Презентация к уроку по литературе на тему: Комплексный анализ романа Гончарова "Обломов". Роман Гончарова "Обломов": анализ произведения


Подписи к слайдам:

… Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьёзное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!И.А.Гончаров
Место произведения в творчестве писателя
1847 г.- роман «Обыкновенная история»1859г. – роман «Обломов»1869г. – роман «Обрыв»И.А.Гончаров: «Я вижу не три романа, а один». Основа «сцеплений» - сопоставление и противопоставление двух типов героя – личности, склонной к индивидуально -творческому, но абстрактно-идеализированному восприятию мира с порывами к «высокому, великому, изящному» (Александр Адуев, Обломов, Райский), и героя-прагматика (Пётр Адуев, Штольц, Тушин) как воплощения «трезвого, делового, нужного».
История создания
1847-1848гг. рождение плана1849г. печать главы «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа»1852г. появление первоначального названия «Обломовщина»1857г. фиксация окончательного названия «Обломов»1859 г. публикация романа в «Отечественных записках»
СОДЕРЖАНИЕ
Тематика
Судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. Дружба. Любовь. Гуманизм. Право женщины. Счастье. Дворянский романтизм.
Проблематика
Как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают апатию, безволие, равнодушие? Что такое подлинная дружба? Какова роль любви в жизни человека? Что есть доброе отношение? Возможно ли равноправие между мужчиной и женщиной? Что такое настоящее счастье? Дворянский романтизм – это хорошо или плохо?
Идея
И.А.Гончаров: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
сюжет
Жанр.
Большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития на протяжении жизни – РОМАН.
Особенности романа.Социально-психологическое обобщение на уровне символа.Отсутствие прямого авторского вмешательства.
Композиция.
Экспозиция. Показ условий, в которых формировался Обломов как личность. (І ч., 1-2 гл. ІІ ч.) Завязка. Знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь. (3 и 5 гл. ІІ ч.) Развитие действия. Укрепление чувств Обломова к Ольге, сомнение в возможности отречься от лени. (6-9гл. ІІ ч.) Кульминация. Объяснение в любви. (12гл. ІІІ ч.) Развязка. Разрыв Ильи Ильича и Ольги. (11-12гл. ІІІ ч.) Постпозиция. Угасание героя в доме Пшеницыной. Взаимоотношения Ольги и Штольца. (ІV ч.) Эпилог. Смерть Обломова. Судьба Захара, Штольца, Ольги. (11гл. ІV ч.)
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ.
Ю.М.Лощиц: «В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватной жизни?»
«ОБЛОМОВ»
Лексические ассоциации:облом – грубый, неуклюжий, мужиковатый человек;облый – 1) полный, плотный, толстый, тучный, тяжеловатый; 2) округлый, округловатый. (В.И.Даль. Толковый словарь русского языка.)
Литературные параллели:Родов дрехлеющих обломок (И по несчастью не один), Бояр старинных я потомок… (А.С.Пушкин.)Предрассудок! Он обломок Давней правды. Храм упал; А руин его потомок Языка не разгадал. Гонит в нём наш век надменный. Не узнав его лица, Нашей правды современной Дряхлолетнего отца. (Е.А.Баратынский)
Система образов.
Обломов
Андрей Штольц
Захар
Посетители Обломова
Предметы быта и интерьера
Агафья Пшеницына
Ольга Ильинская
Обломовка
Андрей Обломов
Илья Ильич Обломов
мягкий, простой, великодушный, добрый, НО апатичный, ленивый, без цели в жизни и интереса к ней, равнодушный к себе, не подготовленный и не приспособленный к жизни.Обломов.Добрый, апатичный.Лежит, мечтает, бездействует.Автор воздерживается от оценки.Лень.Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли.
Андрей Штольц
Необычайно работоспособен и предприимчив. Обладатель кипучей энергии (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение.НОНет поэзии, мечты, не имеет программы общественногослужения.Штольц.Деятельный, практичный.Планирует, работает, развивается.Автор любуется его энергией.Успех.
«… не дорос ещё до идеала общественного русского деятеля». (Н.А.Добролюбов.)
Герои-антиподы
Образы противопоставлены по всем пунктам, но не строго, вводятся в роман по принципу антитезы.
Обломов
Штольц
Образ жизни
Отношение к семье и родителям
Отношение к образованию
Поведение в обществе и на службе
Восприятие любви
Тип героя
«лишний человек»
ещё не «новый герой»
Двойник Обломова.
Захар – верный спутник Обломова, хранитель уклада, традиций и духа Обломовки. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором ей. Захар – абсолютно зависящий от Обломова человек. Финал его жизни – трагичен и символизирует непродуктивность жизненной позиции Обломова и, во многом, русского мировосприятия: больной, нищий старик, без дома, без семьи и друзей, плачущий о своём барине и продолжающий боготворить его.
Петербургская «обломовщина»
Волков. Пустые светские развлечения.Судьбинский. Успешная канцелярская деятельность. Слепота и глухота к остальному миру.Пенкин. Плодовитое сочинительство. В произведениях нет жизни.Алексеев. Тарантьев. Приспособленчество пролетариев. Эти герои приходят в дом Обломова пить, есть, курить хорошие сигареты.
«Ежедневная пустая перетасовка дней!.. Разве это живые, неспящие люди?» (Из романа И.А.Гончарова «Обломов».)
Предметы быта и интерьера
«Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». (Приём олицетво- рения: халат – и символ, и друг.)«Неграциозные стулья», «шаткие этажерки». (Эффект необитаемого жилья.)
Обломовка
«благословенный уголок земли», «чудный край»;«… вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень»;«рёв и раскаты валов не нежат слабого уха» (приём отрицательного сравнения);«небо там … ближе жмётся к земле…, чтоб обнять её покрепче, с любовью», «солнце там ярко и жарко светит около полугода…», «весь уголок … представляет ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей»;«… всё началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Ольга Ильинская.
Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремлён- ная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремление при- носить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.
Привлекательные черты
Неудовлетворённость собой и жизнью
Стремление к активной деятельности
Отсутствие жеманства, простота, естественность
Продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками
Агафья Пшеницына
молодая,красивая, пышнотелая,здоровая, хозяйственная,нетребовательная,спокойная.Достойная жена своего мужа
Две истории любви
Ольга Ильинская+ Илья Ильич Обломов

Агафья Пшеницына+ Илья Ильич Обломов
Нет в Ольге «ни жеманства, ни умысла, никакой мишуры». Потрясло пение.
Агафья - мечта о тихой семейной жизни, прогулках по саду, приятных беседах за чашкой чая, встречах гостей.
Ольга любит «будущего» Обломова.
Агафья любит Обломова таким, какой он есть сейчас.
Расставание.
Семья.
Андрей Обломов
Рождён в семье Ильи Ильича и Агафьи Матвеевны.Назван Андреем в честь Штольца.Воспитан Андреем Штольцем. Кто он в будущем: энертный дворянин, буржуазный делец или «новый человек»?
Речевые особенности романа
Традиции «натуральной школы»:события заменены подробнейшими описаниями;предметно-бытовая детализация для характеристики героя.Гоголевская схема характеристики героя:портрет,костюм, интерьер,ирония.
Литературный контекст
Тип «лишнего человека»:Чацкий – драма А.С.Грибоедова «Горе от ума»;Онегин – роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;Печорин – роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»;Обломов – роман И.А.Гончарова «Обломов».Персонажи-немцы:Вральман – комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»;Германн – рассказ «Пиковая дама» А.С.Пушкина;Андрей Карлович – повесть Капитанская дочка» А.С.Пушкина;Андрей Штольц - роман И.А.Гончарова «Обломов».Тема Петербурга:Н.В.Гоголь «Шинель», «Невский проспект», «Мёртвые души»;Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»;И.А.Гончаров «Обломов»;Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».Мотив сна.В.А.Жуковский «Светлана»,Н.В.Гоголь «Мёртвые души»;И.А.Гончаров «Обломов»;Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Тест по произведению

План
1. Введение
2. Жанр и литературное направление
3. Композиция
4. Проблематика
5. Тема и идея
6. Персонажи
7. Заключение

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году и входит в трилогию с двумя другими знаковыми произведениями писателя - «Обрыв» и «Обыкновенная история». Роман затрагивает многие исторические и философские вопросы, связанные с развитием каждой отдельной личности и общества в целом. Краткий анализ «Обломова» Гончарова освящает основную проблематику произведения.

Жанр и литературное направление

«Обломов» написан в рамках литературного направления реализм. Жанр романа разными исследователями определяется по-разному, однако существуют три основные версии: социально-бытовой роман (исследование «обломовщины» как социального явления русского мещанства); философский (раскрытие вопросов смысла жизни, любви, человеческого счастья); психологический (автор тонко исследует внутренний мир своих героев).

Композиция

Экспозиция романа представляет собой первую часть романа и 1-4 главы второй части (день Обломова). Основное действие охватывает вторую и третью часть. Кульминация произведения – прощание Ольги и Обломова. Эпилог – четвертая часть. Основными сюжетным узлом романа является любовная история Обломова и Ольги.

Проблематика

Основные проблемы, раскрытые автором в произведении: проблема «обломовщины» как социального и личностного явления, ее влияние на жизнь конкретного человека; проблема лишнего человека, не «вписывающегося» в свою эпоху, ее устои и правила; проблема национального характера, русской и европейской ментальности; нравственные вопросы универсального счастья, смысла жизни и любви; исторические темы русских национальных типажей и характеров – слуги, барина, русской женщины, предпринимателя, жулика, чиновника и др.

Тема и идея

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему взаимодействия старых, архаичных, отживших свое традиций и устоев с новыми, обновленными нормами и идеями. Автор показывает, что становление гармоничной, счастливой личности возможно только при полном принятии обоих этих явлений, в умении соответствовать реальному времени, а не смотреть назад, как это делал Обломов, или только стремиться вперед, как Штольц.

Персонажи

Центральными противопоставляемыми мужскими персонажами романа являются Обломов и Штольц. Обломов изображается как герой-мечтатель, живущий в иллюзиях, мечтах о прошлом. Он выступает носителем истинно русской культуры и ментальности, старопомещицких ценностей и морали. Штольц – персонаж-практик, для которого основной целью является непрерывный труд и действие. Он является представителем нового прогрессивного типа русского человека, носителем русско-европейской ментальности.
Мужским персонажам соответствуют и два женских – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Пшеницына представляет собой классическую русскую женщину, простую, бесхитростную, добрую, тихую, обожающую своего мужа и готовую на все ради него. Для Агафьи основой всего были чувства, тогда как Ольга, несмотря на свою поэтичность, жила более логикой и долгом – девушка практично подходила к вопросу замужества, до самого расставания хотела изменить Обломова.

Заключение

Роман «Обломов» является знаковым произведением 19 века, поднимающим важные исторически-социальные и философские вопросы, актуальные и для современного читателя. Чтобы по достоинству оценить гениальный труд Гончарова, рекомендуем не ограничиваться кратким анализом произведения «Обломов», а прочесть роман полностью.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Тест по произведению

Иван Гончаров написал роман "Обломов" в 1858 году, а через год журнал "Отечественные записки" напечатал текст произведения. Однако построение сюжетной линии романа было сделано намного раньше, когда Гончаров написал первую часть романа "Сон Обломова". Сделаем общий анализ романа "Обломов" Гончарова, обсудим характеристику главных героев "Обломова". Надо сказать, что Гончаров создал трилогию, куда помимо "Обломова" вошли произведения "Обыкновенная история" и "Обрыв".

Какие вопросы затрагивает Гончаров в романе "Обломов"? В основном это вопросы острого социального значения, характерные для той эпохи, когда жил автор. Например, Гончаров говорит о становлении нового поколения в России, о том, какое противостояние идет между европейским мышлением и русской ментальностью. И обязательно в романе "Обломов" Гончаров пишет о смысле и судьбе человека, о настоящей любви и счастье. Продолжим анализ "Обломова" Гончарова, рассмотрев конкретных персонажей произведения.

Характеристика героев романа "Обломов"

Как и в любом другом гениальном литературном шедевре 19 века, каким, собственно, является и роман "Обломов", все персонажи имеют важное значение для раскрытия идей автора и сюжетной линии. Например, Гончаров противопоставляет мужские образы женским: Обломов и Штольц, Ильинская и Пшеницына.

Если рассмотреть характеристику героев, то Обломов и Пшеницына выступили представителями слоев общества, которым присущи архаичные, устаревшие идеи, то что преобладало в русском мещанстве. Они находятся в отрешенном состоянии, бездеятельны и спокойны. Этой паре героев Гончаров противопоставляет Штольца и Ольгу, которые стремятся к новым веяниям, европейским нормам и устоям, новой ментальности общества.

Делая анализ романа "Обломов" Гончарова, обязательно нужно принимать во внимание это противопоставление главных героев, на основе которого автор строит главную идею романа.

Проблематика романа "Обломов"

Какие еще вопросы затронул Гончаров в "Обломове"? Тема романа связана с многими историческими, общественными и философскими вопросами, которые актульны по сей день. Центральная проблематика произведения - проблема "обломовщины", которая так ярко проявилась у русских мещан, став историческо-социальным явлением общества. Такие люди не хотели перенимать новые идеи, меняться и двигаться вперед.

И не только общество находилось в таком состоянии. По мнению Гончарова "обломовщина" стала характерной и для отдельных людей, по сути, непосредственно человека, который поддался деградации.

Сделав анализ романа "Обломов" видно, что классические русские типажи, которые отразились в главных персонажах, имеют первостепенное значение для ментальности русского общества. Такие типажи, как: помещик, предприниматель, девушка-невеста, жена, слуги, жулики, чиновники и др. ярко раскрывают русский характер и ставят его в противопоставление европейской ментальности. Это опять же хорошо видно на примере Обломова и Штольца.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения