Оставьте свой комментарий. Зинаида Серебрякова: биография и фото

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

(1884-1967)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Некоторые искусствоведы полагают, что Зинаида Серебрякова писала свой автопортрет в период своего увлечения Востоком. Зинаида Серебрякова – это первая женщина, которая сумела войти в историю русской живописи. Благодаря своему светлому и ясному […]

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, урожденная Лансере, родилась в семье известного русского скульптора. Долгое время имение ее семьи являлось центром художественной жизни Санкт-Петербурга. Способность к живописи проявилась у девочки еще в годы обучения в […]

В творчестве Зинаиды Серебряковой присутствует немало детских портретов. Мир детства – это одна из важных тем для художницы. Серебрякова любила писать маленьких детей, так как они открыты, естественны и умело выражают любовь […]

Зинаида Серебрякова родилась в селе Нескучном Харьковской губернии в семье известных архитекторов и художников Ленсере-Бенуа. Девочка унаследовала яркий творческий талант рода и после окончания гимназии отправляется на стажировку в Италию, изучает живопись […]

Как раз перед началом Первой Мировой Войны российская художница Зинаида Серебрякова вынуждена возвратиться на родину, после итальянского путешествия. Прибывши в семейное имение, спрятанное в харьковской губернии, она тот час же начинает работать […]

Зинаида Евгеньевна Серебрякова — известная русская художница. Являлась ярким представителем объединения художников « ». Также известна, как одна из первых женщин России, вошедших в историю русской живописи.

Зинаида Серебрякова (до замужества — Лансере) родилась 12 декабря 1884 года в селе Нескучное в Харьковской губернии. С самого детства она была окружена творчеством и искусством. Дело в том, что Зинаида Евгеньевна родилась в семье, которая была прославлена настоящими талантами в различных видах творчества. Её дедом был известный архитектор Николай Бенуа (1813-1898). Известным скульптором был и отец Зинаиды — (1848-1886). Также у Зинаиды была сестра Александра Бенуа, которая занималась графикой, брат Николай — архитектор, брат Евгений — график и живописец. Стоит отметить, что на Зинаиде Серебряковой род талантливых скульпторов и художников не закончился. Дочь Евгения стали архитектором и реставратором, сын Александр стал известным оформителем и художником, дочь Татьяна стала заслуженным художником РСФСР, дочь Екатерина стала художницей.

Зинаида Лансере окончила женскую гимназию и художественную школу. Была ученицей известного живописца Осипа Эммануиловича Браза (1873-1936). Также обучалась в парижской Академии де ла Гранд Шомьер. В 1905 году вышла замуж за железнодорожного инженера Бориса Серебрякова.

Искусство художницы, которая прославила русскую живопись, очень душевное и тёплое. При помощи своего творчества она пыталась передать зрителю красоту русской земли и русской культуры. Также много путешествовала. В 1924 году уехала в Париж и долгое время не могла видеться с детьми. Первый раз после разлуки она встретилась со своей дочерью только спустя 36 лет в 1960 году, когда наступила хрущёвская оттепель. Умерла в Париже 19 сентября 1967 года. В настоящее время её картины находятся в собраниях таких крупных музеев, как: Одесский художественный музей, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея.

Хотите украсить свой дом предметом искусства или сделать красивый подарок? В Мастерской портретов вы сможете заказать портрет маслом от профессионального художника. Высокое качество и быстрые сроки исполнения.

Зинаида Серебрякова картины

Автопортрет в костюме Пьеро

Автопортрет Зинаиды Серебряковой в белой кофточке

Автопортрет с дочерьми

Балерины в уборной

Беление холста

Бретань. Городок Пон-л Аббе. Порт

Булочница с улицы Лепик

В гримерной

Девушка с черными косами

Девушка со свечой

Елена Браславская

За завтраком

За туалетом. Автопортрет

Художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна, краткая биография и творчество. (Ее девичья фамилия Лансере) родилась в 1884 году, в семье известного скульптора, мать происхождением из знаменитой династии Бенуа. После гибели отца впоследствии семья проживала в Санкт-Петербурге у Николая Леонтьевича Бенуа или в имении Нескучном. В семье всегда много говорили об искусстве и намерение Зиночки стать художником, естественно, никого не удивило.

Обучалась рисованию Зинаида очень мало. В 17 лет она брала уроки у Ильи Репина, а затем у Осипа Эммануиловича Браза, а затем в течение двух лет путешествовала по Италии, изучала картины великих живописцев эпохи Возрождения, любовалась прекрасными творениями известных итальянских зодчих, восхищалась великолепными пейзажами. Все это конечно очень повлияло на творчество будущего художника.

Вернувшись на родину, девушка вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова.

Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей…

Картины, которые появились в экспозициях выставок 1909 – 1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль. Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах а также и бытовые жанры например, картина За завтраком , балерины в уборной, Одним из значительных

произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист. Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка.

Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. "Беление холста" напоминает древние фрески. Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.

В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. В 1920 г. всей семьей они перебираются в Петроград. Дочь Таня поступает в балет и Серебрякова несколько лет развивает театральную тему, изображая балерин. Но работа не приносит истинного удовлетворения. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей. Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины. В связи с тяжелым финансовым положением Зинаида Евгеньевна в 1924 г. уезжает в Париж, куда она была приглашена для работы над декоративной росписью. Закончив работу, она собирается возвратиться, но по некоторым объективным обстоятельствам останется в Париже навсегда.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

С 1947 года Серебрякова становится гражданкой Франции. Долгие сорок с лишним лет за границей, вдали от России, не приносят ей творческого удовлетворения; она часто испытывает тоску по родным местам. Даже ее зарисовки безмолвно говорят о том, что Серебрякова осталась верна теме русского народа и реализму. Художница и во время своих многочисленных путешествий писала картины, главными героями которых были крестьяне, рыбаки, люди из народа.

В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.

Прекрасная русская художница Зинаида Серебрякова скончалась не на родине, в Париже в 1967 г. в преклонном возрасте 82 лет.

Автобиография З. Е. Серебряковой

(Отвечаю по вопросам).

1. Родилась я в нашем имении «Нескучное» (Курск[ой] губ[ернии] Белгородского уезда) 12 дек[абря] 1884 г. (Уже с давних пор, в указании года моего рождения, вкралась ошибка - помечено 1885 г., м. б. оттого, что я род[илась] в самом конце 1884 г.?..

2. Художеств[енное] образ[ование] получила, главн[ым] образом, в семье моего деда, Николая Леонтьевича Бенуа, куда мы переехали после смерти моего отца, Евг[ения] Александровича] Лансере, в 1886 году: все в нашей семье занимались искусством - мои братья Евг[ений] Евгеньевич] и Ник[олай Евгеньевич] (архитектор), моя мать, мой дядя - Александр Николаев[ич] Бенуа, мои сестры. После окончания Коломенской Женск[ой] гимназии я поступила в Художествен[ную] школу кн. М. К. Тенишевой, руководил школой И. Е. Репин. Но, к сожалению, пробыла там всего 25 дней и И. Е. Репина ни разу не видела, так как школу закрыли! Но там я впервые начала работать с натуры (май 1901 г.). Затем я поступила в мастерскую худож[ника] О. Э. Браза (1903–1904) (1904–1905).

3. Нигде в других учебн[ых] заведениях не училась ни в России, ни на Западе.

4. Преподавательской деятельностью не занималась.

5. К сожалению, путешествовала мало по России: в детстве проводила лето то в Петергофе, то в Финляндии. После смерти моего деда Ник[олая] Леон[тьевича] Бенуа в 1898 г. стали ездить на лето в «Нескучное». После замужества в 1905 г. оставалась там до поздней осени, и даже зимой.

Во время гражданской войны «Нескучное» погибло (было сожжено), и я с детьми и моей матерью жила в Харькове 3 года. Там я работала в Археологическом музее, рисуя находки из курганов (ожерелья и пр.) скифов. (Эти рисунки, кажется, еще по сей час в музее Археолог[ическом] в Харькове).

Да, забыла, что ездила в 1911 г. и 1913 г. в Крым, где провела по одному мес[яцу] весну - Ялта, Гурзуф; 2-й раз - Симеиз, была, точнее проездом, в Бахчисарае.

За границей была впервые в 1902 г. в Италии на ост[рове] Капри, а затем 3 мес[яца] в Риме (1902–1903). После замужества, в 1905 году провела с мужем и моей мамой зиму в Париже - 1905–1906 гг. Посещала тогда художественную] школу Academie de la grande Chaumiere (но руководителей школы, худ[ожников] Simon и Doche ни разу не видела).

В 1914 году была 1,5 мес[яца] в Италии - Венеции, Флоренции и Милане и через Швейцарию, Вену и Киев вернулась в Нескучное (как раз накануне объявления войны).

6. Не работала ни в каких других видах искусства, кроме живописи.

7. Перечень выставок, в которых участвовала, или самостоятельных - прилагаю отдельно.

8. Состояла членом Общества «Мир искусства» с 1910 г. В Париже состою членом «Синдиката французских художников» с 1947 г.

(З. Серебрякова: Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художника. М., 1986. С. 44–46)

Из книги Путник по вселенным автора Волошин Максимилиан Александрович

Из книги Автобиография. Автонекролог автора Гумилев Лев Николаевич

Автобиография Я, Лев Николаевич Гумилев, родился в 1912 году, осенью, 1 октября по новому стилю. В этот день, что очень редко бывает, пошел снег. Родился я на Васильевском острове в родильном доме, но родители мои жили в Царском Селе, в маленьком домике, который заработал мой

Из книги Мое взрослое детство автора Гурченко Людмила Марковна

АВТОБИОГРАФИЯ Папа часто с удовольствием рассказывал о себе. Я попробую воспроизвести его речь как можно точнее, потому что без этой речи нет моего папы.Мой папа, Марк Гаврилович Гурченко, родился в деревне Дунаевщина Рославльского района Смоленской области. Он родился в

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Автобиография Я могла не гнаться за большим заработком: я приоделась, обзавелась постельным бельем, одеждой, обувью на все сезоны. Был у меня запас муки, сахара, круп, постного масла. Можно было разнообразить свою работу. Я то бралась выкорчевывать акации, тополя и ясени,

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

2. Автобиография В один из зимних вечеров, а именно 19 декабря 1943 года он вспомнил не слишком давнишнюю встречу. С думами о Москве, родных и друзьях, припомнился ему и ЦДЛ, куда он любил захаживать в мирное время. Оказавшись ненадолго в Москве в январе 1942 года, он забежал туда

Из книги Зинаида Серебрякова автора Русакова Алла Александровна

Т. Б. Серебрякова Детство Зинаиды Серебряковой Когда я беру в руки альбомчик, куда моя бабушка вклеивала детские рисунки своей дочери, будущей художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, я вспоминаю ее рассказы о детях и их жизни. Многое из того, что окружало в ранние годы

Из книги Павел Филонов: реальность и мифы автора Кетлинская Вера Казимировна

Д. В. Сарабьянов. Об автопортретах Зинаиды Серебряковой Нередко критики, желая похвалить художника-женщину, произносят сакраментальные слова о ее «мужской руке». Даже Александр Бенуа назвал работы Зинаиды Серебряковой «мужественными». Между тем мне кажется, что самое

Из книги Ласковая кобра. Своя и Божья автора Гиппиус Зинаида Николаевна

Е. Дорош. На выставке Серебряковой <…> Художники обычно упрекают писателей в так называемом литературном подходе к искусству живописи, и хотя обвинение это не лишено основания, хотя и мне представляется, что живопись, в отличие от других искусств - например от

Из книги автора

А. П. Остроумова-Лебедева о творчестве З. Е. Серебряковой <…> Членом нашего общества («Мира искусства». - А. Р.) также была замечательная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова, рожденная Лансере. Она, живя несколько лет в деревне, в небольшом имении «Нескучное»

Из книги автора

Е. Г. Федоренко. Семья З. Е. Серебряковой <…> Когда Зинаида Евгеньевна была еще девушкой, то все они - она, ее сестры и братья - любили кататься верхом на лошадях, любили устраивать какие-нибудь веселые «представления». Как-то летом под вечер (была уборка урожая -

Из книги автора

Е. Б. Серебрякова о матери (в связи с открытием выставки произведений З. Е. Серебряковой в посольстве России в Париже в 1995 году) Мама уехала из России и поселилась во Франции, в Париже, в 1924 году. Материально ей было очень тяжело. В 1925 году к ней приехал брат, в 1928 году - я.

Из книги автора

Н. Лидарцева. В мастерской у художницы Зинаиды Серебряковой На днях мне привелось посетить в ее ателье эту замечательную русскую художницу, выставки которой когда-то славились в Париже, в самых крупных выставочных галереях, но которая, к сожалению, продолжая работать,

Из книги автора

М. Б. Мейлах. Дети Серебряковой (разговор с Екатериной Серебряковой) В парижской мастерской Серебряковых, странным образом хранящей петербургскую атмосферу (мне она напомнила квартиру-студию Браза напротив Новой Голландии, с теми же окнами во всю стену, - во времена

Из книги автора

Основные даты жизни и творчества З. Е. Серебряковой 1884, 28 ноября (10 декабря) - рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне - Харьковская область Украины) в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны

Из книги автора

Письма П. Н. Филонова к Е. А. Серебряковой 1Ленинград. 6 августа 1937.Хорошая, светлая моя родимая Катюша! Спасибо, что порадовала меня письмом. Я как живую увидел тебя в нем. Представилось мне, как ходишь ты по Сиверским крутым берегам, сидишь в лесу, под соснами собираешь

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения