Самообразование и саморазвитие. Самообразование

Самообразование это- образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала.

Преуспеть в современном мире без самообразования невозможно, также невозможно без негои формирование правильного мировосприятия, и ориентации в нашем постоянно изменяющемся далеко несовершенном мире, ибо надо знать и существующие альтернативные течения, науки, предметы, не затрагиваемые современной политизированной системой образования.

Человек всовременном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Самообразование становится сегодня актуальной проблемой как для ученика, так и дляучителя. Учительдолжен превратиться из информатора в организатора учения.

Необходимо помнить, что школьные знания - это только фундамент науки, который не может предоставить ученикам знаний, необходимых им в практической деятельности.

Если кто-либо из учащихся думает, что ему хватит знаний, полученных в образовательном учреждении, и больше не нужно их улучшать, то стоит сказать, что он сильно ошибается.

Д.И. Писарев писал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться. Помимо этого, учение после выхода из школы по многим параметрам (результатам, влиянию и др.) превосходит первое. Что же может подвигнуть человека работать над собой, двигаться вперед, увеличивать свои возможности и расширять свои знания? Ответ гораздо проще, чем мы думаем!

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообучение является аналогом обучения. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность . Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя - сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

Возрасты самообразования.

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования.

Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Но у дерева и человека спирали развития различны.

В каждой профессиональной среде установились и бытуют свои представления об оптимальном времени, в которое человек может плодотворно заниматься той или иной работой. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет вообще следует менять место службы. Однако, даже и не конкретизируя так точно, необходимость смены деятельности признают все.

Так вот, самообразование — постоянный процесс , уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества.

Главная задача самообразования - самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность,расставлять смысловые акценты;

быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;

осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;

использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;

расширять личностные образовательные интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей.

По мнению Г.М.Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности).

Самообразование и геронтология

Геронтоло́гия (от др.-греч. γέρων — «старик» и λόγος — «знание, слово, учение») — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

Старость, пожилые годы — эпоха, по определению, просветительская. Старость — один из пиков самообразования. И этот парадокс по-своему объясним. Утеряв многие деловые и прагматические связи с миром, пожилой человек ищет способы укрепления душевной, внутренней связи с ним. Как и все живое, он сохраняет в себе потребность обновляться. Теперь и того и другого он может достичь, только набирая новые знания.

Эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека может иметь очень разную протяженность. Но для многих людей эта длительность осени связана с активностью интереса к миру. Вспыхивающая во многих и многих поздняя страсть к наукам и искусствам, к чтению и смотрению передач, к историческим расследованиям и переписке со знаменитостями — вовсе не прихоть. Пожилые люди создают этим возможность активного соприкосновения с миром. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, ее энергией, спасением от бед и недугов. Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию.

Психологическую функцию, — самообразование исполняет не только в старости.

Познание всегда — акт эмоциональный. Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство. Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис . Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии. Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу.

Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут. Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики». Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное. Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, естественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей.

Нет окончательной ясности в понимании катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состояние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицинской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения (немецкий ученый Я. Бернайс). 3. Фрейд внес свою лепту в трактовку этого вопроса, предложив рассматривать катарсис как один из методов психотерапии.

Прежде всего разумно посмотреть на катарсис с более общих позиций и увидеть в нем черту не только переживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом. Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «уходить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность.

Катарсис — одна из высших кульминационных точек всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности.

В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от зоологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов. «Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении себя, данного уровня своего «я». Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновленным, освобожденным, помудревшим.

Ка́тарсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление). Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на человека.

Самообразование необходимо!

Стремление к новым знаниям, духовное этическое развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых умений - совершенно необходимо для современного человека.

Необходимо заметить, что человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Помимо этого, на сегодняшний день, не представляется возможным найти себе место «под солнцем» без дополнительных знаний. Это значит, что самообразование необходимо совершенно любому человеку.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самостоятельное обучение с каждым годом становится все более актуальным и востребованным. Современная жизнь не позволяет людям всех возрастов и профессий растрачивать большое количество времени для посещений очных курсов, или для занятий в техникуме, институте, университете.

Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.

Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности.

Особая ценность самообразования в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ самообразовательная программа.

Конкретные виды мультимедийного самообразования:

1. Систематический просмотр определенноговидео материала

2. Прослушивание аудиокниг

3. Чтение конкретных электронных и др.изданий, подписок.

4. Обзор в Интернете информации по интересующемупредмету.

5. Работа с образовательными компьютерными программами

Источники мультимедийного самообразования.

1. Видео, аудио информация на различных носителях

2. Электронная и др. литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

3. Интернет

4. Образовательные компьютерные программы

Самообразование — основа совершенствования личности

Скажем сразу, что мы под самообразованием понимаем систематическую, организованную и самостоятельную учебу личности. Самообразование в широком смысле этого слова является необходимым компонентом всякого учения, в том числе школьного и вузовского.

Можно различить, в основном, два вида самообразования в зависимости от его формы и самостоятельности .

Называют эти виды по-разному, но нам кажется, будет правильным назвать — системное и автономное .

Системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением (школа, вуз и т. д.). Процесс обучения управляется в основном не обучающимся, а учебными заведениями. Обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях. Конечно, и при таком виде самообразования учащийся может выходить за рамки представляемой ему программы знаний и, таким образом, приближаться ко второму, более высокому уровню самообучения.

Под автономным самообразованием мы понимаем такое, когда самосовершенствование, самообучение или изучение какого-либо вопроса побуждается не извне, а из потребностей или интересов самой личности. Человек при этом сам определяет цели самообучения и объем знаний (программу занятий), который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля , самоотчета и т. д., т. е. этот процесс приближает личность к самоуправлению .

Бесспорно, что в жизни часто приходится сочетать оба указанных вида самообразования. Однако в школьный и вузовский периоды господствует системное , а в зрелом возрасте — автономное самообразование .

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как АВТОНОМНАЯ самообразовательная программа.

По своему содержанию знания разнообразны и выполняют различные функции.

Одни знания расширяют кругозор личности и способствуют формированию мировоззрения, определяющего отношения к различным сторонам внешней действительности и к самой себе, собственной деятельности, — это теоретические знания .

Личность, овладевая такими знаниями, одновременно формирует себя и собственную жизненную позицию. Следовательно, самообразование является в одно и то же время и самовоспитанием .

Особенно это ярко наблюдается при овладении вторым видом знаний — прикладными знаниями о способах деятельности , которые лежат в основе умений и навыков и которые определяют профессиональную готовность личности к труду.

Следует различать и третий вид знаний — это знание того, как приобретать знания . Овладение им обеспечивает высокую эффективность самообразования .

Овладение осознанными действиями как в области теории, так и практики, обеспечивает становление общих способностей, особенно проявляющихся в познавательной деятельности.

Приобретение знаний — сложный самостоятельный процесс, позволяющий активизировать мыслительную деятельность, мобильную волю, формирующий волевые качества, такие как организованность, упорство и настойчивость. Поэтому люди, которые много и интенсивно занимались самообразованием, предстают перед нами не только знающими, но и трудолюбивыми, волевыми.

Таким образом, самообразование — одна из важных составляющих самоуправления и способов всестороннего и гармоничного развития личности. В процессе самообразования развивается не только ум человека, но и произвольное внимание и в целом самостоятельность личности. Все это свидетельствует, что самообразование является процессом, затрагивающим многие сферы человеческой психики и способствующим ее развитию.

В постиндустриальном обществе сфера знания - ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества (Д. Белл) .

СТРАТИФИКАЦИЯ — социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев

Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их - в постепенном смещении соотношения "образование — самообразование" к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявляется тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, обретают все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека обретает доминирующие позиции.

Эволюция самообразования пойдет также по пути увеличения разнообразия его форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие "человек"». Процессы самообразования станут основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. Общество, прогрессируя, усложняясь, повысит свои требования и к самообразовательной активности личности.

Миссия образования - служить самообразованию

Самообразование - прекрасный способ оставаться в форме, повышать свой профессиональный уровень и просто быть более интересным собеседником. Поэтому многие люди всерьез задумываются над тем, с чего начинать самообразование. Увы, отсутствие силы воли в сумме с накопленными ошибками приводит к тому, что время тратится впустую, человек, еще недавно полный энтузиазма, расстраивается и бросает весьма полезное начало. Как же избежать подобных ошибок?

Ставим перед собой цель

Для начала нужно определиться с целью. Ни один человек не начинает самообразование просто так. Едва ли кому-то взбредет в голову просто так изучать особенности строения ганглия у крупных муравьев или склонение неправильных глаголов в ирландском языке. Большинство людей ищет ответ на вопрос: "С чего начинать самообразование?", в тот момент, когда понимает, что необходимо знать больше в какой-то определенной сфере.

Именно поэтому очень важно поставить перед собой цель, достигнув которой, вы сможете гордиться собой. Цель может быть самой разной: одному достаточно просто стать более интересным человеком с широким кругозором. А другому необходимо срочно выучить иностранный язык или основы юриспруденции, чтобы к концу года иметь возможность занять освободившееся место в компании.

Впрочем, не всегда человек, занимающийся самообразованием, стремится к столь сложным и высоким целям. Зачастую все значительно проще, например, научиться самому ремонтировать автомобиль, горный велосипед или компьютер. А может, и освоить основы кулинарного дела.

В любом случае вам нужна цель, чтобы было на что ориентироваться. Ее следует назначать в зависимости от того, чего же вы хотите добиться. Стать разносторонним человеком? Найдите топ-100 лучших мировых книг и прочтите к концу года (хотя бы следующего) все те, которые еще не читали. Хотите выучить иностранный язык? Решите, к какому моменту вы должны свободно читать на нем, а к какому - общаться с другими людьми. Давно мечтаете научиться готовить? Значит, до конца месяца приготовьте десять новых блюд, а до конца года освойте целую сотню.

Цель не обязательно должна быть глобальной, она может быть и небольшой, главное, чтобы она была достижимой. Ведь достижение поднимет вашу самооценку, позволит поверить в свои силы.

Создаем план

Многих людей интересует, с чего начать самообразование. План, а точнее его составление, является важнейшим этапом, фундаментом, без которого все помыслы просто рухнут и не будут воплощены в жизнь.

Конечно, вершиной вашего плана должна стать цель, выбранная перед тем, как приступать к самообразованию. Но ее достижение - очень сложный и долгий процесс. Невозможно вот так сразу добраться до самой вершины горы. Нужно делать привалы, и желательно назначить их места самостоятельно.

Хотите знать устройство двигателя автомобиля? На одной неделе изучите устройство карбюратора. На следующей - уделите внимание коробке передач и так далее. В результате через несколько недель вы сможете с закрытыми глазами рассказать о том, как устроен двигатель, как он работает.

То же самое и с языками. Например, каждый день вы должны изучать по 5 новых слов, а раз в неделю - новое правило. Такая нагрузка кажется (да и является) очень небольшой. Но представьте себе, что будет через год: зная почти 2 тысячи новых слов и 50 правил, вы уже без труда сможете общаться с обычным носителем этого языка, пусть и не на профессиональные темы.

Тот же принцип действует, если вам интересно, с чего начать самообразование юриста. Возьмите за правило изучать по десять статей в день. Не обязательно дословно, главное помнить их номер и смысл.

И самое важное - график составляется для вашего удобства. Но выбиваться из него нельзя, ведь именно самодисциплина является единственным способом получить пользу от самообразования. Любая прокрастинация, утверждения типа "сегодня не буду делать, зато завтра сделаю двойную норму", хотя и оправданы в некоторых случаях, чаще всего просто является началом конца. Ну а забросив самообразование на полпути, не стоит надеяться, что оно принесет пользу.

Ищем единомышленников

Некоторые эксперты ответят на вопрос: "С чего начинать самообразование?", довольно оригинально: с поиска единомышленников. Они не обязательно должны быть рядом физически. Знакомства в Интернете (сегодня существует множество специализированных форумов) также помогут. Причем это касается любого человека. Неважно, какую цель имеет самообразование - формирование начал экологической культуры дошкольников или же обучение виртуозной резьбе по дереву.

Без единомышленников изучать новое значительно сложнее. Ведь большинство людей скорее будет смеяться над вашими попытками стать лучше, сами-то они наверняка таких попыток никогда не предпринимали и не предпримут. А вот человек, с которым можно поговорить на новую общую тему, всегда поддержит.

Если же вы начали изучать новое одновременно, появляется еще и соревновательный эффект: каждому хочется обойти товарища, показать, что он лучше справляется с поставленной задачей.

Наконец, очень эффективный прием: пообещать единомышленнику "не сходить с трассы". Перед собой всегда можно оправдаться, почему вы не приготовили новое блюдо или не выучили слова, как планировали. А обманывая другого человека, вы всегда будете испытывать дискомфорт. А значит, постараетесь не допускать этого.

Выбираем время

Если продолжать тему "С чего начать самообразование человеку", то ни в коем случае нельзя обойти стороной выбор оптимального времени. Не стоит надеяться, что вы станете читать нужную литературу или слушать лекции тогда, когда будет время. Это заранее провальный путь. Времени не будет никогда, можете поверить. Всегда найдется какое-нибудь неотложное и крайне важное дело.

Поэтому решите, что каждый день (или только в будни) вы будете читать или слушать подобранные книги во время пробежки, поездки на работу или с работы, один час перед сном. Очень важно не выбиваться из этого графика. Со временем обязательно появится желание отложить дело или дать себе небольшую поблажку. Пойдете на поводу у своей лени - можете сразу бросать самообразование, значит, это не для вас.

Плюсы

Преимущества, какие дает человеку самообразование, вполне очевидны. Но расскажем коротко о них.

Во-первых, вы получаете возможность не подстраиваться ни под кого. Вы занимаетесь самообразованием тогда, когда время есть у вас, а не у преподавателя и группы учеников.

Во-вторых, всегда можно корректировать курс, игнорируя те сферы, которые вам не очень интересны или уже знакомы. Это экономит много времени.

В-третьих, вы сами задаете себе темп. В группе учитель подстраивается под среднего или даже самого слабого ученика. Но ведь вы не такой? А значит, именно ваше время будет использоваться нерационально. Если же вы обучаетесь сами, то сможете притормозить на теме, которая сложна для вас и, наоборот, ускориться, изучив несколько тем, если все дается необычно быстро.

Используем Интернет

Рассказывая, с чего начать самообразование взрослому человеку, нельзя не упомянуть об Интернете. Ведь это не просто куча социальных сетей и сайтов с интересными фактами или фотографиями котиков. Это безграничная копилка знаний, где собрана вся мудрость человечества. Главное, ее найти.

Подберите нужные вам книги. Многие из них можно скачать с бесплатных сайтов или купить за символическую стоимость в несколько десятков рублей. Это гораздо легче, чем искать узкоспециализированную литературу в небольшом городке, платить сотни или даже тысячи рублей.

Не стоит игнорировать вебинары. Либо бесплатно, либо за несколько сотен рублей вы получаете возможность пообщаться с экспертами в интересном вам деле, задать им вопросы, получить исчерпывающие ответы.

Не забываем повторять

Повторение - мать учения. Об этом помнят все, но на практике применяют лишь те, кто добиваются успеха. При первом прочтении большинство людей запоминает примерно половину материала, и львиная доля этой информации вскоре забудется. Если же через какое-то время перечитать интересный вам материал, то усвоится уже до 90-95 % информации, а риск забыть что-то резко снизится.

Составьте подходящее расписание. Например, 20-25 % времени, выделенного на самообразование, надо уделять повторению пройденного материала. Кому-то может показаться, что глупо тратить столько драгоценного времени, за которое можно усвоить дополнительную важную информацию. Но помните: вы ведь работаете на себя. А значит, весь важный материал должен запоминаться, а не читаться и тут же забываться. Здесь не будет экзамена, после которого бесполезные знания можно забыть. Вы сами составляете программу и знаете, что все данные, прочитанные (прослушанные или просмотренные) вами, должны усвоиться если не навсегда, то на многие годы.

Научитесь скорочтению

Если вам интересно, с чего можно начать самообразование, то в первую очередь получите этот бесценный навык. Сегодня существует большое количество действительно работающих методик. Да, чтобы научиться читать целую страницу за считанные секунды, придется потратить несколько недель или месяцев. Зато в результате вы сэкономите гораздо больше времени, буквально глотая книги, а не читая их строку за строкой.

Заключение

Теперь вы знаете, с чего начинать самообразование, поэтому наверняка сможете добиться своей цели. Ну а приведенные выше советы позволят сделать обучение еще более эффективным, а также избежать наиболее распространенных ошибок.

Известно, что саморазвитие включает в себя два направления работы над собой: самообразование и самовоспитание.

Самообразование - это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него.

Данное определение имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, несмотря на то, что самообразование - процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков.

Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков, даже помыслов.

Современная ситуация характеризуется тем, что все больше и больше людей во всем мире, стремятся продолжить свое образование и развитие и после окончания университета. В большей степени это стремление определено внешними обстоятельствами. Жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессиональных задач. Во все сферы профессиональной деятельности проникает информатика и информационные технологии. Чтобы овладеть этим, необходимы новые знания и навыки работы. Научно технический прогресс требует повышения общеобразовательного и профессионального уровня. С каждым днем усложняется и социальная жизнь. Переосмысливаются многие понятия, идет поиск новых решений вечных проблем. Происходит развитие политической жизни, демократических принципов и политического плюрализма, развиваются различные формы собственности, а новые приобретают межгосударственные связи. Все эти изменения нуждаются в осмыслении и оценке каждым. Это возможно лишь с помощью соответствующих систематизированных знаний и работы над собой.

Другой причиной стремления к обучению, как считают психологи, является присущее любому человеку стремление к самосовершенствованию, причем часто даже не осознанное.

Справедливости ради, необходимо отметить, что указанные выше причины не являются единственными. Любой человек, может начать процесс самообразования, мотивируясь иными потребностями. Вообще американский исследователь М. Ш. Ноулз группирует побуждения к самообразованию по 6 основным направлениям:

1. профессией и карьерой;

2. развитием собственной личности;

3. домашней и семейной жизнью;

4. использованием свободного времени;

5. здоровьем;

6. коллективной (общественной) жизнью.

Саморазвитие также имеет ряд своих достоинств и недостатков. Рассмотрим сначала достоинства:

1. нет четкой привязанности к графику, поэтому саморазвитием можно заниматься в любое свободное время и в любом месте, например в самолете, на даче, застряв в автомобильной пробке, дома перед сном и пр. В этом случае все зависит лишь от воли и ответственности;

2. самостоятельность при выборе содержания и методов обучения в зависимости от личностных особенностей, требований профессии и желания.

С другой стороны и имеет место существенные недостатки:

1. может быть затруднен доступ к необходимым источникам информации;

2. не всегда можно положиться на организованность, ответственность;

3. лимитировано установление обратной связи, то есть критической оценки результатов действий обучающегося;

4. очень часто из-за сложности предмета изучения необходима помощь квалифицированного специалиста.

Итак, социально-экономическая жизнь, научно-технический прогресс и личностные особенности мотивируют многих постоянно обучаться и развиваться в той или иной форме.

Саморазвитие менеджера -- это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

· личностного развития (личностного роста);

· интеллектуального развития;

· профессионального (квалификационного) развития;

· поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие -- это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

Ш внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;

Ш способность к саморазвитию;

Ш понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

o организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте -- от корпоративной культуры предприятия;

o доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;

o методического обеспечения условий профессионального развития.

Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были: внутренняя мотивация профессиональной деятельности и способность к саморазвитию.

При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.

Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Мотивированность на профессиональное развитие . Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.

Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности -- процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.

Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на него, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.

Основу способности к саморазвитию составляют умения:

видеть свои недостатки и ограничения;

анализировать их причины в собственной деятельности;

критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.

Данные умения просты и понятны, но не все менеджеры обладают ими в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.

Игнорирование развития менеджеров, характерное для отечественных предприятий, приводит к тому, что способности к профессиональному самосовершенствованию большинства руководителей проходят длительный путь естественного созревания.

Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему.

Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Допустим, менеджер стоит на пятой ступеньке лестницы своего профессионального развития. Вполне реальным для него является следующий шаг на шестую ступеньку или даже на седьмую (при неординарных способностях и сверхусилиях). Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств -- путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте.

Первое -- формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это, конечно, трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.

Второе -- развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.

Третье -- устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей.

Условия совершенствования. Если задать вопрос директору какого-либо предприятия об условиях для саморазвития менеджеров, то скорее всего можно услышать в ответ: «А разве для этого нужны специальные условия? Ведь это саморазвитие. Кто хочет, тот и занимается. Для того чтобы совершенствоваться, менеджеру не нужны тренажеры, спортзал или какая-то аппаратура. Он может этим заниматься дома в кресле, на диване или на работе за столом». В действительности, конечно, все обстоит не так просто. Для саморазвития нужны и определенные условия, и определенные ресурсы. К двум наиболее важным группам условий относятся культурные и личностные, которые в известной мере взаимосвязаны.

Условие 1. Организационная культура в виде сложившихся традиций, норм и ценностных ориентации может стимулировать и поддерживать инициативу работников в самосовершенствовании, а может, напротив, ее полностью блокировать. Например, к первым относится инновационная культура, а ко вторым -- бюрократическая.

Условие 2. Высшие руководители могут быть примером саморазвивающегося новатора, а также примером осторожного консерватора. Доминирующий стиль руководства компанией играет исключительно важную роль в этом вопросе. Если он стимулирует участие менеджеров в обсуждении проблем предприятия, поддерживает инициативу, демонстрирует заинтересованность в привлечении персонала к решению актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.

Для решения данной задачи любому менеджеру важно также иметь некоторые ресурсы.

Первый из них -- время для занятия саморазвитием. Второй ресурс -- доступ к информации. Третий ресурс -- методическая обеспеченность производственных условий, т. е. набор мероприятий, учебно-тренировочных технологий и обучающих программ, которые менеджер может использовать для своего профессионального развития. Речь идет не об обязательных для всех мероприятиях или курсах повышения квалификации, а о программах, которые предлагаются заинтересованным работникам компании. Менеджер, занимающийся самосовершенствованием, выбирает из предлагаемого набора только то, что считает для себя полезным и необходимым, что соответствует его потребностям и планам профессионального роста.

Создание условий и ресурсов для саморазвития, конечно, требует определенных, иногда значительных, финансовых затрат. Для руководителей, склонных экономить на персонале, следует заметить, что компания, в которой есть саморазвивающиеся менеджеры, имеет серьезный потенциал роста; компания, в которой количество таких менеджеров постоянно увеличивается, является перспективной; компания, в которой большинство менеджеров занимается самосовершенствованием, является уже обучающейся организацией. Поэтому создание организационных условий и ресурсов для саморазвития менеджеров представляет собой эффективную форму инвестирования компании в свое собственное развитие.

САМООБРАЗОВАНИЕ

(англ. self-education ) - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности . Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Автодидактами (самоучками) были, напр., археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан-Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая каждый день последним», занялся С., что привело его к мысли о необходимости создания «Энциклопедии». По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Напр., антрополог Франц Боас образовывался как физик; его ученица, антрополог М. Мид по образованию была психологом; психолог Л . С . Выготский получил юридическое образование. Важность С. как возможности дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С.: в М. - «Комиссия для организации домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и «Психологию» А . Бэна ), в СПб. - «Отдел для содействия самообразованию при Педагогическом музее».

Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности , то он должен решаться положительно; если - общение с обучающим , то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) видом общения с обучающим. Основания для такой т. зр. заложены в диалогичности дискурсивного мышления.

Слабые стороны С.: отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают остроты) проблемы индивидуального подхода , мотивации и сознательности учения . С. требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. м. б. систематическим и очень результативным. Еще Дж . Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.

Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же проходит через всю жизнь человека (С . Л . Рубинштейн ). Т. о., С. - самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития. (И. А. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "САМООБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

    самообразование - самообразование … Орфографический словарь-справочник

    самообразование - самообучение Словарь русских синонимов. самообразование сущ., кол во синонимов: 1 самообучение (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н … Словарь синонимов

    САМООБРАЗОВАНИЕ - САМООБРАЗОВАНИЕ, самообразования, мн. нет, ср. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи обучающего лица. Овладеть иностранными языками путем самообразования. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    САМООБРАЗОВАНИЕ - САМООБРАЗОВАНИЕ, я, ср. Приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. | прил. самообразовательный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    САМООБРАЗОВАНИЕ - англ. self education/instruction; нем. Selbstbildung/Bildung, autodidaktische. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных заведений, без помощи обучающего лица. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    САМООБРАЗОВАНИЕ - САМООБРАЗОВАНИЕ. Овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познават. деятельность, управляемая самой личностью; приобретение система тич. знаний в к. л. области науки, техники, культуры, полит. жизни и т. п. В основе С. непосредственный личный интерес занимающегося в органическом… … Российская педагогическая энциклопедия

    САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого либо вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них. Эффективность самообразования зависит от интеллектуальной развитости, а… … Профессиональное образование. Словарь

    Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с… … Большая советская энциклопедия

    самообразование - ▲ обучение самостоятельный самообразование самостоятельное учение. саморазвитие. самоучка. автодидакт. самообучение. экстернат. экстерн. заочник. вольнослушатель … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Сам себе MBA. Самообразование на 100% , Джош Кауфман. О чем эта книга Это книга о вере в себя. Неожиданно? И тем не менее главная идея автора заключается в ценности вашей личности, а не`корочки` в вашем кейсе. Можно закончить какую угодно…

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Залогом успешного повышения своего мастерства является умение самостоятельно организовывать себе процесс обучения и получения новой информации. Это очень эффективно, и поэтому сегодня я решил поднять такую тему, как самообразование с чего начать план действий.

Плюсы самообразования

  • Расширяется круг знакомств, так как общение происходит с единомышленниками со всего мира, а это способствует развитию новых идей.
  • Знания человек получает на основе новой информации, актуальной в данное время в данном обществе.
  • Материал, подобранный для изучения, будет полностью соответствовать запросу. В институтах много лишних предметов, которые совсем не нужны для какой-то специфики, но при этом считаются базовыми. На это теряется время и ресурсы.
  • Это бесплатно. Максимум, внести символическую плату за пользование каким-либо ресурсом, хотя в просторах интернета очень много бесплатных ценных ссылок, сайтов и приложений.
  • Управление временем. Нет нужды подстраиваться под расписание какой-либо системы, не теряются минуты на дорогу и прочее. То есть, будет удобный индивидуальный график, с возможностью отвлекаться на форс-мажорные ситуации.
  • Выше уровень мотивации в силу того, что есть ценность и осознание вложенных усилий. В высших учебных заведениях роль мотиватора выполняют преподаватели, особенно когда оценивают уровень знаний. Поэтому фокус внимания смещается на них, и теряется ответственность за уровень полученного и усвоенного материала.
  • Возможность получать знания и опыт от лучших и успешных людей, готовый материал которых самостоятельно выбираешь. А не от преподавателей, которых уже по факту назначили вас чему-то научить, несмотря на отсутствие авторитета.

Виды

Что это такое, и какие плюсы у самообразования вы уже поняли, теперь хочу познакомить вас с его разновидностью:

  1. Бытовое. Научение чему-либо во время проведения досуга, либо для выполнения домашних обязанностей.
  2. Познавательное. Пополнение информации об окружающем мире.
  3. Самореализация. Развитие в себе интеллектуальных способностей, либо физической формы и выдержки, духовности и нравственности. О способах развития своей физической формы, вы можете
  4. Профессиональное. Повышение уровня квалификации, для того, чтобы достичь успеха и продвинуться в карьере и получить социальное признание и одобрение.

С чего начать, план действий


Программа у каждого индивидуальна, в зависимости от вида самообразования и целей. Но существует условно несколько общих пунктов, которые должны учитывать люди, решившие разработать собственный план.

  1. Учитывая то, что много важной и свежей информации поступает из других стран, стоит начать изучение английского языка. Он универсальный и на нем общается весь мир, поэтому, чтобы быть в курсе свежих новостей и идей – очень важно изучить.
  2. Должна быт постепенная проработка материалов. Не просто изучение абсолютно всей литературы по нужной теме, а отбор качественной информации.
  3. Развивайте в себе способность к самоорганизации, не позволяйте себе отвлекаться и расслабляться в специально выделенное время для обучения. Используйте каждые возможности, чтобы приняться за чтение. Даже во время дороги или в ожидании очереди организуйте себе продуктивное времяпрепровождение.
  4. Читайте сокращенные варианты популярных книг, это значительно сэкономит время.
  5. Общайтесь на форумах, ведь в беседе возникают гениальные идеи, налаживаются связи, закрепляется изученный материал и происходит обмен опытом. А также участвуйте в вебинарах, скайп-презентациях, тренингах и прочее.
  6. Используйте все методы для получения необходимой информации, в том числе и всякие онлайн курсы. Существует много онлайн-университетов, которые предлагают широкий выбор профессий совершенно бесплатно.
  7. Для того чтобы закрепить полученные знания и преобразовать их в умения и навыки, следует постоянно их применять, пробовать на практике. Тогда будет формироваться опыт, который запоминается намного лучше, чем просто теория.
  8. Улучшайте свою технику чтения, чтобы в максимально короткие сроки обрабатывать большое количество материала. На эту тему я публиковал статью, с ней вы можете ознакомиться по .
  9. Воспринимайте сложности и проблемы как шанс развития. Потому что именно тогда, пытаясь в чём-то разобраться, вы способны открыть истину для себя. Используйте не только специализированную литературу, но и поисковики, такие как Google и Yandex, чтобы найти ответы на свои вопросы.
  10. Распишите свои цели и сроки их реализации. Это позволит контролировать процесс обучения и замечать малейшие достижения. И составьте календарный план занятий, чтобы на каждый день присутствовал необходимый объём для обучения. О том ка достичь своей цели, мы с вами уже говорили, .

Заключение

На этом всё, уважаемый читатель! Не отвлекайтесь от цели, и помните, что с помощью упорного труда вы сможете реализовать свои мечты и добиться высот. Пока, пока.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения