Азербайджанцы. От кого произошли азербайджанцы

Азербайджанские обычаи и традиции прошли большой путь, прежде чем сформировались в те их виды, которые знакомы нам сейчас. Много веков понадобилось для их формирования, и много событий, как положительных, так и отрицательных, стало причиной их возникновения. В азербайджанских традициях нашли отражение и различные религиозные мировоззрения людей, особенность их менталитета, влияние других культур. Многие из традиций в XX веке централизованное (советское) правительство республики пыталось искоренить, но никогда и ни у кого не получится уничтожить в человеке то, что является частью его. Именно поэтому многие древние традиции живы до сих пор.

После чаепития подаются вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Одной из главных особенностей азербайджанской кулинарии, как и любой восточной, является неповторимый аромат и острый вкус блюд. Такой удивительный эффект азербайджанской пище придают разнообразные специи. Особое внимание стоит обратить на шафран и сумах (барбарис в порошке). Первый стал неотъемлемым компонентом многочисленных пловов. А сумах подается к мясным блюдам. Кстати, другая отличительная особенность азербайджанской кулинарии — использование баранины. Из неё готовится долма, которая очень напоминает голубцы.


Широкую известность получили такие блюда, как кюфта-бозбаш (бульон с мясными тефтелями, картофелем и горохом), довга (суп из кислого молока) и, конечно же, люля-кебаб. Различные районы Азербайджана также могут похвастаться особыми способами приготовления пищи. Например, на северо-западе страны популярно блюдо хингал, которое очень похоже на пельмени. Его начинку делают из мяса, курута (высушенный творог) и жареного лука. Ленкорания знаменита цыплятами, фаршированными орехами, повидлом и луком. Кондитерские изделия можно поделить на две группы: печенье (шакер-луку, унланан, курабье) и пироги с ореховой начинкой, которые знамениты как пахлава. Самый распространенный национальный напиток - это щербет. Он готовится из лимона, шафрана, сахара, семян базилика и мяты, а также разных фруктов.

Не удивляйтесь, если первым блюдом, поданным к столу, будет чай. У азербайджанцев чаепитие давно превратилось в культурно-эстетическое достояние, которое имеет свои приемы и правила. После завершения чаепития подаются вторые блюда, свежие овощи и зелень, а в конце - довга или сладости. Многие блюда нужно употреблять с помощью рук, например, рис принято брать щепоткой. Азербайджанский обед может длиться около трех часов. Тем не менее, в городских условиях трапеза часто проходит по знакомым для иностранцев европейским стандартам.

Чайхана

Еще одна традиция, связанная с чайной церемонией. В отличие от стандартной среднеазиатской чайханы, где можно и попить чай, и плотно пообедать, в азербайджанской чайхане подается исключительно чай. К нему могут предложить только сладости и конфеты, но не еду. В современном понимании иностранного человека чайхану можно с уверенностью назвать клубом, причем исключительно мужским. Здесь обсуждают новости, дела, строят планы, вспоминают прошлое, а главное, поддерживают отношения. В известном смысле это заведение, призванное сохранять стабильность в обществе. Повздорившие днем соседи встречаются вечером в чайхане. И здесь, в кругу соседей, друзей, за стаканом чая они могут спокойно обсудить свои проблемы и найти взаимовыгодный выход из сложившейся ситуации.

Праздники

Из праздников, которые празднуются азербайджанцами, широко отмечаются курбан-байрам (праздник жертвоприношения), оруджлук (праздник поста). Наиболее широко отмечается новруз-байрам. Этот древний народный праздник нового года и весны. Его отмечают 21 марта - в день весеннего равноденствия. Готовятся к нему с конца зимы: ремонтируют квартиры, шьют новую одежду, но главное выращивают на тарелках пшеницу, проваривая затем её особым способом. Вечером в день праздника накрывают стол с богатыми яствами, чтобы год был богатый и плодородный. Во дворах разжигают маленькие костры, через которые прыгают под надзором старших ребятишки. Празднование Новруза является одной из интересных народных традиций Азербайджана. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.

Одежда

Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой. Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений. Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани. Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка. Женская одежда отличалась яркостью расцветок. Поверх рубахи надевали короткий, приталенный, со сборчатым подолом кафтан, а зимой - дополнительно еще стеганую безрукавку. Волосы женщины убирали в узкий прямой чехол, а на голову надевали невысокую шапочку с платком. Выходя со двора, особенно в городе, поверх платка накидывали еще шаль или особую длинную накидку - чадру. Обувью у мужчин служили кожаные постолы, мягкие сапоги и башмаки с загнутыми кверху носами. Женщины носили дома носки собственной вязки, иногда с подшитой кожаной подошвой, а при выходе из дома надевали туфли без задников с небольшим каблуком и острыми, загнутыми кверху носами. В условиях резкого социального неравенства в одежде разных социальных групп населения наблюдались большие отличия. Зажиточные мужчины носили одежду, сшитую из дорогих материалов - тонкого сукна, шелка; черкеску украшали нагрудными карманчиками, в прошлом служившими патронташами, газырями, и перепоясывали тонким кожаным поясом, отделанным наборными серебряными украшениями. Богатые женщины также шили одежду из дорогих тканей - шелка, парчи, бархата; носили широкий кожаный или бархатный пояс с т вычурными серебряными пряжками и в подвешенными монетами. Костюм их дополняли многочисленные ювелирные украшения - браслеты, монисто, бубенчики, перстни. В настоящее время, как мужчины, так и женщины носят одежду общеевропейского типа., Отдельные элементы национального костюма (папахи у мужчин, а у женщин - широкие юбки, шали, платки) можно встретить только в сельской местности, главным образом среди представителей старших возрастов.

Свадьба

Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии. Начинаются они с предварительного оповещения...

Родственники жениха отсылают в дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки.

Чай в азербайджанской традиции является непременным атрибутом сватовства. У народа этой страны не принято говорить на прямую: мол, выдайте вашу дочь за нашего сына. О том, что в дом придут сваты, сообщается заранее, причем без большой огласки. В ходе же самого сватовства разговор ведется лишь намеками и полунамеками. А ответ дается также неоднозначно, и неазербайджанец такого ответа бы не понял. В общем, его дают посредством чая: если в чай, предложенный сватам, положили сахар, то надо готовиться к свадьбе. Если же сахар подали отдельно от чая, то это означает отказ.

Особенно интересны свадебные традиции Азербайджана . В этой стране существует много разных предсвадебных обычаев. Один из самых первых - это Хабар гёндярмя или оповещение о сватовстве. В случае если семья девушки не соглашается на сватовство, родственники юноши просят помощи у уважаемых людей, чтобы те помогли получить согласие. Также существует обычай малого сватовства, согласно которому невесту сватают мать юноши и другая близкая родственница.


У азербайджанцев существует Малое и Большое обручение. На первом обручении нет жениха, но родственники парня дарят невесте обручальное кольцо, платок и сладости. Через несколько месяцев наступает основное обручение. На это обручение девушке преподносят много подарков, за исключением туфлей. Самый интересный традиционный подарок - это «шах». Он являет собой свадебное украшение из ветки дерева, на которую крепят свечи, зеркало, парчу, фрукты и конфеты. Приданое невесты приносят в дом жениха за несколько дней до свадьбы.

Религиозное узаконивание брака проходит перед свадьбой. Обряд проводит Молла (представитель мусульманской мечети), которого благодарят деньгами и куском сахара. При этом обряде присутствуют только самые близкие родственники. Непосредственно свадьба («Той») может длиться до трех дней. Все гости высказывают добрые слова в адрес новобрачным и танцуют. Слева и справа от жениха находятся его ближайшие друзья (молодые). Мать жениха должна приготовить для них подарки. Главное, чтобы жених и невеста много танцевали.

Выбор имени

Выбор имён для новорожденных тоже можно выделить как обычай. Выбор имени обычно сопряжен с определенными трудностями. Представители доминирующего народа при выборе имени для ребенка более свободны. Выбор может быть остановлен на имени, рифмующимся с именем предыдущего ребенка, Без особого внимания к смыслу, имени прежнего представителя рода, или же просто на усмотрение родителя либо другого родственника.

Семья и семейный быт являются носителями богатой традиционной культуры этноса. Семейный быт азербайджанцев отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина - глава семьи - был полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови и других старших женщин в доме мужа. В создании семьи, рождении и воспитании детей, жуховным и эмоциональном общении, организации досуга и отдыха, ведении омашнего хозяйства, заботе о пожилых рдителях и многих других аспектах семейной жизни проявляются и функционируют различные элементы традиционного образа жизни.

Танцы

Национальные танцы Азербайджана, а также настоящие уличные спектакли называют составным компонентом культуры этой страны. Одетые в национальные костюмы танцоры кружили вокруг прохожих и собирали вокруг себя толпы любопытных зевак. Одним из самых популярных является обряд «коса-косса» - танцы о приходе весны. Молодежь собиралась небольшими группами и устраивала веселые импровизации прямо на улице, получая от благодарных зрителей в награду разные сладости. Бросается в глаза отличие мужских танцев от женских. Азербайджанские танцовщицы вопроизводят танец, в большей степени, верхней частью туловища: головой, руками, корпусом. Девушки околдовывают зрителей плавными движениями рук, изгибом талии, озорной улыбкой и поворотами головы.

На Каспийском море аккуратно расположена скромная, но загадочная и гордая страна с прекрасным именем Азербайджан. Не отставая от прогрессивного общества, азербайджанский народ, возводя гигантские комплексы в столице и остальных густо населенных городах, разрабатывая проекты офисных точек, модернизируя нефтяные вышки, продолжает уважать духовное богатство наследия своих потомков. В Азербайджане и стар, и млад строго соблюдают национальные традиции. Здесь каждый человек с младенчества погружается в неповторимую атмосферу самобытности.


Традиции деторождения

Чтобы не допустить рождения больного ребенка, беременные азербайджанки стараются постоянно быть приветливыми и обходительными. Особенно полезно, согласно древним обычаям, задержать взгляд на красивых цветах, воде или небе. После рождения младенца сразу купали в соленой воде, чтобы ребенок был честным и смелым. Но при первом купании мать не должна быть с ребенком. Когда у малыша появлялись первые зубки, проводился особый обряд, при котором готовилось блюдо из 7 видов зерновых. После того, как ребенку исполнялся 1 год, ему начинали подрезать ногти и стричь волосы. Первые остриженные волосы и ногти принято хранить.

Перечисленные традиции Азербайджана - это далеко не полный перечень удивительных традиций этой страны. Посетив её, вы сможете на себе почувствовать всю многоликость народа, проживающего на этой территории. В любом случае знакомство с древними традициями азербайджанцев будет не только познавательным, но и полезным, а иногда и поучительным.

Просто вынуждает нас сделать реверанс и в сторону Азербайджана, чтобы не обидеть вечных стран-соперников в регионе!
К тому же, происхождение азербайджанцев не так просто, как принято думать!

Искусственный народ

Как и мордва , азербайджанцы - современный термин, который использовался для общего обозначения народов Кавказа, проживавших в одноименной провинции Ирана "Иранском Азербайджане" и вокруг озера Урмия.
Он стал широко употребим, когда СССР включил половину "большого Азербайджана" в свой состав, назвав это образование Азербайджанской ССР.
Такой примитивный подход позволял отнести этот сложный этнос к одной единице, но совершенно игнорировал многочисленные различия.
Ведь даже население Азербайджана и его иранской части довольно сильно различается.

Первоначально, Азербайджаном назвалась область Атропатена (Северная Мидия), что переводится как "земля Атурпата", которая занимала юг Азербайджана нынешнего и часть Иранского Азербайджана.

Атурпат - "хранитель огня", иранское имя зороастрийского происхождения, который был легендарным царем этих мест. Собственно с приходом индоевропейцев сюда и начинается история Азербайджана.

Компоненты азербайджанского народа

Огнепоклонники-зороастрийцы стали основным населением этих земель, ассимилировав автохтонные племена Кавказа, близких в древним европейцам. До сих пор, Азербайджан зовется "страной огня", хотя уже давно исповедует ислам, а не культ Ахура-Мазды.
Благодатные земли притягивали желающих легкой наживы, скоро здесь появятся скифы, массагеты и родственные им парфяне, а затем и тюрки: огузы, гунны, хазары.

Последние и переломили этническую историю региона, сделав доминирующим тюркский, а не иранский элемент, как было ранее.
Арабское завоевание, принудительная исламизация страны еще более укрепила связь Азербайджана с миром ислама.
И тюрки, и арабы, а позднее и монголы будут исповедовать ислам, а значит азербайджанские народы будут постоянно сражаться под флагами разных халифатов, неся веру или просто борясь за чужие интересы.

Иранское население и его культурная парадигма, все более растворялась и исчезала в тюркском мире, окончательно это закрепилось во время расцвета империи Османов, где один из турецких родов - сельджуки, прямо происходит от потомков смешанного населения тюрок, остатков массагетов и населения современного Азербайджана.

Азербайджанцы, как народ, сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в.
В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов.
С. Гаджиева (известный дагестанский ученый-этнограф)

Долгое время, зона границы между Ираном и Оттоманской портой, была и зоной границы тюркского и иранского частей азербайджанского народа.
Но в 19 веку, она стала уже окончательно размытой.

Мнение генетиков

Хаджи-Мурат, хотя и не азербайджанец

Генетики любят все запутывать.
Так вышло и с азербайджанцами. Согласно их данным, генетический след тюрок довольно слаб и принадлежал узкой группе мужчин , вероятно элите тюрок, которые набирали себе гаремы среди местных женщин.
А вот большинство азербайджанцев имеют гаплотипы автохтонных народов Кавказа, что подчеркивает их весомую роль к складывании народа.
Значительно и распространение группы R1B и типичной для Ближнего Востока G.
А вот доля иранской R1A довольно скромна...
Это опровергает мнение о высокой доле персов, в генезисе азербайджанцев.

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы - европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Мнение лингвистов

Здесь роль специалистов по языку не слишком существенна: азербайджанцы говорят на тюркском языке, огузской группы, с сильным влияние языков кыпчакской группы (иранских).
Скорее всего, это второй язык, который азербайджанцы восприняли от тюркских завоевателей, а вот данных об их исходном языке не сохранилось.


Так от кого же произошли азербайджанцы?

Суммируя все данные: азербайджанцы - неоднократно смешанный народ.
Исходный субстрат из аборигенов Кавказа получил сначала индоарийское влияние от Мидии до Парфии, а затем тюркское. Последние оказало решающее воздействие на язык и религию народа, но довольно слабо сказалось на антропологии населения!

Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии…
Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении.
Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа
В. Алексеев (российский антрополог)

Нынешние азербайджанцы культурно и лингвистически близки туркам, однако по происхождению они не в меньшей степени близки самым древним народам Кавказа и Ближнего Востока.

, булгары , хазары , огузы , печенеги и др.

Азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне , проживавшие в северной Персии . Это население было персизировано во время прихода к власти династии Сасанидов (III-VII вв. н. э.) . Значительная часть албанского населения в арабское время перешло в ислам, а позднее подверглось тюркизации, послужив основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа . Американский историк Д. Бурнутян отмечает, что кавказские албаны не являются непосредственными предками современных азербайджанцев, поскольку к моменту проникновения тюрок в Закавказье албанские племена были сначала поглощены зороастрийской Персией, а затем исламизированы арабами .

Что касается роли тюркоязычного компонента в этногенезе азербайджанцев, то тюркоязычный огузский союз племён образовался в результате смешения тюрков с местными племенами угорского и ираноязычного сарматского происхождения (согласно БСЭ, в результате смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью ираноязычных сакско -массагетских) . Позднее, из огузской среды выделился сельджукский род , под эгидой которого в XI веке в Закавказье хлынула волна тюркоязычных племён. Согласно Большому энциклопедического словарю Ларус: «азербайджанцы являются потомками древнего ираноязычного населения, тюркизированного с XI века» . Владимир Минорский, в свою очередь, отмечает, что «В начале 5-го/11-го вв. орды огузов, сначала более мелкими группами, а затем в значительных количествах, при Сельджукидах захватили Азербайджан. В результате иранское население Азербайджана и прилегающих к нему регионов Закавказья стало тюркоязычным; в то же самое время характерные черты азербайджанского тюркского языка, такие как персидская интонация, отказ от вокальной гармонии, отражают нетюркское происхождение тюркизированного населения.» .

В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX - первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары - потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев» , а согласно БСЭ 1926 года , «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др. » .

Позднее советские и российские учёные, как и их западные коллеги, также стали отмечать формирование азербайджанского этноса в результате языковой и этно-культурной ассимиляции. Так в 1950-х гг. С. Т. Еремян писал: «По мере того, как тюркские кочевые племена утверждались на зимних пастбищах Кура-Араксинской низменности , мусульманизированная часть аборигенного населения древней Албании ассимилировалась пришлыми тюркскими племенами. Так образовалась современная азербайджанская народность» . Согласно С. А. Токареву : «происхождение азербайджанцев - вопрос сравнительно ясный. Это народ смешанного состава. Древнейший слой его составляет, очевидно, аборигенное население Восточного Закавказья - каспии и албанцы, возможно, также мидийцы Северного Ирана. Это население в связи с культурным преобладанием Ирана в эпоху Сасанидов было иранизировано, а в XI в., в годы сельджукского завоевания, началась его тюркизация» , продолжавшаяся и в период монгольского завоевания .

Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы»

Выдающийся советский и российский востоковед А. П. Новосельцев писал:

Можно признать, что отдельные тюркские этнические группы попадали сюда на всём протяжении второй половины I тысячелетия н. э., а может быть и раньше. Однако не они изменили этнический облик Восточного Закавказья и положили начало сложению современного азербайджанского тюркоязычного народа. Причиной перемен явилось нашествие огузов в XI в. […] С основанием Сельджукской империи огузы распространились по всему Ирану, но особенно интенсивно обосновывались в Малой Азии и нынешнем Азербайджане. Причины этого не только в том, что сюда, на рубежи мусульманского мира, стягивалось наибольшее число этих новых «воинов ислама». Гораздо большее значение имело то обстоятельство, что в этих областях царила наибольшая этническая пестрота, и потому тюркизация нашла подходящую почву. […] Процесс сложения азербайджанской народности, особенно в пределах Закавказья, ещё недостаточно ясен .

При этом он указывал, что «нынешние азербайджанцы - также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. Другие же предки азербайджанцев, принесшие тюркский язык, - огузские племена, в свою очередь представляют собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза» .

Проникновение тюрок-сельджуков в Восточное Закавказье привело к тюркизации значительной части местного населения, и в XI-XIII вв. началось формирование тюркоязычного азербайджанского этноса, завершившееся в основном к концу XV века , в эпоху правления Сефевидов . Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского народа .

Генетические исследования

Антропологические данные

Антропологически азербайджанцы относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы . Сюда же включают кумыков , цахуров и татов-мусульман, а также часть курдов и туркмен . Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы .

Исследования XIX века

В другой работе «Расы Кавказа» Пантюхов выделяет:

Третья Кавказская раса уже чисто азиатского происхождения, долихоцефалическая с черепным показателем 77-78, средним ростом около 1,70 м и цветом глаз гипербрюнетов, то есть пигментированных глаз более 90%. К этой весьма чистой расе принадлежат персияне, адербейджанские татары, курды и таты .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона относительно распространения долихоцевалий писал, что «лишь немногие из современных кавказских народностей выказывают присутствие долихоцефального элемента (натухайцы, адербейджанские татары), тогда как большинство характеризуется высокими степенями брахицефалии (напр. абхазцы, грузины, армяне, айсоры, горские евреи, дагестанцы, кумыки)» . ЭСБЭ называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе, а также даёт следующее описание:

Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру - 84 (брахицефалии). Глаза тёмные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьёзное, важное .

Согласно статье «Тюрки» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона азербайджанцы при «высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлинённому лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам» . Также ЭСБЕ отмечает, что «по форме черепа персы, курды, азербейджанцы вообще представляют значительное сходство (показатель ширины черепа 77-78)» .

Исследования XX века

Анализируя антропологические особенности азербайджанцев, советский и российский учёный-антрополог Валерий Алексеев отмечал:

Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии… Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении. Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа .

Он отмечает, что среди кавказских народностей наиболее тёмноглазыми являются азербайджанцы, причём максимум индивидуумов с чёрныи глазами падает на юго-восточные районы Азербайджана, где средний балл в большинстве групп поднимается выше 1,65. По окраске волос в разных азербайджанских группах, приблизительно в половине случаях, отмечены иссиня-чёрные волосы (№ 27 по шкале Фишера). Алексеев даёт следующее описание:

Лицо у азербайджанцев узкое и, по-видимому, низкое, нос выступает очень сильно. Однако в отличие от адыгских народов Северного Кавказа, имеющих также небольшие размеры лица, азербайджанцы - наиболее тёмнопигментированные из кавказских народов. Волосяной покров развит средне, по всей вероятности, приблизительно, как у грузин или даже чуть-чуть меньше .

Советский и российский антрополог, специалист в области антропологической дерматоглифики , Генриетта Хить в докладе «Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа» относительно дерматоглифики отмечает, что «тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы , балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами , чеченцами и ингушами , а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов» .

Источники

  1. Stuart James An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires . - Greenwood Publishing Group, 1994. - P. 27. - ISBN 0313274975
  2. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - ИКЦ «Академкнига», 2002. - С. 197. - ISBN 5-94628-118-6

    Оригинальный текст (рус.)

    В арабское время значительная часть албанского населения перешла в ислам и стала использовать арабскую письменность. Позднее, в XI-XIII вв., оно подверглось тюркизации и послужило основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа.

  3. Этногенез азербайджанцев - статья из Большой советской энциклопедии
  4. Central Asian Survey: The Journal of the Society for Central Asian Studies (1982, с. 437).
  5. Azerbaijani. Article from the Encyclopædia Britannica
  6. George A. Bournoutian . A brief history of the Aghuankʻ region. Mazda Publishers, 2009. ISBN 1-56859-171-3 . Стр. 28
  7. Михаил Илларионович Артамонов История хазар. - Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. - С. 419. - ISBN 5846500323 , 9785846500327

    Оригинальный текст (рус.)

    Термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры - токуз-огуз - девять племён, карлуки - уч-огуз - три племени. Впоследствии он потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в Приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными племенами угорского и сарматского происхождения.

  8. Большая советская энциклопедия. - Государственное научное издательс︣тво, 1954. - С. 513. - ISBN 5846500323 , 9785846500327

    Оригинальный текст (рус.)

    ОГУЗЫ (гузы, узы) - союз племён, существовавший в Приаралье в 6-11 вв. на основе смешения нек-рых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.

  9. Grand Dictionnaire Encyclopédique Larousse (1982). Page 921, ISBN 2-03-102301-2 (retrieved 17 February 2007).
  10. Minorsky, V. «(Azarbaijan).» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill

    Оригинальный текст (англ.)

    In the beginning of the 5th/11th century the Ghuzz hordes, first in smaller parties, and then in considerable numbers, under the Seljuqids occupied Azerbaijan. In consequence, the Iranian population of Azerbaijan and the adjacent parts of Transcaucasia became Turkophone while the characteristic features of Ādharbāyjānī Turkish, such as Persian intonations and disregard of the vocalic harmony, reflect the non-Turkish origin of the Turkicised population.

  11. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  12. Большая советская энциклопедия. - М .: Советская энциклопедия, 1926. - Т. 1. - С. 660.
  13. Очерки истории СССР: кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III-IX вв.. - Изд-во Академии наук СССР, 1958. - С. 330.
  14. С.А. Токарев Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. - Изд-во Московского университета, 1958. - С. 295-296.
  15. Основы иранского языкознания: древнеиранские языки. - М .: Наука, 1979. - С. 49.
  16. Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 79, Часть 1. - С. 18.
  17. Сакинат Шихамедовна Гаджиева Дагестанские терекеменцы: XIX - начало XX в. - Наука, 1990. - С. 8-9. - ISBN 5020167614 , 9785020167612
  18. Пути развития феодализма. - Наука, 1972. - С. 56-57.
  19. А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин Пути развития феодализма. - Наука, 1972. - С. 21.
  20. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
  21. XAVIER DE PLANHOL . IRAN I. LANDS OF IRANn , Encyclopædia Iranica .

    Оригинальный текст (англ.)

    This unique aspect of Azerbaijan, the only area to have been almost entirely “Turkicized” within Iranian territory, is the result of a complex, progressive cultural and historical process, in which factors accumulated successively (Sümer; Planhol, 1995, pp. 510-12) The process merits deeper analysis of the extent to which it illustrates the great resilience of the land of Iran. The first phase was the amassing of nomads, initially at the time of the Turkish invasions, following the route of penetration along the piedmont south of the Alborz, facing the Byzantine borders, then those of the Greek empire of Trebizond and Christian Georgia. The Mongol invasion in the 13th century led to an extensive renewal of tribal stock, and the Turkic groups of the region during this period had not yet become stable. In the 15th century, the assimilation of the indigenous Iranian population was far from being completed. The decisive episode, at the beginning of the 16th century, was the adoption of Shiʿite Islam as the religion of the state by the Iran of the Safavids, whereas the Ottoman empire remained faithful to Sunnite orthodoxy. Shiʿite propaganda spread among the nomadic Turkoman tribes of Anatolia, far from urban centers of orthodoxy. These Shiʿite nomads returned en masse along their migratory route back to Safavid Iran. This movement was to extend up to southwest Anatolia, from where the Tekelu, originally from the Lycian peninsula, returned to Iran with 15,000 camels. These nomads returning from Ottoman territory naturally settled en masse in regions near the border, and it was from this period that the definitive “Turkicization” of Azerbaijan dates, along with the establishment of the present-day Azeri-Persian linguistic border-not far from Qazvin, only some 150 kilometers from Tehran.

  22. Olivier Roy The new Central Asia: the creation of nations . - I.B.Tauris, 2000. - С. 6. - ISBN 1860642780 , 9781860642784

Какова численность населения Азербайджана? Какие национальности проживают в этой стране, и как давно они там поселились? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Азербайджан: население и его численность по годам

Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?

Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства

Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.

Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.

Рождаемость в этой стране в три раза превышает смертность. Этим и можно объяснить устойчивый ежегодный прирост её населения. Тем не менее средняя продолжительность жизни в Азербайджане не столь высока (72 года). Хотя, опять же, для стран постсоветского пространства - это довольно неплохой показатель.

Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.

Население Азербайджана и его религиозный состав

По Конституции в Азербайджане и не имеет влияния на образование, культуру или любые другие сферы общественной жизни.

Религиозный состав страны представлен различными течениями и конфессиями, главенствующую роль среди которых занимает ислам. 99% всего населения исповедуют именно эту религию. Причем примерно 85% из их числа являются мусульманами-шиитами.

Помимо этого, в Азербайджане свободно функционируют храмы других религий: синагоги, католические соборы, православные и протестантские церкви. Зарегистрирована и действует в стране даже община зороастрийцев.

Христианство в Азербайджане практически не распространено. Так, на территории государства нынче действует всего шесть православных храмов (из них половина расположена в столице). Католическая церковь в этой стране зародилась еще в XIV веке. Самым знаковым событием в жизни азербайджанских католиков стал приезд в Баку Папы Римского Иоанна Павла III, который состоялся весной 2002 года.

Этническое разнообразие населения Азербайджана

В Азербайджане проживают представители многих национальностей и этносов. Первая их десятка по численности выглядит следующим образом:

  • азербайджанцы (91%);
  • лезгины (2%);
  • армяне (1,4%);
  • русские (1,3%);
  • талыши (1,3%);
  • аварцы (0,6%);
  • турки (0,4%);
  • татары (0,3%);
  • украинцы (0,2%);
  • грузины (0,1%).

Абсолютное большинство в этнической структуре страны принадлежит азербайджанцам. Этот народ доминирует во всех регионах и городах государства (за исключением Нагорного Карабаха). В начале 1990-х годов доля этого этноса в структуре населения страны существенно возросла за счет активного переселения азербайджанцев из соседней Армении (вследствие Карабахского конфликта).

Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение

Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Этот народ компактно проживает в пределах Нагорного Карабаха - территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.

Первые русские общины возникли на территории Азербайджана еще в XIX веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч русских, однако их количество с каждым годом уменьшается (в основном за счет выезда из государства).

В Азербайджане сформировалась довольно крупная и целостная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце XIX века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В это же время на территорию страны (преимущественно - в Баку) стали массово приезжать поляки. Их переселение было связано, в первую очередь, с "нефтяным бумом" в Азербайджане. В Баку из Польши приезжали как высококвалифицированные инженеры, так и простые рабочие.

Города Азербайджана

Население городов Азербайджана составляет всего 53% от общего числа его жителей (по европейским меркам, это очень мало). Городов с населением свыше 50 тысяч человек в этой стране всего десять. Причем столица государства - город Баку существенно оторвался от них по количеству населения. На данный момент это единственный город-миллионник в государстве.

Крупнейшие Баку, Гянджа, Сумгаит, Мингечаур, Хырдалан, Нахичевань, Шеки.

В столице государства, по оценкам демографов, проживает сегодня около 2,1 миллиона человек. Этот город разительно отличается от всех остальных азербайджанских городов. Сегодня он активно развивается и обзаводится современными высотными зданиями.

В заключение...

На сегодняшний день в Азербайджане проживает около 9,7 миллиона человек, и население этой страны стремительно приближается к 10-миллионному рубежу. Этнический состав этого государства довольно пёстрый. Кроме коренного народа, здесь проживают представители многих других национальностей - армяне, русские, лезгины, курды, татары, турки, украинцы, талыши.

Азербайджан - страна на юго-востоке Кавказа. Много важных и интересных событий происходило на этих землях. И многое о них нам может поведать история. Азербайджан предстанет в исторической ретроспективе, открыв тайны своего прошлого.

Расположение Азербайджана

Расположена на востоке Закавказья. С севера граница Азербайджана имеет соприкосновение с Российской Федерацией. На юге страна граничит с Ираном, на западе - с Арменией, на северо-западе - с Грузией. С востока страна омывается волнами Каспийского моря.

Территория Азербайджана практически в равной мере представлена горными районами и низменностями. Этот факт сыграл немаловажную роль в историческом развитии страны.

Первобытные времена

Прежде всего узнаем о наиболее древних временах, в которые нам позволяет заглянуть история. Азербайджан был заселен ещё на заре развития человечества. Так, наиболее древний памятник пребывания неандертальца на территории страны датируется более 1,5 млн лет назад.

Самые значительные стоянки древнего человека обнаружены в Азыхской и Тагларской пещерах.

Древний Азербайджан

Первым государством, которое располагалось на территории Азербайджана, была Манна. Центр его находился в границах современного Иранского Азербайджана.

Название «Азербайджан» происходит от имени Атропата - наместника, который стал править в Манне после покорения её Персией. В честь него вся страна стала называться Мидия Атропатена, что позже трансформировалось в название «Азербайджан».

Одним из первых народов, который населял Азербайджан, являлись албаны. Данная этническая группа принадлежала к нахско-дагестанской языковой семье и была родственно близка современным лезгинам. В I тыс. у албанов появилось собственное государство. В отличие от Манны, оно располагалось на севере страны. Кавказская Албания постоянно подвергалась захватническим устремлениям Древнего Рима, Византии, Парфянского царства и Ирана. Некоторое время на значительных территориях страны смог укрепиться Тигран II.

В IV в. н. э. на территорию Албании, в которой до тех пор господствовали местные религии и зороастризм, из Армении пришло христианство.

Арабское завоевание

В VII в. н. э. случилось событие, которое сыграло решающую роль в истории региона. Речь идет об арабском завоевании. Вначале арабы покорили Иранское царство, от которого Албания была в а затем начали наступление на сам Азербайджан. После того как арабы захватили страну, сделала новый виток ее история. Азербайджан теперь стал навеки неразрывно связан с исламом. Арабы, включив страну в Халифат, стали проводить планомерную политику исламизации региона и быстро достигли своих целей. Южные в первую очередь подверглись исламизации, а затем новая религия проникла в сельскую местность и на север страны.

Но не все так легко складывалось для арабской администрации на юго-востоке Кавказа. В 816 году в Азербайджане началось восстание, направленное против арабов и ислама. Руководил этим народным движением Бабек, который придерживался древней зороастрийской религии. Главной опорой восстания были ремесленники и крестьяне. Более двадцати лет народ во главе с Бабеком боролся с арабскими властями. Восставшим даже удалось изгнать арабские гарнизоны с территории Азербайджана. Чтобы подавить восстание, Халифату пришлось консолидировать все свои силы.

Государство Ширваншахов

Несмотря на то что восстание было подавлено, Халифат с каждым годом слабел. У него уже не было сил, как прежде, контролировать различные части огромной империи.

Наместники северной части Азербайджана (Ширвана), начиная с 861 года, стали именоваться Ширваншахами и передавать свою власть по наследству. Номинально они подчинялись халифу, но фактически были полностью независимыми правителями. Со временем даже номинальная зависимость исчезла.

Столицей Ширваншахов была изначально Шемаха, а затем Баку. Государство просуществовало до 1538 года, когда было включено в состав персидского государства Сефевидов.

В это же время на юге страны существовали попеременно сменяющие друг друга государства Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Раввадидов, которые также либо не признавали власть Халифата вообще, либо делали это только формально.

Тюркизация Азербайджана

Не менее важной для истории, чем исламизация региона, вызванная арабским завоеванием, была его тюркизация вследствие нашествия различных тюркских кочевых племен. Но, в отличие от исламизации, этот процесс растянулся на несколько столетий. Важность этого события подчеркивают ряд факторов, которыми характеризуется современный Азербайджан: язык и культура современного населения страны имеет тюркское происхождение.

Первой волной тюркского нашествия стало вторжение огузских племен сельджуков из Средней Азии, которое произошло в XI веке. Оно сопровождалось огромными разрушениями и уничтожением местного населения. Многие жители Азербайджана, спасаясь, бежали в горы. Поэтому именно горные районы страны менее всего подверглись тюркизации. Тут господствующей религией стало христианство, а жители Азербайджана смешались с обитавшими в горных регионах армянами. В то же время оставшееся на своих местах население, смешиваясь с тюркскими завоевателями, переняло у них язык и культуру, но при этом сохранило и культурное наследие своих предков. Образовавшийся от этого смешения этнос стал в будущем именоваться азербайджанцами.

После распада единого государства сельджуков на территории южного Азербайджана правила династия Ильдегезидов тюркского происхождения, а затем ненадолго эти земли захватили хорезмшахи.

В первой половине XIII века Кавказ подвергся монгольскому вторжению. Азербайджан был включен в состав государства монгольской династии Хулагуидов с центром на территории современного Ирана.

После падения династии Хулагуидов в 1355 году Азербайджан на непродолжительное время входит в состав государства Тамерлана, а затем становится частью государственных образований огузских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Именно в этот период происходит окончательное формирование азербайджанской народности.

Азербайджан в составе Ирана

После падения государства Ак-Коюнлу, в 1501 году, на территории Ирана и южного Азербайджана образовывается мощное государство Сефевидов с центром в Тебризе. Позже столица была перенесена в иранские города Казвин и Исфахан.

Государство Сефевидов обладало всеми атрибутами настоящей империи. Особенно упорную борьбу Сефевиды вели на западе с набирающей мощь Османской империей, в том числе и на территории Кавказа.

В 1538 году Сефевидам удалось покорить государство Ширваншахов. Таким образом, под их властью оказалась вся территория современного Азербайджана. Иран сохранял контроль над страной и при следующих династиях - Хотаки, Афшаридов и Зендов. В 1795 году в Иране воцарилась династия Каджаров тюркского происхождения.

В то время Азербайджан был уже разделен на множество мелких ханств, которые подчинялись центральному иранскому правительству.

Завоевание Азербайджана Российской империей

Первые попытки установить контроль России над территориями Азербайджана были предприняты ещё при Петре I. Но в то время продвижение Российской империи на Закавказье не имело особых успехов.

Ситуация коренным образом изменилась в первой половине XIX века. В ходе двух русско-персидских войн, длившихся с 1804 по 1828 год, к Российской империи была присоединена практически вся территория современного Азербайджана.

Это был один из поворотных моментов, которыми пестрит история. Азербайджан с этих пор надолго был связан с Россией. Именно к временам пребывания в относится начало нефтедобычи в Азербайджане и развития промышленности.

Азербайджан в составе СССР

После Октябрьской революции наметились центробежные тенденции в различных регионах бывшей Российской империи. В мае 1918 года была образована независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Но молодое государство не смогло выстоять в борьбе с большевиками, в том числе по причине внутренних противоречий. В 1920 году оно было ликвидировано.

Большевиками была создана Азербайджанская ССР. Первоначально она входила в состав Закавказской федерации, но с 1936 года стала полностью равноправным субъектом СССР. Столицей данного государственного образования был город Баку. В этот период интенсивно развивались и другие города Азербайджана.

Но в 1991 году произошел распад Советского Союза. В связи с этим событием Азербайджанская ССР прекратила свое существование.

Современный Азербайджан

Независимое государство стало именоваться Азербайджанской Республикой. Первый президент Азербайджана - Аяз Муталибов, ранее бывший первым секретарем республиканского комитета Коммунистической партии. После него попеременно должность главы государства занимали и Гейдар Алиев. В настоящее время президент Азербайджана - сын последнего, Он вступил в эту должность в 2003 году.

Наиболее острая проблема в современном Азербайджане - это Карабахский конфликт, начавшийся ещё в конце существования СССР. В ходе кровавого противостояния между правительственными войсками Азербайджана и жителями Карабаха, при поддержке Армении, была образована непризнанная Республика Арцах. Азербайджан считает данную территорию своей, поэтому конфликт постоянно возобновляется.

Вместе с тем нельзя не отметить и успехи Азербайджана в построении независимого государства. Если в будущем эти успехи будут развиты, то процветание страны станет закономерным итогом общих усилий правительства и народа.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения