книги Т. Лири и Г.Ф. Лавкрафта с гигеровским оформлением.

На волне всеобщего успеха одна из японских компаний предложила открыть «Гигер-бар» - развлекательное заведение, полностью оформленное по проекту художника в стиле фильмов о Чужом. Гигер согласился. Планировалось, что в баре будут кабины, ездящие на высоту в четыре этажа, и прочая красота. А в результате обошлись грубыми набросками Гигера, чтобы закончить побыстрей. Возмущенный Гигер отказался от прав на заведение и никогда там не бывал. Через несколько лет заведение закрылось.

Однако идея бара-имени-себя так понравилась Гигеру, что он довел ее до ума у себя на родине. Сейчас в Швейцарии есть два «Гигер-бара» - в Грюйере и в Куре, родном городке Гигера. Создание этих баров проходило под полным контролем художника. Помещения сделаны в духе космического корабля Чужого - от стен до столиков и кресел.

Гигер бар в Куре

Гигер-бар, который сегодня расположен в швейцарском городе Кур, первоначально планировался для Нью-Йорка. Когда стало ясно, что бюджета не достаточно, чтобы обеспечить проектирование и строительство элементов, которые уже были запланированы для бара в Нью-Йорке, Гигер решил, что будет благоразумнее подождать достойного финансирования проекта и не запускать ничего.

Но в этот же период, по счастливой случайности Томас Домениг – главный архитектор города Кур – вошел в жизнь Гюгера. Домениг построил около трети родного города художника. В нужный момент знакомство с Гигером изменило планы Доменига и заставило поддержать идею бара.

Идеи мебели для Гигер бара в Кюре были уникальны. Удивительные конструкции для стульев, столешниц и самого бара поражали. Овальные зеркала, настенные светильники и специальные вешалки были также разработаны художником и воплощены в жизнь при помощи команды технических экспертов. Строительство бара заняло примерно два года. Официальное открытие Гигер бара состоялось 8 февраля 1992 года, через три дня после рождения Гигера.

Бар при музее Гигера

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в Грюйере, Швейцария, теперь этот дом является действующим музеем Х. Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма.

Чуть больше, чем через 10 лет после открытия бара в родном городе, Гигер в 2003 году открывает бар при своем музее. Бар еще больше воплощает идеи биомеханики и погружает вас в удивительный и ужасающий мир образов художника.

Ряды, торчащих из стен, младенцев и арки в виде позвоночников, стулья похожие на скелеты людей. Кстати, стулья проектировали по эскизам для фильма «Дюна», который так и не был снят.

Фантастический интерьер завершают четырёхметровые потолки, и пол в виде компьютерной платы. Любителям острых ощущений в баре очень понравится.

Бар находится в средневековом замке Сен-Жермен, по соседству с музеем художника. Заведение рассчитано на 70 человек, места в нём нужно бронировать заранее.

Время работы бара:

с апреля по октябрь - каждый день с 10:00 до 20:30

с ноября по март - каждый день, кроме понедельников, с 10:00 до 20:30

В бары Гигера в основном заходят, чтобы полюбоваться интерьером, кстати, фотографировать разрешено только, если вы сделали заказ. По отзывам меню и напитки не особенно изысканы, но заведение вполне подойдет для аперитива или бокальчика пива. Все посетители баров ставят им высокий балл за обслуживание и, конечно, дизайн интерьера.

Ганс Рудольф Гигер последние годы жил в Цюрихе, где и скончался в 2014 году, так и не успев воплотить в жизнь задумку открыть полноценный бар в Америке, в своем любимом городе Нью-Йорке. Хотя с 1998 по 2002 год в Нью-Йорке работала комната Гигера в одном из самых знаменитых клубов того времени. А в начале 2014 года, за полгода до смерти, Ганс Рудольф Гигер и Ski Fi Hotels объявили о сотрудничестве, но бар так и не был открыт.

Ганс Рудольф Гигер открыл бары, которые заслуженно входят в топ-10 самых необычны баров планеты. Так же как и , о котором мы рассказывали вам в предыдущей статье рубрики Путешествия.

Когда я была в Швейцарии, то не могла не посетить Грюйер. И даже не потому, что этот городок известен на весь мир своим замечательным сыром и старинной крепостью. В бОльшей степени мне хотелось побывать в музее Г.Р.Гигера, потрясающие работы которого я видела на сюрреалистической выставке еще в апреле 2011 г. в Москве. Они произвели на меня настолько большое впечатление, что когда я узнала, что в Швейцарии есть музей Гигера, то обязательно захотела побывать в нем. Эмоции оказались намного сильнее, чем я могла даже себе представить. Представьте: темные залы, почти без света, отсутствие посетителей (только на втором этаже я сталкнулась с одной парой), общий настрой с самого входа, специфическое оформление, дизайн, черная позвонковая мебель, и особые, ни с чем не сравнимые картины... Но давайте по-порядку.

Ганс Рудольф Гигер родился в 1940 году в швейцарском городке Чур (Коер) - столице немецкоязычного кантона Граубюнден, где его отец работал аптекарем. Гигер учился в школе прикладных искусств в Цюрихе (сейчас это Музей дизайна), а затем завершил свое образование, изучая дизайн интерьеров и промышленный дизайн.

В настоящее время он живет и работает в Цюрихе.

Ганс Рудольф Гигер

Ганс Рудольф Гигер прославился на весь мир в связи с фантастическим реализмом. Давайте сделаем несколько шагов по его музею - этой уникальной и парадоксальной вселенной. Гигера называют провокационным гением, и действительно, эмоции, которые он вызывает, не оставляет равнодушных. Ни это ли является целью искусства?

Художник купил шато Сен-Жермен в Грюйере в 1997 года, где в июне 1998 года был открыт его музей.

маленький средневековый город

Этим самым Гигер дал Грюйеру новое измерение, где встретились два совершенно разных мира: маленький средневековый город, зеленый и живописный...

музей Гигера

И параллельная вселенная, нереально футуристическая.

вход в музей Гигера

Все в музее создано Гигером, он выступает здесь и в качестве монументального конструктора, и дальновидного художника, и скульптора. Его профессия архитектора и промышленного дизайнера вносит определенный калибр и разнообразие в работу.

Черная комната. Декор. 1957 г.

Первые картины Гигера, в основном выполненные тушью, относятся примерно к 60-ым годам.

Они передают тревогу этого времени: война, создание ядерного оружия, перенаселенность, абсурдность человеческого существования.

Эти работы были напечатаны в швейцарском журнале "Политическая и культурная критика" в 1963 году вместе со стихотворением:

    Хвала тому, чьим порожденьем
    Мы стали. Мы - атомные дети, дети-привиденья.
    Всем тем, кто выполнил закон послушно,
    В земную пыль, лицом уткнувшись, рухнул
    И отсчитал 15 раз секунд-столетий...
    Иначе нас бы не было на свете.

    Мы, атомные дети, здесь не для суда, не для упреков.
    Шокировать вас не хотим, тем более, винить кого-то
    В том, в чем нельзя винить...
    Но просим вас привыкнуть к нам,
    принять нас, как своих сестер и братьев,
    и просто полюбить.

    Но не просите дать взамен гарантий,
    Пройдут года, нас станет большинство.
    И кто тогда считаться будет аномальным,
    Страданья переметнуться на кого?

Коллаж головы, выполненный аэрографом

Гигер использует несколько методов и художественных техник. Наиболее важными сам он считает работы, выполненные аэрографом.

Эскиз 350. Дань Бёклину. 1977 ("Остров Мертвых")

Картины Гигера пишутся спонтанно и безоговорочно, без предварительного эскиза. Несмотря на это мы видим идеальную симметрию и гармонию.

Иероглифы, 1978

Главные мотивы творчества Гигера: рождение, подсознание, жизнь, страдание, мечты, насилие, войны, машины.

Crowley (The beast 666) Число зверя

Страх и смерть переведены на символический и провокационный язык.

Танец ведьм, 1977

Гигеру нравится показывать внутреннюю сторону человека: архитектуру биологического.

Пейзаж XV, 1972-1973

Он пишет плотские,

Водопад, 1977

органические

Комикс - стрип, 1989

и эротические пейзажи.

Биомеханоид III, 1974

Кроме того, машины всегда присутствует в его работах, их он как бы пересаживают в организм человека. В серии "Biomecanic" Гигер представил концепцию технического прогресса с точки зрения роботов.

№ 250 Ли. Стеклография, 1974

Женщина играет ведущую роль в картинках Ганса Гигера. Она представляет духовный и божественный аспект мира художника.

№ 307, Мастер и Маргарита, 1976

Он пишет их в виде матерей, богинь

№ 307, Фридрих Кухн, Стеклография, 1973

и соблазнительниц, с почти абсолютной властью.

№ 324, Сатана, 1977

Происхождение образов Гигера часто можно найти в его снах, ночных кошмарах или футуристических видениях.

Некроном

Он передает их на полотне и бумаге смело и виртуозно.

№ 380. Пилот в кабине после аварии Чужого

Чужой - персонаж, созданный Гигером в том же состоянии духа, как и все другие его биомеханические существа. За эскизы к фильму он получил Оскара в Голливуде в 1980 г.

№ 290. Дюна II, 1975

Кроме того, художник создал несколько других персонажей и пейзажи для фильмов, таких как Дюна, Полтергейст.

В мире тату Гигер также является источником вдохновения для создания экспрессивных татуировок.

№ 218 Обложка для альбома "Brain Salad Surgery" (английская рок-группа Emerson)

Гансом Гигером разработаны многие обложки для музыкальных групп, в частности, для Emerson Lake & Палмер, Дебби Харри, Carcass и Celtic frost, а также аксессуары для Korn (американская ню-метал-группа из Бейкерсфилда) и Милен Фармер.

Гигер-Бар

Последнее детище Гигера - это бар в готическом стиле. Он находится в доме напротив музея. Вначале я даже не поняла, что сюда можно зайти, думала, что это продолжение музея или приватная часть дома. В основе концепции оформления - собор из костей. Теперь Гигер-Бар является неотъемлемой частью сюрреалистического и футуристического музея, здесь можно посидеть и выпить бокал Грюйерского вина (рекомендую вино 2010 г.)

Всего доброго! Май 2012 г.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения