Пражские куранты орлой. Астрономические часы Орлой в Праге— знаменитые куранты

Башня ратуши

Пражские куранты показывают три часовых измерения (среднеевропейское, старочешское и звёздное время), а также указывают зодиакальное расположение Солнца и Луны. Куранты включают астрономический (верхний) и календарный (нижний) циферблаты . Каждый час, с 8 утра до 8 вечера, Орлой разыгрывают небольшое представление в средневековом духе (см. видео в конце статьи), а по праздникам (в вечернее время) здесь устраивают световое шоу. В это время перед достопримечательностью особенно многолюдно. Комфортное место для наблюдения за часами - несколько террасных кафе напротив (удобно, но дорого: стоимость бокала пива от 150 крон).

Астрономический (верхний) циферблат представляет собой астролябию с часовым механизмом. Его создал Ян Шиндел (профессор математики и астрономии, ректор Карлова университета), а изготовил в 1410 году часовщик Микулаш из Кадани. В 1490 году мастер Гануш (настоящее имя - Ян из Руже) добавил календарный (нижний) циферблат и украсил фасад готическими скульптурами. Движущиеся фигурки апостолов появились в XVII веке.


За поддержание Староместских часов в рабочем состоянии отвечал специальный смотритель. Случались длительные периоды, когда на эту должность не могли найти знающего специалиста, и тогда астрономические часы оставались без присмотра или останавливались на неопределённое время. Как правило, сложности в ремонте были связаны с непониманием конструкции, ведь письменного описания или инструкции по эксплуатации не существовало. Например, на протяжении 1791–1866 гг. работал только часовой механизм, а астролябия оставалась сломанной.

8 мая 1945 года от попадания зажигательного снаряда Пражские куранты (Орлой) вместе со всей Староместской ратушей сгорели. Восстановление длилось три года. Сейчас они на 3/4 состоят из старых, первоначальных деталей. Механизм Староместских часов также остался прежним (за исключением небольших усовершенствований). Серьёзные изменения вносились лишь в художественное оформление и декор.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.


Согласно средневековому мышлению, любая постройка поддаётся неблагоприятному влиянию сверхъестественных сил, поэтому у астрономических часов в Праге множество охранных декоративных элементов. На конусообразной крыше расположены два мифических василиска (у них птичий клюв, корона, два крыла и змеиное тело). Василиск - опасное существо, от его взгляда могут окаменеть люди, животные и растения.

Следующий «охранник» Староместских часов - петух , старинный символ смелости и бдительности; он встречает новый день и Солнце. В легендах и сказках при его первом пении убегают духи и дьяволы. Присутствие петуха можно найти почти на всех средневековых масштабных постройках. Его всегда устанавливают наверху.

Под петухом находится ангел - лучшая из возможных защит. Считается, что это самая первая скульптура на Пражских курантах. Слева и справа от ангела расположены окна, из которых появляются 12 апостолов. Чехи их ещё называют «вероучителями», так как не все из них были те самые первые 12 апостолов Христа. Вероучители участвуют в театральное представление, о котором читайте здесь .

Астрономический (верхний) циферблат представляет собой часовой механизм и астролябию одновременно (если точнее: циферблат является производной от распространённой в то время планисферической астролябии, которую приводит в движение часовой механизм). Циферблат изображает область движения Солнца - он основан на проекции небосвода с Северного полюса на плоскость экватора. Минутные стрелки отсутствуют.


С внешней стороны циферблат опоясан арабскими числами, которые выполнены популярным в XV веке швабахерским шрифтом и показывают старочешское время . Далее можно увидеть римские числа - они показывают среднеевропейское время . Стрелкой для арабских и римских чисел служит указатель с золотой рукой. До наступления эры технического прогресса и начала глобализации Прага жила по старочешскому местному времени. Отсчёт суток начинался с заходом Солнца, а значит, варьировался на протяжении года. О наступлении полудня столичных жителей извещал выстрел из пушки.

Цифры для среднеевропейского времени появились совсем недавно. Получается, что начало старочешских суток - это наступление темноты по современному времени. Так как в течение года темнеет раньше или позже, то круг со старочешским временем двигается вперёд или назад относительно основной части циферблата.

Следующим элементом Пражских курантов выступают опять арабские цифры, хотя в этот раз их только 12. Они находятся на голубом фоне в верхней части циферблата и обозначают светлое время звёздных суток . В секторе с цифрами «1» и «12» есть надписи на латыни ORTUS (восход) и OCCASUS (закат), а на тёмно-оранжевом фоне - AURORA (заря) и CREPUSCULUM (сумерки). Указателем для звёздных суток служит стрелка с маленькой звёздочкой. Ночное время звёздных суток обозначено тёмно-синим кругом в нижней половине циферблата.

В центре циферблата находится планета Земля (синий круг), вокруг которой движется кольцо Зодиака , показывающее, в каком созвездии находится Солнце. Внешний круг кольца Зодиака разделён на 72 ячейки, которые служат для разделения месяцев на дни. Одна ячейка обозначает 5 дней. Указателем для кольца Зодиака служит стрелка с Солнцем. Также имеется стрелка с Луной, показывающая её фазы в зависимости от положения Солнца: ночью она светится отражённым светом, а в новолуние показывает всю светлую половину.


- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 20 евро

- прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города - 4 часа, 30 евро

- автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья - 8 часов, 30 евро

Декор и внешняя отделка Астрономического циферблата

Вокруг циферблата видно круговую галерею скульптур разнообразных животных (некоторые вымышленные). У каждого есть свой смысл, кроме того, многие из них продолжают защитную линию василиск–петух–ангел–12 апостолов):

  • на вершине круговой галереи отдыхает лев. В царстве зверей, мифологии и символике он всегда имеет значение короля и защитника. Лев вызывает уважение и является символом доблести в равном и честном бою;
  • рядом со львом расположена собака. Она была первым одомашненным животным и символизирует верность и бдительность. В легендах собака сторожит клады. На рыцарских надгробиях собака у ног символизирует естественную смерть;
  • удивительная фигура со змеиным телом и острой конусообразной шапочкой. Это фригийский колпак - символ свободы античного Рима. Передавая его рабу, хозяин даровал ему свободу. Возможно, строители замышляли это как символ очищения и совершенства, превращение ползающей нечистой змеи (символа низких, грешных и дьявольских существ) в человека;
  • охранную линию продолжает кошка. Она тоже иногда охраняет клады, но не так надёжна. Кошка - спутник магов и чародеев, а также символ независимости, дешёвой и фальшивой ласковости, ехидства;
  • маскароны отпугивают и отгоняют опасные внешние стихии. Такая стихия, когда пролетает мимо и видит, что здесь уже занято, ищет себе другое место. Не менее фантастическими компаньонами маскарон являются и скульптурные водостоки-гаргульи, оберегающие кладку от влажности;
  • спящий нетопырь - символ трансформированного дьявола, который пьёт кровь и умеет превращаться в других животных;
  • жаба - христианский символ греха и еретиков. Они якобы пребывают в грязи (во лжи) и квакают свою неправду;
  • ёжик - ночное животное, считается защитником домашнего счастья, но в характере преобладает жадность, агрессивность и гнев;
  • бесформенное лицо на востоке и леший на западе подчёркивают выразительность предостережения перед тёмными силами. Леший - символ природных, лесных и преисподних сил;
  • внизу под астролябией находится сам дьявол (звериное лицо, настороженные уши, глаза навыкат).

Статуи по сторонам Астрономического циферблата

  • Скряга - скупой человек трясёт мешочком с деньгами (есть версия, что на его месте раньше был ростовщик-еврей, но его вид изменили, стараясь быть политкорректными).
  • Маг - с помощью зеркала смотрит за границы мира ощущений. Это считается благородным духовным занятием в противоположность Скряге, который занят накоплением имущества. Некоторые считают, что статуя символизирует Тщеславие, рассматривающее своё лицо в зеркале.
  • Скелет - предупреждение, что всё вокруг тленно. Его звонок и песочные часы подчёркивают Memento mori.
  • Турок - значение не ясно. Возможно, символ греха и наслаждений. А возможно, напоминание о длительной турецкой угрозе для всей Австрийской империи.

Нижний циферблат Орлоя представляет собой календарь. Его первоначальный вариант не сохранился, и сегодня туристы наблюдают циферблат, который спроектировал поэт и пражский архивариус Карел Яромир Эрбен в середине XIX века на основе копии 1659 года. Художественные работы выполнил Йозеф Манес. Понимая историческую ценность проекта, он согласился на очень скромный гонорар, а также проигнорировал суеверие, что человек, внёсший в Орлой существенные изменения, не проживёт долгую жизнь. В 1866 году Манес закончил роспись. Следующие несколько лет жизни художник испытывал физические боли, депрессию и душевные страдания. В 1871 году он умер.


Календарный циферблат Пражских курантов включает внутренний позолоченный диск с созвездиями и внешний медный диск с ячейками для каждого дня в году. Чтобы уберечь шедевр-циферблат Манеса от разрушительного действия погоды, его перенесли в Столичную галерею Праги , а для Орлоя заказали копию. По иронии судьбы автор копии (Е. К. Лишка) добился большей оплаты, чем Йозеф Манес получил за оригинал.

- знакомство с историей и традициями чешского пивоварения, посещение традиционной пивницы с собственной пивоварней - 3 часа, 40 евро

- чарующая природа, богатая история и секреты пивоварения знаменитого курорта в живописной долине - 11 часов, 30 евро

Внутренний позолоченный диск

Диск изображает герб Праги, зодиакальные знаки и календарный цикл фресок на тему чешской сельской жизни в эпоху Средневековья. Фрески, символизирующие 12 месяцев, изображают:

  • в январе празднование рождения ребёнка, как наступление нового года;
  • в феврале крестьянин греет ноги у огня, а жена подносит дрова;
  • в марте крестьянин пашет;
  • в апреле - подвязывает деревья;
  • в мае парень украшает шапку, а девушка собирает цветы;
  • в июне косят траву;
  • в июле жнут пшеницу;
  • в августе вымолачивают зерно;
  • в сентябре время посева озимых;
  • в октябре собирают виноград;
  • в ноябре рубят деревья и заготавливают дрова;
  • в декабре забивают поросёнка.


Внешний медный диск

Диск разделён на 365 ячеек, в которых записан цисиоян - стихотворный слоговый календарь, где упомянуты дни праздников важнейших святых. На соответствующем дне календаря написан первый слог имени святого. Не праздничные дни заполняются любыми слогами (не связанными со святыми) так, чтобы стихи имели какой-то смысл.


Цисиоян на внешнем медном диске

Декор и внешняя отделка Календарного циферблата Манеса

Окружение календаря выполнено на темы растительных мотивов и символов жизни. Циферблат со всех сторон облегает виноградная лоза. Вино считалось божественным напитком, который освобождает от земных забот, приносит радость, молодость и вечную жизнь.


Справа от циферблата расположены обезьяна и птица-феникс. Огненную птицу почитали все цивилизации, как символ вечности, круговорота обновления и воскресения. В каменных ветвях она будто бы ведёт разговор с обезьяной, которая в Античности была домашним животным, ловкой и понятливой, но в Средние века стала символом греховности, жадности и воплощением дьявола.

Мастер Гануш объяснял для чего все это, рассказывал о движении Луны, Земли и Солнца, учил определять время и дату. Люди долго еще сбегались к часам посмотреть на невиданное до того времени зрелище. Особенно удивлялись часовщики. Мастер Гануш сдержал свое слово и создал такие часы, которых не было ни в одном городе!

Однако часовщик не возгордился, продолжал сидеть в своей маленькой комнатке и чертить новые чертежи, а его помощник взахлеб рассказывал люду о том, что его господин готовит новое произведение, которое будет еще лучше и удивительней Староместских курантов. Об этом узнали советники Старого Места, и их это известие обеспокоило, они подумали, что мастер Гануш готовит новые часы для другого города, им не хотелось, чтобы слава Пражских курантов померкла, и они стали думать, как помешать этому случиться. Одни предлагали взять с мастера письменное обещание не изготавливать больше подобных часов, другие предлагали взять устное обещание с мастера, но все это казалось советникам недостаточно надежным, пока один из них не произнес: «Почему мы должны требовать обещания, на которые все равно нельзя надеяться? Хотим иметь лучшие куранты на свете? Тогда не надо ни с чем считаться, а воспользоваться единственной возможностью помешать мастеру Ганушу в его дальнейшей работе. Ничего плохого мы ему не сделаем, город будет о нем заботиться, хоть он и не будет больше работать». Все испугались такого предложения, но тот советник всех убедил.

И вот однажды ночью, мастер Гануш сидел в своей комнатке, чертил чертежи и был спокоен, не чувствуя приближения опасности. В дверь постучали, мастер испугался резких ударов, и старческими шагами направился к двери, чтобы закрыть ее на засов, но не успел. В комнату ворвались два человека с закрытыми лицами и сбили мастера с ног, он ударился головой о стол и потерял сознание.

Пришедший утром помощник нашел своего мастера лежащим в горячке на кровати, глаза у старика были завязаны, он метался на постели и просил зажечь свет. Испуганный помощник поспешил опросить соседей, не знал ли кто-нибудь, что произошло ночью. А старик все просил зажечь свет. Осторожно сняли повязку и пришли в ужас: поняли, что ночные посетители лишили мастера зрения раскаленным железом.

Известие о случившемся облетело всю Прагу, народ требовал наказать злодеев, но их не могли найти. Старый мастер долго находился между жизнью и смертью, его чертежи покрылись пылью. Помощник ждал, когда мастер с ним заговорит, а старик все размышлял, кто и за что мог его так наказать. Думал, что живые не могли такое сделать и предположил, что это темные силы. Мастеру снились кошмары, по ночам он кричал и мучился. Помощник пожалел старика, и рассказал ему о том, о чем шепчутся в городе, о том, что преступника никто искать не будет, и что он где-то рядом. Мастер Гануш все понял, несколько дней сидел печальный, иногда вставал в порыве гнева брал пилу или готовальню, потом клал на место.

И в один из дней, приободренный мастер, попросил своего помощника проводить его к курантам. Подмастерье обрадовался, подумал, что к мастеру возвращается желание жить и работать. Они шли по площади, люди с уважением останавливались и приветствовали мастера Гануша. Из ратуши в тот момент вышло несколько советников, но они быстро отвернулись, сделали вид, что не заметили старика.

Часовщик попросил помощника отвести его к четвертой, самой сложной части курантов. Ему было очень тяжело подниматься по узкой лестнице, он с трудом стоял на ногах и пытался отдышаться. Когда отдохнул, застыл в молчании, внимательно слушал тихий голос механизма, помощнику даже показалось, что мастер еле заметно улыбнулся и порозовел. Потом внезапно нахмурился, и позже помощник вспоминал, что как раз в ту минуту в курантах прозвучал колокол, когда за него потянула смерть.

Здравствуйте, друзья! Часы Орлой в Праге заслуживают того, чтобы о них рассказать детально. Знаменитые куранты Чехии обошли по продолжительности своего существования все подобные часовые механизмы мира. Созданные в начале XV века, они до сих пор функционируют и показывают центрально-европейское время, а также старочешское и вавилонское.

Но зрители торопятся к Пражскому Орлою вовсе не за тем, чтобы сориентироваться по времени. Астрономические часы уникальны. Они одновременно являются произведением искусств, научно-историческим объектом и развлечением для посетителей , где они и находятся.

Логичнее будет, прежде чем пуститься в подробные описания, предоставить возможность взглянуть непосредственно на куранты, их действие, и на те многочисленные , среди которых они находятся. Коротенькое видео позволит быстро окунуться в гущу событий:

А теперь можно остановиться и на некоторых деталях — кто причастен к астрономическим часам, какие символы их окружают, и чем они знамениты:

  1. Как появился Пражский Орлой
  2. Астрономический диск и определение времени
  3. Символические образы курантов

Кто и когда создал Pražský orloj

Первые куранты на появились еще в конце XIV века, когда Вацлав IV распорядился установить на готической башне ударный механизм, издающий сигналы по прошествии часа.

Прошло еще немного времени, и в 1410 году ратушную башню оборудовали удивительными астрономическими часами.

Создал Орлой мастер часовых дел Микулаш из Кадани, руководствуясь расчетами и чертежами математика и астронома Яна Шинделя.

Мастером Ганушем называли пражского часовщика Яна Руже, который имел непосредственное отношение к курантам ратуши, однако несколько позднее. Мастер Гануш еще и не родился к тому времени, когда Орлой уже не только исправно отбивал временные интервалы, но и завоевал европейскую известность.

Новые факты относительно автора Пражского Орлоя открылись недавно – после 1980 года. Вот так история может водить нас за нос… Пражане веками считали, что Гануш создал куранты, и передавали из уст в уста предания о том, как жестокие городские советники приказали ослепить мастера, чтобы он не смог повторить свое изобретение. К счастью, данная изощренная средневековая жестокость оказалась только легендой.

Зато отыскался документ, который зафиксировал щедрое вознаграждение изобретателю Пражских курантов Микулашу из Кадани. Мастеру предоставили дом у Гавельских ворот и 3000 пражских грошей, что по тем временам было необычайно крупной суммой. Более того, было назначено ежегодное жалование размером 600 грошей и предоставлены гарантии на собственность – по сути, защищены авторские права.

Астрономический диск и как определить обычное время

Долгое время Орлой состоял только из одного диска – астрономического. Собственно и создавали механизм для нужд астрологии, а не для того чтобы сообщать жителям время. Астрономический диск — это специальная движущаяся карта неба, с помощью которой можно определить положение Солнца, Луны, а также их расположение относительно зодиакальных созвездий.

Представляете, вся эта махина движется, демонстрирует массу сведений, а мы — современные жители, — смотрим на этот диск и даже не знаем, как понять, который час))) Но сейчас разберемся.

Точно по центру изображена Земля. Верхняя часть диска соответствует дневному времени – она голубоватого цвета. А темный круг в нижней части – это ночь. Между днем и ночью обозначены сумерки оранжевым цветом. На всю эту картину наложено кольцо, на котором изображены знаки зодиака, но кольцо к определению времени отношения не имеет.

Настоящее время указывает стрелка с символом Солнца и золотой Рукой. Загвоздка только в том, что указывает эта рука одновременно на три числовые шкалы. И где же нужная нам? По краю диска расположены числа в виде неких «загогулин» — это старочешское время. Интересно, что в этой системе координат сутки заканчивались с наступлением сумерек.

Следующие цифровые символы в римском обозначении, размещенные также по кругу, – это и есть европейское время. Теперь вы без труда можете определить, во сколько я запечатлела астрономический диск на фото.

Там еще есть и арабские цифры – они идут ниже римских и изображены слабее. Арабские цифры позволяют определить вавилонское время. К нему же относится и та сетка из золотистых кривых линий, расходящихся от центра диска. К счастью, оно нам ни к чему, и нет потребности углубляться в эти средневековые показатели.

Что еще хочется добавить по части установки астрономических часов, так это упомянуть о заслуге архитектора Петра Парлержа, который создал каменную пристройку к ратуше, где поместили куранты. Каменная отделка вокруг астрономического диска – так же его работа.

Повторюсь, определение времени является чуть ли не побочной функцией Орлоя. Главное – отслеживать движение небесных тел. И на астрономическом диске символы Солнца и Луны перемещаются не только по кругу, но и вдоль по стрелке. Диск с зодиаком также движется… Из всего этого знатоки считывали информацию. А вот минуты в средневековье определять не пытались. Жителей того времени такие мелочи не интересовали.

В 1490 году Орлой дополнили еще одним диском. На диске помещался календарь, включающий все 365 дней в виде делений по ободу диска. Появление календаря как раз и соотносят с деятельностью мастера Гануша.

Каждый вечер календарный диск вручную поворачивали на одно деление, и такая практика была до 1566 года. С тех пор движение календарной доски механизировано.

Привлекательный календарный диск, который наблюдаем сейчас мы, появился гораздо позднее. В середине XIX века часы нуждались в капитальном ремонте. Был объявлен на это благовидное дело сбор денег среди населения Чехии. Было собрано 4 265 золотых. А лучший пражский художник того времени Йозеф Манес за скромное вознаграждение взялся за оформление календарного диска. И хотя мы видим сегодня только воссозданную копию, она близка к оригиналу:

Манес изобразил в центре диска герб Праги, а вокруг него оригинальные знаки зодиака. 12 золотистых дисков с изображениями, которые расположены по кругу, составляют серию картин «Двенадцать месяцев». Каждая картина представляет особенности средневековой сельской жизни в период определенного месяца. Обозначение дней, как и в более ранних версиях, расположено на внешнем кольце диска. Где же увидеть, какой сегодня день? Смотрите на метку с золотой чертой в верхней точке календаря. Там указано и число, и день недели.

Символические образы курантов

Большой интерес вызывают фигуры, установленные по обе стороны от астрономического и календарного диска. Скульптуры возле верхнего диска, как вы заметили во время просмотра видео, приводятся в движение во время боя курантов. Считается, что данные образы олицетворяют 4 порока, хотя это мнение вызывает вопросы.

Справа расположены Скелет и Турок. Скелет символизирует смерть, напоминает о ее неизбежности. Можно ли отнести эту аллегорию к порокам? Данный образ появился на курантах первым, еще в XVI веке.

Размещение фигуры в тюрбане рядом со Скелетом еще более загадочно. Чехия в средние века частенько использовала образ Турка в негативном контексте. Так, к примеру, появился сюжет «ворон, выклевывающий глаз турку» на гербе рода Шварценберг. Возможно, и в данном случае образ Турка обозначает порочные особенности.

Слева от астрономического диска находятся более понятные образы. Здесь установлены аллегории скупости и тщеславия:

Тщеславие всматривается в зеркало, Скупость потряхивает мешочком с деньгами. Однако в трактовке и этих образов существуют разногласия. Предполагают, что крайним слева установлен Маг, изучающий невидимые миры, что ассоциируется с познанием, а не пороком.

Ниже, у календарного диска располагаются слева Философ и Архангел Михаил, а справа – Астроном и Летописец.

Эти образы Pražský orloj всегда на виду. Но если вы посмотрели видео, то обратили внимание на шествие апостолов, которое происходит во время мини-представления курантов. Окошки над астрономическим диском с обеих сторон от скульптуры Ангела открываются и перед нами проходят 12 учеников Христа. А завершается все действо возгласом золотого Петуха.

Появление фигурок апостолов связывают с реконструкцией курантов в 1659 году. Фигуры сделаны из древесины, поэтому их несколько раз приходилось восстанавливать. Нынешнюю компанию апостолов создал скульптор Войтех Сухарда.

Последним из образов был установлен на свое место Петух. Пражане впервые услышали его 31 декабря 1882 года.

В завершение хочу сказать, что Пражский Орлой – это объект-загадка. Впрочем, это не удивляет. Астрономические часы и создавались с целью отображать информацию, понятную далеко не каждому. И столь длительный век у них, что без загадок и легенд не обошлось. Предполагаю, друзья, что многие из вас слышали нечто интересное о Пражских курантах. Если так, расскажите и нам.

Ваш euro-проводник Татьяна

Невероятный спектакль астрономических часов собирает множество туристов. Его можно наблюдать каждый час. По сигналу колокольчика скелета-Смерти старинные куранты проигрывают мелодию, приводящую в движение Тщеславие, Жадность, Смерть и Похоть, а следом тянется процессия из 12 апостолов.

Староместские астрономические часы или Пражские куранты, Пражский Орлой (Pražský orloj) находятся на башне , достроенной в 1364 году. Высота четырехэтажной башни с обходной галереей и угловыми башенками – 69,5 м.

История создания часов

Башня всегда была символом города. В1410 году на ней установили астрономические часы, созданные королевским часовщиком Микулашем из Кадани и астрономом Яном Шинделем, магистром пражского университета. Около 1490 года эти уникальные часы были отремонтированы и дополнены мастером Ганушем из Розы. Ничего подобного до этого времени в Европе не было.

Вероятно, около 1659 года часы были дополнены деревянными полихромными фигурами. Аллегории «Скупость», «Щегольство» и «Сладострастие» напоминают о пороках, тогда как Архангел Михаил со щитом и огненным мечом из сцены «Страшный суд» напоминает об одной из важнейших добродетелей – о Справедливости. Астрономические часы состоят из трех, расположенных друг над другом частей: шествия апостолов, циферблата астрономических часов и календаря.

Каждый час проходят перед зрителями апостолы и благословляющий их Иисус Христос, каждый час нам скелет, звонящий в колокол, напоминает о том что истек еще один час нашего земного странствования.

Конструкция часов

Астрономический циферблат изображает Землю так, как ее представляли сторонники геоцентризма, а центр циферблата обозначает географическое положение Праги. Поверхность циферблата изображает вселенную – день, рассвет, сумерки и ночь. Вокруг сферы движутся три золотых круга, представляющие тропики Рака и Козерога, а также экватор.

Календарь состоит из медного круга, разделенного на два круговых кольца. Во внутреннем кольце находится круг с двадцатью четырьмя медальонами, выполненными чешским художником Йозефом Манесом в 1866 году (сейчас там находятся копии). В медальонах меньших размеров изображены знаки зодиака времена года, в больших – сцены из жизни крестьян.

Заслуживает внимания то, что, несмотря на многочисленные ремонты, сохранилась первоначальная конструкция Староместских астрономических часов.

Как добраться

Ехать метро линии А до станции Staroměstská.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Староместская Ратуша (Staroměstská radnice).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město). Староместске площадь (Staroměstské náměstí) 1
.

Старый город (Staré Město) расположен на правом берегу реки Влтава. Он вырос из мелких поселений, которые возникли на важном перекрестке торговых путей между западом и востоком и вдоль берега Влтавы в 10 веке. При короле Вацлаве 1, который в 1232-1234 годах выстроил мощные крепостные стены, Старый Город получил городские права. Но официального согласия на постройку символа городской власти и главного места собрания горожан, Городской ратуши, жители Старого Города ждали больше 100 лет.

В 1338 году горожанами Старого Места была получена привилегия от короля Яна Люксембурга (Иоганн Люксембургский, известный также как Иоанн (Ян) Слепой, Jan Lucemburský) на строительство Ратуши.

Возникла в результате объединения нескольких домов. Основой стал готический дом богатого купца Волфина из Камене, который поселение приобрело в 1338 году. Сразу после того как была основана Ратуша , началось возведение башни высотой около 70 метров. Ее строительство было закончено в 1364 году. В 1381 году к ней пристроили готическую часовенку.

Чтобы удовлетворить административные потребности быстрорастущего города, приходилось откупать соседние городские дома и присоединять их к Ратуше . Второй дом был приобретен в 1360 году – на втором этаже он украшен ренессансным окном. Над ренессансным окном находится латинская надпись: „Prag caput regni” („Прага – глава империи”) , напоминающая о блистательном прошлом города в годы правления первого Габсбурга на чешском троне – Фердинанда 1 (1526-1564). У следующей постройки, дома меховщика Микша, псевдоренессансный фасад. Соседний дом - „У петуха”, построенный в стиле классицизма, был приобретен после 1830 года, а свой современный вид Ратуша приобрела лишь в 1896 году, когда последней составляющей частью стал выступающий на площадь дом „У минуты”. С веками превратилась в удивительное по своему изыску архитектуры сооружение.
Главной достопримечательность Ратуши являются Астрономические часы „Орлой” установленные на южной стороне ратушной башни. Построенные в 1410 году часы уже в течение многих веков являются символом Праги .

В 1784 году были соединены четыре пражских города и Ратуша стала главным административным органом всего города.

Во время второй мировой войны, во время Пражского восстания 7-8 мая 1945 года, здания были сильно повреждены. Сгорел архив, множество портретов градоначальников. Пожар полностью уничтожил новоготическое крыло, ущерб был причинен башне и курантам. Остался единственный небольшой зал, который пощадил огонь.

Старая Ратуша была примерно в три раза современной (не все восстановлено после войны) . В наше время Ратуша представляет собой комплекс состоящий из пяти домов. Каждый из домов обладает собственным характером и представляет историческую и архитектурную ценность – фасады зданий декорированы ренессансными элементами, скульптурами, уникальной росписью, украшены городским гербом и памятными надписями.
Богато украшенный главный портал ведет в вестибюль с мозаиками по эскизам Микулаша Алеша. Полностью сохранившийся старый зал советников относится к 15 веку, Большой зал заседаний – к 1879-1880 годам.

В настоящее время каждый желающий может подняться на башню Ратуши , возвышающуюся над городом почти на 70 метров. С ратушной башни открывается прекрасный вид на Староместскую площадь .
Есть возможность посетить и подземелья Ратуши. Во второй половине 13 века уровень земли в Старом городе был повышен из-за наводнений. Вода во время сильного наводнения залила первый этаж зданий и долго не уходила. Благодаря повышению уровня земли здесь сохранились здания 13 века. Под землю тогда ушли первые этажи 70 домов – они были соединены и использовались как склады рынка на Староместской площади .

И только когда торговые площади переехали в новую часть Праги, площадь стала использоваться для проведения общественно-важных событий: королевских свадеб, коронаций. Одним из самых популярных развлечений была казнь. В подземельях Ратуши сделали тюрьму для заключенных, ожидавших казни. Дольше недели они здесь не задерживались, только на то время, пока строили эшафот.

Пражские куранты

Пражские куранты (Pražský orloj).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město). Староместске площадь (Staroměstské náměstí) 1/3.

Пражские куранты, или Орлой (Pražský orloj, Староместские куранты) - средневековые башенные часы, установленные на южной стене башни Староместской Ратуши на Староместской площади в Праге.
Каждый час с 8 утра и до 8 вечера происходит действо в духе средневековья, когда в верхних окошках один за другим появляются апостолы а завершающим участником является Иисус. В это же время чуть ниже, на боковых сторонах, фигуры также приходят в движение. Движущиеся объекты символизируют человеческие пороки. Таким образом, скелет, который символизирует смерть переворачивает часы и кивает Турку, а Турок отрицательно мотает головой. В другой же стороне, Скряга встряхивает кошелек, а Ангел с мячом, карает его, являясь воплощением наказания для грешников. Окончание представления знаменуется криком петуха.

Куранты Орлой (orloj с чешского так и переводится – «башенные часы») отображают достаточно много информации. Помимо непосредственно времени на них можно увидеть текущую дату, время захода и восхода Луны и Солнца, текущее расположение знаков Зодиака, даже положение Земли относительно Солнца.

Самые старые детали часов относятся к 1410 году и были изготовлены часовыми мастерами Микулашем Каданом и Яном Шинделем. Ян Шиндель был также профессором математики и астрономии в Карловом университете. Примерно в 1490 году к часам был добавлен календарный циферблат, и тогда же фасад часов был украшен готическими скульптурами. Уже в 1552 году часы были отреставрированы часовым мастером Яном Таборским. В дальнейшем часы много раз останавливались, в 17 веке были добавлены движущиеся фигурки. Фигуры апостолов были добавлены в ходе капитального ремонта 1865-1866 годов.

Во время второй мировой войны Пражским курантам был нанесен значительный ущерб, 7 мая и 8 мая 1945 года в ходе подавления немецкими войсками чешского подполья, была обстреляна , в результате чего начался пожар. Наиболее сильно обгорели деревянные скульптуры апостолов, которые в 1948 году восстановил мастер по дереву Войтех Сухарда (Vojtěch Sucharda) . Вновь часы заработали только в 1948 году после большого ремонта.

С пражскими часами связано много легенд. Самая известная повествует о судьбе мастера Гануша. Закончив свой труд, прославленный часовщик пригласил к себе в мастерскую, находившуюся тут же, в башне Ратуши, отцов города. Обновленные куранты им очень понравились, но одна мысль о том, что мастер может изготовить нечто подобное для кого-то еще, повергла их в ужас. И тогда по приказу пражского магистрата Гануш был ослеплен. „Для того чтобы не было подобного чуда нигде, кроме Праги” , - гласил приговор.
Легенды рассказывают, что Гануш отомстил неблагодарным чиновникам. Он проник в башню и вывел из строя уникальный часовой механизм. Почти 150 лет никто не мог починить куранты, а тот, кто пытался, умирал или сходил с ума. Это время было самым трудным для Чехии. Немецкие крестоносцы разбили войска чехов-протестантов, независимое чешское королевство перестало существовать, страна почти на 400 лет попала под австрийское владычество, а чешский язык был запрещен для употребления в официальной сфере…

У пражан существует поверье: если часы на ратуше остановятся, то Чехию вновь постигнут беды. Чтобы этого не случилось, за работой курантов наблюдает экспертный совет лучших часовщиков при столичном магистрате. И каждую неделю проводится профилактический осмотр.

Ратушная башня часовня в готическом стиле
дом У минуты верхняя часть Пражских часов
Тщеславие и Скупость верхний циферблат Смерть и Турок
Философ и Карающий ангел нижний циферблат Астроном и Летописец
лестница на смотровую площадку для ленивых — лифт на смотровой площадке
крыши Старого города вид на храм Девы Марии перед Тыном вид на дом У минуты
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения