Апостол павел о любви толкование. Семья – священный союз. Благословенная трудность семьи

На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, клирик храма Святой Троицы при подворье Череменецкого монастыря. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 26 июля 2013 г.

Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Это очень хорошо подходит, когда женихи читают такой текст из писем Павла. Таким образом, друзья дают друзьям советы по свадьбе на этом пути. Вряд ли тексты могут быть сокращены. Затем можно сочетать стихи из разных фрагментов Библии в один текст. Люди, читающие текст на свадьбе, должны прочитать советы для чтения на следующей странице.

Эта книга содержит показания к свадьбе - в ЗАГСе и в церкви. Это рассказы о любви, стихах и библейских текстах. Вы делали добрые намерения в начале года? По всей вероятности, ваши намерения по поводу диеты и физических упражнений регулярно проваливались несколько недель назад. Возможно, ваши благочестивые намерения, такие как чтение Библии за один год, также упали на обочину, и теперь вас обескураживают, потому что у вас нет дисциплины. Но вы можете бороться с еще большим провалом в своей жизни - неудача, которая намного серьезнее, чем резолюция Нового года, в которой вы потерпели неудачу.

Сегодня у нас в гостях клирик Храма Святой Троицы при подворье Череменецкого мужского монастыря иерей Александр Асонов.

Здравствуйте, батюшка. По традиции благословите наших телезрителей.

Рад приветствовать всех телезрителей телеканала "Союз", желаю, чтобы Господь хранил всех, берег и направлял силой Святого Духа.

Вы разочаровали Бога таким образом, что заставляете думать, что Бог не может этого простить? Вот почему вы чувствуете себя виноватым и потеряли все мужество? И вы думаете, что вам никогда не удастся прожить жизнь, которая нравится Богу? Что вы никогда не будете более полезны в служении Господу?

Создайте надежду - неудача - это еще не конец! Даже серьезный провал в жизни христианина не обязательно означает, что точка достигнута, из которой нет возврата. Хотя неудача никогда не может быть оправдана или молчаливо принята, неудача может стать возможностью для Божьей любви и благодати расти. У Бога есть прекрасный способ собрать фигуры и сделать что-то прекрасное из сломанной жизни верующего. Многие примеры в Библии показывают, что неудача в жизни верующего - это не конец эффективности Господа.

- Тема нашей сегодняшней программы "Понятие любви у святого апостола Павла".

Отец Александр, скажите, пожалуйста, по каким источникам мы можем судить о понятии любви у святого апостола Павла?

Источников существует много, но самый выдающийся и бросающийся в глаза каждому, кто хотя бы начинал читать Священное Писание - это 13-я глава Первого Послания апостола Павла к коринфянам. Это то место, которое посвящено вопросу о любви в христианском смысле этого слова. Отрывки из этой главы часто цитируются в классических произведениях, различных кинофильмах. Зачитаю небольшой отрывок из нее, чтобы напомнить телезрителям, о чем идет речь:

Что можно было бы написать о провале Авраама, других патриархов или даже Моисея, Давида, Илии, Ионы и других героев веры? Мы хотим ограничить себя двумя верующими из Нового Завета из-за космоса: Петра и Марка. Питер сказал: «Человек, это не я». 59 Через час или около того другой утверждал, говоря: На самом деле, этот был с ним, потому что он тоже Галилеянин. 60 И сказал Петр: не знаю, что вы говорите. И тут же, пока он все еще говорил, петух кричал. 61 И обратился Господь к Петру; и Петр вспомнил слово Господне, как он сказал ему: до того, как сегодня будет петух, ты отречешься от меня три раза. 62 И он вышел и горько заплакал.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы передвигать, а не имею любви, - то я ничто».

Уже эти первые стихи позволяют вспомнить, о какой главе идет речь. В 13 главе Первого Послания к коринфянам святой апостол Павел описывает качества любви, что она из себя представляет. Эти слова прозвучали даже в кинофильме советского периода - "Андрее Рублеве" Андрея Тарковского. Эпизод, где известный иконописец Андрей Рублев общается с дочерью князя, девочкой, по памяти цитирует именно эту главу о любви.

Одним из самых известных событий в жизни апостола Петра является его отрицание Господа Иисуса. Интересно, как Петр мог это сделать, но были ли мы более лояльны, чем он, в подобных обстоятельствах? Господь Иисус ответил: «Я говорю вам, что в эту ночь перед вами петух ворон, трижды меня отречется». Только через несколько часов предсказание Иисуса сбылось: Петр объявил под проклятиями и клятвами, что он даже не знает Иисуса! Можете ли вы представить себе, какую вину и раскаяние он испытывал, когда внезапно петух крикнул, и Господь Иисус, который был взят в плен, грустно посмотрел на него?

В этой главе очень много интересных аспектов, о которых стоит сегодня подробно говорить, потому что они не потеряли сегодня своей актуальности, хотя написано Послание было более двух тысяч лет тому назад. Всем рекомендую перечитать тринадцатую главу, и в ней много откроется.

Отец Александр, наверное, в современном обществе мы привыкли к определениям, например, апостол Иоанн Богослов в своем Послании дает определение, что Бог есть любовь. Но апостол Павел не дает такого прямого определения. Как Вы считаете, что такое любовь по апостолу Павлу?

Когда Петр покинул суд Первосвященника и горько заплакал, он, должно быть, подумал, что его неудача была концом. В конце концов, он не только отказался быть одним из друзей Господа, он также поклялся, что никогда не знал Его! Когда Иисуса увезли на суд и распятие, Петр, вероятно, думал, что навсегда любая возможность закончится, чтобы показать свое горе и покаяние и попросить Господа прощения.

Но провал Петра не был концом. У Господа были великие планы в его благодати с Петром. На завтрак в Галилейском море Петр был особым объектом любви к Иисусу. Господь знал все свои мысли и вину, и Он точно знал, как любовно восстановить Петра. Его нежное и тщательное восстановление Петра, без сомнения, выполнило чудесное мессианское пророчество Исаии: «Он не сломает перевернутую трубу, и он не потушит тлеющий фитиль».

Несомненно, для святого апостола Павла любовь - это начало начал. И несомненно, что любовь для него полностью ассоциируется с понятием Бог. Просто он иначе истолковывает свое видение. Потому что святой апостол Иоанн Богослов и святой апостол Павел - это разные люди, но у них одно убеждение: любовь никогда не перестанет, все прекратится, все прейдет, языки умолкнут, государства рухнут, знание упразднится, а любовь будет пребывать вовек. Потому что любовь - это Бог.

Часто было высказано предположение, что Иисус использовал два разных известных греческих слова для любви, когда спросил Петра: «Ты любишь меня?». Греческое слово «филео» означает «ласковая привязанность», а слово «агапе» - это любовь, которая «добровольно отрицает и предается ради ради возлюбленной». Но Петр трижды отвечает филео. Вероятно, Господь говорил с Питером Арамайком, который не знает слов и тонкостей для этих греческих слов для «любви».

Но под вдохновением Святого Духа апостол Иоанн использовал эти особые греческие слова, чтобы выразить суть примирительной беседы Господа с Питером. После того, как Питер только что узнал, как его неосторожное заявление немедленно последовало его неудаче, он, вероятно, слишком стыдился признаться в любви «Агапе» к Господу. Но у Господа все еще были большие планы с ним. Господь Иисус сказал Петру, что его неудача не конец. И Петр был еще очень полезен Богу! Его любовь к Христу сделала его жертвенным слугой до конца его жизни - включая тюремное заключение и мученичество.

Любовь - это такое понятие, которое понимается по-разному в разных языках, и по-разному истолковывается в разных контекстах.

В Библии Богу приписываются самые разнообразные качества. В частности, Ветхий Завет приписывает Ему достаточно грозные качества, неужели и это любовь?

Потому мы и говорим о Ветхом и Новом Заветах, что в Ветхом описывается восприятие Бога с позиции людей того времени, их представлений о Боге. Мы понимаем, что благодаря пришествию Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа мы познали истинного Бога. То, что в Ветхом Завете люди могли предположить, каков Бог - это ветхозаветный образ, который был создан в сознании людей, которые не могли по-настоящему открыть для себя Бога, ибо бездна разделяла этих людей от Бога после грехопадения. Для того чтобы Бог открылся в той полноте, в которой мы Его знаем, и произошло Боговоплощение. Через явление на земле Сына Божия мы только и познали, что есть действительно Бог. Что Бог - это любовь.

Если Господь простил Петра и восстановил его, разве Он не сделает то же самое с нами? Это прекрасный урок, который Бог учит нас через библейский рассказ о неудаче и восстановлении Петра. Иоанн Марк не был апостолом, но он был связан с апостолами с первых дней христианства. Возможно, Марк был молодым человеком, который убежал в ночь захвата Иисуса. Первые верующие собрались вместе в доме Марии, матери Марка. Петр отправился в этот дом после чудесного освобождения из тюрьмы. В Петре 5: 13 говорится о Петре, как о сыне Марка, в вере.

Мы не знаем, когда, где, или Марк был во главе с Петром, чтобы верить во Христа, но, несомненно, между ними существовало духовное отцовское отношение. Марк был племянником апостола Варнавы, и именно Варнава ввел Марка апостолу Павлу. Варнава и Павел пришли в Иерусалим из Антиохии, чтобы оказать помощь общине в Иудее из-за великого и продолжительного голода. Когда Варнава и Павел вернулись в Антиохию, Марк путешествовал вместе с ними. Поэтому он был в правильном месте в нужное время, когда Павел и Варнава отправились в свое первое миссионерское путешествие.

В Ветхом Завете люди только предполагали, что Он есть Всеведущий, Вселюбящий, Всепрощающий Отец всех, об этом постоянно говорится. В то же самое время они не знали Его сути, у них не было полноты восприятия Бога.

Вопрос телезрительницы из Кировской области: В Евангелии от Луки Господь говорит, что принес разделение: пойдет сын против отца своего, дочь против матери и так далее. Как понять эти слова, если Господь есть любовь?

Маркус присоединился к ним и участвовал в их служении на острове Кипр. Но когда команда миссии была готова отправиться в Малую Азию, Марк оставил их и отправился домой в Иерусалим. Возможно, ему не нравились трудности миссионерского путешествия - в конце концов, маршрут должен был преодолеть скалистые, суровые горы, где лежали грабители. Возможно, ему не понравилось почти незаметное изменение в руководстве: от его родственника Варнавы до молодого Павла. Возможно, у Марка были разногласия с Полом по вопросам веры.

В любом случае Маркус отказался от своей преданности Господу и миссии. Этот провал заставил Марка непригодным в глазах апостола Павла для его сотрудничества во втором миссионерском путешествии. Павел и Варнава настолько вовлечены в спор по вопросу о том, чтобы снова взять Марка, что два ветеранских миссионера окончательно разошлись. Павел пошел с Силасом в Малую Азию, а Варнава взял своего племянника Маркуса на Кипр. Тот факт, что вторая миссия была сформирована из-за того, что Павел оставил Павла и Варнаву, не оправдывает или не оправдывает провал Марка, но он показывает, что Бог может справиться с нашими неудачами для достижения Его целей.

Когда Спаситель рассуждает о том, что между людьми произойдет разделение, Он, прежде всего, говорит о том, что кто-то станет против Него, а кто-то пойдет за Ним. Что, так или иначе, между людьми будет несогласие, и разделение будет происходить даже между близкими по вопросу о том, чего хочет Господь. Не все люди готовы последовать призыву Божию, а призыв Его состоит в том, чтобы любить ближнего своего. К сожалению, человек не всегда готов полностью отдаться любви к ближнему, эгоистическая природа любви к себе берет верх.

Библия ничего не сообщает о результатах служения Варнавы и Марка на Кипре, но более поздняя эффективность Марка доказывает, что его неудача не была концом. Господь не удалил Марка от служения Ему. Примерно через десять лет Пол находился под домашним арестом в Риме, а оттуда писали письма и письма поощрения отдельным христианам и местным общинам. В этих письмах мы читаем, что Марк не только восстановил благосклонность Павла, но и снова стал ценным сотрудником Павла. Очевидно, Марк продолжал служить Господу под руководством Павла после освобождения Павла от его домашнего ареста в Риме.

Наверное, иудеям это было особенно трудно слышать, ведь для них семья - нечто совершенно нерушимое, а здесь Господь говорит о том, что родственные узы не самые важные.

Потому что самые важные узы - духовные узы. Важен духовный посыл, духовная интенция.

Вопрос телезрительницы из г. Дмитрова Московской области: Мы с мужем прожили пятнадцать лет, у нас двое детей. Теперь, когда мы пришли к вере и Церкви, понимаем, что женились по страсти, а не любви. Можно ли "заставить" себя любить человека, воспитать в себе любовь, если ты уже связан с ним узами брака?

В своем последнем письме, которое Павел написал во время своего второго тюремного заключения в Риме, он снова рекомендовал Марка. Он написал Тимофею: «Возьми Марка и приведи его с собой, потому что он мне полезен для служения!» Ранняя неудача Марка была лишь временным рецидивом на его пути веры. Еще одна подсказка, что неудача Марка была не концом, - это то, что Бог выбрал его, чтобы написать одну из книг Библии; и тема Евангелия, которую написал Марк, - это Христос, совершенный слуга. Как замечательно, что Бог выбрал именно Марка, чтобы служить Ему как вдохновленному писателю на этом возвышенном предмете!

Для того чтобы полюбить ближнего своего, надо полюбить Бога. Это самая первая и важная заповедь: "Возлюби Господа Бога своего всем сердцем и разумением и возлюби ближнего своего". Для того чтобы возлюбить Бога, надо искать Бога, иметь стремление. Господь говорит: "ищите и обретете", "стучите, и отворят вам", и в этом проявляется человеческая воля. Это первый шажок, который ведет человека к настоящей подлинной любви. Обретая Бога, общение с Ним, человек научается любить ближнего своего, тех людей, которые окружают его, то, что ему дано в жизни. Через это же человек научается своего супруга или супругу, любовь - это, конечно, труд, а не просто "порхающее в небе существо".

Откорректируйте единоверцев

Требуется ли больше доказательств, чтобы помочь нам понять, что Бог способен снять осколки в жизни несостоявшегося христианина? Мы можем извлечь из этого урока важный урок для нас: апостол Павел не исключал Марка с его службы с ним навсегда. Некоторые христиане продолжают напоминать верующим об их неудаче и неудаче в прошлом, заставляя их потерять сердце. Другие христиане неосознанно считают тех, кто потерпел неудачу как «христиане второго сорта» из-за своих ошибок в прошлом. Но если брат или сестра терпят неудачу, это не является признаком постоянной слабости в характере.

Любовь - это, прежде всего, внутренний человеческий духовный труд. Любовь - осознанный акт человеческой воли под действием Божественной благодати. Это важно понимать.

Мне вспоминаются слова святого Иоанна Златоуста по поводу любви между мужчиной и женщиной, где он называет влюбленность, этот первый страстный порыв также даром Божиим, тем пламенем, из которого должна разгореться настоящая любовь, та, которая дается уже трудом. Часто, наверное, люди теряют этот порыв и сталкиваются с тлеющими углями своих отношений, которые надо раздувать заново.

Мы хотим быть осторожными, чтобы не оскорблять характер Бога, отрицая прощение единоверцев, которые действительно прощают - тех, кого Бог с радостью прощает! Мы должны быть готовы простить их и вернуть их в сообщество и в полезное служение. Хотя определенные виды неудач могут навсегда повлиять на служение христианина, Бог никогда не записывает христианина - ни в его спасении, ни в его служении в будущем. Мы не хотим быть более трудными с нашими единоверцами, чем с Богом! Восстановить верующего, который потерпел неудачу и не смог стать полезным служением, является важной задачей для духовных братьев и сестер.

Всегда рассуждая об эросе, назовем эту любовь этим греческим термином, который обозначает любовь-страсть, не стоит забывать, что первично, а что вторично.

Первично - внутреннее человеческое духовное восприятие личности, которая живет с тобой. Когда речь идет о телесных отношениях между мужчиной и женщиной - это не то, что помогает строить семью. Семью помогает строить внутреннее принятие личности. Тематика очень сложная, и о ней можно говорить часами. Столь сложная она потому, что здесь все очень индивидуально, то есть, у каждого в семье складывается своя ситуация. Сколько уже написано по этому поводу классических произведений, и люди все равно продолжают ее затрагивать. Сразу дать полноценный ответ на этот вопрос сложно, поэтому и приходится говорить в общем и целом.

Павел пишет: «Братья, даже если человек поспешным образом ошибается, вы, священники, будете исправлять такой». Бог записал эти события из жизни Петра и Марка в Библии, и этот факт должен поощрять всех нас. Ни один христианин не может утверждать, что он никогда не потерпит неудачу в своей жизни. Если мы потерпим неудачу, разочарование и сомнения могут взять на себя. Мы ошибочно делаем преждевременный вывод о том, что Бог закончил с нами. Мы хотим быть осторожными и не умалять характер Бога, отказываясь верить в то, что Он простит наши провалы и неудачи, какими бы серьезными они ни были.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: Готова помочь человеку, готова подставить плечо, но не готова к общению, потому что нет общих тем. Что это - гордыня или надо заставить себя общаться?

Нет желания, не общайтесь, не насилуйте себя, но помогайте тем, кого встречаете на пути и кто находится в нужде. Все очень просто: в притче о добром самаритянине все то же самое. Ты видишь человека, который нуждается в помощи, и даже если он другой религии, окажи ему помощь: он твой ближний. Многие пройдут мимо, в притче описано, что те, кто прошел мимо, были весьма религиозные люди. А человек, совершенно иной веры, остановился и помог. Он не стал общаться, а помог ему в нужде

Если Вы видите того, кто нуждается, помогайте, а общение придет само по себе. Господь специально посылает нам людей, которые находятся в нужде, чтобы мы научались быть милосердными, оказывали этим людям помощь, и тем самым приобретали истинное познание Его любви. Так же Господь и нас посылает кому-то когда-то.

Просто помогайте людям и не забывайте, не все могут Вас понять: все люди разные. Есть такая хорошая поговорка: тот, кто слишком хороший друг всем, друг никому. Любя всех, не забывайте, что есть люди близкие, которых Вы понимаете хорошо и которые Вас понимают, а есть люди, которые на это неспособны, не потому что они плохие, но потому, что они другие, и у них другие жизненные обстоятельства.

Давайте поясним нашим телезрителям, что филия, стерго, агапэ - все это разные греческие слова, обозначающие на русском языке всю ту же любовь.

Не только в русском языке, но и многих европейский, существует лишь один термин, которые определяет понятие любовь. Во многих древних языках было несколько терминов, которые определяли понятие любовь, в зависимости от контекста, от того, о каком чувстве шла речь. "Я люблю театр" и " я люблю маму" - понятно, что это разные вещи. Это специфика речи, некая бедность терминологии.

У греков использовалось больше терминов в отношении понятий любви, и все они предполагали разные аспекты в отношении того, что мы называем любовь. Надо всегда помнить, что наша речь не позволяет нам использовать разные термины.

Та любовь, о которой рассуждают святой апостол Павел и святой апостол Иоанн в Священном Писании, - это не мания, не эрос, но, скорее всего, филия и агапэ.

Филия - любовь чувственная, дружеская, когда Вы расположены по отношению к человеку. Агапэ - это уже братская любовь. В нашей христианской культуре существует понятие такой агапэ, когда люди могут иметь братское, сестринское общение, когда люди чувствуют себя одной семьей, для нас это очень важно. Именно об этих понятиях любви говорят святые апостолы, именно эти понятия любви открывает нам Господь силой Своего Святого Духа. Под действием Божественной благодати мы обретаем представление о них, причем, мы не имеем полноты их познания. Это очень долгий путь, который бывает длиною в жизнь. Мы видим все это пока гадательно, как через тусклое стекло, но чувствуем, что это существует реально, реально происходит в жизни и имеет свое действие. Конечно, нам следует помнить об этих разных дефинициях, определениях, любви, и разделять их в разных контекстах, ни в коем случае не обобщать. Надо очень внимательно относиться к этому слову, не бросаться им.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: Как понимать выражение "Ничто не может человек, если не дано ему свыше". И второе "Всех люби и от всех беги". И еще выражение: "Если уберем белое, не будет и черного, уберем черное, не будет и белого"?

Здесь несколько глубоких тем, о которых нужно говорить отдельно. Начнем с последней. Если говорить о добре и зле, то в нашем видении это две противоположности. С другой стороны, в нашей человеческой культуре понятие добра очень относительно, зависит от социальных, этнических, национально-культурных моральных понятий. Вопрос о добре философский. То же самое можно сказать о зле. И если рассуждать о том, что есть белое и что черное, здесь тоже много относительного.

Не буду слишком углубляться в вопросы дуализма, то есть существования двух начал, скажу только, что для святой Церкви не существует реального противления Богу со стороны зла. В соответствии с учением святой христианской Православной Церкви зло давно повержено, как бы оно не пыталось противостоять добру. Так или иначе, Господь использует все проявления какого-то пагубного начала таким образом, чтобы оно служило добру. Тематика очень сложная, здесь надо философски очень долго размышлять, затрагивать многие аспекты.

По своему субъективному опыту я мог бы сказать так: для человека в состоянии настоящего счастья, настоящей любви не требуется никакого негативного внутреннего контраста. По-моему, это иллюзия - необходимость зла для поддержания добра, когда человек счастлив, он не испытывает необходимости в страдании.

Несомненно, так. Отвечая на вопрос телезрителя, надо отметить, что все приведенные высказывания довольно огульны. Это игра поговорок, все они достаточно незакончены. Все слышали разные поговорки, например, поговорка "В здоровом теле здоровый дух", но ее окончание "- редко встречается". Так именно сказал древнегреческий философ. Или "пьяному море по колено", а ее продолжение - "а лужа по уши". Надо довести до конца то, что сказано, рассмотреть в контексте сказанного.

Наверное, надо направить нашего телезрителя к Священному Писанию, где в процессе чтения он получит ответы на все эти вопросы.

Несомненно. Надо больше изучать Священное Писание, труды отцов Церкви, и тогда многое откроется. Естественно, надо больше времени посвящать молитве. Через молитву, даже самую простую, Господь многое открывает нам в жизни.

Вопрос, заданный через интернет: дьякон Владимир из Испании спрашивает "Думаю, что настоящей любовью обладали только святые, грешно ли нам просить у Господа дарования такой любви?"

Мы все призваны к святости, и поскольку Христос посреди нас есть и будет, и все мы ведомы силою Духа Святого, а именно так учит святая Церковь, ничего плохого в том, что мы стремимся к святости, нет. Как говорил святой апостол Петр, вы все царственное священство, в том смысле, что все мы призваны, и во всех обитает Дух Святый. Не забывайте об этом, помните и следуйте по своему пути, который у каждого свой. Но все мы святые и верные чада Божии. Есть известные святые, а есть неизвестные, которые порой могли сделать даже больше. Мы считаем, что вся Церковь свята, все ведомы Духом Святым, мы все святые Божии, поэтому нет ничего неправильного в том, чтобы стремится к святости, это нормально.

Все-таки у многих людей в наше время слово "любовь" ассоциируется с отношениями между мужчиной и женщиной. Еще один вопрос, заданный через интернет: "Как поступать, если любви нет, и после попытки создать семью и некоторого времени пребывания в браке люди развелись, и теперь женщина живет одна?"

Это трагедия, всегда печально, когда люди ошибаются и происходит разочарование. Не надо отчаиваться, надо просить, чтобы Господь помог пережить эту ситуацию, помог встретить новых людей, тех, кто тебя понимает. Надо двигаться дальше, дальше учиться любить, делать добро. Надо двигаться вперед с молитвой, верой и надеждой, и любовь придет.

Вопрос телезрительницы из Самарской области: Моя дочь выходила котенка, прожила с ним трех лет, сейчас она встретила молодого человека с серьезными намерениями, но который не любит животных, и он поставил ее перед выбором: если она выходит за него замуж, то должна расстаться с котом. Как ей быть?

Вы понимаете, что это очень частный, индивидуальный вопрос, и молодые должны сами решить его. Мое частное мнение: я бы, конечно, выбрал свою любимую половинку, а не кота или кошку, но это мое частное мнение. Тем не менее, он и она должны сами разобраться в этой ситуации, и мы здесь не советчики. Любить животных, конечно, правильно, но любить людей важнее. Вам я настоятельно рекомендую молиться о них, о нынешней ситуации, об их будущем, молитва верующего христианина многое может.

Вопрос телезрительницы из г. Буденновска: Я знаю, что надо любить своих врагов, молиться за них, что от этого становится легче мне самой: Бог помогает мне пережить это. А что это дает моим врагам?

Мы хотели поговорить об этом, в связи с чем я собирался привести слова Силуана Афонского о том, что по любви к врагам познается настоящее христианство.

Это дает врагам очень многое, потому что тот, кто нам сегодня враг, может быть, и есть самый большой друг. Тот, кто сегодня нас гонит, может быть, завтра будет нас защищать. Тот, кто сегодня, возможно, готовит для нас что-то пагубное, завтра будет единственным, кто услышит наш голос и придет к нам на помощь. Надо всегда помнить об этом, никогда не забывать и не ожесточаться в сердце своем. Наши молитвы за врагов наших многое делают.

Мы можем не видеть полноты происходящего, всей картины нашей жизни, но лишь ее отрезки: лицом к лицу лица не увидать. Но со временем все открывается. Молитва за врагов не означает, что мы должны идти просить у них сделать нам еще что-то пагубное, но означает, что мы не держим на них в своем сердце зла, молимся за этих людей, понимая, что они тоже чада Божии, тоже потомки Адама и Евы.

Давно уже доказано, даже научно, что все люди в мире взаимосвязаны между собой. Где-то на сороковом знакомстве мы понимаем, что все мы как-то связаны друг с другом. Если мы знаем, что такое любовь, милость, сострадание, если почувствовали это на себе даже со стороны чужих людей, через которых Господь открыл нам Свою любовь, то и мы должны учиться так же любить тех людей, которые сейчас не любят нас, но нуждаются в том, чтобы кто-то молился за них. Эти кто-то - мы. И это очень многое делает для этих людей, даже если Вы сейчас этого не видите, это все равно происходит.

Самый лучший пример - это святой апостол Павел. Мы не знаем предела силе Духа Святого: вчерашний враг - сегодняшний друг. Савл был жестоким гонителем христиан, убежденным, что это враги, которых надо убивать, у него были специальные документы, разрешающие это. Это тот самый апостол Павел, который так говорит о любви. Вот жизненный пример, ведь за него молились гонимые первохристиане.

Есть хорошая книга "Камо грядеши" Генриха Сенкевича. На Аппиевой дороге есть базилика святого апостола Петра, на которой по латыни сделана эта надпись. В переводе на русский язык она означает "Куда идешь, Господи". По преданию, святой апостол Петр в ночь перед началом гонений на христиан был предупрежден его учениками. И ученики тайно ночью выводили его по этой дороге. И вдруг на этой дороге святому апостолу Петру было видение Господа, Которого, кроме него самого, никто не видел, а только слышали, что апостол Петр обращается к кому-то на латыни. Потом святой апостол Петр рассказывал, что увидел Спасителя, идущего ему навстречу. Когда он спросил его "Куда идешь, Господи?", Он ответил ему: "В Рим, раз ты покидаешь мой народ". И апостол Петр вернулся в Рим, где, как мы знаем, он был распят главой вниз.

Эта книга основана на данной истории, она посвящена периоду становления ранней христианской церкви, первых гонений, римской общины. И там есть отрицательнейший персонаж, который ненавидит христиан и все их убеждения, и в результате в конце произведения этот персонаж становится на сторону христиан, и его распинают вместе со всеми. Чтобы понять, о чем я говорю, рекомендую найти эту книгу и почитать. Даже были сняты фильмы на основе этой книги. Это произведение, которое потрясло мир.

Конечно, есть множество и жизненных примеров, и всех их не перечислить. Но все изменения в жизни людей, и в жизни тех людей, которые нам кажутся лишенными возможностей спасения, происходят благодаря молитвам родных и близких, нашим молитвам за наших врагов, и благодаря тому, что Господь человека любит.

- Не зря Господь сказал, что последние станут первыми.

Несомненно, все взаимосвязано. Можно долго обсуждать, и вся наша вера посвящена именно этому. Первые и последние; молитва, любовь и сострадание. Молитва за тех, которые, вроде бы, недостойны этих молитв. Прощение тех, кто, может быть, и просит прощения, но можно ли их прощать? Все это - удивительная глубина нашей веры.

Если углубиться в историю и подумать о том, какие представления о любви были у тех людей, к которым апостол Павел адресовал свои строки?

Естественно, в те времена в Коринфе были самые разнообразные представления о любви. Это древнегреческая культура, и она полна языческих восприятий любви: особо трактуются отношения между мужчиной и женщиной, есть некоторые вольные взаимоотношения между полами. Несмотря на то, что в древнегреческом языке существуют разные термины, в культуре, где жил апостол Павел, было много представителей поклонения греческим богам.

Простите, отец Александр, вынужден прервать Вас. У нас вопрос телезрителя из г. Ярославля: В Евангелии Господом сказано, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Каков на Ваш взгляд критерий богатства, которое не позволит сделать это?

Всегда были богатые и бедные. Не надо забывать лишь то, что там, где богатство человека, там и сердце его. До тех пор, пока твое богатство не стало твоим идолом, ты свободен, вне зависимости от того, каков именно твой достаток. Все зависит от того, как ты относишься к деньгам, что для тебя главное, каковы для тебя жизненные приоритеты. Это очень важно понимать, потому что самое губительное богатство то, которое заставляет человека быть идолопоклонником, то есть поклоняться своему богатству.

К сожалению, часто встречается, что вроде и богатство небольшое, а человек полностью находиться во власти этого идола. И готов даже не за деньги и достаток, но лишь для того чтобы почувствовать себя выше кого-то, ради собственного эгоистического удовлетворения сделать что-то плохое. О таких богатых говорит Господь и, конечно, о тех, кто не ищет истины, не ищет добра, но живет в своем определенном мире, который уже полностью завладел ими. Вопрос в том, готов ли ты искать истину или боишься, что потеряешь все, что имеешь, и ничего больше не обретешь.

Рассуждая о богатстве, всегда нужно помнить о том, что у всех нас есть соблазн кому-то завидовать, всегда есть кто-то, кто живет лучше нас. К сожалению, вследствие нашей греховной природы, тех, кто живет лучше, мы замечаем быстрее, чем тех, кто живет хуже. Следовало бы замечать тех, кто живет хуже, ведь тогда мы бы помнили, какое богатство имеем и кому можем помочь благодаря этому богатству. И ценить то доброе, что ты имеешь.

- Если богатство приходит в ущерб любви, оно мешает спасению.

Несомненно, об этом идет речь, об этой степени богатства, когда человек становится идолопоклонником, находится во власти, пусть даже маленького идола. Это даже могут быть не деньги, а какая-то отдельная идея, идея-фикс, назовем ее так. Не в том смысле, что человеку хочется купить какие-то часы, в этом ничего плохого, но если он уже жить не может без этих часов, ночей не спит, это уже, в конце концов, некоторая психиатрическая патология.

В терминах "психиатрия", "психология" нет ничего плохого, в их корне находится понятие "психе", то есть души, они связаны с теми вопросами, которые мы затрагиваем всякий раз, когда читаем Священное Писание.

Время нашей программы уже подходит к концу. Может быть, Вы могли бы сказать нашим телезрителям какое-то напутствие, чтобы каждый постарался взрастить в себе настоящую любовь.

С Вашего позволения я зачитаю один из стихов 13-ой главы Первого Послания к Коринфянам апостола Павла. Это определение любви, которое дает святой апостол Павел:

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" .

Будем же, возлюбленные о Господе братья и сестры, помнить об этом и стремиться искать эту любовь и обретать ее в нашей жизни. Просить Господа Бога, Иисуса Христа, чтобы Он силою Своего Святого Духа наставлял нас на пути правды, веры, надежды и любви. Дай Бог нам никогда не забывать, что любовь всегда первая, и да благословит всех нас Господь.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Учение о браке, которому посвящена 7-я глава, вызвано вопросом, поставленным Коринфянами в их письме к ап. Павлу (1 Кор. 7:1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь. С первого взгляда может казаться, что Павел подходит к браку чисто утилитарно. Брак для него средство против блуда (1 Кор. 7:1 – 2, 9). Брак есть средство к достижению некоей высшей цели. Святитель Иоанн Златоуст пишет по поводу(1 Кор. 7:1 – 9): «…коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены, или нет? Отвечая на это и постановляя правила о браке, он заводит речь и о девстве. Если ты, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощью, то вступай в брак». Преподобный Ефрем Сирин свидетельствует: «Зная, что о нем учил Господь Его. Боялся проповедать о нем сам. Когда увидал, что сами люди ищут его, то сделался советником их, а не наставником, – увещевателем, а не законодателем».

Св. Василий Великий во взглядах на девство и брак высказывает свое мнение: «Человеколюбец Бог, пекущийся о нашем спасении, дал жизни человеческой двоякого рода направление, то есть супружество и девство, чтобы тот, кто не в состоянии вынести подвиги девства, вступал в сожитие с женою, зная то, что потребуется от него отчет в целомудрии, святости и уподоблении тем, которые в супружестве и при воспитании детей жили свято». Так как брачное состояние, как и девственное, установлено Богом, то и требование от всех людей обязательного безбрачия представлялось бы противным намерению Божию». Святитель Григорий Нисский подчеркивал общехристианскую значимость аскетического идеала в духе св. Василия Великого. Согласно св. Григорию Нисскому, «не одни только девственники, а также и лица, ведущие брачную жизнь, должны пользоваться благами этого мира не иначе, как по «закону бесстрастия», то есть должны нисколько не привязываться своим сердцем ко всему мирскому, а напротив, обращать свой взор к небесному отечеству и к нему одному стремиться всем своим существованием. Таким образом, «закон бесстрастия», которым должны определяться отношения ко всему нас окружающему, как и «благочестивый образ жизни» вообще – обязателен для всех христиан, будут ли то мужчины или женщины, девственники или лица брачного состояния, и, следовательно, в этом отношении между ними различия какого-либо быть не должно».

Согласно святителю Иоанну Златоусту, брак учрежден Богом, чтобы восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Но деторождение не единственное и даже не самое главное назначение брака, а главной целью брака является искоренение распутства и невоздержания: «…брак дан для деторождения… и еще более для погашения естественного пламени… брак установлен, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудренным». Святитель Иоанн Златоуст указывает, что основным назначением брака является удовлетворение потребности к плотскому соединению, которая вложена Богом в природу человека. «Так, две цели, для которых установлен брак, чтобы жили целомудренно и делались отцами, но главнейшая из этих целей – целомудрие. Свидетель этому ап. Павел, который говорит: «во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая своего мужа (1 Кор. 7:2), – не сказал для деторождения», и затем: «будьте вместе» (1 Кор. 7:5) – повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для того, чтобы «не искушал вас сатана», и продолжая речь не сказал – если желаете иметь много детей, но что же: «если не могут воздержаться, то пусть вступают в брак» (1 Кор. 7:8).

Половые отношения – это не просто удовольствие, но это акт, имеющий последствия: святой апостол Павел однозначно говорит, что совокупление даже с блудницей (то есть, при отсутствии желания получить что-то кроме физического удовольствия) уже приводит к «одной плоти» (см. 1 Кор. 5:16). Регулируя половые отношения заповедями, Бог запрещает не удовольствие, а извращение брака – великого таинства познания – которая, в конечном счете, приводит к тому, что сам человек уже будет не в состоянии воспринять от близости нечто большее, чем то, что получают животные. Павел говорит: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6:18)». Блудник сам себя обкрадывает.

На слова «во избежание блуда» святитель Киприан Карфагенский приводит пример падших дев, которые не смогли сдержать высокий обет девства: «И как тяжко падают от того многие, как много дев к величайшему прискорбию нашему, мы видим сделавшихся преступными от таких соблазнительных и пагубных связей. Если они искренно посвятили себя Христу, то должны хранить стыд и целомудрие не зазорно и за твердость и постоянство ожидать награды девства. Если же не хотят или не могут так оставаться, то пусть лучше вступают в брак, чем заслуживают огонь адский своими преступлениями. По крайней мере, они не должны подавать соблазна другим братьям и сестрам». Святитель Феофилакт Болгарский по поводу (1 Кор. 7:2) пишет: «Ибо просто может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет или наоборот. Словами: «во избежание блуда» побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяет во избежание блудодеяния, то соединенные браком должны совокупляться между собою без всякой умеренности, но целомудренно». Святитель Феофан Затворник по отношению ко второму стиху седьмой главы: а именно брака и девства: «В том и другом можно угождать Богу и спасаться; но в первом это делать удобнее, во втором менее удобно. Можно к сему прибавить, что брачному нельзя дойти до такого совершенства духовного, как безбрачному. Брак – для немощных. Немощь эта телесная и – духовная».

«Жена не властна над своим телом, но муж: равно и муж не властен над своим телом, но жена». (1 Кор. 7:4). Блаженный Августин, рассуждая, над этими апостольскими словами говорит: «Безусловная привязанность супругов друг к другу, такое «взаимное супружеское соучастие», при котором вся душа одной половины всецело и нераздельно принадлежит другой половине супружеской четы. Такая непосредственная сплоченность супругов простирается не только на сферу их духовных отношений, но отражается естественным образом и на самом характере их физиологического общения. Результатом этого единства, по Августину, и является такое физиологическое и психологическое состояние, при котором жена, по слову Апостола, не владеет своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена».

Св. Феофилакт Болгарский толкует призыв святого апостола Павла как побуждение христианских супругов придерживаться в брачной жизни умеренности и благоразумного воздержания: «Апостол доказывает, что любовь друг к другу, действительно есть долг необходимый. Ибо не властны, говорит: супруги над своими телами: жена – раба, поелику не имеет власти над своим телом, чтобы продавать оное, кому захочет, но владеет им муж, а госпожа, потому что – тело мужа есть ея тело, и он не властен, давать оное – блудницам. Подобным образом и муж есть раб и вместе господин своей жены»

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7:5). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому что от такого воздержания происходит великое зло: от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашние расстройства. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда будут лишены этого утешения». Удаляться друг от друга супругам апостол Павел позволяет на время, для упражнения в посте и молитве: «здесь апостол разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то, как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно, можно и с женою совокупляться и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее!»

«Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7:6). Апостол показывает, что воздерживаться друг от друга, это не повеление его, а просто рекомендация. Святитель Феофан Затворник пишет: «Что в известные времена должно воздерживаться супругам, это есть закон естества. К этому прилагает свое требование закон богоугождения. Но, как все сие уладить и упорядочить, этого предписаниями нельзя. Оставляется это по взаимному согласию и благоразумию супругов». Отсюда видно, что апостол не повелевает, а советует христианам не злоупотреблять воздержанием. Блаженный Августин, обращаясь к тем людям, которые воздерживались ради славы людской, ссылается на слова апостола Павла и говорит: «Итак, есть смиренные из воздерживающихся (от брачной жизни), есть и гордые. Пусть не надеются гордые на царство Божие. Высоко место, куда ведет воздержание… Наконец, осмеливаюсь, братья мои, высказать даже, что для воздерживающихся, но гордых полезно бывает падение, чтобы унизиться в том самом, чем превозносятся. Потому что, какая польза кому от воздержания, если господствует гордость».

«Ибо желаю, чтобы все люди были, как я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7:7). Святитель Феофан говорит: «Намереваясь предложить нечто трудное и нелегко исполнимое, он ставит себя в пример, как начало вождя в преодолении трудностей. Хочу из желания всем добра существенного «чтобы все люди были, как я, т.е. безбрачными, потому что это лучший путь к христианскому совершенству, безмятежной жизни, к беспрепятственному приступанию к Господу». Святой Ефрем Сирин, следующим образом толкует данный стих: «Без повеления Господня он избрал это. Но благодать каждому дана от Бога. И это также назвал повеление Господа своего, потому что не всякий человек имеет силы для этого. Сказал далее: один так, другой иначе, поелику один – таков, и этим может оправдаться, а другой – иным образом».

Блаженный Иероним Стридонский доказывает, что аскетизм выражает сущность религии Христовой. В частности, толкуя 1 Кор. 7:7, блаженный Иероним говорит: «Блажен тот, кто будет подобен Павлу. Счастлив тот, кто внемлет Апостолу повелевающему, а не снисходящему. Того, говорит он, хочу я, того желаю, чтобы вы были подражателями мне, как я Христу. Он девственник от Девы, от неистленной неистленный. Поелику мы, люди, не можем подражать рождению Спасителя, будем подражать по крайней мере Его жизни. Первое – свойство Божества и блаженства, последнее доступно и человеческой ограниченности и подвигу». Согласно блаженному Иерониму, «имеющий жену называется должником, необрезанным, рабом жены и, что свойственно худым рабам, – связанным. А живущий без жены, во-первых, не должник никому, потом обрезанный, в-третьих, свободный, наконец, разрешенный». Вообще, супружество соотносится с образом века сего преходящего и не соответствует Царству Небесному, «ибо по Воскресении не будет супружества». Единственное оправдание брака, согласно вифлеемскому отшельнику состоит в том, что «жена спасется тогда, если она родит таких детей, которые останутся девственниками, если потерянное ею самою приобретет в детях и повреждение и гнилость корня вознаградит цветами и плодами».

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:8 – 9). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видишь ли, благоразумие Павла, как он показывает превосходство воздержания, и не делает принуждения тому, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падения? Лучше жениться, чем разжигаться. Показывает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжение, то избавь себя от труда и изнурения, чтобы тебе не развратиться».

Чисто утилитарное оправдание брака не выражало мысли святого апостола Павла во всей ее глубине. Он весьма далек от уничижения брака. Мало того, из отдельных его замечаний вытекает, что он понимает брак, как теснейшее единение супругов (1 Кор. 7:3 – 4). При этом он обосновывает запрещение развода прямым повелением Господним, и исключает самую возможность второго брака разведенной (1 Кор. 7:10 – 11). Это представление о теснейшем единении супругов и о нерасторжимости брака открывает путь к мистическому учению о браке, как отображении союза Христа и Церкви, учению, которое несколько лет спустя будет дано святым апостолом Павлом в послании к Эфесянам. Основная мысль святого апостола Павла во всяком случае ясна: в союзе брачном или в безбрачии, человек имеет одно призвание. Это призвание есть всецелое служение Богу: недаром все земные и, в первую очередь, социальные ценности подвергаются переоценке во Христе (1 Кор. 7:22).

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 177.

Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. VII. / Ефрем Сирин. – Репринтное издание: М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом, 1995. Стр. 74.

Цит. по Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. / М. Григоревский. – Репринтное издание: Архангельск, 1902; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. Стр. 40 – 41.

Цит. по Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. Стр. 181 – 182.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. III. Стр. 208.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. III. Стр. 209.

Киприан Карфагенский, священномученик. Творения: Библиотека Отцов и учителей Церкви. – М.: Паломник, 1999. Стр. 421.

Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 248.

Августин Аврелий, блаженный. Творения. Т. 5. – М., 1997.

Феофилакт Болгарский, святитель. Толкование на Новый Завет. – СПб.: Тип. П. П. Сойкина. Б. г.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 178.

Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 252.

Августин Аврелий, блаженный. Творения. Т. 5. – М., 1997. Стр. 118.

Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 253.

Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. VII. / Ефрем Сирин. – Репринтное издание: М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом, 1995. Стр. 75.

Цит. по Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. Стр. 232.

Цит. по Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. Стр. 233.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 179.

Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. / Кассиан (Безобразов). – Репринтное издание: Париж – Москва, 1996.

иерей Максим Мищенко

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения