Ван гог смерть версии. «Печаль будет длиться вечно»: как на самом деле умер Винсент Ван Гог. Годы жизни Винсента Ван Гога

Основной причиной смерти Винсента Ван Гога считался суицид. Однако лауреаты Пулитцеровской премии Стивен Найфех и Грегори Уайт См ит провели исследование и предложили общественности альтернативную версию смерти голландского художника – убийство.

Найфех и Уайт См ит потратили 10 лет на на писание биографии выдающего художника, начав с посещения в 2001 году архивов фонда Ван Гога в Амстердаме. Чем больше сведений о смерти художника удавалось изучить, тем меньше верилось в его самоубийство.

Главным создателем версии самоубийства Ван Гога признан товарищ художника – Эмиль Бернар, который считал художника сумасшедшим.

Несколько фактов, подвергающих сомнению эту версию:

  • Местный полисмен, интервьюировавший раненого Ван Гога, задал художнику вопрос: «Вы совершили суицид?», на что растерянный художник ответил: «Я думаю, да…»;
  • Жители городка Овер , где художник провел последние дни своей жизни, не слышали выстрела в роковой день смерти Ван Гога . Никто не видел художника на его предсмертной прогулке, не знал, где художник раздобыл пистолет, и оружие после инцидента так и не было найдено;
  • Предположительно в 1953 году появились показания сына Пола Гаше , доктора, который был изображен на знаменитом потрете импрессиониста. Именно Пол-младший выдвинул идею о том, что стрельба произошла в пшеничных полях за пределами Овер . Позднее эта теория была отвергнута как «маловероятная »;
  • В 1890 году Рене Секретан, 16-летний сын парижского фармацевта, нашел легкую мишень для насмешек в странном голландце, к тому времени окруженному всевозможными слухами. Сын фармацевта подсаживался к художнику в кафе, издевался над ним, чтобы позабавить друзей. Позднее Рене Секретан прервал свое молчание, сообщив некоторые неизвестные подробности смерти художника. Однако банкир отрицал свое участие в стрельбе, уверяя, что «только предоставил пистолет, который стрелял через раз» . Секретан был уверен, что смерть Ван Гога – воля случая. Никто не ожидал, что оружие выстрелит.

В процессе исследования на помощь Найфеху и Смиту пришел доктор Винсент Ди Майо , выдающийся судебно-медицинский эксперт с мировой практикой. Ди Майо изучил архивные документы по по казаниям врача Поля Гаше , который подробно описывал внешний вид ран Винсента Ван Гога. Доктор отметил, что фиолетовый ореол раны не имеет ничего общего с близостью ствола пушки к телу художника . «На самом деле, это подкожное кровотечение из сосудов, а «коричневатое кольцо » бывает вокруг практически всех входных ран. Также можно было бы обнаружить порошковые ожоги на ладони художника, ведь бездымный порох был только недавно разработан и использовался лишь в нескольких военных винтовках. А черный порох, использовавшийся повсюду , оставил бы на ранах явные следы» .

Вывод Ди Майо таков: « По всей медицинской вероятности, Винсент Ван Гог не мог нанести подобные себе раны самостоятельно. Другими словами, он не застрелился » .

Во время исследований, проведенных Найфехом и Смитом, куратор музея Ван Гога высказал свое мнение относительно трагических событий из биографии художника. «Я думаю, что Винсент Ван Гог сделал это, чтобы защитить мальчиков, принял «несчастный случай» как выход из обременной трудностями жизни. Но я думаю, самую большую проблему вы ощутите после публикации вашей теории. Самоубийство стало своего рода самоочевидной истиной — финалом истории мученика за искусство. Это терновый венец Винсента Ван Гога».

Британские искусствоведы более 10 лет исследовали неизвестные широкой общественности документы и письма, связанные с художником Винсентом Ван Гогом, и пришли к выводу, что мастер, вопреки официальной версии, не был самоубийцей. Исследователи считают, что великого нидерландского художника застрелили, сообщает британская телерадиокомпания BBC .

Незадолго до смерти Винсент Ван Гог поселился в одной из гостиниц французского города Овер-сюр-Уаз. Мастер ходил работать в расположенное поблизости поле, которое изображено на его последней картине "Пшеничное поле с воронами" (1890). Считается, что во время одной из таких прогулок великий пост-импрессионист выстрелил себе в грудь, но пуля не задела сердце, поэтому художник смог, зажав рану, добраться до кровати у себя в номере и попросить вызвать врача. Однако спасти великого художника не удалось.

Долгое время эта версия гибели Ван Гога считалась официальной, хотя многие исследователи творчества и жизни художника отмечали, что в этой истории много белых пятен. Такой точки зрения придерживаются и британские искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит, книга которых "Ван Гог. Жизнь" ("Van Gogh: The Life") увидела свет в понедельник.

Найфех и Смит более 10 лет изучали малоизвестные письма художника, а также различные документы, связанные с ним. В том числе, полицейские протоколы 1890 года и показания знакомых и соседей Ван Гога. Британские искусствоведы обработали более 28 000 документов, большинство из которых никогда не переводились на английский и другие языки. Найфеху и Смиту помогали четыре профессиональных нидерландских филолога.

В ходе работы над книгой британские исследователи сделали вывод, что Ван Гог, который, как считалось до сегодняшнего дня, застрелился, на самом деле был убит. Британцы отмечают, что, согласно полицейским протоколам, пуля вошла в живот художника под острым, а не под прямым углом, что вряд ли могло произойти, если бы Ван Гог действительно покончил с собой.

Как отмечают очевидцы, Ван Гог любил общаться и выпивать с двумя 16-летними подростками из Овер-сюр-Уаза, которых видели в компании художника и в последний день его жизни. Соседи Ван Гога говорили, что один из молодых людей был одет в костюм ковбоя и имел при себе неисправный пистолет. Найфех и Смит считают, что именно из него случайно, во время игры, и был застрелен Ван Гог.

Подобную версию гибели мастера высказывал известный искусствовед Джон Ренвальд еще в 1930-х годах. Британские исследователи считают, что художник выставил произошедшее самоубийством, чтобы уберечь молодых людей от наказания. По словам Грегори Смита, Ван Гог не стремился к смерти, однако, столкнувшись с ней лицом к лицу, не стал противиться. Смит пишет, что мастер очень переживал из-за того, что являлся обузой для своего брата Тео, который полностью содержал художника, работы которого не продавались. Ван Гог решил, что его гибель избавит брата от тягот, считают британцы.

Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит пишут также, что Ван Гог был в настолько плохих отношениях со своим отцом-пастором, что когда тот умер, многие родственники художника начали обвинять Винсента в убийстве главы семьи Ван Гогов. Винсент Ван Гог умер 29 июля 1890 года в возрасте 37 лет.

Согласно официальным документам, великий художник Винсент Ван Гог покончил с собой, страдая от галлюцинаций, глубокой депрессии и творческого кризиса. «Все было не так!» - утверждают обладатели Пулитцеровской премии, писатели Стивен Найфи и Грегори Уайт Смит, создавшие монографию «Ван Гог. Жизнь».

Согласно их версии, якобы подтвержденной выдающимся криминалистом, доктором Винсентом ди Майо, знаменитого живописца... застрелили из револьвера. Однако вот вам загадка в загадке, или, если хотите, «матрешка истории»: все было, скорее всего, и не так, как, с подачи двух «звездных» литераторов, ныне повествует мировая пресса. Мы предлагаем читателям «Тайн XX века» вместе с нами принять участие в раскрытии тайны XIX столетия. И самим сделать вывод о том, кто, вероятнее всего, расправился с голландским «невольником чести».

Депрессия перед смертью?

Нет ничего удивительного в том, что знаменитого живописца изначально -да и посмертно - окружал флер тайн и слухов. Достаточно припомнить «известный факт», согласно которому живописец отрезал себе ухо. Во-первых, не все, а лишь кусочек уха, а во-вторых, повинен в таком членовредительстве, согласно многим историческим документам, близкий друг Винсента и тоже легенда живописи, Поль Гоген. Так обстоят дела и с депрессией, «творческим кризисом», дескать, толкнувшим художника на самоубийство. Давайте сопоставим слухи с фактом: Ван Гог, покинув в мае 1890 года Париж и переехав в деревеньку Овер-сюр-Уаз, что в 30 километрах от французской столицы, создал за три месяца до смерти 80 картин м 60 набросков. Собственно, эта творческая плодовитость и навела двух обладателей Пулитцеровской премии - Найфи и Смита - на мысль, что вряд ли живописец на самом пике формы решил вдруг покончить с собой.

Писатели копнули архивы и были, без всякого преувеличения, шокированы результатами своих поисков. Ван Гог вовсе не «выстрелил себе в грудь из ружья», как о том писали журналисты бульварных изданий. В тот роковой день, 27 июля 1890 года, художник возвратился в гостиницу «Оберж Раву», в которой жил на правах постояльца, с пленэра - с холстом в руках и... огнестрельной раной в животе. Скончался он лишь 29 часов спустя, успев произнести в ответ на вопрос полицейских о самоубийстве странноватую фразу: «Да уж конечно!»

Итак, у наших исследователей - Стивена Найфи и Грегори Уайт Смита - родилась версия, что, скорее всего, Ван Гог был смертельно ранен человеком (людьми), имя (имена) которого (которых) он почему-то не захотел назвать. И ведь действительно! Вряд ли художник ушел на пленэр в поля неподалеку от Овер-сюр-Уаз, выстрелил себе в живот, а после - не избавил себя от мук, совершив coupe-de-grace («удар из сострадания», проще говоря, контрольный выстрел), а вернулся умирать в гостиницу. Причем так и не расставшись с мольбертом, тащить который раненому было весьма тяжело.

Что «подтвердил» Винсент ди Майо

Винсент ди Майо, к которому Найфи и Смит обратились с просьбой опровергнуть или подтвердить их догадки о таинственной расправе над Ван Гогом, - высококлассный криминалист. Если читать не перепечатки журналистских статей, а заявления ди Майо вкупе с монографией двух обладателей Пулитцеровской премии, можно прийти к выводу о том, что выдающийся криминалист своими беспристрастными (и высокопрофессиональными) выводами всего лишь... разбудил фантазию новых биографов Ван Гога.

Желаете доказательства? Извольте. Читаем ди Майо. Он сообщает, что по описанию смертельной раны художника можно прийти к следующему заключению: дуло рокового пистолета находилось на расстоянии 30-70 сантиметров от тела художника, к тому же, чтобы попасть себе в живот именно под таким углом, ему пришлось бы стрелять левой рукой. Хотя, как пишет криминалист, «использование правой руки было бы даже еще более абсурдно». И наконец: в связи с тем что в 1890 году использовался черный порох, он должен был оставить черный след на руке стрелка. Такого следа эксперты, обследовавшие тело покойного живописца, не зафиксировали.

Итак, как видим, ди Майо отвергает версию о самоубийстве художника. Винсент так и пишет о знаменитом тезке в своей статье: «Он не стрелял в себя».

Теперь открываем книгу Найфи и Смита. И читаем в ней, что Ван Гога, дескать, случайно застрелили... двое пьяных деревенских подростков, с которыми он якобы играл в индейцев! Ди Майо не имеет к данной версии никакого отношения. И более того - не существует не только документов, подтверждающих «ковбойскую» версию, но даже свидетельств очевидцев, что Винсент Ван Гог, в перерывах между созданием «Пшеничного поля с воронами» (последняя работа живописца, ее-то он и донес до гостиницы), играл с какими-то безымянными и к тому же вооруженными недорослями.

Итог: знаменитый криминалист подтвердил сам факт убийства Ван Гога, но не имеет никакого отношения к версии о «деревенских подростках». Оставим данную версию на совести Найфи и Смита. Оставим, поблагодарив их за обнародование того факта, что некие письмена, найденные в кармане Ван Гога сразу после его смерти, были вовсе не «предсмертной запиской», а черновиком послания к брату Тео, с которым «безусловный самоубийца»... делился планами на будущее. (К слову, незадолго до сведения счетов с жизнью Винсент сделал крупный заказ на краски.) Оставим и рискнем назвать имя наиболее вероятного убийцы Ван Гога. И пусть читатель судит сам, чья версия - Найфи со Смитом или наша - заслуживает большего права на существование.

Имя убийцы Ван Гога

Нельзя сказать, что в Овер-сюр-Уаз великий художник был объектом поклонения для местных жителей. К нему относились скорее настороженно. Более того, неподалеку от гостиницы, постояльцем которой был художник, жил некий пьяница и бузотер по имени Рене Секре-тан. Этот человек буквально не переносил маэстро.

Немецкий историк Ханнес Веллманн утверждает, что «мсье Секретан изо дня в день донимал живописца» и, кроме того, обладал официально зарегистрированным револьвером, пуля которого могла нанести рану, подобную описанной криминалистом ди Майо.

Однако и этого мало. Работая с архивами, исследователь нашел показания очевидцев, засвидетельствовавших, что последняя стычка Секретана и Ван Гога имела место в роковой день 27 июля 1890 года - в момент, когда живописец направлялся на пленэр мимо дома своего извечного обидчика.

Конечно, немецкий исследователь, воспитанный в духе европейского правосознания - «никто не может быть назван преступником без соответствующего решения суда», - не именует безапелляционно Рене Секретана убийцей Винсента Ван Гога. И кроме того, деликатно обходит причину ссор местного гуляки с заезжей знаменитостью. А между тем эта причина крайне важна. Ибо, не зная ее, трудно ответить на решающий вопрос: почему биографы поспешили записать Ван Гога в самоубийцы?

Последняя загадка «самоубийства» Ван Гога

Идем по следам немецкого исследователя. Изучаем архивы. И открываем удивительный факт. Абориген из Овер-сюр-Уаза обвинял чужака в «противоестественном интересе к несовершеннолетним девочкам», а именно - к дочкам хозяина гостиницы, в которой тот жил: 12-летней Аделине Раву и ее младшей сестре Жермен. Скандальное обстоятельство: согласно ряду данных, Рене... попросту ревновал «удачливого соперника», приписывая ему собственные не слишком чистоплотные помыслы.

Имелись ли у Секретана основания обвинять художника в «пристрастном интересе» к Аделине и Жермен и клеветать на Винсента в кругу таких же, как и он сам, завсегдатаев злачных мест? Имелись. Скорее, не основания, а поводы, обретшие в мозгу, разрушенном алкоголем, статус фактов.

Как Аделина, так и Жермен были натурщицами Ван Гога. И, судя по письменным воспоминаниям Аделины Раву, она в том весьма юном возрасте испытывала к художнику симпатию: «Вы сразу забывали о недостатке очарования в нем, едва замечали, с каким восхищением он смотрит на детей». Поверьте, уважаемые читатели: из данных непреложных фактов мы вовсе не хотим - да и не позволили бы себе - делать выводы, достойные разве что бульварной прессы. Речь о другом: вполне платоническая симпатия юной натурщицы к творцу была причиной, мягко говоря, нелюбви местного жителя к пришлому художнику. А дальше - смотрим на факты, и они складываются в роковую мозаику. 14 июля 1890 года Ван Гог заканчивает работу над портретом Аделины Раву, 26 июля дарит портрет девочки ее отцу, Артуру-Густаву. А через сутки - зафиксированная очевидцами стычка с Рене Секретаном. Поход на пленэр и возвращение с роковой раной.

Продал, не торгуясь

Версия о том, что мсье Секретан последовал вслед за «соперником» в поля, где вскоре прозвучал фатальный выстрел, объясняет многие загадки, остающиеся в «деле Ван Гога» даже после сенсационного расследования Найфи, Смита и ди Майо. Становится понятным, почему живописец не захотел назвать полиции имя своего палача - скорее всего, боялся запятнать честь юной Аделины Раву. Становится ясным и заговор молчания французских криминалистов XIX века вокруг обстоятельств смерти Ван Гога.

И вот еще один интересный момент, свидетельствующий в пользу того, что Артур-Густав, отец Аделины, знал подоплеку трагедии, и она была Раву как минимум неприятна. Вскоре после гибели именитого постояльца владелец гостиницы «Оберж Раву» продал оба портрета дочери, написанные Ван Гогом и переданные ему в качестве оплаты за постой. Продал оба, не торгуясь, за... 40 франков. Хотя, если бы не спешил, мог выгадать на порядок больше...

Один из величайших художников мира Винсент ван Гог по-прежнему остается объектом споров историков культуры и исследователей. Загадок и темных пятен в его биографии больше, чем достоверно известных фактов. Став известным художником уже в зрелом возрасте, Ван Гог творил всего десять лет, за которые успел оставить миру шедевры экспрессионизма, вдохновившие тысячи художников. Однако обстоятельства его жизни и смерти остаются покрытыми завесой тайны - некоторые исследователи полагают, что разгадать их нам не удастся никогда.

Творческий путь

Винсент ван Гог стал профессиональным художником довольно поздно - до 27 лет голландец пробовал себя в других сферах, таких как торговля и миссионерская деятельность. Однако переломным моментом стало его возвращение домой, после нескольких лет работы в качестве священника. Винсент впервые увидел себя в роли художника и стал старательно учиться этому мастерству. Тогда же начинает формироваться стиль Ван Гога - легкий и слегка дрожащий, будто в мареве жаркого дня.

Первые тревожные звонки

Пламенный темперамент художника то и дело находил выход в различного рода выходках, но знаменитым переломом стал день 25 октября 1888 года, когда к Ван Гогу в Арль приехал его друг Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Но мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры - все закончилось тем, что ван Гог набросился на Гогена с бритвой в руках. Тому удалось остановить буйного художника, но тот не унимался - когда Гоген уехал, он отрезал себе ухо, завернул его в платок и подарил падшей женщине в близлежащем борделе. Некоторые историки считают, что это было первым проявлением безумия художника, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день Винсента ван Гога положили в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».

Психоз и творчество

После случая, ставшего знаменитым, начался самый плодотворный период Ван Гога как художника. Свою знаменитую картину «Звездная ночь» Ван Гог писал в состоянии крайней психической нестабильности. Он впадал в помутнения все чаще, но находил в себе силы на то, чтобы сконцентрироваться на работе. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став еще более нервным и гнетущим. Главное место в творчестве занял прихотливо искривленный контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет.

Тайна смерти

В июле 1890 года Ван Гог отправился на очередную прогулку в лесу. Там произошла трагедия - художник выстрелил себе в сердце, но пуля прошла чуть ниже. Ван Гог смог самостоятельно добраться до номера гостиницы, в которой жил. Местечко Овер-сюр-Уаз, где произошла трагедия, было в ту пору весьма популярно у поклонников таланта мастера. Директор музея Ван Гога в Нидерландах, Аксель Рюгер, уверен, что художника мог убить кто-то из них. Серьезные исследователи уже сейчас развивают эту версию, однако по-прежнему принято считать, что Винсент ван Гог погиб в результате попытки самоубийства.

«Энциклопедия Смерти. Хроники Харона»

Часть 2: Словарь избранных Смертей

Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.

Эпикур

ВАН ГОГ Винсент

(1853-1890) голландский художник

Известно, что Ван Гог страдал приступами безумия, один из которых привел даже к тому, что он отрезал себе часть уха. За год с небольшим до смерти Ван Гог добровольно решил поселиться в приюте для душевнобольных в Сен-Поль-де-Мозоле (Франция). Здесь ему выделили отдельную комнату, которая одновременно служила мастерской; он имел возможность в сопровождении служителя бродить по окрестностям, чтобы писать пейзажи. Здесь у него первый и последний раз в жизни купили картину - некая Анна Бош заплатила 400 франков за картину "Красная виноградная лоза".

29 июля 1890 года после обеда Ван Гог в одиночку, без служителя ушел из приюта. Он немного побродил по полю, затем зашел на крестьянский двор. Хозяев не было дома. Ван Гог достал пистолет и выстрелил себе в сердце. Выстрел не был столь точен, как его мазки. Пуля, попавшая в реберную кость, отклонилась и прошла мимо сердца. Зажимая рану рукой, художник вернулся в приют и лег в постель.

Вызвали врача Мазри из ближайшего поселка и полицию. То ли рана не причиняла Ван Гогу больших страданий, то ли он был малочувствителен к физической боли (вспомним историю с отрезанным ухом), но только, когда прибыла полиция, он спокойно курил трубку, лежа в постели.

Ночью он умер. Тело Ван Гога положили на бильярдный стол, а по стенам повесили его картины. Доктор Гаше, лечивший художника, зарисовал эту сцену карандашом.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения