К какому роду литературы относится литературная сказка. Литературные роды и жанры

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов : эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
эпопея ода трагедия
роман элегия комедия
повесть гимн драма
рассказ сонет трагикомедия
сказка послание водевиль
басня эпиграмма мелодрама

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

Литературные роды и литературные жанры - мощнейшее средство, позволяющее обеспечить единство и преемственность литературного процесса. Они касаются характерных черт ведения повествования, сюжета, авторской позиции и отношений рассказчика с читателем.

Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.

Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:

  • Эпос;
  • Лирика;
  • Драма.

Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте - само повествование.

Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия .

Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках - кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр .

Эпос (с греческого - «повествование») Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) Драма (с греческого - «действие»)
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие - чувство и то, как оно повлияло на героя. Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра.

Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.

Литературные жанры

Жанр - это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное - вид . Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) - жанрами.

Пример: род - эпический, вид - рассказ, жанр - святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица .

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:
  • Героическая;
  • Воинская;
  • Сказочно-легендарная;
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы;
  • поговорки;
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический;
  • фантастический;
  • авантюрный;
  • роман-притча;
  • утопический;
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть;
  • рассказ;
  • новелла;
  • басня;
  • притча;
  • баллада;
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:
  • положений;
  • характеров;
  • масок;
  • философская;
  • социальная;
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы - лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой - описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора .

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность .

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман - самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев - 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные - второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк - это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода - торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия - стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира - язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия - стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал - небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание - стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет - строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене. Единственное средство раскрытия характера героя в драме - его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир .

Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.

Драматические произведения

Трагедия, комедия и фарс — жанры драмы.

В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.

Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором - сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.

Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям. Фарс - это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль - лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем.

Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения - отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование ; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении , которое они произвели на автора, о тех чувствах , которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими , появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

Героическая
Строговоинская
Сказочно-
легендарная
Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

пословицы
поговорки
загадки
потешки...
ЭпопеяРоман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный...
Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка...
Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...
Трагедия
Комедия:

положений,
характеров,
масок...
Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

Современное литературоведение выделяет также четвертый , смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический , к которому относится поэма . И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

В таблице вам встретилось выражение "малые жанры". Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Прочтите высказывание В.Белинского о жанре повести:

Если повесть, согласно Белинскому, - это "листок из книги жизни", то, пользуясь его метафорой, можно образно определить роман с жанровой точки зрения как "главу из книги жизни", а рассказ - как "строку из книги жизни".

Малые эпические жанры , к которым относится рассказ - это "интенсивная" по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

  • небольшой объем;
  • в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
  • малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;
  • автору интересна какая-то определенная тема;
  • решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

Итак,
РАССКАЗ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть , но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А.Чехова "Дуэль" некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е.Аничков, "в центре рассказов стоит именно личность человека , а не целая группа людей".

Расцвет русской малой прозы начинается в 20-е годы XIX века, который дал прекрасные образцы малой эпической прозы, среди которых безусловные шедевры Пушкина ("Повести Белкина", "Пиковая дама") и Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки", петербургские повести), романтические новеллы А.Погорельского, А.Бестужева-Марлинского, В.Одоевского и других. Во второй половине XIX века создаются малые эпические произведения Ф.Достоевского ("Сон смешного человека", "Записки из подполья"), Н.Лескова ("Левша", "Тупейный художник", "Леди Макбет Мценского уезда"), И.Тургенева ("Гамлет Щигровского уезда", "Степной король Лир", "Призраки", "Записки охотника"), Л.Толстого ("Кавказский пленник", "Хаджи Мурат", "Казаки", севастопольские рассказы), А.Чехова как крупнейшего мастера короткого рассказа, произведения В.Гаршина, Д.Григоровича, Г.Успенского и многих других.

ХХ век также не остался в долгу - и появляются рассказы И.Бунина, А.Куприна, М.Зощенко, Теффи, А.Аверченко, М.Булгакова… Даже такие признанные лирики, как А.Блок, Н.Гумилев, М.Цветаева "унизились до презренной прозы", говоря словами Пушкина. Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.

И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична , а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л.Толстой, "натуральных" отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

Если сюжет миниатюры И.Бунина "Муравский шлях" , состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А.Чехова "Ионыч" хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно "выхватить" из жизненной цепи героя несколько "звеньев"-эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. "Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь", - словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого "культурного" семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали! ), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было "проходящее", неинтересное время: "Прошло четыре года" , "Прошло еще несколько лет", как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…

Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А.Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

Исторические потрясения, безусловно, диктуют художнику иные темы и сюжеты. М.Шолохов в цикле донских рассказов говорит о страшных и прекрасных человеческих судьбах в годину революционных потрясений. Но дело тут не столько в самой революции, сколько в вечной проблеме борьбы человека с самим собой, в вечной трагедии крушения старого привычного мира, которую многократно переживало человечество. И потому Шолохов обращается к сюжетам, давно укоренившимся в мировой литературе, изображая частную человеческую жизнь как бы в контексте мировой легендарной истории. Так, в рассказе "Родинка" Шолохов использует древний, как мир, сюжет о поединке отца и сына, не узнанных друг другом, с которым мы встречаемся в русских былинах, в эпосах древней Персии и средневековой Германии… Но если древний эпос трагедию отца, убившего сына в битве, объясняет законами судьбы, не подвластной человеку, то Шолохов говорит о проблеме выбора человеком своего жизненного пути, выбора, который определяет все дальнейшие события и в конце концов делает одного зверем в человеческом обличье, а другого - равным величайшим героям прошлого.


При изучении темы 5 Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
  • А.Пушкин. Повести "Дубровский", "Метель"
  • Н.Гоголь. Повести "Ночь перед рождеством", "Тарас Бульба", "Шинель", "Невский проспект".
  • И.С.Тургенев. Повесть "Дворянское гнездо"; "Записки охотника" (2-3 рассказа по выбору); рассказ "Ася"
  • Н.С.Лесков. Рассказы "Левша", "Тупейный художник"
  • Л.Н.Толстой. Рассказы "После бала", "Смерть Ивана Ильича"
  • М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки "Премудрый пескарь", "Богатырь", "Медведь на воеводстве"
  • А.П.Чехов. Рассказы "Попрыгунья", "Ионыч", "Крыжовник", "О любви", "Дама с собачкой", "Палата номер шесть", "В овраге"; другие рассказы по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Рассказы и повести "Господин из Сан-Франциско", "Суходол", "Легкое дыханье", "Антоновские яблоки", "Темные аллеи" А.И.Куприн. Повесть "Олеся", рассказ "Гранатовый браслет"
  • М.Горький. Рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Челкаш"; сборник "Несвоевременные мысли"
  • А.Н.Толстой. Повесть "Гадюка"
  • М.Шолохов. Рассказы "Родинка", "Чужая кровь", "Судьба человека";
  • М.Зощенко. Рассказы "Аристократка", "Обезьяний язык", "Любовь" и другие по вашему выбору
  • А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор"
  • В.Шукшин. Рассказы "Верую!", "Сапожки", "Космос, нервная система и шмат сала", "Миль пардон, мадам!", "Забуксовал"

Прежде чем выполнять задание 6, обратитесь к словарю и установите точное значение понятия, с которым вам предстоит работать.


Рекомендованная литература к работе 4:
  • Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX- начала XX века. - Л., 1979.
  • Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. - М.: Просвещение, 1981.
  • Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
  • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
  • Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. - Л., 1973.
Тема 3
^ РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ»
I вариант
1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэму обычно к лироэпическим произведениям, т. к., рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.
2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов?

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года -

Им не сойтися никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ.
Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Главные художественные приемы в поэме - олицетворение и сравнение . Интересно, что в основе развернутой метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари », снега горят, «как алмаз » облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) - одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) - непреодолимое стремление на родину.
^ 3. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон,

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лавой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь,

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье... Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я - и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык...

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленно дышать,

Сдавил меня в последний раз...

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно - и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!..
Этот отрывок прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).
^ 4. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

Я жда́л. И во́т в тени́ ночно́й - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / 2, 4, 6, 8

Врага́ почу́ял о́н, и во́й - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / 2, 4, 6, 8
Поэма написана четырехстопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.
^ 5. Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину?

Стремление на родину для Мцыри - это и стремление к свободе, к настоящей жизни, т. к. он хотел бы быть «в стране отцов не из последних удальцов». Воспоминания переносят Мцыри в родной аул, где он жил ребенком: картины быта горной деревушки, звуки, запахи проносятся в его воображении. А главное - лица, голоса родных людей (отца, сестер) - ведь юноша так страдает от одиночества, от разлуки со всем, что ему дорого и мило с детства.
II вариант
^ 1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

Эпиграф М. Ю. Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея - лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует, для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
2. Поэма М. Ю. Лермонтова - романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Мцыри признается старику-монаху:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...
Главная страсть героя - стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.
^ 3. Какими художественными средствами пользуется поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

В поэме мы находим гиперболы (О, я как брат! / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил...); сравнения (Я сам, как зверь, был чужд людей! / И полз и прятался, как змей); эпитеты (Но юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!).
4. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из 11-й главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц слетал пугливый рой.
И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли; (...)

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог:

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул...
Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле . С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны неба и земли Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.
^ 5. М. Ю. Лермонтов утверждал: «Как сладкую песню отчизны моей, // Люблю я Кавказ».

Перечислите известные вам «кавказские» произведения поэта.

Сказка «Ашик-Кериб», поэмы «Беглец» и «Демон», стихотворения «Казачья колыбельная песня», «Дары Терека», «Тамара», «Кавказ», «Утес», «Поэт», «Памяти А. И. Одоевского», «Сон», роман «Герой нашего времени».

Тема 4
^ КОМЕДИЯ. ПОНЯТИЕ О СЮЖЕТЕ

Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»
I вариант
1. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?

Комедия - один из основных видов драмы (т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене), комедия изображает такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
2. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

^ Диалог - разговор двух или более лиц (например, диалог Хлестакова и городничего в VIII явлении II действия).

Монолог - развернутое высказывание одного лица, не связанное репликами других (монолог Осипа в начале II действия).

Реплика - фраза собеседника в диалоге. Бывают реплики «в сторону», т. е. не предназначенные для ушей собеседника (разговор между Хлестаковым и городничим, который хитрит и говорит «в сторону», поясняя для зрителей свои мысли и действия в VIII явлении II действия).
^ 3. Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор передает свое отношение к герою?

(?) Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но благодаря Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно.... Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

Артемий Филиппович (в сторону ). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестаков. Это Правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.
Начинает диалог городничий. Его слова сплошная выдумка о собственной добросовестной работе, сдобренная откровенной лестью по отношению к ревизору. Забавно, что каждое высказывание заключает в себе что-то действительно существующее в городе и деятельности городничего, но в противоположном значении. Это создает комический эффект. Только по отношению к «начальству» городничий почти искренен, т. к., конечно, хочет, чтобы ревизор остался доволен. Гоголь разоблачает притворство хитрого градоначальника репликой Хлестакова, который наивно заявляет, что тоже любит «присочинить», таким образом, серьезность и тем более правдивость чувств городничего уничтожена мгновенно. Зависть судьи, отъявленного бездельника и мошенника, к «талантам» начальника завершает разоблачительную картину.
^ 4. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?

«Немая сцена» нужна для зрителей, чтобы они представили, как же будут действовать при сложившихся обстоятельствах все персонажи комедии. А действовать они будут по-прежнему: лгать, давать взятки, притворяться, льстить, говорить дурно о других, трястись от страха и т. п. Участники «немой сцены» не только ошарашены известием о приезде истинного ревизора, но и решают, наверное, с чего начать новую кампанию «приручения» столичного чиновника.
II вариант
^ 1. Что называется сюжетом? Перечислите все его элементы.

Сюжетом называются связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
^ 2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция - сообщение городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.

Завязка - предположение Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.

^ Развитие действия - все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.

Кульминация - вечер у городничего, чтение письма.

Развязка - сообщение о приезде настоящего ревизора.
3. Любая пьеса начинается с перечня действующих лиц. В своей комедии Н. В. Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?

Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Это характеристика судьи - Аммоса Федоровича Ляпкина. Уже фамилия этого человека показывает, как он относится к служебным обязанностям (тяп-ляп). Авторская ирония заключена в каждой фразе и направлена не только на этого «героя», но и других тоже. Первая - о «вольнодумстве», основанном на чтении 5-6 книг! - говорит и о других, которые за всю жизнь прочитали и того меньше. Значительная мина - следствие уважения окружающих к его знаниям и уму - снова ирония. Наконец, сравнение его речи с боем старинных часов тоже вызывает смех.
4. В комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам , кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.

а) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».

в) «Знаю, знаю... Этому не учите я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

г) «Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь атак посмотреть, как у него эти поступки...»

е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».
а) Хлестаков . Интересы самые приземленные, но любит высказаться «красиво» и говорит пошлости.

б) Городничий перед посещением мнимого ревизора готов к «сражению», имеет опыт подобных дел.

в) Почтмейстер. Речь идет о вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не задумывается о безнравственности такого поведения.

г) ^ Лука Лукич Хлопов - человек трусливый, не справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика времени, когда каждое умное слово могло вы звать политические преследования.

д) ^ Петр Иванович Бобчинский - городской помещик (бездельник), главная черта характера - любопытство.

е) Унтер-офицерская вдова , высеченная по ошибке, не справедливости ищет, а не хочет упустить своего «счастья», получить штраф.
^ 5. Вспомните, какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Зеркало, скорее всего, театр, который отражает жизнь во всех ее противоречиях. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания. Поэтому эпиграф - и о теме «Ревизора», и о волшебной силе искусства.

ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА

Литературный род - группа жанров, обладающих сходными структурными признаками.

Художественные произведения очень отличаются по выбору изображаемых явлений действи­тельности, по способам ее изображения, по преобладанию объективного или субъективного начал, по композиции, по формам словесного выражения, по изобразительно-выразительным средствам. Но при этом все эти разнообразные литературные произведения можно поделить на три ро­да - эпос, лирику и драму. Деление на роды обусловлено различными подходами к изображению мира и человека: эпос объективно изображает человека, для лирики характерен субъективизм, а драма изображает человека в действии, причем авторская речь имеет вспомогательную роль.

Эпос (по-гречески означает повествование, рассказ) - повествование о событиях в прошлом, сосредоточен на объекте, на изображении внешнего мира. Основными признаками эпоса как ли­тературного рода выступают события, действия как предмет изображения (событийность) и по­вествование как типичная, но не единственная форма словесного выражения в эпосе, потому что в крупных эпических произведениях присутствуют и описания, и рассуждения, и лирические отступления (что связывает эпос с лирикой), и диалоги (что связывает эпос с драмой). Эпическое произведение не ограничено какими-либо пространственными или временными рамками. Оно может охватывать множество событий и большое количество персонажей. В эпосе большую роль играет беспристрастный, объективный повествователь (произведения Гончарова, Чехова) или рас­сказчик («Повести Белкина» Пушкина). Иногда повествователь передает историю со слов рассказ­чика («Человек в футляре» Чехова, «Старуха Изергиль» Горького).

Лирика (от греч. lyra - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действу­ющие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни. Лирика изображает внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций. Лирика, в отличие от эпоса, субъективна, чувства и переживания лирического героя занимают в ней главное место, отодвигая на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. Как правило, в лирике отсутствует событийный сюжет. В лирическом произ­ведении может присутствовать описание какого-либо события, предмета, картин природы, но оно ценно не само по себе, а служит целям самовыражения.

Драма изображает человека в действии, в конфликтной ситуации, но развернутое повество­вательно-описательное изображение в драме отсутствует. Основной ее текст цепь высказыва­ний персонажей, их реплик и монологов. Большинство драм построено на внешнем действии, которое связано с противоборством, противостоянием героев. Но может преобладать и внутрен­нее действие (герои не столько действуют, сколько переживают и размышляют, как в пьесах Чехова, Горького, Метерлинка, Шоу). Драматические произведения, как и эпические, изобра­жают события, поступки людей и их взаимоотношения, но в драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Авторская речь является вспомогательной и образует побочный текст произведения, который включает в себя список действующих лиц, иногда их краткие характеристики; обозначение времени и места действия, описание сценической обстановки в начале картин, явлений, актов, действий; ремарки, в которых даются указания на интонацию, движения, мимику персонажей. Основной текст драматического произведения составляют моно­логи и диалоги персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени.

Таким образом, эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, драма делает то же самое, но не от лица автора, а в непосредственной беседе, диалоге самих дей­ствующих лиц, лирика же сосредоточивает свое внимание не на внешнем, а на внутреннем мире.

Однако нужно иметь в виду, что деление литературы на роды до некоторой степени искус­ственно, потому что на самом деле нередко происходит соединение, сочетание всех этих трех видов, их слияние в одно художественное целое или осуществляется комбинация лирики и эпоса (стихотворения в прозе), эпоса и драмы (эпическая драма), драмы и лирики (лирическая драма). Кроме того, деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов включает в себя и поэтические (стихотворные), и прозаические (нестихот­ворные) произведения. Например, по своей родовой основе эпическими являются роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин», поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Многие драмати­ческие произведения написаны в стихах: комедия Грибоедова «Горе от ума», трагедия Пушкина «Борис Годунов» и другие.

Деление на роды - первое деление в классификации литературных произведений. Следующей ступенью является деление каждого рода на жанры. Жанр - исторически сложившийся тип ли­тературного произведения. Жанры бывают:

  • эпические (роман, повесть, рассказ, очерк, притча),
  • лирические (лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет) и
  • драматичес­кие (комедия, трагедия, драма).
Наконец, жанры обычно получают дальнейшие подразделения (например, бытовой роман, авантюрный роман, психологический роман и т. п.). Кроме того, все жанры по объему принято делить на
  • крупные (роман, роман-эпопея),
  • средние (повесть, поэма) и
  • малые (рассказ, новелла, очерк).
ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Роман (от фран. roman or conte roman - рассказ на романском языке) - большая форма эпичес­кого жанра, многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе всегда насыщено внешними или внутренними конфликтами или теми и другими вместе. События в романе не всегда описываются последовательно, иногда автор нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени» Лермонтова).

Романы можно делить

  • по тематическому признаку (исторические, автобиографические, аван­тюрные, приключенческие, сатирические, фантастические, философские и т. д.);
  • по структуре (роман в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон, эпистолярный роман и другие).
Роман-эпопея (от греческого epopiia - собрание сказаний) роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. Например, «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

Повесть - эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повество­вания о событиях в их естественной последовательности. Иногда повесть определяется как эпичес­кое произведение, среднее между романом и рассказом - она больше рассказа, но меньше романа по объему и количеству действующих лиц. Но границу между повестью и романом следует искать не в их объеме, а в особенностях композиции. В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, в повести материал излагается хроникально. В ней художник не увлекается размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основ­ному действию произведения. В повести не ставятся задачи глобального исторического характера.

Рассказ - малая эпическая прозаическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (чаще всего повествуется об одном или двух героях). В рассказе, как правило, ставится одна проблема и описывается одно событие. Например, в рассказе Тургенева «Муму» основным событием является история приобретения и потери Герасимом собаки. Новелла отлича­ется от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (О"Генри «Дары волхвов»), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.

Очерк - малая эпическая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа. Очерк отли­чается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Притча - малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из челове­ческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).

ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Лирическое стихотворение - малая жанровая форма лирики, написанная или от лица автора («Я вас любил» Пушкина) или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Рже­вом...» Твардовского).

Элегия (от греческого eleos - жалобная песня) - малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философ­ские размышления, грустные раздумия, скорбь.

Послание (от греческого epistole - письмо) - малая лирическая форма, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сати­рические и т. д. Послание может быть адресовано одному конкретному лицу или группе лиц.

Эпиграмма (от греческого epigramma - надпись) - малая лирическая форма, стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Эмоциональный диапазон эпиграммы очень велик - от дружес­кой насмешки до гневного обличения. Характерные черты - остроумие и краткость.

Ода (от греческого ode - песня) - малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

Сонет (от итальянского soneto - песенка) - малая лирическая форма, стихотворение, обычно состоящее из четырнадцати стихов.

Поэма (от греческого poiema - творение) - средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд пере­живаний. В поэме соединились черты двух литературных родов - лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.

Баллада (от итальянского ballada - плясать) - средняя лиро-эпическая форма, произведение с напряженным, необычным сюжетом, рассказ в стихах.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Комедия (от греческого komos - веселая процессия и ode - песня) - вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. В жанровом отношении различают комедии сатирические («Недоросль» Фовизина, «Ревизор» Го­голя), высокие («Горе от ума» Грибоедова), лирические («Вишневый сад» Чехова).

Трагедия (от греческого tragedia - козлиная песнь) - вид драмы, произведение, в основу ко­торого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. К жанру трагедии относится, например, пьеса Шекспира «Гамлет».

Драма - пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том, что она строится на современном, а не античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения